какое стихотворение относится к любовной лирике пушкина
Любовная лирика Пушкина: список стихов, краткое описание
Содержание:
Любовная лирика – это отдельное поэтическое направление, характерное для русских писателей и зарубежных поэтов. Авторы повествуют о душевных переживаниях, рассказывают про свои личные, интимные чувства. Ключевой образ в таких стихах – это романтическая, возвышенная личность.
Любовная лирика Пушкина отличается своими уникальными особенностями. Поэт говорит, что невозможно написать стихотворение в жанре романтизма, не будучи влюбленным. Каждая возлюбленная автора становилась его вдохновением. Пушкин очень быстро увлекался женщинами. Он любил любить – так говорили его современники. У Александра Сергеевича в жизни были мимолетные связи и серьезные отношения. По характеру стихов можно понять, какие эмоции переживает писатель, создавая строки. Это может быть чувство восторга, влюбленности, любви, тоски или другие ощущения.
Тема любви в лирике Пушкина
Красота стихов Александра Сергеевича заключается в душевной теплоте, которую он вкладывает в свои произведения. Для него любовь – это только положительное чувство. Расставаясь с возлюбленной, он оставлял память только о счастливых моментах, никогда не держал зла или обиды.
Отношение лирического героя к разлуке – философское, он полагает, что каждая связь приносит ему определенный опыт. Произведения Пушкина о любви – это легкая, приятная лирика, наполняющая душу позитивными эмоциями. Если появляются мотивы грусти, то это приятная, добрая тоска. Слова Пушкина о любви – фразы из стихотворений:
Любовная лирика Пушкина – кратко
При прочтении творчества Александра Сергеевича можно заметить, что каждое стихотворение отличается от предыдущего. Основные чувства, которые передает автор:
Каждая строка любовной лирики Пушкина наполнена светлым чувством. Главной героиней поэзии является красивая женщина. Для нее характерна нежность, доброта, таинственность. У автора большое сердце, он влюбчивый, эмоциональный человек. Ему необходимо делиться своими ощущениями, которые его переполняют. Для этого Пушкин выбирает чистый лист и прекрасный образ. Характерные черты любовного творчества:
Писатель относится к влюбленности как к светлому чувству. Он благодарен судьбе, что она посылает ему это ощущение, дает им насладиться. Пушкин не понимает любви, требующей самопожертвований, мучений, приносящей боль. Он воспринимает разлуки как шаг к новому этапу жизни.
Любовная лирика Пушкина – стихи, список
Любовный посыл поэт передает в стихах многим женщинам. Воронцова – страстная любовь автора, ей он посвятил следующие произведения:
Известнейший стих «К***» был написан автором для женщины по фамилии Керн. Это возлюбленная Александра Сергеевича, которой он также посвятил множество других работ. Гончарова – жена поэта, тоже была его музой. Она вдохновила автора на следующие работы:
Любовная лирика. Стихи А. С. Пушкина о любви!
Любовная лирика поэтов всех времён и поколений.
Часть 12.
В крови горит огонь желанья,
Душа тобой уязвлена,
Лобзай меня: твои лобзанья
Мне слаще мирра и вина.
Склонись ко мне главою нежной,
И да почию безмятежный,
Пока дохнет веселый день
И двинется ночная тень.
Стихи о любви и стихи про любовь
Простишь ли мне ревнивые мечты,
Моей любви безумное волненье?
Ты мне верна: зачем же любишь ты
Всегда пугать мое воображенье?
Окружена поклонников толпой,
Зачем для всех казаться хочешь милой,
И всех дарит надеждою пустой
Твой чудный взор, то нежный, то унылый?
Мной овладев, мне разум омрачив,
Уверена в любви моей несчастной,
Не видишь ты, когда, в толпе их страстной,
Беседы чужд, один и молчалив,
Терзаюсь я досадой одинокой;
Ни слова мне, ни взгляда. друг жестокой!
Хочу ль бежать: с боязнью и мольбой
Твои глаза не следуют за мной.
Заводит ли красавица другая
Двусмысленный со мною разговор:
Спокойна ты; веселый твой укор
Меня мертвит, любви не выражая.
Скажи еще: соперник вечный мой,
Наедине застав меня с тобой,
Зачем тебя приветствует лукаво.
Что ж он тебе? Скажи, какое право
Имеет он бледнеть и ревновать.
В нескромный час меж вечера и света,
Без матери, одна, полуодета,
Зачем его должна ты принимать.
Но я любим. Наедине со мною
Ты так нежна! Лобзания твои
Так пламенны! Слова твоей любви
Так искренно полны твоей душою!
Тебе смешны мучения мои;
Но я любим, тебя я понимаю.
Мой милый друг, не мучь меня, молю:
Не знаешь ты, как сильно я люблю,
Не знаешь ты, как тяжко я страдаю.
Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем,
Восторгом чувственным, безумством, исступленьем,
Стенаньем, криками вакханки молодой,
Когда, виясь в моих объятиях змией,
Порывом пылких ласк и язвою лобзаний
Она торопит миг последних содраганий!
Мой голос для тебя и ласковый и томный
Тревожит позднее молчанье ночи темной.
Близ ложа моего печальная свеча
Горит; мои стихи, сливаясь и журча,
Текут, ручьи любви, текут, полны тобою.
Во тьме твои глаза блистают предо мною,
Мне улыбаются, и звуки слышу я:
Мой друг, мой нежный друг. люблю. твоя. твоя.
Пустое вы сердечным ты
Она обмолвясь заменила,
И все счастливые мечты
В душе влюбленной возбудила.
Пред ней задумчиво стою,
Свести очей с нее нет силы;
И говорю ей: как вы милы!
И мыслю: как тебя люблю!
*****
****
***
**
*
Стихи Пушкина о любви
Собственно, почти все творчество Александра Сергеевича посвящено теме любви. Практически в каждом его произведении, будь то поэма «Цыганы» или драма «Борис Годунов», звучит любовная тема. Стихи Пушкина о любви очень разные. Одни полны горечи неразделенного чувства, другие дышат сладкой печалью утраты, третьи источают восторги взаимной любви. Поэт был очень влюбчив. Героиня его стихов – прекрасная дама, нежная, добрая, немного таинственная. Ее очарование ощущает читатель даже на расстоянии пары столетий, отделяющих нас от той эпохи.
Лучшие произведения:
Красавица
Всё в ней гармония, всё диво,
Всё выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В ее сияньи исчезает.
Погасло дневное светило.
Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Я вижу берег отдаленный,
Земли полуденной волшебные края;
С волненьем и тоской туда стремлюся я,
Воспоминаньем упоенный.
И чувствую: в очах родились слезы вновь;
Душа кипит и замирает;
Мечта знакомая вокруг меня летает;
Я вспомнил прежних лет безумную любовь,
И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило,
Желаний и надежд томительный обман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Лети, корабль, неси меня к пределам дальным
По грозной прихоти обманчивых морей,
Но только не к брегам печальным
Туманной родины моей,
Страны, где пламенем страстей
Впервые чувства разгорались.
Мой голос для тебя и ласковый и томный
Тревожит поздное молчанье ночи темной.
Близ ложа моего печальная свеча
Горит; мои стихи, сливаясь и журча,
Текут, ручьи любви, текут, полны тобою.
Во тьме твои глаза блистают предо мною,
Мне улыбаются, и звуки слышу я:
Мой друг, мой нежный друг. люблю. твоя. твоя.
Простишь ли мне ревнивые мечты.
Сожженное письмо
Желание славы
К *** (Я помню чудное мгновенье. )
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь.
Признание
Талисман
Там, где море вечно плещет
На пустынные скалы,
Где луна теплее блещет
В сладкий час вечерней мглы,
Где, в гаремах наслаждаясь,
Дни проводит мусульман,
Там волшебница, ласкаясь,
Мне вручила талисман.
И, ласкаясь, говорила:
«Сохрани мой талисман:
В нем таинственная сила!
Он тебе любовью дан.
От недуга, от могилы,
В бурю, в грозный ураган,
Головы твоей, мой милый,
Не спасет мой талисман.
И богатствами Востока
Он тебя не одарит,
И поклонников пророка
Он тебе не покорит;
И тебя на лоно друга,
От печальных чуждых стран,
В край родной на север с юга
Не умчит мой талисман.
Портрет
С своей пылающей душой,
С своими бурными страстями,
О жены Севера, меж вами
Она является порой
И мимо всех условий света
Стремится до утраты сил,
Как беззаконная комета
В кругу расчисленном светил.
На холмах Грузии лежит ночная мгла.
Я вас любил: любовь еще, быть может.
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
Когда в объятия мои.
Когда в объятия мои
Твой стройный стан я заключаю
И речи нежные любви
Тебе с восторгом расточаю,
Безмолвна, от стесненных рук
Освобождая стан свой гибкой,
Ты отвечаешь, милый друг,
Мне недоверчивой улыбкой;
Прилежно в памяти храня
Измен печальные преданья,
Ты без участья и вниманья
Уныло слушаешь меня.
Кляну коварные старанья
Преступной юности моей
И встреч условных ожиданья
В садах, в безмолвии ночей.
Кляну речей любовный шепот,
Стихов таинственный напев,
И ласки легковерных дев,
И слезы их, и поздний ропот.
Любовная лирика Пушкина
Романтический поэт создаёт в своём творчестве поэтическую автобиографию, и для него не важно, насколько она совпадает с реальной. Нужно лишь, чтобы читатели поверили в искренность чувств, в существование неведомой дамы, внушившей безнадёжную, как правило, любовь.
Реальная жизнь Пушкина, казалось бы, изучена досконально. Известны адресаты и обстоятельства создания хрестоматийных шедевров. Но вокруг некоторых стихов пушкинисты до сих пор не прекращают споры: кому они посвящены?
Даже перечислить адресатов любовной лирики Пушкина сложно. В легендарном «Донжуанском списке» – 34 имени. Перед свадьбой в одном письме Пушкин рассуждал о том, что первая любовь – дело чувствительности, вторая – дело чувственности, а Натали, будущая жена, аж «11З-я любовь» поэта! Даже если это поэтическое преувеличение, согласимся с М.Н.Волконской: «Как поэт, он считал своим долгом быть влюблённым во всех хорошеньких женщин и молодых девушек. В сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал всё, что видел».
Образы милых современниц Пушкина, запечатлённые в его стихах, настолько жизненны, конкретны, несмотря на всю свою романтическую обобщённость, что мы их воспринимаем не только как знакомых Пушкина, но и как своих знакомых.
***
ЕКАТЕРИНА ПАВЛОВНА БАКУНИНА (1795–1869) – сестра лицейского товарища Пушкина. В неё были влюблены трое друзей: И.И.Пущин, И.В.Малиновский, А.С.Пушкин. В элегиях «под Жуковского» Пушкин воображает себя ветераном в жизни и в любви, но дневник его (1815) выдаёт полудетское, чистое, очень трогательное чувство:
«Как она мила была! Как чёрное платье пристало милой Бакуниной! Но я не видел её 18 часов – ах! Какое положение, какая мука! Но я был счастлив 5 минут.
Итак, я счастлив был, итак, я наслаждался. »
После Лицея вихрь петербургской жизни закружил Пушкина. Но, притворяясь «гулякой праздным», он лукавил. В марте 1820 уже была готова поэма «Руслан и Людмила». Главная героиня в ней напоминает не персонажей древнерусского эпоса, а ровесниц Пушкин «Девушке в 17 лет какая шапка не пристанет?!» – любуется 20-летний автор Людмилой в шапке-невидимке. А что стоит объявление Людмилой «голодовки» у Черномора: «Подумала – и стала кушать!»
***
Счастливейшими минутами своей жизни Пушкин назвал время, проведённое с Раевскими на Кавказе и в Крыму (1820). Кому из трёх дочерей генерала: Елене, Екатерине или Марии – посвящена элегия «Редеет облаков летучая гряда»? Писатель Иван Новиков считает, что – Марии.
И дева юная во мгле тебя искала
И именем своим подругам называла.
МАРИЮ НИКОЛАЕВНУ РАЕВСКУЮ (1805–1863) считали «утаённой» любовью поэта (а была ли она? – или это только литературный приём?). Сама жизнь Марии Николаевны достойна романа. Она была правнучкой М.В.Ломоносова. Выданная замуж без любви, она посчитала своим долгом поехать в Сибирь вслед за мужем, декабристом Сергеев Волконским. Генерал Н.Н.Раевский перед смертью назвал дочь «самой удивительной женщиной» из всех, кого он знал.
Не её ли «очи яснее, дня, темнее ночи» у Заремы из «Бахчисарайского фонтана»? В Бахчисарае Пушкин побывал с Раевскими. Готовя в 1824 г. свою поэму к переизданию и вспоминая путешествие, он обращается к «Фонтану Бахчисарайского дворца»: «Но о Марии ты молчал». Мария из «Полтавы» (историческая Матрёна) похожа на Раевскую: «Как тополь киевских высот, она стройна». Ей, по-видимому, посвящена эта последняя романтическая поэма Пушкина (1828):
Твоя печальная пустыня,
Последний звук твоих речей
Одно сокровище, святыня,
Одна любовь души моей.
Мария – любимое имя Пушкина. Марией была его бабушка, «Машкой» он назвал старшую дочь. Мариями звали героинь «Бахчисарайского фонтана», «Гавриилиады», «Дубровского», «Полтавы», «Метели», «Выстрела», «Капитанской дочки». Мариула из «Цыган» и Мэри из «Пира во время чумы» – тоже Марии.
Возвращённая Александром II из Сибири вместе с декабристами, М.Н.Волконская издала свои «Записки». Прочитав их, Н.А.Некрасов написал поэму «Русские женщины», посвящённую подвигу декабристок, душевной стойкости русских женщин. Л.Н.Толстой (мать его была из Волконских) под обаянием личности М.Н.Волконской задумал роман «Декабристы», из которого потом логически вытекла эпопея «Война и мир».
Я помню море пред грозою:
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к её ногам!
Как я желал тогда с волнами
Коснуться милых ног устами!
Нет, никогда, порыв страстей
Так не терзал души моей.
***
…Всё же «порыв страстей», заключённый в строфе, заставляет вспомнить скорее Одессу и любовь Пушкина к жене новороссийского генерал-губернатора ЕЛИЗАВЕТЕ КСАВЕРЬЕВНЕ ВОРОНЦОВОЙ (1792–1880). В стихотворении «К морю» он назвал это чувство «могучей страстью». Уже в советское время её очарование питало роман И.А.Новикова, пьесу К.Г.Паустовского, исследования Т.Г.Цявловской и поэзию А.А.Вознесенского. А сам Пушкин? В «Евгении Онегине» он говорил:
Прошла любовь, явилась муза,
И прояснился тёмный ум.
Любовь к Воронцовой отразилась во многочисленных портретах графини в рукописях Пушкина (только автопортретов он нарисовал больше) и, конечно, в стихах.
Когда, любовию и негой упоенный,
Безмолвно пред тобой коленопреклоненный,
Я на тебя глядел и думал: ты моя, –
Ты знаешь, милая, желал ли славы я.
Находясь в ссылке, в разлуке с любимой, Пушкин
. новым для меня желанием томим:
Желаю славы я, чтоб именем моим
Твой слух был поражен всечасно, чтоб ты мною
Окружена была, чтоб громкою молвою
Всё, всё вокруг тебя звучало обо мне.
Чтобы она не забыла о своей любви к нему
(«Желание славы», 1825).
В нескольких стихотворениях говорится о «талисмане» – сердоликовом перстне, подаренном Пушкину Воронцовой, Таким же перстнем запечатывала и она свои письма к нему.
СОЖЖЁННОЕ ПИСЬМО
Прощай, письмо любви! прощай: она велела.
Как долго медлил я! как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои.
Но полно, час настал. Гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет.
Минуту. Вспыхнули! пылают – лёгкий дым,
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит. О провиденье!
Свершилось! Тёмные свернулися листы;
На лёгком пепле их заветные черты
Белеют. Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди.
Я не могла вырвать из контекста ни одной цитаты, потому что это живое, сиюминутное переживание единого процесса. Для лирического героя стихотворения вся вселенная, кажется, заключена в этом письме («ничему душа моя не внемлет»). Мне так жаль Пушкина, будто он сейчас, на моих глазах, жжёт это несчастное письмо.
«Прозерпина» – о любви смертного и богини подземного царства. «Всё в жертву памяти твоей», «Храни меня, мой талисман», «Талисман», множество других стихотворений посвящены Воронцовой. В 1830 г. в Болдине он вспоминает возлюбленную и прощается с ней:
Прими же, дальняя подруга,
Прощанье сердца моего,
Как овдовевшая супруга,
Как друг, обнявший молча друга
Пред заточением его.
( «Прощание»)
***
Стихотворение «Для берегов отчизны дальней», написанное также Болдинской осенью, посвящено памяти другой одесской возлюбленной Пушкина, АМАЛИИ РИЗНИЧ.
В стихах одесского периода, обращенных к Ризнич, больше ревности, чем любви. Есть мнение, что к ней обращено самое музыкальное, самое поэтическое стихотворение – «Ночь» (1823):
Мой голос для тебя и ласковый и томный
Тревожит позднее молчанье ночи тёмной.
Чарующая мелодия стиха завораживает и не даёт сразу сообразить, что
Во тьме твои глаза блистают предо мною,
Мне улыбаются, и звуки слышу я:
Мой друг, мой нежный друг. люблю. твоя. твоя.
– только в воображении поэта, на деле же
Близ ложа моего печальная свеча
Горит; мои стихи, сливаясь и журча,
Текут, ручьи любви, текут, полны тобою.
О смерти А.Ризнич (так уж получилось) Пушкин узнал в Михайловском, будучи под впечатлением от известия о казни декабристов, и терзался оттого, что
Из равнодушных уст я слышал смерти весть
И равнодушно ей внимал я.
(«Под небом голубым страны своей родной», 1826)
***
Жизнь поэта в Михайловской ссылке (1824–26) протекала рядом с «цветником» тригорских соседок, ОСИПОВЫХ–ВУЛЬФ.
Маменька, ПРАСКОВЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА ОСИПОВА (1781–1859), была начитанной, дала детям прекрасное образование; в её доме был рояль; обширной библиотекой нередко пользовался Пушкин. Сам за себя говорит тот факт, с кем она была знакома, – с поэтами А.А.Дельвигом, Н.М.Языковым, В.А.Жуковским и, конечно, с Пушкиным).
П.А.Осипова потеряла двух мужей, а на руках было многочисленное потомство, будущее которого надо было обеспечить. Поэтому, подобно Лариной (которую Пушкин назвал тоже Прасковьей, как бы подмигивая, не для рифмы – Pachette – в седьмой главе),
К Пушкину она относилась по-матерински. Он посвятил ей «Подражания Корану», «Цветы последние милей», «Быть может, уж недолго мне в изгнанье мирном оставаться…» А сколько проникновенных строк о тригорских впечатлениях рассыпано в лирике Пушкина и в «Евгении Онегине»!
Среднюю дочь Осиповой – ЕВПРАКСИЮ НИКОЛАЕВНУ ВУЛЬФ (1809–1883) он внёс в основную часть «Донжуанского списка». Хотя в свете имеющихся фактов, чувство, внушённое ею Пушкину, было скорее дружеским, братским, чем любовным. Евпраксия Николаевна, как и все обитательницы Тригорского, считала себя прототипом Татьяны. Издание V главы «Онегина» Пушкин подарил ей с надписью «Твоя от твоих» (в пятой главе речь идёт о зиме, святках, деревне, именинах Татьяны). Именины Евпраксии – 12 января старого стиля – в один день с Татьяной. Поздравление Евпраксии (по-домашнему – Зизи) Пушкин поместил прямо в текст пятой главы:
Между жарким и бланманже
Цимлянское несут уже,
За ним строй рюмок, узких, длинных,
Подобно талии твоей,
Зизи, кристалл души моей,
Предмет стихов моих невинных,
Любви приманчивый фиал,
Ты, от кого я пьян бывал!
Она принимала участие в пирах Пушкина, Языкова, Алексея Вульфа, мастерски варила жжёнку, рвала мадригалы, поднесённые ей, мерилась с Пушкиным талиями. Ей в альбом («наверно, вы не раз видали уездной барышни альбом?») написал Пушкин:
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись;
В день уныния смирись,
День веселья, верь, настанет!
Сердце в будущем живёт,
Настоящее уныло.
Всё мгновенно, всё пройдёт,
Что пройдёт, то будет мило.
Е.Н.Вульф (по мужу – Вревская) была одной из немногих посвящённых в преддуэльную историю.
Её сводной сестре, АЛЕКСАНДРЕ ИВАНОВНЕ ОСИПОВОЙ (1808–1864), падчерице Прасковьи Александровны, Пушкин посвятил шутливое «Признание» (1825): «Я вас люблю, хоть я бешусь. » Как трогателен милый образ уездной барышни:
Когда за пяльцами прилежно
Сидите вы, склонясь небрежно,
Глаза и кудри опустя, –
Я в умиленье, молча, нежно
Любуюсь вами, как дитя.
Крылатыми стали заключительные строки, выражающие, наверное, общечеловеческую черту характера, чем и пользуется реклама:
Ах, обмануть меня нетрудно –
Я сам обманываться рад!
АННА НИКОЛАЕВНА ВУЛЬФ (1799–1857), старшая дочь Осиповой, – ещё одна кандидатка в прототипы Татьяны. Увидев Пушкина, не похожего, естественно, на опочецких помещиков, безответно и преданно влюбилась в него, как Татьяна в Онегина. И Пушкин, подобно Онегину, «очень мило поступил» с барышней. В «Донжуанский список» он её внёс, стихов он ей не посвящал, кроме всяких глупостей, которых к тому же, небось, и не показывал.
Зато выбрал Анну Николаевну поверенной своей любви к её кузине АННЕ ПЕТРОВНЕ КЕРН (1800–1879).
Эти строчки знают все:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты (1825).
В этом стихотворении вся жизнь Пушкина: встреча у Олениных в Петербурге, светская суета, ссылка «в глушь», пробуждение души. «Мимолётное виденье» – это то, чего не хватало пробуждённой душе, чтобы воскресить
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Анна Петровна Керн была умной женщиной и бережно хранила свидетельства пушкинской эпохи, поэтому её облик встаёт, как живой, из её воспоминаний о Пушкине, Дельвиге, Глинке, из писем к ней Пушкина и Анны Вульф.
***
Третья Анна – кузина А.П.Керн со стороны отца – АННА АЛЕКСЕЕВНА ОЛЕНИНА (1809–1888), дочь директора Публичной библиотеки в Петербурге. «Олениной черты» Пушкин запечатлел не в одном стихотворении. Собирался жениться и примеривал, как будет выглядеть подпись «Annette Pouchkine».
Пустое вы сердечным ты
Она, обмолвясь, заменила
И все счастливые мечты
В душе влюблённой возбудила.
Пред ней задумчиво стою,
Свести очей с неё нет силы;
И говорю ей: как вы милы!
И мыслю: как тебя люблю!
(«Ты и вы», 1828)
Но её отец был в курсе политической неблагонадёжности предполагаемого жениха, и ничего не вышло.
Бурной жизнью утомлённый,
Равнодушно бури жду:
Может быть, ещё спасённый,
Снова пристань я найду.
Но, предчувствуя разлуку,
Неизбежный, грозный час,
Сжать твою, мой ангел, руку
Я спешу в последний раз.
Ангел кроткий, безмятежный,
Тихо молви мне: прости.
Опечалься: взор свой нежный
Подыми иль опусти.
(«Предчувствие», 1828)
Ко времени романа с Олениной относится стихотворение «Не пой, красавица, при мне». Говорят, что он посвящён пению Анны Олениной. А «призрак милый, роковой», «черты далёкой бедной девы» – будто бы Волконская.
Стихотворение «Город пышный, город бедный…» – тоже посвящено Олениной, в столице ходит её «маленькая ножка, вьётся локон золотой».
***
Пушкин метался между Петербургом, где жила Оленина, Москвой и вульфовскими поместьями Верхневолжья. В Старице Тверской губернии на пути Пушкина встретилась ещё одна кузина сестёр Вульф и А.П.Керн – ЕКАТЕРИНА ВАСИЛЬЕВНА ВЕЛЬЯШЕВА (1813–1865). Её «хитрый взор» можно узнать на портрете в рукописи Пушкина.
Подъезжая под Ижоры,
Я взглянул на небеса
И воспомнил ваши взоры,
Ваши синие глаза.
Стихотворение рисует «милые черты» Катеньки Вельяшевой («лёгкий стан, движений стройность» и т.д.). Оно наполнено шутливыми намёками на веселье молодёжи в тверских «мирных краях» («хоть Вампиром именован я в губернии Тверской», «через год опять заеду и влюблюсь. до ноября!»).
***
В Москве 1826-30 гг. Пушкин был как дома в семье УШАКОВЫХ, где подрастали две дочери: ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА (1809–1872) и Елизавета Николаевна (1810–1872). Старшая была влюблена в Пушкина. Как-то в письме он спрашивал друга: «Что делает моя Гончарова? А что – Ушакова – моя же?» Страницы сохранившихся альбомов Ушаковых воскрешают атмосферу веселых розыгрышей, шуток, увлечения поэзией, дружеского участия в делах друг друга. Екатерина, выйдя замуж уже после гибели Пушкина, уничтожила свои альбомы по просьбе мужа. В альбоме Елизаветы рисунки Пушкина и его стихи, в которых вперемешку дружба, любовь, шутка, нешуточная тревога о будущем:
Вы ж вздохнёте ль обо мне,
Если буду я повешен?
(1827)
– год написания «Ариона» и многочисленных виселиц в рукописях Пушкина.
В ушаковский альбом и занёс Пушкин свой «Донжуанский список» – имена женщин, которых он любил или которые любили его. Многие имена носят условный характер и ещё не расшифрованы специалистами. 34 женских имени записаны в 2 столбика: справа крупнее – «основной», слева мельче «2-я часть», менее серьёзные увлечения. При всей шутливости этой «салонной» записи она даёт очень много информации о сердечной жизни Пушкина.
А кто, например, адресат известнейшего стихотворения «Я вас любил; любовь ещё, быть может…»? Насколько важно знать конкретную фамилию, если вот уже 170 лет эти строчки пленяют нас искренностью, нежностью, великодушием? Всякий ли выдержит испытание безответной любовью с благородством лирического героя стихотворения? Десятки поэтических и прозаических произведений мировой литературы отвечают на этот вопрос. По бережному отношению к любимой, которое сквозит в стихах, я более склонна отнести их к Гончаровой. Да к кому угодно, только не к КАРОЛИНЕ СОБАНЬСКОЙ (1794–1885)!
Любовное увлечение Пушкина ею носило длительный характер (с 1821 г. по 1830-й по крайней мере), и в нём было что-то от демонического наваждения. Сама она шпионила за Мицкевичем, за Пушкиным, но он, конечно, не догадывался. Стихотворение, посвященное Собаньской, – «Что в имени тебе моём?»
Пушкин подобрал такие безнадёжные по смыслу и так глухо звучащие слова, что мне слышится, будто кто-то в отчаянии стучится головой о безмолвный мрамор гробницы.
Что в имени тебе моём?
Оно умрёт, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.
Жительница Пушкинских Гор, экскурсовод Алла Зиновьева отметила, что в этом четверостишии повторяются звуки фамилии ПУШКИН.
***
1830-й – поворотный год как в житейской, так и в творческой биографии Пушкина. Весь этот год свадьба с НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ ГОНЧАРОВОЙ (1812-1863) «бежала» от него, несмотря на долгожданную помолвку. Три месяца 1830 г., Болдинская осень – момент наивысшего творческого подъёма, невероятно плодотворной работы. Главное: Болдинской осенью был подведён итог всех достижений романтизма, закончен «Евгений Онегин». Семилетний труд над романом перекинул мостик от 23-летнего романтика к зрелому Пушкину, родоначальнику реалистической русской литературы, в которой несравненно меньшую роль играет образ прекрасной незнакомки.
Новые семейные обязанности, новые творческие принципы – вот возможные причины того, что Пушкин мало стихов посвятил Наталье Николаевне. «Поедем, я готов; куда бы вы, друзья…» (1829) – от неопределенного ответа мадам Гончаровой (маменьки) Пушкин был готов бежать хоть в Китай, но ему и за Арзрум попало от III отделения. «На холмах Грузии лежит ночная мгла» (1829), «Мадонна» (1830). Обращаясь к князю Н.Б.Юсупову в стихотворении «К вельможе», Пушкин упоминает как достопримечательность Москвы «прелесть Гончаровой» (1830).
Её облик – в стихотворении «Когда в объятия мои. » (1830)
Безмолвна, от стесненных рук
Освобождая стан свой гибкий,
Ты отвечаешь, милый друг,
Мне недоверчивой улыбкой.
Имя «Наталья» заключает «Донжуанский список». Его автор клянёт
. речей любовный шёпот,
Стихов таинственный напев,
И ласки легковерных дев,
И слезы их, и поздний ропот.
После свадьбы Пушкин пишет «Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем» (1831), сравнивая любовь «вакханки» и «смиренницы». Несмотря на всю целомудренность описания физиологического акта, я, как женщина, против сравнений, тем более публичных.
«Пора, мой друг, пора: покоя сердце просит. » (1834) – начало стихотворения, программа которого известна по записи Пушкина в рукописи. Строчка: «На свете счастья нет, но есть покой и воля» – удивительно перекликается с письмом Онегина, который не согласен со своим автором:
«Я думал, вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан!»
Но в том-то и дело, что Онегин – не Пушкин. Онегин идет по жизни «чужой для всех, ничем не связан», а Пушкин хорошо понимал свою ответственность в семейной жизни не только за себя, но и за жену и детей. «Чем отличается жизнь холостого от жизни женатого? – спрашивал он в письме, отвечая сам: до этого он – я, а после свадьбы он будет – мы». Как хорошо, что сохранились письма Пушкина к жене: «Ангел мой жёнка!» «Люблю тебя так, что и выразить не умею».
Но это не все адресаты любовной лирики Пушкина. После Лицея он писал стихи Е.И.Голицыной, кн. М.А.Голицыной (внучке А.В.Суворова). На юге он опоэтизировал юность десятилетней Адели Давыдовой, племянницы Дениса Давыдова:
Играй, Адель,
Не знай печали,
Хариты, Лель
Тебя венчали
И колыбель
Твою качали.
Твоя весна
Тиха, ясна.
Невозможно остановиться, поддаваясь обаянию поэтических образов. Жаль, что «миг наслажденья» в жизни этой девочки был кратким – дальнейшая её судьба печальна.
***
В Кишинёве он обращался с посланиями к Калипсо Полихрони, любовнице Байрона: «Ты рождена воспламенять воображение поэтов»; к Пульхерице Варфоломей (1821). В Тригорском шутливо волочился за А.И.Вульф, еще одной Анной, ещё одной кузиной соседей: «За Netty сердцем я летаю. ». В Петербурге пережил мимолётную страсть, и даже хотел жениться на С.Ф.Пушкиной (дальней родственнице): «Нет, не черкешенка она. » Аграфену Закревскую, возлюбленную поэта Е.А.Баратынского, назвал «беззаконной кометой в кругу расчисленных светил». Она послужила прототипом Нины Воронской из поэмы Баратынского «Бал» и изображена Пушкиным в «Онегине» под тем же именем. «Но та, которую не смею тревожить лирою моею», говорит он там же, – это А.А.Римская-Корсакова. Я пропустила Н.В.Кочубей, Елену и Екатерину Раевских, Е.М.Завадовскую («Всё в ней гармония, всё диво»), Н.Л.Соллогуб («Нет, нет, не должен я, не смею, не могу волнениям любви безумно предаваться», 1832 г.).
Среди самых преданных друзей Пушкина были женщины старше его: Екатерина Андреевна Карамзина, Вера Федоровна Вяземская, Елизавета Михайловна Хитрово. Хотя их имена и значатся в альбоме Ушаковых, любовной лирики, обращенной к ним, у Пушкина нет и быть не могло. Он дружил с Александрой Осиповной Смирновой-Россет (1809-1882) и посвящал ей дружеские послания. «Черноокая Россети» пленяла не только красотой, но и необыкновенным умом П.А.Вяземского, В.А.Жуковского, Карамзиных, Н.В.Гоголя, М.Ю.Лермонтова. Вскоре после свадьбы Н.Н.Пушкина обижалась на мужа, что ему интереснее разговаривать со Смирновой, чем с ней.
Итак, много прекрасных дам было рядом с Пушкиным. Разные отношения связывали их с поэтом. Но для нас главное не интимные подробности, а стихи, которые пробуждают в нас добрые чувства, потому что в них запечатлена доверчивая, искренняя, пламенная, добрая, бескорыстная душа поэта.
Прислушайтесь к словам В.Г.Белинского: «Есть всегда что-то особенно благородное, грациозное, благоуханное, кроткое, нежное во всяком чувстве Пушкина. Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека».