какое сомнение мучит героя рассказа крыжовник

Какое сомнение мучит героя рассказа крыжовник

Вопросы к рассказу крыжовник.

1)Как ты думаешь, кто из героев рассказа » Крыжовник» человек сомневающийся- Буркин, Алехин, Иван Иванович, Николай Иванович, рассказчик? Почему? 2)Кого ты бы назвал главным героем рассказа? Почему? 3)Какое сомнение мучит героя? 4) Как бы ты сформулировал:о чем этот рассказ? 5) Почему так изменился Николай Иванович, став помещиком? 6) Как, по-твоему, Николай Иванович, достигший своей жизненной цели, достоин уважения или призрения, понимания? 7)Как ты объяснишь реакцию Буркина?

Похожие вопросы
Ответов (5)

какое сомнение мучит героя рассказа крыжовник

Сомневающимся можно назвать Ивана Ивановича, старшего брата Николая Ивановича, мечтавшего о своем поместье и крыжовнике. Иван Иванович сомневался, что бедный чиновник, которым являлся его брат, сможет купить себе поместье. Главным героем рассказа является Николай Иванович, бедный чиновник, которому удалось осуществить свою мечту – посадить крыжовник в своем поместье. Герой страдает от того, что не сможет так быстро осуществить мечту из-за отсутствия нужного количества денег, поэтому он женится, чтобы увеличить свой капитал. Рассказ о превращении мещанского чиновника в богатого помещика. Богатство, как и нищета, очень плохо влияют на Николая Ивановича, превращая его в бездушного человека.

Богатство дает свободу.

Ребят. не ссорьтесь какое сомнение мучит героя рассказа крыжовник

Источник

Сомневающиеся герои Антона Павловича Чехова (на примере произведений «Крыжовник» и «О любви») (Чехов А. П.)

В произведениях А. П. Чехова сомнений более чем достаточно.

И есть много всего над чем стоит подумать или хотя бы задуматься. В произведении «Крыжовник» Николай Иванович не сомневался в своем выборе и своей мечте. Он медленно, но верно шел к своей цели, несмотря ни на что. Это и сделало его счастливым. А в рассказе «О любви» Алёхин и Анна Алексеевна любили друг друга, но им мешали сомнения, они заставляли их думать над вопросами: «А оно мне надо. Что же тогда будет. » и прочее. Но ведь у любви нет смысла и она приходит незаметно, а уходит в мгновение, оставив после себя огромный след в жизни человека. Это в конечном итоге и сделало их несчастными. Возможно, в душе и сознании Чехова тоже шла борьба и его одолевали сомнения: «Каким должен быть человек, какое добро он должен делать. «.

Я считаю, что у каждого человека своя точка зрения по поводу сомнений. Для кого-то сомнения это плохо, они даже могут долго корить себя за то, что поддались им. А для кого-то сомнения считаются нормой и все в жизни этого человека поддается раздумьям и размышлениям. Я же, думаю, что сомнения, это неотъемлемая часть нашей жизни, которая иногда не дает нам совершить те, или иные действия и ошибки.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Какое сомнение мучит героя рассказа крыжовник

какое сомнение мучит героя рассказа крыжовник

В произведениях А. П. Чехова сомнений более чем достаточно.

И есть много всего над чем стоит подумать или хотя бы задуматься. В произведении «Крыжовник» Николай Иванович не сомневался в своем выборе и своей мечте. Он медленно, но верно шел к своей цели, несмотря ни на что. Это и сделало его счастливым. А в рассказе «О любви» Алёхин и Анна Алексеевна любили друг друга, но им мешали сомнения, они заставляли их думать над вопросами: «А оно мне надо. Что же тогда будет. » и прочее. Но ведь у любви нет смысла и она приходит незаметно, а уходит в мгновение, оставив после себя огромный след в жизни человека. Это в конечном итоге и сделало их несчастными. Возможно, в душе и сознании Чехова тоже шла борьба и его одолевали сомнения: «Каким должен быть человек, какое добро он должен делать. «. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Я считаю, что у каждого человека своя точка зрения по поводу сомнений. Для кого-то сомнения это плохо, они даже могут долго корить себя за то, что поддались им. А для кого-то сомнения считаются нормой и все в жизни этого человека поддается раздумьям и размышлениям. Я же, думаю, что сомнения, это неотъемлемая часть нашей жизни, которая иногда не дает нам совершить те, или иные действия и ошибки.

Источник

Образ Николая Ивановича в рассказе Крыжовник Чехова сочинение

Одним из основных персонажей произведения является Николай Иванович Чимша-Гималайский, представленный писателем в образе потомственного дворянина, служащего с ранних лет государственным чиновником.

Николай Иванович описывается в качестве младшего брата главного героя рассказа Иван Ивановича, служащего ветеринаром.

Характерной чертой героя является его заветная мечта о покупке имения в деревне, в котором он планирует посадить многочисленные кусты ароматного крыжовника. Ради своей мечты Николай Иванович, экономя на собственном существовании, недоедая, одеваясь как нищий человек, судорожно собирает необходимую для покупки имения денежную сумму, откладывая даже присланные на праздники братом деньги.

Служа в государственной конторе, Николай Иванович слывет среди окружающих как добродушный, кроткий человек, не имеющий собственного мнения в сочетании с робостью.

Достигнув сорока лет, Николай Иванович из-за денежного расчета вступает в брак со старой вдовой, забрав у жены все ее состояние. Постепенно герой становится настоящим чудаком и домашним тираном, в результате поведения которого жена через три года умирает, а сам Николай Иванович не испытывает при этом никакого чувства вины.

После смерти супруги мечта Николая Ивановича исполняется, и он приобретает долгожданное имение, для которого закупает несколько десятков крыжовенных кустов.

Получив помещичий статус, из робкого и кроткого человека Николай Иванович становится высокомерным и капризным барином и в отношении своих крестьян, и в отношении соседей.

Спустя год кусты крыжовника впервые приносят урожай плодов, но ягоды вырастают жесткими, невкусными с кислым привкусом. Однако Николай Иванович чувствует себя одним из счастливейших людей, поняв, что мечта всей его жизни осуществилась.

С точки зрения старшего брата героя Иван Ивановича, Николай Иванович в своем счастье не способен слышать и видеть других людей, окружающих его, в том числе и несчастных по той или иной причине, будто он находится под действием гипноза.

Раскрывая образ Николая Ивановича в рассказе, писатель демонстрирует смысл ложного счастья своего героя, заключающегося в праздном покое, ведущим к личностному застою. По мнению автора, человеческое счастье представляет собой постоянные действия, направленные на совершение человеком доброго, справедливого, светлого.

История создания

Вошедший в «маленькую трилогию» рассказ А.П. Чехова «Крыжовник» напечатали издатели «Русской мысли» в 1898 году. Он был создан писателем в селе Мелихово, Московской области. Данная история является продолжением произведения «Человек в футляре», которое тоже повествует об омертвевшей человеческой душе с искаженным понятием о счастье.

Считается, что за основу своего сюжета Чехов взял рассказ, который известный юрист Анатолий Кони поведал писателю Л.Н. Толстому. Эта история повествует об одном чиновнике, который подобно Н.И. Чимше—Гималайскому, всю жизнь откладывал сбережения ради осуществления своей мечты. Чиновник верил, что парадный мундир с золотыми вышивками принесет ему почет и уважение, сделает его счастливым. Вот только при жизни «счастливая» вещь ему не пригодилась. Более того, потускневший от нафталина мундир надели на беднягу лишь на его собственных похоронах.

Чему учит?

Этот рассказ заставляет читателя быть благоразумным, думать своей головой и не зацикливаться на призрачных образах прошлого. Автор ставит под сомнение важность материального благополучия, заявляет о необходимости сострадания и взаимопомощи в обществе, осуждая обывательское равнодушие. Такой вывод можно сделать после прочтения рассказа «Крыжовник».

Идеалы личного счастья и тихой жизни вдали от суеты глубоко омерзительны автору, ведь в них нет того величия, на которое способен один лишь человек. Получается, в тихом омуте благополучия он губит свой природный потенциал и способствует деградации общества. Такова мораль А.П. Чехова и его рассказа «Крыжовник».

Жанр и направление

Произведение «Крыжовник» написано в жанре рассказа и относится к такому направлению в литературном творчестве, как реализм. Лаконичная прозаическая форма позволяет автору изложить свои мысли наиболее кратко, и как следствие, привлечь внимание читателя, достучаться до его сердца.

Как известно, рассказ от других жанров отличает наличие всего лишь одной сюжетной линии, присутствие одного или двух главных героев, небольшое количество второстепенных действующих лиц и небольшой объем. Все эти признаки мы наблюдаем в «Крыжовнике».

О чем?

Ветеринар Иван Иваныч Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин застигнуты в поле дождем. Герои пережидают непогоду в усадьбе Алехина — приятеля Ивана Иваныча. Тогда врач делится с сотрапезниками историей своего брата, судьба которого сложилась печально.

Братья с детства познали одну простую истину — за удовольствие надо платить. Они происходили из небогатой семьи, старались сами себя обеспечить.

Особенно стремился к обогащению младший из братьев — Николай Иваныч. Пределом всех его мечтаний были усадьба и сад, в котором рос бы спелый и ароматный крыжовник. Ради достижения своей цели Чимша—Гималйский даже сгубил жену, пусть и не нарочно. Он экономил на всем, казалось, ничего не замечал вокруг, кроме объявлений о продаже «десятин пашни и луга с усадьбой». В конечном итоге ему все-таки удалось приобрести желанный участок. С одной стороны, главный герой счастлив, он с удовольствием уплетает свой крыжовник, строит из себя сурового, но справедливого барина… Но с другой стороны, нынешнее положение Николая Иваныча не радует его брата, который приехал погостить. Иван Иваныч понимает, что есть вещи, ценность которых намного значительнее удовольствия есть собственный крыжовник. Именно в этот момент конфликт материального и духовного достигает апогея.

Анализ рассказа А.П.Чехова «Крыжовник»

Композиция

Сюжет «Крыжовника» строится по принципу «рассказ в рассказе». Нелинейное повествование помогает автору углубить смысл произведения.

Помимо истории главного героя рассказа, Николая Иваныча Чимши—Гималайского, существует и другая реальность, в которой живут Иван Иванович, Алехин и Буркин. Последние два дают свою оценку произошедшему с Николаем Иванычем. Их представления о жизни — наиболее распространенный вариант существования людей. Важно обратить внимание на экспозицию рассказа, которая содержит подробное описание природы. Пейзаж в имении Николая Ивановича подтверждает духовную нищету новоиспеченного барина.

Второстепенные персонажи

Алехин, помещик

Высокий, полный мужчина сорока лет, длинные волосы придают сходство с художником. Помещик, погряз в своих хозяйственных делах. Кроме сена, дегтя да крупы, его ничего не интересует. Сам занимается хозяйством настолько, что забыл, когда последний раз мылся. Рад гостям, гостеприимный и хлебосольный, имеет большой двухэтажный дом.

Буркин

Учитель гимназии, друг Ивана Ивановича. Буркин, как и Алехин, представитель «футлярности». Он не понимает смысла истории, рассказанной Иваном Ивановичем, для него это обыденная ситуация, не представляющая интереса. Его интересуют совершенно другие темы – женщины, изящные люди. Равнодушный и молчаливый.

Пелагея

Привлекательная молодая горничная Алехина. Деликатная и бесшумная, поразила своей красотой Буркина и Ивана Ивановича. Мягко и ненавязчиво подает гостям хозяина полотенца, чистую одежду, прислуживает за столом.

Главные герои «Крыжовника», Иван Иванович и Николай Иванович, совершенно разные люди, по-разному понимающие смысл жизни. Единственное, что их роднит – это их имена. Таким образом, Чехов продолжает развивать тему «футлярности» в своем цикле историй, в список которых входит три рассказа. Главной темой этой трилогии, писатель старается пробудить людей от бессмысленного существования, от их низменных и мелочных целей. Устами Ивана Ивановича, Чехов старается пробудить в человеке стремление к высоким моральным и нравственным ценностям, к осознанию их ничтожных желаний. Характеристика героев в произведении Чехова дает представление о том времени, которое было названо периодом застоя. Трилогия писателя отобразила ход событий, происходящих в сфере общественно-политических отношений. Своими произведениями Чехов пытался заронить искру в умы прогрессивных и думающих людей, способных коренным образом повлиять на происходящие в стране события. Осмысление рассказа «Крыжовник» заставляет задуматься о жизненных приоритетах.

Главные герои и их характеристика

В данном произведении затронуты темы счастья, мечты, поиска смысла жизни. Все три темы тесно связаны друг с другом. Мечта о собственной усадьбе с крыжовником привела Николая Иваныча к его счастью. Он не только с наслаждением ел крыжовник, но и с умным видом рассуждал о народном образовании, искренне верил, что благодаря ему каждый простой мужик сможет стать полноценным членом общества. Только вот счастье главного героя является ложным: это всего лишь покой, праздность, что ведут его к застою. Время вокруг него буквально остановилось: ему не нужно утруждать себя, стараться и отказывать себе в чем-либо, поскольку теперь он — барин. Раньше Николай Иваныч был твердо уверен в том, что счастье нужно завоевывать, заслуживать. Теперь же, по его мнению, счастье — это дар божий, и только избранному вроде него под силу жить в раю на земле. То есть, его сомнительное достижение стало лишь плодородной почвой для эгоизма. Мужчина живет только для себя. Став богатым, он обеднел духовно.

Можно выделить и такую тему, как равнодушие и отзывчивость. Рассказчик, рассуждая на эту тему, отмечает, что ни Алехин, ни Буркин до конца не поняли его идей, проявили пассивность к весьма поучительной истории о смысле жизни. Сам Иван Иваныч Чимша—Гималайский призывает каждого искать счастье на протяжении всей жизни, помнить о людях, а не только о себе.

И таким образом, герой признает, смысл жизни заключается не в удовлетворении плотских желаний, а в более возвышенных вещах, например, помощи ближним.

Основная идея

Чехов деконструировал традиционный не только для русской, но и для мировой литературы штамп о маленьком человеке, который хочет построить свой собственный дом. Если у прочих писателей это стремление вызывает только одобрение, то Чехов показывает, что в этой мечте не ничего романтичного, что путь к этой мечте не всегда правилен и честен, а его итог зачастую сомнителен. Но главная мысль рассказа «Крыжовник» в том, что даже идеалы маленького человека безнравственны, даже его тихое счастье, рай в шалаше — всего лишь мелочный эгоизм ничтожества. Да, он не хочет золотых гор, но ему так же, как и богачу, наплевать на других, он такой же безнравственный и жадный, столь же бесполезен и даже вреден для общества. Вот, что хотел сказать Чехов в рассказе «Крыжовник»: не только пути достижения, но и цели маленького человека аморальны по своей сути. Они лишь унижают его человеческое достоинство.

Смысл рассказа «Крыжовник» главный герой, Иван Иваныч выразил во фразе:

Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!

Проблемы

Анализ 3

В центре сюжета простая история, которую рассказывает Иван Иванович о собственном брате Николае. У Николая была мечта, купить имение, рядом с которым будут кусты с крыжовником. Он готов прибегнуть к любым средствам и методам, чтобы достигнуть желаемого и воплотить в жизнь мечту, которая давно не может осуществиться. На протяжении всей жизни он тяжело работал и на протяжении долгого времени откладывал деньги, чтобы скопить нужную на покупку сумму. При этом он даже морит себя голодом, чтобы не тратить лишних денег на еду.

Чтобы осуществить желаемое он даже заключает фиктивный брак со старой вдовой, которая скоро должна была умереть. Кроме этого он специально морит ее голодом, пока она не уходит в мир иной. Приобретенные нечестным способом деньги, он вкладывает в банк под проценты под собственное имя, а через некоторое время покупает дом, который хотел. И вот имение находится в его собственности, но какой ценой? Счастлив ли он от нового приобретения, которое получил в жизни?

Николай Иванович обладает такими качествами, как алчность и больше всего он любит себя. Ему не нужно не семейной счастье, не важно благополучие и состоятельность близких людей, у него нет друзей, он не успел их приобрести за долгую жизнь.

Иван Иванович делится сокровенной историей с приятелем-помещиком, у которого потом становится частым гостем в небольшом имении. Он рассказывает ее в назидание богатым людям, которые часто обменивают семьи и любимых людей на деньги и материальное богатство, которое не приводит к удовлетворению в жизни.

Основным направление повествования является реализм, данное направление являлось ключевым в данное время. Автор использует достаточно реалистичных компонентов, сам сюжет основан на реальных событиях, собственно, как и используемые детали.

Чехов использует минимализм в стиле повествования, он не отдается подробностям, но в тоже время сюжет нельзя назвать несодержательным. Он с точностью описывает трудности и проблемы, возникающие в обществе того времени. Также он подчеркивает недостатки человеческого характера, такие как жадность и алчность, присущие людям всех времен и народов.

Смысл

Главная мысль А.П. Чехова выражается во фразе Ивана Иваныча о том, что нельзя радоваться тогда, когда другим плохо. Нельзя закрывать глаза на чужие проблемы, важно помнить, что беда может постучаться в любой дом. Важно уметь вовремя откликаться на просьбы о помощи, чтобы и вам помогли в трудную минуту. Таким образом, автор выражает свое презрение к постоянному покою и стагнации в жизни человека. Счастье, по Чехову — это движение, действие, при этом направленное на совершение добрых и справедливых поступков.

Эта же идея прослеживается во всех частях трилогии.

Источник

Урок литературы 8 кл. «Я люблю сомневаться во всём» (по рассказу А.П.Чехова «Крыжовник», «Школа 2100»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок литературы в 8-м классе « Я люблю сомневаться во всём… «

Учитель МОУ СОШ №7 Котенко Т.Д.

Класс: 8 (программа «Школа – 2100»)

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы: фронтальная работа и работа в парах, группах

Продолжить знакомство с творчеством А.П.Чехова и поэзией поэтов 19 века;

проанализировать рассказ «Крыжовник», как рассказ о человеческих сомнениях.

продолжать обучение устному монологическому высказыванию;

развивать навыки анализа прозаического текста, подтверждать свои мысли текстом умение наблюдать, обобщать и делать выводы;

расширять литературный кругозор учащихся.

на основе рассказов выявить, что дает человеку сомнение;

помочь учащимся познать себя и обрести свое место в жизни;

понять, что для достижения цели не все средства хороши.

Оборудование урока: мультимедийная установка с материалами урока, листы А3, маркеры

1. Организационный момент

Слово учителя: Мы продолжаем «жить» (Слайд 1-2 щелчка) в «Доме без стен». Само название символично. Дом без стен – это сценическое пространство театра. Дом без стен – это окружающий нас мир, это сам человек со своим духовным «Я».

Пролог «Человек толпы. Человек в толпе» закончен. В антракте вы написали сочинение. С вашими суждениями, вашим взглядом на человека я ознакомлюсь, проверив написанные сочинения. Не забудьте их сдать по окончании занятия. А с сегодняшнего урока мы участники действия: «Человек размышляющий»

— Откройте учебники. Рассмотрите иллюстрацию на стр.122. Обсудите в парах «На изучение каких произведений настраивает нас эта иллюстрация?» (Произведения будут о вечных вопросах жизни, о разных взглядах героев на жизнь.)

— Картина1 «Сомнение» Как вы понимаете смысл ключевого слова «СОМНЕНИЕ»? (Слайд 3-1щ.)

Неуверенность в истинности чего-нибудь, отсутствие твердой веры в кого-нибудь.

Затруднение, недоумение при разрешении какого-нибудь вопроса.

Думаю, после осмысления значения данного слова вам легко будет понять спор оптимиста и пессимиста, которым открывается первая картина первого действия.

(Слайд 4-2щ.) Сценка . Суркова А. и Шандарова Д. Пессимист и Оптимист ведут спор о вреде и пользе сомнений в жизни человека.

И ключевое слово в нашей теме тоже СОМНЕНИЕ.

— Сформулируйте цель сегодняшнего урока:

1. Продолжение знакомства с творчеством А.П.Чехова и поэзией поэтов 19 века.

проанализировать рассказ «Крыжовник», как рассказ о человеческих сомнениях.

понять, все ли средства хороши для достижения цели.

2.Работа по подведению учащихся к размышлениям по теме урока.

А) Поговорим о том, как вы поняли смысл названия рассказа. ( Выскажите свои мысли о заглавии перед чтением и после прочтения. Что-то изменилось в восприятии?

Б) Ким М. дома попробовала самостоятельно определить особенность композиции рассказа. (ей слово)

3.Для того, чтобы достичь поставленных целей, работаем в группах

10 минут. Ознакомьтесь с заданиями и приступайте к работе. Правила работы в группе.

Первая группа. Черепов Влад

Смысл жизни Николая Ивановича (выпишите глаголы, которые характеризуют этапы жизни Н.И.

Сделайте вывод: Достиг своей цели Н.И.? Мучили ли сомнения Николая Ивановича относительно правильности ведения такого образа жизни? Подтвердите текстом.

Вторая группа. Кокорев Данила

Сомневается ли Иван Иванович в том, что его брат достиг истинного счастья? Счастлив ли он сам? Почему, по мнению Ивана Ивановича. он ничего не сможет изменить в своей жизни? Хочет ли он предостеречь от ошибок молодое поколение?

( Он критически осмысливает весь неразумный путь брата к достижению нищенской цели. В итоге он говорит, что «как много довольных счастливых людей. », но он не принимает спокойствие современной общественной жизни, стремится разбудить у слушателей дух протеста…Он предлагает как один из способов борьбы и переустройства: «Делайте добро», но при этом сам решительно ничего не делает, а только бранит себя и признаётся: «Я уже стар и не гожусь для борьбы, я не способен даже ненавидеть. Я только душевно, раздражаюсь, досадую, по ночам у меня болит голова от наплыва мыслей, и я не могу спать… Ах, если бы я был молод!»)

Третья группа. Шашов Олег.

2). Все ли средства хороши для достижения цели? (Какова позиция автора в этом?) /Автор убеждает нас в том, что нельзя смиряться с пустой, бесцельной жизнью, надо исходить из высшего и стремиться к красоте, любви, добру!/ стр.133

3) Раскройте смысл названия рассказа.

Четвёртая группа. Могильников Денис. Стихотворение П.Вяземского «Жизнь наша в старости – изношенный халат…

2.Дать связный ответ, используя вопросы,

Сравните душевное состояние лирического героя в стихотворении П.А.Вяземского и Ивана Ивановича. Кто из них вспоминает свое прошлое с умилением, а кто с недовольством? Верно ли утверждение, что в старости возможен лишь пессимистический взгляд на жизнь? От чего зависит то, в каком душевном состоянии пребывает каждый человек в старости?

В чём созвучны рассказ А.П.Чехова и стихотворение П.Вяземского? Используйте цитирование.

1. К чему ведёт сомнение и почему нужно «сомневаться во всём»? Сомнение развивает человека, заставляет его работать над собой) СЛАЙД №8

Чья это позиция: оптимиста или пессимиста?

Какую позицию займёте вы, покажет жизнь. А пока молоды и у вас всё впереди – делайте свой выбор!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *