какое средство художественной выразительности используется автором в названии толстый и тонкий
«Языковые средства выразительности(по рассказу А.П.Чехова «Толстый и тонкий») Бадмаев Жаргал Руководитель: Астраханцева Е.С.
Просмотр содержимого документа
«»Языковые средства выразительности(по рассказу А.П.Чехова «Толстый и тонкий») Бадмаев Жаргал Руководитель: Астраханцева Е.С.»
Министерство образования и науки Республики Бурятии
Селенгинское Районное Управление Образования
МБОУ СОШ № 5 города Гусиноозёрска
Районная научно-практическая конференция
Языковые средства выразительности
(по рассказу Антона Павловича Чехова «Толстый и тонкий»)
Понятие «Языковые средства выразительности» 3
Анализ языковых средств выразительности в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий» 6
Список использованной литературы 10
Я ученик одиннадцатого класса. В этом году я заканчиваю школу и буду сдавать выпускные экзамены. При подготовке к итоговой аттестации по русскому языку я обратил внимание на то, что 24 задание вызывает у меня трудности. Поэтому я решил понять его и узнать больше о художественных средствах русского языка. Я понял, что должен научиться анализировать художественный текст, определять, при помощи каких изобразительных средств автор сумел добиться его выразительности. В своей работе я попытался провести исследование наиболее распространённых художественных средств, встречающихся в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий».
Актуальность данной темы объясняется необходимостью успешно сдать экзамен по русскому языку, в частности выполнения задания 24. В этом задании предлагается фрагмент текста, в котором рассматривается языковые средства выразительности. Ученик должен правильно поставить цифры, соответствующие номеру термина из списка.
Тема моего исследования – языковые средства выразительности.
Объект моего исследования – текст рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий».
Предметом исследования работы являются стилистические приемы, встречающиеся в данном рассказе.
Цель моей работы – исследование особенностей использования стилистических приемов в данном рассказе.
Соответственно с поставленной целью ставятся следующие задачи:
Изучить понятие «языковые средства выразительности».
Ознакомиться с видами средств выразительности.
Найти и перечислить наиболее встречающиеся языковые средства в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий».
Поставленные в работе цели и задачи определили методы исследования:
Анализ и обработка собранного материала.
1. Понятие «Языковые средства выразительности».
Языковые средства выразительности – это те художественно выразительные средства, которые придают нашей речи, литературным произведениям, яркость, красочность, лексическую и эмоциональную выразительность. Они помогают выразить отношение автора к предмету обсуждения, обратить внимание на самые выразительные черты предмета, события или явления.
Средства выразительности языка делятся на фонетические, лексические и синтаксические средства.
Аллитерация – повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении).
Фонетические средства выразительности характерны только для поэтической речи.
Сравнение – вид тропа, распространённая форма, основанная на сопоставлении одного явления или предмета другому на основании общего у них признака.
Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком- либо отношении двух предметов или явлении: Крыло самолёта (крыло птицы); золотые руки (золотое кольцо).
Метонимия – употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними: читал охотно Апулея, а Цицерона не читал.
Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения какого-либо предмета или явления. В сто сорок солнц закат пылал.
Литота – образное выражение, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета: мальчик с пальчик, мужичок с ноготок.
Аллегория – троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлечённого понятия при помощи конкретного жизненного образа. Например, в баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи.
Перифраз – троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления, описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты: Туманный Альбион (вместо «Англия»).
Оксюморон – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое, в результате которого возникает новое смысловое качество: горькая радость, звонкая тишина.
Ирония – троп состоящий в употреблении слова или выражения содержащего в себе оценку того, что осмеивается: отколе, умная, бредёшь ты, голова? (И.А. Крылов).
Анафора – повторение звуков, слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф. «Задремали звезды золотые…» – повторение начальных звуков.
Эпифора – стилистическая фигура, противоположная анафоре, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда: Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
Антитеза – стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов: богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.
Эллипсис – пропущенный элемент высказывания, легко восстанавливающийся в данном контексте или ситуации: Шампанского! (А.Н.Островский)
Инверсия – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный(прямой) порядок, с целью усилить выразительность речи: Сначала очень была огорчена(А.С.Пушкин)
Синтаксический параллелизм – одинаковое синтаксическое построение, расположение однородных членов предложения, соседних предложений или оборотов речи: Ах, кабы на цветы не морозы, и зимой бы цветы расцветали.
Риторический вопрос – один из стилистических фигур, состоящий в высказывании утверждения в вопросительной форме. На риторический вопрос не ожидается ответа: на кого не действует новизна?
Риторическое восклицание – стилистическая фигура, служащая для усиления чувств.
Риторическое обращение – высказывание адресуется неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию, отсутствующему лицу: Мечты, мечты! Где ваша сладость?
Парцелляция – такое членение предложения, при котором содержания высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно- смысловых, речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы: С девушкой он вскоре
поссорился. И вот из-за чего.
Умолчание – оборот речи, заключающийся в том, что автор не до конца выражает мысль предоставляя читателю или слушателю саму догадаться, что именно осталось не высказанным: Но смерти… но власть… но бедствия народны..
Многосоюзие – один из стилистических фигур, который состоит в намеренном увеличении количества союзов в предложении, благодаря чему выделяются отдельные слова, замедляется интонация, усиливается выразительность речи: И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы.
Бессоюзие – оборот в поэтической речи, который состоит в пропуске между словами и предложениями соединительных союзов. Их отсутствие придаёт речи стремительность, выразительность: Люди знали: где-то, очень далеко от них идёт война.
2. Анализ языковых средств выразительности в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий».
Антон Павлович Чехов – удивительный писатель. Известно множество рассказов маленьких, но довольно интересных. Я не случайно обратился к творчеству этого великого русского писателя. Мне захотелось узнать, почему его рассказы так малы по объёму, но очень интересны.
Чехов сам писал: “Умею коротко говорить о длинных вещах”. Действительно, все коротко, но емко. Добивается он этого с помощью целой системы выразительных средств.
Уже в заглавии рассказа «Толстый и тонкий» заложена антитеза. Да и во всём рассказе антитеза – это главный приём, который использует автор. В нём заложен весь смысл произведения.
Действие рассказа начинается внезапно: «На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий». Дружескую атмосферу встречи автор передаёт через инверсию («встретились два приятеля»). Для показа настроения автор использует восклицательные и вопросительные предложения и обращения: «Порфирий! Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет? – Батюшки! Миша! Друг детства! Милый мой! Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ах, ты господи! Ну, что же ты? Богат? Женат? Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе учились! Детьми были!».
Нельзя не удивляться мастерству писателя в умении характеризовать героев. Чехов не описывает внешность, он обращает внимание на главное: «Толстый только что пообедал, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились. Здесь автор использует метафору («лоснились губы»), сравнение («как спелые вишни»), эпитеты («толстый и тонкий»). Тонкий же был навьючен чемоданами, узлами и картонками» (ряды однородных членов). Для усиления выражения радости «тонкого», которые произносят монолог, не даёт разговориться «толстому» автор умело использует и лексический повтор («Тебя дразнили… Тебя дразнили Геростратом», «Жена моя, Луиза, урождённая в Ванценбах… лютеранка…Обращение к сыну: «Нафаня»). Читателю не очень важно знать про сына, про жену тонкого, но это необходимо для создания общей картины.
Действие развивается очень быстро. В результате изменения ситуации внезапно приходит развязка. Оказывается, что «толстый» “уже до тайного дослужился”. Стоит «тонкому» узнать это, и дружественная атмосфера вдруг куда-то пропадает. Он запинается теперь еще чаще, но уже не от радости. Чехов пишет: “Тонкий вдруг побледнел, окаменел» (градация), но скоро лицо его покривилось во все стороны широчайшей улыбкой (эпитет) ; казалось, от лица его посыпались искры (метафора). Сам он съежился, сгорбился, сузился. ”(градация); Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились (олицетворение). А дружественное обращение “милый мой” быстро заменяется на “Ваше превосходительство”. Тонкий вдруг стал часто прибавлять “-с” («такие вельможи-с», «помилуйте-с»), междометия «хи-хи», «ваше превосходительство; сын мой Нафанаил… жена Луиза… лютеранка…(лексический повтор), «почтительной кислоты» (олицетворение), да и прежних восклицаний поубавилось, его тон меняется на благоговейный и почтительный.
Во второй части рассказа важную роль для раскрытия образа коллежского асессора играют метафора («окаменел»), сравнение («казалось… от лица и глаз его посыпались искры»), олицетворение (коробки, узлы «съежились, поморщились»). Так в рассказе «Толстый и тонкий» Чехов высмеивает низкопоклонство, трусость, приспособленчество героя. Причем делает Тонкий это неосознанно, по привычке, не обращая внимания на слова бывшего товарища: «Ну, полно… И к чему этот тон?».
Когда “приятели” прощались, тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем. Эта сцена смешна и печальна. Так в форму рассказа Чехов смог вместить огромное социально-философское и психологическое содержание. Даже то, что у героев рассказа нет имен, говорит о типичности таких людей. Рассказ А. П. Чехова “Толстый и тонкий” актуален и сейчас, ведь чинопочитание, преклонение перед должностью (за которой порой личность человека остается незамеченной) часто встречаются и в наши дни. Но талант Чехова заключается не только в том, что он видит и поднимает в своих произведениях социальные проблемы, но и в том, какими средствами он этого достигает. Читая А. П. Чехова, мы не перестаем восхищаться даром великого мастера слов.
Анализ рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий» (дидактический материал по литературе для 6 класса)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Дидактический материал по литературе для 6 класса Анализ рассказа А.П.Чехова Автор презентации: учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзика Республики Мордовия Печказова Светлана Петровна «Толстый и тонкий»
Цель урока: помочь учащимся проанализировать рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий», понять его тему, идею, особенности изобразительно-выразительных средств
История создания рассказа В 1883 году в октябрьском номере журнала «Осколки» появился небольшой рассказ «Толстый и тонкий» А.П.Чехова. Короткий и ёмкий по содержанию, он наполнен глубоким смыслом. Автор обращается в нём к проблеме угодничества и чинопочитания, не раз становившейся объектом для критики в русской литературе. Сюжет рассказа «Толстый и тонкий» в его первоначальной редакции основывался на анекдотическом казусе, а конфликт между персонажами возникал случайно, из-за невольной оплошности «тонкого». В 1886 году редакция внесла изменения, существенно переменившие смысл рассказа. Был устранён мотив служебной подчинённости: «тонкий» теперь пресмыкается перед «толстым» без всякой практической надобности — «по рефлексу». Рассказ получил гораздо большую сатирическую заострённость и обобщённость.
Сюжет рассказа На вокзале Николаевской железной дороги встретились два давних друга. Один из них был «толстый», а другой — «тонкий». Тонкий (Порфирий) только что сошёл с поезда, выйдя со своей женой Луизой и сыном Нафанаилом. Толстый (Миша) узнал тонкого и тут же его поприветствовал. Друзья заговорили. Тонкий, узнав, что его бывший одноклассник дослужился до тайного советника, сменил тон на угодливо-подобострастный. Толстый не вынес этой перемены в поведении и распрощался другом детства. Какова сюжетная линия рассказа А.П.Чехова?
Композиция рассказа вокзал Николаевской железной дороги (тем самым автор показывает, что герои рассказа – чиновники) Назовите композиционные элементы рассказа ЭКСПОЗИЦИЯ — искренняя радость узнавания, общие воспоминания о детстве и расспросы о жизни Развитие действия — «тонкий» узнаёт, что «толстый» имеет чин тайного советника КУЛЬМИНАЦИЯ — «тонкий» начинает вести себя подобострастно, обращение на «ты» сменяется «вашим Превосходительством», «Толстого» ситуация раздражает, и он спешит расстаться с семейством «тонкого» РАЗВЯЗКА — случайно встретились два приятеля ЗАВЯЗКА —
Художественные детали «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флер-д’оранжем». «Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей». Что мы узнаём о героях в самом начале рассказа? При помощи этой художественной детали автор показывает признак состоятельности героя Эта художественная деталь помогает определить, на какой ступени социальной лестницы находился каждый из героев. К тому же последний был обвешан коробками и чемоданами: вероятно, он не имел лишних средств или жалел денег на носильщика
Художественные детали Характеры героев представлены в воспоминаниях Порфирия (тонкого)о гимназическом детстве «— В гимназии вместе учились! — продолжал тонкий.— Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо. ». Каким образом мы узнаём о характерах героев? Какую художественную деталь использует Чехов? Толстый и Тонкий вместе провели несколько лет в гимназии. Уже тогда было очевидно превосходство первого. Почему?
Прошли годы, и один остался красавцем, душкой и щёголем, жил степенно, в высоком чине и в достатке. Другой, благодаря умению услужить, угодить, лебезить и доносить (а также благодаря усердной работе), сумел дослужиться до невысокого чина, дававшего все же дворянское звание. И теперь эта разница между бывшими приятелями обнажилась ещё больше, а постоянный страх перед начальством заставили Порфирия дрожать перед тем, кто ещё несколько минут назад был только «другом детства». Художественные детали
Главный приём, который использует в рассказе «Толстый и тонкий» Чехов, — антитеза. Роль художественной детали Какой главный приём использует Чехов? В чём обнаруживается противопоставление героев? Противопоставление героев обнаруживается во всём, включая название: от упоминания о том, чем каждый пообедал, до манеры поведения и речи. Показателен в этом плане тонкий. Если в начале встречи мы слышим от него: «ты», «милый мой», «друг детства», то впоследствии его тон меняется на благоговейный и почтительный. К многозначительным «ваше превосходительство», «такие вельможи-с», «помилуйте-с», «хи-хи-хи» и т.п. добавляются паузы, словно ему вдруг стало трудно говорить.
«казалось… от лица и глаз его посыпались искры» «милостивое внимание вашего превосходительства. вроде как бы живительной влаги» Средства выразительности Какие средства выразительности использует Чехов? метафора Во второй части рассказа важную роль для раскрытия образа коллежского асессора играют метафора, олицетворение, сравнение олицетворение сравнение «тонкий окаменел» «лицо искривилось» коробки, узлы «съежились, поморщились»
Проблематика рассказа зависимость людей от занимаемого социального статуса и связанных с ним стереотипов мышления; отречение от собственного достоинства
Нравственные уроки рассказа Невеселые мысли вызывает у читателя содержание рассказа. «Толстый и тонкий» — это пример того, до какого самоуничижения может дойти человек в стремлении выслужиться, угодить.
Нравственные уроки рассказа Чехов высмеивает низкопоклонство, трусость, приспособленчество героя
Нравственные уроки рассказа Великий писатель и знаток человеческой души, А.П. Чехов, же вот уже полтора столетия призывает нас посмотреть на себя и окружающих с тем, чтобы общество наконец избавилось от пороков, мешающих установлению здоровых и искренних отношений между людьми
Нравственные уроки рассказа Как врач, как писатель, как человек, Чехов вскрывает в своём произведении духовные болезни общества, призывая «по капле выдавливать из себя раба»
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ! Было много ошибок: нужно быть внимательнее МОЛОДЦЫ! Знания прочные: Как вы оцениваете свою работу на уроке?
5 ВЫХОД Всем спасибо за работу на уроке!
Номер материала: ДБ-1006587
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Школьники Свердловской области с 8 ноября перейдут на дистанционку
Время чтения: 0 минут
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
В Ульяновской области продлили школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
В Воронежской области ввели масочный режим в школах
Время чтения: 2 минуты
Жириновский предложил ввести в школах уроки полового воспитания
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Языковой анализ рассказа А.П.Чехова
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ РАССКАЗА А.П.ЧЕХОВА «ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ»
Учитель русского языка и литературы МБОУ лицей №8
Смотрова Наталия Георгиевна
А.П.Чехов считал, что короткий рассказ призван увеличивать активность читателя, способствовать тому, чтобы недосказанное автором добавлял сам читатель. Эту задачу я и ставлю перед уч-ся на уроке.
Одним из программных произведений А.П.Чехова, которое изучается в 6 классе, является рассказ «Толстый и тонкий». Чтобы шестиклассники поняли его смысл, я провожу урок-исследование. Построение урока каждый учитель продумывает, как правило, индивидуально, поэтому остановлюсь на тех языковых особенностях, которые ученики сами могут увидеть, т.е. найти ту «закваску, на которой восходят образы и идеи».
Как писатель создает смешные образы, какие языковые приемы помогают ему в этом? Е.А.Земская справедливо замечала, что «сущность комического эффекта, создаваемого средствами языка, состоит в намеренном нарушении принятого способа выражения, в создании противоречия между общепринятой системой выражения и данной («речевым приемом»)». Это противоречие может проявляться по-разному, создавая многообразие речевых приемов комического. Одним из таких приемов может являться метафоризация слов и выражений.
Анализ текста начинаем с названия, в основе которого – лексические антонимы. Прошу подобрать к ним существительные: толстый – тонкий (палка, нитка, волос и т.д.). Но в рассказе речь идёт о людях, и обычно в таких случаях говорят: толстый – худой. Какое же наполнение приобретает в контексте слово «тонкий»? Приводятся синонимы к этому прилагательному, чтобы убедится, что оно многозначно (ребята сами называют возможные значения) и несёт в себе определённую характеристику, оценку. Поэтому «толстый» и «тонкий» воспринимаются как контекстные антонимы. Далее выясняется, что к определениям «толстый» и «тонкий» мы задаем вопрос кто?, следовательно, они выступают уже в роли существительных (здесь уместно сказать и о выразительных возможностях словообразования при переходе слов из одной части речи в другую). Обращаю внимание детей на то, что авторского текста совсем мало, но как много можно из него узнать.
Поскольку рассказ почти полностью диалогичен, анализируем речь толстого и тонкого, но не забываем при этом и об авторском тексте, который помогает нам лучше понять смысл происходящего.
Конечно, дети сразу же отмечают обилие восклицательных, вопросительных предложений; они преимущественно односоставные, нераспространённые; в них много междометий («батюшки», «ах ты, господи», «хо-хо», «ну, да бог с ним»), усилительных частиц (вот, же) и, конечно же, обращений, смешных и трогательных одновременно («голубчик», «друг детства», «милый мой», «душонок»). Всё это характерные черты разговорного стиля речи. Друзья называют друг друга по имени, обращаются на «ты», используют чисто разговорную лексику («ну», «небось», «хорошенько», «папироска», «отличные портсигары»), фразеологизм («Сколько зим, сколько лет!») Мы понимаем, что благодаря этому возникает ощущение искренней радости от неожиданной встречи двух бывших одноклассников. Поэтому авторская фраза «оба были приятно ошеломлены» понимается нами в прямом смысле. Необходимо обратить внимание на повторы в речи тонкого. Почему он дважды упоминает о том, что его жена, «урождённая Ванцебах, лютеранка»? Наверное, это составляет своеобразный предмет его гордости, утверждает успешность в жизни. Но после сообщения толстого о своём чине всё резко меняется, и мы снова видим контраст, противопоставление. Исключительно выразительны здесь слова автора. В одном абзаце можно увидеть и метафоры («лицо искривилось», тонкий «окаменел», «сузился»)), и олицетворения (чемоданы, узлы, картонки «съёжились, поморщились»), и лексический повтор («сам он съёжился», чемоданы, узлы, картонки «съёжились»), и гиперболу («длинный подбородок жены стал ещё длиннее»), и градацию («съёжился, сгорбился, сузился»), и трансформацию фразеологизма («от лица и глаз его посыпались искры». Сравнить: «из глаз искры посыпались»). Каждое слово здесь помогает создать яркий, запоминающийся образ, понять всю гамму чувств тонкого. А как меняется его речь! Начиная с почтенного обращения «ваше превосходительство»(3 раза), глаголов, употребляемых во множественном числе («вышли», «помилуйте»), уничижительной частицы («приятно-с», «вельможи-с», «вы-с»), которая даже присутствует в жалком подобии смеха тонкого («хи-хи-с»), до большого количества вводных слов, указывающих не только на растерянность тонкого, но и на утрату способности вообще соображать (достаточно прочитать фразу «жена Луиза, лютеранка, некоторым образом») и строить предложение с законченным смыслом («милостивое внимание вашего превосходительства…вроде как бы живительной влаги…»). Кроме того, после каждой «оборванной» фразы многоточие. Легко представить, как у тонкого перехватывает дыхание, он мучительно подыскивает подобающие изменившейся обстановке слова, чтобы как-нибудь ненароком не нарушить субординации: ведь перед ним – ТАЙНЫЙ СОВЕТНИК, две звезды имеющий.
Ребята замечают на первый взгляд странное несоответствие: «на лице у тонкого было написано столько …сладости и почтительной кислоты…». Это не что иное, как оксюморон. Он помогает нам понять, почему толстого при виде такого выражения лица тонкого «стошнило» (это тоже метафора). В конце рассказа совершенно иначе воспринимается уже знакомая нам и немного изменённая фраза «Все трое (здесь уже тонкий, его жена и сын) были приятно ошеломлены». Слово «приятно» придаёт иронично-сатирическое звучание не только этому предложению, но и самой встрече двух бывших друзей.
Таким образом, подробный анализ языковых средств, использованных А.П.Чеховым в рассказе «Толстый и тонкий», позволил учащимся понять авторский замысел, охарактеризовать героев, выявить своеобразие чеховской сатиры и способов создания комического эффекта.