какое совместное расположение будет максимально благоприятным на консультации у психолога

Вопрос 1. Организационные условия консультирования

какое совместное расположение будет максимально благоприятным на консультации у психолога какое совместное расположение будет максимально благоприятным на консультации у психолога какое совместное расположение будет максимально благоприятным на консультации у психолога какое совместное расположение будет максимально благоприятным на консультации у психолога

какое совместное расположение будет максимально благоприятным на консультации у психолога

какое совместное расположение будет максимально благоприятным на консультации у психолога

Пространство консультативной беседы

Исследования Holroyd и Brodsky (1977) показали, что около половины опрошенных психотерапевтов полагают, что физический неэротический контакт представляется ценным в процессе консультирования. Он уместен при:

— консультировании социально и эмоционально незрелых клиентов;

— консультировании людей, находящихся в кризисе после психической травмы, особенно связанной с утратой близких;

— стремлении продемонстрировать эмоциональную поддержку.

Однако очень трудно установить границу, где физический неэротический контакт приобретает характер эротического. В любом случае прикосновение не должно быть использовано как специфическая техника консультирования при отсутствии искренних, истинных чувств по отношению к клиенту. Чтобы прикосновение помогло создать безопасный для клиента терапевтический климат, оно должно быть спонтанным и искренним.

Каждый раз клиента следует принимать в одном и том же кабинете. Это его меньше отвлекает, не занимает время на освоение новой обстановки, кроме того, позволяет чувствовать себя безопаснее.

Иногда между консультантом и клиентом имеется посредник (например, регистратор), выполняющий вспомогательные функции. Однако роль такого человека отнюдь не второстепенна, он настраивает клиента на встречу с консультантом. Поэтому ассистент должен уметь тепло и дружески общаться, быть гостеприимным, но никогда не подменять консультанта и не вмешиваться в жизнь клиента. Он, как и консультант, обязан строго соблюдать требования конфиденциальности.

какое совместное расположение будет максимально благоприятным на консультации у психолога

Существуют нормативы по оборудованию кабинета, например, пси­холога школьной психологической службы. Кабинет этот должен быть обеспечен следующим обору­дованием: рабочий стол, два кресла и журнальный столик, сту­лья, напольное ковровое покрытие, светильники, шкаф для до­кументации, сейф для документации с грифом «Для служебно­го пользования», компьютер с принтером, вспомогательные материалы (краски, кисти, фломастеры, цветные карандаши, бумага, игрушки и т. д.), телефон. В сейфе должны храниться следующие документы с грифом «Для служебного пользова­ния»:

1. Индивидуальные карты психолого-педагогического об­следования (паспорта).

2. Журнал регистрации индивидуальных консульта­ций (при наличии индивидуальных карт на детей в журнале регистрируются консультации педагогов и родителей).

3. Тексты тестов, ключи, материалы тестовых обследо­ваний.

4. Входная и выходная документация.

5. Материалы психолого-педагогических консилиумов и ме­дико-психолого- педагогических комиссий.

Свою консультативную работу школьный психолог фиксирует в «Журнале регистрации выполненных видов работ». Кроме этого у него должен быть письменно зафиксированный режим работы, утвержденный педагогическим советом образо­вательного заведения и заверенный его руководителем, жур­нал предварительной записи на индивидуальные и групповые консультации, журнал или картотека имеющихся методиче­ских материалов и литературы. Дополнительно рекомендуется иметь: а) список домашних телефонов всех членов педагогиче­ского коллектива; б) список специализированных центров и консультаций медико-психологического профиля, в т.ч. «Телефонов доверия».

Терапевтический климат включает несколько эмоционально значимых компонентов. Из физических составляющих важным является оборудование места консультирования, расположение консультанта и клиента в пространстве (дистанция, манера сидеть и т.п.), структурирование времени консультирования. К собственно эмоциональным компонентам терапевтического климата относят создание атмосферы обоюдного доверия, искренность консультанта, его способность к эмпатии и безусловному уважению клиента.

Клиент входит в комнату и попадает на «территорию консультанта». Встреча начинается со знакомства. При этом следует придерживаться определенного этикета: встать и встретить клиента на полпути, представиться, попросить клиента назвать имя и фамилию, предложить ему выбрать место и сесть, прежде чем расположиться самому. Чтобы клиент почувствовал непринужденность, консультант с первых минут знакомства должен предстать вежливым, гостеприимным хозяином и вести себя естественно без излишнего напряжения.

Консультирование должно происходить в спокойной обстановке, в звуконепроницаемом кабинете. Сам процесс консультирования на первых порах повышает тревожность, поэтому клиент должен быть уверен, что его не услышат посторонние. Если клиент слышит происходящее в соседней комнате или коридоре, он усомнится в конфиденциальности общения с консультантом. Это может помешать возникновению терапевтически эффективного контакта.

Структурирование времени консультирования

Терапевтический климат предполагает структурирование времени. Первая встреча с клиентом должна продолжаться столько времени, сколько и все последующие встречи. Иногда первая встреча затягивается из-за необходимости ближе познакомиться с клиентом и вселяет в него надежду на нереальную продолжительность консультирования. Поэтому лучше не вызывать ложных ожиданий.

Обычно консультативная беседа со взрослым человеком длится от 50 минут до одного часа. Такая продолжительность не случайна. Менее продолжительная беседа заставляет нервничать и консультанта, и клиента, создавая впечатление, что они не успеют достаточно глубоко обсудить вопросы, возникшие во время встречи. Более продолжительная беседа, хотя этого иногда желает как клиент, так и консультант, слишком утомит обоих участников консультирования. Психотерапия и консультирование требуют концентрации внимания и бдительности, а, как известно, концентрацию внимания трудно сохранять более 45-50 минут. Традиционные 50 минут, регламентирующие консультативную встречу, позволяют продуктивно обсудить несколько вопросов, а затем 10 минут уделить записи основных аспектов прошедшей беседы или просто отдыху за чашечкой кофе. Это также важно при приеме нескольких клиентов подряд.

Продолжительность беседы консультант определяет в начале встречи. Клиент должен знать, каким временем он располагает для обсуждения наболевших проблем. Когда консультант не устанавливает продолжительности беседы, он заставляет клиента постоянно нервничать, что прием может прекратиться в любой момент. Такое манипулятивное поведение нежелательно. Пределы времени можно устанавливать самыми разнообразными способами:

— В нашем распоряжении 50 минут, и я готов выслушать Вас.

— Полагаю, что Вы могли бы начать с того, что ждете от консультирования. У нас есть 50 минут времени.

— Как бы Вы хотели использовать сегодняшнее наше время? У нас есть 50 минут.

Консультативная встреча подходит к концу, спустя почти 40 минут. Чтобы помочь клиенту лучше сориентироваться во времени, мы должны ему напомнить, что время заканчивается:

— Сегодня у нас остается около 10 минут. Что бы Вы еще хотели обсудить за это время?

Озабоченный клиент часто плохо ориентируется во времени, поэтому такое напоминание может оказаться важным.

В начале консультирования необходимо также определить общую продолжительность консультирования. Конечно, в самом начале трудно установить, сколько времени займет решение тех или иных проблем. Поэтому можно заключить с клиентом определенный контракт на 3-4 встречи, а затем окончательно решить, является ли консультативный контакт продуктивным и сколько времени может продолжаться консультирование.

В начале консультирования следует определить частоту встреч. Обычно полагают, что для установления продуктивного контакта достаточно одной-двух встреч в неделю. Если встречаться реже, становится значительно труднее ближе узнать клиента, вспомнить, что происходило на прошлой встрече, а также сохранить непрерывность процесса консультирования.

Вопрос 2. Факторы межличностной коммуникации, обусловливающие эффективность помощи

1) З. Фрейд предложил держать дистанцию с клиентом, быть холодным и молчаливым, но сам не всегда этому следовал;

2) К. Роджерс в качестве оздоравливающего психику фактора указал аутентичность, т.е. подлинность, доверие к клиенту, отказ навязывать ему свои объяснения, честность, эмоциональная открытость, соразмерность усилий с обеих сторон;

3) Х. Когут и М. Гилл обосновали необходимость выражения тёплой поддержки, нейтрального анализа переноса, обоюдостороннего отказ от психологических защит;

4) Р. Мэй заявил: «…Только та истина, которая изначально пережита на всех уровнях бытия. обладает силой изменить человеческое существование».

Вопрос 3. Психологические феномены, работа с которыми обеспечивает достижение целей консультирования

2) передача человеку значимого опыта любви-«агапе», для чего необходимы конгруэнтность (искренность), эмпатия, безусловное положительное отношение (К. Роджерс);

5) эмпатия как реакция на перенос и контрперенос: «У консультантов много своих страхов, чувств, желаний. Они вылезают в процессе психотерапии. Это нужно осознавать, понимать: что со мной происходит. »; качество присутствия консультанта (выжидательная любезность, готовность удивляться, способность менять своё мнение, максимум энергии).

Источник

Консультативный контакт

Для эффективного психологического консультирования имеет большое значение установление консультативного контакта (рап­порта). Его качество зависит от многих факторов. Рассмотрим их.

Консультативное пространство. Идеальная ситуация кон­сультирования — когда психолог имеет возможность принимать клиента в специально оборудованном кабинете, обеспечивающем уединенность, удобство и комфорт. Если нет специальной мебели и отдельного помещения, можно организовать какую-то часть про­странства (лучше в углу), посадив клиента спиной к двери, чтобы ограничить его поле зрения, максимально сосредоточив его на консультанте.

При встрече клиента и знакомстве с ним следует придержи­ваться следующих правил: встать и встретить клиента на полпути, представиться, попросить клиента назвать имя и фамилию, пред­ложить ему выбрать место и сесть, прежде чем расположиться са­мому. Для создания атмосферы доверия и непринужденности пси­холог с первых минут должен быть вежливым, гостеприимным хозяином и вести себя естественно.

Оптимальный вариант посадки психолога и клиента — напро­тив друг друга и чуть наискосок, чтобы, с одной стороны, видеть лицо собеседника, а, с другой — без труда отвести глаза в сторону. Лучше сидеть не слишком близко друг к другу, оставляя свободное пространство для ног. Хорошо, если между собеседниками на­ходится нечто вроде журнального столика, на котором, допустим, удобно вести запись. Большой стол может восприниматься как помеха, барьер между психологом и консультантом. Атмосфера консультирования будет, скорее всего, официальной. В таком слу­чае наиболее благоприятной окажется позиция расположения клиента и консультанта за столом на одной стороне. Консультан­ту в такой ситуации будет доступна вся невербальная информа­ция, а также он и клиент смогут менять расстояние между собой при изменении консультативного контакта. Такое расположение позволяет в большей мере создавать отношения сотрудничества.

Время консультирования. Время — важнейшая характеристика процесса консультирования. Желательно, чтобы уже первая встреча продолжалась столько же времени, сколько и последую­щие. Если она затянется, то у клиента могут возникнуть иллюзии относительно продолжительности консультирования.

Обычно консультативная сессия длится от 50 мин до 1 ч. Ме­нее продолжительная беседа оставляет и у клиента, и у консуль­танта чувство недостаточной глубины возникших во время консультирования вопросов. Более продолжительная беседа утомляет собеседников.

Продолжительность сессии определяется консультантом в на­чале встречи, так как клиенту необходимо знать, каким временем он располагает. Если продолжительность сессии не установлена, клиент, скорее всего, будет постоянно нервничать, что прием мо­жет закончиться в любой момент. Временные пределы можно установить любыми способами: «Вы могли бы рассказать о том, чего ждете от нашей встречи. У нас есть 50 минут»; «Как бы Вы хотели использовать сегодняшнее время? У нас есть 50 минут».

Спустя 40 мин лучше напомнить клиенту, что встреча закан­чивается, например: «У нас осталось 10 минут. Что бы Вы хотели еще обсудить?»

Время имеет огромное значение и для самого процесса кон­сультирования, у которого должны быть четко обозначены начало и конец. Именно поэтому часы на столе или на стене являются важным атрибутом кабинета психолога-консультанта, напоминаю­щим, что время идет и нужно активно работать.

В начале консультирования следует определить общую про­должительность совместной работы психолога с клиентом. Иногда это трудно установить, поэтому можно заключить с кли­ентом контракт на 3—4 встречи, а затем принять окончательное решение относительно целесообразности процесса консультирова­ния и его примерной продолжительности.

Необходимо также определить частоту встреч. Для установле­ния продуктивного контакта достаточно одной — двух встреч в неделю. При более редких встречах гораздо труднее ближе узнать клиента, вспомнить, что происходило на прошлой встрече, а также сохранить непрерывность процесса консультирования.

Создание атмосферы взаимодоверия. Создание такой атмосфе­ры является обязанностью консультанта. Успешность этого про­цесса обусловлена личностными качествами консультанта и его отношением к окружающему миру. Для создания атмосферы вза­имного доверия важно соблюдать определенные правила:

S во время консультирования все внимание надо уделять кли­енту, не отвлекаясь на посторонние дела;

S предоставить клиенту максимальную возможность выска­заться;

S не проявлять излишнего любопытства;

S соблюдать профессиональную тайну;

S помочь клиенту чувствовать себя непринужденно;

S относиться к проблеме клиента и к нему самому без осужде­ния.

Невербальное общение. Информация в общении передается ми­микой, жестами, телодвижениями, установлением дистанции и др. В консультировании крайне важно, чтобы консультант умел «счи­тывать» невербальные послания клиента с одновременным осо­знанием собственных невербальных посланий.

Некоторые исследователи предлагают классифицировать не­вербальные реакции по следующим четырем модальностям:

1. Невербальное поведение и структурирование времени (опоз­ дание; приоритеты);

2. Невербальное общение с использованием тела (контакт глаз; глаза; кожа; поза; выражение лица; руки и жесты; манипули­рование своим телом; монотонное поведение; прикосновение);

3. Невербальное общение посредством голоса (тон голоса, темп речи, громкость голоса, произношение);

4. Невербальное общение и структурирование окружения (дистанция; предметы обстановки и оборудование комнаты; одеж­да; позиция в пространстве).

Вербальное общение. Важность вербального общения в практи­ке психолога-консультанта наиболее кратко и емко отражена в ко­роткой фразе W. Osier. «Выслушайте клиента, он говорит вам ди­агноз».

Более подробная информация о факторах, влияющих на уста­новление консультативного контакта, помещена в разделе, посвя­щенном техникам консультирования. Для того чтобы научиться устанавливать контакт с клиентом, нужно отработать на практике ряд навыков (см. «Практикум»). Перечислим наиболее важные «точки контакта».

1. Иногда полезно согласовать свое поведение с поведением клиента путем подстройки к его позе и движениям на начальных этапах консультирования.

2. Сохранение контакта при вербальном общении предполага­ет использование языка клиента. Важно избегать профессиональ­ных терминов, сложных предложений. Речь психолога должна быть максимально ясной.

3. Психологу нужно быть внимательным и обращать внимание клиента как на эмоционально заряженные, «ключевые» слова в его рассказе, так и на изменения в его невербальном поведении (позе, дыхании, движениях, дистанции с психологом и др.).

Источник

Остров психологии

Вопрос 6. Организация консультативной беседы.

Для эффективного психологического воздействия существенное значение имеет пространственная и временная организация беседы.

Пространство беседы

Идеальной для консультирования является ситуация, когда психолог имеет возможность принимать клиента в специально оборудованном для этого кабинете, где максимально обеспечены уединенность, удобство и комфорт, где ничто не привлекает излишнего внимания клиента, не отвлекает его от беседы.

Понятно, что не всегда возможно обеспечить идеальные условия, однако к месту консультирования предъявляются определенные требования. Прежде всего консультирование должно происходить в спокойной обстановке, в звуконепроницаемом кабинете. Мы знаем, что сам процесс консультирования на первых порах повышает тревожность, поэтому клиент должен быть уверен, что его не услышат посторонние. Если клиент слышит происходящее в соседней комнате или коридоре, он усомнится в конфиденциальности общения с консультантом. Это может помешать возникновению терапевтически эффективного контакта.

Каждый раз клиента следует принимать в одном и том же кабинете. Это его меньше отвлекает, не занимает время на освоение новой обстановки, кроме того, позволяет чувствовать себя безопаснее.

Встреча начинается со знакомства.

При этом следует придерживаться определенного этикета: встать и встретить клиента на полпути, представиться, попросить клиента назвать имя и фамилию, предложить ему выбрать место и сесть, прежде чем расположиться самому. Чтобы клиент почувствовал непринужденность, консультант с первых минут знакомства должен предстать вежливым, гостеприимным хозяином и вести себя естественно без излишнего напряжения.

Еще один вопрос, связанный со структурированием консультативного пространства, — это расположение консультанта и клиента. R. May (1968) употребляет понятие «геометрия любви». Если консультант и клиент сидят на противоположных сторонах стола, то между ними сохраняется социальная дистанция, и атмосфера консультирования будет скорее всего официальной. Беспокойным клиентам подходит именно такая позиция — стол служит барьером общению. Для консультирования, наоборот, благоприятна позиция расположения консультанта и клиента за столом на одной стороне. В этих условиях консультанту доступна вся невербальная информация, исходящая от клиента, кроме того, он может менять (и позволяет менять клиенту) расстояние между ними в зависимости от ситуации консультирования или при изменении консультативного контакта. Расположение друг против друга позволяет в большей мере создавать отношения сотрудничества.

Идеальный вариант посадки психолога и клиента — напротив друг друга и чуть наискосок, чтобы каждый из них мог с легкостью видеть лицо собеседника, но, при желании, мог бы также отвести глаза в сторону без особого труда. Лучше всего, если они сидят не слишком близко друг к другу и у них есть пространство для ног, достаточное для того, чтобы свободно встать или сесть на свое место. Бывает полезно, когда между ними находится что то вроде журнального столика, куда можно что либо положить или, при необходимости, вести запись. Но большой стол может стать помехой и восприниматься как барьер между клиентом и консультантом.

Дистанция между консультантом и клиентом отражает известный в социальной психологии феномен «личного пространства». Личное пространство изменяется в зависимости от отношений участников беседы, обсуждаемой темы, культурных различий. Из-за неправильно выбранной дистанции в консультировании (например, несоразмерность социального или возрастного аспекта личного пространства) некоторые темы вообще не могут быть затронуты. С проблемой дистанции тесно связан вопрос о терапевтическом смысле и возможности физического прикосновения к клиенту. Прикосновение означает очень близкий, интимный контакт.

Исследования показали, что около половины опрошенных психотерапевтов полагают, что физический неэротический контакт представляется ценным в процессе консультирования. Он более всего уместен при:
· консультировании социально и эмоционально незрелых клиентов;
· консультировании людей, находящихся в кризисе после психической травмы, особенно связанной с утратой близких;
· стремлении продемонстрировать эмоциональную поддержку.

Однако очень трудно установить границу, где физический неэротический контакт приобретает характер эротического. В любом случае прикосновение не должно быть использовано как специфическая техника консультирования при отсутствии искренних, истинных чувств по отношению к клиенту. Чтобы прикосновение помогло создать безопасный для клиента терапевтический климат, оно должно быть спонтанным и искренним.

Время беседы

Время является очень важной характеристикой консультативной беседы. Прежде всего, правильный выбор времени беседы, когда и у клиента, и у консультанта есть возможность поговорить спокойно, не спеша, на свежую голову, во многом определяет то, насколько эффективным и успешным будет консультативное воздействие.
Кроме того, время имеет огромное значение и для самого процесса беседы, у которой должны быть четко обозначенные начало и конец. Часы на столе или на стене — это важный атрибут психотерапевтического кабинета, напоминающий клиенту и консультанту, что время идет и им обоим необходимо работать активно и динамично. Многое в консультативной беседе подчинено ходу времени.

Для того чтобы любая реплика или интерпретация консультанта была действительно понята и принята клиентом, она должна появиться не слишком поздно и не слишком рано. Беседа разворачивается постепенно, но каждая ее часть, каждый этап должен произойти в отведенный для этого временной отрезок. В противном случае консультант может не успеть, не уложиться во время приема, а следовательно, не только не помочь клиенту на этот раз, но, возможно, и подорвать его веру в эффективность психологического воздействия.

Обычно консультативная беседа со взрослым человеком длится от 50 минут до одного часа. Такая продолжительность не случайна.

Психотерапия и консультирование требуют концентрации внимания и бдительности, а, как известно, концентрацию внимания трудно сохранять более 45 — 50 минут. Традиционные 50 минут, регламентирующие консультативную встречу, позволяют продуктивно обсудить несколько вопросов, а затем 10 минут уделить записи основных аспектов прошедшей беседы или просто отдыху за чашечкой кофе. Это также важно при приеме нескольких клиентов подряд.

Продолжительность беседы может изменяться в зависимости от возраста клиента беседа с 5-7-летним ребенком не должна длиться более 20 минут, с 8-12-летним — около 30 минут, а с детьми старше 12 лет консультативная беседа может продолжаться до 1 часа.
Продолжительность беседы консультант определяет в начале встречи. Клиент должен знать, каким временем он располагает для обсуждения наболевших проблем.

Когда консультант не устанавливает продолжительности беседы, он заставляет клиента постоянно нервничать, что прием может прекратиться в любой момент. Такое манипулятивное поведение нежелательно. Пределы времени можно устанавливать самыми разнообразными способами: «В нашем распоряжении 50 минут, и я готов выслушать Вас».
«Полагаю, что Вы могли бы начать с того, что ждете от консультирования. У нас есть 50 минут времени».
«Как бы Вы хотели использовать сегодняшнее наше время? У нас есть 50 минут».

Консультативная встреча подходит к концу спустя почти 40 минут. Чтобы помочь клиенту лучше сориентироваться во времени, мы должны ему напомнить, что время заканчивается: «Сегодня у нас остается около 10 минут, что бы Вы еще хотели обсудить за это время?» Озабоченный клиент часто плохо ориентируется во времени, поэтому такое напоминание может оказаться важным.

В начале консультирования необходимо также определить общую продолжительность консультирования. Конечно, в самом начале трудно установить, сколько времени займет решение тех или иных проблем. Поэтому можно заключить с клиентом определенный контракт на 3-4 встречи, а затем окончательно решить, является ли консультативный контакт продуктивным и сколько времени может продолжаться консультирование.

В начале консультирования следует определить и частоту встреч. Обычно полагают, что для установления продуктивного контакта достаточно одной — двух встреч в неделю. Если встречаться реже, становится значительно труднее ближе узнать клиента, вспомнить, что происходило на прошлой встрече, а также сохранить непрерывность процесса консультирования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *