какое средство коммуникации эффективно в диалоге с глухим плохо знающим русский язык

Как общаться с глухими

Общаться можно с помощью жестовой речи, дактильной азбуки, чтения с губ или письма — таковы простейшие способы преодоления помех, создаваемых глухотой. Выбор того или иного способа зависит, как правило, от цели и условий общения с глухими.

Мы отмечали, что на улице при встрече с незнакомыми людьми, в магазине, в метро или автобусе чтение речи с губ является единственным средством общения. Но в полутемном зале театра или на собрании, когда расстояние от сцены до глухого зрителя велико, пользоваться этим способом трудно, а иногда невозможно. В таких условиях преимущества на стороне жестовой речи, дополняемой дактильной азбукой. Этот способ общения требует специальных переводчиков. Он остается не-заменимым и, пожалуй, единственным при обучении глухих в техникумах или институтах.

Скорость восприятия и передачи речи у людей с нормальным слухом сравнительно велика. Дикторы радио читают свои тексты со скоростью 700—800 букв в минуту. При средней протяженности слов русского языка семь букв, такая скорость соответствует произнесению 100 слов в минуту. Скорость передачи и восприятия дактильной азбуки по крайней мере вдвое меньше этой величины. Она лежит в пределах 300—400 букв в минуту. Такова же скорость восприятия речи по губам и лицу говорящего. Любопытно, что эта величина — 300—400 букв в минуту — была получена советскими педагогами для русского языка и независимо от них американскими исследователями — для английского (21).

Общение при помощи письма происходит медленно. Впрочем, здесь следует различать два последовательных действия — запись и восприятие (прочтение письма глухим или слышащим).

Рукописное письмо осуществляется со скоростью 80—120 букв в минуту (12—18 слов). Эта величина примерно в 7 раз меньше скорости чтения текстов дикторами радио. Прочтение заранее подготовленной записки, текста, отпечатанного на машинке, или субтитров к кинофильмам происходит со скоростью, заметно превышающей скорость дикторской речи. Чтение «про себя» много быстрее. Для людей с завершенным средним образованием оно составляет 1600 и даже 2000 букв в минуту.

Мы привели эти сведения не только по соображениям общего характера. Чтение тоже должно быть отнесено к безмолвному разговору. Известна великая роль
книг в становлении интеллекта слышащих. Но свободное общение с книгами вдвое, втрое важнее глухим.

Телевизор и звуковые кинофильмы никак не могут заменить книгу: слишком большой урон в информации доставляет неслышащим утрата звукового сопровождения.

Остановимся еще на одном показателе — времени, необходимом для освоения того или иного способа общения глухих. С этой точки зрения три способа, с которыми мы познакомились, должны быть расположены в следующей последовательности: дактильная азбука (наименьшее время), жестовая речь, чтение с губ и лица говорящего (наибольшее время).

Как мы уже отмечали, дактилирование — наиболее простой и доступный способ общения. Грамотный осваивает этот способ за несколько дней, а упражнения на протяжении месяца позволяют добиться вполне приемлемой скорости передачи информации глухому.

Сложнее обстоит дело с жестовой речью. Вместо знаков, отображающих 33 буквы русского алфавита, здесь даже для простого разговора на бытовые темы надо знать около 200 жестовых образов. Чаще всего переводчиками, в совершенстве владеющими такой речью, работают близкие родственники глухих. Освоение жестовой символики с раннего детства позволяет таким людям правильно и быстро переводить речь окружающих. Чтение с губ говорящего является, пожалуй, самым трудным, но тем не менее важным и необходимым способом.

Квалифицированные переводчики, как правило, пользуются всеми тремя способами одновременно. Основой является жестовая речь, дополняемая по необходимости дактилированием и одновременным проговариванием слов без голоса. Такой способ перевода обеспечивает наряду с высокой скоростью, близкой к обычной речи, надежное восприятие сообщения.

Далеко не все педагоги и воспитатели глухих убеждены в необходимости использования трех или четырех способов общения, о которых мы рассказали.

Существует мнение, что раннее обучение жестам затрудняет освоение грамматики и лексики родного языка. В Советском Союзе и за рубежом есть педагоги, пропагандирующие чисто устный метод обучения. Некоторые из них запрещают своим воспитанникам пользоваться жестовой речью, а иногда — и дактильной.

Мы позволим себе не согласиться с этим мнением. Никто не оспаривает чрезвычайной важности овладения техникой чтения речи с губ говорящего. Но опыт показывает, что никакие запреты в школах, руководители которых придерживаются устного способа обучения, не могут остановить проникновения в среду неслышащих быстрого и удобного жестового общения. Кроме того, выпускники школ, в которых наложен запрет на жестовую речь, продолжая образование в техникуме или институте в группе глухих, все равно вынуждены осваивать этот способ, потому что только он позволяет воспринимать перевод со скоростью речи педагога. Глухие в разговорах между собой вместе с чтением с губ применяют жесты.

Мы не располагаем достаточно достоверными сведениями об относительных объемах речевой информации, которые получают глухие при помощи каждого из рассмотренных способов. Наш опыт взаимодействия с московскими глухими показывает, что более половины информации при общении друг с другом они получают языком жестов.

Когда глухой работает в коллективе слышащих, более половины информации он получает в письменном виде. Если у глухого устная речь недостаточно развита, он предпочитает отвечать на обращенные к нему вопросы тоже письменно. В клубах, на лекциях в техникумах или институтах для перевода глухим предпочтение отдается жестовому языку, сопровождаемому проговариванием без голоса.

Мы начали рассказ о «безмолвных» разговорах глухих с жестового общения. К сожалению, несмотря на широкое распространение, такому способу уделяется недостаточное внимание. Отсутствуют учебные пособия, нет кинофильмов, демонстрирующих правильные жесты. Малограмотные глухие часто используют неправильную, излишне активную жестикуляцию, их мимика иногда напоминает гримасы. Правильный язык со скупыми жестами и сдержанной мимикой может быть ясным, красивым, изящным.

Разумеется, педагоги и воспитатели при выборе последовательности обучения маленького глухого ребенка должны учитывать особенности чтения речи с губ, пальцевой азбуки и жестового языка. Но не следует отдавать предпочтение какому-либо одному из этих способов. Глухота — прежде всего тяжкое нарушение возможности общения людей. Для ее преодоления нужно использовать все возможные средства.

В США и ряде стран Западной Европы принцип использования всех способов общения с глухими получил название тотальной коммуникации. Международный конгресс обучения глухих (Гамбург, 1980) решительно высказался за использование этого принципа при обучении глухих.

Из книги «Человек не слышит».

Источник

Как общаться со слабослышащими: правила и этика

какое средство коммуникации эффективно в диалоге с глухим плохо знающим русский язык

какое средство коммуникации эффективно в диалоге с глухим плохо знающим русский язык

Количество просмотров: 2720

Социальная изоляция

Глухота как болезнь не заметна, и инвалида по слуху общество ошибочно воспринимает как более здорового человека, чем, например, незрячего инвалида. Однако, как писала слепоглухая американская писательница Э. Келлер, «слепые оторваны от предметов, глухие от людей». Это подтверждают и ученые – Л. С. Выготский, например, был убежден, что «глухонемота человека оказывается неизмеримо большим несчастьем, чем слепота, потому что она изолирует его от общения с людьми».

Какой бывает глухота

Итак, среди людей с нарушением слуха различают глухих, слабослышащих, оглохших и имплантированных. О глухоте говорят, когда обнаруживается стойкое двустороннее (на оба уха) значительное поражение слуха, при котором невозможно разборчивое восприятие речи.

Глухота может быть врожденной или приобретенной, что встречается значительно чаще. По времени возникновения различают раннюю (в возрасте до трех лет) и позднюю глухоту (появившуюся после того, как сформировалась речь). Глухота, врожденная или приобретенная, лишает ребенка возможности без специального обучения овладеть речью. Если же речь уже начала формироваться, то ранняя глухота приводит к ее распаду. Однако нужно знать, что для таких или других случаев нарушения слуха использовать термин «глухонемой» не этично.

Оглохшие (позднооглохшие) – люди, потерявшие слух, но сохранившие речь. Степень сохранности их речи зависит от времени наступления глухоты и условий ее развития. Дети, оглохшие в возрасте от трех до пяти лет и не получившие специальной помощи, ко времени поступления в школу чаще всего сохраняют небольшой запас слов, которые обычно произносят искаженно. При более позднем возникновении глухоты дети почти полностью сохраняют речевой запас (особенно дети, уже овладевшие письмом и чтением). При специальном педагогическом воздействии речь может сохраниться полностью и при более ранней потере слуха.

Имплантированные дети и взрослые – это люди, перенесшие операцию по кохлеарной имплантации (от лат. cochlea – улитка), т.е. операцию по вживлению электродных систем во внутреннее ухо, в улитку, с последующей электрической стимуляцией слухового нерва, что позволяет посылать в мозг сигналы, вызывающие слуховые ощущения.

Подавляющее большинство людей с нарушенным слухом пользуется индивидуальным слуховым аппаратом – заушиной (располагается за ушной раковиной) или внутриушным аппаратом (специально изготовленный индивидуальный вкладыш).

Особенности восприятия звуков и речи

Полная глухота встречается редко. Чаще всего, сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать отдельные звуки речи и некоторые хорошо знакомые слова, которые произносятся у ушной раковины. Низкочастотные звуки, такие как гудок паровоза, барабан, стук, большинство глухих людей слышат гораздо лучше. У слабослышащих и имплантированных людей возможности восприятия бытовых и природных шумов шире и разнообразнее. Но даже если человек с нарушенным слухом слышит, как тикают часы на стене, он при этом может испытывать большие трудности в различении чужой речи. Нередко так бывает у имплантированных детей и взрослых, не прошедших курс специальной психолого-педагогической реабилитации.

Особенности поведения

Поведение человека с нарушенным слухом может быть разным: от беспокойного, несколько суетливого, надоедливого, связанного с потребностью в помощи, в восполнении недостатка слуховой информации, – до отрешенного, рассеянного, избегающего общения с окружающими. Второй вариант связан с негативным опытом общения со слышащими людьми, со страхом быть непонятым, осмеянным. При этом потребность в общении, дружеской поддержке у неслышащего ребенка или взрослого, конечно же, не меньшая, чем у слышащего. Поэтому люди с нарушенным слухом нередко предпочитают посещать массовые мероприятия или отправляться в путешествия в обществе людей с таким же нарушением.

У глухих людей иногда возникают трудности в координации движений, что может выражаться в шаркающей походке, некоторой неуклюжести. Причина – нарушения в работе вестибулярного аппарата (органы слуха и равновесия расположены рядом). Из-за проблем со слухом человеку трудно контролировать собственные голосовые реакции. Поэтому глухие люди могут непроизвольно издавать необычные шумы при физическом усилии, дыхании, приеме пищи, волнении.

Правила и этика общения c глухими и слабослышащими

— Человеку с нарушенным слухом мешает воспринимать и понимать устную речь шум, одновременный разговор двух и более людей. Поэтому с людьми, которые плохо слышат, будет трудно общаться в больших или многолюдных помещениях. Яркое солнце или тень тоже могут быть помехами.

— Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его (ее) по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека за руку или плечо или же помахать рукой.

— Существует несколько типов и степеней глухоты. Некоторые не слышат или не воспринимают устную речь и могут разговаривать только на жестовом языке. Другие могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. С ними нужно говорить немного громче и четче обычного, подбирая подходящий уровень громкости. Некоторые утратили способность воспринимать высокие частоты – разговаривая с ними, нужно лишь снизить высоту голоса. С кем-то оптимален метод записок. Если вы не знаете, какой способ предпочесть, постарайтесь узнать это у самого глухого. Если возникают проблемы в устном общении, предложите собеседнику использовать другой способ – написать, напечатать. Не говорите: «Ладно, это неважно…».

— Чтобы глухой или слабослышащий собеседник вас лучше понял, разговаривая с ним, смотрите прямо на него, чтобы он одновременно видел ваше лицо (губы) и «слышал» речь. Говорите ясно и медленно. Не нужно кричать что-то, особенно в ухо. Используйте выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного. Помните, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам, а те, кто это умеет, хорошо прочитывают только три из десяти сказанных вами слов.

— Вы затрудните вашему собеседнику понимание разговора, если будете переключаться с одной темы на другую и обратно. Если вы хотите поменять тему, не делайте этого без предупреждения. Используйте переходные фразы вроде: «Хорошо, теперь нам нужно обсудить…»

— Говорите простыми короткими фразами и избегайте несущественных слов. Выбирайте обиходные слова (т.е. наиболее часто употребляемые в речи). По возможности, избегайте фразеологизмов, крылатых слов и выражений, пословиц и поговорок. Их смысл, как правило, не известен, а значит и не понятен глухим и слабослышащим людям.

— При построении фразы лучше использовать прямой порядок слов. Не злоупотребляйте в речи обособлениями, оборотами, обращениями – они осложняют понимание сказанного. Например, лучше сказать «Когда вы придете?» вместо «И когда, родной мой, вас ждать?» или «Придете-то вы когда теперь?».

— Помните, что понимание смысла, передаваемого в речи с помощью интонационных нюансов, оттенков почти не доступно глухим людям и людям с тяжелой тугоухостью. Поэтому не стоит удивляться, если фраза с саркастической, насмешливой, ироничной интонацией будет пониматься как нейтральная. Например, «И что это мы тут делаем?» (смысл – запрет, указание на неправильное поведение) будет понята как необходимость ответить на вопрос «Что делаем?». Частично смысловые оттенки можно передать с помощью мимики.

— Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.

— Если вас просят повторить что-то, попробуйте не просто повторить, но сказать по-другомуперефразировать предложение.

— Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник.

— Если вы общаетесь через переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.

Источник

Правила и этика общения c глухими и слабослышащими

— Человеку с нарушенным слухом мешает воспринимать и понимать устную речь шум, одновременный разговор двух и более людей. Поэтому с людьми, которые плохо слышат, будет трудно общаться в больших или многолюдных помещениях. Яркое солнце или тень тоже могут быть помехами.

— Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его (ее) по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека за руку или плечо или же помахать рукой.

— Существует несколько типов и степеней глухоты. Некоторые не слышат или не воспринимают устную речь и могут разговаривать только на жестовом языке. Другие могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. С ними нужно говорить немного громче и четче обычного, подбирая подходящий уровень громкости. Некоторые утратили способность воспринимать высокие частоты – разговаривая с ними, нужно лишь снизить высоту голоса. С кем-то оптимален метод записок. Если вы не знаете, какой способ предпочесть, постарайтесь узнать это у самого глухого. Если возникают проблемы в устном общении, предложите собеседнику использовать другой способ – написать, напечатать. Не говорите: «Ладно, это неважно…».

— Чтобы глухой или слабослышащий собеседник вас лучше понял, разговаривая с ним, смотрите прямо на него, чтобы он одновременно видел ваше лицо (губы) и «слышал» речь. Говорите ясно и медленно. Не нужно кричать что-то, особенно в ухо. Используйте выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного. Помните, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам, а те, кто это умеет, хорошо прочитывают только три из десяти сказанных вами слов.

— Вы затрудните вашему собеседнику понимание разговора, если будете переключаться с одной темы на другую и обратно. Если вы хотите поменять тему, не делайте этого без предупреждения. Используйте переходные фразы вроде: «Хорошо, теперь нам нужно обсудить…»

— Говорите простыми короткими фразами и избегайте несущественных слов. Выбирайте обиходные слова (т.е. наиболее часто употребляемые в речи). По возможности, избегайте фразеологизмов, крылатых слов и выражений, пословиц и поговорок. Их смысл, как правило, не известен, а значит и не понятен глухим и слабослышащим людям.

— При построении фразы лучше использовать прямой порядок слов. Не злоупотребляйте в речи обособлениями, оборотами, обращениями – они осложняют понимание сказанного. Например, лучше сказать «Когда вы придете?» вместо «И когда, родной мой, вас ждать?» или «Придете-то вы когда теперь?».

— Помните, что понимание смысла, передаваемого в речи с помощью интонационных нюансов, оттенков почти не доступно глухим людям и людям с тяжелой тугоухостью. Поэтому не стоит удивляться, если фраза с саркастической, насмешливой, ироничной интонацией будет пониматься как нейтральная. Например, «И что это мы тут делаем?» (смысл – запрет, указание на неправильное поведение) будет понята как необходимость ответить на вопрос «Что делаем?». Частично смысловые оттенки можно передать с помощью мимики.

— Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.

— Если вас просят повторить что-то, попробуйте не просто повторить, но сказать по-другомуперефразировать предложение.

— Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник.

— Если вы общаетесь через переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.

Источник

Справочник для слышащих по способам общения с глухими и слабослышащими

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «История медицины. Психология и социология»

Актуальность

Перед подростками с пониженным слухом остро стоит проблема общения со слышащими сверстниками. Многие сталкиваются с тем, что слышащие ровесники по разным причинам избегают общения с ними, не понимают их. Слышащие подростки начинают общаться на равных с глухим, только если человек с пониженным слухом хорошо понимает их, если они осознают, что он может общаться не хуже их, что у них есть общие темы для разговоров. Часто слабослышащим и глухим ничего не остаётся, как «закрываться», уходить от слышащего мира, создавать свою субкультуру, исключительно свой круг общения. Поэтому вопрос социализации слабослышащих людей актуален и требует решения.

Цель

Создать справочник и канал на видеохостинге «YouTube» для слышащих по общению и взаимодействию с глухими людьми.

Задачи

1. Изучить литературу по теме исследования.

2. Провести опрос среди обучающихся одноклассников.

3. Проанализировать полученные результаты.

4. Снять видеоролики, иллюстрирующие некоторые способы коммуникации с глухими, и опубликовать их на видеохостинге «YouTube».

5. Подобрать материалы, необходимые для реализации проекта, рассчитать их стоимость, произвести расчёт ресурсов.

Оснащение и оборудование, использованное в работе

• Программа для видеомонтажа «Pinacle»

• Программа для макетирования книг «Netprint»

Описание

Автор работы – слабослышащий человек, учится в обычной школе, знает жестовый язык и азбуку глухих – русский дактиль.
Был проведён социологический опрос среди обучающихся, который включал следующие вопросы: Какие способы общения с глухими и слабослышащими вы знаете? Приходилось ли вам использовать эти способы? Приходилось ли вам общаться с людьми с потерей слуха? Испытывали ли вы сложности при общении с глухими и слабослышащими?

Затем автор подготовил справочник в офлайн-редакторе «Netprint», был сделан макет фотокниги, добавлены календари, путеводитель.

На следующем этапе автор снимал видеоролики по определённой тематике, монтировал в программе «Pinacle» и размещал на видеохостинге «YouTube» на своём канале, который называется «Как общаться с глухими». Все снятые видеоролики записывались на диск в качестве электронного приложения к справочнику.

Результаты

1. Результаты опроса показали, что большинство обучающихся открыты и готовы общаться с глухими и слабослышащими.

какое средство коммуникации эффективно в диалоге с глухим плохо знающим русский язык

2. На видеоканале выложено 20 видеосюжетов по следующим темам:

— «Как человеку с пониженным слухом чувствовать себя комфортно в слышащем мире?»;

— «Какие профессии следует выбирать?»;

— «Сложности в школе у слабослышащих»;

— «Сложности в письменной речи у слабослышащих»;

— «Различные хитрости и приспособления людей с пониженным слухом к жизни в слышащем мире»;

— «Субтитры в жизни слабослышащих»;

— «Взаимодействие с организациями, поддерживающими людей с ограниченными возможностями»;

— «Как читать аудиограмму»;

— «Этика общения с глухими и слабослышащими»;

— «Как определить степень снижения слуха»

— «Беседа-игра «Угадай жест и скажи своё имя на дактиле»;

— «Арт-терапия в жизни людей с пониженным слухом»;

— «В гостях у психолога».

какое средство коммуникации эффективно в диалоге с глухим плохо знающим русский язык

3. Разработан справочник для слышащих по способам общения с глухими и слабослышащими, который состоит из двух частей. Первая часть посвящена способам и этике общения с людьми с пониженным слухом. Вторая – содержит любую информацию, касающуюся проблемы глухоты.

Выводы

1. Каналов, посвящённых проблемам глухих, а тем более общению слышащих с глухими, немного. В основном все сюжеты рассчитаны либо на преподавателей, либо на студентов, то есть на взрослых людей.

2. Разработанные материалы помогут подросткам преодолеть барьер в общении со слышащим миром.

Перспективы использования результатов работы

Созданный канал на видеохостинге «YouTube» и справочник позволят лучше понять друг друга слышащим и слабослышащим людям.

Мнение автора

«Я рад, что на конференции «Старт в медицину» мой проект был замечен. Проблема взаимодействия людей с пониженным слухом с окружающим миром для меня и многих моих знакомых актуальна. После сюжетов, например, о проблемах в школе у слабослышащих, многие мои учителя сказали, что я открыл для них много нового, о чём они раньше и не подозревали»

Источник

Язык без жестов: как понять особенных людей

какое средство коммуникации эффективно в диалоге с глухим плохо знающим русский язык

Каковы особенности восприятия внешнего мира у глухих людей?

— Прежде всего надо отметить, что глухие — очень разные люди по своему воспитанию, образованию, умению использовать свой остаточный слух, внятно говорить и так далее. Некоторые из них всю жизнь нуждаются в заботе со стороны слышащих, другие успешно реализуются в жизни.

Отсутствие слуха суживает поле восприятия человека, лишая его способности ощущать то, что находится вне поля зрения. Слышащий человек настораживается, когда, например, сзади раздаются какие-то звуки или нарастает шум машины сбоку. Отсутствие этой возможности делает глухого более уязвимым.

какое средство коммуникации эффективно в диалоге с глухим плохо знающим русский язык

Неслышащий человек должен все время наблюдать за происходящим вокруг, чтобы быть в курсе. При общении на жестовом языке он вынужден очень внимательно смотреть не только на движущиеся руки собеседника, но и на его лицо. Такое сосредоточение лишает его возможности видеть то, что происходит рядом.

какое средство коммуникации эффективно в диалоге с глухим плохо знающим русский язык

Можно ли до начала разговора понять, что человек плохо слышит?

— Устная речь глухого человека может быть отрывочной, лишенной интонации, и это сразу обращает на себя внимание. Хотя есть глухие люди, которые очень хорошо говорят, и вы не определите, что он не слышит, пока не заметите слуховой аппарат. В устной речи слабослышащего человека можно сразу заметить недостатки произношения, например пришепетывание.

Общей особенностью является стремление видеть лицо собеседника при общении, ближе подходить к собеседнику, поворачиваться к нему лучше слышащим ухом или ухом, где есть слуховой аппарат.

Что для нас мелочь, для человека со слабым слухом может быть болезненно. Чем можно случайно обидеть глухого человека? Как избежать подобных неловких ситуаций при общении?

— Самая комфортная позиция при общении для глухих — с одним собеседником лицом к лицу. Поэтому глухого обижает, когда на него не смотрят, небрежно отмахиваются, когда он обращается за помощью к прохожему.

Они также очень чувствительны к небрежности и торопливости общения.

Для того чтобы понять говорящего собеседника, им нужно больше времени, иногда требуется несколько раз повторить сказанное, чтобы глухой человек смог понять собеседника, прочитать по губам.

Их может обидеть любой случайный жест или выражение лица, которые они могут объяснить пренебрежением к себе. Для многих глухих свойственно стойкое чувство недоверия к слышащим и ощущение слабости по сравнению с ними, уверенность, что слышащие считают их неполноценными и используют их.

С какими проблемами чаще всего сталкиваются люди с плохим слухом?

— Прежде всего они сталкиваются с трудностями получения нужной им информации о текущих событиях и изменениях в обществе, сложностями донести информацию о своих проблемах.

какое средство коммуникации эффективно в диалоге с глухим плохо знающим русский язык

Сообщество глухих людей в развитых странах мира приравнивается к национальному меньшинству со своим языком и культурой. Жестовый язык считается родным языком глухих как язык, усваиваемый без специального обучения. В нашей стране только несколько лет назад жестовый язык глухих был признан на государственном уровне официальным языком сообщества глухих. А это означает, что во всех общественных событиях и при выступлении официальных лиц должен быть жестовый перевод. Более того, представители общественных профессий (например, социальный работник, медсестра, полицейский) должны владеть жестовым языком на элементарном уровне. Но до этого в России пока далеко — жестовых переводчиков и преподавателей явно недостаточно.

Как помочь, когда глухой человек обращается за помощью, а язык жестов не знаешь? Как максимально правильно донести информацию?

— Самый простой способ общения с глухим человеком — это письменная речь. Если при таком общении нет под рукой бумаги и ручки, можно общаться с помощью текста на мобильном телефоне. Поэтому так важны письменные объявления у станций метро, на автобусных остановках, вокзалах и в других общественных местах, в которых содержится необходимая информация. Особенно это важно, если происходят какие-то неожиданные события.

Универсальным способом общения является пантомима и естественные мимика и жесты, с помощью которых всегда можно показать свое доброжелательное внимание и желание помочь.

При словесном устном или письменном общении важно использовать краткие и простые предложения. Надо понимать, что глухие могу считывать речь с губ собеседника, но для большинства из них это довольно сложно. Поэтому важно четко артикулировать и повторять слова несколько раз, если собеседник не понял. Например, можно сказать (написать): «Помочь?» или «Что случилось?».

Чаще всего при обращении глухого прохожего к вам на улице ему нужна элементарная помощь в ориентировке. В магазине или банке, видя со стороны растерянность человека и понимая, что он плохо слышит, можно стать посредником и просто обратиться к служащему, чтобы объяснить, что он имеет дело с глухим человеком и ему лучше перейти на письменное общение с ним.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *