какое средство выразительности использует твардовский в строках с первых дней годины горькой

Промежуточная аттестация по литературе (8 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ 1 вариант. Промеж. аттест.по литер. в 8 кл. 2017-2018 у.г..doc

Промежуточная аттестация по литературе в 8 классе за 2017-2018 у.г.

Часть 1. Задания №1-5 с выбором ответа

№ 1. Какой эпиграф предшествует произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?

а) На зеркало неча пенять, коли рожа крива;

б) Береги честь смолоду;

в) Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю;

г) И жить торопится, и чувствовать спешит.

№ 2. К какому литературному направлению можно отнести произведение М.Ю.Лермонтова «Мцыри»?

№ 3. Какое средство выразительности использует М.Ю.Лермонтов в строках: «И облачко за облачком, // Покинув тайный свой ночлег, // К востоку направляло бег»?

б) противопоставление (антитеза);

в) риторическое обращение;

№ 4. В произведении Н.В.Гоголя «Ревизор» главным героем, наказывающим пороки и утверждающим положительные идеалы, является:

№ 5. Трагедия как жанр – это:

а) драматическое произведение, осмеивающее черты или общественные пороки;

б) драматическое произведение, в основе которого лежит трагический конфликт, приводящий к катастрофическим последствиям;

в) крупное или среднее по объему стихотворное произведение, основными чертами которого являются наличие сюжета (как в эпосе) и образа лирического героя (как в лирике);

г) прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя. Круг действующих лиц ограничен, описываемое действие непродолжительно по времени.

Часть 2. Задания №6-11 с кратким ответом

№ 6. Укажите героя произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» по данному отрывку:

«… жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне 16 лет. Тут судьба моя переменилась».

№ 7. Какой троп использует А. Блок в следующей стихотворной строке:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

№ 8. Определите жанр произведения М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

№ 9. Какой художественный приём использует Фонвизин для передачи важнейшей черты характера героев своей пьесы: Скотинин, Простаков, Вральман?

№ 10. Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа «После бала»?

№ 11. Соотнесите авторов произведений из 1 столбика с названиями произведений из 2 столбика:

А. «Истории одного города»

Б. «Фотография, на которой меня нет»

4. Салтыков-Щедрин М.Е.

Д. «На поле Куликовом»

Часть 3. Связный, развёрнутый ответ на проблемный вопрос (5-10 предложений)

№ 12. Почему произведение А.С. Пушкина «Капитанская доска» заставляет читателей задуматься о проблеме чести и достоинства? Как вы понимаете честь и достоинство? Нужны ли они в современном мире?

Выбранный для просмотра документ 2 вариант. Промеж. аттест.по литер. в 8 кл. 2017-2018 у.г..doc

Промежуточная аттестация по литературе в 8 классе за 2017-2018 у.г.

Часть 1. Задания №1-5 с выбором ответа

№ 1. Какой эпиграф предшествует произведению Н.В. Гоголю «Ревизор»?

а) На зеркало неча пенять, коли рожа крива;

б) Береги честь смолоду;

в) Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю;

г) И жить торопится, и чувствовать спешит.

№ 2. К какому литературному направлению можно отнести произведение Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

№ 3. Какое средство выразительности использует А.Т. Твардовский в строках:

В тяжкий час земли родной

Не шутя, Василий Теркин,

Подружились мы с тобой.

б) противопоставление (антитеза);

№ 4. В произведении Н.В.Гоголя «Шинель» главный персонаж Акакий Башмачкин относится к такому типу героев русской литературы, как:

а) благородный разбойник;

б) «маленький» человек;

в) романтический герой, ценящий свободу превыше жизни;

г) самодур, тиран, невежественный, жестокий крепостник.

№ 5. Комедия как жанр – это:

а) драматическое произведение, отражающее смешное и «низкое», осмеивающее общественные пороки; всякая смешная пьеса;

б) драматическое произведение, в основе которого лежит трагический конфликт, приводящий к катастрофическим последствиям;

в) крупное или среднее по объему стихотворное произведение, основными чертами которого являются наличие сюжета (как в эпосе) и образа лирического героя (как в лирике);

г) прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя. Круг действующих лиц ограничен, описываемое действие непродолжительно по времени.

Часть 2. Задания №6-11 с кратким ответом

№ 6. Укажите героя произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» по данному отрывку: «… он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали».

№ 7. Какой троп использует А. Блок в следующей стихотворной строке:

Твои мне песни ветровые,-

№ 8. Определите жанр произведения Л.Н. Толстого «После бала».

№ 9. Как называется в драматическом произведении авторское указание об обстановке действия, о внутреннем состоянии героев, их мимике и жестах?

№ 10. Кем ощущал себя Мцыри в монастыре в одноимённом произведении М.Ю. Лермонтова?

№ 11. Соотнесите названия произведений из 1 столбика с героями произведений из 2 столбика:

1. «Фотография, на которой меня нет»

А. Алёхин, Анна Алексеевна, Дмитрий Луганович

Б. Главный герой, бабушка Катерина, Санька, учитель

В. Николай Алмазов, его жена Верочка, профессор-педант

Г. Старушка-помещица, Иван Иваныч, сербский сражатель, должник

Д. Иван Васильевич, Варенька, полковник

Часть 3. Связный, развёрнутый ответ на проблемный вопрос (5-10 предложений)

№ 12. Почему чиновники уездного города приняли Хлестакова за ревизора? Чем актуальна, на ваш взгляд, пьеса Н.В. Гоголя «Ревизор» в наши дни?

Выбранный для просмотра документ Ответы. 1 вариант. Промеж. аттест.по литер. в 8 кл. 2017-2018 у.г..doc

Ответы. Промежуточная аттестация по литературе в 8 классе за 2017-2018 у.г.

Часть 1. Задания №1-5 с выбором ответа

№ 1. Какой эпиграф предшествует произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?

Ответ: б) Береги честь смолоду

№ 2. К какому литературному направлению можно отнести произведение М.Ю.Лермонтова «Мцыри»?

№ 3. Какое средство выразительности использует М.Ю.Лермонтов в строках: «И облачко за облачком, // Покинув тайный свой ночлег, // К востоку направляло бег»?

Ответ: г) олицетворение

№ 4. В произведении Н.В.Гоголя «Ревизор» главным героем, наказывающим пороки и утверждающим положительные идеалы, является:

№ 5. Трагедия как жанр – это:

Ответ: б) драматическое произведение, в основе которого лежит трагический конфликт, приводящий к катастрофическим последствиям

Часть 2. Задания №6-11 с кратким ответом

№ 6. Укажите героя произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» по данному отрывку:

«… жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне 16 лет. Тут судьба моя переменилась».

№ 7. Какой троп использует А. Блок в следующей стихотворной строке:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

№ 8. Определите жанр произведения М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

№ 9. Какой художественный приём использует Фонвизин для передачи важнейшей черты характера героев своей пьесы: Скотинин, Простаков, Вральман?

Ответ: «говорящие» фамилии

№ 10. Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа «После бала»?

Ответ: контраст (антитеза)

№ 11. Соотнесите авторов произведений из 1 столбика с названиями произведений из 2 столбика:

Б. «Фотография, на которой меня нет»

Д. «На поле Куликовом»

4. Салтыков-Щедрин М.Е.

А. «Истории одного города»

Часть 3. Связный, развёрнутый ответ на проблемный вопрос (5-10 предложений)

№ 12. Почему произведение А.С. Пушкина «Капитанская доска» заставляет читателей задуматься о проблеме чести и достоинства?

Выбранный для просмотра документ Ответы. 2 вариант. Промеж. аттест.по литер. в 8 кл. 2017-2018 у.г..doc

Промежуточная аттестация по литературе в 8 классе за 2017-2018 у.г.

Часть 1. Задания №1-5 с выбором ответа

№ 1. Какой эпиграф предшествует произведению Н.В. Гоголю «Ревизор»?

Ответ: а) На зеркало неча пенять, коли рожа крива.

№ 2. К какому литературному направлению можно отнести произведение Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

Ответ: в) классицизм.

№ 3. Какое средство выразительности использует А.Т. Твардовский в строках:

В тяжкий час земли родной

Не шутя, Василий Теркин,

Подружились мы с тобой.

№ 4. В произведении Н.В.Гоголя «Шинель» главный персонаж Акакий Башмачкин относится к такому типу героев русской литературы, как:

Ответ: б) «маленький» человек.

№ 5. Комедия как жанр – это:

Ответ: а) драматическое произведение, отражающее смешное и «низкое», осмеивающее общественные пороки; всякая смешная пьеса.

Часть 2. Задания №6-11 с кратким ответом

№ 6. Укажите героя произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» по данному отрывку: «… он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали».

№ 7. Какой троп использует А. Блок в следующей стихотворной строке:

Твои мне песни ветровые,-

№ 8. Определите жанр произведения Л.Н. Толстого «После бала».

№ 9. Как называется в драматическом произведении авторское указание об обстановке действия, о внутреннем состоянии героев, их мимике и жестах?

№ 10. Кем ощущал себя Мцыри в монастыре в одноимённом произведении М.Ю. Лермонтова?

Ответ: пленником, невольником.

№ 11. Соотнесите названия произведений из 1 столбика с героями произведений из 2 столбика:

1. «Фотография, на которой меня нет»

Б. Главный герой, бабушка Катерина, Санька, учитель

А. Алёхин, Анна Алексеевна, Дмитрий Луганович

Г. Старушка-помещица, Иван Иваныч, сербский сражатель, должник

Д. Иван Васильевич, Варенька, полковник

В. Николай Алмазов, его жена Верочка, профессор-педант

Часть 3. Связный, развёрнутый ответ на проблемный вопрос (5-10 предложений)

№ 12. Почему чиновники уездного города приняли Хлестакова за ревизора? Чем актуальна, на ваш взгляд, пьеса Н.В. Гоголя «Ревизор» в наши дни?

Выбранный для просмотра документ Спецификация.doc

Спецификация проверочной работы для промежуточной аттестации по литературе

Разработал проверочные работы учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №2 г. Юрюзань» Соловова Е.Н.

1. Назначение проверочной работы для промежуточной аттестации – оценить уровень знаний учащихся за курс изучения русской литературы в 8 классе.

2. Документы, определяющие содержание работы.

Содержание работы определяется на основе следующих документов:

— Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по литературе (приказ Минобразования Р.Ф. от 05.03.2004 № 1089);

— Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень);

— Программа по литературе под редакцией В.Я. Коровиной.

3. Условия применения.

Работа рассчитана на учащихся 8 классов средней общеобразовательной школы, изучивших курс русской литературы.

4. Характеристика структуры работы.

Работа проверяет знания, умения и навыки, обозначенные в программе.

Предложенные задания помогут проверить и оценить:

— знание содержания программных произведений, сведений об их авторах, основных литературоведческих терминов;

— умение распознавать и анализировать художественные особенности произведений;

— понимание жанровых особенностей;

— объём и качество использования словарного запаса, умение формулировать связные высказывания.

По форме тестовых заданий.

Работа состоит из 3 частей. В 1 часть включено 5 заданий с выбором ответа из 4-х предложенных, во 2 часть – 6 заданий открытого типа, в 3 часть – задание с развёрнутым ответом.

По уровню сложности

Первая часть работы (№1-5) проверяет усвоение учащимися учебного материала на базовом уровне сложности.

Все задания второй части работы (№6-11) относятся к повышенному уровню сложности.

Задание третьей части (№12) – высокого уровня сложности.

Варианты итоговой работы равноценны по трудности.

В работе контролируются разные виды деятельности:

— владение понятийным аппаратом курса;

— практическое применение теоретических сведений;

— речевая деятельность (составление высказывания по предложенной теме).

4. Время выполнения работы.

На выполнение проверочной работы отводится 45 минут. Перед началом работы учитель проводит краткий инструктаж в течение 5 минут.

На выполнение заданий части 1 (№1–5) отводится 3-5 минут.

На выполнение заданий части 2 (№6-11) отводится 10 минут.

На выполнение заданий части 3 (задание №12) отводится 25-30 минут.

5. Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом.

Всего за 1 часть максимально можно набрать 5 баллов.

Всего за 2 часть максимально можно набрать 10 баллов.

Критерии оценивания 3 части (№12)

1. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов в раскрытии проблемного вопроса:

2. Следование нормам речи:

Максимальное количество баллов, которые может набрать учащийся, выполнивший всю работу – 20 баллов.

8. Критерии оценивания работы в целом (перевод баллов в отметку):

Источник

Тест по литературе Василий Теркин 8 класс

Тест по литературе Василий Теркин (А.Т. Твардовский) с ответами для учащихся 8 класса. Тест состоит из 2 вариантов в каждом варианте по 8 заданий.

1 вариант

Ночью, первым из колонны,
Обломав у края лед,
Погрузился на понтоны
Первый взвод.
Погрузился, оттолкнулся
И пошел. Второй за ним.
Приготовился, пригнулся
Третий следом за вторым.

Как плоты, пошли понтоны,
Громыхнул один, другой
Басовым, железным тоном,
Точно крыша под ногой.

И плывут бойцы куда-то,
Притаив штыки в тени.
И совсем свои ребята
Сразу — будто не они,

Сразу будто не похожи
На своих, на тех ребят:
Как-то все дружней и строже,
Как-то все тебе дороже
И родней, чем час назад.

Поглядеть — и впрямь — ребята!
Как, по правде, желторот,
Холостой ли он, женатый,
Этот стриженый народ.

Но уже идут ребята,
На войне живут бойцы,
Как когда-нибудь в двадцатом
Их товарищи — отцы.

Тем путем идут суровым,
Что и двести лет назад
Проходил с ружьем кремневым
Русский труженик-солдат.

1. Укажите название главы поэмы, из которой взят данный фраг­мент.

2. Запишите термин, которым обозначается художественное опре­деление в тексте: «басовым, железным тоном».

3. Как называется изобразительно-выразительное средство: «Гро­мыхнул… точно крыша под ногой»?

4. Как в литературоведении называется единоначатие, повтор сло­ва или словосочетания в начале стихотворных строк:

Как-то все дружней и строже,
Как-то все тебе дороже…?

5. Укажите термин, обозначающий средство иносказательной вы­разительности: «смерть в бою свистела часто».

6. Каким предстает образ русского солдата в этом фрагменте?

7. В каких известных вам стихотворениях русских поэтов одной из ведущих является тема патриотизма?

8. Почему Твардовский определил жанр своего произведения как «Книгу про бойца»?

2 вариант

На войне, в пыли походной,
В летний зной и в холода,
Лучше нет простой, природной
Из колодца, из пруда,
Из трубы водопроводной,
Из копытного следа,
Из реки, какой угодно,
Из ручья, из-подо льда, —
Лучше нет воды холодной,
Лишь вода была б — вода.

Чтоб идти в любую драку,
Силу чувствуя в плечах,
Бодрость чувствуя.
Однако
Дело тут не только в щах.

Жить без пищи можно сутки,
Можно больше, но порой
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой.

Не прожить, как без махорки,
От бомбежки до другой
Без хорошей поговорки
Или присказки какой, —

Без тебя, Василий Теркин,
Вася Теркин — мой герой.
А всего иного пуще
Не прожить наверняка —
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей,
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька.

Что ж еще. И все, пожалуй.
Словом, книга про бойца
Без начала, без конца.
Почему так — без начала?
Потому, что сроку мало
Начинать ее сначала.

Почему же без конца?
Просто жалко молодца.

С первых дней годины горькой,
В тяжкий час земли родной
Не шутя, Василий Теркин,
Подружились мы с тобой,

Я забыть того не вправе,
Чем твоей обязан славе,
Чем и где помог ты мне.
Делу время, час забаве,
Дорог Теркин на войне.

Как же вдруг тебя покину?
Старой дружбы верен счет.
Словом, книгу с середины
И начнем. А там пойдет.

1. События какой войны нашли отражение в поэме?

2. Запишите термин, которым обозначается художественное опре­деление в тексте: «Година горькая», «тяжкий час».

3. Как называется изобразительно-выразительное средство: «Не прожить, как без махорки… Без хорошей поговорки»?

4. Как в литературоведении называется единоначатие, повтор слова или словосочетания в начале стихотворных строк:

Из колодца, из пруда,
Из трубы водопроводной,
Из копытного следа,
Из реки, какой угодно,
Из ручья, из-подо льда…?

5. Укажите термин, обозначающий средство иносказательной выразительности:

Правды, прямо в душу бьющей,
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька.

6. Каков образ лирического героя в приведенном фрагменте?

7. Как в поэме «Василий Теркин» сочетается трагическое и коми­ческое?

8. Почему Твардовский определил жанр своего произведения как «Книгу про бойца»?

Ответы на тест по литературе Василий Теркин (А.Т. Твардовский)
1 вариант
1. переправа
2. эпитет
3. сравнение
4. анафора
5. метафора
2 вариант
1. отечественная
2. эпитет
3. сравнение
4. анафора
5. метафора

Источник

Тест. Итоговый тест по литературе 8 класс

какое средство выразительности использует твардовский в строках с первых дней годины горькой

какое средство выразительности использует твардовский в строках с первых дней годины горькой

Список вопросов теста

Вопрос 1

Какой эпиграф предшествует произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?

Варианты ответов
Вопрос 2

К какому литературному направлению можно отнести произведение М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

Варианты ответов
Вопрос 3

Какое средство выразительности использует М.Ю. Лермонтов в строках: «И облачко за облачком, // Покинув тайный свой ночлег, // К востоку направляло бег»?

Варианты ответов
Вопрос 4

В произведении Н.В. Гоголя «Ревизор» главным героем, наказывающим пороки и утверждающим положительные идеалы, является

Варианты ответов
Вопрос 5

Трагедия как жанр – это:

Варианты ответов
Вопрос 6

Укажите героя произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» по данному отрывку:

«… жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне 16 лет. Тут судьба моя переменилась».

(запишите с большой буквы в именительном падеже)

Вопрос 7

Какое средство выразительности использует А. Блок в следующей стихотворной строке:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые.

Варианты ответов
Вопрос 8

Определите жанр произведения М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

запишите с маленькой буквы в именительном падеже

Вопрос 9

Какой художественный приём использует Фонвизин для передачи важнейшей черты характера героев своей пьесы: Скотинин, Простаков, Вральман?

Варианты ответов
Вопрос 10

Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа «После бала»?

Варианты ответов
Вопрос 11

Какой эпиграф предшествует произведению Н.В. Гоголю «Ревизор»?

Варианты ответов
Вопрос 12

К какому литературному направлению можно отнести произведение Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

Варианты ответов
Вопрос 13

Какое средство выразительности использует А.Т. Твардовский в строках:

С первых дней годины горькой,

В тяжкий час земли родной

Не шутя, Василий Теркин,

Подружились мы с тобой.

Варианты ответов
Вопрос 14

В произведении Н.В.Гоголя «Шинель» главный персонаж Акакий Башмачкин относится к такому типу героев русской литературы, как

Варианты ответов
Вопрос 15

Комедия как жанр – это:

Варианты ответов
Вопрос 16

Укажите героя произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» по данному отрывку: «… он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали».

ответ напишите с большой буквы в именительном падеже

Вопрос 17

Какое средство выразительности использует А. Блок в следующей стихотворной строке:

Твои мне песни ветровые,-

Вопрос 18

Определите жанр произведения Л.Н. Толстого «После бала».

Вопрос 19

Как называется в драматическом произведении авторское указание об обстановке действия, о внутреннем состоянии героев, их мимике и жестах?

Вопрос 20

Кем ощущал себя Мцыри в монастыре в одноимённом произведении М.Ю. Лермонтова?

Варианты ответов
Вопрос 21

Соотнесите названия произведений с героями произведений: Иван Васильевич, Варенька, полковник

Источник

Особенности языка поэмы Твардовского «Василий Теркин»

Вы будете перенаправлены на Автор24

Разговорная лексика – это слова, которые придают речи оттенок неофициальности, непринужденности.

Особенности поэтического языка поэмы «Василий Теркин»

В свое время А. Ахматова назвала поэму «Василий Теркин» «легкими солдатскими стишками». Действительно, они удивительно легко читаются, легко запоминаются, и легко понимаются. Стих Твардовского создает ощущение нестихотворной естественности, выразительности разговорной речи.

Сам поэт о своем произведении говорит так: «Вот стихи, а все понятно, все на русском языке…».

В поэме «Василий Твардовский» самые высокие темы раскрываются обычными словами, а не «поэтизмами». Будничные, простые слова при этом не только не снижают пафоса произведения, они придают стиху особую естественность и теплоту. В этом Твардовский близок А.П. Чехову. Кажущаяся простота его стиха не примитивная, она лукавая и умная. И эта простота позволяет автору естественно говорить о самых сложных явлениях, тонких душевных переживаниях, глубоко и верно передавать различные психологические состояния, будь то юмор или трагический пафос. Поэт не прибегает к словотворчеству, он словно поворачивает слово новыми гранями, открывает новые смыслы и связи. У Твардовского мало сравнений, нет «цветистости» стиля.

Поэма «Василий Теркин» написан четрехстопным хореем – размером, традиционным в русской литературе и известным еще со времен А.С. Пушкина. В поэме «Твардовского размер варьируется, в противном случае она бы звучала монотонно. Поэт варьирует рифму, используя то женскую, то мужскую. Чаще всего строфы состоят из четырех строк, но на протяжении поэмы количество стихов-строк тоже варьируется. Например, в главе «Переправа» есть строфы в два, три, четыре, пять и более стихов.

Рифма Твардовского проста и бесхитростна. Обычно такие рифмы считаются невыразительными. Однако в поэме Твардовского они выглядят неожиданно и впечатляюще. В пределах одной главы может использоваться и смежная рифма, и перекрестная.

Смежная рифма – когда рифмуются соседние строки: ААВВ.

Перекрестная рифма – когда рифмуются первая и третья строка, вторая и четвертая: АВАВ.

Твардовский практически не использует опоясывающие рифмы, когда рифмуются первая и четвертая, вторая и третья строфы. Он считает, что они менее характерны для живой, «естественной» речи.

Готовые работы на аналогичную тему

Иногда в четрыехстрочных строфах с смежной рифмой поэт не рифмует первую и третью строку, пропуская рифму. Благодаря этому приему, который часто встречается в народном стихосложении, Твардовский достигает еще большего разнообразия «простого» стиха о «простом» солдате Василии Теркине.

Смысл четверостишия иногда подкрепляется, усиливается пятой строкой.

Трудные дороги поэт рисует еще более сложной конструкцией строфы. Так возникает «текучая», «подвижная» строфика и синтаксис, соответствующий ей. Сам Твардовский достижения в области поэтического синтаксиса относит к своим наиболее интересным новациям.

«Простой» стих Твардовского в ритмическом отношении также разнообразен. В поэме сливаются различные речевые потоки:

Поэт варьирует размеры строф, часто использует переносы, подчиняет движение стиха разговорным интонациям. В тексте множество живых диалогов.

Выбор художественных средств в произведении обусловливается тем, что в ней изображен народный герой на войне. И отсюда народный, преимущественно разговорный язык поэмы.

Твардовский использует в поэме идиоматические выражения, а также непереводимые обороты речи, например: «ударит в пот и дрожь», «сказать по чести», «ясно до точки», «парень хоть куда», «шут с тобой».

В произведении преобладают простые, короткие предложения без связок. Эта структура сохраняется и в диалогах, которые придают произведению живой драматический характер, дают портретные характеристики, рисуют воинский быт.

Для поэтического языка Твардовского характерен лаконизм. Это достигается усечением или перефразировкой фраз, бытующих как устоявшиеся штампы или поговорки.

Разговорно-просторечная лексика в поэме «Василий Теркин»

В поэме «Василий Теркин» разговорно-просторечная лексика имеет важную роль. Благодаря ей автор передает «дух эпохи» военного времени. Эта поэма о обычном солдате, написанная простым, народным языком. Твардовский умело сочетает в ней разговорную, общеупотребительную, нейтральную и просторечную лексику. Поэт использует средства выразительности устного творчества. Он не сообщает о географических названиях, но описывает предметы и детали солдатского быта. Автор использует эпитеты («край чужой», «година горькая», «земля сырая», «дорога постылая»), уменьшительно-ласкательные слова, характерные для народной поэзии («дружок», «голубочек», «сыночек»), слова и выражения из устного народного творчества («жив-здоров», «хвать-похвать», «тем же ладом, тем же складом»).

В поэме Твардовского часто встречаются поговорки, пословицы, частушки: «Будем живы – не помрем», «Делу время – забаве час».

Василий Теркин – парень из народа, поэтому в его речи Твардовский использует разные группы диалектизмов:

Среди основных функций разговорно-просторечной лексики выделяется функция называния людей, предметов действительности, действий.

Разговорно-просторечная лексика выполняет и экспрессивную функцию. она реализуется при экономии языковых средств.

В поэме встречаются разговорно-просторечные слова, которые выполняют оценочную функцию. Разговорная речь характеризует героя, помогает поэту создать повествование, приближенное к устному рассказу. Многие фразеологические компоненты автор использует для усиления образности, передачи эмоциональной оценки.

Лексические повторы – признак разговорной речи. благодаря использованию разговорно-просторечной лексики А.Т. Твардовский создает собирательный образ народного героя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *