какое соотношение доходов и расходов может быть в государственном бюджете

Государственный бюджет

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие государственного бюджета

В настоящее время как в литературе, так и в повседневной жизни довольно часто употребляются термины:

Что же означает само понятие «бюджет»?

Бюджет – это документ, представляющий план формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения возможности осуществления определенных задач и функций на протяжении определенного периода.

Финансовая деятельность государства осуществляется по трем направлениям: формирование доходов в бюджете и различных государственных фондах, распределение средств и их использование (освоение).

Структура государственного бюджета

Главными составляющими любого бюджета являются доходная и расходная части. Формирование государственного бюджета характеризуется принудительным и необратимым изъятием финансовых средств у их владельцев. Это происходит посредством налоговой политики и обязательных платежей.

Доходная часть бюджета

Налоговыми поступлениями являются предусмотренные законодательством общегосударственные (федеральные) и местные налоги, сборы и другие обязательные платежи.

Кроме налогов могут быть еще неналоговые поступления в бюджет. Они представляют собой доходы от собственности и предпринимательской деятельности, поступления от штрафов и финансовых санкций.

В последнее время в литературе и прессе часто употребляют термины «субвенция» и «трансферт».

Трансфертами называются средства, полученные бюджетом одного уровня (например, районный) из бюджета другого уровня (федерального, областного или краевого) на безоплатной основе.

Готовые работы на аналогичную тему

Субвенции -это межбюджетные трансферты для использования с определенной целью, в порядке, который определяет сам орган, которому они выделены.

Расходная часть бюджета

Расходная часть бюджета — это средства, которые направляются для обеспечения программ и мероприятий, предусмотренных данным бюджетом.

Расходы государственного бюджета предусматривают решение основных социальных, экономических и политических вопросов государства. К ним относятся вопросы национальной обороны и безопасности, государственного управления, судебной власти, фундаментальных исследований, здравоохранения, образования, культуры, обеспечения национального долга.

К расходам на хозяйственные цели относят также субсидии для некоторых отраслей (например, для сельского хозяйства) и для компенсации процентов банкам за кредиты производителям (сельхозпроизводителям, представителям малого бизнеса и т.п.).

Соотношения доходов и расходов в бюджете

В идеальных условиях доходная часть бюджета должна совпадать с расходной. Но в реальной жизни возникают ситуации превышения одной части бюджета над другой.

Превышение расходной части над доходной приводит к дефициту бюджета. Дефицит бюджета вызывает инфляцию, потому что государство прибегает к государственным займам, продаже государственных ценных бумаг, денежной эмиссии (печать дополнительного количества денежных знаков).

Превышение доходной части над расходной называется профицитом.

Экономисты считают, что профицит (как и идеальный бюджет) тормозит антиинфляционную политику государства и может вызвать застой в экономике.

Особое внимание экономисты уделяют вопросам внешнего долга. Если государственный долг страны растет, то падает авторитет страны на мировом рынке и снижается ее кредитный рейтинг. Поэтому развитые страны регулируют бюджет с учетом своевременного погашения внешних долгов и накопления капиталов.

Источник

Государственный бюджет

Государственный бюджет – финансовый документ, содержащий совокупные доходы и расходы страны. Состоит из двух частей: доходной и расходной.

Расходы государства состоят из затрат на социальные программы, оплату услуг государственного аппарата, расходов на оборону и прочих статей.

Если доходы бюджета превышают расходы, это принято называть профицитом бюджета. В обратной ситуации, когда расходы превышают доходы, – дефицитом. Бюджетный профицит способствует созданию государственных резервов. Дефицит финансируется прежде всего при помощи государственных заимствований. Таким образом, создается внутренний и внешний долг государства.

Госбюджет бывает нескольких уровней: федеральный, региональный, муниципальный, местный, а также бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Государственный бюджет РФ принимается на один год. При этом предложение бюджета разрабатывается на основе бюджетного послания президента России и вносится правительством в Государственную думу не позднее 1 октября. Дума его рассматривает в трех чтениях: при первом утверждаются общие параметры, при втором – разделы, а при третьем – подразделы статей. В случае если депутаты не примут бюджет, создается согласительная комиссия совместно с правительством. При этом по закону Госдума не может увеличивать размер планируемых доходов без заключения Кабинета министров. После того как Дума приняла бюджет на предстоящий год, его утверждает Совет Федерации и подписывает президент. С этого момента госбюджет имеет силу закона.

Источник

Все, что следует знать о бюджете страны

Что такое бюджет?

В понятии обывателя бюджет обычно ассоциируется с неким хранилищем денег, находящимся в распоряжении государства, правительство которого периодически берёт оттуда средства, чтобы потратить на пенсии, социальные программы вроде материнского капитала, перечислить зарплаты бюджетникам. По факту бюджет государства – это финансовый документ, включающий комплекс смет всех потребностей страны. Кроме того, в нём указаны все источники поступлений, из которых планируется получить средства. Бюджет консолидирует денежные потоки государства, содержит информацию о планах правительства в сфере экономической деятельности, и в целом задаёт параметры экономической политики, решает вопросы финансового регулирования в масштабах всей экономики государства.

какое соотношение доходов и расходов может быть в государственном бюджете

Годовой бюджет страны является законодательным актом и проходит процедуру составления и его утверждения Государственной думой и Советом Федерации, прежде чем подписывается президентом и передаётся на исполнение правительству.

Мобилизация финансовых ресурсов обеспечивает органам власти выполнение возложенных на них функций, а экономическая важность бюджета заключается в формировании конечного спроса, напрямую оказывая влияние на такие экономические показатели, как:

Структура бюджета

В структуру входят две составляющие: доходная и расходная.

К доходной части относятся:

К расходной части относятся:

ВНИМАНИЕ! При сбалансированном бюджете соотношение доходов и расходов является равным.

Профицит и дефицит бюджета

При несбалансированности бюджета возникает его дефицит либо профицит.

Бюджетный дефицит возникает при превышении уровня расходов государства над размером привлечённых в казну финансовых поступлений. Профицит, напротив, предусматривает преобладание суммы доходов над расходной частью.

При бюджетном дефиците государство вынуждено применять меры, направленные на урезание бюджета, а именно, к секвестру — сокращению расходов. Жёсткость принятых мер определяется величиной дефицита.

Причинами дефицита могут послужить:

Чтобы государство могло выполнять перед своими гражданами и кредиторами обязательства, дефицит бюджета должен быть погашен — профинансирован средствами. Откуда их взять? Для устранения дефицита денежных средств государство занимает их у своих же граждан посредством выпуска облигаций государственного займа либо кредитуется у других стран или межгосударственных образований.

Ещё один способ ликвидировать дефицит государственного бюджета – провести эмиссию, то есть запустить денежный печатный станок страны, но это непопулярная мера, так как всегда негативно сказывается на уровне инфляции.

Система доходов госбюджета

Доходы служат финансовой базой для реализации основополагающих задач в сфере экономики, социальной и оборонной политики страны, состоящей из платежей физических и юридических лиц в пользу государства, а также иных неналоговых доходов, поступающих в распоряжение финансовых распорядителей.

Виды государственных доходов

Все поступающие в распоряжение государства средства можно подразделить на налоговые, неналоговые и безвозмездные перечисления.

Разделение налогов по уровню бюджетов

Все налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Хотя система налогообложения и имеет трёхуровневый характер, наиболее значимы именно федеральные налоги. К их числу относятся такие налоги, как:

Региональными являются налоги и сборы, обязательные к уплате на уровне субъектов государства. К этой категории относят:

На региональном уровне также устанавливаются налоговые льготы по отдельным видам налога.

Налоги и сборы местного уровня, а также льготы по этим налогам, устанавливаются и принимаются нормативными актами муниципалитетов. Правовое регулирование местных налогов и сборов органы местного самоуправления осуществляют в пределах определённых законодательством полномочий. К системе местных налогов относят:

Прямые и косвенные налоги

По способу изъятия налоговые платежи подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги собираются непосредственно, буквально «напрямую» с субъекта налогообложения. Это налог на прибыль, НДФЛ, налог на совокупный доход. Прямые налоги могут взиматься в бюджеты всех уровней в зависимости от географического расположения предприятия и его стратегической важности.

Доля косвенных налогов в системе бюджета России занимает ключевую роль и составляет более 70% от общего числа поступлений. Их значение заключается не только в доходности для государства, но и влиянии на ценообразование и общую структуру потребления.

К косвенным налоговым платежам относится, в первую очередь, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины и сборы, а также акцизы, которые взимаются с групп товаров с высокой доходностью (природные ресурсы, бензин, спирт и алкогольные напитки, табачные изделия).

Ключевое значение в этой группе налогов занимает именно НДС, приносящий почти половину поступлений в бюджет от всех косвенных налогов.

Система расходов Госбюджета

С помощью расходной части бюджета государство исполняет свои функции в сферах экономики, обороны и социальной политики, оказывая влияние на экономическое, социально-культурное развитие и состояние общества в целом.

Расходы и структура их распределения

Под расходами подразумеваются невозвратные платежи, распределение средств по которым происходит из бюджетов всех уровней в размерах и по направлениям, установленным в нормативно-правовых актах.

Из федерального бюджета финансируются расходы на:

К расходам, финансируемым совместно из бюджетов разных уровней, относят:

Ключевой принцип межбюджетного распределения расходов заключается в соответствии фактических полномочий законодательно закреплённым на их уровне власти.

Виды бюджетов

Бюджет — смета доходов и расходов определённых образований (государства, региона, органа местного самоуправления), рассчитываемая на заданный период, обычно на один год. Для каждого из них он имеет свои отличительные характеристики.

Бюджет государства

Бюджет государства является главным инструментом регулирования экономики и перераспределения национального дохода для реализации Правительством намеченного экономического курса и социальной политики. Принимаемый на законодательном уровне, он представляет собой основной финансовый план страны, обязательный для исполнения на всей её территории.

СПРАВКА! В экономически развитых странах через бюджет перераспределяется до 40% ВВП.

В бюджете аккумулируется часть денежных доходов организаций и граждан. За счёт бюджетных средств финансируются оборона, охрана общественного порядка и безопасность государства, экономика, здравоохранение, образование и культура.

Функции госбюджета

К основным функциям государственного бюджета относят перераспределение национального дохода, стимулирование экономики, обеспечение социальной политики, направленной на развитие здравоохранения, образовательных и научных программ, а также финансовую поддержку малоимущих групп населения.

Также средства бюджета страны и внебюджетных государственных фондов используются на общие нужды всей нации, которые невозможно удовлетворить за счёт бизнес-сферы. К ним относятся государственное управление, оборона и безопасность страны, экология.

Источники доходов бюджета

Основными источниками финансовых поступлений в казну государства являются:

Расходы госбюджета

К расходам государства относятся денежные средства, направленные на обеспечение задач и функций государства. По целям распределения расходы государства подразделяются на:

Разница между доходами и расходами страны составляет сальдо бюджета, которое может пребывать в трёх различных состояниях:

Существует понятие «интервал оптимальности» доли бюджета в показателе валового внутреннего продукта, без которого невозможно достичь экономического роста. При завышенной доле государственного бюджета в структуре ВВП экономика несёт излишнее бремя налоговой нагрузки, происходит её стагнация. Следовательно, чем меньше доля бюджета в валовом внутреннем продукте, тем выше темпы экономического роста.

ВАЖНО! Но и тут есть свои исключения. Если доля государственного бюджета в разрезе ВВП будет минимизирована, это не позволит государству эффективно выполнять свои функции, что также окажет отрицательное влияние на развитие экономического сектора.

Источники финансирования бюджетного дефицита

В структуре государственного бюджетного дефицита источники финансирования подразделяются на внутренние и внешние.

К первой группе относится эмиссия ценных бумаг (облигации федерального займа для населения), предоставление денежных ссуд бюджетами других уровней.

Вторая группа подразумевает реализацию ценных бумаг на мировом финансовом рынке, получение банковских кредитов или займов международных наднациональных финансовых корпораций, а также межгосударственное кредитование.

Требования к бюджету

К бюджету государства применяется ряд обязательных требований:

Уровни бюджетной системы

Бюджетной системой предусмотрено подразделение бюджета на три уровня:

Доходы и расходы бюджетов всех уровней

Формирование доходов бюджетов происходит в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством страны. В основу бюджетных расходов всех уровней заложены единые принципы и нормативы минимальной обеспеченности бюджета для реализации госуслуг, установленных исполнительными органами власти. Рассмотрим подробнее.

Формирование доходов бюджетов

Формирование происходит за счёт налоговых и неналоговых видов доходов. В актив бюджета нового финансового года зачисляется также неосвоенный остаток денежных средств, образовавшийся по итогам завершённого бюджетного года.

Налоговые доходы включают в себя все предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также штрафы и пени.

ВНИМАНИЕ! Оценки экономической эффективности показывают, что налоговые доходы региональных бюджетов должны составлять не менее половины консолидированных доходов государственного бюджета.

Неналоговыми видами дохода являются средства, поступившие в казну в результате:

Осуществление бюджетных расходов

Расходы бюджетов классифицируются по признакам их экономического содержания на текущие и капитальные.

Из текущих расходов происходит обеспечение бесперебойного функционирования системы органов власти всех уровней, бюджетных организаций и учреждений, оказывается господдержка отдельным отраслям экономики или субъектам в целом в форме дотационных выплат или субсидий.

Инструментами реализации инвестиционного направления государственной деятельности являются капитальные расходы. К ним относят статьи расходов, которые предусматривают:

Распределение средств бюджетов разных уровней

Бюджетная система страны предусматривает формирование расходных статей бюджетов в соответствии с обязательствами, обусловленными действующим законодательством, и разграничением вменённых полномочий органов вертикали власти, являющихся распорядителями бюджетов соответствующих уровней.

При подготовке и формировании бюджета на новый финансовый год акцентируется внимание на основных направлениях бюджетной и налоговой политики государства. В концепции общей финансовой и социально-экономической линий развития страны, субъекта, муниципалитета их разрабатывают и определяют законодательные органы власти.

Расходование городского бюджета

Порядок расходования средств городского бюджета определяется в соответствии с компетенцией органов местного самоуправления. Вопросы, отнесённые к задачам власти на местах, определены ФЗ № 131-ФЗ. Так, основное расходование привлечённых в городской бюджет средств заложено в статьях на образование, социальные программы, ЖКХ, дорожное хозяйство и благоустройство, культуру, проведение массовых развлекательных и спортивных мероприятий, строительство стратегических объектов социальной инфраструктуры (школы и детские дошкольные учреждения, досуговые центры).

Распоряжение городским бюджетом

Муниципалитет самостоятельно с учётом имеющихся полномочий занимается формированием, утверждением и реализацией бюджета, а также осуществляет контроль за соблюдением его исполнения.

Для этого составленный проект решения городского бюджета выносится на публичные слушания на общественное обсуждение с целью дальнейшего учёта мнений населения муниципального образования. После обсуждения указанный бюджетный проект представляется главой муниципального образования на рассмотрение и последующее утверждение Совету депутатов, который вправе утвердить его как без замечаний, так и с учётом своих поправок. После утверждения бюджет вступает в законную силу.

Подводя итог, отметим, что бюджет страны — многоступенчатый отлаженный механизм бюджетной системы страны, подразумевающий безукоснительное исполнение бюджетного закона как по горизонтали власти, так и по её вертикали. Важным моментом является процесс реализации утверждённого бюджета, для эффективности исполнения которого необходимо обеспечивать его прозрачность и строгую подотчётность. В нашей стране, ввиду особенностей географического положения — огромной территории, и сложившейся поколениями коррупционной ментальности, этот принцип бюджетного процесса реализован слабо.

Источник

Какое соотношение доходов и расходов может быть в государственном бюджете

Сохраняйте данные
показателей бюджета

В личном кабинете вы сможете собрать все необходимые вам данные о расходах Минпромторга России

Сохраняйте данные
показателей бюджета

Детализируй планы-графики расходов

Сохраняйте данные
показателей бюджета

Узнайте, какую меру поддержки может получить ваше предприятие

Восстановление доступа

Введите адрес, который вы указывали при регистрации

Доходы и расходы бюджета России

какое соотношение доходов и расходов может быть в государственном бюджете

Если проанализировать структуру доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации, становится понятно, что они находятся в прямой зависимости от того, как складываются экономические отношения с гражданами и предприятиями в плане распределения денежных средств

Доходы

Система доходов федерального бюджета предусматривает мобилизацию начислений налогов и поступлений из других источников (неналоговых отчислений). Сюда же включаются безвозмездные перечисления в бюджет и другие методы аккумулирования финансовых ресурсов.

Под налогами в этой связи понимается категория экономического характера, которой присуще несколько функций – фискальная, регулирующая и стимулирующая. При помощи первой происходит формирование финансового фонда. Задача второй – помогать государству оказывать влияние на деятельность производства в стране. Третья направлена на стимулирование накопления капитала.

Функционирование российской налоговой системы происходит на основании нескольких принципов:

Из каких источников будут поступать доходы в государственный бюджет, определяется Бюджетным кодексом России. Этим документом утверждается объем выручки госбюджета. Важно, что доходы не могут быть меньше, чем расходы, которые заявлены в бюджете.

Расходы

Бюджетные расходы делятся на составляющие, которые формируются в соответствии с функциями сортировки фонда бюджета на части, состоящие из подразделов; а также принципами, на основе которых ведется формирование денежных фондов.

Финансовые средства, поступающие в государственный бюджет, в первую очередь направляются на поддержание социальной сферы, оборонного комплекса, экономики, обеспечение безопасности государства, финансирование образования и медицины, жилищно-коммунального хозяйства, а также регионов. Определенная господдержка за счет бюджета предусмотрена также для организаций культуры и СМИ.

Как будут распределяться бюджетные деньги по регионам, определяется тем, какая бюджетная политика выбирается государством. В региональные статьи расходов бюджета главным образом включаются ассигнования на поддержание работы жилищно-коммунального комплекса, то есть содержание жилья, благоустройство городов и других населенных пунктов, транспортных магистралей, дорог, водоканалов.

В бюджете субъектов федерации также предусматриваются средства на поддержку предприятий легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства.

Соотношение доходов и расходов в 2021, 2022 и 2023 годах

Как соотносятся бюджетные доходы и расходы в текущем 2021 году, и в каком соотношении они будут находиться в 2022-2023 годах, определяет Федеральный закон о федеральном бюджете Российской федерации на этот период.

На 2021 год прогнозируется поступление в бюджеты разных уровней 18,8 триллиона рублей. Расходы запланированы в объеме 21,5 триллиона рублей. Дефицит бюджета – в 2,75 триллиона рублей, что составляет 2,4% от валового внутреннего продукта (ВВП). При этом ВВП прогнозируется в размере 115,53 триллиона рублей, а рост экономики страны – на 3,3 процента.

В 2022 году, по прогнозам разработчиков закона, сумма бюджетных доходов вырастет до 20,6 триллиона рублей, а расходов – до 21,88 триллионов рублей. Размер дефицита бюджета планируется в сумме 1,25 триллиона рублей, то есть один процент от ВВП, который предположительно составит 124,22 триллионов рублей. Экономика, по прогнозам, вырастет на 3,4%.

На 2023 год также сделаны предположения в законе. Согласно подсчетам экономистов, размер денежных доходов достигнет 22,3 триллиона рублей, расходы составят 23,67 триллиона рублей. Сумма дефицита оценивается в 1,41 триллион рублей, что равняется 1,1 проценту от валового внутреннего продукта. ВВП прогнозируется в сумме 132,82 триллиона рублей, а экономический рост – три процента.

Уже на 2020 год российские законодатели прогнозировали снижение бюджетных доходов по отношению в ВВП. Ожидания оправдались. В законе о бюджете на 2021 год прослеживается та же тенденция на 2021-2023 годы. Это обуславливается сокращением в бюджете доходов от нефтегазового сектора. Законодатели прогнозируют, что это произойдет за счет:

Кроме того, продолжится постепенное увеличение ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть и продукты из нее с одновременным уменьшением ставки экспортной пошлины на углеводороды, которая к 2024 году станет нулевой. На снижение соотношения расходов бюджета по отношению к ВВП влияют также другие факторы.

Что касается поступлений от ненефтегазовых секторов экономики, в ближайшие два года правительство ожидает, что они будут достаточно стабильными. А к 2022 году достигнут 11,1% от ВВП.

В 2021, 2022 и 2023 годах законодатели прогнозируют увеличение объемов налога на добавленную стоимость (НДС) на импортируемою в Россию продукцию по отношению к ВВП, что, очевидно, произойдет на фоне роста импорта.

Ненефтегазовые доходы бюджета также будут расти в следующие два года благодаря дивидендам от предприятий, в уставном капитале которых участвует государство. Этот прогноз был сделан с учетом того, что страна постепенно переходит к единому подходу при определении политики компаний в отношении дивидендов. Это означает, что предприятия должны будут направлять на выплату дивидендов как минимум половину объема чистой прибыли по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).

Предпринимаемые правительством меры по увеличению доходов бюджета соответствуют задачам и целям бюджетной политики государства и направлены на формирование благоприятных структурных изменений в экономике России, а также ликвидации помех для ее сбалансированного развития.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *