какое социальное явление характеризует следующее высказывание молодые и старые восхищаются им

Какое социальное явление характеризует следующее высказывание молодые и старые восхищаются им

Каковы признаки революции? Какие из них можно отнести и к реформе? На примере какой-либо реформы проиллюстрируйте данный признак. Пример должен быть развернутым.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Революция характеризуется как самый интенсивный, насильственный и осознанный процесс из всех социальных движений. В ней видят предельное выражение свободной воли и глубоких чувств, проявление незаурядных организационных способностей и высокой идеологии социального протеста.

Принято считать, что предпосылками революций становятся фундаментальные социальные аномалии или вопиющие проявления несправедливости, соединение борьбы между элитами с более глубокими социальными факторами, подобными классовой борьбе, вовлечение в социальное движение крупных общест-венных групп и их политическая организация.

Результаты революции представляются многосторонними. Во-первых, это насильственное изменение существующего политического режима. Во-вторых, замена неспособной правящей элиты или правящего класса другими.

В-третьих, далеко идущие изменения во всех институциональных сферах, в первую очередь в экономике и классовых отношениях, — изменения, которые направлены на модернизацию большинства аспектов социальной жизни, на экономическое развитие и индустриализацию, централизацию и расширение круга участвующих в политическом процессе. В-четвертых, радикальный разрыв с прошлым. Считаю, в-пятых, что революции осуществляют не только институциональные и организационные преобразования, но и вносят изменения в нравственность и воспитание.

Что, по мысли автора, выделяет революцию из других социальных движений? Укажите три отличия.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе указываются такие отличительные черты революции, как

Что автор относит к предпосылкам революции? Укажите четыре предпосылки. Помимо революции, выделяют такой тип общественных изменений как реформа. Раскройте смысл понятия «реформа».

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

1) В ответе называются предпосылки революции:

— вопиющие проявления социальной несправедливости;

— фундаментальные социальные аномалии;

— появление политических организаций.

2) В ответе раскрывается смысл понятия реформа, например: реформа — изменения инициируемые государственной властью, затрагивающие, как правило, только одну из сфер общественной жизни и не изменяющие фундаментальные основы общественного строя.

Соотнесите указанные автором результаты революции со сферами жизни общества. Сделайте четыре соотношения. Какой признак революции иллюстрируют эти данные?

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

1) В правильном ответе установлены следующие соответствия:

— изменения политического режима — политическая сфера;

— осуществление индустриализации — экономическая сфера;

— изменения в классовых отношениях — социальная сфера;

— изменения в нравственности и воспитании — духовная сфера.

2) В ответе делается вывод, что результаты революции подтверждают такой ее признак, как всеобщность перемен.

Раскройте смысл понятия «реформа».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Реформа — изменения инициируемые государственной властью, затрагивающие, как правило, только одну из сфер общественной жизни и не изменяющие фундаментальные основы общественного строя.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

1) В ответе приводятся признаки революции:

2) Указывается, что с реформой революцию роднит новизна.

3) Приведен пример: в ходе реформы в сфере образования в России была введена новая форма аттестации учащихся и вступительных экзаменов в ВУЗ — ЕГЭ.

Автор утверждает, что: «Характерологические особенности, специальные способности и уровень общей одаренности влияют на то или иное направление развития жизнедеятельности человека и на его свойства (жизнеспособность, работоспособность, трудоспособность)». Проиллюстрируйте конкретными примерами, как каждый из данных факторов влияет на развитие человека и его свойства. Всего укажите три фактора и три развернутых примера.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

На темпы роста и созревания оказывают влияние образ жизни формирующегося человека, способы деятельности — игровой, спортивной, учебной, — трудовое и общественное поведение, гигиенические условия режима жизни, питания, сна и бодрствования, тесно связанные со статусом личности, наличие или отсутствие стрессоров, главнейшими из которых являются конфликтные ситуации и т. д. Все эти факторы имеют значение не только сами по себе как моменты становления личности субъекта, но и как силы, воздействующие на органическое развитие человека в определенные моменты его онтогенеза. В качестве детерминантов этого развития они играют роль стимуляторов (способствующих процессам роста и созревания) или, наоборот, стрессоров и депрессоров (задерживающих, даже извращающих эти процессы), а в ряде случаев — катализаторов (ускоряющих действие других факторов, в том числе и физико-химических, на эти процессы)

Весьма важным направлением влияния жизненного пути (биографии) человека на его онтогенетическую эволюцию является все возрастающая индивидуализация этой эволюции. Дело в том, что возрастная изменчивость все более опосредуется индивидуальной изменчивостью. Значение индивидуально-типических особенностей человека увеличивается в средние и поздние фазы человеческой жизни. Характерологические особенности, специальные способности и уровень общей одаренности влияют на то или иное направление развития жизнедеятельности человека и на его свойства (жизнеспособность, работоспособность, трудоспособность). Постоянная умственная деятельность, высокая социальная активность, труд и творчество — факторы, противостоящие инволюционным процессам, регулирующие ход органического развития.

Б. Г. Ананьев. Человек как предмет познания

Назовите любые четыре фактора органического развития человека, выделенные автором.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

К факторам органического развития автор относит:

1) образ жизни формирующегося человека;

2) способы его деятельности — игровой, спортивной, учебной;

3) трудовое и общественное поведение;

4) гигиенические условия режима жизни, питания, сна и бодрствования;

5) наличие или отсутствие стрессоров;

6) умственную деятельность;

7) социальную активность;

8) труд и творчество.

Как выделенные факторы развития, по мнению автора, могут влиять на человека? Укажите три возможные их роли. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «личность».

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

1. Ответ должен содержать указание на то, что выделенные факторы могут играть роль

1) стимуляторов (способствующих процессам роста и созревания),

2) стрессоров и депрессоров (задерживающих; даже извращающих эти процессы),

3) катализаторов (ускоряющих действие других факторов, в том числе и физико-химических).

2. Раскрыт смысл понятие личность, например: личность — индивид как активный участник социальных отношений, обладающий совокупностью социально значимых качеств и ролевым набором.

Автор утверждает, что конфликты являются главнейшим из факторов становления личности человека. Приведите три аргумента, которые обосновывают данное утверждение.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В обоснования могут быть приведены следующие аргументы:

1) Частые конфликты (семейные, в школе) могут привести к формированию агрессивного поведения у подростка;

2) Конфликт, участником или свидетелем которого стал человек в раннем детстве, может сформировать у него фобии или комплексы, которые останутся у него на всю оставшуюся жизнь;

3) Благодаря участию в конфликтах человек учится отстаивать свою позицию, искать выходы из сложной ситуации, принимать ответственные решения.

Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «личность».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Личность — индивид как активный участник социальных отношений, обладающий совокупностью социально значимых качеств и ролевым набором.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

Указаны факторы и конкретные примеры:

1) характерологические особенности. Например, Иван с детства обладал флегматичным темпераментом, спокойным характером, это во многом определило его интерес к шахматам, которые стали его увлечением на протяжении всей жизни.

2) специальные способности. Например, Семен от рождения обладал хорошим голосом, он стал заниматься вокалом, что помогло сделать ему карьеру певца.

3) индивидуальный уровень общей одаренности. Галина с детства была интеллектуально одаренным ребенком, она много времени посвящала дополнительным занятиям, в результате у нее выработалось высокая работоспособность, она стала очень ценным и уважаемым сотрудником крупной фирмы.

Опираясь на текст и личный опыт, назовите любые три проявления влияния низкой самооценки на жизнь человека.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Человек как личность — самооценивающее существо. Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и ее результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий

Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния. Максимально адекватное отношение к себе — высший уровень самооценки».

Сознание и самосознание

Какие две составляющие самосознания называет автор?

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

Должны быть указаны следующие составляющие самосознания:

2) отношение к себе (к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам).

Какое понятие, по мнениию автора, шире: самосознание или самооценка? Поясните свой ответ, опираясь на текст. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «личность».

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе должно быть

1) Сказано, что самосознание, по мнению автора, шире самооценки;

2) Приведено пояснение на основе текста:

— самооценка и самопознание вместе составляют самосознание личности.

3) Раскрыт смысл понятие личность, например:

— личность — индивид как активный участник социальных отношений, обладающий совокупностью социально значимых качеств и ролевым набором.

Опираясь на знание обществоведческого курса и социальный опыт, подтвердите справедливость утверждения автора: «Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни». Укажите любые три жизненные ситуации и дайте пояснения к каждой из них, в чем заключается важность адекватной самооценки.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

Могут быть даны описания таких ситуаций, например:

1) выбор профессии (чем адекватнее самооценка, тем удачнее профессиональное самоопределение);

2) выбор пути образования (чем правильнее оценка своих способностей и возможностей, тем успешнее выбор и его результат);

3) выбор способов (стиля) взаимодействия с окружающими (чем правильнее оценка своих личностных качеств, чем требовательнее и критичнее отношение к себе, тем успешнее складываются отношения с окружающими);

4) выбор супруга или супруги (чем адекватнее самооценка, тем вернее моделирование своих отношений с избранником или избранницей).

Могут быть даны описания и иных ситуаций, иллюстрирующих важность самооценки для личности.

Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «личность».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Личность — индивид как активный участник социальных отношений, обладающий совокупностью социально значимых качеств и ролевым набором.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе могут быть названы такие проявления этого влияния, например:

1) низкая самооценка не позволяет поддерживать достоинство человека в его собственных глазах;

2) низкая самооценка приводит к неуверенному поведению человека в различных ситуациях;

3) низкая самооценка приводит к невротическим реакциям (закомплексованности, неудовлетворенности собой, озлобленности на других людей, зависти и т. п.).

Могут быть названы и другие проявления.

Какие два аспекта связи субъекта и знания выделяют авторы? Проиллюстрируйте примером каждый из них.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Человек не может существовать в мире, не научившись в нем ориентироваться. Ориентация зависит от способности людей адекватно постигать мир, соотнося знания о мире и знания о себе. Поэтому вопрос познания является одним из самых философских.

Познание в первом приближении можно определить как совокупность процессов, обеспечивающих человеку возможность получать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе.

Те явления или процессы, на которые направлена познавательная активность людей, принято называть объектом познания. Тот, кто осуществляет познавательную деятельность, обретает статус субъекта познания. Субъектом познания может быть индивид, группа, общество в целом.

Таким образом, познание — это специфическая форма взаимодействия субъекта и объекта познания, конечной целью которого является получение истины, обеспечивающей освоение объекта с учетом потребностей субъекта.

Отсюда необходимость исследовать механизм взаимосвязи, который возникает между получающим знание субъектом и объектом как источником знания, между субъектом и знанием, между знанием и объектом.

При рассмотрении проблемы взаимосвязи между субъектом и знанием возникает комплекс вопросов. Отчасти они возникают в связи с освоением субъектом уже наработанного знания (монографии, схемы, формулы, таблицы и т.п.). Освоение готового знания имеет свою специфику, и последняя задает субъекту познания свои «правила игры».

Кроме того, в отношении между субъектом и знанием возникает проблема оценки знаний со стороны субъекта, определения их адекватности, полноты, достаточности для решения конкретной проблемной ситуации.

И наконец, есть свои проблемы и в отношении между знанием и объектом как источником этого знания. Это вопросы истины знания, ее критерия. Всякое знание всегда есть знание о конкретном объекте. В связи с этим возникает вопрос о достаточности оснований для осуществления перехода от «смутного» восприятия объекта к рациональным выводам относительно объекта, переход от субъективного к объективному.

(И,И, Калькой, Ю.А. Сандулов)

Укажите два определения познания, которые дают авторы.

Правильный ответ должен содержать следующие определения:

1) совокупность процессов, обеспечивающих человеку возможность получать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе;

2) специфическая форма взаимодействия субъекта и объекта познания, конечной целью которого является получение истины, обеспечивающей освоение объекта с учетом потребностей субъекта.

Как авторы определяют субъект познания? Какие три субъекта познания они называют? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «истина».

В правильном ответе должны быть приведены следующие элементы:

1) Определение: тот, кто осуществляет познавательную деятельность, обретает статус субъекта познания;

2) Названные субъекты познания: индивид, группа, общество в целом.

3) Объяснен смысл понятие, например: истина — знание, объективно соответствующее предмету познания.

В тексте говорится о вопросах истины знания, ее критерия как проблемы в отношении между знанием и объектом. С опорой на знания курса, назовите любые известные вам три критерия истины.

В правильном ответе могут быть приведены критерии:

1) общественная практика (тот или иной вид познания имеет в качестве критерия истины соответствующую именно ему форму практики: обыденная практика, наблюдение, эксперимент и т. д.);

2) формально-логический критерий (применяется в тех условиях, когда нет возможности опереться на практику; например, выявление логических противоречий в математических рассуждениях);

3) непротиворечивость тем знаниям, чья истинность установлена.

Могут быть приведены критерии истины в других формулировках.

Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «истина».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

В правильном ответе должны быть приведены следующие элементы:

1) Определение: тот, кто осуществляет познавательную деятельность, обретает статус субъекта познания;

2) Названные субъекты познания: индивид, группа, общество в целом.

3) Объяснен смысл понятие, например: истина — знание, объективно соответствующее предмету познания.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) два аспекта связи:

— освоение субъектом уже наработанного (готового) знания и оценка знаний со стороны субъекта;

— определение их достаточности для решения конкретной проблемы.

2) примеры, допустим:

— школьник изучает открытые Ньютоном законы (освоение субъектом уже наработанного (готового) знания и оценка знаний со стороны субъекта);

— учащиеся проводят опыты по выращиванию растений, для чего на каждом этапе они определяют, какие знания им необходимы и достаточны (определение их достаточности для решения конкретной проблемы).

Могут быть приведены другие примеры.

Приведите три примера, конкретизирующие авторское суждение о том, что «в ходе длительного развития исторического процесса человек менялся, становился более свободным и получал большую возможность проявлять свои духовные и физические силы, удовлетворять свои потребности». (Покажите возможности человека, его положение в окружающей природной и социальной действительности на разных этапах развития общества.)

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Способ производства материальных благ является основным критерием общественного прогресса. Но этот критерий скорее носит экономический характер, чем общесоциальный. В качестве общефилософского критерия выступает человек, точнее, положение человека в обществе.

Движение человеческого общества вперед не есть самоцель. Переход от одной формации к другой совершается через социальную революцию, целью которой являются ликвидация старых отживших форм производственных отношений, создание необходимых условий для развития индивидуальных способностей каждого члена общества. Всякая революция с определенными отклонениями, связанными с различными социальными, политическими, экономическими, классовыми и т. д. условиями, и в зависимости от решаемых ею задач ставит в центр внимания проблему человека. Собственно говоря, социальные революции совершаются во имя человека.

Производительность труда показывает экономическую и техническую стороны общественного прогресса. Она определяет состояние средств производства на данном этапе развития общества, степень овладения стихийными силами природы, возможности производить материальные блага. Производственные отношения показывают отношения людей к средствам производства, отражают сущность данного способа производства, его социальную структуру, механизм взаимодействия людей. Проблема человека раскрывает отношение общества к каждому индивиду. Она выясняет степень свободы человека, возможности удовлетворения его материальных и духовных потребностей.

Положение человека в обществе характеризует социальный аспект прогресса. Чем прогрессивнее общество, тем больше условий оно создает для развития человека и его сущностных сил.

На мой взгляд, не следует путать общефилософский критерий прогресса с частным критерием, скажем, с духовным или экономическим критерием. Критерий разума — это частный критерий в сфере духовной жизни, если, конечно, есть прогресс в этой сфере. Критерий производительных сил или способа производства — это критерий в экономической области. Критерий прогресса в морали относится только к моральной сфере. Все эти критерии очень важны, но недостаточны для характеристики всего прогрессивного развития исторического процесса. Общефилософский критерий главное внимание обращает на такой стержень, который находится в центре всей мировой истории. В качестве такого стержня выступает человек. Поэтому общефилософским критерием общественного прогресса является положение человека в окружающей природной и социальной действительности, ибо, в конце концов, все делается во имя человека и для человека.

Надо показать, как в ходе длительного развития исторического процесса человек менялся, становился более свободным и получал большую возможность проявлять свои духовные и физические силы, удовлетворять свои потребности.

Источник

Какое социальное явление характеризует следующее высказывание молодые и старые восхищаются им

Семья Петровых состоит из четырёх человек: Анна, Фёдор и двое их сыновей. Супруги работают, дети учатся в школе. Средства расходуются в первую очередь на приобретение еды, одежды, лекарств, оплату транспортных и коммунальных услуг. Оставшиеся средства вкладываются на депозит в банке.

Какую функцию семьи иллюстрирует этот пример? Почему семья Петровых относится к нуклеарному типу? Какая информация Вам необходима для того, чтобы установить, является семья Петровых патриархальной или демократической? (Сформулируйте два вопроса, необходимых для получения данной информации.) Каковы источники доходов семейного бюджета семьи Петровых? (Назовите два типа источников.)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос: хозяйственно-экономическая (или экономическая, или хозяйственная, или бытовая, или хозяйственно-бытовая);

2) ответ на второй вопрос: потому что семья Петровых состоит из представителей двух поколений — родителей и детей:

(Ответ, который представляет собой простое перечисление членов семьи, или указание числа «4», не засчитывается).

3) ответ на третий вопрос, например:

— как распределяются домашние обязанности;

— как принимаются решения в семье.

(Ответ на третий вопрос засчитывается только при наличии двух или более сформулированных вопросов, ответы на которые характеризуют семьи данного типа.)

— проценты по депозиту.

(Данный элемент ответа засчитывается только при указании двух типов источников дохода.)

Элементы ответа могут быть приведены в других формулировках, адекватно отражающих их сущность

В стране Z, экономика которой основана на многообразии форм собственности на факторы производства при приоритете частной собственности, в течение последних 5 лет зафиксирован рост численности трудоспособного населения, не имеющего работы и постоянного заработка. При этом зафиксирован устойчивый рост цен на товары, не сопровождающийся изменением их качества.

Какие два экономических процесса иллюстрирует приведённая ситуация в стране Z? Назовите оба процесса. Укажите по одной любой мере, направленной на борьбу с этими явлениями, которые должно осуществлять правительство страны (сначала укажите явление, затем меру борьбы с ним). К какому типу экономических систем относится экономическая система страны Z? Укажите один любой признак данной экономическая системы, не приведённый в тексте задания.

1. Безработица и инфляция.

2. Ответ на второй вопрос:

— борьба с безработицей – организация общественных работ;

— борьба с инфляцией – регулирование величины ключевой ставки Центрального банка.

3. Рыночная (смешанная) экономическая система.

4. Свободная конкуренция производителей.

В стране X каждые шесть лет происходят выборы в Законодательное собрание, каждые семь лет — выборы главы государства. Основу экономики составляет промышленность, зарождается массовая культура. К какому типу относится общество страны Z? Укажите два признака, по которым Вы это определили. Назовите любые два признака особенностей экономической сферы общества данного типа, о которых не сказано в условии задачи. Назовите любые два признака особенностей социальной сферы общества данного типа, о которых не сказано в условии задачи.

1. К обществу индустриального типа.

2. Ответ на второй вопрос:

— основу экономики составляет промышленность;

— зарождается массовая культура.

3. Ответ на третий вопрос:

— основной фактор производства — капитал.

4. Ответ на третий вопрос:

— классовая структура общества;

— рост численности населения и продолжительности жизни.

В государстве Z были проведены реформы, приведшие к отмене законодательно установленных преград для продвижения по службе, которое раньше находилось в тесной зависимости от происхождения. Теперь представители незнатных слоёв населения получили возможность получать образование в высших учебных заведениях, которое им ранее было недоступно, устраиваться на высокооплачиваемые и престижные должности, что приводило к изменениям в структуре общества. Многие выходцы из нижних слоёв общества возглавили крупные общественные организации, которые впоследствии вошли в представительный орган власти. Согласно статистическим данным, около 80% государственных служащих, в том числе на высоких должностях, уже через 20 лет после проведения реформы являлись выходцами из нижних слоёв общества.

Какие две сферы общественной жизни нашли отражение в данном тексте?

Какое социальное явление отражают приведённые в тексте данные?

Используя обществоведческие знания, приведите три любых фактора, способствующих данному явлению.

Назовите два любых вида данного явления.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос: политическая и социальная (Ответ на первый вопрос засчитывается только при указании двух сфер);

2) ответ на второй вопрос: социальная мобильность;

3) ответ на третий вопрос, например:

— социально-профессиональный статус семьи;

— уровень развития экономики;

— исторический тип стратификации

(Ответ на третий вопрос засчитывается только при указании трёх факторов.)

4) ответ на четвёртый вопрос, например:

— вертикальная и горизонтальная;

— межпоколенная и внутрипоколенная.

(Ответ на четвёртый вопрос засчитывается только при указании двух видов.)

Ответы на вопросы могут быть даны в других формулировках, не искажающих смысла соответствующих элементов ответа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *