какое сословие средневекового общества являлось самым многочисленным
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
Рекомендую почитать. (книги по средним векам)
Личности в истории
Запах крови и запах роз
выдержки из исторических документов
Прогулка по средневековому лесу
Рассказы о путешествиях по замкам
Великое перелесение народов
—Метки
—Музыка
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Постоянные читатели
—Статистика
Три сословия средневекового общества.
VinKen все записи автора Образованные люди средневековья. размышляли над тем, как устроено их общество, они и создали теорию трех сословий.
Ей была суждена необычно долгая жизнь — даже во времена Великой французской революции XVIII в. идея о трех сословиях вовсе не казалась устаревшей.
Три сословия общества (средневековое изображение)
Согласно теории трех сословий, каждому человеку определено Господом место в одной из трех больших групп — молящихся, воюющих и работающих.
Первая группа — это духовенство,
вторая — рыцарство (сеньоры)
Общественное положение наследуется: сыну крестьянина также подобает стать крестьянином, как сыну рыцаря — рыцарем или же, скажем, аббатом. (Не случайно и сейчас сословиями называют такие общественные группы, в которых права и обязанности передаются по наследству.)
Крестьяне сдают оброк. Гравюра
Средневековое общество: классы и сословия
Средневековое общество: классы и сословия
В любом обществе, которое переступило ступень первобытности и находится на стадии цивилизации, обязательно появляется неравенство. Общество делится на различные группы людей, причём одни группы находятся на высоком положении в обществе, а другие – на низком.
Историки выдвинули два способа выделять такие группы людей в средневековом обществе. Первый способ – выделение сословий, то есть таких групп людей, которые имеют строго определённые права и обязанности в обществе, передаваемые по наследству. Сословия замкнуты: перейти из одного сословия в другое очень трудно или почти невозможно. Это значит, что в каком сословии человек родился, в том он, как правило, и проживал всю свою жизнь. В средневековье существовало три сословия, каждое из которых имело определённое занятие. По престижности и важности этого занятия сословия получили номера. Люди средневековья чётко знали, к какому сословию они относились. Идея разделения на сословия была подкреплена христианским учением: считалось, что сам бог выделил три сословия (поэтому номер сословия определял его близость к богу) и предназначил каждому человеку место в одном из них. Поэтому стремиться перейти из одного сословия в другое означало выступать против «божьей воли». Только первое сословие пополнялось за счёт выходцев из других сословий, хотя принадлежность к сословию воюющих и работающих считалась наследственной. В отдельных редких случаях право перейти из одного сословия в другое даровалось королём.
Ближе всех к богу считалось первое сословие, которое состояло целиком из духовенства (людей, которые служили в церквях и монастырях: монахов, священников, епископов и выше вплоть до папы римского). Оно называлось «молящиеся», поскольку его главной заслугой перед обществом считалось то, что оно замаливало перед богом грехи людей, относившихся к другим сословиям, заботилось об их духовном исцелении. Духовенство должно было служить примером веры и нравственности для всего общества. Второе сословие называлось «воюющие» и состояло из воинов-рыцарей самого разного уровня: от богатейших и влиятельнейших (герцогов и графов) до бедных, которые с трудом находили деньги, чтобы купить коня. Главной заслугой представителей второго сословия перед обществом было то, что они в сражениях проливали свою кровь, защищая от внешних врагов отечество, короля и людей, относившихся к другим сословиям. Наконец, дальше всего от бога находилось так и называемое «третье сословие», в которое входили все остальные люди: большинство составляли крестьяне (они занимались сельским хозяйством и отчасти ремеслом), а меньшую часть – горожане (их также называли бюргерами, они занимались ремеслом и торговлей), люди «свободных профессий» (бродячие артисты, преподаватели, врачи и прочие) и т. д. Третье сословие также называли «трудящиеся», поскольку входившие в него люди своим трудом создавали пищу и всё необходимое для себя и первых двух сословий. Только благодаря тяжкому труду третьего сословия два других могли выполнять свои обязанности.
Но выделение сословий не учитывало самое важное для средневековья: кто владел главным для той эпохи богатством – землёй. Поэтому историки выдвинули ещё один способ выделять группы в средневековом обществе – выделять классы. Классы выделяются не на основе прав и обязанностей каждого человека, а на основе того, какую человек имел собственность. Историки выделили два основных класса в средневековом обществе: класс феодалов, представителям которого принадлежали земельные участки, и класс крестьян, у которых своей земли не было. Чтобы прокормить себя крестьянину нужна вынужден был брать землю у феодала в аренду, но за это обязан был нести в пользу феодала особые повинности. Этих повинностей было две: либо крестьянин отдавал часть полученного на взятом в аренду участке продукта (урожая, мяса и пр.) (такая повинность называлась оброк), либо он несколько дней в неделю должен был работать на земле феодала (на участке, который феодал не роздал в аренду крестьянам) – такая повинность называлась барщина (слово означало, что земля принадлежала «барину» – феодалу). К классу феодалов относились король, рыцари и церковь (духовенство), поскольку именно им в средневековье принадлежала земля.
Со временем феодалы прикрепили крестьян к земле: если раньше крестьянин мог перейти от одного феодала к другому, когда ему не нравился рост барщины и оброка, то теперь крестьянин вместе со своей семьёй вынужден был всегда трудиться на своего хозяина. Более того, феодалы получили над крестьянами судебную власть (споры всех крестьян, живших в имении феодала, разбирал сам феодал) и право вмешиваться в личную жизнь крестьян (разрешать или не разрешать им переезжать, жениться и пр.). Эта полная зависимость крестьянина от феодала (и земельная, и судебная, и личная) получила название крепостное право.
1. Составьте таблицу «Отличия сословий и классов», самостоятельно выбрав критерии из изученного текста
Сословная структура средневекового общества
Сословная структура средневекового общества оформилась к XI столетию. Сложились три сословия:
— оratores (молящиеся), то есть духовенство;
— bellatores (сражающиеся), то есть рыцарство;
— laboratores (работающие), то есть горожане.
Свободное крестьянство, как правило, входило в третье сословие, а зависимое крестьянство находилось вне сословий. Принадлежность к сословиям означала принадлежность к определенной совокупности прав и привилегий. Первоначально сословия характеризовались открытостью. В сословие духовенства могли входить младшие сыновья в рыцарских семьях, не имевшие права на наследование имущества. Духовенство поглощало также избыточную часть горожан и крестьян. Сословие рыцарства пополнялось за счет аноблировавшегося слоя горожан, приобретавшего рыцарское звание за службу или за деньги, а также за счет свободного крестьянства, привлекавшегося для военной службы. В Англии сложилось правило, что каждый крестьянин, имевший 20 шиллингов дохода в год, обязан обратиться с просьбой к королю о предоставлении ему рыцарского звания. Сословие горожан пополнялось в результате переселений из земледельческой округи. Даже беглые несвободные крестьяне, прожив на территории города один год и один день, превращались в свободных горожан. Правда, в дальнейшем, к XV веку, наблюдается тенденция к замкнутости сословий, в особенности рыцарства.
Каждое сословие, в свою очередь, имело сложную иерархическую структуру. Во главе духовенства стоял римский папа, избиравшийся пожизненно на конклаве кардиналов. Ниже его стояли архиепископы и епископы, возглавлявшие монашество в церковных округах – диоцезах, и городах; они назначались римским папой. Ниже архиепископов и епископов стояли аббаты и приоры, возглавлявшие монашество в монастырях и приоратствах. Наконец, нижнюю ступень составляли рядовые монахи, клирики и приходские священники.
Сословие рыцарства возглавлял император, избиравшийся на сейме курфюрстов. Ниже его стояли короли, власть которых определялась волей знати и наследственными правами. Ниже находились герцоги, графы, бароны, получавшие эти титулы и соответствующие инсигнии от королей. Все они составляли высшую феодальную иерархию, обладали суверенитетом и назывались сюзеренами. Низшую ступень иерархии образовывали рядовые рыцари, обладавшие низшей юрисдикцией в отношении зависимого крестьянства. Эта иерархическая структура рыцарства выглядела в целом следующим образом: каждый рыцарь имел право на укрепление, замок, герб и штандарт. При каждом рыцаре был оруженосец, или сквайр в Англии, или валет во Франции. Оруженосцы не входили в иерархию и в сословие, но за особые заслуги они могли быть удостоены посвящения в рыцарство.
Сословная структура горожан была также иерархизирована. В городах, обладавших статусом civitas, выделялись три уровня гражданства: cives, burgenses, habitatores. Всей полнотой прав обладали cives; они входили в городские советы, занимали выборные должности, имели право заниматься международной торговлей, обладали налоговыми иммунитетами и другими привилегиями. Burgenses могли избираться, заниматься предпринимательством и торговлей, кроме международной, не имели налоговых иммунитетов. Habitatores могли только избирать, обладали правом голоса, могли заниматься ремеслом и розничной торговлей. Кроме этого, купечество городов объединялось в гильдии, а ремесленники – в цехи. Полными правами в цехе обладали только мастера: они участвовали в собраниях цеха, избирали его руководящие органы, суды, вырабатывали цеховые регламенты – статуты. Подмастерья и ученики не обладали этими правами. Подмастерье становился мастером только после длительного совершенствования в ремесле; окончанием подготовки считалось изготовление изделия, которое мастера на своем собрании признавали шедевром; после этого подмастерье должен был устроить угощение, пир и признавался равноправным мастером. Каждый цех имел свой герб, штандарт, церковь, особые праздники, церемонии.
Сословия получили право участвовать в органах сословного представительства в условиях формирования централизованных монархий. Ранее всего подобные органы возникли в Кастилии и Арагоне в 60–70-е годы XII века. Они назывались кортесы и состояли из четырех палат – бразо:
1) рикос омброс;
2) идальго;
3) духовенство;
4) горожане.
Кортесы возглавлял хустиция майор, который мог критиковать короля, обвинять его; именно хустиция майор принимал присягу у вновь вступающего на престол короля. Он обращался к новому монарху со словами: «Вот мы, которые ничем не хуже тебя, признаем тебя, который ничем не лучше нас, нашим королем на условиях верности кортесам и фуэрос. А если нет, то нет!» Кортесы принимали законы, утверждали налоги.
Сословия средневекового общества
Не случайно в сословной иерархии средневекового общества духовенство стояло на первом месте, ведь для средневекового европейца самым главным было его правильные взаимоотношения с Богом, что могло обеспечить ему спасение души после физической смерти. Священнослужителя обеспечивали посредничество между человеком и богом, выполняли миссию духовного наставничества и надзирания на протяжении всей жизни – от рождения до смерти. В средневековом обществе служители церкви, как правило, были образованнее феодалов и рыцарей, не говоря уже о крестьянах. Художники, писатели, поэты, музыканты, ученые в эпоху средневековья чаще всего были духовными лицами. Им принадлежали высшие государственные посты, и они имели большое влияние на своих сюзеренов. Средневековые монастыри в Европе были центрами культуры и образования. Школы, библиотеки, мастерские по переписке книг возникали, как правило, при монастырях.
Второе сословие – это светские феодалы, рыцарство. Их основным занятием было участие в войнах, состязания на турнирах. Все свободное время рыцарь проводил на охотах и пирах. Грамотность в среде рыцарей была не обязательна. Основным обязательством для рыцаря была беззаветная вера в Бога, верное служение сеньору, забота о слабых и беззащитных, соблюдение всех обязательств и клятв. Хотя в реальной жизни рыцари не чурались всевозможных бесчинств. Жили феодалы в хорошо укрепленных каменных замках, окруженные семьей, воинами и многочисленной челядью.
Основное население средневековой Европы – крестьянство. Они жили в небольших деревнях. Их жилища бедные и убогие, строились из дерева, обмазывались глиной. Крыши накрывали соломой или камышом. Такая крыша была не только прочной и дешевой, но могла пойти на корм скоту в голодный год. Крошечные окошки прикрывали ставни. Вместе стекол использовали кожу или бычий пузырь. Для отопления и приготовления пищи в крестьянских домах использовали открытый очаг без трубы, а дым выходил в отверстие в потолке. Из-за отсутствия дымохода стены в помещении были покрыты копотью. В холодное время в отапливаемый дом заводили имеющуюся скотину, и животные зимовали вместе с людьми. Жили крестьяне на землях феодала – землевладельца, и были у него в совершенном порабощении. Подать и налоги крестьяне платили натуральными продуктами, отрабатывали повинность на тяжелых работах в поле и замке.
Частые феодальные междоусобицы стирали средневековые деревни с лица земли. Положение крестьянского сословия было очень тяжелым. Даже религия не могла дать утешения – ведь проповеди велись на латинском языке. Поэтому в средние века было так развито суеверие и занятие колдовством, и особенно среди простолюдинов. А духовенство, в свою очередь, выжигало каленым железом в буквальном смысле, все остатки язычества. Нередко вспыхивали крестьянские восстания, которые феодалы подавляли беспощадно.
Основные сословия средневекового общества
Средневековое общество состояло из сословий.
Сословие – группа людей, различаемая по правам и обязанностям, принадлежность к которой передаётся по наследству.
Духовенство – они были наиболее грамотными людьми своего времени, были учёными, поэтами, главная обязанность – молиться Богу
Рыцарство (дворянство) – их главная обязанность – защищать страну, досуг проводили в рыцарских турнирах, особо почиталась честность и кодекс чести
Третье сословие – это были крестьяне, торговцы, ремесленники (они должны были кормить два высших сословия)
Христианство – одна из мировых религий, окончательно сформировавшаяся в III в. н.э., основными догматами (основные положения вероучения, которые является непреложной истине и не подвергаются критике) христианства считаются:
1. Единобожие (монотеизм) – Бог един в трёх лицах (Бог-отец, Бог-сын, Бог-Святой Дух).
2. Все люди рождаются грешными в силу первородного греха (которые совершили первые люди в раю – Адам и Ева).
3. Иисус Христос – вочеловечившийся Бог на кресте своими страданиями искупил первородный грех и все другие грехи человечества и воскресшего в третий день.
4. Для приобщения к христианской церкви необходимо провести таинство крещения (когда с помощью воды человек как бы смывает с себя первородный грех и все остальные грехи, сделанные им до крещения), причащение – вкушение плоти и крови Христа через чудесное перевоплощение хлеба и вина на литургии.
5. Главные источники о деяниях Христа и его учеников (апостолов) – Священное Писание (Библия), и Священное Предание.
6. Второе пришествие означает конец света, состоится страшный суд, где каждый ответит перед Богом за свои грехи и будет либо вечно мучится в аду, либо испытывать вечное блаженство в раю.
Историю развития христианства можно поделить на несколько этапов:
1-й этап: V – X вв. – эпоха Великого переселения народов, авторитет христианской церкви растёт, так как только эта организация заботится о обездоленных и всех пострадавших от завоеваний.
В 1054 г. христианская церковь раскалывается на две ветви – католичество (центр – г. Рим во главе с Папой Римским), православие (центр – Константинополь)
Католическая церковь была самой мощной и богатой организацией в средние века.
Признаки могущества католической церкви
Церковь выработала догмат, что спасение вне церкви невозможно (догмат – церковное правило, не подвергаемое сомнению) – поэтому папа Римский мог отлучить любого человека от церкви, которые были с ней не согласны, иногда от церкви отлучались целые районы и страны – тогда папа накладывал на них интердикт, при этом в этой местности прекращались Богослужения, прекращали отпевать умерших и крестить младенцев, что вызывало резкое недовольство народа.
Церковь была самой богатой организацией в средние века:
Огромные земельные богаства
Взимание церковной десятины
Плата за таинства
Продажа индульгенций (особая грамота, прощающая грехи)
Что такое натуральное хозяйство? Натуральное хозяйство — примитивный тип хозяйствования, при котором производство направлено только на удовлетворение собственных потребностей (не на продажу).
До Х века основная масса населения жила в деревне и жила натуральным хозяйством – однако к Х – XI веку положение меняется, в деревне появляются всё больше и больше умельцев – знатоков того или другого ремесла, которые занимаются кузнечеством, плотняцким делом, гончарным и т.д.
Многие умельцы навсегда покидали родные селения и уходили туда, где был большой спрос на их изделия. Чтобы так поступить, деревенские ремесленники или за деньги отпрашивались у своего феодала, или просто убегали от него.
Такие поселения назывались городами.Город – это поселение ремесленников.
Где возникали города? Около крупных монастырей и замков, за стенами которых можно было спастись в случае опасности. На пересечении дорог, по которым передвигались богомольцы, караваны чужеземных купцов и рыцари, нуждавшиеся в услугах кузнецов и оружейников. Вблизи переправ через реки и около морских гаваней.
В XI—XII веках наиболее крупные города Европы: Венеция, Флоренция, Рим, Париж, Лондон, Кёльн, Киев и другие (подробнее см. самые большие города мира в истории).
КТО БЫЛ ОСНОВНЫМ НАСЕЛЕНИЕМ ГОРОДА?
Основным населением города были ремесленники и купцы.
В каждом городе ремесленники одной специальности объединялись в союзы – цехи.
Цехи – объединение ремесленников одной специальности в средневековом городе.
Члены цехов назывались мастерами, они имели собственную мастерскую, обычно расположенную на первом этаже дома, где он жил вместе с семьёй, подмастерьями и учениками.
Всю основную работу по изготовлению изделий выполнял сам мастер, ему помогали мастера, уже изучившие ремесло, ученики выполняли подсобные работы.
Цеховые уставы преследовали две основные цели:
Рост городов способствовал развитию торговли, на место натурального хозяйства приходило товарное производство. Товарное производство – изготовление изделий на продажу.
Торговлей занимались купцы, торговля приносила большие доходы, но была довольно опасным делом – купцов грабили на суше рыцари, на море пираты, для того, чтобы обезопасить себя, купцы объединялись в особые союзы – гильдии.
В каждом королевстве или крупном феодальном владении чеканилась своя манета, купцам, торговавшим с разными странами, постоянно приходилось обменивать одни деньги на другие – так появились менялы.
Постепенно менялы богатели и создавали хранилища больших сумм денег, такое хранилище называлось банком, а его владелец банкиром. В средневековых городах банкриры брали деньги на хранение, давали деньги в долг (должнику приходилось отдавать в полтара – два раза дороже занятой суммы), переводили за особую плату деньги из одной страны в другую. Банкиры наряду с купцами были самыми богатыми жителями города.
Любой город располагался на какой-либо земле, которая была в собственности какого-либо феодала.
Однако по мере того, как города росли и богатели, они стали тяготится властью сеньоров.
В XII – XIII веках начались коммунальные революции – борьба городов с сеньорами.
Одни города обретали независимость за денежный выкуп, другие боролись за это военной силой.
Население коммун росло за счёт сбежавших от федалов крестьянин
Традиция о годе и одном дне.
Органы власти в городе.
Внешние причины крестовых походов:
Утверждение в Палестине турок сделало паломничества христиан гораздо более трудными, дорогими и опасными: пилигримам гораздо чаще приходилось становиться жертвами мусульманского фанатизма. Рассказы возвращавшихся пилигримов развивали в религиозно настроенных массах западного христианства чувство скорби о печальной участи святых мест и сильное негодование против неверных.
История крестовых походов:
В 1095 г. состоялся Клермонский собор, на котором папа Урбан II во французском городе Клермон провозглашает первый крестовый поход, обещав участникам крестового похода отпущение грехов, освобождение от долгов и т. п. Этот призыв лёг на благодатную почву, так как идеи крестового похода уже были популярны среди народа западноевропейских государств, и поход мог организоваться в любой момент. Речь папы лишь обозначила устремления большой группы католиков в западноевропейских государствах.
Краткая характеристика крестовых походов (который было всего восемь за всю историю средневековья)
Крестоносцы взяли и разграбили Констанинополь – христианский город (православный)
Причинами неудачи крестоносцев были следующие:
Последствия крестовых походов:
· закончились неудачно – крестоносцам не удалось закрепиться в Палестине
Вернувшиеся из похода рыцари приобрели вкус к восточным товарам (пряностям, тонким тканям, оружию из высококачественной стали, коврам), это
XIV – XV вв. – В XIV веке в Европе начинается кризис, основными проявлениями которого являются:
Тяга феодалов к обогащению приводила к тому, что они стали требовать от своих крестьян оброка в денежной форме, что привело к обнищание многих крестьян.
В середине XIV в. в странах Европы вспыхнула эпидемия чумы, получившая название «чёрной смерти». Болезнь унесла сотни тысяч жизней, население многих стран сократилось почти на треть. В Европе оказалось слишком мало рабочих рук и слишком много невозделанных земель. Несмотря на обнищание крестьян, сеньоры требовали от них новых платежей.
Ситуация дополнилась неурожаями: в 1315 – 1317 гг. ненастная погода повлекла за собой гибель части посевов, рост цен, голод
Основными событиями позднего средневековья в Западной Европе были:
Столетняя война (1337—1453)
Начало войны ознаменовалось поражениями французов.
В 1346 г. произошло поражение французов в битве близ селения Креси (север Франции), в 1356 г. – разгром французской армии при Пуатье. Несмотря на численное превосходство, французы были разбиты, их король попал в плен.
В 1360 г. был подписан мирный договор, по которому треть земель Франции переходила под управление Англичан.
Однако в 1369 г. военные действия возобновились. Одержав ряд побед на суше и на море, французы освободили значительную часть захваченных англичанами земель, но в 1415 г. при Азенкуре французская армия потрепела сокрушительное поражение и в 1420 г. по условиям унизительного для Франции мирного договора наследником французского престола был объявлен король Англии. Франция и Англия должны были стать едиными королевством. Однако вопреки договору после смерти короля Франции его сын бежал на юг страны и провозгосил себя королём Карлом VII (1422 – 1461 гг.)
Военные действия возобновились, англичане осадили город Орлеан (1428 г.)
1429 г. оказался переломным в ходе Столетней войны. Ко двору Карла VII явилась юная крестьянка Жанна д Арк. Она утверждала, что ей предназначено Богом освободить Орлеан и изгнать англичан из Франции. Жанна убедила Карла VII предоставить ей военный отряд, во главе которого она прибыла в Орлеан. Через девять дней англичане вынуждены были снять осаду с этого города
Слух об Орлеанской деве, посланной Богом для освобождения Франции, распространился по стране: в армию стали стекаться горожане и крестьяне, вооружившиеся на свои средства. Королевская армия двинулась вглубь территории, занятой англичанами. Города открывали ворота без боя.
Судьба Жанны оказалась трагичной – она попала в плен и была сожжена
1453 г. – окончание Столетней войны, англичане покидают Францию
Столетняя война вызвала обнищание народных масс, что вызвало народные восстания
В Англии наиболее мощным было восстание Уота Тайлера, во Франции – Жакерия.
Король Ричард II вынужден был встретится с восставшими, которые предъявили к нему следующие требования: отменить личную зависимость и барщину («никто не должен никому служить иначе, как по своей воле»); за пользование землёй следует давать владельцу только небольшую денежную плату. Король обещал выполнить требования и простить участников мятежа. Большинство восставших покинуло Лондон. Но некотрые из них во главе с Уотом Тайлером остались. Во время переговоров с королём Уот Тайлер был предательски убит. Лишившись предводителя, крестьяне растерялись. Отрядам рыцарей и богатых горожан удалось учинить жестокую расправу над восставшими по всей стране.
Во Франции после битвы при Пуатье отряды воинов – как своих, так и чужих, разбрелись по стране. Они грабили крестьян, убивали тех, кто оказывал сопротивление, жгли дома. Поражение в войне и связанные с ними бедствия изменили отношение французских крестьян к рыцарям. Была подорвана вера в то, что рыцари в соответствии с Божьей волей защищает родную страну и земледельцев. Крестьяне говорили, что «дворяне, которые должны их охранять, решили совершенно отнять у них всё имущество» и потому «будет великим благом уничтожить всех дворян».
В 1358 г. вспыхнуло восстание, охватившее значительную часть Северной Франции. В нём приняло участие до 100 тысяч человек. Вождём восставших был избран крестьянин Гильом Каль, знакомый с военным делом. Восставшие разгромили и сожгли десятки рыцарских замков. Они убивали всех подряд – самих рыцарей, их жён и малолетних детей. При этом восставшие, уничтожая рыцарей, заявляли о своей преданности королю и помещали на своих знамёнах королевский герб. К Крестьянам присоединялись городские бедняки, многие города открывали дорогу восставшим. Восстание получило название Жакерия. Оно произошло от распространённого в народе имени Жак (Яков), которое дворяне употребляли как презрительную кличку крестьянина – Жак-простак. Французские дворяне объединились. В их войске были и отряды англичан, готовых помочь в войне с «Жаками». Перед сражением дворяне вызвали для переговоров Гильома Каля, обещав ему безопасность. Поверив рыцарскому слову, тот явился во враждебный лагерь, но был схвачен и казнён. Оставшиеся без предводителя повстанцы были разгромлены. После поражения восставших дворяне перебили десятки тысяч крестьян.