какое стихийное бедствие описывается в поэме медный всадник

В чем заключается образ стихии и его символическое звучание в поэме Медный всадник

Стихия в пушкинском произведении образ отрицательный. Ведь наводнение, описанное поэтом, ломает судьбы жителей, лишает крова и пропитания, отнимает жизни. Буйство стихии безжалостно разрушает все, что попадается на пути, неся горе и хаос Петербургу. Она, по мнению повествователя, воплощение зла и «Божий гнев». Рассмотрим, как автор рисует образ стихии и его символическое звучание в поэме Медный всадник….

Краткий обзор

Анализ первой части «Медного всадника» показывает, как резко противопоставлена она бодрым и красочным описаниям белых ночей и весны Петербурга во вступлении. Унылые пейзажи осени (ветер дует, «печально воя») создают ощущение неизбежного. Символика этой части поэмы пронизана предчувствием беды. Природа словно предупреждает жителей о надвигающейся катастрофе. Петербург из озаренной светом столицы превращается в город-сумрак («было поздно и темно»). Меняется и облик реки. Нева уже не плещется широко и не течет державно. И уже в первой части поэмы ей становится тесно в оковах берегового гранита: река стремится на волю.

Описание наводнения

Образ стихии своенравной Невы и его символическое звучание усиливают драматизм неизбежного в поэме «Медный всадник». Река не хочет уже мириться с каменными набережными, ограничивающими ее течение:

Потоп срывает с Петербурга весь его столичный лоск, выворачивает наизнанку, достает наружу все, что было спрятано от посторонних глаз. Наводнением вымыло «обломки хижин», кровлю и даже гробы. Устоял лишь гордый всадник, наблюдая за общим хаосом: устрашающая характеристика наводнения только подчеркивает общий трагизм фабулы поэмы.

какое стихийное бедствие описывается в поэме медный всадникИллюстрация наводнение к поэме «Медный всадник»

Способы изображения событий

Не свойственные общему стилю поэмы литературные приемы, такие, как развёрнутые сравнения и метафоры, используются именно для описания наводнения, чтобы подчеркнуть главный конфликт произведения, показать непредсказуемость и стихийность происходящего:

Описание наводнения завершается в поэме «Медный всадник» насыщением Невы, которая отступает, любуясь «своим … возмущением». Однако река лишь затаилась, готовая каждое мгновенье показать свою разрушительную силу.

какое стихийное бедствие описывается в поэме медный всадникА.С. Пушкин Медный всадник образ стихии.

Стихия для поэта

Литературные приемы, которые Пушкин использует для изображения наводнения, указывают на то, какую «непостижимую уму» мощь, способную одновременно и созидать, и разрушать, видел в ней поэт. Только при соприкосновении или при противостоянии ей может родиться действительно нечто великое и значимое. В поэме незримо присутствует демоническая сила, таившаяся в «дикой» природе стихии. Однако сам автор, в отличие от своего героя царя Петра, убежден, что природу до конца покорить нельзя. И чтобы показать всю мощь и беспощадность этого стихийного бунта, поэт применяет так обильно разнообразные средства выразительности.

Отличительные черты произведения

При небольшом объеме (примерно 500 строф) в поэме органично соединены несколько планов повествования: история и современные дни, реальность и вымысел, детали частной жизни и задокументированные хроники. Это отразилось не только в самой фабуле, но также повлияло на ее построение и стиль. Особенности произведения следующие.

Своеобразие сюжета

Основной конфликт – это противостояние естественного начала (природы) и цивилизации (насильственного насаждения рамок, ограничений, правил). На событийном уровне он воплощается в наступлении стихии на град Петров. Развитию конфликта способствует символика поэмы. Вольная река, которую по приказу царя заковали в гранит, взбунтовалась, поднялась и безжалостно затопила город. Заложниками конфликта становятся главный герой Евгений и его возлюбленная Параша, которая погибает во время наводнения.

Особенности композиции

какое стихийное бедствие описывается в поэме медный всадникПроизведение имеет непомерно длинное вступление, занимающее около 1\3 текста. Состоит из первой части, повествующей о бунте стихии, второй части, описывающей результат наводнения, и заключения, занимающего всего несколько строк, и потому не выделенного автором в отдельную главу.

Жанровое своеобразие

Повествование нельзя определить как историческое, ведь образ Петра, созданный в данном произведении, далек от исторической фигуры. Поэма рассказывает не об эпохе Петра, а об отражении его дел на окружающей поэта современности через события, связанные с наводнением 1824 года, на примере жизни «маленького человека» Евгения. Пушкин далек от создания героической поэмы в классическом ее понимании.

Поэтому совершено точно можно определить жанр произведения как лирико-эпическая поэма. Однако Пушкин подписал ее как «Петербургская повесть». Неужели поэта можно упрекнуть в незнании жанровой классификации? Конечно, нет. Своим подзаголовком не на жанр указывает Пушкин, а на «истинность происшествия», то есть место описываемого действия, колорит повествования.

Символика

В образах заключен философский аллегорический смысл. В Медном всаднике описано наводнение, которое на самом деле произошло в Петербурге, однако в авторской трактовке образ стихии наделен глубоким смыслом: природа не подчинилась даже царю, сумевшему обуздать Россию и построить на болоте наперекор всему новую столицу. Использованы самые яркие краски, выразительные сравнения в описании наводнения. И Нева, и ветер, выступают на страницах одушевленными существами.

Александр Сергеевич Пушкин. Поэма «Медный всадник»

А. С. Пушкин Медный всадник. Вступление

Заключение

Пушкин вкладывает свою точку зрения в уста Александра I, который считает, что со стихией не справиться даже царям. Однако и стихия не властна над памятником Петру, который возвышается над волнами, как символ противоборствующей силы, по мощи, равной силе самой природы.

Источник

Стихийное бедствие, описанное Пушкиным в поэме «Медный всадник»

Последняя бука буква «е»

Ответ на вопрос «Стихийное бедствие, описанное Пушкиным в поэме «Медный всадник» «, 10 (десять) букв:
наводнение

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова наводнение

Определение слова наводнение в словарях

Википедия Значение слова в словаре Википедия
«Наводнение: Ярость стихии» — фильм-катастрофа режиссёра Тони Митчелла об одной из страшных природных стихий.

Примеры употребления слова наводнение в литературе.

И умрет он, сражаясь не за апартеид и не за белую расу, а за эти моргены, что он называет своей землей, где бывают и засухи, и наводнения, и землетрясения, и падеж скота, и змеи, которых он считает такой же ерундой, как москитов.

Капитаном их был Бэрд, тот самый воин с угрюмым голосом и угрюмым лицом, которого приятели обвиняли в том, что он вечно предсказывает наводнения и мор на рыбу.

Я детально объяснил ему, что эти работы на северном берегу пролива не могли привести к наводнениям в Джохоре, это было просто невозможно с гидрологической точки зрения.

Перегон скота гурьевские жители считали столь же неустранимым несчастьем, как наводнение пли пожар.

Например, в легенде о Девкалионе, наиболее близкой к вавилонской, только сам Девкалион с женой спаслись от потопа, а когда потоп прекратился, они оба были вынуждены вновь сотворить человечество чудесным образом из камней, причем решительно ничего не говорится о возрождении животного мира, который, надо думать, также погиб от наводнения.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Источник

Какое стихийное бедствие описывается в «Медном всаднике» А. С. Пушкина?

Какое стихийное бедствие описывается в «Медном всаднике» А. С. Пушкина?

какое стихийное бедствие описывается в поэме медный всадник

какое стихийное бедствие описывается в поэме медный всадник

какое стихийное бедствие описывается в поэме медный всадник

какое стихийное бедствие описывается в поэме медный всадник

Конную статую Петра Великого, известную также как «Медный всадник» создали несколько человек. Именно голову императора выполнила ученица и ассистент Этьена Мориса Фальконе Мари Анн Колло.

Существует легенда о том, что молодая ученица была тайно влюблена в своего учителя и потому, работая на головой Петра, она сделала зрачки в форме сердечек, таким образом выразив свои чувства к учителю.

По другой версии, романтические чувства она испытывала к сыну Фальконе, за которого она впоследствии вышла замуж, однако брак оказался неудачным.

какое стихийное бедствие описывается в поэме медный всадник

Поэма Александра Пушкина Медный всадник написана в стихотворной форме.

В основе поэмы лежит происшествие, которое действительно было в Петербурге, а именно, ужасное наводнение, в результате которого погибли люди и был нанесен ущерб зданиям и сооружениях. Главный герой поэмы Евгений стал жертвой этих страшных событий. Вследствие стихии погибла его любимая девушка, ее дом снесло водой. Евгений не смог перенести такой утраты, похоже, он сходит с ума, а затем гибнет и сам.

какое стихийное бедствие описывается в поэме медный всадник

Петербургская повесть «Медный всадник» была написана А.С. Пушкиным во вторую Болдинскую осень, в 1833 году, и практически в едином порыве вдохновения.

Как и в случае с «Борисом Годуновым», опубликование произведения было достаточно отдалено от момента его написания.

Когда Пушкин закончил работу над произведением, он получил некоторые замечания от своего личного цензора императора Николая I. Поэт попробовал эти замечания учесть, но у него плохо получилось. И он решается опубликовать только вступление к своей поэме, которое называет «Петербург. Отрывок из поэмы».

какое стихийное бедствие описывается в поэме медный всадник

Тему «Мечта и реальность» можно проследить в произведении Пушкина «Медный всадник».Она легко связывается с главными героями повести :Петром Великим и мелким чиновником.Рассмотри­ м эту тему на примере второго героя.Конечно, по сравнению с грандиозными планами и идеями Петра «в Европу прорубить окно», мечты Евгения устроить себе «приют смиренный и простой» ничтожны. Он стремится всего лишь к личному счастью.Это естественно и закономерно для каждого человека.Герой мечтает о том,чтобы трудом «себе доставить И независимость и честь».Но на пути к своему счастью встречается с преградой в лице ужасного Медного всадника,олицетворяю­ щего собой твердыню самодержавной власти.Евгений восстаёт против великой силы:

какое стихийное бедствие описывается в поэме медный всадник

Источник

Какое стихийное бедствие описывается в поэме медный всадник

В каких произведениях русской классики изображён разгул природной стихии и в чём эти произведения можно сопоставить с поэмой А. С. Пушкина «Медный всадник»?

Вода сбыла, и мостовая

Открылась, и Евгений мой

Спешит, душою замирая,

В надежде, страхе и тоске

К едва смирившейся реке.

Но, торжеством победы полны,

Ещё кипели злобно волны,

Как бы под ними тлел огонь,

Ещё их пена покрывала,

И тяжело Нева дышала,

Как с битвы прибежавший конь.

Евгений смотрит: видит лодку;

Он к ней бежит, как на находку;

Он перевозчика зовёт –

И перевозчик беззаботный

Его за гривенник охотно

Чрез волны страшные везёт.

И долго с бурными волнами

Боролся опытный гребец,

И скрыться вглубь меж их рядами

Всечасно с дерзкими пловцами

Готов был чёлн – и наконец

Знакомой улицей бежит

В места знакомые. Глядит,

Узнать не может. Вид ужасный!

Всё перед ним завалено;

Что сброшено, что снесено;

Скривились домики, другие

Совсем обрушились, иные

Волнами сдвинуты; кругом,

Как будто в поле боевом,

Тела валяются. Евгений

Стремглав, не помня ничего,

Изнемогая от мучений,

Бежит туда, где ждёт его

Судьба с неведомым известьем,

Как с запечатанным письмом.

И вот бежит уж он предместьем,

И вот залив, и близок дом.

Пошёл назад и воротился.

Глядит. идёт. ещё глядит.

Вот место, где их дом стоит;

Вот ива. Были здесь вороты –

Снесло их, видно. Где же дом?

И, полон сумрачной заботы,

Всё ходит, ходит он кругом,

Толкует громко сам с собою –

И вдруг, ударя в лоб рукою,

На город трепетный сошла.

К какому литературному направлению, характеризующемуся объективным изображением действительности, относится поэма А. С. Пушкина «Медный всадник»?

Реализм — от латинского realis — вещественный. Основной чертой реализма принято считать правдивое изображение действительности. Определение, данное Ф. Энгельсом: «. реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах».

Каким термином обозначается изображение в художественном произведении внутреннего состояния персонажа (например: «Всё ходит, ходит он кругом, // Толкует громко сам с собою – // И вдруг, ударя в лоб рукою, // Захохотал»)?

Психологизм (от греч. psyche — душа и logos — понятие, слово) — способ изображения душевной жизни человека в художественном произведении: воссоздание внутренней жизни персонажа, ее динамики, смены душевных состояний.

Как называется значимая подробность, важная для воплощения авторского замысла (например, лодка, к которой бежит Евгений)?

Деталь (художественная деталь) — значимая подробность, важная для воплощения авторского замысла.

Ответ: деталь ИЛИ художественная деталь.

Приведённый отрывок занимает важное место в цепи событий поэмы. Как называется последовательность событий в произведении?

Последовательность событий в художественном произведение называется сюжетом.

В чём заключается драматизм ситуации, описанной в данном фрагменте?

И, полон сумрачной заботы,

Всё ходит, ходит он кругом,

Толкует громко сам с собою –

И вдруг, ударя в лоб рукою,

Драматизм описанной ситуации в том, что человек оказывается бессилен против природы и не всегда может пережить испытания, выпадающие на его долю.

Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

Приведённый отрывок занимает важное место в развитии действия поэмы. После описанных событий Евгений бросает вызов Медному всаднику — наступает ______. Написана поэма любимым стихотворным размером Пушкина — _______.

Приведённый отрывок занимает важное место в развитии действия поэмы. После описанных событий Евгений бросает вызов Медному всаднику — наступает кульминация. Написана поэма любимым стихотворным размером Пушкина — ямбом.

Назовите произведение отечественной литературы (с указанием автора), в котором изображён разгул природной стихии. Чем оно схоже (или чем различается) с поэмой А. С. Пушкина «Медный всадник»?

В произведениях русской классики нередко можно встретить сцены разгула природной стихии. Русские писатели задумывались над вопросом о родственности и враждебности явлений природы человеческой душе, о том, есть ли в природе разумное начало или она бессмысленна в своем грозном могуществе, связаны ли каким-нибудь образом природные стихии предсказаниями и предостережениями человеку о предстоящих поворотах его судьбы.

В поэму А. С. Пушкина «Медный всадник» разрушительное наводнение стало поворотным моментом в судьбе Евгения. Герой обвиняет Петра I в том, что тот вторгся в мир природы и нарушил гармонию. Но на это вторжение стихия ответила: заключенная в гранит Нева вышла из берегов и затопила город, неся гибель всему живому:

Всё перед ним завалено;

Что сброшено, что снесено;

Скривились домики, другие

Совсем обрушились, иные

Волнами сдвинуты; кругом,

Как будто в поле боевом,

Стихия природы также созвучна и душе А. Блока. Она передана в поэме «Двенадцать» множеством образов: ветер, снег, вьюга и пурга:

На ногах не стоит человек.

На всем божьем свете!

В этом разгуле стихий, сквозь вой ветра и пурги А. Блок услышал музыку революции. Драматизм ситуации для человека, оказавшегося перед стихией, в том, что он бессилен против природы и не всегда может пережить испытания, выпадающие на его долю. В этом общность подходов в раскрытии темы в пушкинском «Медном всаднике» и поэме А. Блока «Двенадцать».

Источник

Образ стихии и его символическое звучание по поэме Медный всадник (Пушкин А. С.)

В поэме А. С. Пушкина “Медный всадник” образ стихии является отрицательным. Она ломает судьбы людей, лишая кровли, хлеба, а иногда и самой жизни; устраивает бесчинства в Петербурге, разрушая все на своем пути. Стихия в этой поэме является олицетворением и воплощением абсолютного зла, “Божьего гнева”, как говорит сам повествователь.

Природу невозможно обуять.

Петр I пытался покорить ее себе, построив город на “топи блат”, и, казалось бы, все получилось. Однако стихия (которая представлена как одушевленное действующее лицо)

На фоне разрушений, причиненных бурей, мы видим ничтожность человека и всего, связанного с его жизнью (например, “домишко ветхий” оказался не способен противостоять натиску ветра и волн).

Для того чтобы охарактеризовать стихию, поэт использует такие эпитеты, как “злое бедствие”, “жадный вал”, “наглое буйство”, “мятежный шум”, “разъяренные воды”. Благодаря присутствию этих средств выразительности, читатель осознает, что буря совсем не имеет положительных черт – это

В произведении также показано, что перед стихией все равны: и властвующее лицо (“С божией стихией/ Царям не совладать”), и простой народ. Каким бы величием не обладал человек, буря не щадит никого.

В поэме А. С. Пушкина “Медный всадник” стихия представлена непреодолимой мощной силой, направленной против людей. Своими разрушениями она как бы возвращает человечеству тот вред, который был нанесен в том числе и строением городов (в данном случае, Санкт-Петербурга). Буря, унесшая огромное количество жизней, в очередной раз доказала, что над природой не властен никто.

Related posts:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *