какое странное имя было у последнего императора китайской династии цин
Какое странное имя было у последнего императора китайской династии цин
Маньчжурские правители Китая
Писать о жизни и деяниях правителей феодального Китая — дело трудное и сложное: их личная жизнь отгораживалась глухой стеной от постороннего взора и китайская официальная история не оставила об этом достоверных данных. Такие сведения не подлежали общественной огласке.
Тысячелетние традиции, поддерживаемые беспощадной расправой над их нарушителями, соблюдались неукоснительно: никто со стороны не смел наблюдать за личной жизнью императора и вслух произносить его имя, а во время выезда императорского кортежа за пределы дворцов простолюдину запрещалось под угрозой суровой кары даже взглянуть на лик Сына неба.
Проще воссоздать связанные с именем правителя исторические события в Китае: их не упрячешь за массивные стены дворцов. Но потомков интересует не только описание самих исторических событий. Они хотят знать и частную жизнь правителей: их мироощущение, характер, внешний вид, вкусы, интересы, поведение, наклонности, отношение к окружающим. Отобразить же это с полной достоверностью не представляется возможным.
Воспроизводя далекое прошлое, историки обращаются не только к письменным памятникам, но и к передаваемым из поколения в поколение версиям, навеянным в основном субъективным восприятием, а следовательно, не во всем достоверным. Такую оговорку хотелось бы сделать, прежде чем приступить к изложению названной темы.
В предлагаемой книге мы попытались на основе уже опубликованной исторической и мемуарной литературы воспроизвести некоторые стороны личной и общественной жизни маньчжурских правителей Китая во второй половине XIX в. и начале XX в. и сделать это достоянием массового читателя.
Последние дни китайской династии Мин
В Пекине, к северу от бывших императорских дворцов, протянулся невысокий искусственно созданный горный хребет. Когда-то здесь на случай осады города неприятелем ссыпали уголь, поэтому это место назвали Мэйшань (Угольная гора). Сюда же переносили большое количество земли, из которой и образовалась гора с пятью вершинами. На ее склонах посадили много деревьев, особенно сосен и кипарисов, что придало этому месту красивый вид. Отсюда и произошло его новое наименование Цзиншань (Гора прекрасного вида). Эта тихая обитель некогда стала свидетельницей трагического события.
Китайскую династию Мин, господствовавшую около 300 лет (1368–1644), потрясала ожесточенная классовая борьба крестьян против помещиков-феодалов, которая переросла в крестьянскую войну.
Минская империя переживала серьезный политический и экономический кризис. Высокая рента, непосильные налоги и всевозможные поборы тяжелым бременем ложились на плечи крестьян, приводили их к обнищанию и разорению. В ряде провинций свирепствовал голод. Распри между феодалами, их междоусобные столкновения еще более накаляли обстановку. Чтобы поддержать расшатавшийся феодальный строй, минские правители не останавливались перед кровавой расправой над теми, кто открыто выступал против тирании.
В ходе этой борьбы вырос и возмужал выдающийся вождь крестьянской революции Ли Цзычэн (1606–1645). Его повстанческий отряд, ведя ожесточенные схватки со сторонниками феодального режима, к концу династии Мин стал самой крупной военной силой восставших крестьян. Повстанцы расправлялись с наместниками, императорскими родственниками, крупными чиновниками и помещиками, отбирали у них землю и распределяли ее между крестьянами.
Весной 1644 г. руководимая Ли Цзычэном армия восставших переправилась через реку Хуанхэ, а затем из провинции Шаньси приблизилась к столице династии Мин — Пекину. Подойдя к его главным воротам, повстанцы стали громко кричать императорским солдатам, находившимся на городских стенах: «Открывайте ворота, иначе не ждите пощады!». Не получив ответа, восставшие поднесли лестницы и решили взять штурмом городские ворота. Их усилия увенчались успехом: вскоре они оказались во Внешнем городе.
Эта весть дошла до императора Чун Чжэня. Растерявшись от внезапного вторжения восставших крестьян в Пекин, он спешно собрал своих приближенных и осведомился:
— Известно ли вам, что Внешний город находится в руках мятежников?
— Мы не знаем, — последовал ответ.
Когда император спросил, какой план защиты города от мятежников предлагают сановники, один из них самоуверенно сказал:
— Не беспокойтесь, Ваше величество. Мы будем сражаться даже на улицах и никогда не предадим родины.
Между тем восставшие крестьяне, преодолевая заслоны императорских войск, медленно, но неотступно приближались к Запретному городу.
Император нервничал и не мог заснуть: его не покидала тревога за свою судьбу. И вот с наступлением рассвета к нему пришел евнух и принес страшную весть — мятежники проникли во Внутренний город.
— Где же мои преданные войска? — с отчаянием спросил император.
— Они бежали, и вам, Ваше величество, следует спасаться бегством, — сказав это, евнух тут же удалился.
Ранним утром во дворце зазвонил колокол, который повелевал министрам прибыть на аудиенцию к императору. Но никто не явился на прием. Тогда император Чун Чжэнь снял с себя все украшения и богатые императорские одеяния, надел простой желтый халат и в сопровождении преданного евнуха Ван Чэнъэня покинул дворец и направился на гору Цзиншань, где с самого возвышенного места стал наблюдать, что происходит вокруг. Его взору предстала мрачная картина: всюду пылали пожары, дым окутал многие районы, где продвигались повстанцы, разрозненные императорские войска в беспорядке отступали и разбегались.
Повернувшись к императрице, он тихо и безнадежно произнес:
Присутствующие стали громко рыдать. Императрица со слезами на глазах обратилась к супругу со словами:
— Восемнадцать лет я преданно служила Вашему величеству, но вы ни разу не хотели меня выслушать. Вот теперь и пожинайте плоды своего невнимания.
Император послал за своей пятнадцатилетней дочерью. Она явилась с испуганным лицом. Обращаясь к ней, отец сказал:
Так было покончено с императорской семьей и наложницами. Настал черед самому императору. Стараясь спасти себя, он направился к воротам Аньдин, которые еще не подвергались штурму повстанцев: через них покинули Запретный город его три сына. Но теперь эти ворота были так завалены камнями и землей, что открыть их не представлялось никакой возможности.
Маньчжурская династия Цин в Китае: обзор
Маньчжурская династия Цин – одна из величайших династий в мире, правившая в Китае около 300 лет. За это время страна сильно расширила свои границы, а культурная и экономическая сферы жизни стали развиваться быстрыми темпами.
Историческое прошлое маньчжуров насыщено войнами, конфликтами, культурными периодами, яркими событиями. С другой стороны, благодаря взвешенному политическому курсу, маньчжурская династия Цин управляла Китаем. В эту эпоху Китай добился больших высот.
Маньчжурская династия Цин
Маньчжурская династия Цин в Китае: исторический обзор
В исторических документах можно встретить другое наименование маньчжурской династии. Это государство или империя Великая Цин 清朝.
Период правления маньчжуров охватывает года с 1644 по 1911. В 1917 году после монархического путча была попытка восстановить правление Цин, но власть удалось удержать только 11 дней.
До прихода маньчжуров в Китае правила династия Мин 明朝. После падения маньчжурской династии Цин возникла Китайская республика. С другой стороны, народность маньчжуров 满族составляет многочисленную этническую группу в Китае.
Расцвет империи приходится на XVIII век. Государство становится самодостаточным в плане экономики. С другими странами торговля не велась, т.к. соседние народы не могли предложить то, что могло заинтересовать Китай. Все, что нужно для своих нужд, китайцы производили сами. А лишнего ничего не оставалось.
Территориально к концу XVIII века императорским войскам удалось присоединить к Китаю Тибет, Джунгарию, Киргизию, восточный Казахстан. От империи Цин зависели такие страны, как Корея, Непал, Бутан, Бирма и Вьетнам.
Самыми успешными правителями династии Цин 清朝 были Канси康熙и Цяньлун乾隆. Император Канси был 4-ым из династии Цин. Китайский император Цяньлун – 6-м.
Кто такие маньчжуры?
Родиной этноса является Маньчжурия – это обширные площади земель, находившиеся за пределами Великой Китайской стены 万里长城. В самом начале своего появления маньчжуры носили название чжурчженэй 金人 (дословно «золотые люди»).
Привычное имя закрепилось за народом в 1635 году. Это произошло, когда вышел указ, что объединенные племена будут носить единое название – маньчжуры.
Предками маньчжуров были племена сушенэй. Они появились здесь более 2000 лет назад. Сушенэй жили на берегах Амура или по-китайски Хэйлунцзян 黑龙江 (дословно «река черного дракона»).
От этого племени произошло другое – мохэ. Далее они разделились на многочисленные кланы и общины. Одна из общин называлась чжурчжэней.
Это племя стало объединять свой народ вокруг Маньчжурии – территории на северо-востоке современного Китая. Произошло это в 1538 году. Предводителем был вождь Нурхаци. Он является основоположником династии Цин.
Нурхаци имел хорошие организаторские и дипломатические способности. Благодаря этим качествам под его началом собрались не разрозненные племена, а хорошо собранное и укомплектованное многочисленное войско – восьмизнаменная армия.
Кроме военной функции, его народ был объединен единой социальной общностью. Восьмизнаменный уклад общества представлял собой единую систему маньчжуров, основанную на производительности, военном деле и политике. Вождь учредил маньчжурскую письменность.
Маньчжурская династия Цин – приход к власти в Китае
Начиная с 1609 года, Нурхаци перестает отдавать положенную дань. Начинаются постоянные набеги на китайские земли, которые после смерти Нурхаци продолжал его сын – Абахай. К середине 1620-х годов Абахай и его войско подошло вплотную к Великой Китайской стене.
Сын Нурхаци провозгласил себя императором. Его воины захватывают в плен китайцев, грабят поселения. В 1636 году Абахай захватил провинцию Ляонин 辽宁省. Для защиты северных границ император Мин направляет армию под командованием У Саньгуа.
Но в самом Китае внутренние дела шли не очень хорошо. Там в 1644 году поднялось крестьянское восстание под управлением Ли Цзычена.
Повстанцам удается захватить Пекин и свергнуть с трона императора Мина. Сам Ли Цзычен объявил себя новым императором.
Выбить восставших крестьян и их предводителя из столицы удалось благодаря сговору У Саньгуа и восьмизнаменной армии маньчжуров. Генерал открыл им шанхайский проход, тем самым освободив дорогу к правлению Китаем.
Армия выбила из Пекина войска Ли Цзычена 6 июня 1644 года. Предводитель крестьян погиб, а У Саньгуа перешел на службу к малолетнему императору Цин – Айсиньгёро Фулиня. Более известен как Канси 康熙 (1654-1722), что означает «процветающее и лучезарное».
Так маньчжурская династия Цин 清朝 в Китае начала править огромными территориями. Не все земли сразу приняли нового правителя. Захват и установление новой власти продолжался еще около 40 лет.
Последней территорией, перешедшей под власть Цин, стал Тайвань в 1683 году. Время правления императора Канси называют золотым веком Китайского государства.
Династия Цин — политика в Китае
Несмотря на то, что культура, уклад общественной жизни и традиции маньчжуров отличались от китайских, грамотный подход императоров Цин к управлению столь разнообразными и многочисленными землями принес ощутимые результаты. Соответственно, по происхождению чужому народу удалось 260 лет править китайцами.
Государственное управление во время правления династии Цин
Внутренней политика династии Цин в Китае была нацелена на сохранение тех принципов государственного устройства, которые были до прихода к власти. Государственное управление осуществлял:
Власть императора передавалась по наследству по мужской линии. Императором мог стать любой из сыновей, имя наследника заранее никогда не объявлялось.
Армия состояла из хорошо обученных и отлично вооруженных маньчжуров. Они назывались восемь знамен. Армия из китайцев носила название зеленые войска, но они имели худшее оснащение и вооружение.
Маньчжурская национальность была в приоритете при распределении высших должностей в военном и административном деле. Занятия промышленным производством для маньчжуров считалось зазорным делом.
За уголовные деяния китайцы и маньчжуры получали разные наказания, естественно худший вариант ожидал первых. Китайцы занимали посты в руководящих структурах, но это были не самые важные и ответственные места работы. Другие этносы в раздаче постов вообще не участвовали.
Общественное устройство во время династии Цин
К моменту прихода династии Цин к власти в Китае маньчжуров было около 300 тысяч, а китайцев намного больше. Император не хотел, чтобы его этнос был поглощен и ассимилирован с китайской культурой. Соответственно, смешанные браки были под строгим запретом.
Территориально-административное устройство Китая тех времен представляло собой разделение на провинции, в каждой из которых находилось по 10 наместничеств.
Провинция имела свое войско и финансовый аппарат. Они никак не взаимодействовали друг с другом. Это было сделано с целью предотвратить объединение китайцев.
Сословный строй – династия Цин
В XVIII веке было составлено положение, закрепляющее сословный строй. Самыми бесправными в нем были вечные рабы и крестьяне. Их обложили всевозможными податями, запретами и наказаниями за провинности. Не сильно лучше жилось ремесленникам, актерам, низшим служителям при государственных учреждениях и горожанам. Женщины не имели никаких прав.
Выше всех в сословном отношении была знать и дворянство, состоящее из маньчжуров. По факту к ним были приравнены, хоть и не документально, крупные китайские феодалы и купцы.
Даже для знатных людей были созданы искусственные перегородки. Вся жизнь подчинялась строгому регламенту: как одеваться, как принимать пищу и гостей, какой внешний вид и прочее.
К примеру, китайцы должны были брить часть головы и носить косу. Любого, кто посмел ослушаться – лишали головы.
Укреплению династии на троне поспособствовало то, что Цин придерживались философии Конфуция 孔子. От своего традиционного шаманизма пришлось отказаться. За основу общества были взяты принципы уважения старших, беспрекословное подчинение власти, почитание традиций. Одним из тяжких наказаний было лишение жизни своего отца. Конфуцианство, переделанное маньчжурами под себя, помогло оставаться династии у власти три столетия.
Великие династии Китая: внешняя политика династии Цин
Внешняя политика состояла в:
И в том, и в другом направлении династия Цин очень преуспела в первой половине своего правления.
В XVIII веке правительство приветствовало желание стран Европы сотрудничать с Китаем. По стране перемещались миссионеры-католики, корабли заходили в порты и загружались китайским товаром.
Подобное сотрудничество со стороны династии было связано с желанием установить контроль над всем Китаем. Русско-китайские отношения в это время были напряженными из-за территориальных споров о принадлежности дальневосточных земель.
Экономические связи удалось наладить только после подписания Нерчинского договора в 1689 году. Левый берег Амура отошел Китаю. Отношения с Америкой начались с захода в порт Китая в 1784 американского судна.
Император категорически отвергал все попытки европейских дипломатов открыть свое посольство в его стране. А к середине XVIII века была запрещена торговая деятельность для иностранцев.
Разрешение на осуществление торговли с иностранными подданными, имелось только у порта Гуанчжоу. Чем крепче было влияние династии Цин в Китае, тем хуже относились к иностранным послам.
В 1716 году был введен запрет на въезд в страну представителей других стран. Самоизоляция только отложила колониальное завоевание Китая. Соответственно, из-за этого сильно пострадали культурная и социальная сферы.
Расширение своего влияния империя Цин начала с того, что Корея, Монголия, Вьетнам и позже Бирма признали себя вассалами Китая. Во второй половине XVIII века в результате войн были присоединены Джунгария, Тибет и Кашгария.
Маньчжурская династия Цин – основные события
За годы своего правления были взлеты и падения, удачные и неудачные решения императоров, в итоге приведшие к краху династии.
К важным историческим событиям относятся:
Маньчжурская династия Цин: добро или зло для Китая?
Местное население во времена правления Цин не одобряло политику маньчжуров. Слишком большие налоги, бесправие простых горожан и крестьян, превозношение маньчжурского этноса над китайцами, искусственные преграды для объединения и сплочения населения – все это не могло радовать захваченный народ.
Императоры старались сделать Китай – аутентичной страной, непохожей на другие со своими культурными, экономическими, политическими особенностями. Соответственно, до середины XIX века им удавалось сохранить такой подход. Приход европейцев в корне изменил ситуацию и привел к падению монархии в XX веке.
В XXI веке ученые и историки приходят к выводу, что правление династии Цин благоприятно сказалось на историческом прошлом страны.
Династия Цин в Китае: падение
Падению абсолютной монархии способствовали сильные восстания населения, пустая казна, давление Европы и нежелание проводить политические реформы.
Маньчжурская династия Цин, последний китайский император Пу И
Правление императора Пу И завершилось в 1911 году в результате Синьхайской революции 辛亥革命. Временно президентом стал Сунь Ятсен孙逸仙. Свободу демократии провозгласила принятая конституция. Жители страны получили права.
После добровольного отказа от власти руководить страной назначен Юань Шикай. Дальнейшая история Китая до середины XX века не знает спокойствия. Территория была оккупирована японцами.
Сейчас сложно судить было бы лучше или хуже в Китае, если бы не было династии Цин. Известно, что история не терпит сослагательного наклонения. Сейчас это мощная, быстро развивающая страна по всем показателям.
Профессиональный переводчик с китайского (2013-2021)
Обучение китайскому с нуля.
Основатель проекта ichinese8.ru
Моя специализация:
1) перевод технических документов;
2) перевод юридических документов;
3) перевод сайтов и локализация;
4) перевод финансовых документов;
5) перевод маркетинговых материалов.
ДИНАСТИЯ ЦИН
Династия Цин, или Маньчжурская династия — последняя царствующая династия в истории Китая. Если во время правления династии Мин был совершен прорыв в области географических открытий, то императоры Маньчжурской династии сделали Китай одним из выдающихся культурных центров. Именно в это время появились известный роман «Сон в Красном тереме», пекинская опера, парк Ихэюань. Тем не менее лишь недавно, в 2002 году, китайские ученые приступили к реализации издания «Исправленной и дополненной истории Цин», которая будет состоять из 92-х томов, включающих сведения об исторических личностях, культуре, научных достижениях и политике эпохи Цин. Срок завершения этого всеобъемлющего труда — 2013 год.
Смена императорской династии поначалу не принесла облегчения китайскому народу. В период захвата власти маньчжурами продолжался неуклонный спад в экономике и культуре страны. Тем не менее, правители стремились соответствовать тому идеалу государей, который существовал в Поднебесной. Желая подчеркнуть свое уважение к династии Мин, правители Цин продолжали широкое строительство в столице — Пекине, параллельно реставрируя и украшая старые здания. В архитектуре зданий той эпохи берет верх стремление к внешней пышности в ущерб целостности впечатления. Развиваются малые архитектурные формы. Правители Цин поощряли ламаизм[18], вследствие чего в Китай широко проникали архитектурные мотивы из Центральной Азии (дворцовый комплекс Чэндэ). Фарфоровые изделия эпохи Цин пользуются у знатоков не меньшей популярностью, чем шедевры предыдущей династии. Они отличаются особой тонкостью и чистотой черепка, способностью красок, разнообразием форм и сюжетов росписей.
Династия Цин насчитывает десять правителей. Первым ее представителем был Шицзу (Фулинь, Шуньчжи), правивший с 1644 по 1661 год. Следом за ним на престол взошел Канси (Сюань Е, Шэнцзу), чье правление завершилось в 1722 году. Затем, в 1723–1735 годах, трон занял Шицзун (Инь Член, Юнчжэн), его сменил царствовавший до 1796 года Цяньлун (Хун Ли, Гаоцзун). Пятым императором династии Цин стал Жэньнзун (Юн Янь, Цзяцин), шестым — с 1821 по 1850 год — Сюаньцзун (Минь Нин, Даогуан). Преемником Сюаньцзуна был Вэньцзун (И Чжу, Сяньфэн), после него, в 1862–1875 годы, Муцзун (Цзай Чунь, Тунчжи), далее — Дэцзун (Цзай Тяй, Гуансюй), чье правление закончилось в 1908 году. И наконец, в 1909–1911 годах трон принадлежал Пу И (Сюаньтуну), не только последнему правителю династии Цин, но и последнему императору Китая.
Маньчжурская династия мало чем отличалась от своих предшественниц. Разумеется, порядок в стране поддерживали гарнизоны маньчжурских войск, расположенные в наиболее важных стратегических точках. Но новые правители были далеки от мысли навязывать китайцам собственное наречие и культуру. Ставший во главе Поднебесной маньчжурский род Айсин-Гиоро стремился лишь избежать ассимиляции — ведь маньчжуры считались на территории Китая национальным меньшинством. Поэтому императоры династии Цин культивировали маньчжурские традиции и активно поддерживали двуязычие. В идеологическом отношении маньчжуры были конфуцианцами, поэтому вели себя так же, как и любая другая династия. Возможно, именно поэтому только в середине XIX века оппозиционные пропагандисты взяли на вооружение этническую «чуждость».
Маньчжуры добились покорности китайского населения (символом его была коса, которую под страхом смерти обязаны были носить китайцы мужского пола), но при этом весьма активно заботились о процветании экономики страны и благосостоянии ее населения, всерьез воспринимая конфуцианский тезис о том, что высшая цель правящих верхов — благо народа, на котором зиждется благополучие государства.
Начиная со второго правителя династии, Канси (1654–1722), который правил в 1662–1722 годах, маньчжурские императоры были ревностными конфуцианцами. Они управляли страной, следуя древним заветам и внимая советам конфуцианских ученых-чиновников. Династия Цин не стремилась к новшествам: традиционная китайская административная система, как и система экзаменов на звание чиновника, остались практически неизменными.
Китай под властью династии Цин на протяжении первых двух веков развивался достаточно интенсивно. Невероятно быстрый рост населения (на рубеже XVIII–XIX веков в Китае насчитывалось около 300 млн человек) внес свои коррективы в экономику страны. Прежде всего это касалось перехода к интенсивному способу ведения хозяйства. Улучшались агротехнические приемы, использовались севообороты, принимались во внимание местные условия для выращивания наиболее выгодных культур и реализации их на рынке. Во всем этом активное участие принимало государство — ведь оно несло ответственность за все хозяйство страны.
В начальный период правления династии Цин Китай превратился в настоящую Мекку для европейцев. Когда в 1683 году завершилось маньчжурское завоевание Китая и вдоль его берегов возобновилось торговое плавание, купцы из Португалии, Голландии, Англии и Франции развернули активную торговлю на побережье Китая. Представители европейских стран создавали фактории, конкурировавшие между собой. Англичане обосновались в Гуанчжоу (Кантоне), французы — в Нинбо, а португальцы избрали базой Макао (Аомэнь). Внимания императорского двора искали как представители торговых компаний, так и европейские монархи. Однако богдыханы старательно избегали постоянных дипломатических отношений с Западом.
Дело в том, что жители Поднебесной воспринимали народы стран Европы как «варваров» и «данников» маньчжурского императора — Сына Неба. Подобно многим крупным державам того времени, Китай не страдал избытком политической скромности, опиравшейся к тому же на древнюю идеологию, согласно которой Китай является центром обитаемого мира. «Варвары» (под это название подходили все, кому не посчастливилось родиться в Поднебесной) не имели права постоянно пребывать в столице и держать здесь свои представительства. Им разрешалось только в установленные сроки или время от времени приезжать в Пекин с «данью» (обязательными подарками). Династия Цин поначалу не воспринимала всерьез дипломатов, привыкших с гордостью говорить от имени своей страны: разве может сравниться с Поднебесной какое-то окраинное царство?
Со временем позиция императоров претерпела изменения. Если раньше они презирали чужеземцев, то примерно к XVIII веку стали опасаться их влияния на идеологию и культуру своих подданных. В это время положение маньчжуров внутри страны заметно ухудшилось. Боевые возможности их отрядов снижались, а личный состав постепенно окитаивался. Возросла роль китайцев и в аппарате управления, начавшаяся полоса восстаний еще более поколебала маньчжурское господство. В таких условиях династия Цин могла рассчитывать только на традицию, которая прочнее оков удерживала в повиновении народ. И для того чтобы сохранить ее, императоры приняли парадоксальное, на первый взгляд, решение о «закрытии» Китая.
Императорскими указами было полностью запрещено христианство (католицизм), после чего число его последователей резко сократилось. Всего при Иньчжэне было закрыто более 300 христианских церквей, а большинство миссионеров изгнано за пределы Китая. С 1649 года китайцам было запрещено торговать вне границ Цинской империи, то есть на чужой территории. Под страхом смертной казни им не разрешалась строить большие суда, способные уходить далеко от берега — в открытое море. В 1716 году под запретом оказалась торговля с иностранцами медью и цинком, а с 1733 года — железом. С 1759 года прекратился вывоз из страны шелковых тканей. Указ о запрете на экспорт шелка в дальнейшем многократно повторялся. Даже разрешенный экспорт находился под жестким контролем государства: предельные объемы годового вывоза была введены для чайного листа и ревеня. Резко ограничивался и импорт. В частности, был наложен запрет на ввоз европейских книг.
Цинское правительство препятствовало расширению деловых контактов русских купцов с китайскими, неоднократно прерывая торговлю в Китае, в том числе в 1762 году — на шесть, а в 1785 году — на семь лет. Строго контролировались и весьма ограниченные торговые сделки с Кореей, особенно пограничный безденежный обмен товарами. Япо-но-китайская торговля находилась под двойным давлением — и цинской стороны, и правительства сёгунов Токугава. Объявившая себя «закрытой» страной Япония к концу XVIII века почти прекратила торговлю с Поднебесной.
В 1757 году император Хунли запретил иностранную торговлю во всех морских портах, кроме Гуанчжоу, где европейцам даже не разрешалось селиться в пределах городской черты. Им также возбранялось изучать китайский язык. Тех жителей, кто обучал ему «заморских чертей», казнили. Китайцам было запрещено переселяться на прибрежные острова и распахивать там целину. Нарушителей возвращали на материк, а их дома сжигали. В 1787 году специальным указом было запрещено заселение островов у побережья провинции Чжэцзян. По всему морскому побережью словно поднялась незримая, но прочная «китайская стена» с единственной «дверью» — Гуанчжоу. Политика изоляции усилила техническое, экономическое и культурное отставание Китая от Запада. Постепенно слабели и оборонные возможности государства, хотя это проявилось только в середине XIX века, когда страну потрясли торговые, или «опиумные»[19], войны с Англией и Францией, результатом которых явилось насильственное «открытие» Китая странами Запада.
Среди правителей династии Цин выделяется несколько личностей, без которых история Китая выглядела бы совершенно иначе. Особо выдающимися из них можно считать двоих правителей. Впрочем, одна из них — Цыси — никогда не упоминается в династических таблицах эпохи Цин, хотя именно эта императрица фактически управляла страной с 1861 по 1908 год. Вторым правителем, о котором наслышан весь мир, является Пу И, последний император Поднебесной. Об этих двух неординарных личностях стоит рассказать подробнее.
Поначалу девушка играла во дворце незначительную роль: дом она делила еще с одной наложницей, им прислуживали только четыре служанки. Ведя уединенный образ жизни, Орхидея занялась живописью и каллиграфией, стала писать стихи, а во дворе посадила орхидеи, надеясь на скорую встречу с императором. Добиться внимания Сына Неба было непросто, но при помощи подкупа евнухов Цыси сумела организовать желанную встречу. Молодая артистичная женщина с прекрасным голосом так очаровала императора, что к вечеру получила титул «драгоценного человека», и с тех пор ее каждую ночь относили в спальный дворец Сяньфэна.
Став признанной фавриткой, Орхидея была готова на любое преступление, чтобы ею остаться. Каждый раз, когда император отсутствовал, по ее приказу пытали и топили в пруду возможных соперниц из числа наложниц-китая-нок. Одни девушки, боясь пыток, подкупали евнухов и бежали из дворца; другие — сами вешались или топились. Узнав об этих зверствах, Сяньфэн хотел даже казнить фаворитку, но она сумела довольно ловко оправдаться.
Вскоре Орхидея забеременела. Поскольку Сяньфэн уже давно охладел к императрице Цыань, а детей у них не было, возможное появление наследника от Орхидеи стало важнейшим событием. Император еще больше полюбил фаворитку и исполнял все ее прихоти. А тем временем ей часто во сне являлись тени убитых китаянок: она стала бояться привидений. Март 1856 года ознаменовался рождением престолонаследника — будущего императора Тун-чжи. Теперь положение Орхидеи при дворе окончательно упрочилось. Во время аудиенций, совещаний, приемов она находилась рядом с императором, приобщаясь к ведению государственных дел. Кроме того, Сяньфэн выдал ее младшую сестру за своего брата. От этого брака родился еще один будущий император — Гуансюй.
Есть, правда, и другие версии рождения наследника. По одной из них, отцом Тунчжи был офицер дворцовой стражи Жун Лу, по другой — будущего император родила служанка, китаянка Чу Ин, в то время как Орхидея, сделав себе накладной живот, только имитировала беременность. Император Сяньфэн к этому времени был уже наполовину парализован. После рождения ребенка Чу Ин сразу убили, а Орхидея выдала мальчика за своего сына.
В 1861 году Сяньфэн умер — то ли от простуды, то ли отравленный Цыси, которой хотелось стать регентшей при сыне. Однако согласно закону, принятому маньчжурами еще в XVII веке, императрицы не имели права быть регентшами. Цыси и императрице Цыань удалось добиться только почетного звания Великой императрицы, т. е. матери царствующего монарха. Править же стал регентский совет из князей и сановников. С этого момента началась борьба за власть. Сначала власть захватил министр налогов Су Шунь, опиравшийся на двух сводных братьев из Управления царствующей фамилии. При помощи князей Гуна и Чуня дуэту Великих императриц удалось добиться ареста и казни Су Шуня и его сторонников. Но и после этого власть Цыси не казалась прочной: даже ее любимца, евнуха Ань Дэхая, казнили «за бесчинства». Кроме того, произошло событие, несколько отодвинувшее Цыси от трона: Тунчжи исполнилось 17 лет. Мать он не любил, тем более что воспитала его не она, а императрица Цыань. Молодой император сам стал подписывать указы, что очень не нравилось Цыси. Ей также стало известно о причастности Тунчжи к казни Ань Дэхая. Теперь императору полагалось жениться и брать правление в свои руки. В жены ему выбрали дочь сановника Алутэ, хотя Цыси настаивала на другой кандидатуре. Кроме жены Тунчжи получил еще трех наложниц. Вскоре, после женитьбы сына в 1873 году, Цыси вынуждена была отказаться от регентства, но ненадолго: уже в следующем году император заболел, а поскольку детей у него не было, то под предлогом его болезни Цыси восстановила регентство. А через месяц Тунчжи умер. Официальной причиной смерти объявили оспу. Но есть и другие мнения: одни историки считают, что император скончался от сифилиса, которым заразился в публичных домах Пекина; другие — что его отравили; третьи видят причину в том, что, почувствовав ухудшение здоровья, Тунчжи подписал указ, по которому назначил наследником принца Цзай Шу, и это стоило ему жизни: указ принесли Цыси, и она в ярости разорвала его, запретив давать сыну лекарства. Вскоре после смерти мужа скончалась при невыясненных обстоятельствах и Алутэ: она была беременна, а новый наследник Цыси был не нужен. По ее требованию на трон посадили 4-летнего племянника Цыси Гуансюя, но фактически царствовала «из-за опущенной занавески» Великая императрица. Самого Гуансюя тетя ограничивала во всем: он должен был подолгу стоять перед ней на коленях, ему подавали несвежую пищу, не разрешали встречаться с родителями. Он даже зависел от главного евнуха Цыси — Ли Ляньина. В 1889 году, когда императору исполнилось 17 лет, Цыси женила его на дочери своего младшего брата. После свадьбы она формально передала ему власть, но фактически, окружив императора шпионами, продолжала следить за его деятельностью, вмешиваясь даже в личную жизнь.
Годы шли, Цыси старела. Во время Японо-китайской войны ей исполнилось 60 лет. Всем крупным чиновникам было предложено пожертвовать в ее пользу четверть жалования. Стоимость преподнесенных подарков составила несколько миллионов лянов. Кроме того, императрица никогда не стеснялась брать из казны деньги для своих развлечений. Постоянно занимаясь интригами, Цыси опасалась надолго отлучаться из дворца. Только раз, в 1857 году, она съездила к матери. С помощью евнухов она полностью контролировала двор. Во дворце все следили за всеми, даже молодая императрица за своим мужем. Стареющая Цыси очень боялась покушений. Поэтому к ее постели была проведена особая труба, позволяющая слышать любой звук более чем за 100 шагов. Императрицу окружала многочисленная вооруженная охрана. Ей, постоянно преследуемой страхом перед возмездием, было чего опасаться.
В свое время Цыси говорила: «Кто мне хоть раз испортит настроение, тому я его испорчу на всю жизнь». Этому принципу мщения она следовала всегда, не останавливаясь ни перед чем. Главным источником информации о «виновных» служил донос. Для избиений у Цыси имелся специальный мешок желтого цвета, где она держала бамбуковые палки всех размеров. Даже князья чувствовали себя незащищенными: она, например, могла отобрать ребенка у одного из них и передать другому. Императрица изображала из себя божество, которому все обязаны поклоняться, и заставляла называть себя Почетной Буддой. Жестокость Цыси в сочетании с неограниченной властью рождали у окружающих панический страх. Даже император должен был стоять перед ней на коленях. Мучимая бессонницей, она устраивала аудиенции для сановников в 4 часа утра, а для укрепления здоровья ежедневно выпивала чашку женского молока. Обладая множеством драгоценностей, Цыси любила носить кольцо из зеленого или голубого нефрита, жемчужную диадему в виде цветов и накидку, унизанную жемчугом.
После подавления в 1900 году восстания ихэтуаней Гуансюй был заточен на острове Интай, откуда несколько раз безуспешно пытался бежать. Хотя в 1908 году Цыси заболела и кто-то ей донес, что Гуансюй радуется этому, она заявила: «Я не позволю императору умереть позже меня». Действительно, в конце года тот серьезно заболел, и Цыси выбрала ему в наследники своего внучатого племянника и племянника Гуансюя — двухлетнего Пу И. Многие считали, что Гуансюй был отравлен по ее приказу. Но Цыси пережила его всего на один день. Во время обеда она потеряла сознание и вскоре умерла. По преданию, ее последними словами были: «Никогда не позволяйте женщине править страной».
Если Цыси была настоящей хищницей, считавшейся только с собственными планами и желаниями, то ее преемника можно назвать скорее жертвой обстоятельств. Генри Пу И (1906–1967) — китайский император, последний из маньчжурской династии Цин — был совершенно не похож на предыдущую фактическую правительницу Китая. Имя, данное ему при рождении, стало известно всему миру впоследствии в связи с низложением императора и приравнению его к обычным гражданам. Так что в историю он вошел под именем Пу И, а не под тем, что отражало девиз правления и звучало как Сюань-тун. В качестве фамилии в более позднее время употреблялось его маньчжурское клановое имя — Айсин-Гиоро (в китайской передаче — Айсиньцзюело). В общении с европейцами он иногда представлялся Генри. Этим именем называл его учитель-шотландец. В КНР и на Тайване Пу И известен также как Сюньди (Отрекшийся император).
Двухлетний Пу И был провозглашен императором в декабре 1908 года, а регентом при нем состоял его родной отец, принц Чунь. После Синьхайской революции, свергнувшей династию Цинов и установившей республику, 12 февраля 1912 года вдова Гуансюя, императрица Лунъюй, ставшая регентшей вместо ушедшего в отставку Чуня, подписала акт об отречении императора. По условиям договора, подписанного между монаршей семьей и генералом Юань Шикаем, Пу И сохранял титул императора, право жительства в пекинском Запретном городе, а по протоколу приравнивался к иностранному монарху.
Во время одного из военных переворотов в 1917 году Пу И был ненадолго (всего на две недели) вновь провозглашен царствующим императором. Но ему так и не суждено было стать полноправным представителем своей династии. Отпраздновав в 1924 году свое 18-летие, он был низложен окончательно, лишен всех титулов, изгнан со своим двором из Запретного города и объявлен обычным гражданином республики.
Годом позже бывший император Поднебесной поселился на территории концессий в Тяньцзине, контролируемых Японией, и организовал там «двор в изгнании». С этого времени на него большое влияние оказывали японские власти. При их поддержке в 1932 году Пу И стал главой администрации марионеточного государства Маньчжоу-го, созданного японцами в оккупированной Маньчжурии. В 1934 году был провозглашен императором Маньчжоу-го под именем Кандэ. Но прошло не так уж много времени, и судьба вновь нанесла ему удар: в 1945 году Пу И был взят в плен советскими войсками. В 1948 году он выступил свидетелем обвинения на Токийском процессе, впрочем, самого его не судили. После долгого пребывания под арестом Пу И был освобожден и возвратился на родину, в Пекин, где работал в ботаническом саду, а затем архивариусом в национальной библиотеке.
Времена были жестокие, поэтому бывшему повелителю Китая пришлось публично заявить о поддержке коммунистического режима. В ином случае он, скорее всего, тихо исчез бы… С 1964 года Пу И вновь вернулся в сферу политики, правда, в качестве консультанта, будучи назначенным членом политико-консультативного совета КНР. Всемирно известным Пу И стал после опубликования своих мемуаров, где он предстает как формальный властитель, с чьим мнением никто не считался. Некоторые историки предполагают, что Пу И мог сознательно приуменьшить свою политическую роль, опасаясь обвинений в причастности к военным преступлениям Японии. Однако, если вспомнить историю его жизни, можно согласиться с тем, что этот человек действительно с раннего детства чувствовал себя марионеткой. Личную жизнь последнего китайского императора также едва ли можно назвать счастливой. Несмотря на то что он пять раз вступал в брак, ни одна жена не родила ему ребенка. Впрочем, он никогда не смог бы передать ему то, что принадлежало ему по праву, — трон Поднебесной, поскольку уже появилось новое государство — Китайская Народная Республика. Потомки братьев Пу И до сих пор живут в Китае и пользуются большим уважением. А сам он умер от рака в начале «культурной революции». История жизни Пу И послужила основой сценария фильма Б. Бертолуччи «Последний император».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.