какое стихотворение пушкина посвящено годовщине открытия лицея

Почему Пушкин написал 5 стихотворений на 19 октября

19 октября 1811 года был основан Царскосельский лицей, в котором учился Александр Сергеевич Пушкин.

Этот период стал очень важным в жизни поэта. Здесь он обрел верных друзей на всю жизнь, добился первого успеха в поэзии.

После окончания учебы лицеисты поклялись друг другу в вечной дружбе и пообещали встречаться 19 октября, чтобы вспомнить годы молодости, проведенные вместе.

Но в 1825 году Пушкин не смог попасть на встречу, так как находился в Михайловской ссылке, и ему было запрещено выезжать куда-либо. Поэтому он решил написать стихотворение для своих друзей и отправить его им.

Он назвал это произведение «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»).

Стихотворение было получено и прочитано вслух на встрече друзей. В нем шла речь о дружбе: о тех лицеистах, что находятся далеко, о погибших друзьях, а также о лицее и прекрасных лицейских днях. Оно было настолько трогательным, что при прочтении у многих на глаза накатывались слезы.

Позже Пушкин был освобожден от ссыльного положения и смог лично присутствовать на встречах лицеистов. Однако он не перестал писать стихи, посвященные этой дате.

Третий стих он также сочинил на ходу. Известно, что прямо со встречи поэт собирался отправиться в дальнюю дорогу. Поэтому на прощание он произнес стихотворение «19 октября 1828»:

«Усердно помолившись богу,
Лицею прокричав ура,
Прощайте, братцы: мне в дорогу,
А вам в постель уже пора.»

В 1831 году Пушкин посвятил 20-й годовщине лицея четвертое произведение «Чем чаще празднует лицей…». Оно имеет лирическое, и даже тяжелое настроение. В нем говорится о том, как много лицеистов погибло к тому времени.

В 1836 году из-под пера великого поэта вышло еще одно достойнейшее произведение «Была пора: наш праздник молодой…», посвященное 25 годовщине лицея. В нем много воспоминаний о светлых лицейских днях.

Вот таким образом были написаны все 5 произведений, которые Пушкин посвятил дню основания Царскосельского лицея, 19 октября.

Источник

Анализ стихотворения Пушкина Чем чаще празднует лицей

Александр Пушкин — Чем чаще празднует лицей

Чем чаще празднует лицей Свою святую годовщину, Тем робче старый круг друзей № 4 В семью стесняется едину, Тем реже он; тем праздник наш В своем веселии мрачнее; Тем глуше звон заздравных чаш № 8 И наши песни тем грустнее.
Так дуновенья бурь земных И нас нечаянно касались, И мы средь пиршеств молодых № 12 Душою часто омрачались; Мы возмужали; рок судил И нам житейски испытанья, И смерти дух средь нас ходил № 16 И назначал свои закланья.

Шесть мест упраздненных стоят, Шести друзей не узрим боле, Они разбросанные спят — № 20 Кто здесь, кто там на ратном поле, Кто дома, кто в земле чужой, Кого недуг, кого печали Свели во мрак земли сырой, № 24 И надо всеми мы рыдали.

И мнится, очередь за мной, Зовет меня мой Дельвиг милый, Товарищ юности живой, № 28 Товарищ юности унылой, Товарищ песен молодых, Пиров и чистых помышлений, Туда, в толпу теней родных № 32 Навек от нас утекший гений.

Тесней, о милые друзья, Тесней наш верный круг составим, Почившим песнь окончил я, № 36 Живых надеждою поздравим, Надеждой некогда опять В пиру лицейском очутиться, Всех остальных еще обнять № 40 И новых жертв уж не страшиться.

Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина (Первый вариант)

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Теме дружбы посвящены многие произведении Пушкина. Поэт отличался общи­тельностью, был всегда верен чувству дружбы и всегда высоко ценил своих друзей. Особенно надежными и верными его друзьями были близкие ему по взглядам товари­щи по лицею: Пущин, Дельвит, Кюхельбекер. Для бывших лицеистов день основа­ния лицея — 19 октября — был праздничным днем. Друзья встречались в этот день, чтобы вместе провести несколько часов и вспомнить дни своей юности. Этой дате Пушкин посвятил несколько стихотворений, в которых воспевал дружбу, связыва­ющую товарищей школьных лет. В стихах, написанных во время пребывания в ссыл­ке в 1825 году и посвященных годовщине основания лицея, поэт с особой силой выра­зил свои дружеские чувства к товарищам-лицеистам.

Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен — Неколебим, свободен и беспечен.

Бог помочь вам, друзья мои, И в бурях, и в житейском горе, В краю чужом, в пустынном море, И в мрачных пропастях земли!

Лучшему своему другу, участнику восстания декабристов И. И. Пущину, поэт по­святил несколько посланий, одно из них было написано в 1826 году и послано в Сибирь:

Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил.

В 1831 году Пушкин откликнулся на лицейскую годовщину одним из самых мрач­ных стихотворений «Чем чаще празднует лицей». Основания для этого были: Пущин и Кюхельбекер находились «во глубине сибирских руд»; умерли Дельвиг и Корсаков. Пущин, Кюхельбекер и Дельвиг — самые близкие друзья Пушкина, каждый из них частица жизни поэта. Поэтому так печальны строки стихотворения:

Кого недуг, кого печали Свели во мрак земли сырой, И надо всеми мы рыдали.

«Чем чаще празднует лицей» — живая память о тех, кто находится в «мрачных пропастях земли», и о тех, кого уже нет на земле, то есть о декабристах. Перечиты­вая это стихотворение, я физически чувствую щемящую тоску и невыносимую боль.

Мне хочется закончить свое сочинение фразой из письма Пушкина П. А. Осиповой: «. Поверьте, что на свете нет ничего более верного и отрадного, нежели дружба и свобода». Можно себе представить, что чувствовал поэт. Ведь он потерял и то, и другое!

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

Краткий анализ стиха «19 октября» А. С. Пушкин

Вариант 1

Стих «19 октября» – это настоящий гимн дружбы, которые уже многие десятилетия вдохновляет людей поддерживать дружеские отношения, с уважением относиться к наставникам. Тема стихотворения – вознесение дружбы, напутствие и послание Пушкина, которое он посылает своим друзья из ссылки. Знаменитые стихи Пушкина о дружбе пополнило и это стихотворение.

Находясь в изгнании, он не мог присутствовать на Дне Лицея, где каждый год собирались его товарищи. Идея произведения – показать, как важно иметь крепкие отношения со своими друзьями. Пушкин легко делится тем, через что он прошел. Он говорит о своей печали, о заботах, о том, как скучает за всеми.

Но в тоже время он ощущает торжественность момента. Он прославляет наставников и друзей, даже прославляет и прощает царя. В сюжете есть связь с осенью. Автор начинает свое повествование с осеннего пейзажа. Это переносит читателя в тот октябрь, когда поэт мечтал еще раз увидеть своих друзей. Пушкин сравнивает своих новых друзей, с друзьями из лицея. Как оказалось, новые друзья были ложными. Только бывшие однокурсники навещали его в ссылке. Размер стиха – 5‑стопный ямб, рифмовка смешанная. Есть много сложных предложений.

Средства выразительности всегда присутствуют в работах Пушкина. Здесь больше всего эпитетов и сравнений. Также есть много добрых и теплых обращений. Это говорит о том, что стих относится к жанру посланий. Эмоции автора передают частые восклицания, вопросы. Такая компоновка делает речь более живой и повседневной. Есть ощущения, что поэт говорит именно в этот момент.

Вариант 2

Окончив лицей, выпускники постановили ежегодно собираться 19 октября, в день торжественного открытия в 1811 году лицея.

В те годы, когда Пушкин, был в ссылке и не мог в день годовщины быть вместе с товарищами, он не раз присылал собравшимся своё приветствие. В большом послании 1825 года Пушкин с сердечной теплотой обращается к друзьям, вспоминает дни лицея, своих однокурсников. Он говорит о дружбе лицеистов, сплотившей их в единую семью.

Пушкин так пишет о посещении его в Михайловском Пущиным:

…Поэта дом опальный,

О Пущин мой, ты первый посетил;

Ты усладил изгнанья день печальный,

Ты в день его, лицея превратил.

Близки ему были и Дельвиг, и Кюхельбекер, «братья родные по музе». Дельвиг тоже посетил Пушкина в Михайловском, и его приезд «пробудил (в поэте) сердечный жар, так долго усыпленный», и внёс бодрость в душу изгнанника.

Лицей навсегда остался в памяти Пушкина как колыбель вольномыслия и свободолюбия, как «лицейская республика», сплотившая лицеистов в «святое братство».

Стихотворение согрето большой и подлинной нежностью, глубоко искренним чувством любви к друзьям. Когда Пушкин говорит о своём одиночестве в Михайловском, вспоминает умершего в Италии Корсакова, мужественная грусть звучит в его стихах. К теме дружбы присоединяется тема любви к родине. Всё стихотворение — это гимн дружбе.

Такое большое содержание вкладывает Пушкин в понимание чувства дружбы.

«Чем чаще празднует лицей…» А.Пушкин

«Чем чаще празднует лицей…» Александр Пушкин

Чем чаще празднует лицей Свою святую годовщину, Тем робче старый круг друзей В семью стесняется едину, Тем реже он; тем праздник наш В своем веселии мрачнее; Тем глуше звон заздравных чаш И наши песни тем грустнее.

Так дуновенья бурь земных И нас нечаянно касались, И мы средь пиршеств молодых Душою часто омрачались; Мы возмужали; рок судил И нам житейски испытанья, И смерти дух средь нас ходил И назначал свои закланья.

Шесть мест упраздненных стоят, Шести друзей не узрим боле, Они разбросанные спят — Кто здесь, кто там на ратном поле, Кто дома, кто в земле чужой, Кого недуг, кого печали Свели во мрак земли сырой, И надо всеми мы рыдали.

И мнится, очередь за мной, Зовет меня мой Дельвиг милый, Товарищ юности живой, Товарищ юности унылой, Товарищ песен молодых, Пиров и чистых помышлений, Туда, в толпу теней родных Навек от нас утекший гений.

Тесней, о милые друзья, Тесней наш верный круг составим, Почившим песнь окончил я, Живых надеждою поздравим, Надеждой некогда опять В пиру лицейском очутиться, Всех остальных еще обнять И новых жертв уж не страшиться.

Анализ стихотворения Пушкина «Чем чаще празднует лицей…»

Автор, чтивший «святую» лицейскую годовщину, неоднократно обращался к теме 19 октября, в день открытия учебного заведения. Известная формула, утверждающая прекрасную суть свободного и вечного дружеского союза, создана поэтом в 1825 г. В произведении, появившемся двумя годами позже, уходят восторженные интонации и возрастают минорные мотивы. Герой призывает божественные силы в помощь товарищам, благословляя их судьбу — и радостную, и горькую.

Стихотворный текст 1831 г. посвященный 20-летию Лицея, окрашен печальными тонами. Лирический субъект обеспокоен фактом, что «круг друзей» уменьшается, теряет единство и жизненный оптимизм. В первой строфе аккумулируются наречия и прилагательные в сравнительной степени: «чаще», «робче», «реже», «мрачнее», «глуше», «грустнее». Автор подбирает лексику, передающую грустный, безотрадный смысл перемен.

Во второй строфе утверждается влияние исторических событий, романтически именуемых «бури земные» и «рок», на возмужавших лицеистов-однокашников.

«Дух смерти» прервал земное существование шестерых товарищей. Причиной их кончины стали разные обстоятельства: неудачи военной службы, тяжелые болезни, депрессия. Последнее замечание касается смерти Дельвига, с которым автора связывали не только годы лицейской дружбы, но и совместная работа над «Литературной газетой».

Четвертая строфа начинается с автобиографической детали — тяжелого предчувствия собственной скорой кончины, которое, как известно, сбылось. Герой обращается к образу «милого Дельвига». Лексическая анафора «товарищ» подчеркивает силу скорби и тоски, вызванных безвременной потерей единомышленника и коллеги по поэтической судьбе.

В финальном восьмистишии печальное настроение разбавляется мажорными нотами. Отдав долг памяти ушедшим, герой словно справляется с эмоциями и призывает друзей сплотиться. Вновь возникает образ «верного круга». Анафора «тесней» выглядит противопоставлением к аналогичным формам лексики, представленной в начале стихотворения. Светлая надежда на благополучное будущее движет лирическим «я». Оптимистическое завершение текста, озвучивающее заветное желание встретиться с верными приятелями, позволяет справиться с недобрыми предчувствиями. Оно приглушает и остроту скорби: герой со смирением и мужеством принимает неизбежность конца земного бытия.

Стихотворение Пушкина 19 октября – анализ по плану

Вариант 1

Прежде всего, необходимо сказать несколько слов о значении даты в его названии. Что же это за дата — 19 октября 1825? Пушкин, анализ стихотворения которого мы проведем, в 1817 г. завершил обучение в Царскосельском лицее.

Его друзья-лицеисты на прощальном балу решили, что каждый год 19 октября они будут собираться вместе и вспоминать о годах юности в годовщину основания учебного заведения, выпускниками которого они стали. Таким образом, эта дата была очень важна для поэта. Ведь ровно 14 лет назад, 19 октября 1811 года, состоялось открытие Царскосельского лицея.

Где находился 19 октября 1825 Пушкин

Анализ стихотворения продолжим рассказом о том, где находился А.С. Пушкин в очередную годовщину основания лицея. Нужно отметить, что долгие годы традиция встреч соблюдалась неукоснительно, несмотря на то, что собираться вместе было непросто, ведь жизнь разбросала по всему миру бывших лицеистов. В 1825 г. Александр Сергеевич, сосланный в родовое поместье Михайловское за вольнодумство и неуважение к царю, не смог принять участие во встрече выпускников.

Тем не менее он прислал стихотворное письмо своим товарищам. Это письмо торжественно зачитали всем присутствующим на встрече. Пушкин к этому времени уже был известен как один из наиболее дерзких и талантливых поэтов современности. Однако это не помешало Александру Сергеевичу относиться с глубоким уважением к своим друзьям, хоть и не ставшим выдающимися художниками слова, но, безусловно, обладавшими большими литературными способностями.

Воспоминания о товарищах из лицея

В стихотворении под названием “19 октября 1825” А. Пушкин вспомнил всех тех, с кем ему пришлось делить все горести и радости на протяжении 6‑ти лет обучения в лицее. Поэт с сожалением отметил, что уже нет в живых многих его верных товарищей. Другие же не смогли присоединиться ко встрече по различным причинам, и их не оказалось в числе тех, кто пирует в этот день “на берегах Невы”, как отметил в произведении “19 октября 1825” Пушкин. Анализ стихотворения показывает, что Александр Сергеевич находит им оправдание. Он отмечает, что судьба часто преподносит сюрпризы своим баловням. Эти сюрпризы необходимо воспринимать с пониманием, если не с благодарностью.

Душевная близость лицеистов

Александр Сергеевич отмечает, что он пьет один в этот день, отдавая своим друзьям дань уважения. Он по-прежнему помнит и любит их, и его товарищи платят взаимностью поэту. Автор восклицает: “Друзья мои, прекрасен наш союз!”. Так он утверждает, что душевную близость, возникшую однажды между лицеистами и сохранившуюся до сих пор, не способны разрушить никакие повороты судьбы.

При этом Александр Сергеевич выражает благодарность своим друзьям за то, что они в ущерб своей репутации и вопреки здравому смыслу навестили поэта, пренебрегая общественным мнением. Находившийся в изгнании поэт пишет, что он “обнял здесь” трех своих товарищей. Именно эти встречи Александра Сергеевича с Дельвигом, Горчаковым и Пущиным заставили его относиться к ударам судьбы более философски. Их поддержка была очень важна для Пушкина, который не отказался от того, что считал своим призванием. Поэт продолжил творить.

Положительные стороны ссылки

Долгие беседы с лицейскими товарищами натолкнули Александра Сергеевича на мысль о том, что творчество “не терпит суеты”. Именно поэтому Пушкин начал относиться к вынужденному заключению с некоторой долей благодарности и иронии. Ведь поэт получил прекрасную возможность посвятить все свободное время переосмыслению жизни и творчеству. Пушкин в Михайловском создал множество прекрасных произведений, которые вошли в золотой фонд русской литературы.

Предсказания Пушкина

Поэт, обращаясь к своим друзьям из лицея, предсказывает, что через год ему удастся поднять бокал с вином вместе с ними, чтобы отметить 19 октября. И действительно, это пророчество сбылось. А фразы о том, что через год за столом будет намного меньше выпускников, также стали вещими.

Через 2 месяца после создания стихотворения Пушкина “19 октября 1825” случилось восстание декабристов. Оно коренным образом изменило жизнь множества лицейских товарищей Александра Сергеевича. Как будто предчувствуя это, поэт обращается к тем из них, кому суждена ссылка и каторга. Он призывает их вспомнить “нас и дни соединений”.

Александр Сергеевич считает, что эта “печальная отрада”, которую они найдут в воспоминаниях, позволит им мысленно поднять бокалы для того, чтобы провозгласить тост за мужскую дружбу. Так они смогут провести хоть один день в гармонии и ладу с жестоким миром, как и Пушкин провел его “без горя и забот”.

Средства выразительности в стихотворении

Интересующее нас произведение написано ямбом. Главная особенность в его построении состоит в использовании автором сложных предложений. В тексте имеется множество восклицательных знаков. Это свидетельствует об эмоциональном состоянии Александра Сергеевича. Кроме того, в нем можно найти риторические вопросы, связанные с размышлениями автора о судьбе его товарищей. В этом стихотворении, как и во всем остальном творчестве Пушкина, присутствуют метафоры, эпитеты и олицетворения.

Заключение

Завершая анализ стихотворения “19 октября 1825” (Пушкин), отметим, что воспоминания о лицее навсегда остались в памяти Александра Сергеевича. Он считал его колыбелью свободомыслия, “лицейской республикой”, которая сплотила в “святое братство” его товарищей. Стихотворение Пушкина согрето большой нежностью, искренней любовью к друзьям. Когда поэт говорит о своем одиночестве в ссылке, когда он вспоминает Корсакова, умершего в Италии, в его стихах звучит мужественная грусть. Все произведение представляет собой гимн дружбе.

Конечно, мы провели лишь краткий анализ стихотворения “19 октября 1825”. Пушкин — великий поэт, выдающийся мастер слова. В каждом его произведении можно найти интересные художественные особенности. Предлагаем вам самостоятельно провести анализ стихотворения А.С. Пушкина “19 октября 1825”. Наверняка вы сможете дополнить разбор этого произведения, представленный в нашей статье. Анализ стихотворения Пушкина “19 октября 1825 года” позволяет лучше понять жизненный путь и внутренний мир поэта.

Вариант 2

История создания

А. С. Пушкин был одним из первых выпускников Царскосельского Лицея, открывшего свои двери 19 октября 1811 года. На курсе с поэтом учились люди, которые стали выдающимися личностями, например издатель Дельвиг, полярный исследователь Матюшкин, поэт Кюхельбекер, министр иностранных дел Горчаков и другие. Лицеисты очень сдружились за время учебы,поэтому договорились встречаться каждый год 19 октября.

В 1825 г. Пушкин пребывал в ссылке в имении Михайловском и на ежегодную встречу попасть не смог, с чем и связана история создания анализируемого произведения. Оно было передано друзьям-лицеистам и торжественно зачитано в их кругу.

Тема

В стихотворении поэт развивает темы лицейской жизни и дружбы. В центре произведения лирический герой, который полностью сливается с автором, ведь в тексте ярко выражена автобиографическая основа. Начинается стихотворение с осеннего пейзажа, видимо, эта картина ассоциировалась у Пушкина с традиционными посиделками в кругу друзей.

Лирический герой стиха одинок. Он грустит из-за того, что не имеет возможности встретиться с друзьями, одно воображение воспроизводит близкие сердцу образы. Герой знает, что в то время как он пьет в одиночестве, друзья вспоминают о нем на Ниве. Сердце мужчины сжимается, но он беспокоится за товарищей: все ли пришли.

Далее лирический герой начинает вспоминать о самых близких товарищах. Сначала он говорит о тех, кто точно не смог попасть на встречу. Их имена заменяются красноречивыми метафорами: «кудрявый наш певец», который теперь в Италии «тихо спит» (о Корсакове), «чужих небес любовник беспокойный» (о Матюшкине). Чтобы узнать, кто скрывается за метафорическими описаниями недостаточно разбора произведения, нужно знать биографию поэта и его товарищей.

Несколько восьмистиший стихотворения посвящены трем лицейским товарищам, которые рискнули проведать поэта в Михайловском: Пущину, Дельвигу, Кюхельбекеру и Горчакову. О каждом из них поэт пишет с любовью и уважением. Образы этих людей выписаны детально, особое внимание автор обращает на достижения друзей.

В последних строфах прославляется Лицей и царь. Царя Пушкин славит за то, что он «взял Париж и основал лицей». В эти дифирамбы поэт добавляет и несколько резких слов: «он раб молвы, сомнений и страстей». Напоследок автор с горечью представляет, как в далеком будущем из его курса на встречу придет лишь кто-то один. Он проводит параллель между собой и этим человеком, желает провести «сей день за чашей».

Главная мысль произведения – настоящая дружба не боится расстояний и преград, все тяготы судьбы нужно встречать с достоинством.

Композиция

Анализируемое произведение построено в традиционной для литературы форме. В нем можно выделить несколько смысловых частей: обращение ко всем друзьям-лицеистам, обращение к самым близким товарищам, хвала лицею и царю, размышления о будущем товарищей-лицеистов. Формальная композиция – разделение на октавы.

Жанр

Жанр – послание, так в рассказе лирический герой обращается к друзьям. Также в стихотворении есть признаки оды и элегии Стихотворный размер – пятистопный ямб. В произведении представлены два вида рифмовки – перекрестная АВАВ и кольцевая АВВА, есть и мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Для передачи внутреннего состояния лирического героя и воссоздания образов друзей Александр Сергеевич использовал средства выразительности. В тексте есть метафоры – «роняет лес багряный свой убор», «кудрявый наш певец», «он тихо спит» (о смерти), «чужих небес любовник беспокойный», «лоно дружбы новой», «обитель пустынных вьюг и хлада»; эпитеты – «пленительная привычка», «братская перекличка», «гитара сладкогласная», «дружеский резец», «тропик знойный»; сравнения – «он как душа неразделим и вечен» «для всех чужой, как сирота бездомный». Эмоциональной выразительности строкам предает интонация.

Источник

Стихотворение «И. И. Пущину» Пушкин А. С.: полный анализ

Александром Сергеевичем Пушкиным было написано немало произведений, посвященных близким и дорогим сердцу людям. Стихотворение «Пущину» было посвящено верному лицеистскому другу Пушкина, и написано в драматический период жизни обоих товарищей. Предлагаем краткий анализ «Пущину» по плану, который поможет при подготовке к уроку по литературе в 6 классе.

Полный текст стихотворения «И. И. Пущину» А. С. Пушкин

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

Краткий анализ стиха «Пущину» А. С. Пушкин

Вариант 1

И.И. Пущин был лучшим другом А.С. Пушкина. Его судьбу можно назвать трагической, так как он был участником декабристского восстания, после которого был арестован. В то время Пушкин жил в селе Михайловское, куда его отправили за вольные стихи. Поэт не мог выносить одиночества и лишения свободы, поэтому он очень обрадовался, когда в январе 1825 года Пущин навестил его.

Товарищ как будто предчувствовал, что они больше не увидятся. После страшных событий декабристского восстания Пущина приговорили к пожизненному заключению. В декабре 1826 года поэт написал стихотворение своему товарищу в форме дружеского письма. В 1828 году Пущин получил эти строки от верного друга.

«И.И. Пущину» – это лирическое стихотворение, в составе которого два пятистишия. В нем нет определенного сюжета, лишь слова лирического героя, который является прообразом самого Пушкина. В первой части герой говорит о своих чувствах, испытываемых к лучшему другу Пущину. Поэт ценил дружбу и дорожил ею, друзья для него были как родные люди.

В стихотворении есть определенный ритм, благодаря которому передается настроение лирического героя. Произведение написано ямбом. Во второй строфе используется такой художественный прием как анафора («да голос… да озарит»). Мотив дружбы является основной темой стихотворения. Пушкин дорожил друзьями и искренне переживал за каждого из них.

Вариант 2

Наверное, каждый знает, какое место в жизни Пушкина занимал Царскосельский лицей. В одном из своих стихотворений он скажет: «Нам целый мир – чужбина, Отчество нам — Царское Село». И действительно, лицей стал тем учебным заведением, в котором формировался характер будущего поэта, складывалось отношение к жизни. А еще – здесь появились первые друзья, память о которых не покидала его даже в годы житейских невзгод.

Одним из таких друзей стал Иван Пущин, к которому, как и к другим лицеистам, обращается в “19 октября 1825” Пушкин, но Пущину посвятил одно из своих стихотворений. Он так и назвал его – «Пущину».

Жанр стихотворения – послание – определил композицию произведения, которое начинается с таких проникновенных слов: Мой первый друг, мой друг бесценный! Дважды уже в первой строке повторяет поэт слово «мой друг», инверсией выделяется эпитет «бесценный», и мы понимаем, какой сильной была эта дружба! Два ключевых события из их взаимоотношений называет Пушкин, потому и состоит стихотворение из двух пятистиший.

Первое событие легко узнаваемо всеми, кто хоть немного знает биографию поэта. Лирический герой вспоминает: И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Встреча Пушкина с Пущиным произошла в Михайловском, куда поэт был сослан в 1924 году. Царь запретил посещать опального поэта, но Пущин нарушил этот запрет.

Перед нами возникают картины Михайловского – «двор уединенный» (известно, что только няня Арина Родионовна разделила горечь ссылки), «печальным снегом занесенный» (мы знаем, что встреча произошла зимой), звук колокольчика (едва услышав его, Пушкин, почти не одетый, выбежал во двор, бросившись обнимать своего друга). Благодаря мужской рифме (благословил — огласил, уединенный – занесенный) мы как будто еще острее воспринимаем заточение поэта. Все очень просто, так, как было в действительности.

Может быть, именно эта безыскусность придает первой части стихотворения такую искренность? Лирический герой, вспоминая эту встречу, благодарит (благословляет) судьбу за то, что она подарила ему эту встречу.

Совсем по-другому звучит вторая часть:

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

Здесь много высоких слов (провидение, утешение, заточение), метафор (озарит заточенье, лучом лицейских…дней), которые создают торжественную интонацию. Чувства поэта подчеркивает и восклицательное предложение, и анафора. Он выражает надежду на то, что его послание станет для Пущина тем же подарком судьбы, который несколько лет назад сделал ему Пущин.

Известно, что поэт передал послание своему другу, когда тот был отправлен в ссылку в Сибирь. Может быть, именно этим обстоятельством вызван высокий тон этой части? Открытая женская рифма (в сочетании с мужской) далеко уносит голос поэта, который услышат даже в Сибири.

Стихотворение А. Пушкина переросло границы обычного дружеского послания. Оно стало утешением всем, кто был сослан царским правительством после декабрьского вооруженного восстания 1825 года. Луч воспоминаний коснулся всех, осветив каждому то лучшее, то было в их жизни, то, ради чего они всем пожертвовали. Потомки этого не забыли.

Вариант 3

Стихотворение написано Пушкиным 13 декабря 1826 года, то есть накануне первой годовщины восстания декабристов. Посвящено оно лицейскому другу Пушкина Ивану Пущину, который для поэта был и оставался всегда самым близким другом. Стихи о дружбе Пушкин любил писать.

История создания этого стихотворения такова. В мае 1820 года по личному распоряжению Александра 1 Пушкин был выслан из Петербурга далеко на юг. Причиной этому послужило то, что в это время по всей стране в переписанных от руки листках ходят его запретные «вольные» стихи. В Одессе поэт вступил в резкий конфликт с местным губернатором.

По его доносу Пушкин был сослан осенью 1824 года в глухое поместье матери – в село Михайловское. Пущин первым из друзей Пушкина посетил «поэта дом опальный» в Михайловском. Это было 11 января 1825 года, единственный день, проведенный вместе. И все. Больше они никогда не виделись. Свидание в Михайловском – это один из самых драматических моментов в жизни друзей. Будучи одним из руководителей декабристского восстания, Пущин предвидел свое будущее и непременно хотел повидать Пушкина, и проститься с ним. Этой встрече и посвящено стихотворение. Когда Пушкина освободили из ссылки, Пущин был уже под арестом.

16 января 1827 года через жену декабриста Муравьёву Пушкин послал своему другу стихотворение. Пущин получил его 5 января 1828 года в первый день своего приезда в Читинский острог. «Отрадою отозвался во мне голос Пушкина», — вспоминал об этом Пущин.

По роду литературы – это небольшое лирическое стихотворение, состоит из двух пятистиший. По жанру – стихотворное послание, по своему характеру – дружеское письмо, которое обращено к конкретному лицу – Пущину. Здесь нет определенного сюжета, нет героев. Главный и единственный лирический герой – сам автор, передаются мысли и чувства самого автора.

Написанием его послужил момент встречи с другом в определенный период жизни автора, а именно – период ссылки в Михайловском: «Когда мой двор уединенный, печальным снегом занесенный твой колокольчик огласил». В первом пятистишии поэт раскрывает свои чувства к единственному другу, которого он очень любил и ценил с лицейских времен, со дня их первой встречи: «Мой первый друг, мой друг бесценный!» Пущин многое значил для поэта, вот почему Пушкин «судьбу благословил», встретившись с ним в Михайловском.

Второе пятистишие содержит пожелания, обращенные к своему опальному товарищу:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

Эти строки исполнены большой силы искренности и чистоты чувств, передают сильное переживание поэта за трагическую судьбу друга и желания хоть чем-то светлыми лицейскими воспоминаниями) поднять дух товарища в тяжелый для него момент жизни. О силе внутреннего переживания поэта свидетельствует момент обращения его к богу:

Молю святое провиденье…

В целом стихотворение передает большую тоску за судьбу Пушкина за судьбу своего друга, переживания о своем бессилии, о том, что он ничего не может для него сделать, предчувствие, что они больше никогда не увидятся.

Стихотворение написано ямбом. Во втором пятистишии есть художественный прием – анафора:

По звучанию – ритмичное, звучное, что подчеркивает глубину эмоционального состояния автора. Когда читаешь это небольшое стихотворение, то живо представляешь себе, как встретились друзья, как они рады друг другу, как они вместе провели день, как трудно им было расстаться.

Стихотворение «Пущину» А. С. Пушкин– анализ по плану

Вариант 1

История создания

Александр Сергеевич всегда имел славу смелого поэта, писавшего излишне «вольные» стихи. Опасаясь опасного влияния поэта, в 1820 году император отправил его подальше от столицы, в жаркую Одессу. Однако и там Пушкин пробыл недолго – после серьезного конфликта с местным губернатором он был сослан родовое поместье – глухое село Михайловское.

Будучи отрезанным от блестящей светской жизни Петербурга и Москвы, Александр Сергеевич был вынужден вести уединенный образ жизни. Одним из первых, кто навестил опального поэта, стал преданный друг его юности – Иван Пущин. Он пробыл в имении Пушкина всего один день, но и этого времени хватило, чтобы поддержать друга в трудную минуту.

Уже тогда Пущин, один из активных участников декабристского движения, прекрасно понимал, что эта встреча будет последней, но не обмолвился об этом ни слова. Как позже узнает Пушкин, после провала восстания на Сенатской, Пущин будет осужден и приговорен к пожизненной каторге.

В 1826 году, вспоминая последнюю встречу с верным другом и желая как-то его поддержать, Пушкин пишет стихотворение и посвящает его Пущину.

Главная тема произведения – дружба и ее высокая ценность для Пушкина. Он представляет ее как наивысший дар, способный подарить искреннюю радость и утешит в тяжелые минуты.

Встреча с Пущиным во время ссылки поэта стала для него подарком судьбы, наилучшей отрадой, которую он мог получить в те непростые для него дни. Это событие оставило глубокий след в душе поэта, который спустя время отобразил его в своем произведении.

Узнав о трагической судьбе товарища-декабриста, Пушкин не мог поддержать его добрым словом при личной встрече: посещение политических узников было под строжайшим запретом. Однако поэт сделал это при помощи пера, посвятив стихотворение своему лицейскому другу.

Он молил «святое провиденье», чтобы во времена тяжких испытаний его товарищ не пал духом, и его заточение было озарено «лучом лицейских ясных дней». Всего в нескольких строках переплелись скорбь, торжественность и чувство уединения.

Произведение наполнено удивительно глубоким и чистым чувством к своему товарищу. Недаром впоследствии оно будет признано одним из лучших образцов дружеской лирики.

Композиция

В произведении отсутствует конкретный сюжет, он имеет форму дружеского обращения. Лирическое стихотворение состоит из двух пятистиший.

Условно стих можно разделить на две части. В первой части лирический герой, который является прототипом самого Пушкина, выражает свою искреннюю дружескую привязанность к Пущину. Поэт всегда очень высоко ставил дружбу и дорожил теми крепкими узами, которые появились еще во времена обучения в Старосельском лицее.

Второе пятистишие посвящено Ивану Пущину, сосланному в Сибирь. После провала плана по свержению императора Николая I он, отказавшись бежать заграницу, дожидался ареста в своем доме в Петербурге. Пушкин надеется, что эти строчки смогут поднять дух товарища, которого постигла столь горькая участь.

Произведение написано в жанре дружеского послания. За основу взят четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой.

Средства выразительности

Произведение написано высоким торжественным стилем, который подчеркивается анафорой («Да голос.… Да озарит…») и старославянской лексикой («святое провиденье»).

Эмоции и переживания автора подчеркивают эпитеты («бесценный», «печальным», «ясных»), метафоры («лучом лицейских…дней»), олицетворения («колокольчик огласил»).

Вариант 2

«Пущину» — одно из многочисленных стихотворений-посвящений, написанных Александром Сергеевичем Пушкиным. Поэт, щедрый на эмоции и чувства, легко посвящал стихотворения многочисленным друзьям и недругам. Но И.И. Пущин всегда занимал в сердце Александра Сергеевича особое место — первый из лицейских друзей, единомышленник, он был важен для Пушкина.

Стихотворение было написано накануне первой годовщины восстания на Сенатской, в котором Пущин принял непосредственное участие. Как декабрист, один из лидеров движения, он был осужден и сослан на три десятка лет. Именно разлука с другом стала причиной написания стихотворения, в котором великий русский поэт вспоминает другой случай, связанный с Пущиным: как тот первым прервал вынужденное уединение отправленного в ссылку Пушкина, приехав в нему в начале 1825 года.

Главная тема стихотворения

Центральной темой стихотворного послания к И.И. Пущину безусловно является дружба. Пушкин обращается к Пущину, называя первым и бесценным другом, говорит о том, какое влияние оказало на него их общение, насколько важным и ценным оно было. Во второй части произведения Пушкин выражает надежду, что ясные лицейские дни, точнее, воспоминания о них, несколько скрасят Пущину долгое и безрадостное заточение.

Из короткого произведения становится ясно, насколько дорога для Александра Сергеевича эта дружба, заложенная в далекой юности и пронесенная сквозь все годы и тяжелые испытания. Юные поэт и революционер познакомились в Царскосельском лицее, вместе прошли период формирования и закаления характеров, приобрели идеалы, за которые боролись всю жизнь — свобода, честь и любовь к отчизне.

Встреча, о которой вспоминает в стихотворении Пушкин, отпечаталась у него в памяти как одно из наиболее важных и светлых событий «ссыльного периода». На момент написания «Пущину» Александр Сергеевич не мог ответить своему другу тем же: он и сам находился в ссылке. Кроме того, посещения тех, кто проходил по делу декабристов, были строго ограничены, и вряд ли опальному поэту разрешили бы присутствовать в столице или посетить Пущина в месте, где он оказался после приговора.

Именно поэтому Пушкин делает единственное, что в его силах: пишет. Пишет чудесный, полный любви и заботы о другом человеке стих, который впоследствии назовут одним из лучших образцов его дружеской лирики. Впоследствии, когда ссылка закончилась, и Пушкин снова обрел могущественных покровителей, он старался изменить императорское решение о судьбе своего лицейского друга и посвятил ему множество стихов. Но больше друзьям не суждено было увидеться.

Структурный анализ стихотворения

В произведении используется четырехстопный ямб, оно состоит всего из 2‑х пятистиший. Главным героем произведения является сам Пушкин, который обращается, используя значимую, торжественную лексику, к своему лучшему другу. Во втором пятистишии очень удачно применена анафора «Да голос… Да озарит», что усиливает эффект от последних строк стихотворения, отпечатывая в памяти читателя пушкинское напутствие-пожелание.

Дружеская лирика стоит особняком в творчестве великого поэта, но «Пущину» даже среди нее выделяется. В коротком и внешне простом стихе Пушкин выразил всю нежность и беспокойство о судьбе друга, пожелал облегчения его участи. Впоследствии, находясь под впечатлением от этих строк, Пущин написал мемуары, посвященные его дружбе с великим поэтом.

Вариант 3

Пушкин часто в своем творчестве обращался к друзьям. Среди них самым близким был И. И. Пущин, с которым поэт познакомился еще во время учебы в Царскосельском лицее. У молодых людей были схожие интересы и взгляды на будущее России. Пущин оказался одним из тех, кто не утратил расположения к Пушкину во время его ссылки. В 1825 г. он посетил великого поэта в с. Михайловское. Воспоминанию об этих счастливых днях и посвящено стихотворение «И. И. Пущину».

Известно, что декабристы скрывали от Пушкина планы вооруженного восстания, так как не хотели навлечь на поэта подозрения. Они понимали значение его таланта и хотели сберечь его для будущего. Во время визита в Михайловское Пущин также ничего не сказал Пушкину о готовящемся выступлении. Поэт узнал о нем, по-прежнему находясь в ссылке.

Пущин был осужден и отправлен на поселение в Сибирь. Пушкин несколько раз писал обращения к царю с просьбой о смягчении наказания, но неизменно получал отказ. В 1826 г. он написал стихотворение «И. И. Пущину» и отправил его в далекую Сибирь. Несчастный каторжник был очень благодарен Пушкину за эту литературную весточку.

С первых строк Пушкин обращается к товарищу с очень трогательными словами («первый друг», «друг бесценный»). Пушкину было скучно и одиноко в деревне. Единственной его отрадой была няня – Арина Родионовна. Он бесконечно благодарен другу за его посещение, которое связано со звоном колокольчика. Русские поэты и писатели часто отмечают волшебный звук колокольчика, пробуждающий забытую богом деревню из спячки и символизирующий неожиданный приезд гостя.

Пушкин сравнивает свою деревенскую ссылку с сибирским заключением Пущина. Он, конечно же, понимает, что размеры наказания несопоставимы. Но оба друга пострадали за свои искренние убеждения, которые сложились у них одновременно еще во времена Лицея. Напоминая Пущину о «лицейских ясных днях», Пушкин подчеркивает свою нерушимую приверженность юным идеалам.

Поэт догадывался, что даже близкие друзья что-то недоговаривают. Впоследствии он понял, что вполне мог разделить участь декабристов. Ссылка в Михайловское стала неожиданным спасением поэта, так как сделала невозможным его пребывание в столице. Стихотворение «И. И. Пущину» — это также своеобразное извинение Пушкина перед другом.

Анализ стихотворения «И. И. Пущину» Пушкин А. С.

Вариант 1

Среди своих лицеистских друзей Александр Пушкин особенно выделял Ивана Пущина, с которым поэта связывали очень теплые и доверительные отношения. Двух молодых людей объединяли не только общие взгляды на жизнь, но и любовь к литературе. В юности они даже соревновались между собой на предмет того, кто быстрее и лучше напишет стихотворение на заданную тему.

Судьба Ивана Пущина сложилась трагически. Он был одним из участников декабристского восстания, после провала которого получил пожизненную каторгу. Последний раз друзья встретились как раз накануне этих трагических событий, зимой 1825 года. В это время Пушкин жил в родовом имении Михайловское, куда по распоряжению властей был сослан за вольнодумство. И Пущин стал одним из первых, кто навестил поэта в этот сложный для него период.

Встреча друзей была короткой, однако смысл ее стал Пушкину понятен гораздо позже, уже после того, как восстание декабристов было безжалостно подавлено, а его лицеистский товарищ оказался узником Читинского острога. Иван Пущин предполагал подобное развитие событий, поэтому приехал к Пушкину для того, чтобы проститься, хотя и словом не обмолвился о том, что ему предстоит стать одним из участников тайного заговора и покушения на жизнь императора Николая‑I. Эта встреча друзей оказалась последней, больше им не суждено было увидеться.

Накануне годовщины восстания декабристов, зимой 1826 года, Пушкин написал стихотворение-обращение под названием «И. И. Пущину», которое было передано каторжнику спустя несколько лет через супругу декабриста Никиты Муравьева.

В нем поэт вспоминает их последнюю встречу, отмечая, что он «судьбу благословил», когда Иван Пущин приехал к нему в Михайловское, чтобы скрасить одиночество и отвлечь автора от невеселых раздумий о собственной судьбе. В этот момент лучший друг морально поддержал Пушкина, который находился на грани отчаянья, считая, что его карьера загублена, а жизнь – беспросветна.

Поэтому когда Пущин оказался в схожей ситуации, автор посчитал своим долгом направить ему ободряющее стихотворное послание, в котором признался: «Молю святое провиденье». Этим поэт хотел подчеркнуть, что не только беспокоится о судьбе своего друга, но и верит, что его жертва была принесена обществу не напрасно, и будущие поколения смогут оценить этот самоотверженный поступок по достоинству.

В это время поэту уже известно, что Иван Пущин отказался бежать за границу после провала восстания декабристов и дожилался ареста в своем петербургском доме. Обращаясь к другу, поэт мечтает о том, чтобы его голос, облаченный в стихи, даровал ему утешение. «Да озарит он заточенье лучом лицейских ясных дней!», — отмечает Пушкин. Позже Иван Пущин напишет в своем дневнике: «Отрадою отозвался во мне голос Пушкина». Имен это короткое послание впоследствии легло в основу мемуаров бывшего каторжанина, которые он посвятил своей дружбе с великим русским поэтом.

Пушкин очень тяжело переживал разлуку с другом, и впоследствии адресовал ему еще несколько стихов. Через своих высокопоставленных знакомых он даже пытался повлиять на решение властей, надеясь, что приговор о пожизненной каторге для Ивана Пущина все же будет смягчен. Однако император Николай‑I, переживший весь ужас покушения в день своего восхождения на престол, отказал декабристу в помиловании.

Лишь спустя почти 30 лет Иван Пущин получил право вернуться в Петербург. Он побывал на могиле поэта, расположенной на территории Святогорского монастыря, а также в Михайловском, отдав дань уважения своему лицеистскому другу, который не отвернулся от него в трудную минуту.

Вариант 2

В своем знаменитом стихотворении «19 октября 1825 года» молодой поэт Александр Пушкин написал: «Друзья мои, прекрасен наш союз!» Кому же из своих лицейских товарищей посвятил Пушкин эти проникновенные слова? Конечно, своим ближайшим для него на всю жизнь товарищам: Ивану Пущину, Вильгельму Кюхельбекеру и Антону Дельвигу.

Но самым близким лицейским другом стал Пущин. Многие ученики Лицея любили его за доброту, ум и справедливость. А еще за честность, мужество и общительный нрав. Его любили и в Лицее, и в гвардии, и потом, на гражданской службе. Он везде был в самом центре внимания, у всех на виду, его считали надежным и верным товарищем. Самым первым все эти качества оценил именно Пушкин, будучи ближайшим соседом по лицейской комнате.

Сам Француз (как звали его в Лицее), неровный в обращении, подчас вспыльчивый и несдержанный, доверял своему другу Жанно первые мучительные раздумья о жизни, делился первыми огорчениями и радостями, а Пущин умел не только успокоить, но и помочь. Неслучайно один из декабристов позже скажет о нем: «Кто любит Пущина, тот, верно, сам прекрасный человек».

После окончания Царскосельского лицея Пущин не раз встречался с Пушкиным в Петербурге. Открытый и бескомпромиссный характер Ивана Ивановича, его взгляды на действительность царской России привели его в тайное общество будущих декабристов. Он думал привлечь туда и Пушкина, но опасался за него.

Когда молодой поэт оказался в опале у государя и был сослан сначала на юг, а после в Михайловское, Пущин единственный навестил его в псковской глуши. Это их единственное свидание стало неожиданностью для ссыльного поэта, и позже он посвятил этому событию небольшое, но очень проникновенное стихотворение, начинавшееся таким обращением:

Мой первый друг, мой друг бесценный…

Но появилось оно не сразу: лишь узнав в 1826 году о судьбе декабристов и их ссылке, он пишет свое послание и в январе 1827 года переправляет его в Сибирь. Позже Пущин будет вспоминать о том, как после долгих мытарств он наконец соединился с товарищами его изгнания и заточения, раньше его прибывшими в острог.

И он почувствовал, как его лицейский товарищ Пушкин «первым встретил его в Сибири задушевным словом». В день приезда в Читу Пущина позвали к частоколу, где Александра Муравьева (жена декабриста Никиты Муравьева) отдала ему лист бумаги: на нем неизвестною рукою было написано стихотворение.

Жанр этого произведения — дружеское послание. Об этом говорит и название — «И. И. Пущину». В то же время — это воспоминание о той последней встрече, когда Пущин, вопреки запретам со стороны царской власти, навестил поэта в его имении Михайловском, «когда «двор уединенный … колокольчик огласил».

Чем это грозило самому Пущину, можно только догадываться, поэтому Пушкин и называет его «мой друг бесценный». Две части стихотворения, пятистишия, представляют собой своеобразную перекличку событий. В первом пятистишии — воспоминание о встрече в Михайловском, а вторая часть произведения адресована уже сосланному в Сибирь Пущину, который после провала Декабрьского отказался бежать за границу и дожидался ареста в своем доме в Петербурге.

Строфа, состоящая из пяти строк, позволила объединить поэту общей рифмой такие высокопарные слова, как «провиденье», «утешенье», «заточенье». Это не только придавало стихотворению особенное звучание, но и у самого адресата вызвало необычное состояние.

Вот как написал об этом впоследствии Иван Иванович Пущин: «Преисполненный глубокой, живительной благодарности, я не мог обнять своего лицейского друга, как он меня обнимал, когда я первый посетил его в изгнанье». Далее Пущин с горечью отмечал, что не мог даже пожать руку той женщине, которая «так спешила утешить воспоминанием друга».

Но мольба Пушкина, обращенная к «святому провиденью», о том, чтобы все декабристы получили утешенье, действительно озарила их сибирское заточенье «лучом лицейских ясных дней». В нескольких строках этого стихотворения соединились и торжественность, и скорбь, и чувство единения.

Вариант 3

Александр Сергеевич Пушкин написал множество стихов на тему дружбы. Несомненно, эта тема играла важнейшую роль в его жизни. Я бы сказала, что это редкий дар, иметь огромное количество друзей и быстро завоёвывать их доверие. Одно из своих блестящих стихотворений Пушкин посвятил близкому другу лицеисту И. Пущину.

Стихотворение написано поэтом 13 декабря 1826 года, то есть накануне первой годовщины восстания декабристов. История создания этого стихотворения такова. В мае 1820 года по личному распоряжению Александра 1 Пушкин был выслан из Петербурга на юг. Причиной этому послужило то, что в это время по всей стране ходят его запретные «вольные» стихи. В Одессе поэт вступил в конфликт с местным губернатором.

По его доносу Пушкин был сослан осенью 1824 года в глухое поместье матери – село Михайловское. Пущин первым из друзей Пушкина посетил его в Михайловском. Это было 11 января 1825 года, последний день, проведенный вместе. Будучи одним из руководителей декабристского восстания, Пущин предвидел свое будущее и очень хотел повидать Пушкина, проститься с ним. Этой встрече и посвящено стихотворение:

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

«Пущину» — это небольшое лирическое стихотворение, состоящее из двух пятистиший. Жанр — послание, характер — дружеское письмо. Главный герой произведения — сам автор. В первом пятистишии поэт раскрывает свои чувства к другу, которого он очень любил и ценил со дня их первой встречи: «Мой первый друг, мой друг бесценный!».

Второе пятистишие содержит пожелания, обращенные к своему товарищу. Эти строки передают сильное переживание Пушкина за судьбу друга и желание поднять его дух хоть чем-то хорошим. В общем, это произведение- это тоска о товарище и предчувствие, что они больше никогда не увидятся. Стихотворение написано ямбом. Во второй части присутствует художественный прием — анафора: «Да голос.… Да озарит…»

Я выбрала тему дружбы в лирике Пушкина, потому что она мне очень близка. Я ценю своих друзей. И надеюсь, когда пройдет много лет, я буду верна своим школьным друзьям так же как и А. С. Пушкин.

11074 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Друзья Пушкина — сочинение

Дружба для поэта считалась одним из вечных, священных идеалов. С ранней юности Пушкин был очень привязан к приятелям, что разделяли его идеи, вдохновляли, были поддержкой и опорой. Кто же были эти люди и как он с ними познакомился.

С И.И. Пущиным Александр Сергеевич дружил в Царскосельском лицее. Мало того, они были соседями. Можно сказать, что это был первый друг в жизни поэта, которого он очень ценил.

Кстати, именно этому товарищу Пушкин посвятил стихотворения «Воспоминания», «К Пущину» и «К альбому Пущина», а также шедевр «Мой первый друг, мой друг бесценный».

Однако это был не единственный человек, с которым гения пера объединяли приятельские отношения. Еще был Дельвиг. Можно сказать, что молодых людей объединило творчество. Они вместе начинали издаваться. К слову, большинство людей того времени над Дельвигом подтрунивало, Пушкин был один из немногих, кто разглядел в нем талант.

Дружил поэт и с Кюхельбекером. Но отношения эти были непростыми. Между товарищами по учебе произошел конфликт из-за пушкинской эпиграммы. В результате чего молодые люди даже дрались на дуэли. Однако Кюхельбекеру Пушкин также посвятил свои прекрасные творения: «К другу стихотворцу», «Пирующие студенты», «Разлука» и.т.д.

Был у Пушкина друг, которого мало кто вспоминает. Это И.В. Малиновский. Это сын директора лицея. Перед смертью поэт признавался, что если бы рядом были Пущин и Малиновский, ему было бы легче умирать. Следовательно, данный друг также стал судьбоносным для литератора, хоть он почти нигде не фигурирует.

Также друзьями поэта были Вяземский и Чаадаев. С первым Пушкин завел знакомство в лицее. Кстати, именно П.А. Вяземский (по некоторым источникам) является прообразом Евгения Онегина. Сам поэт называет Вяземского замысловатым остряком и язвительным поэтом, но в то же время, человеком аристократичным, образованным.

Чаадаев был старше Александра Сергеевича. Можно сказать, что это опытный и зрелый друг, у которого Пушкин многое перенял по части мировоззрения. Они довольно часто вели беседы, обсуждали литературные и философские вопросы. Конечно же, Чаадаев фигурирует и в стихотворениях Александра Сергеевича.

Примечательно, что по мере взросления Пушкина и его друзей, менялись и стихотворения – юношеский протес и бесшабашность постепенно исчезали, на смену им приходили более серьезные темы, которые могут послужить поводом для длительных размышлений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *