На страницах нашего онлайн портала alivahotel.ru мы расскажем много самого интересного и познавательного, полезного и увлекательного для наших постоянных читателей.
8. Какое чувство, по мнению Онегина, овладеет им у постели больного дяди?
А) скука Б) злость В) любовь Г) забота
Всегда скромна, всегда послушна, Всегда как утро весела, Как жизнь поэта простодушна, Как поцелуй любви мила…
А) Ольга Ларина Б) Татьяна Ларина В) Дуняша Г) няня
10. Какой стихотворный жанр предпочитал Ленский, когда писал Ольге?
А) ода Б) баллада В) элегия Г) мадригал
11. Кому посвящена следующая эпитафия:
Надгробный памятник гласит: Смиренный грешник… Господний раб и бригадир Под камнем сим вкушает мир.
А) дядя Онегина Б) В. Ленский В) Дмитрий Ларин Г) Онегин
12. В чем был “истинный гений” Евгений Онегин?
А) “был глубокий эконом” Б) в лицемерии В) в науке “страсти нежной” Г) “зн
Ответы:
1) В 2) Б 3) В 4) Б 5) Б 6) Г 7) Г 8) А 9) В 10) Б 11) В 12) Б 13) Б-4, В-2, А-1, Г-3 14) Г-2, Б-4, А-1, Д-3, 15) Тест 2 10) В 11) А 12) В 1) Б 2) В 3) Б 4) Г 5) Г 6) Г 7) Б 8) А 9) А 10) Jack
Ода А.С.Пушкина «Вольность» и ее библейские параллели
«»Портрет Пушкина» В.А. Тропинин, 1827
В том, что библейские образы занимают одно из ведущих направлений в поэзии зрелого Пушкина, нет сомнений ни у кого. А.С.Пушкин углубляется в чтение Книги Книг, находясь в Михайловском. Именно в это время появляется «Пророк»[9]. Однако библейские сюжеты и образы появляются гораздо раньше, уже в ранней лирике великого поэта[10]. Знаменитое и общеизвестное произведение А.С.Пушкина «Вольность», написанная, когда поэтоу исполнилось 19 лет, останавливает наше внимание.
Одни из самых выразительных по своей силе строк оды обращены к Наполеону:
Тебя, твой трон я ненавижу,
С жестокой радостию вижу.
Читают на твоем челе
Печать проклятия народы,
Упрек ты Богу на земле.
Тема отмщения, также связанная с гибелью детей упорного грешника, узнается и в 136 псалме, описывающем страдания иудеев, отведенных в вавилонский плен из разрушенного Иерусалма:
Последний стих псалма перекликается с пушкинскими строками. Здесь также выражается мысль о праведном Суде Божием, который осуществляется не только на небе, но и на земле. Страшный образ смерти младенцев, всегда понимавшийся и в иудейской традиции, и в христианской, исключительно духовно, у Пушкина взят во всей его страшной наглядности, в строго буквальном смысле, зримо и вещественно.
Другой важной темой оды Пушкина «Вольность» является отношение к царской власти. На первый взгляд, поэт противоречит сам себе: он ненавидит самовластительного Наполеона, называя его злодеем, он говорит об императоре Павле как об увенчанном злодее. В целом получается, что образ верховного правителя государства негативный. В то же время Пушкин не остается на стороне и убийц, но также обличает их как преступников (преступною рукою), как злодеев, потерявших человеческий облик (злые янычары, какзвери).
Отношение к царской власти у А.С.Пушкина неоднозначно. То он воспевает царей, то обличает их за пороки и беззакония.
Отношение А.С.Пушкина к царской власти также лежит в области библейского понимания ее природы.
Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. 2 Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. 3 Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, 4 ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. 5 И потому надобно повиноваться не только из [страха] наказания, но и по совести. 6 Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. 7 Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь. 8 Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон (Рим.13).
И святого апостола Петра:
Но и власть не может быть сама по себе, а целиком в руках Господа:
В то же время в Библии читаем:
Славьте Господа; призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; 2 воспойте Ему и пойте Ему; поведайте о всех чудесах Его. 3 Хвалитесь именем Его святым; да веселится сердце ищущих Господа. 4 Ищите Господа и силы Его, ищите лица Его всегда. 5 Воспоминайте чудеса Его, которые сотворил, знамения Его и суды уст Его, 6 вы, семя Авраамово, рабы Его, сыны Иакова, избранные Его. 7 Он Господь Бог наш: по всей земле суды Его. 8 Вечно помнит завет Свой, слово, [которое] заповедал в тысячу родов, 9 которое завещал Аврааму, и клятву Свою Исааку, 10 и поставил то Иакову в закон и Израилю в завет вечный, 11 говоря: «тебе дам землю Ханаанскую в удел наследия вашего». 12 Когда их было еще мало числом, очень мало, и они были пришельцами в ней 13 и переходили от народа к народу, из царства к иному племени, 14 никому не позволял обижать их и возбранял о них царям: 15 «не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла» (Пс.104).
Таким образом, можно сделать вывод: А.С.Пушкин черпал выразительность и поэтическое вдохновение в Священном Писании, причем в его православном истолковании. Обилие библейской лексики А.С.Пушкина, традиционная для православия подача этого материала во многом определили красоту, возвышенность и силу поэтических образов русского поэта. Справедливо считать поэзию Пушкина образцом для всех поэтов. Верно видят в поэзии Пушкина универсальность, применимость его образов, чувств и способа их выражения ко всем временам и ко многим народам. Эта универсальность связана как раз с библейской образностью великого русского поэта, с его библейским языком, которым он осуществляет свои поэтические цели. Можно смело сказать, что изучение Библии, ее языка и образности и есть один из тех источников, из которых гений русской поэзии черпал свое вдохновение. Без сомнения, Библия до сих пор остается таким образцом и источником. Поэтому, следуя за Пушкиным, современным поэтам следовало бы хорошо изучить и использовать как библейские образы, как библейскую лексику, так и способы художественного выражения мыслей и чувств, которые открываются при чтении Книги Книг.
Павел Валерьевич Герасимов, преподаватель кафедры философии религии, философской теологии, антропологии и философии сознания РПУ
[1] Передреев А. Божественный глагол // Пушкинист: Сборник Пушкинской комиссии ИМЛИ им. А.М.Горького. Вып.1 / Сост. Г.Красухин. М., 1989. С.233, 235).
[2] Лосев А.Ф. Поэзия, мировоззрение, миф // Пушкинист: Сборник Пушкинской комиссии ИМЛИ им. А.М.Горького. Вып.1 / Сост. Г.Красухин. М., 1989. С.160.
[3] Достоевский Ф.М. Пушкин // Православие и традиционная народная культура: Сборник докладов. М., 2005. С.270.
[6] Ильичев А.В. Послание А.С.Пушкина «К Чаадаеву» (1818) и Библейский контекст // Приморские образовательные чтения памяти святых Кирилла и Мефодия. 2004. Владивосток, 2005. С. 46.
[9] Гладкая Л.В. А.С.Пушкин и Православие // Приморские образовательные чтения памяти святых Кирилла и Мефодия. 2004. Владивосток, 2005. С.31
[10] Касснер Т.А. Проблема диалогизма в ранней лирике А.С.Пушкина // Приморские образовательные чтения памяти святых Кирилла и Мефодия. 2007. Владивосток, 2007. С. 284.
[11] Касснер Т.А. Проблема диалогизма в ранней лирике А.С.Пушкина // Приморские образовательные чтения памяти святых Кирилла и Мефодия. 2007. Владивосток, 2007. С. 286.
Беги, сокройся от очей, Цитеры слабая царица! Где ты, где ты, гроза царей, Свободы гордая певица? Приди, сорви с меня венок, Разбей изнеженную лиру. Хочу воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок.
Открой мне благородный след Того возвышенного галла, Кому сама средь славных бед Ты гимны смелые внушала. Питомцы ветреной Судьбы, Тираны мира! трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, Восстаньте, падшие рабы!
Лишь там над царскою главой Народов не легло страданье, Где крепко с Вольностью святой Законов мощных сочетанье; Где всем простерт их твердый щит, Где сжатый верными руками Граждан над равными главами Их меч без выбора скользит
И горе, горе племенам, Где дремлет он неосторожно, Где иль народу, иль царям Законом властвовать возможно! Тебя в свидетели зову, О мученик ошибок славных, За предков в шуме бурь недавных Сложивший царскую главу.
Молчит неверный часовой, Опущен молча мост подъемный, Врата отверсты в тьме ночной Рукой предательства наемной. О стыд! о ужас наших дней! Как звери, вторглись янычары. Падут бесславные удары. Погиб увенчанный злодей.
И днесь учитесь, о цари: Ни наказанья, ни награды, Ни кров темниц, ни алтари Не верные для вас ограды. Склонитесь первые главой Под сень надежную Закона, И станут вечной стражей трона
14. Распределите стихотворения по тематике. А) пейзажная 6) “Зимнее утро” Б) философская 2) “Памятник” (хотя и тема поэта и поэзии тоже) В) свободолюбивая 3) “К Чаадаеву” Г) назначение поэта и поэзии 4) “Пророк” Д) дружба 1) “Во глубине сибирских руд” Е) любовная 5) “ Я помню чудное мгновенье”
Примечание: не знаю, какой ответ хотели услышать составители теста на данный вопрос, потому что обе темы (и философская, и поэта и поэзии) есть в стихах «Пророк» и «Памятник», точно так же, как обе темы (вольнолюбивая и дружбы) в стихах «К Чаадаеву» и «Во глубине Сибирских руд».
Тест 2. “Евгений Онегин”. 9 класс
1. Кто из русских критиков назвал роман “Евгений Онегин” “энциклопедией русской жизни”? Б) В. Белинский
2. К какому литературному направлению следует отнести роман? В) реализм
3. Как долго создавался роман? Б) 8 лет
4. Какие этапы биографии отражены в романе? Б) Лицей В) южная ссылка Д) Михайловское
5. В романе повествователь говорит: “Но вреден север для меня”. Что он имеет в виду? Г) южную ссылку
6. Сколько дней сидел Онегин у постели умирающего дяди? В) ни одного
14. Распределите стихотворения по тематике. А) пейзажная 6) “Зимнее утро” Б) философская 2) “Памятник” (хотя и тема поэта и поэзии тоже) В) свободолюбивая 3) “К Чаадаеву” Г) назначение поэта и поэзии 4) “Пророк” Д) дружба 1) “Во глубине сибирских руд” Е) любовная 5) “ Я помню чудное мгновенье”
Примечание: не знаю, какой ответ хотели услышать составители теста на данный вопрос, потому что обе темы (и философская, и поэта и поэзии) есть в стихах «Пророк» и «Памятник», точно так же, как обе темы (вольнолюбивая и дружбы) в стихах «К Чаадаеву» и «Во глубине Сибирских руд».
Тест 2. “Евгений Онегин”. 9 класс
1. Кто из русских критиков назвал роман “Евгений Онегин” “энциклопедией русской жизни”? Б) В. Белинский
2. К какому литературному направлению следует отнести роман? В) реализм
3. Как долго создавался роман? Б) 8 лет
4. Какие этапы биографии отражены в романе? Б) Лицей В) южная ссылка Д) Михайловское
5. В романе повествователь говорит: “Но вреден север для меня”. Что он имеет в виду? Г) южную ссылку
6. Сколько дней сидел Онегин у постели умирающего дяди? В) ни одного