какое средство развития речи детей считается ведущим
Консультация «Основные направления и средства речевого развития детей»
Валерия Бабкина
Консультация «Основные направления и средства речевого развития детей»
Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основевладения литературным языком своего народа через решение следующих задач:
• Овладение речью как средством общения и культуры;
• Обогащение активного словаря;
• Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• Развитие речевого творчества;
• Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
Процесс формирования речи детей должен строиться с учетом не только общедидактических, но и методических принципов обучения. Под методическими принципами понимаются общие исходные положения, руководствуясь которыми, педагог выбирает средства обучения. Это принципы обучения, выведенные из закономерностей усвоения детьми языка и речи. Они отражают специфику обучения родной речи, дополняют систему общедидактических принципов и взаимодействуют с такими из них, как доступность, наглядность, систематичность, последовательность, сознательность и активность, индивидуализация обучения и др. Методические принципы выступают также во взаимосвязи друг с другом.
Применительно к дошкольнику на основе анализа исследований по проблемам речевого развития детей и опыта работы детских садов мы выделим следующие методические принципы развития речи и обучения родному языку.
• Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Он базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира. Речь опирается на сенсорные представления, составляющие основу мышления, и развивается в единстве с мышлением.
• Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи. Данный принцип основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации. Он вытекает из цели развития речи детей в детском саду – развития речи как средства общения и познания – и указывает на практическую направленность процесса обучения родному языку.
Настоящий принцип является одним из главных, поскольку определяет стратегию всей работы по развитию речи. Его реализация предполагает развитие речи у детей как средства общения и в процессе общения (коммуникации, и в разных видах деятельности.
• Принцип развития языкового чутья («чувства языка»). Языковое чутье – это неосознанное владение закономерностями языка. В процессе многократного восприятия речи и использования в собственных высказываниях сходных форм у ребенка на подсознательном уровне формируются аналогии, а затем он усваивает и закономерности.
• Принцип формирования элементарного осознания явлений языка. Этот принцип основывается на том, что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка. Образуется своего рода внутренняя система правил речевого поведения, которая позволяет ребенку не просто повторять, но и создавать новые высказывания. Поскольку задачей обучения является формирование навыков общения, а любое общение предполагает способность создавать новые высказывания, то в основу обучения языку следует положить именно формирование языковых обобщений и творческой речевой способности.
Леонтьев выделяет три способа осознания,которые часто смешиваются: произвольность речи, вычленимость, собственно осознание. В дошкольном возрасте сначала формируется произвольность речи, а затем происходит вычленение ее компонентов. Осознанность является показателем степени сформированности речевых умений.
• Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования. Реализация этого принципа состоит в таком построении работы, при котором осуществляется освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи.
• Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. От мотива, как важнейшего компонента в структуре речевой деятельности, зависит качество речи и в конечном итоге мера успешности обучения. Поэтому обогащение мотивов речевой деятельности детей в процессе обучения имеет большое значение. В повседневном общении мотивы определяются естественными потребностями ребенка во впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. В процессе организованной образовательной деятельности нередко исчезает естественность общения,снимается естественная коммуникативность речи: педагог предлагает ребенку ответить на вопрос, пересказать сказку, что-то повторить.
• Принцип обеспечения активной речевой практики. Свое выражение этот принцип находит в том, что язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики. Речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка. Речевая активность – это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Поэтому важно приучать детей к активному восприятию и пониманию речи педагога.
Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ:
— Развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение);
— Воспитание звуковой культуры (развитие восприятия звуков родной речи и произношения, любви и интереса к художественному слову;
— Развитие связной речи (диалогическая (разговорная) речь, монологическая (рассказывание);
— Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различие звука и слова, нахождение места звука в слове);
— Формирование грамматического строя (морфология, синтаксис, словообразование).
В практике работы педагогов ДОУ по развитиюречи используются следующие методы:
— Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);
— Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).
-Чтение и рассказывание художественных произведений;
-Рассказывание без опоры на наглядный материал.
Консультация для педагогов «Средства речевого развития детей дошкольного возраста»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МБОУ «СОШ №4 г. Белёва Тульской области»,
учитель-логопед Соколова А.А.
Консультация для педагогов
«Средства речевого развития детей дошкольного возраста»
На сегодняшний день в дошкольном образовании проблема развития активной речи детей стоит наиболее остро. Это связано с многими факторами. Отдельно можно выделить следующие:
— период сензитивного развития речевых фунцкий;
— глобальное снижение уровня речевой и познавательной активности в обществе;
— активный рост количества детей, имеющих нарушения речи.
В связи с этим перед педагогами дошкольного образования встаёт важная и очень объемная задача: развитие всех компонентов речи ребёнка, посещающего детский сад.
В методике развития речи принято выделять следующие средства речевого развития детей:
· общение взрослых и детей;
· культурная языковая среда, речь воспитателя;
· обучение родной речи и языку на занятиях;
· чтение художественной литературы;
· различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).
Далее более подробно разберём каждое средство.
Общение взрослых и детей.
Общение является важнейшим средством развития речи ребёнка. Так сложилось, что речь не возникает у ребёнка самостоятельно. Речь формируется в процессе коммуникации с окружающими людьми.
Проведённые исследования показывают, что только присутствие взрослого стимулирует ребёнка употреблять речь, т.е. дети начинают говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого. Именно по этой причине, все методические рекомендации по развитию речи детей транслируют основную мысль: как можно больше и чаще разговаривать с детьми.
Речь детей разного возраста, но находящихся на одном уровне ее развития, примерно одинакова по наполняемости словаря, грамматической оформленности и развернутости предложений. Это свидетельствует о связи между развитием речи и развитием коммуникативной деятельности. Важное значение имеет вывод, что для развития речи недостаточно предлагать ребенку разнообразный речевой материал – необходимо ставить перед ним новые задачи общения, требующие новых средств общения. Нужно, чтобы взаимодействие с окружающими обогащало содержание потребности ребенка в общении (См Общение и речь развитие речи у детей в общении со взрослым/Под ред М И Лисиной – М., 1985)
Следовательно, на первое место встаёт организация содержательного, продуктивного общения педагога с детьми.
Общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому педагогу очень важно уметь использовать для развития речи все виды деятельности. Первостепенно развитие речи происходит в контексте ведущего вида деятельности. Относительно детей раннего возраста, ведущей является предметная деятельность. Следовательно, в центре внимания педагогов должна быть организация общения с детьми в процессе деятельности с предметами.
Большое значение в развитии речи детей имеет игра. Для полноценного речевого развития используются все виды игровой деятельности.
Определённо, положительную роль на развитие детской речи детей влияет участие педагога в детских играх, совместное обсуждение правил и хода игры, привлечение детского внимания к слову, образец лаконичной, точной и эмоционально окрашенной речи.
Итак, подвижные игры оказывают влияние на обогащение лексического строя речи, воспитание звуковой культуры.
В свою очередь, игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.
Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, тренируют навыки словообразования и словоизменения, развивают связную речь.
Общение в быту и в процессе труда тоже имеет большое значение. Дети обогащают и развивают словарный запас, развиваю диалогическую речь, усваивают культуру речевого поведения.
Кроме того, большое влияние на речь детей оказывает общение со сверстниками. В контактах между детьми возникает большое количество разнообразых коммуникативных задач. И, чтобы их решить, дети вынуждены активнее использовать свои речевые умения.
Таким образом, общение является ведущим средством развития речи. Его содержание и формы определяют содержание и уровень речи детей.
Однако, анализ практической деятельности педагогов показывает, что не все воспитатели умеют организовать и использовать общение в интересах развития речи детей.
К сожалению, так сложилось, что педагоги довольно широко используют авторитарный стиль общения, в котором преобладают указания и распоряжения. Такое общение носит формальный характер, лишено личностного смысла. Более половины высказываний воспитателя не вызывают ответной реакции детей.
Поэтому, можно сделать вывод, что основной целью педагога является овладение культурой речи, демократическим стилем общения.
Культурная языковая среда.
Следующим средством развития деткой речи является культурная языковая среда. Основной механизм овладения родным языком – подражание речи взрослых. Педагогу стоит помнить о том, что подражая, дети перенимают не только особенности произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в речи взрослого. Следовательно, к речи педагога предъявляются высокие требования. А именно:
Речь педагога должна соответствовать принятым литературным нормам русского языка: орфоэпическим (произношение), акцентологическим (ударение), орфографическим и пунктуационным (нормы письменной речи); лексическим (словоупотребление), грамматическим.
Подразумевает умение педагога связно, интересно, в доступной форме донести до детей необходимую информацию. Сюда же относится умение воспитателя грамотно и ясно формулировать вопросы для детей.
Вопросы типа «Дети, послушайте, теперь я вам задам вопрос, вы подумайте хорошенько и отвечайте мне правильно, что такое метель?” затуманивают смысл для ребёнка, утомляют его. Вопросы с отрицательными частицами («Не знаешь, как называется это дерево?») косвенно внушают ребёнку отрицательный ответ и не мотивируют его на активную умственную работу.
То есть соответствие речи педагога законам логики. Воспитатель должен не только хорошо знать тему, но и умело излагать материал, не противоречить себе, последовательно переходить от одной мысли к другой.
Педагог не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами. Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз.
Богатство и выразительность речи.
Воспитатель должен передать детям не только свои мысли, но и чувства, а также вызвать у них ответные чувства.
Богатство речи – это умение человека пользоваться всеми средствами языка: словарём, синонимическими возможностями, многообразием синтаксических констукций.
Богатое лексическое наполнение речи воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи. Но к использованию новых слов необходимо подходить крайне осторожно. Следует учитывать возраст детей и подбирать слова, доступные для их понимания.
Выразительность – умение передать в речи оттенки чувств и мыслей. Владеющий различными средствами выразительности речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.), способствует не только формированию выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Интонационная выразительность речи — немаловажный фактор воздействия на ребенка. Воспитатель старается разговаривать с детьми, используя многообразную гамму голосовых оттенков, подчеркивающих эмоциональное и смысловое содержание сказанного. Использование различных интонаций помогает маленькому ребенку глубже понять то, о чем ему говорят, почувствовать отношение взрослого к событию, поступку, предмету.
Осмыслению того, о чем говорит воспитатель, способствуют и логические ударения, и паузы, и сила голоса. Немаловажно, как разговаривает педагог с детьми — быстро, умеренно или медленно. Быстрая речь не воспринимается детьми: они не успевают вслушаться в слова, вникнуть в смысл того, о чем им говорят. Равномерный, монотонный темп без ускорений и замедлений «убаюкивает», снижает внимание, и, следовательно, сказанное может быть не понято или не дослушано. Поэтому с дошкольниками лучше всего разговаривать в умеренном темпе, замедляя или убыстряя его в зависимости от смыслового содержания сказанного.
Отсутствие в речи педагога лишних слов, ненужных повторений. При разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста.
Подразумевает отсутствие в речи педагога нелитературных, жаргонных, вульгарных, иностранных слов.
Кроме того, в процессе речевого общения с детьми воспитатель использует и невербальные средства (жесты, мимика, пантомимические движения). Они выполняют важные функции: помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов. Соответствующий меткий жест помогает усвоению значений слов (круглый, большой.), связанных с конкретными зрительными представлениями. Мимика и фонация помогают уточнить значение слов (веселый, грустный, злой, ласковый.), связанных с эмоциональным восприятием; способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала (слышимого и видимого); помогают приближению учебной обстановки на занятиях к обстановке естественного общения; являются образцами поведения для детей; выполняют наряду с языковыми средствами важную социальную, воспитывающую роль (И. Н. Горелов).
Обучение родной речи и языку.
Следующим средством речевого развития является обучение. Обучение родной речи – целенаправленный и систематический процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений.
Специальные занятия по развитию всех компонентов речи целенаправленно решают поставленные воспитателем цели и задачи.
Во время занятия на речь детей воздействует не только воспитатель, но происходит и влияние речи детей друг на друга.
Как и все остальные занятия, по развитию речи и обучению родному языку должны отвечать требованиям ФГОС ДОО и основной образовательной программы, в соответствии с которой работает учреждение. Ниже представлены некоторые из этих требований:
1. П редварительная подготовка к занятию.
Педагогу необходимо определить задачи занятия, его содержание и место в системе других занятий, связь с другими видами деятельности, методы и приемы обучения. Необходимо также продумать структуру и ход занятия, подготовить план-конспект и соответствующий наглядный и литературный материал.
Материал занятия должен соответствовать возрастным возможностям умственного и речевого развития детей.
Большое значение имеет интерес детей к занятиям, который педагоги поддерживают и развивают путем игр и игровых приемов, образности и красочности материала. Кроме этого, положительный эмоциональный настрой на занятии обеспечивается доверительными отношениями между педагогами и детьми и их психологическим комфортом.
Детям, у которых речевые навыки развиты недостаточно, малообщительным, стеснительным или, наоборот, слишком активным, необходимо обеспечить индивидуальный подход.
2. Правильная организация занятий.
Организация занятия должна отвечать всем гигиеническим и эстетическим требованиям, предъявляемым и к другим занятиям (освещенность, чистота воздуха, мебель по росту, расположение демонстрационного и раздаточного наглядного материала; эстетичность помещения, пособий). Важно обеспечить тишину, чтобы дети могли правильно слышать образцы речи воспитателя и речь друг друга.
С детьми дошкольного возраста рекомендуется организовывать занятия в непринуждённой форме, которая способствует созданию доверительной атмосферы в коллективе. Важно, чтобы педагог находился на одном уровне с детьми, обеспечивая зрительный контакт «глаза в глаза».
Чтение художественной литературы.
Художественная литература – важное средство развития всех сторон речи детей и уникальное средство воспитания. С помощью литературы ребёнок может почувствовать всю красоту родного языка. Но педагогам следует помнить, что воздействие художественной литературы на ребенка определяется не только содержанием и формой произведения, но и уровнем его речевого развития. Если текст не соответствует уровню развития речи ребёнка, если он слишком сложен для восприятия, то в этом случае, говорить о развивающем характере занятия не представляется возможным.
Помимо художественной литературы на развитие детской речи влияют и другие виды искусства: изобразительная деятельность, музыка, театральная деятельность. Эмоциональное воздействие, которое оказывает то или иное произведение искусства, стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями. Ребёнок может словесно интерпретировать смысл предъявленного произведения, а воспитатель дать словесные пояснения детям для развития образности и выразительности детской речи.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что для развития речи детей дошкольного возраста используются разнообразные средства, а их правильный выбор напрямую связан с эффективностью воздействия речь ребёнка. При этом, первичную роль играет учет уровня сформированности речевых навыков и умений детей, а также характера языкового материала, его содержания и степени близости детскому опыту.
Список используемой литературы.
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия»;
Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста: Сб.ст/ Под ред. Леонтьева А.Н. и Запорожца А.В.. – М.: Международный Образовательный и психологический колледж, 1995;
Средства развития речи дошкольников
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Средства развития речи дошкольников
Важным средством развития речи является языковая среда. Речь, которую дети постоянно слышат, всё, что им читают и рассказывают, а также привлечение их внимания к языковому материалу обеспечивают формирование так называемого «чувства языка», которое, в свою очередь, способствует усвоению культуры речи.
Поэтому очень важно, чтобы речь взрослых была содержательной, грамотной, выразительной, разнообразной, точной.
Но, к сожалению, на практике приходится сталкиваться с недостатками речи педагогов и взрослых в семье ребёнка. Среди которых:
многословие. Одни педагоги долго объясняют детям задание. Не умея просто и ясно изложить свою мысль, другие повторяют всё, что говорят дети, неумеренно хвалят каждого, без необходимости по несколько раз повторяют свой вопрос – в этом потоке слов теряется главное, существенное;
чрезмерная сухость речи, когда дети слышат только краткие распоряжения, замечания и больше ничего. У такого воспитателя детям нечему будет научиться в отношении богатства языка;
небрежное произношение звуков, слов;
монотонность речи, которая утомляет детей и снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь. Дети начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать;
злоупотребление лишними словами («так сказать», «значит»), употребление слов с характерными особенностями местных говоров, с неправильным ударением в словах.
Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочётов в ней стремиться к их устранению.
Важнейшим средством развития речи является и художественная литература. Она используется для формирования звуковой культуры речи, усвоения морфологических закономерностей и синтаксических конструкций. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком.
При выборе содержания художественной литературы, я стараюсь учитывать индивидуальные особенности детей и их развитие, а также жизненный опыт дошкольников. Известно, что ребенок проявляет интерес к той или иной книге, если она ему интересна.
В целях речевого развития детей применяются художественные средства.
« дорисовывает» статичное, иногда бесформенное изображение, придаёт ему динамичность средствами речи, реальных действий и игры.
Все этапы изобразительной деятельности сопровождаются речью.
Установлено, что дети дошкольного возраста почти никогда не рисуют молча: некоторые шепчут что-то, другие громко разговаривают. Слово позволяет осмыслить процесс изображения, делает движения ребёнка более нацеленными. Продуманными. Помогает использовать разнообразные материалы, разную технику рисования.
Таким образом, рисунок и речь – два взаимосвязанных и взаимообогащающих средства, при помощи которых ребёнок выражает своё отношение к окружающему.
Ни с чем не сравнимую радость вызывают у детей театрализованные представления. Которые воздействуют на маленьких зрителей целым комплексом средств: художественными образами. Ярким оформлением, точным словом, музыкой.
Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления малышей инсценировка художественных произведений помогает ярче и правильнее воспринимать их содержание. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в своих собственных представлениях (разучивание ролей, отработка интонационной выразительности речи). Увиденное и пережитое в настоящем театре и в самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.
Одним из средств развития речи являются наглядные пособия по развитию речи, вызывающие у детей интерес, работу мысли и речевую активность.
Однако наличие пособий само по себе не решает задач речевого развития детей. Они не окажут заметного влияния на развитие речи дошкольников и будут лишь средством развлечения, если их использование не будет сопровождаться словом воспитателя, которое будет направлять восприятие детей, объяснять и называть показываемое.
Таким образом, для развития речи используются разнообразные средства и методы, выбор которых зависит от уровня сформированности у детей речевых навыков и умений; от жизненного опыта детей4 от характера языкового материала и его содержания.
И.В. Гуреева. Развитие речи и воображения. – ВОЛГОГРАД: КОРИФЕЙ, 2010