какое судно захватили пираты в африке
Минобороны сообщило о спасении российскими моряками сухогруза от пиратов
Российские моряки предотвратили захват панамского контейнеровоза пиратами в Гвинейском заливе у западного берега Африки, говорится в сообщении Минобороны (есть у РБК).
По данным ведомства, экипаж большого противолодочного корабля «Вице-адмирал Кулаков» получил сигнал бедствия от сухогруза «Люция», который ходит под флагом Панамы. Судно шло из Того в Камерун. Экипаж «Люции» сообщил, что его попытались захватить неизвестные вооруженные люди, подошедшие к судну на «быстроходной лодке». После подачи сигнала бедствия экипаж контейнеровоза, согласно инструкции, укрылся в машинном отделении.
«С российского корабля незамедлительно был поднят вертолет Ка-27ПС с подразделением морской пехоты, который немедленно направился в район происшествия. При подлете военного вертолета пираты покинули судно, сели в быстроходную лодку и на полной скорости направились в сторону берега», — говорится в сообщении российского оборонного ведомства.
Позже с «Вице-адмирала Кулакова» на «Люцию» перешла группа антитеррора, которая освободила экипаж и досмотрела судно.
«Вице-адмирал Кулаков» входит в отряд российских военных кораблей, который в течение трех недель действует в Гвинейском заливе. Отряд обеспечивает «безопасность гражданского мореплавания, проводя мониторинг надводной обстановки с помощью палубной авиации».
За последний год пираты неоднократно захватывали суда в Гвинейском заливе. Так, в декабре 2020 года они напали на танкер Agisilaos и похитили четырех членов экипажа, включая россиянина. Моряков удалось освободить в начале января.
В конце января у побережья Нигерии было захвачено грузовое судно Mozart, ходящее под флагом Либерии. Пираты также взяли в заложники 15 моряков. Их освободили в феврале.
В мае пираты атаковали рыболовное судно Atlantic Princess, которое ходит под флагом Ганы. Они захватили пятерых членов экипажа, включая россиянина. Освободить их удалось в июле.
Пираты бежали с захваченного у берегов Африки контейнеровоза после появления вертолёта с российскими морпехами
В сообщениях говорится о том, что экипаж БПК «Вице-адмирал Кулаков» подавил активность пиратов в Гвинейском заливе. Пиратская группа у западных берегов Африки предприняла попытку по захвату судна, которое двигалось в том районе под флагом Панамы. На определённый момент попытка успехом увенчалась.
Пираты настигли судно на быстроходной лодке и попытались взять в заложники его экипаж и отогнать судно в ближайший порт для разгрузки в своих интересах. По последним данным, речь идёт о контейнеровозе.
Экипаж судна подал сигнал бедствия и в полном составе укрылся в машинном отделении. На сигнал отреагировали моряки российского боевого корабля. С его борта сразу же был поднят вертолёт Ка-27ПС с морскими пехотинцами. Как только вертолёт появился над захваченном пиратами контейнеровозом, преступники тут же стали бежать с судна на свою лодку. После на высокой скорости они направились к берегу.
По последним сведениям открывать огонь на поражение российские морские пехотинцы не стали. На контейнеровоз была высажена спецгруппа, которая сообщила экипажу грузового судна о том, что он вне опасности. Контейнеровоз смог продолжить плавание.
Нужно отметить, что под флагом Панамы сегодня ходят по торговым маршрутам суда компаний из самых разных стран. Причина в особых льготах при регистрации и эксплуатации судов именно в Панаме. О том, граждане каких конкретно стран находятся на борту освобождённого от пиратов контейнеровоза, не сообщается.
Гвинейский залив, а также прибрежные воды так называемого Африканского Рога являются одними из самых опасных с точки зрения потенциального нападения пиратов вод Мирового океана. К столь же опасным водам относится Малаккский пролив.
БПК «Вице-адмирал Кулаков» спас панамское судно от пиратов в Гвинейском заливе
Министерство обороны РФ
Вечером 25 октября в Гвинейском заливе у западного побережья Африки пираты напали на контейнеровоз. Первым об этом сообщил портал Dryad Global, специализирующийся на вопросах морской безопасности.
По данным компании, контейнеровоз MSC Lucia был захвачен неизвестными злоумышленниками в 86 морских милях к юго-западу от терминала Агбами (крупное нефтяное месторождение у берегов Нигерии в Гвинейском заливе, разрабатываемое американской Chevron — «Газета.Ru»).
Министерство обороны РФ
Dryad Global сообщил, что к месту нападения направляется военный корабль, и рекомендовал остальным судам избегать данного района. Как выяснилось, помощь подвергшемуся нападения судну оказал большой противолодочный корабль Северного флота ВМФ России «Вице-адмирал Кулаков».
«Около 13 часов на российском корабле был получен сигнал бедствия от контейнеровоза «Люция», идущего под флагом Панамы из Республики Того в Республику Камерун. Сообщалось о попытке захвата судна неизвестными вооруженными людьми на быстроходной лодке»,
— заявили в пресс-службе Минобороны РФ.
По данным ведомства, после сигнала бедствия экипаж торгового судна укрылся в машинном отделении в соответствии с инструкциями. С российского корабля в воздух подняли вертолет Ка-27ПС с подразделением морской пехоты для помощи морякам.
«При подлете военного вертолета пираты покинули судно, сели в быстроходную лодку и на полной скорости направились в сторону берега», — сообщили в Минобороны. Российские военные не стали преследовать пиратов.
Пираты покинули судно на быстроходной лодке
Министерство обороны РФ
После контрольного облета к контейнеровозу подошел «Вице-адмирал Кулаков», с которого на борт панамского судна высадилась антитеррористическая группа. Военные провели досмотр судна и обнаружили запертых в машинном зале моряков.
«Вице-адмирал Кулаков» вместе со средним морским танкером «Академик Пашин» и спасательным судном «Алтай» действуют в Гвинейском заливе уже на протяжении трех недель. Они отправились в поход из Северодвинска в конце июня. Сначала экипаж БПК принимал участие в военно-морском параде в Кронштадте, затем участвовал в тренировках российских моряков в Атлантике.
В августе-сентябре «Вице-адмирал Кулаков» действовал в Средиземном море, заходил в Алжир, Сирию, Кипр, а сейчас российские корабли обеспечивают безопасность гражданского мореплавания и мониторят надводную обстановку при помощи авиации у западных берегов Африки.
По данным сервиса MarineTraffic, контейнеровоз MSC Lucia был спущен на воду в 1985 году и ходит под флагом Панамы. 190-метровое судно способно перевозить до 1893 контейнеров TEU. Сейчас оно все еще находится в Гвинейском заливе и движется в порт крупнейшего города Камеруна Дуалу.
Нападения пиратов в Гвинейском заливе происходят достаточно часто — район включен международным морским сообществом в список наиболее опасных для гражданских судов. Например, в декабре 2020 года пираты напали на танкер Agisilaos. Они похитили четырех членов экипажа, включая россиянина. Его удалось освободить только в январе. В конце января 2021-го у берегов Нигерии пираты захватили грузовое судно Mozart, шедшее под флагом Либерии. 15 захваченных заложников освободили в феврале. Еще одного моряка из России захватили в плен в мае у побережья Ганы. В июле его освободили.
Большая часть экипажа танкера с российскими и украинскими моряками захвачена в плен у берегов Африки
Российские моряки и их украинские товарищи по команде в беде у берегов Африки. Их корабль захвачен пиратами. Одно время главной угрозой считались сомалийские разбойники, но то, как было организовано нынешнее нападение, заставляет пересмотреть карту опасностей.
Гвинейский залив, нефтяные закрома Африки. Более 350 нефтегазовых месторождений. И с некоторых пор — одно из самых опасных мест Мирового океана из-за чудовищного разгула пиратов. Фактически каждое второе нападение морских разбойников происходит именно здесь.
На сей раз их жертвой стал нефтехимический танкер Curacao Trader, в прошлом носивший название Clipper Kitty. Он следовал из Того под флагом Либерии. На борту была команда из 19 человек — по данным компании, в управлении которой находится судно, это граждане России и Украины.
Официальное заявление руководства Alison Management Corp.: «Управляющая компания танкера Curacao Trader сообщает, что судно было атаковано в 210 милях от побережья Бенина. 13 из 19 украинских и российских членов экипажа были взяты пиратами в заложники — в результате судно в настоящее время дрейфует с неполной командой на борту».
Подробностей минимум; по некоторым данным, на борт танкера поднялись восемь вооруженных боевиков. Шли прицельно брать людей, а не судно: захват заложников с целью получения выкупа — это как раз почерк пиратов Гвинейского залива.
Однако, по данным аналитиков в области морской безопасности, никогда еще преступники не совершали рейды на таком отдалении от берега, их маломерные моторки просто не могут заплывать так далеко, а значит, у нападавших, скорее всего, была мощная поддержка.
Dryad Global: «Несмотря на то, что пираты обычно используют быстроходные катера, весьма вероятно, что их поддерживает крупное материнское судно, что позволяет им осуществлять операции в открытом океане вне территориальных вод и, соответственно, за пределами досягаемости государственных организаций по борьбе с пиратством».
По данным морских трекеров, Curacao на ходу, но лишен возможности управляться и движется на юго-восток со скоростью 10 узлов, то есть порядка 20 километров в час. На помощь танкеру выдвинулось ближайшее судно — рефрижератор Frio Chikuma. Российские дипломаты в Нигерии и Бенине по своим каналам собирают доступные сведения, перепроверяют информацию о том, что среди заложников есть наши соотечественники, и выясняют, что можно будет сделать для помощи похищенным морякам.
Круче, чем у Сомали. Что происходит в Гвинейском заливе
В субботу 18 июля стало известно о произошедшей накануне пиратской атаке на танкер Curacao Trader, произошедшей в Гвинейском заливе. Как сообщил ряд СМИ, судно атаковали восемь пиратов. Они захватили в плен 13 из 19 членов команды. Захваченные оказались гражданами России и Украины.
Изначально МИД Украины заявил о четырех украинцах, попавших в плен к пиратам. Однако позже количество пленных скорректировали. Министерство иностранных дел Украины уточнило, что среди захваченных моряков украинцев — шестеро. Неспокойный залив и непростой танкер. Что произошло с украинскими и российскими моряками у берегов Африки
Издание Украина.ру описало непростую и довольно темную историю судна Curacao Trader, а также вкратце рассказало о том, что происходит в Гвинейском заливе.
Но как получилось, что воды у Западной Африки стали для моряков опаснее, чем воды у берегов Восточной? И почему Аденский залив уступил славу пиратских вод Гвинейскому заливу?
С востока на запад
Еще десять лет назад все сообщения СМИ о пиратах сопровождались словами «Африка» и «Сомали». Украинцам особенно памятен захват танкера «Фаина» в конце сентября 2008 года. Тогда в плен пиратам попал 21 человек, среди которых было 17 украинцев, трое россиян и один латвиец. Их отпустили после уплаты выкупа в 3,2 млн в феврале 2009 году.
При этом 2008 год был еще не самым страшным в Аденском заливе. В том году, по данным Европейских морских сил, было зафиксировано 24 нападения. Но уже в 2009 году зафиксировали 163 нападения сомалийских пиратов, в 2010 году — 174, а в пиковом 2011 году — 176 нападений.
Неудивительно, что в массовом сознании морское пиратство и Сомали слились воедино. Это приводило подчас к парадоксам. Например, к появлению у образованной в 2014 году Донецкой народной республики военного подразделения с названием «Сомали».
«Имя «Сомали» мы получили с Иловайска. Тогда в подразделении было 70 человек и одна колесная пушка. Ко мне на помощь пришел Моторола. Идти пришлось по единственной обстреливаемой дороге, которую так и не заняли ВСУ. Его тоже хорошо обстреляли. И когда он добрался и увидел, по какой дороге ехал — пули прямо над дорогой свистят, он сказал: «Да у тебя тут Сомали целое!» А еще это же август был, погода жаркая, люди были кто в чем: кто в футболке, кто в тельнике, кто в майке, кто в камуфляже, кто в бриджах, в банданах. «Моторола» посмотрел и снова изрек историческое: «Ну натурально пираты у тебя тут бегают! Точно Сомали!», — рассказывал командир батальона Михаил Толстых, известный под позывным Гиви.
Его убили 8 февраля 2017 года, но батальон «Сомали» так и остается одним из самых боеспособных подразделений армии ДНР. Светлана Фабрикант: Бандиты напали на моряков, так как знали, что на судне украинцы и русские, и поэтому «обратки» не будет
Конец пиратству у берегов Сомали положили несколько факторов. Во-первых, за дело всерьез взялось международное сообщество. Еще в 2008 году Совет безопасности ООН впервые принял резолюцию, позволяющую странам отправлять свои военные корабли в территориальные воды суверенного государства для борьбы с пиратством. Речь шла исключительно о Сомали. С тех пор действие резолюции неоднократно продлевалось.
Решение Собеза ООН позволило странам начать наведение порядка в Аденском заливе. К флотилии военных кораблей НАТО у сомалийского побережья в 2008 году присоединился в том числе и российский сторожевой корабль «Неустрашимый». Он принял участие в инциденте с сухогрузом Powerful, отбив нападение пиратов.
А уже в августе 2009 года НАТО начало полномасштабную операцию «Океанский щит», в которой также участвовали и не члены Альянса, среди них и Украина с Россией. Во время этой операции, длившейся по декабрь 2016 года, было уничтожено несколько пиратских судов.
В целом, в регионе пиратство пошло на спад — в 2012 году было зафиксировано уже 34 нападения, что на 142 меньше, чем в предыдущем. А в 2015 году, по данным Европейских морских сил, не было ни одного нападения пиратов. В период с мая 2012 по март 2017 года, по данным ООН, сомалийским пиратам не удалось захватить ни одного судна.
После сворачивания операции «Океанский щит» в ноябре 2016 года сомалийские пираты снова попытались поднять голову. Так, согласно докладу Генсека ООН, предоставленного членам Совбеза», уже с марта по апрель 2017 года было совершено шесть нападений, в результате которых пираты захватили грузовые и каботажные суда. За период с марта по 30 сентября 2017 года было 22 неудачных нападения пиратов у побережья Сомали. В итоге резолюцию о возможности военных операций в территориальных водах Сомали продлили.
«Совет Безопасности ООН вновь призывает все государства и региональные организации участвовать в борьбе с пиратством и вооруженным разбоем на море у берегов Сомали…, направлять в этот регион военные корабли, вооружения и военную авиацию, обеспечивать базы и материально-техническое снабжение сил по борьбе с пиратством, а также конфисковывать и уничтожать катера, суда и вооружения, которые используются для совершения пиратских действий», — говорилось в принятой 7 ноября 2017 года резолюции Совбеза ООН.
К тому времени борьбу с пиратами у побережья Сомали взяли на себя не только западные страны, но и такие государства, как Индия и Китай.
Сомалийцы постепенно возвращались к более мирным профессиям, например — рыболовству. Но с пиратами у берегов Африки покончено не было. Напротив, на карте мирового океана появилась новая «горячая точка» — Гвинейский залив. Африканские пираты взяли в плен украинского моряка
Все дело в нефти
В 2016 году, когда с пиратством у берегов Сомали было почти что покончено, начали все громче раздаваться голоса, предупреждающие об опасности с другого конца Африки. 25 апреля 2016 года Совет безопасности ООН впервые за несколько лет провел заседание, посвященное пиратству в Гвинейском заливе.
На заседании члены Совбеза ООН указали на важность «выявления всех возможных или потенциальных связей между пиратством и вооруженным разбоем на море и террористическими группами в Западной Африке и Сахельском регионе».
Кроме того, в Совбезе подчеркнули важность применения комплексного подхода в борьбе с пиратством в Гвинейском заливе. Заместитель постоянного представителя России в ООН Евгений Загайнов указал, что пиратство в Гвинейском заливе имеет все черты отлаженного преступного бизнеса.
А заместитель постоянного представителя США при ООН Мишель Сисон указала, что с начала 2016 года только у берегов Нигерии было зафиксировано 32 нападения на суда. Она сослалась на данные британского Королевского института международных отношений, согласно которым каждый день в Гвинейском заливе пираты похищают до 400 тыс. баррелей нефти.
Месяц спустя — в мае 2016 года — заговорили о том, что нефть, в том числе и из-за падения цены на нее, уступила место по популярности другому «объекту» — людям.
К тому времени за год от рук пиратов в Гвинейском заливе погибли 23 моряка. Шестьсот моряков прибыли в Борисполь из Барбадоса
«Мы сравнили это количество со статистикой в других регионах. Даже в западной части Индийского океана, где действуют пресловутые сомалийские пираты, такое количество моряков гибнет за несколько лет. Сказать, что мы обеспокоены — это ничего не сказать», — заявлял представитель Балтийского и международного морского совета (BIMCO) Джилес Ноакес.
В 2019 году его организация — BIMCO — призвала ЕС, Китай и США активно противостоять пиратству в этом проблемном регионе. Тогда же Индия запретила своим морякам работать в Гвинейском заливе.
Поведение Индии было понятным: в предыдущем — 2018 году — по данным Международного морского бюро, количество нападений в Гвинейском заливе удвоилось. А за первые три месяца 2019 года в этом же заливе произошло 22 нападения на суда, в том числе и 21 похищение людей. Примечательно, что за этот период из других регионов мира не поступало сообщений о захвате заложников.
Тем временем добыча нефти в заливе росла. Как отмечает Telegram-канал Zangaro Today, посвященный общественно-политической жизни Африки, пиратство росло пропорционально с нефтедобычей. При этом пираты нашли общий язык с теми, кто противостоял добычи нефти в дельте реки Нигер.
При этом автор публикации указывал, что не стоит относиться к пиратам Гвинейского залива свысока.
«Пиратские сообщества Гвинейского залива — сложные вертикально-интегрированные структуры, настоящие военно-экономические предприятия. Обеспечить успешное пиратство без логистической поддержки, разведки и контрразведки, глубокого знания территориальных вод, судов и природы перевозимых грузов — невозможно. Невозможно долго существовать и без политического лобби, «взаимовыгодных» договоренностей с крупными судоходными компаниями, юридической поддержки и главное — лояльности местного населения, также получающего бенефиты от трансграничных ОПГ через клановые и этнические узы», — указывалось в публикации канала.
Примечательно, что сегодня пираты лучше оснащены, чем ранее, и расширяют сферу влияния. Так, атаку на танкер Curacao Trader назвали самым удаленным от берега актом пиратства в этом регионе.
«Несмотря на наличие скоростных катеров, весьма вероятно, что преступники поддерживаются более крупным материнским судном, что позволяет им поддерживать далеко удаленные от берега операции за пределами усилий государств по борьбе с пиратством», — сообщала специализирующаяся на безопасности компания Dryad Global.
А это значит, что украинские и российские моряки — не последние, которых возьмут в плен пираты Гвинейского залива.