какое средство физического воспитания является основным

Основные методы, средства и приемы физического воспитания

какое средство физического воспитания является основным Зыкова Алёна
Основные методы, средства и приемы физического воспитания

Средства физического воспитания

К средствам физического воспитания относятся гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения.

Гигиенические факторы включают режим дня, занятий, сна, бодрствования, питания; гигиену одежды, обуви, участка, групповой комнаты, зала, физкультурных снарядов и пособий. Эти факторы повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм.

Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) повышают функциональные возможности органов и систем и работоспособность организма.

Методы физического воспитания.

Применяются две группы методов обучения: специфические и общепедагогические.

К специфическим методам физического воспитанияи спортивной тренировки относятся:

1. Методы строго регламентированного упражнения (чёткое определение объёма выполняемой работы).

2. Игровой метод (использование упражнений в игровой форме).

3. Соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).

Общепедагогические методы включают в себя:

1. Словесные методы.

2. Методы наглядного восприятия.

Методыстрого регламентированного упражнения включают: методы обучения новым двигательным действиям и методы воспитания физических качеств.

Приемы физического воспитания.

Прием – составная часть, детально дополняющая и конкретизирующая метод. При обучении детей используют разнообразные приемы. Они направлены на оптимизацию усвоения движений, осознание двигательной задачи, индивидуальное развитие каждого ребенка.

Приемы должны соответствовать программному содержанию двигательного материала, возрастным и типологическим особенностям, степени владения движениями, общему развитию ребенка. Целесообразный подбор приемов позволяет воздействовать на все анализаторные системы, активизировать сознание, самостоятельность и творчество при выполнении двигательных заданий.

В методике физического воспитания используются общедидактические приемы:

1. Приемы наглядного метода.

А) Наглядно – зрительные приемы включают правильный, четкий показ образца движения или отдельных его элементов; подражание образцам окружающей жизни; использование зрительных ориентиров для формирования.

Консультация для родителей по развитию речи «Пути, средства, методы и приемы развития словесного творчества дошкольников» Консультация для родителей по развитию речи: «Пути, средства, методы и приемы развития словесного творчества дошкольников» В основе словесного.

Методы, приемы и средства обучения Понятие и сущность метода, приема и правила обучения Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.

Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста Методы воспитания: – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели. Методы обучения:.

Методы, приемы и средства обучения в ДОУ Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины. Виды.

Методы, средства и формы воспитания, используемые в тренировочном процессе дошкольников Для достижения поставленной цели и наилучших результатов в физической культуре я использую несколько методов, средств и форм воспитания.

Приемы и методы при решении проблемных ситуаций в процессе воспитания детей с ОВЗ Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения.

Средства физического воспитания детей дошкольного возраста Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются следующие средства: гигиенические факторы;.

Средства и методы нравственного воспитания дошкольников Нравственное воспитание определяется с помощью определенных средств, среди которых необходимо указать: художественные средства; природу;.

Источник

Средства и методы физического воспитания

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

«Дальневосточный федеральный университет»

Р Е Ф Е Р А Т

на тему «Средства и методы физического воспитания.

Средства физического воспитания и их характеристика и примеры.

Методы физического воспитания и их характеристика и особенности применения».

Введение

На сегодняшний день в современном мире умственная и физическая работоспособность в меньшей степени ухудшается под воздействием неблагоприятных факторов внешней среды, если соответствующим образом применять физические упражнения.

Оптимальная физическая тренированность является одним из необходимых условий сохранения работоспособности человека. Значение физкультуры в жизни человека неизмеримо возросло в последние десятилетия. Это связано с тем, что в наше время резко сократилась доля физического труда, и одновременно усилилось воздействие на организм неблагоприятных факторов — загрязнения окружающей среды, особенно в промышленных городах, нерационального питания, различных стрессов, гиподинамии. Поэтому сейчас остро встал вопрос о профилактике различных заболеваний, в том числе и при помощи физических упражнений. Необходимо повысить уровень знаний людей о здоровом образе жизни, приблизить занятия физкультурой и спортом к месту жительства, сделать более доступными для населения спортивные товары и научно-популярную литературу о сохранении и укреплении здоровья при помощи физических упражнений и закаливания. Ведь хорошо известно, что тот, кто регулярно занимается физкультурой придерживается норм рационального питания, не обременен вредными для здоровья привычками, — трудится с полной отдачей и редко болеет. И, наоборот, при недостатке движений наблюдается, как правило, ослабление физиологических функций, понижается тонус и жизнедеятельность организма.

Определения терминов средства и методы физического воспитания

К средствам физического воспитания относятся

-оздоровительные силы природной среды

Физические упражнения являются основными средствами, потому что они позволяют решать все задачи физического воспитания. Под физическими упражнениями понимается двигательная деятельность человека, специально организуемая для решения задач физического воспитания. Они обеспечивают развитие силы, быстроты выносливости и других способностей человека. Это всевозможные упражнения физического характера (бег, разминка, зарядка, упражнения на гибкость, тяжелая/легкая атлетика и т.д.)

Оздоровительные силы природы как средства физического воздействия дополняет физические упражнения такими важными факторами, которыми они сами не обладают. Закаливание солнцем, воздухом и водой не только укрепляет здоровье, но и обеспечивает физическую, психическую и волевую подготовленность к жизни, особенно в экстремальных условиях, с которыми человек может столкнуться.

Гигиенические факторы дополняют оздоровительное воздействие физических упражнений. Гигиенически обоснованные режимы жизни способствуют укреплению и сохранению здоровья, и поддержанию физической и умственной работоспособности. Требование гигиены к режиму нагрузок и отдыха, питанию и внешним условиям занятий (чистота помещений, достаточная освещенность, вентиляция) – залог эффективности проводимых физических упражнений.

Последний пункт (его не относят к средствам физического воспитания) это стремление и желание быть в гармонии с собой и со своими мыслями. Четкость поставленной цели способствует реализации и нахождения метода для достижения цели. В современном открытом мире большее влияние имеет мотивация человека.

К методам физического воспитания относят специфические (характерные для процесса физического воспитания) и неспецифические методы (общепедагогические, применяемые во всех случаях обучения и воспитания)

В свою очередь специфические методы делятся на методы регламентированного упражнения, игровой метод и соревновательный метод.

1) Методы регламентированного упражнения

Основным методическим направлением в процессе физического воспитания является строгая регламентация упражнений. Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.

Методы строго регламентированного упражнения обладают большими педагогическими возможностями.

а) осуществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т.д.);

б) строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управлять ее динамикой в зависимости психофизического состояния занимающихся и решаемых задач;

в) точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки;

г) избирательно воспитывать физические качества;

д) использовать физические упражнения в занятиях с любым возрастным контингентом;

е) эффективно осваивать технику физических упражнений и т.д.

Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.

Основными методическими особенностями игрового метода являются: игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагогической необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры);

наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей;

широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;

соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;

Присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.

К недостатку игрового метода можно отнести его ограниченные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.

Соревновательный метод — это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

В практике физического воспитания соревновательный метод в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т.п. как элемент организации урока, любого физкультуоно – спортивного занятия, включая и спортивную тренировку

Соревновательный метод позволяет:

— стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;

— выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;

— обеспечивать максимальную физическую нагрузку;

— содействовать воспитанию волевых качеств.

Рассмотрев специфические методы физического воспитания прейдём к неспецифическим методам т.е к общепедагогическим

Общепедагогические методы

В физическом воспитании широко применяются методы общей педагогики, в частности методы использования слова (словесные методы) и методы обеспечения наглядности (наглядные методы).

Применение общепедагогических методов в физическом воспитании зависит от содержания учебного материала, дидактических целей, функции, подготовки занимающихся, их возраст, особенностей личности и подготовки преподавателя-тренера наличия материально — технической базы, возможностей ее использования.

В физическом воспитании преподаватель свои общепедагогические и специфические функции в значительной мере реализует с помощью слова: ставит перед занимающимися задачи, управляет их учебно-практической деятельностью на занятиях, сообщает знания, оценивает результаты освоения учебного материала, оказывает воспитательное влияние на учеников.

В физическом воспитании применяются следующие словесные методы.

Метод непосредственной наглядности. Предназначен для создания у занимающихся правильного представления о технике выполнения двигательного действия (упражнения). Непосредственный показ (демонстрация) движений преподавателем или одним из занимающихся всегда должен сочетаться с методами использования слова, что позволяет исключить слепое, механическое подражание. При показе необходимо обеспечить удобные условия для наблюдения: оптимальное расстояние между демонстрантом и занимающимися, плоскость основных движений (например, стоя к занимающимся в профиль легче показать технику бега с высоким подниманием бедра, маховые движения в прыжках в высоту с разбега и т.п.), повтор демонстрации в разном темпе и в разных плоскостях, наглядно отражающих структуру действия.

Методы опосредованной наглядности создают дополнительные возможности для восприятия занимающимися двигательных действий с помощью предметного изображения. К ним относятся: демонстрация наглядных пособий, учебных видео- и кинофильмов, рисунки фломастером на специальной доске, зарисовки, выполняемые занимающимися, использование различных муляжей (уменьшенных макетов человеческого тела) и др.

Заключение

В современном обществе на фоне увеличения заболеваний различного характера, особое значение представляет сохранение, укрепление и формирование здоровья обычных людей и педагогов, так как, по мнению специалистов, образовательные базы и комплексы упреждений являются важнейшим этапом социализации подрастающего поколения и играют большую роль в формировании мотивации сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.

Ведущими социально обусловленными факторами риска, олицетворяющими угрозу сохранению, развитию и реализации человеческого потенциала, являются:

— тенденции к уменьшению продолжительности жизни и роста смертности населения;

— снижение уровня физического и психического здоровья под влиянием социальных, экологических и факторов среды жизнедеятельности;

— ухудшающееся положение детей, семьи, молодежи как важнейших составляющих человеческого потенциала будущих поколений;

— развитие педагогической науки и образования и их невостребованность властью.

Обращение к физической культуре в системе педагогического образования в связи с решением указанных проблем предполагает, что, во-первых, затрагивается вопрос формирования упреждающего механизма дальнейшего развития негативных тенденций в состоянии здоровья подрастающего поколения нашей страны.

Во-вторых, в сущности физического воспитания закладывается механизм компенсации дефицита в состоянии и качестве здоровья будущих педагогов, уже проявившийся к настоящему времени.

В-третьих, проектируется вариативная логика включения студентов педагогических образовательных учреждений в процесс сохранения и укрепления здоровья посредством изменения содержания процесса физического воспитания, учитывая их опыт в данной сфере, интеллектуальные, физические и психические возможности.

Источник

Средства физического воспитания

какое средство физического воспитания является основным

Физические упражнения необходимы организму для нормального функционирования и развития. Особенно физическая активность полезна в молодом возрасте, когда идет формирование скелета вместе с мышечной тканью. Уроки физкультуры крайне важны, но за 2-3 урока в неделю очень сложно дать ребенку надлежащее физическое воспитание. Важно правильно мотивировать подрастающее поколение, чтобы занятия спортом стали разумным выбором, а также альтернативой вредным привычкам.

какое средство физического воспитания является основным

Все средства физического воспитания можно разделить на несколько групп по природе их воздействия на организм человека.

Что является основным средством физического воспитания?

Основным средством, используемым для физического воспитания, являются упражнения. Простейшими упражнениями являются отжимания, подтягивания, качание пресса. К этим базовым упражнениям добавляются разные виды бега, прыжков, лазания и ходьбы.

Успех любого физического упражнения зависит как от их количества, так и от регулярности их повторения. Преподаватель подбирает такую методику упражнений, при которой полученный эффект развития мышц закрепится периодичностью повторения. Явным признаком успеха упражнений является боль в мышцах – это означает, что они прошли пик своей максимальной нагрузки, идет активное развитие мускулатуры. Именно нагрузки «через силу» обеспечат рост мышц.

какое средство физического воспитания является основным

При выполнении упражнений ключевое значение играет выбор максимальной нагрузки. Она выбирается индивидуально исходя от возраста ребенка. Например, для дошкольников пиковой нормой будут 10-15 отжиманий от пола. Для средней школы это количество составляет 25-30 раз.

К основным средствам физического воспитания относят упражнения для коррекции фигуры. Их лучше включать в ежедневную зарядку, они исправят недостатки бедер, ног, осанки, груди. Упражнения рекомендованы для тех детей, которые испытывают проблемы с массой тела. Они нуждаются в дополнительной физической нагрузке и правильной гимнастике.

Специфические средства физического воспитания

Специфические методы основываются на повышенной двигательной активности. Учеников стимулируют к подвижности не какими-либо нормативами и угрозами плохой оценки в журнале, а желанием двигаться, а также становиться сильнее благодаря соревнованиям и различным установкам.какое средство физического воспитания является основным

Специфические средства бывают:

Вспомогательные средства физического воспитания

К вспомогательным средствам физического воспитания относят гигиенические факторы и оздоровительные. Упражнения на открытом воздухе будут намного продуктивнее, чем в спортивном зале. Лучше организовать занятия на лужайках хвойных лесов, так как местный воздух богат полезными для здоровья фитонцидами.

Солнечные и воздушные ванны являются самостоятельными средствами для оздоровления и укрепления природных сил организма. Оздоровительные средства природы можно использовать как условия для активного отдыха и восстановления сил после изнуряющих физических упражнений.какое средство физического воспитания является основным

Очень важны гигиенические средства – нужно поддерживать в чистоте свое тело, тщательно соблюдать правила личной гигиены. Детям объясняют, что нужно соблюдать режим дня, правильно питаться, достаточное количество времени проводить в покое. Без нормированного графика дня и правильного питания не получится добиться хорошего здоровья. Ведь даже самая продуктивная тренировка пойдет насмарку, если употреблять энергетики, мало спать, а ночами проводить время за компьютерными играми.

Баскетбол как средство физического воспитания

Основой баскетбола являются простые и естественные движения: прыжки, бег, броски, передачи. Эти действия и приемы легко заучиваются детьми, именно поэтому баскетбол является частью программы обучения детей в школе. Баскетбол настолько популярен, что коммунальные службы во дворах оборудуют баскетбольные площадки. На них дети могут превзойти своего соперника в быстроте действий, чтобы забросить наибольшее количество мячей в кольцо на протяжении игрового времени.

Игровая обстановка непрерывно изменяется, поэтому у детей появляются эмоциональные переживания. Желание достичь победы, получить адреналин от переломного момента в матче заставляют детей с удвоенной силой рваться вперед и забрасывать мячи в сетку кольца.какое средство физического воспитания является основным

Интерес к баскетболу на международной арене заставляет детей все больше интересоваться этим видом спорта. Поэтому нужно воспитывать спортивные качества детей через привитие любви к баскетболу.

Все указанные выше средства покажут максимальный эффект при правильном и гармоничном их подборе между собой. Формы и средства физического воспитания нужно выбирать исходя из конкретной ситуации и правильно их использовать для конкретной группы учеников. Только тогда гарантируется успех в виде гармоничного физического развития детей.

Источник

Какое средство физического воспитания является основным

какое средство физического воспитания является основнымДля достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств физического воспитания: 1) физические упражнения; 2) оздо­ровительные силы природы; 3) гигиенические факторы.

Основ­ным специфическим средством физического воспитания являют­ся физические упражнения, вспомогательными средствами – оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Комплек­сное использование этих средств позволяет специалистам по физической культуре и спорту эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Все средства физического воспитания можно отобразить в виде схемы (рис. 3).

какое средство физического воспитания является основным

Рис. 3. Средства физического воспитания

Физические упражнения

Физические упражнения — это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организо­ваны по его закономерностям.

Слово физическое отражает характер совершаемой работы (в от­личие от умственной), внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени.

Слово упражнение обозначает направленную повторностъ дей­ствия с целью воздействия на физические и психические свой­ства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.

Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с дру­гой — как процесс многократного повторения.

Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений — это сово­купность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, сте­пень проявления физических качеств и т.п.).

Содержание физических упражнений обусловливает их оздоро­вительное значение, образовательную роль, влияние на личность.

Оздоровительное значение физических упражнений

Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональ­ные перестройки организма, что отражается на улучшении пока­зателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эф­фект.

Оздоровительное значение физических упражнений особенно важно при гипокинезии, гиподинамии, сердечно-сосудистых за­болеваниях.

Под воздействием физических упражнений можно существен­но изменять формы телосложения. Подбирая соответствующую методику выполнения физических упражнений, в одних случа­ях массу мышечных групп увеличивают, в других случаях умень­шают.

С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его физическое развитие и физи­ческую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья. Например, при совершенствовании вынос­ливости не только воспитывается способность длительно выпол­нять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совер­шенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы.

Образовательная роль физических упражнений

Через физические упражнения познают­ся законы движения в окружающей среде и собственного тела и его частей. Выполняя физические упражнения, занимающиеся учатся управлять своими движениями, овладевают новыми двига­тельными умениями и навыками. Это, в свою очередь, позволяет осваивать более сложные двигательные действия и познавать законы движений в спорте. Чем большим багажом двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче он приспосаблива­ется к условиям окружающей среды и тем легче он осваивает но­вые формы движений.

В процессе занятий физическими упражнениями происходит освоение целого ряда специальных знаний, пополняются и углуб­ляются ранее приобретенные.

Влияние физических упражнений на личность

Физические упражнения требуют зачас­тую неординарного проявления целого ряда личностных качеств. Преодолевая различные трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятий физическими упражнениями, человек выра­батывает в себе ценные для жизни черты и качества характера (смелость, настойчивость, трудолюбие, решительность и др.).

Занятия физическими упражнениями, как правило, проводятся в коллективе. При выполнении физических упражнений во многих случаях действия одного занимающегося зависят или во многом определяют действия другого. Происходит как бы согласование своих действий с мотивами и действиями коллектива, подчинение лич­ности под общую стратегию действий. Это проявляется во многих подвижных и спортивных играх. Умение быть сдержанным, подчи­нить себя воле коллектива, найти одно-единственное правильное решение и, не считаясь со своими личными амбициями, помочь товарищу. Эти и многие другие нравственные качества формируют­ся при занятиях физическими упражнениями.

Содержание любого физического упражнения сопряжено, как правило, с комплексом воздействий на человека. Профессиональ­но весьма важно для учителя физической культуры (тренера по виду спорта) умение всесторонне оценить содержание использу­емого упражнения в педагогическом аспекте, реально определить возможность использования его различных сторон в образователь­но-воспитательных целях.

Особенности содержания того или иного физического упраж­нения определяются его формой. Форма физического упражне­ния — это определенная упорядоченность и согласованность как процессов, так и элементов содержания данного упражнения. В форме физического упражнения различают внутреннюю и внешнюю структуру. Внутренняя структура физического упражнения обус­ловлена взаимодействием, согласованностью и связью различных процессов, происходящих в организме во время данного упраж­нения. Внешняя структура физического упражнения — это его видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических (силовых) пара­метров движений.

Содержание и форма физического упражнения тесно взаимо­связаны между собой. Они образуют органическое единство, при­чем содержание играет ведущую роль по отношению к форме. Для совершенствования в двигательной деятельности необходимо обеспечить в первую очередь соответствующее изменение ее содержа­тельной стороны. По мере изменения содержания меняется и форма упражнения. Со своей стороны форма также влияет на содержа­ние. Несовершенная форма не позволяет в полной мере раскрыть­ся содержанию упражнения.

Техника физических упражнений

Целевой результат движения зависит не только от содержания, но и одновременно от техники физических упражнений. Под техникой физических упражнений понимают способы выполнения двигательных действий, с помо­щью которых двигательная задача решается целесообразно с от­носительно большей эффективностью.

В физическом упражнении выделяют три фазы: подготовитель­ную, основную (ведущую) и заключительную (завершающую).

Подготовительная фаза предназначена для создания наиболее благоприятных условий выполнения главной задачи действия (на­пример, стартовое положение бегуна на короткие дистанции, за­мах при метании диска и т.п.).

Основная фаза состоит из движений (или движения), с помо­щью которых решается главная задача действия (например, стар­товый разгон и бег на дистанции, выполнение поворота и фи­нального усилия в метании диска и т.п.).

Заключительная фаза завершает действие (например, пробеж­ка по инерции после финиша, движения для сохранения равно­весия и погашения инерции тела после выпуска снаряда в мета­ниях и т.п.).

Эффект физических упражнений существенно зависит от биомеханических характеристик отдельных движений. Различают пространственные, временные, пространственно-временные и ди­намические характеристики движений.

Пространственные характеристики физических упражнений

К ним относятся положе­ние тела и его частей (исходное положение и оперативная поза в процессе выполнения движения), направление, амплитуда, тра­ектория.

От исходного положения во многом зависит эффективность последующих действий. Так, например, сгибание ног и замах рук перед отталкиванием в прыжках с места во многом определяют эффективность последующих действий (отталкивание и полет) и конечный результат.

Не менее важную роль играет и определенная поза в процессе выполнения упражнения. От того, насколько она будет рациональ­на, зависит и конечный результат. Например, при неправильной посадке конькобежца затрудняется техника бега; неправильная поза при прыжках с трамплина не позволяет в полной мере использо­вать воздушную подушку и осуществлять планирующий полет.

Направление движения влияет на точность двигательного дей­ствия и его конечный результат. Например, отклонение руки от правильного положения при метании копья или диска существенно отражается на направлении полета снаряда. Поэтому, осуществ­ляя двигательное действие, каждый раз выбирают такое направ­ление, которое бы в наибольшей мере отвечало рациональной технике.

Рациональная техника во многом зависит от амплитуды в подготовительных или основных фазах движения. Во многих слу­чаях она определяет:

Существенное значение для эффективности физических упраж­нений имеет траектория движения. По форме она может быть кри­волинейной и прямолинейной. Во многих случаях оправданной является закругленная форма траектории. Это связано с нецелесо­образными затратами мышечных усилий. В других случаях пред­почтительной является прямолинейная форма траектории (удар в боксе, укол в фехтовании и т.п.).

Временные характеристики физических упражнений

К ним относятся длительность дви­жений и темп.

Длительность упражнения в целом (бега, плавания и т.п.) опреде­ляет величину его воздействия (нагрузку). Длительность отдельных движений влияет на выполнение всего двигательного действия.

Темп движения определяется количеством движений в единицу времени. От него зависит скорость перемещения тела в циклических упражнениях (ходьба, бег, плавание и т.п.). Величина нагрузки в упражнении также находится в прямой зависимости от темпа.

Пространственно-временные характеристики — это скорость и ускорение. Они определяют характер перемещения тела и его час­тей в пространстве. От скорости движений зависят их частота (темп), величина нагрузки в процессе выполнения упражнения, результат многих двигательных действий (ходьбы, бега, прыжков, метаний и др.).

Динамические характеристики физических упражнений

Они отражают взаимодействие внутренних и внешних сил в процессе движений. Внутренними силами являются: силы активного сокращения — тяги мышц, силы упругого, эластичного сопротивления растягиванию мышц и свя­зок, реактивные силы. Однако внутренние силы не могут переме­щать тело в пространстве без взаимодействия с внешними силами. К внешним силам относятся силы реакции опоры, гравитацион­ные силы (сила тяжести), трения и сопротивления внешней сре­ды (вода, воздух, снег и др.), инерционные силы перемещаемых предметов и т.д.

Ритм как комплексная характеристика техники физических упражнений отражает закономерный порядок распределения усилий во времени и пространстве, последовательность и меру их изменения (нарастание и уменьшение) в динамике действия. Ритм объединяет все элементы техники в единое целое, является важ­нейшим интегральным признаком техники двигательного дей­ствия.

Критерии оценки эффективности техники

Под педагогическими критериями эффективности техники понимаются признаки, на основе которых преподаватель может определить (оценить) меру соответствия наблюдаемого им способа исполнения двигательно­го действия и объективно необходимого.

В практике физического воспитания используются следующие критерии оценки эффективности техники:

1) результативность физического упражнения (в том числе и спортивный результат);

2) параметры эталонной техники. Сущность его заключается в том, что сопоставляются параметры наблюдаемого действия с па­раметрами эталонной техники;

3) разница между реальным результатом и возможным.

Ближайший (следовой) и кумулятивный эффекты упражнений

Эф­фект от выполнения любого физического упражнения может на­блюдаться непосредственно в процессе его выполнения и по истечении определенного промежутка времени. В первом случае говорят о ближайшем эффекте упражнения, который характери­зуется, кроме прочего, утомлением, наступившим в результате длительного или неоднократного выполнения упражнения в про­цессе занятия. Во втором случае имеет место следовой эффект упражнения.

При этом в зависимости от интервалов времени, проходящего до очередного занятия, выделяют следующие фазы изменения эффекта упражнений: фазу относительной нормализации, супер­компенсаторную и редукционную фазы.

В фазе относительной нормализации следовой эффект упраж­нения характеризуется развертыванием восстановительных про­цессов, приводящих к восстановлению оперативной работоспо­собности до исходного уровня.

В суперкомпенсаторной фазе следовой эффект упражнения выражается не только в возмещении рабочих трат, но и в компен­сации их «с избытком», превышении уровня оперативной рабо­тоспособности над исходным уровнем.

В редукционной фазе следовой эффект упражнения теряется, если время между занятиями слишком продолжительно. Чтобы этого не произошло, необходимо проводить последующие заня­тия или в фазе относительной нормализации, или в суперкомпен­саторной фазе. В таких случаях эффект предыдущих занятий будет «наслаиваться» на эффект последующих. В результате возникает качественно новый эффект системного использования упражне­ний — кумулятивно-хронический эффект. Он является, таким образом, общим результатом интеграции (соединения) эффектов регулярно воспроизводимого упражнения (или системы различ­ных упражнений).

В физическом воспитании главный смысл обеспечения дол­говременного кумулятивного эффекта упражнений заключает­ся в развитии тренированности, сохранении и дальнейшем улуч­шении физической подготовленности. Но кумуляция эффекта упражнения может привести и к отрицательным последствиям, если нарушаются закономерности физического воспитания, в частности, хронически допускаются чрезмерные нагрузки. След­ствием этого могут быть перенапряжение, перетренированность и т.д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *