какое содержание информации передает семантический аспект
Какое содержание информации передает семантический аспект
Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется
Вопрос о семантике аспектов информации – один из главных вопросов соционики. Ведь если соционика – наука об информационном метаболизме, то ее предмет – обмен информацией. Конечно, мы общаемся между собой и невербально, при передаче информации немалую роль играют жесты, мимика, да и сам внешний облик говорящего, но никак нельзя отрицать важнейшую роль слов в информационном обмене.
Наблюдая внимательно за представителями различных типов информационного метаболизма (ТИМ), мы замечаем характерные для каждого ТИМа слова и связанные с ними реакции. Одно и то же слово представителя одного ТИМа побудит к действию, у другого вызовет раздражение, третьего повергнет в уныние и так далее, в соответствии с силой и осознанностью соответствующей функции в его модели информационного обмена.
В связи с этим специалист по соционике должен знать, какое воздействие приведет к каким результатам. Тогда уже можно и предугадывать, как отзовется какое наше слово у представителя какого ТИМа или, по крайней мере, понимать post factum, что же произошло, когда люди друг друга не поняли, обиделись и поссорились, не желая того. Ведь разобрав полностью всю «кашу», которую люди «заварили» по недопониманию, мы даем им возможность помириться и впредь не повторять ошибок. Это можно назвать соционической диагностикой конфликта или даже шире – соционической конфликтологией, позволяющей и решать, и предотвращать конфликты.
Слово ранит, об этом нельзя забывать. И в особенности, если мы попадаем в соционически неблагоприятные отношения, которые неизбежно встречаются каждому из нас на пути. Знание соционики не освобождает от ответственности, и знающий соционику не может себе позволить конфликтовать с человеком на том основании, что интертипные отношения оказались не самыми лучшими.
Чтобы все это изучать, необходимо четко себе представлять, какие слова относятся к каким соционическим аспектам. Этот вопрос еще не в достаточной степени изучен, и поэтому здесь мы приводим то, что известно к настоящему времени.
Для начала определим основные понятия.
Иными словами, семантика изучает смысловую сторону информации. А семантический аспект информации [semantic aspect of information] — это характеристика информации с точки зрения ее смысла, содержания.
Аспект информации — тип информации, показывает какого рода информация предоставляется, о чем она.
Для восприятия информации необходимо, чтобы передаваемые сообщения соответствовали тезаурусу знаний получателя и его привычному словарному запасу. Если они не имеют точек соприкосновения, сообщение понято не будет. В этом случае сообщение содержит только семантический шум, он отсеивается в процессе передачи и восприятия информации.
В этом случае мы можем говорить о семантических фильтрах. Мера соответствия сообщения тезаурусу определяет количество извлекаемой из него информации в результате восприятия и понимания сообщения.
Приведем примеры реакции на эти слова представителей трех разных ТИМов. Нам здесь важно показать, как по-разному люди реагируют на одни и те же слова.
На другие группы слов у представителей различных типов тоже будут свои характерные реакции. И их можно предсказать заранее, зная распределение информации по аспектам и зная еще, какое место в модели типа занимает соответствующая функция, обрабатывающая информацию данного аспекта. Все это изучает раздел соционики, называемый «Семантика аспектов».
Знание семантики аспектов, таким образом, необходимо
Соответствие аспектов информации юнговским функциям установлено экспериментально в течение многолетних наблюдений. Это и колоссальная практика самого Юнга, и огромная работа Аушры Аугустинавичюте [1], ее учеников и последователей. Первые семантические таблицы встречаем в работах Н.Н. Медведева, И.Д. Вайсбанда (Онуфриенко).Такие исследования продолжаются до сих пор, периодически публикуются статьи на эту тему. Большую работу по составлению словаря соционических аспектов проводит В. Д. Ермак в Киеве [2]. Свои семантические таблицы предлагают многие другие соционики. Во многих вопросах разные школы соционики еще не пришли к единому мнению, не утихают дискуссии по поводу отнесения того или иного слова к тому или иному аспекту.
Смешно, вроде, но очень похоже на современное состояние дел с изучением семантики соционических аспектов. Вопросы семантики в настоящее время находятся в стадии научного поиска. А как изучать новое, не ошибаясь и не выдвигая разных предположений? Как понять то, что до сих пор никто не понимал? Вот и приходится изучать, выдвигать разные версии.
К.Г. Юнг писал об этом: «В действительности же мы прибегаем к уже имеющимся в языке понятиям, которые доступны и ясны каждому. Если, например, я говорю о «мышлении», то только философ не знает, что под этим подразумевается, но ни один дилетант не найдет это непонятным; ведь мы употребляем это слово ежедневно и всегда подразумеваем под ним примерно одно и то же, однако, если попросить дилетанта дать четкое определение мышлению, то он окажется в весьма затруднительном положении. То же самое касается «памяти» или «чувства». Насколько трудно бывает научно определить такие непосредственные психологические понятия, настолько же легки они для понимания в обиходном языке» [6].
Приведем здесь свой вариант характерных понятий для соционических аспектов, опирающийся в первую очередь на работы А. Аугустинавичюте [1,3] и И. Д. Вайсбанда [4], и подтверждаемый нашей практикой соционической диагностики и консультирования.
В описание каждого аспекта информации включим два момента, помогающие раскрыть содержание аспекта.
Иными словами, семантика изучает смысловую сторону информации. А семантический аспект информации [semantic aspect of information] — это характеристика информации с точки зрения ее смысла, содержания.
Семантика аспектов информации
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Семантика аспектов
Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется
Вопрос о семантике аспектов информации – один из главных вопросов соционики. Ведь если соционика – наука об информационном метаболизме, то ее предмет – обмен информацией. Конечно, мы общаемся между собой и невербально, при передаче информации немалую роль играют жесты, мимика, да и сам внешний облик говорящего, но никак нельзя отрицать важнейшую роль слов в информационном обмене.
Наблюдая внимательно за представителями различных типов информационного метаболизма (ТИМ), мы замечаем характерные для каждого ТИМа слова и связанные с ними реакции. Одно и то же слово представителя одного ТИМа побудит к действию, у другого вызовет раздражение, третьего повергнет в уныние и так далее, в соответствии с силой и осознанностью соответствующей функции в его модели информационного обмена.
В связи с этим специалист по соционике должен знать, какое воздействие приведет к каким результатам. Тогда уже можно и предугадывать, как отзовется какое наше слово у представителя какого ТИМа или, по крайней мере, понимать post factum, что же произошло, когда люди друг друга не поняли, обиделись и поссорились, не желая того. Ведь разобрав полностью всю «кашу», которую люди «заварили» по недопониманию, мы даем им возможность помириться и впредь не повторять ошибок. Это можно назвать соционической диагностикой конфликта или даже шире – соционической конфликтологией, позволяющей и решать, и предотвращать конфликты.
Слово ранит, об этом нельзя забывать. И в особенности, если мы попадаем в соционически неблагоприятные отношения, которые неизбежно встречаются каждому из нас на пути. Знание соционики не освобождает от ответственности, и знающий соционику не может себе позволить конфликтовать с человеком на том основании, что интертипные отношения оказались не самыми лучшими.
Чтобы все это изучать, необходимо четко себе представлять, какие слова относятся к каким соционическим аспектам. Этот вопрос еще не в достаточной степени изучен, и поэтому здесь мы приводим то, что известно к настоящему времени.
Для начала определим основные понятия.
Иными словами, семантика изучает смысловую сторону информации. А семантический аспект информации [semantic aspect of information] — это характеристика информации с точки зрения ее смысла, содержания.
Аспект информации — тип информации, показывает какого рода информация предоставляется, о чем она.
Для восприятия информации необходимо, чтобы передаваемые сообщения соответствовали тезаурусу знаний получателя и его привычному словарному запасу. Если они не имеют точек соприкосновения, сообщение понято не будет. В этом случае сообщение содержит только семантический шум, он отсеивается в процессе передачи и восприятия информации.
В этом случае мы можем говорить о семантических фильтрах. Мера соответствия сообщения тезаурусу определяет количество извлекаемой из него информации в результате восприятия и понимания сообщения.
Приведем примеры реакции на эти слова представителей трех разных ТИМов. Нам здесь важно показать, как по-разному люди реагируют на одни и те же слова.
На другие группы слов у представителей различных типов тоже будут свои характерные реакции. И их можно предсказать заранее, зная распределение информации по аспектам и зная еще, какое место в модели типа занимает соответствующая функция, обрабатывающая информацию данного аспекта. Все это изучает раздел соционики, называемый «Семантика аспектов».
Знание семантики аспектов, таким образом, необходимо
Соответствие аспектов информации юнговским функциям установлено экспериментально в течение многолетних наблюдений. Это и колоссальная практика самого Юнга, и огромная работа Аушры Аугустинавичюте [1], ее учеников и последователей. Первые семантические таблицы встречаем в работах Н.Н. Медведева, И.Д. Вайсбанда (Онуфриенко).Такие исследования продолжаются до сих пор, периодически публикуются статьи на эту тему. Большую работу по составлению словаря соционических аспектов проводит В. Д. Ермак в Киеве [2]. Свои семантические таблицы предлагают многие другие соционики. Во многих вопросах разные школы соционики еще не пришли к единому мнению, не утихают дискуссии по поводу отнесения того или иного слова к тому или иному аспекту.
Смешно, вроде, но очень похоже на современное состояние дел с изучением семантики соционических аспектов. Вопросы семантики в настоящее время находятся в стадии научного поиска. А как изучать новое, не ошибаясь и не выдвигая разных предположений? Как понять то, что до сих пор никто не понимал? Вот и приходится изучать, выдвигать разные версии.
К.Г. Юнг писал об этом: «В действительности же мы прибегаем к уже имеющимся в языке понятиям, которые доступны и ясны каждому. Если, например, я говорю о «мышлении», то только философ не знает, что под этим подразумевается, но ни один дилетант не найдет это непонятным; ведь мы употребляем это слово ежедневно и всегда подразумеваем под ним примерно одно и то же, однако, если попросить дилетанта дать четкое определение мышлению, то он окажется в весьма затруднительном положении. То же самое касается «памяти» или «чувства». Насколько трудно бывает научно определить такие непосредственные психологические понятия, настолько же легки они для понимания в обиходном языке» [6].
Приведем здесь свой вариант характерных понятий для соционических аспектов, опирающийся в первую очередь на работы А. Аугустинавичюте [1,3] и И. Д. Вайсбанда [4], и подтверждаемый нашей практикой соционической диагностики и консультирования.
В описание каждого аспекта информации включим два момента, помогающие раскрыть содержание аспекта.
Иными словами, семантика изучает смысловую сторону информации. А семантический аспект информации [semantic aspect of information] — это характеристика информации с точки зрения ее смысла, содержания.
Семантика аспектов информации
Аспект информации | Семантика аспекта | Вопрос | Глагол | |
выгода, движение, действие, знание, метод, механизм, польза, поступок, работа, разум, технология, факт, целесообразность, экономика | Что делать? | Делается | ||
анализ, закон, иерархия, измерение, классификация, понимание, порядок, право, расстояние, система, структура, формальная логика | Что главное? | Вычисляется, доказывается | ||
добро – зло, любовь – ненависть, мораль, нравственность, притяжение – отталкивание, порядочность, симпатии – антипатии, умение не обидеть, человечность, чувства | Что нравится? | Чувствуется | ||
вдруг, внутреннее устройство, неопределенность, поиск, потенциальная возможность, способность, суть, целостное восприятие, шанс | Что перспективно? | Воспринимается в целом | ||
время, история, отношения поколений, планирование, прогноз, прошлое – будущее, развитие процессов во времени, ритм, скорость, спешка | Что было? Что будет? | Предчувствуется | ||
власть, влияние, внешний вид, воля, желания, красота, масса, мобилизованность, сила, тактика, территория, форма, цвет | Видится | |||
Сенсорика S | гармония, «здесь и сейчас», здоровье, качество, комфорт, приятность, самочувствие, удобство, удовлетворенность, уют, эстетика |
Аспект | Семантическое значение слова «деньги» |
финансовая состоятельность, средство завоевания авторитета, власти, уверенности в себе | |