какое судно строит северный поток 2 сейчас

В Германии допустили возможность заморозки «Северного потока-2» из-за Украины

какое судно строит северный поток 2 сейчас

Германия допускает возможность заморозки запуска газопровода «Северный поток-2» из-за Украины и для того, чтобы избежать зависимости от России. Такое мнение выразил немецкий обозреватель Штефан Корнелиус (Stefan Kornelius) в статье для Süddeutsche Zeitung.

По его словам, ФРГ оказалась в сложном положении и вынуждена искать выход, который станет важнейшим политическим решением, поскольку эта проблема долго откладывалась. Автор указал, что «псевдо-аргументы» кажутся все менее убедительными, например, реверсивное газоснабжение для Украины и других восточно-европейских стран.

На первых порах это может и сработать. Но когда газа будет не хватать и немецкие газоснабжающие компании станут бороться за каждый кубометр, конфликт переместится в Западную Европу. Поэтому решение может быть только одно: разделить владельца газа и оператора сети и избавиться от российской зависимости. Для этого нужно искать других поставщиков, использовать альтернативные энергоносители, жестко требовать исполнения договора и в конечном итоге быть готовым принять политическое решение заморозить газопровод

Материалы по теме

какое судно строит северный поток 2 сейчас

Одиссея «Академика Черского»

какое судно строит северный поток 2 сейчас

Водородная бомба

Корнелиус подчеркнул, что покупатель попал в зависимость и стал уязвимым к шантажу, а продавец пользуется этой ситуацией. Он добавил, что речь идет не только об Украине, но и о Германии, и проблема становится все больше.

Ранее, 9 ноября, депутат бундестага от партии «Левые», бывший глава комитета по экономике и энергетике Клаус Эрнст заявил об острой необходимости запуска газопровода «Северный поток-2». По его словам, Германии необходим газ по разумным ценам, а немецкие потребители ощущают острую необходимость запуска работы трубопровода.

Германии нужен российский газ

Германии нужен российский газ. России нужны немецкие деньги. Но верно и то, что Россия готова платить за эту зависимость высокую цену, чтобы продвигать другие, более важные интересы. Германия думает о зиме и следующей коалиции. Российский же президент мыслит стратегическими категориями. Доходы имеют для него второстепенное значение

Источник

«Северный поток — 2»

какое судно строит северный поток 2 сейчас

Значение

«Северный поток — 2» — новый экспортный газопровод из России в Европу через Балтийское море.

Решение о создании газопровода «Северный поток — 2» основывается на успешном опыте строительства и эксплуатации газопровода «Северный поток». Новый газопровод, также как и действующий, напрямую свяжет «Газпром» и европейских потребителей и обеспечит высокую надежность поставок российского газа в Европу.

Это особенно важно в условиях падения добычи газа в Европе и роста спроса на его импорт.

какое судно строит северный поток 2 сейчас

какое судно строит северный поток 2 сейчас

Проектная компания

Реализацией проекта «Северный поток — 2» занимается проектная компания Nord Stream 2 AG.

Маршрут

Точкой входа газопровода «Северный поток — 2» в Балтийское море станет район Усть-Луги Ленинградской области, далее газопровод пройдет по дну Балтийского моря и выйдет на территории Германии в районе Грайфсвальда, недалеко от точки выхода «Северного потока».

Протяженность маршрута — более 1200 км.

какое судно строит северный поток 2 сейчас

какое судно строит северный поток 2 сейчас

Схема газопроводов «Северный поток» и «Северный поток — 2»

Мощность

Совокупная мощность двух ниток «Северного потока — 2» — 55 млрд куб. м газа в год. Таким образом, суммарная проектная мощность «Северного потока» и «Северного потока — 2» составляет 110 млрд куб. м газа в год.

История проекта

В октябре 2012 года акционеры «Северного потока» рассмотрели предварительные результаты технико-экономического исследования строительства третьей и четвертой ниток газопровода и приняли решение, что их строительство является экономически целесообразным и технически осуществимым. Позже проект строительства третьей и четвертой ниток получил название «Северный поток — 2».

В апреле 2017 года Nord Stream 2 AG подписала с компаниями ENGIE, OMV, Royal Dutch Shell, Uniper и Wintershall соглашения о финансировании проекта газопровода «Северный поток — 2». Пять европейских компаний предоставят долгосрочное финансирование в объеме 50% от общей стоимости проекта.

какое судно строит северный поток 2 сейчас

какое судно строит северный поток 2 сейчас

Маартен Ветселаар, Клаус Шефер, Марио Мерен, Алексей Миллер, Герхард Шредер, Изабель Кошер, Жерар Местралле, Райнер Зеле и Маттиас Варниг после подписания соглашения о финансировании проекта газопровода «Северный поток — 2». 24 апреля 2017 года

В сентябре 2018 года начата укладка газопровода в Балтийском море.

какое судно строит северный поток 2 сейчас

какое судно строит северный поток 2 сейчас

Укладка газопровода в территориальных водах Германии

В сентябре 2021 года строительство «Северного потока — 2» завершено.

Соблюдение экологических норм

При строительстве «Северного потока — 2» используются надежные технологии, уже отработанные при строительстве «Северного потока». Использование успешного опыта компании Nord Stream AG, строившей и эксплуатирующей «Северный поток», дает дополнительные гарантии того, что «Северный поток — 2» будет реализован по самым высоким экологическим стандартам.

Источник

Строящее «Северный поток-2» судно вновь сменило владельца

какое судно строит северный поток 2 сейчас

Трубоукладочная баржа «Фортуна», которая недавно приступила к строительству короткого участка газопровода «Северный поток-2» в водах Германии, снова поменяла собственника. Как следует из обновленной записи в Российском международном реестре судов (РМРС), владельцем судна теперь является ООО «КВТ-Рус». Ранее собственником баржи значилось ООО «Универсальная транспортная группа», которое приобрело судно у гонконгской Strategic Mileage в начале октября 2020 года. Об этой транзакции РБК писал 1 декабря.

Новая смена собственника баржи произошла на фоне возможного ужесточения санкций США в отношении «Северного потока-2». Против проекта уже введены потенциальные санкции по линии закона CAATSA («О противодействии неприятелям Америки через санкции»), которые могут быть наложены на инвесторов проекта. С декабря 2019 года действуют санкции в отношении иностранных операторов судов-трубоукладчиков «Северного потока-2», из-за которых прекратила подводную укладку труб швейцарско-голландская компания Allseas. Наконец, в этом месяце конгресс США одобрил дополнительные санкции, которые могут быть распространены на страховщиков трубоукладочных судов для газопровода и на организации, сертифицирующие газопровод перед вводом его в эксплуатацию.

Точная дата, когда ООО «КВТ-Рус» получило в собственность баржу «Фортуна», из судового реестра не выводится. РБК направил запрос об этом в пресс-службу Минтранса (отвечает за реестры морских судов). 11 декабря «Фортуна» прибыла к месту строительства газопровода в исключительной экономической зоне Германии, где нужно проложить 2,6 км на относительно небольшой глубине. Сейчас баржа укладывает трубы к востоку от немецкого острова Рюген в Балтийском море, следует из данных сервиса Myshiptracking. Работы могут продлиться до 31 декабря, сообщало ранее Федеральное морское и гидрографическое агентство Германии.

Что известно о «КВТ-Рус»

«КВТ-Рус» — московское микропредприятие, как и прежний владелец — Универсальная транспортная группа (внесены в реестр малого и среднего предпринимательства ФНС). В 2019 году (последние данные ФНС) у нее практически не было активов, в кассе было 1 тыс. руб., а выручки не было. В компании работает один человек — ее гендиректор и учредитель Сергей Викторович Малков. Про него известно только то, что он руководит ЗАО СП «Аэроприма», зарегистрированном по тому адресу, что и «КВТ-Рус».

«КВТ-Рус» только 10 декабря 2020 года изменило зарегистрированный основной вид деятельности — с «оптовой торговли водопроводным и отопительным оборудованием» на «предоставление услуг по перевозкам», следует из данных ФНС. Дополнительный вид деятельности был изменен с «производства прочих насосов и компрессоров» на «деятельность морского грузового транспорта».

«Фортуна», построенная в Китае, но ходящая под российским флагом, строила прибрежный участок «Северного потока-2» в России до введения американских санкций. На тот момент судно по договору бербоут-чартера (аренды) эксплуатировала российская группа компаний МРТС. В августе 2020 года МРТС заявила, что не собирается участвовать в достройке «Северного потока-2». 1 декабря компания сообщила РБК, что договор аренды был расторгнут по инициативе собственника.

Зачем могла понадобиться очередная смена владельца

Универсальная транспортная группа, которая владела трубоукладочной баржей около двух месяцев, точно была осведомлена, с какими санкционными рисками столкнется, приобретая «Фортуну», то есть вряд ли компания вдруг осознала эти риски и избавилась от баржи, сказала РБК эксперт по санкциям в Университете Цюриха Мария Шагина. Поэтому скорее эти маневры с собственностью являются частью многоуровневой схемы с целью дистанцировать бывших владельцев судна от санкций, предполагает она.

Принятый в декабре 2019 года закон о санкциях против трубоукладчиков «Северного потока-2» предусматривал, что санкции также могут быть введены против иностранных компаний (в том числе российских), которые участвуют «в обманных или структурированных сделках», через которые суда предоставляются для достройки «Северного потока-2». По словам Шагиной, законодательные основы для введения санкций против организаторов таких схем существуют, но «в прошлом санкции не всегда вводились строго по букве закона».

«Вчера сенатор Тед Круз [инициатор санкций конгресса США в отношении «Северного потока-2»] объявил, что новый отчет о компаниях, предоставляющих суда для строительства газопровода, должен быть скоро опубликован», — добавляет Шагина. На основании этого отчета администрация США может ввести санкции против таких компаний. «Возможно, что это [смена собственников баржи] как-то связано с желанием запутать следы до того, как администрация Джо Байдена возьмет контроль над санкциями», — резюмирует эксперт.

По данным S&P Global Platts, всего осталось уложить чуть более 150 км трубопровода, из них около 147 км в водах Дании и несколько километров в Германии. Кроме того, участок у берегов Германии еще и намного мельче, чем датский. Глубина в этом районе не превышает 30 м, что позволяет использовать для строительства якорную «Фортуну», не обладающую системами динамического позиционирования. Кроме того, работы на таком мелководье не подпадают под американские санкции. Поэтому основной вопрос остается открытым — кто и как будет достраивать газопровод в водах Дании.

Системой динамического позиционирования обладает другой российский трубоукладчик — «Академик Черский», который пока не участвовал в строительстве «Северного потока-2» и курсирует в Балтийском море. Трубоукладчик принадлежит непубличному АО «Самарский теплоэнергетический имущественный фонд».

РБК направил запрос в швейцарскую проектную компанию Nord Stream 2 AG по строительству «Северного потока-2» и в пресс-службу «Газпрома» (100-процентный владелец Nord Stream 2).

Источник

Российское судно начало достройку «Северного потока-2»

какое судно строит северный поток 2 сейчас

Российское судно-трубоукладчик «Фортуна» начало достройку участка газопровода «Северный поток-2», проходящего по шельфу в исключительной экономической зоне Германии. Об этом говорится в сообщении оператора проекта, компании Nord Stream 2 AG, единственным акционером которой является ПАО «Газпром», передает ТАСС. РБК направил запрос в Nord Stream 2.

В компании сообщили, что трубоукладчик «Фортуна» уложит 2,6-километровый участок газопровода в водах на глубине менее 30 м. Там подчеркнули, что все работы ведутся в соответствии с полученными разрешениями.

Согласно данным сервиса слежения за движением морских судов MarineTraffic, «Фортуну» сопровождают суда снабжения «Катунь» и «Балтийский исследователь».

Немецкий участок — самый короткий из оставшихся недостроенных.

По данным S&P Platts, всего осталось уложить чуть более 150 км трубопровода, из них около 147 км в водах Дании, и несколько километров в Германии. Кроме того, участок у берегов Германии еще и намного мельче, чем датский. Глубина в этом районе не превышает 30 м (а 90% участка находятся на глубине мельче, чем 20 м), что позволяет использовать для строительства «Фортуну», не обладающую системами динамического позиционирования. На больших глубинах в соответствии с законодательством европейских стран строительством должны заниматься суда именно с безъякорной системой позиционирования, однако после введения санкций США и отказа швейцарской Allseas в достройке проекта у России осталось немного вариантов продолжения строительства. Помимо «Фортуны», не обладающей допуском к глубоководным работам, строительство может вести только судно «Академик Черский», курсирующий сейчас по Балтике.

Источник

Одиссея «Академика Черского» «Газпром» впервые допустил провал «Северного потока-2». Способное его достроить судно потратило год зря

«Академик Черский» за минувший год стал самым обсуждаемым в России судном. Его возможное участие в строительстве «Северного потока-2», странный маршрут и противоречивый статус возбудили любопытство самой широкой аудитории. Официальные лица и отдельные эксперты намекали, что ситуация под контролем и все идет по плану. Но в январе 2021 года кажется все более очевидным, что никакого плана не было, а решения принимались на ходу. Более того, на провал уже намекает даже «Газпром». Исторический поход за трубой — в материале «Ленты.ру».

Реалити-шоу

За последний год трубоукладчик «Академик Черский» стал самым популярным российским судном в новейшей истории. Сравниться с ним могут разве что «Мистрали», которые, правда, Франция так и не отдала, да единственный российский авианосец — стоящий на ремонте «Адмирал Кузнецов». Но никогда еще интерес широкой публики не был настолько устойчивым — и все это без каких-либо катастроф и чрезвычайных происшествий. Если только не считать чрезвычайной саму ситуацию с газопроводом «Северный поток-2».

Движение трубоукладчика превратилось в многосерийную остросюжетную драму, за которой следили миллионы людей. Например, февральский материал с заголовком «Способное достроить «Северный поток-2″ российское судно изменило курс» только на «Ленте.ру» прочитали более 300 тысяч человек, а в том или ином виде о событии написали все ведущие российские издания. В декабре заметка «»Академик Черский» покинул место продолжения «Северного потока-2″» собрала более 140 тысяч просмотров. Другими словами, поход интересовал читателей, каждое перемещение судна привлекало внимание.

Такой же вывод можно сделать из статистики поисковых запросов в «Яндексе». В апреле 2020 года «Черский» искали почти в два раза чаще, чем «Северный поток» — 131 тысяча против 72 тысяч. В октябре, ноябре и декабре, когда судно после многомесячного простоя вновь пришло в движение, число запросов на «Черский» составляло порядка 50 тысяч. Это всего в 2,5 раза меньше, чем у названия газопровода, хотя информационных поводов, связанных с последним, было несравнимо больше — чего стоят хотя бы заявления политиков.

С медийной точки зрения сильнее всего тему подогревала таинственность перемещений. Никто не знал, куда дальше пойдет «Академик Черский» и с какой целью. Официальные лица комментариев не давали, так что основным источником новостей стали порталы по отслеживанию трафика морских судов — Marine Traffic, Myshiptracking, Vesselfinder — и разного рода эксперты.

какое судно строит северный поток 2 сейчас

Конечно, главным в этой истории оставался газопровод — мегапроект, который столкнул лбами Россию, Европу и США. Однако именно «Академик Черский» выглядит лучшим кандидатом на роль символа действий и мотивов России.

Что плохо лежит

Краново-монтажное трубоукладочное судно Jascon-18 было заложено в 2007 году на верфи китайской компании Jiangsu Hantong Ship Heavy Industry. Его длина составляет 150 метров, ширина — 30 метров, численность экипажа — 400 человек. Заказчиком выступала нигерийско-голландская Sea Trucks Group Limited (STG), а проект разработали норвежцы из Vik-Sandvik. Тогда еще никакого отношения к России будущая надежда «Северного потока-2» не имела.

В собственность «Газпрома» судно попало почти случайно. У STG начались финансовые проблемы, не позволившие завершить строительство. В результате в декабре 2015 года Jascon-18 купил Сингапурский филиал российской компании «Межрегионтрубопроводстрой» (МРТС), взявший для этого кредит в Газпромбанке в размере миллиарда долларов под поручительство «Газпрома». При этом договор по неизвестной причине оформили тайно. Уже в январе 2016-го судно арестовали в Сингапуре по иску верфи, которая требовала оплатить строительство. Лишь в мае споры удалось уладить, и трубоукладчик перешел на баланс ООО «Газпром флот». Тогда же его переименовали в честь академика АН СССР Николая Васильевича Черского, занимавшегося вопросами поиска и разработки газовых и нефтяных месторождений.

какое судно строит северный поток 2 сейчас

Николай Васильевич Черский

Фото: В. Журавлев / РИА Новости

По сути российская компания воспользовалась удобным случаем. У нее не было планов по строительству или приобретению судна такого класса, но, вероятно, привлекательность предложения сделала свое дело. Как объяснял зампред правления «Газпрома» Виталий Маркелов, с помощью трубоукладчика можно было бы строить подводные газопроводы без участия иностранных судов.

Газ с этого месторождения должен был поступать в газопровод «Сахалин — Хабаровск — Владивосток», запущенный еще в 2011 году. От него хотели построить новое ответвление в Китай — дальневосточный маршрут или «Сила Сибири-3». По состоянию на 2021 год проект ушел в тень, но изначально Китай интересовался именно им. Газ с Сахалина для КНР в перспективе выгоднее, чем тот, что идет через «Силу Сибири» или «Силу Сибири-2».

Планы по работе трубоукладчика в Охотском море подтвердились в 2018 году. В июне «Газпром» объявил тендер на дополнительные работы стоимостью 821 миллион рублей. В договоре, заключенном по результатам закупки, прямо указывалась его цель: выполнение работ по модернизации и дооборудованию судна «Академик Черский» в рамках подготовки к проекту «Обустройство Киринского ГКМ» (корректировка 2) с возможностью дальнейшего использования на Южно-Киринском ГКМ для нужд ПАО «Газпром».

Из грязи в князи

какое судно строит северный поток 2 сейчас

Фото: Сергей Гунеев / РИА Новости

В октябре 2019 года разрешение удалось получить, и в начале ноября работы возобновились. Вели их суда швейцарской компании Allseas — Pioneering Spirit и Solitaire. В конце декабря, когда оставалось достроить семь процентов газопровода, США пригрозили всем владельцам судов, которые будут участвовать в работах, арестом имущества в США и запретом на трансакции. Allseas сразу остановила работы, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы.

Впервые «Академика Черского» официально охарактеризовали как судно, способное достроить «Северный поток-2», в конце декабря. Его название упомянул министр энергетики России Александр Новак (сейчас — вице-премьер), рассуждая о сроках строительства. Впрочем, еще до этого на такую возможность указывали эксперты. Если судить по комментариям официальных лиц, поначалу в «Газпроме» надеялись договориться с какой-то другой европейской компанией или найти подходы к Allseas. Но такие ожидания быстро сошли на нет — попасть под санкции потенциальным партнерам категорически не хотелось.

Даже за первый внутрироссийский газопровод «Джубга — Лазаревское — Сочи» отвечала румынская компания GSP Offshore. И куда более дорогие «Голубой поток», «Северный поток» и «Турецкий поток» тоже прокладывали иностранные трубоукладчики. В итоге было объявлено, что проект Россия завершит своими силами, но с помощью каких судов — неизвестно.

какое судно строит северный поток 2 сейчас

Фото: Дмитрий Лельчук / РИА Новости

Претендентов было два — «Академик Черский» и баржа «Фортуна». У обоих судов имелись проблемы: первому требовалось дооборудование для укладки труб большего диаметра, а второе не имело системы динамического позиционирования, без которого Дания не разрешала проводить работы. Кроме того, баржа могла укладывать трубы с куда меньшей скоростью, а трубоукладчик был не в состоянии вести работы на мелководье у берега Германии.

Неуловимый Джо

Будет «Северный поток-2», и остановить этот процесс, как показывает жизнь, американцам не удается, а это значит, что Россия если пока и не доминирует, то уже приобрела значительно более сильный авторитет, несмотря на все эти информационные войны, которые США активно ведут против нас в течение последних пяти лет. Американцам практически ничего не удалось из ими задуманного

Многие ожидали, что «Академик Черский» отправится в путь немедленно, но он вышел из порта Находки только 9 февраля, когда задержка начала вызывать вопросы. Тем не менее она позволяла предположить, что необходимая модернизация произведена, а значит, прибыв на место, судно сможет сразу же приступить к работам. Первой точкой назначения, как указывали порталы по отслеживанию морского трафика, был назван Сингапур. Попасть туда трубоукладчик должен был 22 февраля, но 24-го, так и не зайдя в порт, он сменил точку на Коломбо, столицу Шри-Ланки. В этот момент версия о том, что судно спешит в Балтийское море, уже не вызывала сомнений.

А затем начались загадки. В районе острова Северная Суматра судно перестал определять портал MarineTraffic; позднее, 6 марта, его не мог найти и VesselFinder. «Академик Черский» отключил автоматическую идентификационную систему (AIS), которая позволяла следить за его маршрутом. Перед этим, 2 марта, трубоукладчик прошел мимо Коломбо и указал пунктом назначения Суэц. Спустя десять дней после пропажи судно объявилось у берегов Мадагаскара, хотя пунктом назначения все так же значился город в Египте.

какое судно строит северный поток 2 сейчас

Фото: Farah Abdi Warsameh / AP

Это местоположение стало полным сюрпризом. Дело в том, что 4 марта в Коломбо зашел сторожевой корабль Балтийского флота «Ярослав Мудрый». Через пару дней он был уже в Аденском заливе, как раз в то время, когда трубоукладчик отключил AIS. Казалось логичным, что корабль охраняет «Академика Черского» от сомалийских пиратов и других неочевидных проблем.

Вопросов стало еще больше, когда трубоукладчик направился сначала в Мозамбик, а потом в ЮАР. В конце марта судно вошло в воды Атлантического океана, так что стало понятно: по неизвестной причине был избран окольный маршрут через Африку. В числе прочих звучали предположения об опасности захода в воды стран НАТО, где трубоукладчику якобы могли запретить прохождение по указке США (например, отказать в страховке).

В апреле на подходе к Гибралтарскому проливу «Академик Черский» повысил градус абсурда, объявив, что идет в египетский Порт-Саид, расположенный на входе в Суэцкий канал. Все выглядело так, что трубоукладчик собрался в обратный поход по более короткому маршруту. Старший директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам агентства Fitch Дмитрий Маринченко не исключил, что «Газпром» пересмотрел планы строительства из-за глобального экономического кризиса и обрушения цен на энергоносители.

Однако в Порт-Саид «Академик Черский» не пошел, а начал движение в направлении, противоположном указанному, — в сторону Великобритании. Спустя несколько суток он поменял пункт назначения на шотландский Абердин (допустив при этом ошибку в написании — Aberdin, а не Aberdeen), но и туда заходить не стал. Под конец трубоукладчик выставил следующим портом Находку, что привело к предположениям о походе обратно через Северный морской путь, а потом немедленно направился в пролив Каттегат между Данией и Швецией. И только там была указана реальная цель маршрута — Калининград. В российский город «Академик Черский» прибыл 3 мая.

Туда, сюда, обратно

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков объяснил специфический путь трубоукладчика опасностью санкций. По его мнению, так Россия пыталась избежать блокировки проливов. Он же объяснил, что спешить в реальности было некуда, потому что работы на Балтике лучше проводить летом, когда меньше штормов, а необходимую модернизацию могли провести и в Находке. Отдельные СМИ также считали, что трубоукладчик маскировал намерения, чтобы сбить с толку противников газопровода.

какое судно строит северный поток 2 сейчас

Фото: Stefan Sauer / dpa / AP

Казалось, что дальнейшие действия только подтверждают этот план. Уже 9 мая судно прибыло в немецкий порт Мукран — базу строительства. Еще через несколько дней спутниковые фотографии показали, что на пристань, оборудованную краном для погрузки, подвезли трубы для газопровода. Вскоре, 28 мая, трубоукладчик вышел из порта, но уже на следующий день вернулся обратно. Так начался новый этап, едва ли не более загадочный, чем первый.

Пока «Академик Черский» стоял в Мукране, Россия запросила у Дании разрешение использовать для строительства суда с якорным позиционированием, то есть баржу «Фортуна», находящуюся там же, где и «Академик Черский». Дания подумала четыре недели и согласилась с предложением. Срок, необходимый для обжалования решения, истекал 3 августа. С этого момента, указывали власти страны, можно было продолжать работы. Однако никаких действий со стороны России не последовало.

Источники также утверждали, что строительству газопровода мешает треска — якобы из-за нереста рыб любые работы запрещены до конца сентября. Помимо этого, арендатор «Фортуны», компания «Межрегионтрубопроводстрой» (МРТС), отказалась предоставлять трубоукладочную баржу для достройки российского проекта, чтобы не становиться мишенью для санкций.

В середине августа глава аналитического департамента AMarkets Артем Деев рассказал, что «Академик Черский» еще не переоборудован, не получил разрешение на работы и не прошел сертификацию. К концу сентября в Мукран прибыло судно снабжения трубоукладчика «Иван Сидоренко», другое судно с аналогичным функционалом «Остап Шеремета» находилось в Калининграде. Такие действия, казалось, подтверждали, что работы вот-вот возобновятся.

какое судно строит северный поток 2 сейчас

Фото: Peter Hartenfelser / Globallookpress.com

Наконец, 1 октября «Академик Черский» вышел из Мукрана, но, вопреки надеждам, пошел в Калининград и встал там на якорь. В конце октября в «Газпроме» заметили, что возобновлению строительства мешают многие факторы, например, погода. В ноябре трубоукладчик вернулся в Мукран, а ближе к концу месяца снова без объяснения причин отправился в Калининград.

В начале декабря «Академик Черский» наконец встал на якорь в месте, где работы должны возобновиться. Но через несколько дней покинул его и вернулся в Россию. В начале января он повторил маневр, простояв на месте пару дней. За это время «Фортуна» достроила участок длиной 2,6 километра возле Германии.

Новой ключевой датой стало 15 января — тогда вступало в силу датское разрешение возобновить строительство. Правда, касалось оно судов с якорным позиционированием, то есть «Фортуны». Ведь еще в конце декабря Морское управление Дании сообщило, что участок протяженностью 147 километров к югу от острова Борнхольм будет строить именно баржа, а помогать ей будут суда снабжения «Мурман» и «Балтийский исследователь».

Hello, Америка

Но ни она, ни «Академик Черский» в эту дату так и не сдвинулись с места. Более того, в тот же день представитель Nord Stream 2 AG рассказал, что начало работ отложено как минимум на несколько недель, а может, и позднее, потому что потребовалась дополнительная проверка оборудования.

Необъяснимое, на первый взгляд, поведение трубоукладчиков приобретает чуть больше логики, если вспомнить, что основной проблемой в самом начале были не технические, а юридические ограничения, точнее — санкции. И переправка судна к месту строительства никак не снимала имеющиеся проблемы.

какое судно строит северный поток 2 сейчас

какое судно строит северный поток 2 сейчас

В середине мая сенатор Тед Круз напоминал, что никаких исключений для судов, задействованных в строительстве «Северного потока-2», санкции не предусматривают. И если его достроит «Академик Черский», то ограничения ударят по «Газпрому». Реакция последовала тут же — в начале июня стало известно, что трубоукладчик принадлежит не «Газпром флоту», а Самарскому теплоэнергетическому имущественному фонду (СТИФ), входящему в группу «Газпрома». Такой способ вроде бы должен был защитить головную компанию.

Но связь решили еще усложнить. Летом российский газовый монополист пропал из списка аффилированных со СТИФом лиц, а сам фонд сменил адрес регистрации с Самары на Санкт-Петербург. На всякий случай поменяла владельца и «Фортуна». В декабре стало известно, что с октября судном владеет не гонконгская Strategic Mileage, а некое микропредприятие ООО «Универсальная транспортная группа» (УТГ) с двумя сотрудниками в штате. Впрочем, спустя пару недель судно перешло к ООО «КВТ-Рус», у которого всего лишь один сотрудник.

Другой проблемой оказалась необходимость страховки для судна, которое будет достраивать газопровод. Без нее работы в датских водах не разрешат. Еще в конце 2019 года об этом говорил глава «Нафтогаза» Андрей Коболев, но официально российские власти обходили ситуацию молчанием. В сентябре международная группа клубов взаимного страхования судовладельцев (IG P&I) отказалась предоставлять страховое покрытие судам, задействованным в работах. Причиной были названы американские санкции, угрожающие страховщикам.

какое судно строит северный поток 2 сейчас

Фото: Yuri Gripas / Reuters

Впрочем, проблемы достройки — лишь часть общих, связанных с США трудностей, которые преследуют проект. Как утверждают источники, компании, задействованные в работах, столкнулись с давлением американских дипломатов и сенаторов. Более того, с 1 января вступил в силу новый пакет американских санкций, распространяющий их на услуги по страхованию строительства, тестированию, проверке и сертификации трубопровода. В «Газпроме» утверждают, что вынуждены засекречивать переговоры, но прошло уже больше года, и пока эта секретность ни к чему не привела.

Только за последнее время от сотрудничества отказались норвежская DNV GL, которая должна была заняться сертификацией газопровода, причем новых партнеров найти не удалось. Прекратила все действия датская инжиниринговая компания Ramboll. Вышла из проекта швейцарская Zurich Insurance Group, которой прочили роль основного страховщика «Северного потока-2», присоединился к числу отказников германский концерн Bilfinger SE. А напоследок США ввели санкции в отношении «Фортуны».

Так себе союзник

Но отбиваться приходилось не только от США. Европа, пусть и возмущалась действиями Вашингтона в отношении своих компаний, делала все, чтобы снизить значимость нового газового маршрута. Разрешения на строительство, которые выдали Дания и Германия, вряд ли можно считать достижением — с этой стороны формальных поводов отказать «Газпрому» и не было.

какое судно строит северный поток 2 сейчас

какое судно строит северный поток 2 сейчас

А вот добиться для себя исключений из-под обновленной газовой директивы российская компания не смогла. По новым правилам, даже при достройке она получит право лишь на половину прокачки — 27,5 миллиарда из 55 миллиардов кубометров в год. Аргументы, что с финансовой точки зрения «Северный поток-2» достроен, предсказуемо не сработали. Одним из предложений стала продажа газа европейским компаниям на территории России, у входа в трубопровод, чтобы другую его половину заполняли уже они. Тогда придется менять федеральное законодательство, потому что правом на экспорт трубопроводного газа из страны обладает только «Газпром».

В Германии парламент федеральной земли Мекленбург — Передняя Померания создал экологический фонд, с помощью которого разные компании могут участвовать в проекте без опасений войти в санкционный список. В теории такая защита может сработать, хотя проект больше всего похож на инициативу ЕС по торговле с Ираном. Когда США вышли из «ядерной сделки», Европа пыталась защитить свои компании от американского давления, но затянула создание механизма на долгие годы. Позволят ли возможности немецкого региона сделать то, что вызвало такие проблемы у Брюсселя, вопрос открытый. Тем более по поводу этого фонда нет единства даже в ФРГ.

На этом фоне в «Газпроме» задумались о поставках по «Северному потоку-2» водорода — топлива, на которое в перспективе перейдет Евросоюз, а обратно забирать углекислый газ. Однако если уж делать ставку на это, то строительство проекта можно спокойно заморозить на неопределенный срок.

Хитрый план

На протяжении последних лет российские официальные лица утверждают, что газопровод обязательно заработает, а преграды, которые ставят конкуренты, еще немного и удастся преодолеть. Что конкретно надо для этого сделать, умалчивается, но само собой предполагается, что план есть, и он успешно реализуется. Верить в него мешают несколько историй.

какое судно строит северный поток 2 сейчас

какое судно строит северный поток 2 сейчас

В первой половине 2010-х годов в России принято было не обращать внимания на возможность конкуренции со стороны сжиженного природного газа. Считалось, что он никогда не сможет соперничать с трубопроводным. Однако весь прошлый год едва открытый «Турецкий поток» стоял недозагруженным именно из-за дешевого СПГ. После конфликта с Украиной не менее уверенно говорилось, что соседняя страна обязательно вернется к покупке российского газа. Не вернулась. Позднее на самом высоком уровне звучало, что контракт на транзит газа в Европу не продлят (продлили), а иск «Нафтогаза» в Стокгольмский арбитраж бесперспективен («Газпрому» пришлось выплатить почти три миллиарда долларов).

Отдельной темой выглядит запуск «Силы Сибири». Расследование «Ленты.ру» показало, что освоение Чаяндинского месторождения, ресурсной базы газопровода, произошло с массой нарушений. Из-за них возможность прокачки контрактных объемов в Китай находится под угрозой. «Газпром» не признает проблемы, но летом формат проекта «Сила Сибири-2» радикально пересмотрели. В нем появилась смычка с первой «Силой Сибири», которая позволит замаскировать трудности, если они проявятся. Пока же Китай не выбирает даже минимальные объемы газа, что только подтверждает мрачные прогнозы экспертов о неокупаемости проекта. Второй маршрут, если его завершат, окажется дороже. Трубу необходимо протянуть с Ямала, а пойдет она через сейсмоопасную зону, что подтвердило недавнее землетрясение в Монголии.

С учетом прошлого опыта поход «Академика Черского» выглядит откровенно абсурдным. Сложно отделаться от ощущения, что действиями тех, кто принимал решения, руководил не расчет, а русский авось.

Главное — маневры

Для примера, по пути из Находки в Калининград «Академик Черский» прошел более 30 тысяч километров, обогнув Африку. А после девять месяцев стоял без дела из-за трудностей, которые были известны еще до его выхода. Весной, после начала навигации, он мог бы пройти по Северному морскому пути (около 12 тысяч километров), к его охране не пришлось бы привлекать военные суда, то есть путь оказался бы несравненно дешевле и занял бы заметно меньше времени.

какое судно строит северный поток 2 сейчас

Фото: Вадим Жернов / РИА Новости

И сами опасения, что США силой остановят движение трубоукладчика (иначе зачем его у берегов Европы сопровождали корабли Балтийского флота?), оставляют в недоумении. Во-первых, беспрецедентное нападение на гражданский корабль резко повысило бы градус конфликта. Во-вторых, в таком случае никому уже не было бы дела до формального пункта назначения, который скрывал «Академик Черский». А самое главное, США сразу объяснили, каким образом положат конец проекту, и были последовательны в этой тактике.

Отдельно от всего переход трубоукладчика на другой конец страны привел к заморозке на неопределенный срок проекта, ради которого он и был куплен. Юшков утверждает, что после санкций США, запретивших поставки оборудования, прежняя схема разработки Южно-Киринского месторождения провалилась, и значит, укладывать там трубы и незачем. Но санкции ввели еще в 2015 году, а «Академика Черского» российская компания купила в 2016-м, потратив позднее деньги на его модернизацию. Так что либо ошибкой были сами инвестиции в ненужное судно, либо его уход все же остановил развитие проекта.

Переходы трубоукладчика из порта в порт в течение девяти месяцев, скорее всего, не несут никакого смысла и являются чем-то вроде попытки посмотреть на реакцию противника, спровоцировать его. Чем руководствовались те, кто отправлял судно из Мукрана в Калининград и обратно, вряд ли станет известно. Непонятно даже, что о планах России знали власти Германии, ведь еще 1 декабря 2020 года Федеральное ведомство по судоходству и гидрографии указало, что, насколько им известно, работами будет заниматься «Академик Черский».

Больше всего история трубоукладчика напоминает имитацию бурной деятельности, только в государственных масштабах. Что касается реальных надежд, то на них могут намекнуть цитаты первых лиц.

какое судно строит северный поток 2 сейчас

Фото: Алексей Дружинин / РИА Новости

«Северный поток-2» — это абсолютно очевидная вещь, так же как дважды два четыре — выигрышная, выгодная для экономики Европы в целом и Германии в частности. Другой вариант — покупка более дорогого американского сжиженного газа по цене на 20 процентов выше, чем наш трубный газ. Что это означает? Снижение конкурентоспособности германской экономики и повышение цен для домохозяйств

Между тем окончание строительства перенесено как минимум на середину 2021 года. Хотя в проспекте к размещению новых евробондов «Газпрома» дат нет, а есть желание завершить газопровод, как только это «станет разумно возможным». Более того, упоминаются некие исключительные обстоятельства, которые могут привести к провалу проекта, выплате компенсаций и штрафов.

Складывается впечатление, что последний год Россия ожидала помощи от Евросоюза, но так и не получила ее. Теперь же надежды связаны с администрацией Джо Байдена, который, возможно, окажется более лоялен к европейским союзникам. Если же потепление отношений газопровода не коснется, то хитрый план придется менять на реальный. Если он, конечно, есть.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *