какое стихийное бедствие описывает автор медного всадника
В чем заключается образ стихии и его символическое звучание в поэме Медный всадник
Стихия в пушкинском произведении образ отрицательный. Ведь наводнение, описанное поэтом, ломает судьбы жителей, лишает крова и пропитания, отнимает жизни. Буйство стихии безжалостно разрушает все, что попадается на пути, неся горе и хаос Петербургу. Она, по мнению повествователя, воплощение зла и «Божий гнев». Рассмотрим, как автор рисует образ стихии и его символическое звучание в поэме Медный всадник….
Краткий обзор
Анализ первой части «Медного всадника» показывает, как резко противопоставлена она бодрым и красочным описаниям белых ночей и весны Петербурга во вступлении. Унылые пейзажи осени (ветер дует, «печально воя») создают ощущение неизбежного. Символика этой части поэмы пронизана предчувствием беды. Природа словно предупреждает жителей о надвигающейся катастрофе. Петербург из озаренной светом столицы превращается в город-сумрак («было поздно и темно»). Меняется и облик реки. Нева уже не плещется широко и не течет державно. И уже в первой части поэмы ей становится тесно в оковах берегового гранита: река стремится на волю.
Описание наводнения
Образ стихии своенравной Невы и его символическое звучание усиливают драматизм неизбежного в поэме «Медный всадник». Река не хочет уже мириться с каменными набережными, ограничивающими ее течение:
Потоп срывает с Петербурга весь его столичный лоск, выворачивает наизнанку, достает наружу все, что было спрятано от посторонних глаз. Наводнением вымыло «обломки хижин», кровлю и даже гробы. Устоял лишь гордый всадник, наблюдая за общим хаосом: устрашающая характеристика наводнения только подчеркивает общий трагизм фабулы поэмы.
Иллюстрация наводнение к поэме «Медный всадник»
Способы изображения событий
Не свойственные общему стилю поэмы литературные приемы, такие, как развёрнутые сравнения и метафоры, используются именно для описания наводнения, чтобы подчеркнуть главный конфликт произведения, показать непредсказуемость и стихийность происходящего:
Описание наводнения завершается в поэме «Медный всадник» насыщением Невы, которая отступает, любуясь «своим … возмущением». Однако река лишь затаилась, готовая каждое мгновенье показать свою разрушительную силу.
А.С. Пушкин Медный всадник образ стихии.
Стихия для поэта
Литературные приемы, которые Пушкин использует для изображения наводнения, указывают на то, какую «непостижимую уму» мощь, способную одновременно и созидать, и разрушать, видел в ней поэт. Только при соприкосновении или при противостоянии ей может родиться действительно нечто великое и значимое. В поэме незримо присутствует демоническая сила, таившаяся в «дикой» природе стихии. Однако сам автор, в отличие от своего героя царя Петра, убежден, что природу до конца покорить нельзя. И чтобы показать всю мощь и беспощадность этого стихийного бунта, поэт применяет так обильно разнообразные средства выразительности.
Отличительные черты произведения
При небольшом объеме (примерно 500 строф) в поэме органично соединены несколько планов повествования: история и современные дни, реальность и вымысел, детали частной жизни и задокументированные хроники. Это отразилось не только в самой фабуле, но также повлияло на ее построение и стиль. Особенности произведения следующие.
Своеобразие сюжета
Основной конфликт – это противостояние естественного начала (природы) и цивилизации (насильственного насаждения рамок, ограничений, правил). На событийном уровне он воплощается в наступлении стихии на град Петров. Развитию конфликта способствует символика поэмы. Вольная река, которую по приказу царя заковали в гранит, взбунтовалась, поднялась и безжалостно затопила город. Заложниками конфликта становятся главный герой Евгений и его возлюбленная Параша, которая погибает во время наводнения.
Особенности композиции
Произведение имеет непомерно длинное вступление, занимающее около 1\3 текста. Состоит из первой части, повествующей о бунте стихии, второй части, описывающей результат наводнения, и заключения, занимающего всего несколько строк, и потому не выделенного автором в отдельную главу.
Жанровое своеобразие
Повествование нельзя определить как историческое, ведь образ Петра, созданный в данном произведении, далек от исторической фигуры. Поэма рассказывает не об эпохе Петра, а об отражении его дел на окружающей поэта современности через события, связанные с наводнением 1824 года, на примере жизни «маленького человека» Евгения. Пушкин далек от создания героической поэмы в классическом ее понимании.
Поэтому совершено точно можно определить жанр произведения как лирико-эпическая поэма. Однако Пушкин подписал ее как «Петербургская повесть». Неужели поэта можно упрекнуть в незнании жанровой классификации? Конечно, нет. Своим подзаголовком не на жанр указывает Пушкин, а на «истинность происшествия», то есть место описываемого действия, колорит повествования.
Символика
В образах заключен философский аллегорический смысл. В Медном всаднике описано наводнение, которое на самом деле произошло в Петербурге, однако в авторской трактовке образ стихии наделен глубоким смыслом: природа не подчинилась даже царю, сумевшему обуздать Россию и построить на болоте наперекор всему новую столицу. Использованы самые яркие краски, выразительные сравнения в описании наводнения. И Нева, и ветер, выступают на страницах одушевленными существами.
Александр Сергеевич Пушкин. Поэма «Медный всадник»
А. С. Пушкин Медный всадник. Вступление
Заключение
Пушкин вкладывает свою точку зрения в уста Александра I, который считает, что со стихией не справиться даже царям. Однако и стихия не властна над памятником Петру, который возвышается над волнами, как символ противоборствующей силы, по мощи, равной силе самой природы.
Какое стихийное бедствие описывается в «Медном всаднике» А. С. Пушкина?
Какое стихийное бедствие описывается в «Медном всаднике» А. С. Пушкина?
Конную статую Петра Великого, известную также как «Медный всадник» создали несколько человек. Именно голову императора выполнила ученица и ассистент Этьена Мориса Фальконе Мари Анн Колло.
Существует легенда о том, что молодая ученица была тайно влюблена в своего учителя и потому, работая на головой Петра, она сделала зрачки в форме сердечек, таким образом выразив свои чувства к учителю.
По другой версии, романтические чувства она испытывала к сыну Фальконе, за которого она впоследствии вышла замуж, однако брак оказался неудачным.
Поэма Александра Пушкина Медный всадник написана в стихотворной форме.
В основе поэмы лежит происшествие, которое действительно было в Петербурге, а именно, ужасное наводнение, в результате которого погибли люди и был нанесен ущерб зданиям и сооружениях. Главный герой поэмы Евгений стал жертвой этих страшных событий. Вследствие стихии погибла его любимая девушка, ее дом снесло водой. Евгений не смог перенести такой утраты, похоже, он сходит с ума, а затем гибнет и сам.
Петербургская повесть «Медный всадник» была написана А.С. Пушкиным во вторую Болдинскую осень, в 1833 году, и практически в едином порыве вдохновения.
Как и в случае с «Борисом Годуновым», опубликование произведения было достаточно отдалено от момента его написания.
Когда Пушкин закончил работу над произведением, он получил некоторые замечания от своего личного цензора императора Николая I. Поэт попробовал эти замечания учесть, но у него плохо получилось. И он решается опубликовать только вступление к своей поэме, которое называет «Петербург. Отрывок из поэмы».
Тему «Мечта и реальность» можно проследить в произведении Пушкина «Медный всадник».Она легко связывается с главными героями повести :Петром Великим и мелким чиновником.Рассмотри м эту тему на примере второго героя.Конечно, по сравнению с грандиозными планами и идеями Петра «в Европу прорубить окно», мечты Евгения устроить себе «приют смиренный и простой» ничтожны. Он стремится всего лишь к личному счастью.Это естественно и закономерно для каждого человека.Герой мечтает о том,чтобы трудом «себе доставить И независимость и честь».Но на пути к своему счастью встречается с преградой в лице ужасного Медного всадника,олицетворяю щего собой твердыню самодержавной власти.Евгений восстаёт против великой силы:
Стихийное бедствие, описанное Пушкиным в поэме «Медный всадник»
Последняя бука буква «е»
Ответ на вопрос «Стихийное бедствие, описанное Пушкиным в поэме «Медный всадник» «, 10 (десять) букв:
наводнение
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова наводнение
Определение слова наводнение в словарях
Википедия Значение слова в словаре Википедия
«Наводнение: Ярость стихии» — фильм-катастрофа режиссёра Тони Митчелла об одной из страшных природных стихий.
Примеры употребления слова наводнение в литературе.
И умрет он, сражаясь не за апартеид и не за белую расу, а за эти моргены, что он называет своей землей, где бывают и засухи, и наводнения, и землетрясения, и падеж скота, и змеи, которых он считает такой же ерундой, как москитов.
Капитаном их был Бэрд, тот самый воин с угрюмым голосом и угрюмым лицом, которого приятели обвиняли в том, что он вечно предсказывает наводнения и мор на рыбу.
Я детально объяснил ему, что эти работы на северном берегу пролива не могли привести к наводнениям в Джохоре, это было просто невозможно с гидрологической точки зрения.
Перегон скота гурьевские жители считали столь же неустранимым несчастьем, как наводнение пли пожар.
Например, в легенде о Девкалионе, наиболее близкой к вавилонской, только сам Девкалион с женой спаслись от потопа, а когда потоп прекратился, они оба были вынуждены вновь сотворить человечество чудесным образом из камней, причем решительно ничего не говорится о возрождении животного мира, который, надо думать, также погиб от наводнения.
Источник: библиотека Максима Мошкова
А. С. Пушкин. Поэма Медный всадник
Заглавие поэмы говорит о том, что произведение посвящено памяти царя-реформатора Петра I, так как медным всадником поэт называет памятник основателю северной столицы. Он находится на Дворцовой площади в Петербурге. Описание памятника Пушкин даёт через восприятие Евгения, героя поэмы, мелкого служащего:
В неколебимой вышине
Над возмущённою Невою
Стоит с простёртою рукою
Кумир на бронзовом коне.
Отсюда и вторая тема – судьба «маленького человека» и место, отведённое ему политиками в мире, где происходят великие свершения.
Начиная с XVIII века, в России сформировались две противоположные оценки личности Петра I и его деятельности. С одной стороны, признавалось, что это выдающийся государственный деятель, с которым связано начало превращения России в сильное и процветающее государство. С другой стороны, право на существование имела также точка зрения тех людей, кто считал царя деспотичным и жестоким правителем, единовластно принимавшим противоречивые решения. Оценка Петра I и его эпохи связывалась с городом, построенным по велению царя. И эта двойственность отражена Пушкиным в поэме «Медный всадник», причём автору удалось достичь целостного взгляда на личность и эпоху Петра I.
Во вступлении Пушкин даёт высокую оценку делам великого царя, рисуя образ мудрого, решительного правителя, знающего, что необходимо сделать для Отечества и народа. Автор сообщает о думах (планах) Петра, которые соразмерны с неординарной личностью государя:
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн.
Царь хотел поставить Российское государство на один уровень с развитыми европейскими странами, чтобы «надменные соседи» не смели бы посягать на русские земли:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу.
Мечты и планы русского царя были грандиозными, амбициозными, и Пётр предвидел, какой мощный импульс получат для развития многие отрасли хозяйства страны, торговля, военное дело, внешние связи. Он понимал, что создание флота принесёт государству новое положение в мире, новый статус:
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твёрдой стать при море.
Пушкин, говоря о мечтах Петра, показал сразу и результаты, то есть воплощение планов в жизнь, доказывая тем самым историческую миссию государя, его великую роль в становлении и развитии государства Российского. Петербург – «Петра творенье» – это воплощение мечты, торжество разума, победа культуры и цивилизации над дикостью и отсталостью, какие можно было видеть до этого «на берегу пустынных волн».
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознёсся пышно, горделиво;
. По оживлённым берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся.
Пушкин, как и многие люди, с благодарностью вспоминает имя человека, изменившего жизнь государства в лучшую сторону. Он воспевает деяния Петра и гордится достижениями России, мощным движением государства к прогрессу, воспевает способности человека к волевым, творческим усилиям, к трудовым подвигам, когда совершается чудо: «из тьмы лесов, из топи блат» возник великолепный город, краса и гордость России.
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия.
Любуясь Петербургом, автор использует в описании эпитеты, подчёркивающие величественность, грандиозность и торжественность зданий, дворцов, набережных:
Люблю твой строгий, стройный вид
Невы державное теченье,
Береговой её гранит.
Но, переходя от вступления к основной части, Пушкин высказывает надежду на то, что успехи строительства принесут также победу и в борьбе со стихией:
Да умириться же с тобой
И побеждённая стихия.
Однако в действительности (а не в мечте) всё оказалось гораздо сложнее. И автор далее отразил точку зрения противников идеи Петра о строительстве города в таком опасном месте, где наводнения могут иметь страшные последствия, как это и описано в поэме:
Гроба с размытого кладбища
Плывут по улицам!
Уничтожены жилища бедных горожан, погибли люди и животные, «кров и пища». Остались в неприкосновенности дворцы и дома богатых граждан. Царь Пётр не сумел предвидеть беды, не смог просчитать возможность предотвращения стихийных бедствий. А позднее уже другой государь с печалью признал:
С божией стихией
Царям не совладать. Он сел
И в думе скорбными очами
На злое бедствие глядел.
Пушкин не идеализирует Петра, не приводит никаких доказательств его правоты, верности решений и дел. Но отражает и ту точку зрения, какая возникла у простого служащего, потерявшего во время наводнения всё.
Мнение той части населения, которая видела в Петре деспотичного царя, не считавшегося с «маленькими людьми», отражено в «бунте» Евгения, героя поэмы, которому наводнение принесло горе, перечеркнуло его надежды и планы на будущее. Пушкин, изображая Евгения, использует приёмы антитезы и сравнения, когда сопоставляет двух героев – мелкого служащего, никому не известного горожанина, и великого государя. Насколько грандиозны планы царя (он мыслит в государственных масштабах), настолько малы, скромны мечты Евгения: он хочет жениться, готов «и день и ночь трудиться», чтобы обеспечивать семью, и надеется «получить местечко», то есть повышение по службе, хотел бы дожить до старости, иметь детей и внуков. Простые житейские планы, но им не суждено осуществиться. Поэтому Пушкин отражает в поэме идею несовместимости великих идей с человеческими планами, когда судьбы и надежды рушатся, хотя никто не желал плохого «маленьким людям». Звучит кощунственно, но жизнь простого человека для государственных деятелей часто менее заметна и менее значима, чем какие-либо масштабные заботы и планы, важные для всей страны.
Однако Евгений возроптал, он решается даже грозить самодержцу: «Ужо тебе!» Герой, в результате, от всего пережитого сходит с ума. Он во всём винит основателя города, образ которого видит в памятнике. В помутнённом сознании Евгения Медный Всадник и Пётр I – одно и то же лицо:
Того, чьей волей роковой
Под морем город основался.
О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
«Маленький» человек страдает, он убегает от Всадника, скачущего за ним, но затем смиряется, осознаёт свою беспомощность и раскаивается, стыдится своей несдержанности. Ему ничего не остаётся, как признать свою неправоту и поражение в споре с царём и историей. Город продолжает жить, а бунт Евгения, как и других простых граждан, не может повлиять на уже свершённые великие дела.
Таким образом, А.С. Пушкин в поэме «Медный всадник» высказал идею примирения разных взглядов на роль личности в истории и дал высокую оценку деятельности Петра I в интересах государства и народов России. Но сочувствие «маленькому человеку» остаётся в душе читателей, как и пожелание или просьба к правителям считать приоритетными (в сравнении со всеми иными задачами) жизнь и интересы каждого человека, всех граждан Отечества, чтобы и самые уязвимые не оставались без внимания государства в трудных ситуациях.
Образ стихии и его символическое звучание по поэме Медный всадник (Пушкин А. С.)
В поэме А. С. Пушкина “Медный всадник” образ стихии является отрицательным. Она ломает судьбы людей, лишая кровли, хлеба, а иногда и самой жизни; устраивает бесчинства в Петербурге, разрушая все на своем пути. Стихия в этой поэме является олицетворением и воплощением абсолютного зла, “Божьего гнева”, как говорит сам повествователь.
Природу невозможно обуять.
Петр I пытался покорить ее себе, построив город на “топи блат”, и, казалось бы, все получилось. Однако стихия (которая представлена как одушевленное действующее лицо)
На фоне разрушений, причиненных бурей, мы видим ничтожность человека и всего, связанного с его жизнью (например, “домишко ветхий” оказался не способен противостоять натиску ветра и волн).
Для того чтобы охарактеризовать стихию, поэт использует такие эпитеты, как “злое бедствие”, “жадный вал”, “наглое буйство”, “мятежный шум”, “разъяренные воды”. Благодаря присутствию этих средств выразительности, читатель осознает, что буря совсем не имеет положительных черт – это
В произведении также показано, что перед стихией все равны: и властвующее лицо (“С божией стихией/ Царям не совладать”), и простой народ. Каким бы величием не обладал человек, буря не щадит никого.
В поэме А. С. Пушкина “Медный всадник” стихия представлена непреодолимой мощной силой, направленной против людей. Своими разрушениями она как бы возвращает человечеству тот вред, который был нанесен в том числе и строением городов (в данном случае, Санкт-Петербурга). Буря, унесшая огромное количество жизней, в очередной раз доказала, что над природой не властен никто.