какое состояние неба преобладает над страной
Синоптическая карта. Карта погоды

Работа с синоптической картой
Задачи урока: познакомить с синоптической картой, развивать умение анализировать синоптические карты, делать прогноз погоды своей местности.
Оборудование: физическая, синоптическая карты; таблицы, схемы, атлас Воронежской области, видеофрагмент прогноза погоды с телевизионного канала
I. Организационный момент.
II. Повторение домашнего задания
1. Вспомним, что такое климат?
2. В каком климатическом поясе расположена наша область?
3. Чем определяются главные особенности климата нашей области?
4. Под влиянием каких факторов формируется климат?
(беседа по схеме “Климатообразующие факторы”)
Ребята, напомните, что такое погода? (состояние тропосферы в данном месте в данное время).
Погода характеризуется рядом показателей, которые называются метеорологическими элементами.
Интересуетесь ли вы прогнозом погоды? Кому очень важно знать прогноз погоды?
Сейчас мы с вами прослушаем прогноз погоды, записанный с канала НТВ (видеофрагмент)
О каких элементах погоды здесь шла речь? Какие приборы используются для измерения элементов погоды? (термометр, барометр, гигрометр, флюгер)
Прогноз погоды — научно-обоснованное предположение о будущем состоянии погоды в определённом пункте или регионе на определённый период. Составляется (разрабатывается) государственными или коммерческими метеорологическими службами на основе методов метеорологии. Прогнозы бывают краткосрочными и долгосрочными.
III. Изучение нового материала.
Открыли тетради, записали сегодняшнее число и тему нашего урока “Синоптическая карта. Карта погоды Воронежской области». Ребята сегодня мы познакомимся с вами с новыми видами карт. А какие виды карт вы уже знаете? Как вы думаете кто составляет синоптические карты? (синоптики) О том, кто такие синоптики нам расскажет Бодренко Юлия. (Заслушивается сообщение заранее подготовленного ученика)
Синоптики специализируются на анализе физических процессов, протекающих в атмосфере, и занимаются предсказанием будущего состояния погоды. Одними из элементов работы синоптиков являются составление и анализ синоптических карт, на которых отражено соответствующими символами и цифрами состояние погоды. Синоптические карты дают возможность наблюдать и сразу оценивать погоду на более или менее крупной территории. Однако синоптические карты нужны не столько для того, чтобы зафиксировать состояние атмосферы, сколько для предсказания того, где и как оно будет меняться. Этого прогноза ждут люди, чтобы спланировать свою деятельность и отдых. От своевременного прогноза погоды может зависеть жизнь и здоровье людей (предупреждение о тайфунах, ураганах, ливнях, резких перепадах давления). Чтобы правильно предсказать погоду, надо собрать метеорологическую информацию, успеть ее вовремя обработать. В настоящее время обработка всей метеорологической информации осуществляется с помощью ЭВМ. Они являются не только хранителями метеорологической информации, но с их помощью анализируются и строятся синоптические карты. Синоптики составляют прогнозы погоды для различных ведомств. Некоторые из них работают в аэропорту. Чтобы быть хорошим синоптиком надо знать такие дисциплины как физика, химия, математика, география и обязательно нужно владеть современными компьютерными программами.
Основная задача синоптиков — составить точный прогноз погоды. Для этого надо постоянно иметь перед собой результаты всех наблюдений. Синоптики изучают какие изменения погодных условий произошли в атмосфере к определенному времени суток.
Что обозначает слово синоптик?
Слово «синоптик» греческого происхождения и означает «обозревающий на месте». Этим словом названа профессия метеоролога, не только обозревающего синоптическую карту, но и прогнозирующего погоду. Поэтому отрасль знания, предсказывающая погоду, получила название «синоптика».
Запишите определение, что такое синоптика.
Ребята из этого сообщения мы с вами узнали, чем занимаются синоптики. В нашей области есть метеостанции федерального уровня.
Откройте атлас на странице 14 и найдите эти метеостанции. Сегодня в Воронежской области работает 9 метеостанций (Анна, Богучар, Борисоглебск, Воронеж, Калач, Каменная степь, Лиски, Нижнедевицк, Павловск) и один метеопост в г.Новохоперске.
На экран выводится синоптическая карта.
Ребята, запишите определение синоптической карты. (Синоптическая карта — это географическая карта, на которой условными знаками нанесены результаты наблюдений многих метеостанций). Такая карта дает наглядное представление о состоянии погоды в данный момент. При последовательном составлении карт выясняются направления движения воздушных масс, развитие циклонов, перемещение фронтов.
1. Атмосферные фронты.
Атмосферный фронт – это полоса, разделяющая разные по своим свойствам воздушные массы.
— Чем различаются по своим свойствам воздушные массы?)
Ширина фронтов достигает несколько десятков километров. На фронтах всегда происходит смена температуры, облачности, давления воздуха – смена погоды. В тех случаях, когда соприкасаются близкие по своим свойствам воздушные массы, атмосферный фронт не возникает и значительного изменения погоды
фронты окклюзии, которые образуются при смыкании холодного и тёплого атмосферных фронтов. С фронтами окклюзии связаны интенсивные осадки, летом — сильные грозы.
Схема образования циклона
Какое давление в центре циклона? (низкое)
Как движется воздух в циклоне? (от окраин к центру против часовой стрелки)
Как движется воздух по вертикали в центре циклона? (восходящее)
Какая погода в центре циклона? (облачная, ветреная, с осадками)
Схема образования антициклона.
Какое давление в центре антициклона?
Как движется воздух в антициклоне?
Как движется воздух по вертикали в центре антициклона?
Какая погода в центре антициклона?
Беседа по синоптической карте
Какие рекорды погоды в Воронежской области вы знаете? (лето 2010 г.)
Сравнение дневной температуры летом 2010 года и самых тёплых дней прошлых лет
Найдите признаки циклона, антициклона, атмосферного фронта.
Откройте рабочие тетради и выполните задание №11 стр.24 (Дети работают в тетради)
Какая погода была в Воронеже 10 апреля 2012 года?
В чём важность синоптических карт? (Синоптические карты – это основа для предсказания погоды, которая определяется путём сопоставления синоптических карт; это способствует составлению карты прогноза погоды).
Какие местные признаки вы знаете, по которым можно предсказать погоду?
Подведение итогов урока.
Тест по теме «Климат Воронежской области»
А) многолетний режим погоды, характерный для какой либо местности
Б) состояние тропосферы в данном месте и в данное время
2. В каком климатическом поясе располагается Воронежская область?
3. Средняя температура самого теплого месяца?
А) +22◦ С Б) +18◦С В) +16◦ С
4. Средняя температура самого холодного месяца?
5. Какой океан оказывает наибольшее влияние на климат Воронежской области?
А) Тихий Б) Атлантический В) Северный — Ледовитый
6. Сколько осадков, в среднем, выпадает в области за год?
А) 600мм Б) 780 мм В) 500мм
7. В каком направлении усиливается континентальность климата на территории области?
Б) с северо-запада на юго-восток
В) с востока на запад
положительные (4) и отрицательные (4) черты климата области.
Иногда вторжение холодных ВМ с севера приводит к возврату холодов — ……….
За начало лета можно принять дату перехода средней суточной температуры воздуха через … градусов к более высоким температурам, которая приходится на конец мая — начало июня. Летом преобладает …………..погода. температура воздуха ночью — …., днем — …… Летом наблюдается ……… количество осадков. Отдельные годы часто приходят циклоны, что делает лето ………..и …………….. В годы со слабой циклонической деятельностью лето отличается ……..и………… погодой.
Осенью часто происходит смена ВМ, что вызывает ……………..погоду. Увеличивается число пасмурных дней с …………… и туманами.
Домашнее задание. В рабочей тетради стр.26 №15,16; выучить записи в тетради
Спецзадание. Выясните, какое влияние («+» и «-») оказывает климат нашей области на хозяйственную деятельность человека.
Презентация по географии на тему «Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Атмосферные фронты.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Атмосферные фронты Циклоны и антициклоны Цели урока: Знакомство с понятиями «атмосферный фронт», «циклон», «антициклон». Определение циклонального и антициклонального типов погоды по состоянию тропосферы. Формирование умений работы с синоптическими картами. Учитель географии Кузнецова Е.Ф. МБОУ Опалиховская гимназия г. Красногорска
Атмосферные фронты Атмосферный фронт – это переходные зоны (границы) между двумя разнородными воздушными массами. При этом более теплый воздух всегда оказывается наверху, а холодный – внизу. Различают теплые и холодные атмосферные фронты.
Борьба тёплого воздуха с холодным
Борьба тёплого воздуха с холодным
Характеристика атмосферных фронтов ХВ ТВ Теплый фронт Холодный фронт Теплый воздух надвигается на холодный ТВ ХВ Холодный воздух надвигается на теплый ХВ ТВ 2. Теплый легкий воздух поднимается вверх 2. Выталкивает вверх легкий теплый воздух 3. Затяжные дожди 3. Ливни, грозы 4. Медленное потепление 4. Быстрое похолодание,
1.Какой фронт приближается к Москве? 2.Как изменится погода после фронта?
С атмосферными фронтами связано развитие циклонов и антициклонов.
Признаки Циклон Антициклон Что это? Как показаны на картах? Схема образования Движение воздуха. Место рождения В каких районах России преобладают Погода
ЦИКЛОН—это атмосферный вихрь с низким давлением в центре
ЦИКЛОНЫ Какое давление в центре циклона?
ЦИКЛОНЫ Как движется воздух в циклоне?
ЦИКЛОНЫ Как происходит круговое движение воздуха в циклоне?
ЦИКЛОНЫ Как движется воздух по вертикали в центре циклона?
ЦИКЛОНЫ Какая погода связана с циклоном?
Антициклон – это вихревое движение воздуха с высоким давлением в центре. Из-за отклоняющего действия вращения Земли воздух закручивается по часовой стрелке из центра к краям.
АНТИЦИКЛОНЫ Какое давление в центре антициклона?
АНТИЦИКЛОНЫ Как движется воздух в антициклоне?
АНТИЦИКЛОНЫ Как происходит круговое движение воздуха в антициклоне?
АНТИЦИКЛОНЫ Как движется воздух по вертикали в центре антициклона?
АНТИЦИКЛОНЫ Какая погода связана с антициклоном?
Синоптическая карта Содержит сведения о погоде большой территории. На ней показано: давление воздуха, атмосферные фронты, области высокого и низкого давления и направление их движения, области с осадками и характер осадков, скорость и направление ветра, температура воздуха.
Варианты синоптических карт Карта в режиме реального времени Карта прогноза
Синоптическая карта 1.Какое время года изображено на карте? 2. Где на территории страны самое низкое давление? 3. Сколько циклонов (антициклонов) зафиксировано на карте? 4. Где отмечается наиболее низкая температура и чему она равна? 5. Какое состояние неба преобладает над страной? 6. Где над территорией страны отмечается безоблачное небо? 7. Для чего составляются синоптические карты?
Список используемых источников: Диск «Образовательная коллекция 1c. 8 класс. География России. Природа и население» http://geograph.ucoz.kz/load/videokollekcija/31-7-2 http://mosmeteo.hmn.ru:8101/buro/maps/etr.gif http://www.gismeteo.ru/map/557/ http://www.kolgimet.ru/maps/map.htm
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Номер материала: ДБ-1241793
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
В Воронежской области ввели масочный режим в школах
Время чтения: 2 минуты
Москалькова предложила создать рекомендации подросткам по использованию соцсетей
Время чтения: 1 минута
Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии
Время чтения: 0 минут
В Туве предложили ввести антиковидные паспорта для школьников
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация по географии 8 класс «Атмосферные вихри»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Урок географии в 8 классе на тему: «Атмосферные вихри». Учитель географии 1 категории МОУ «КСОШ №8» г. Кириши Ленинградской области Пумпур Лариса Ивановна
Что объединяет эти фотографии?
Что отличает эти фотографии? Что мы будем изучать на уроке?
Основные вопросы урока Атмосферные фронты Атмосферные вихри. 3. Циклон и причины его образования, влияние на погоду. 4. Антициклон и причины его образования, влияние на погоду. 5. Что такое синоптическая карта. Прогноз погоды.
Свойства воздушных масс.
Атмосферный фронт – переходные зоны между воздушными массами. Полярный фронт – возникает между умеренными и тропическими воздушными массами Арктический фронт – возникает между арктическими и умеренными воздушными массами. Атмосферные фронты:
Атмосферные вихри В атмосфере снизилось давленье, Воздух переходит в наступленье. Сильный ветер, в тучах небосклон, Значит, надвигается циклон. Пробежит со скоростью большой, Летом — дождь, и снегопад — зимой Осень. Мелкий, дремотный, без меры, Дождик знобящий и серый Всё моросит, моросит.… Рубцов Н. Если господствует антициклон, Порядки свои установит он: Давленье высокое, воздух сухой, Ветер ослабнет. Тишь и покой. Зимою при солнце крепчает мороз. Летом “на ясно” укажет прогноз.
Атмосферные вихри. Циклоны Антициклоны
Сравнение циклона и антициклона Элементы сравнения Циклон Антициклон Что это такое Давление в центре Давление на периферии Токи воздуха Движение в центре Скорость передвижения Где зарождаются Направление движения Размеры Какую погоду приносят Как показаны на карте
в н в ЦИКЛОН—это атмосферный вихрь с низким давлением в центре
в н н н АНТИЦИКЛОН—это атмосферный вихрь с низким давлением в центре
Синоптическая карта 1.Какое время года изображено на карте? 2. Где на территории страны самое низкое давление? 3. Сколько циклонов (антициклонов) зафиксировано на карте? 4. Где отмечается наиболее низкая температура и чему она равна? 5. Какое состояние неба преобладает над страной? 6. Где над территорией страны отмечается безоблачное небо? 7. Для чего составляются синоптические карты?
Погода в антициклоне.
Сравнение циклона и антициклона Элементы сравнения Циклон Антициклон Что это такое Атмосферный вихрь Атмосферный вихрь Давление в центре Низкое Высокое Давление на периферии Высокое Низкое Токи воздуха Восходящие Нисходящие Движение в вихре Против часовой стрелки от периферии к центру По часовой стрелки от центра к периферии Скорость передвижения Около 30 км/час Медленно Где зарождаются Атлантический океан Средняя Сибирь, Монголия Направление движения С запада на восток С востока на запад Размеры 2-3 тыс км 2-3 тыс км Какую погоду приносят Пасмурную, затяжные дожди, морось, летом похолодание, зимой оттепель Солнечную, ясною, летом жара, зимой мороз Как показаны на карте Круговыми изобарами с буквой Н Круговыми изобарами с буквой В
Оцени свою работу на уроке. “Шел мудрец, а навстречу ему 3 человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?» и тот ответил: «Я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовлетворением: «А я принимал участие в строительстве храма!»” А что же на занятии сделали вы? 1. Кто целый день возил проклятые камни? (синяя карточка); 2. Кто добросовестно выполнял свою работу? (Зеленая карточка) 3. Кто принимал участие в строительстве храма? (красная карточка)
1.Параграф №14 2. Привести примеры из художественной литературы описание погоды. 2. Записать приметы плохой и хорошей погоды. домашнее задание
Источник: http://pushkin.niv.ru/pushkin/stihi/stih-640.htm http://www.liveinternet.ru/users/5609642/blog/page87.html http://orskportal.ru/pogoda_v_orske Открытка №8052 http://globuss24.ru/doc/konspekt-uroka-po-geografii-atmosfernie-vihri-8-klass https://bratkova.com/joga-i-snovideniya/ http://fishki.net/2289807-interesnye-fakty-o-dozhde.html Интернет ресурсы
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Номер материала: ДБ-785936
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Тюменской области студенты и школьники перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 2 минуты
Жириновский предложил ввести в школах уроки полового воспитания
Время чтения: 1 минута
В Москве разработают дизайн-код для школ и детсадов
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
В Воронежской области ввели масочный режим в школах
Время чтения: 2 минуты
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок по теме «Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны» (с использованием информационно-компьютерных технологий)
Разделы: География
Оборудование: Физическая, синоптическая карты; таблицы, схемы; мультимедиа, компьютерная презентация.
Ход урока
I.Организационный момент.
II. Повторение домашнего задания.
Устный опрос.
1. Вспомним, что такое климат?
2. В каких климатических поясах расположена территория России?
3. Чем определяются главные особенности климата нашей страны?
4. Под влиянием каких факторов формируется климат?
(беседа по схеме “Климатообразующие факторы”)
Рисунок 1. Климатообразующие факторы
5. Беседа по схеме “Виды солнечной радиации.
— Что такое солнечная радиация?
— Назовите виды радиации.
— От чего зависит величина солнечной радиации?
Рисунок 2. Виды солнечной радиации
6. Что такое воздушные массы?
7. Назовите основные типы воздушных масс. Какие из них формируются над территорией России?
8. Дать характеристику основных типов воздушных масс.
9. Чем отличаются по своим свойствам континентальные воздушные массы и морские? Где формируются?
10. Почему воздух, формирующийся над центральными и восточными районами Северного ледовитого океана, называют континентальный арктический, а над Баренцевым морем—морской арктический?
11. В чём причина перемещения воздушных масс?
12. Что такое трансформация воздушных масс?
Рисунок 3. Трансформация воздушных масс
13. По схеме проследите, в какой воздух трансформируется при прохождении над территорией России: МТВ, МВУШ
14. На каком из рисунков А или Б показана зима? По каким признакам вы это определили?
Рисунок 4. Движение воздушных масс
III. Изучение нового материала.
1. Атмосферные фронты.
Атмосферный фронт – это полоса, разделяющая разные по своим свойствам воздушные массы.
— Чем различаются по своим свойствам воздушные массы?)
Ширина фронтов достигает несколько десятков километров. На фронтах всегда происходит смена температуры, облачности, давления воздуха – смена погоды. В тех случаях, когда соприкасаются близкие по своим свойствам воздушные массы, атмосферный фронт не возникает и значительного изменения погоды не происходит.
— Какие из них характерны для России?
Просмотр анимации из презентации:
“Образование холодного фронта”
“Образование тёплого фронта”
Заполнение таблицы в ходе беседы
Таблица 1
Карта атласа стр. 14
— Где расположены атмосферные фронты над территорией России летом?
— Где расположены арктические фронты зимой?
— В каком направлении происходит сдвиг фронтов зимой?
— При соприкосновении каких воздушных масс зимой (летом) атмосферный фронт не образуется?
1.Какой фронт приближается к Москве?
2.Какой характер имеют осадки при прохождении такого фронта?
3.Как изменится температура?
Рисунок 5.Приближение атмосферного фронта
2. Циклоны и антициклоны.
(Беседа с просмотром слайдов, работа с учебником, заполнение таблицы)
Рисунок 6. Схема образования циклона
Рисунок 7. Схема образования антициклона.
Таблица 2. Циклоны и антициклоны
Рис. 31 учебника. Направление движения циклонов и антициклонов летом и зимой над территорией России.
3.Синоптическая карта.
Рисунок 8. Синоптическая карта
Закрепление.
циклон 2, 3, 7, 10.
антициклон 1, 4, 5, 8, 9.
Атмосферный фронт 3, 6, 11.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание. П.15 Отвечать на вопросы





