какое событие здесь описано

Школьная олимпиада по истории. 5 класс

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников

1. Когда появились на земле первые люди?

2. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу?

3. Кто управлял родовой общиной?

Определите главное занятие обитателей грота Тешик-Таш?

5. Соотнесите имена богов Древнего Египта с их символами:

1. Анубис (бог мертвых и бальзамирования)

2. Мин (бог плодородия)

4. Сет (бог пустыни, бурь и непогоды)

5. Сехмет (богиня бедствий и болезней)

6. Тот (бог мудрости)

6. В 1997 г. Археологи нашли остатки древнего поселения, которое было сожжено 5533 года назад. В каком году произошел пожар?

7. В 221 г. До н.э. правитель царства Цинь объединил разрозненные государства Китая под своей властью. Это государство просуществовало всего 14 лет и распалось через 3 года после смерти правителя. В каком году умер правитель?

8. Объясните, почему у египтян не было бога моря?

9. Кто такие «живые убитые»?

10. Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы:

…Воистину: люди зажиточные поставлены к работе над ручными мельницами. Те, которые были одеты в тонкое полотно, избиваются палками…

Воистину: вскрыты архивы. Расхищаются податные декларации. Рабы стали владельцами рабов.

Воистину: чиновники убиты… Зерно стало общим достоянием.

Воистину: свитки законов судебно палаты выброшены, по ним ходят на перекрестках. Бедные люди сламывают их печати на улицах.

Воистину: дети вельмож выгнаны на улицу.

Какое событие здесь описано?

Какое настроение передает этот текст?

К какой группе населения принадлежит Ипусер?

Источник

Олимпиада по истории 5 класс школьный этап2014-2015уч. год

какое событие здесь описано

Олимпиада по истории 5 класс школьный этап2014-2015уч. год

Задание 1 (За каждый правильный ответ 2 балла, всего 20 )

1. Первый металл, из которого древние люди научились делать орудия труда:

2. Выберите причину появления религии:

а) неумение человеком объяснять явления природы

б) боязнь человека перед стихией природы

в)желание человека отличаться от животных.

3. Что позволило первобытному человеку пережить ледниковый период?

б) изобретение металлических орудий труда

4. Несколько родовых общин, живших в одной местности:

а) человеческое стадо

в) соседская община.

5. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу.

6. Египетский фараон, которому была построена самая большая пирамида?

7. Гроб, куда клали умерших фараонов в Древнем Египте:

а) саркофаг б) пирамида в) мумия

8. Что ввозили торговцы в Древний Египет?

а) папирус б) древесину в) хлеб

9.Что обозначает понятие «религия»?

а) вера в сверхъестественные силы

б) вера в силы природы

в) умение подчиняться кому-либо

10. Письменность в Древнем Египте:

а) иероглифы б) клинопись в) папирус

Задание 2 Решите задачи. ( За каждый правильный ответ 5 баллов, всего 15 )

1. Во время каникул Коля побывал в Египте. На уроке истории он рассказывал об увиденном сооружении, но забыл его название. Прочитайте текст и помогите Коле. О каком памятнике культуры идёт речь?

Это величественное сооружение построили в Египте около 2570 г. до н. э. недалеко от Мемфиса, в Гизе. Высота достигает 146, 5 м. На строительство ушло около 2 300 000 каменных блоков.

2..В 1900 г. археологами был раскопан могильник вождя, где найдены остатки бус из драгоценных камней, золотые и серебряные сосуды. Установлено, что захоронение было сделано 7240 лет назад. В каком году был захоронен вождь?

3.В Рим был основан в 753 г. до н. э. Сколько лет прошло от основания Рима до 1147 г., т. е. до первого упоминания Москвы в летописях?

Задание 3 (10 баллов)

Дайте развернутый ответ на вопрос:

    Почему у египтян не было бога моря?

Задание 4 (10 баллов; одно слово-1 балл)

Решите кроссворд «Первобытное общество» и укажите ключевое слово.

1.Материк, где по предположениям ученых, жили древнейшие люди.2.Оружие охотников, которым можно поразить цель на большом расстоянии.

3. Первая сила природы, которой овладели первобытные люди.

4. Занятие первобытных людей, позволявшее добыть мясную пищу.

5. Сверхъестественное существо, в которое верили первобытные люди; обитает в каждом человеке.

6. Самое крупное из животных, на которое охотились древние люди.

7. Рогатый зверь, которого часто изображали первобытные художники.

8. Орудие, которым ловили рыбу.

9.Занятие, позволявшее добыть в основном растительную пищу.

Задание 5 (правильный ответ 15баллов )

Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы:

. Воистину: люди зажиточные поставлены к работе над ручными мельницами. Те, которые были одеты в тонкое полотно, избиваются палками. Воистину: вскрыты архивы. Расхищены податные декларации. Рабы стали владельцами рабов. Воистину: чиновники убиты. Зерно Египта стало общим достоянием. Воистину: свитки законов судебной палаты выброшены, по ним ходят на перекрестках. Бедные люди сламывают их печати на улицах. Бедные люди выходят и входят в великие дворцы. Воистину: дети вельмож выгнаны на улицу. (Речение Ипусера.)

1.Какое событие здесь описано?

2.Какое настроение передает этот текст?

3.К какой группе населения принадлежит Ипусер?

Задание 6 (правильный ответ 12баллов )

Выберите правильный ответ. Ответ внесите в таблицу.

1.1 Одним из доказательств появления разумных людей можно считать

1) появление письменности 3) возникновение искусства

2) применение железных орудий труда 4) изобретение колеса

1.2 Древние люди научились обрабатывать металл примерно

1) 40 тысяч лет назад 3) 9 тысяч лет назад

2) 20 тысяч лет назад 4) 3 тысячи лет назад

1.3 Прочитайте отрывок из исторического источника и укажите, о каком городе идет речь.

«Я живу в северной части нашего государства. Недалеко от нашего города великая река впадает в

море. Покровителем нашего города является бог Птах, который сотворил других богов и весь мир.

Когда царь носил двойную корону, наш город был столицей».

1) Фивы 2) Мегиддо 3) Кадеш 4) Мемфис

1.4 Прочитайте отрывок из работы историка и укажите о ком идет речь.

всюду его принимали с исключительным гостеприимством, как человека, который «прочел письмена

Источник

Олимпиада по истории Древнего Мира. 5 класс.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

1. Решите задачи. ( За каждый правильный ответ 5 баллов, всего 15 б.)

А) Во время каникул Коля побывал в Египте. На уроке истории он рассказывал об увиденном сооружении, но забыл его название. Прочитайте текст и помогите Коле. О каком памятнике культуры идёт речь?

Это величественное сооружение построили в Египте около 2570 г. до н.э. недалеко от Мемфиса, в Гизе. Высота достигает 146, 5 м. На строительство ушло около 2 300 000 каменных блоков.

Б) В 1900 г. археологами был раскопан могильник вождя, где найдены остатки бус из драгоценных камней, золотые и серебряные сосуды. Установлено, что захоронение было сделано 7240 лет назад. В каком году был захоронен вождь?

В) В Рим был основан в 753 г. до н. э. Сколько лет прошло от основания Рима до 1147 г., т. е. до первого упоминания Москвы в летописях?

2. Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы:

. Воистину: люди зажиточные поставлены к работе над ручными мельницами. Те, которые были одеты в тонкое полотно, избиваются палками. Воистину: вскрыты архивы. Расхищены податные декларации. Рабы стали владельцами рабов. Воистину: чиновники убиты. Зерно Египта стало общим достоянием. Воистину: свитки законов судебной палаты выброшены, по ним ходят на перекрестках. Бедные люди сламывают их печати на улицах. Бедные люди выходят и входят в великие дворцы. Воистину: дети вельмож выгнаны на улицу. (Речение Ипусера.)

1.Какое событие здесь описано?

2.Какое настроение передает этот текст?

3.К какой группе населения принадлежит Ипусер?

3. (10 баллов) Дайте развернутый ответ на вопрос:

Почему у египтян не было бога моря?

4. Соотнесите полководца со сражением, в котором он участвовал. 9 баллов.

Завовевание Вавилона в 539 г. До н.э

Битва при Гавгамелах

Покорение Заальпийской Галлии

З) Филипп 2 Македонский

5. Исправьте ошибки в тексте. 6 баллов.

Уже в древности в Индии были сделаны важные для истории человечества открытия и изобретения: шелковые ткани, фарфор, компас. Из хлопка индийцы научились делать бумагу. Индийцы верили в переселение душ и наличие у каждого человека кармы – своего рода судьбы, рока. Самый знаменитый мудрец – Конфуций – основал новую религию, которую называют «Буддизм». Свои мысли о достижениии нирваны он написал на глиняных табличках.

1.А) Пирамида Хеопса

2. 1.Пердполагается, что в этом папирусе описаны последствия одного из народных волнений эпохи Среднего царства в Древнем Египте (ок. 1750 г. до н.э.)

2.Настроение ужаса, горечи…

3.Считается, что Ипусер (в других редакциях Ипувер) был вельможей или чиновником высокого ранга.

3.Их жизнь целиком зависела от реки Нил, в отличие от финикийцев или греков…

4. а7 б1 в8 г9 д5 е2 ж4 з3 и6

5. В индии открыт секрет изготовления хлопковых тканей.

Фарфор, компас – изобретения, сделанные в Китае.

Источник

Задания и ответы по истории. 5 класс. Школьный тур Всероссийской олимпиады школьников

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ Школьный этап 5 класс задания.docx.docx

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 5 КЛАСС.

а) пещерный медведь, мамонт, шерстистый носорог

б) оборотень, идол, дух

в) палка-копалка, рубило, скребок

В своей работе ремесленники использовали

печь для обжига изделий

печь для выплавки металлов

Задание 3. Решите задачи. ( За каждый правильный ответ 5 баллов, всего 15)

1. Во время каникул Коля побывал в Египте. На уроке истории он рассказывал об увиденном сооружении, но забыл его название. Прочитайте текст и помогите Коле. О каком памятнике культуры идёт речь?

Это величественное сооружение построили в Египте около 2570 г. до н.э. недалеко от Мемфиса, в Гизе. Высота достигает 146, 5 м. На строительство ушло около 2 300 000 каменных блоков.

3. В Рим был основан в 753 г. до н. э. Сколько лет прошло от основания Рима до 1147 г., т. е. до первого упоминания Москвы в летописях?

какое событие здесь описано

какое событие здесь описано

какое событие здесь описано

какое событие здесь описано

какое событие здесь описано

Аменхотеп IV (Эхнатон)

Колоссы Рамсеса II. Скальный храм в Абу-Симбеле.

Задание 5. Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы:

(правильный ответ 15 баллов )

. Воистину: люди зажиточные поставлены к работе над ручными мельницами. Те, которые были одеты в тонкое полотно, избиваются палками. Воистину: вскрыты архивы. Расхищены податные декларации. Рабы стали владельцами рабов. Воистину: чиновники убиты. Зерно Египта стало общим достоянием. Воистину: свитки законов судебной палаты выброшены, по ним ходят на перекрестках. Бедные люди сламывают их печати на улицах. Бедные люди выходят и входят в великие дворцы. Воистину: дети вельмож выгнаны на улицу. (Речение Ипусера.)

1.Какое событие здесь описано?

2.Какое настроение передает этот текст?

3.К какой группе населения принадлежит Ипусер?

Начало масштабных завоевательных походов связано с именем __А__. После успешного наступления в ходе нубийской экспедиции его войска двинулись на север, в Переднюю Азию, разоряя __Б__ Египетские войска впервые достигают Северной Месопотамии в районе реки __Г__названной ими «Перевернутой водой». Восстановление влияния Египта в Восточном Средиземноморье и поворот к захватнической политике в целом своеобразно отразился и в захоронении фараона: он был первым похоронен в __Д__ близ современного Луксора. Новое царство не было периодом строительства гигантских каменных__ Е__, предпочтение стали отдавать более защищенным и дешевым скальным усыпальницам.

Источник

Какое событие здесь описано

Прочтите отрывок из исторического источника.

«Господь, решив усмирить …лютость [царя], подал ему знак, обрушив на Москву великий пожар. Из-за того пожара разразилось столь великое возмущение всего народа московского, что сам царь принужден был спрятаться со всем своим двором В том восстании был убит дядя царя, князь Юрий Глинский, а двор его разграблен народом…

Таким знаком Бог подал руку помощи земле христианской, дав ей возможность отдохнуть. К царю… явился протопоп родом из Великого Новгорода, и страшным заклятием из Священного Писания угрозил царю, а также представил ему чудеса, как бы явленные от Бога…, чтобы с их помощью пресечь его буйства и умерить неистовый нрав. …Сильвестру содействовал в этом и благородный юноша Алексей Адашев… Эти два мужа делали много добра своей сокрушённой и опустошённой земле; царь же благосклонно, со вниманием слушал их».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Царь, о котором говорится в источнике, – Михаил Фёдорович.

2) События, о которых говорится в источнике, относятся к XVI в.

3) При царе, о котором говорится в источнике, в Русском государстве был принят новый свод законов.

4) Автор отмечает мягкий, человеколюбивый характер царя.

5) Упоминаемые в источнике «мужи» вместе с другими советниками царя составили так называемую Избранную раду.

6) Упоминаемые в источнике «мужи» оставались доверенными советниками царя вплоть до его смерти.

Речь идет об Иване Грозном Четвертом.

К каким последствиям привело обострение политических и социальных противоречий в России конце XVI—начале XVII в.?

4) введению опричнины

Обострение политических и социальных противоречий в России в конце XVI—начале XVII в. привело к Смуте. Смута — это период в русской истории 1598—1613 гг., вызванный династическим, хозяйственным, социальным кризисом. Остальные события относятся к другим историческим периодам.

Правильный ответ указан под номером: 2.

Прочтите отрывок из древнерусской повести и определите, к какому году относятся события, в нём описанные.

«В двенадцатый год по перенесении чудотворного образа Николина из Корсуня. Пришёл на Русскую землю безбожный царь Батый со множеством воинов татарских и стал на реке на Воронеже близ земли Рязанской. И прислал послов непутёвых на Рязань к великому князю Юрию Ингваревичу Рязанскому, требуя у него десятой доли во всем: во князьях, во всяких людях и в остальном. И услышал великий князь Юрий Ингваревич Рязанский о нашествии безбожного царя Батыя и тотчас послал в город Владимир к благоверному великому князю [Юрию] Всеволодовичу Владимирскому, прося у него помощи против безбожного царя Батыя или чтобы сам на него пошёл. Князь великий [Юрий] Всеволодович Владимирский и сам не пошёл, и помощи не послал, задумав один сразиться с Батыем».

Поход Батыя на Русь начался в 1237 году.

Правильный ответ указан под номером: 3.

Прочтите отрывок из летописи и определите, к какому году относятся описанные в нём события.

«К великому князю пришла весть, что царь Ахмат доподлинно идёт [на него] со всею своею ордою – с царевичами, уланами и князьями, а также и с королем Казимиром в общей думе; король и повел царя на великого князя, желая разорить христиан… Услышав, что великий князь стоит на берегу со всеми силами, царь Ахмат пошёл к Литовской земле, обходя реку Оку и поджидая к себе на помощь короля или его войска; проводники вели царя к реке Угре, на броды. Тогда великий князь послал на Угру сына, брата и своих воевод со всеми силами. Придя, они стали на Угре и заняли броды и перевозы. …Великий князь …пошёл на Угру…

И отбили татар от берега. И много дней татары начинали наступать с боем и ничего не могли. Ждали, когда станет река…»

Поход Ахмата и стояние на Угре произошло в 1480г.

Правильный ответ: 3

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

А) «Да так-то с полгода жил, да вижу, яко церковное ничто же успевает, но паче молва бывает, — паки заворчал, написав царю многонько-таки, чтоб он старое благочестие взыскал и мати нашу, общую святую церковь, от ересей оборонил и на престол бы патриаршеский пастыря православнова учинил вместо волка и отступника Никона, злодея и еретика. А власти, яко козлы, пырскать стали на меня и умыслили паки сослать меня с Москвы, понеже раби Христовы многие приходили ко мне и, уразумевше истину, не стали к прелес-ной их службе ходить. И мне от царя выговор был: «власти-де на тебя жалуются, церкви-де ты запустошил, поедь-де в ссылку опять». Сказывал боярин Петр Михайлович Салтыков. Да и повезли на Мезень, надавали было кое-чево во имя Христово люди добрые много, да все и осталося тут; токмо с женою и детьми и с домочадцы повезли. А я по городам паки людей божиих учил, а их, пестрообразных зверей, обличал. И привезли на Мезень».

Б) «Прежде всего, ни один офицер, ни под каким предлогом не мог являться нигде иначе, как в мундире, а наша форма была очень нарядна, дорога и неудобна для постоянного ношения; затем нам сказали, что офицерам воспрещается ездить в закрытых экипажах, а дозволяется только ездить верхом, либо в санях или дрожках. В довершении того, был издан ряд полицейских приказов, предписывающих всякому носить пудру, косичку. и запрещающих ношение круглых шляп, высоких сапог, панталон, а также завязок на башмаках или culottes; и тут и там следовало носить пряжки, волосы следовало зачесывать назад, а отнюдь не на лоб; экипажам и пешеходам было велено останавливаться на улицах при встрече с императорскою фамилиею; сидящие в экипажах должны были выходить, чтобы отвесить свой поклон».

1) Современником автора текста был А. Л. Ордин-Нащокин.

2) Во время событий, описываемых в тексте, правил царь Петр I.

3) Автор данного текста был оппонентом действующего патриарха.

4) Данные события происходили после смерти Екатерины II.

5) Данные события происходили в правление Павла I.

6) Дворянское сообщество положительно оценивало происходящие изменения.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Первый текст написан протопопом Аввакумом.

Второй документ относится ко времени Павла I.

1) Современником автора текста был А. Л. Ордин-Нащокин — да, верно, относится к документу А.

2) Во время событий, описываемых в тексте, правил царь Петр I — нет, неверно.

3) Автор данного текста был оппонентом действующего патриарха — да, верно, относится к документу А.

4) Данные события происходили после смерти Екатерины II — да, верно, относится к документу Б.

5) Данные события происходили в правление Павла I — да, верно, относится к документу Б.

6) Дворянское сообщество положительно оценивало происходящие изменения — нет, неверно.

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и и краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

А) «30 августа в день именин государя я приехал в Петербург, желая получить у него отпуск. В это время он со своей супругой уезжал в Таганрог и покидал Петербург не подозревая о том, что снова увидит его только из гроба. В день его отъезда все смотрели друг на друга с тревогой, его собственный взгляд был хмурым и даже суровым. Все это отнесли на счёт болезни императрицы Елизаветы, которая казалась слабой и почти приговорённой врачами к смерти. Но стоило императору покинуть столицу, как из уст в уста стали передаваться смутные слухи о том, что он сбежал из Петербурга и от высшего света, что он устал царствовать, что он хочет отречься, что он не любит России и передаёт её в неумелые и ненавистные руки графа Аракчеева».

Б) «Этот государь был от природы горяч, деятелен, быстр, неутомим, гневлив, вспыльчив и неукротим.

Он очень любил военное дело и не носил другой одежды, кроме мундира; но он с каким-то энтузиазмом хотел подражать во всём королю Пруссии, как его личности, так и в военном деле; он был полковником прусского пехотного полка и носил его мундир, что, казалось, вовсе не соотносилось с его саном.

Неизвестны религиозные убеждения императора, но примечательно, что во время богослужения он был крайне невнимателен, вызывал возмущение тем, что ходил туда-сюда, чтобы поболтать с дамами.

Было также и нечто восторженное и в той поспешности, с которой он хотел выступить с российской армией, чтобы возвратить герцогство Шлезвигское и начать войну с королём Дании, которого нужно было, как он говорил, низложить и сослать в Малабар».

1) Упомянутый в отрывке государственный деятель занимался организацией военных поселений.

2) Император, о котором идёт речь в отрывке, издал манифест о вольности дворянской.

3) Об императоре, упоминаемом в тексте, ходили слухи, что он желает удалиться от государственных дел.

4) Современниками событий, описываемых в отрывке, были А. И. Желябов и С. Л. Перовская.

5) Упомянутый в отрывке государственный деятель был создателем теории официальной народности.

6) В отрывке описываются события второй половины XVIII в.

Документ А относится к императору Александру Первому.

Документ Б — к императору Петру Третьему.

1) Упомянутый в отрывке государственный деятель занимался организацией военных поселений — да, верно, относится к документу А.

2) Император, о котором идёт речь в отрывке, издал манифест о вольности дворянской — да, верно, относится к документу Б.

3) Об императоре, упоминаемом в тексте, ходили слухи, что он желает удалиться от государственных дел — да, верно, относится к документу А.

4) Современниками событий, описываемых в отрывке, были А. И. Желябов и С. Л. Перовская — нет, неверно.

5) Упомянутый в отрывке государственный деятель был создателем теории официальной народности — нет, неверно.

6) В отрывке описываются события второй половины XVIII в. — да, верно, относится к документу Б.

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

А) «Из всех городов в одном городе, называемом Нижний Новгород, те нижегородцы, поревновав о православной христианской вере и не желая видеть православной веры в латинстве, начали мыслить, как бы помочь Московскому государству. Один из них нижегородец, имевший торговлю мясную, Козьма Минин, прозываемый Сухорук, возопил всем людям: «Если мы хотим помочь Московскому государству, то нам не пожалеть имущества своего, да не только имущества своего, но и не пожалеть дворы свои продавать и жен и детей закладывать, и бить челом, кто бы вступился за истинную православную веру и был бы у нас начальником». Нижегородцам же всем его слово было любо, и придумали послать бить челом к стольнику ко князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому архимандрита Печерского монастыря Феодосия да из всех

чинов лучших людей».

Б) «. Когда все успокоились, Борис приступил к осуществлению своего намерения. Прежде же всего необходимо было избавиться от юного царевича Дмитрия, ибо весьма опасались, что удобное время упущено, ибо Дмитрию было десять лет и по своему возрасту он был очень умён, часто говоря: «Плохой какой царь, мой брат. Он не способен управлять таким царством», и нередко спрашивал, что за человек Борис Годунов, державший в своих руках всё управление государством, говоря при этом: «Я сам хочу ехать в Москву, хочу видеть, как там идут дела, ибо предвижу дурной конец, если будут столь доверять недостойным дворянам, поэтому надо позаботиться заблаговременно».

1) Описываемые события произошли в период правления Василия Шуйского.

2) Один из исторических деятелей, упомянутых в отрывке, был царём в России.

3) Описываемые события произошли в период правления Фёдора Ивановича.

4) Один из исторических деятелей, упомянутых в отрывке, стал родоначальником царской династии Романовых.

5) На Красной площади в Москве установлен памятник историческим личностям, упомянутым в данном отрывке.

6) Описываемые события произошли после прихода к власти Семибоярщины.

Документ А — о формировании Второго ополчения Кузмой Мининым Дмитрием Пожарским в Нижнем Новгороде.

Документ Б — о царевиче Дмитрии и Борисе Годунове 1591 г.

1) Описываемые события произошли в период правления Василия Шуйского — нет, неверно.

2) Один из исторических деятелей, упомянутых в отрывке, был царём в России — да, верно, относится к документу Б.

3) Описываемые события произошли в период правления Фёдора Ивановича — да, верно, относится к документу Б.

4) Один из исторических деятелей, упомянутых в отрывке, стал родоначальником царской династии Романовых — нет, неверно.

5) На Красной площади в Москве установлен памятник историческим личностям, упомянутым в данном отрывке — да, верно, относится к документу А.

6) Описываемые события произошли после прихода к власти Семибоярщины — да, верно, относится к документу А.

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

Б) «. Кольми же паче должны мы иметь попечение о целости всего нашего государства, которое с помощию божиею, ныне паче распространено, как всем видимо есть; чего для за-благоразсудили мы сей устав учинить, дабы сие было всегда в воле правительствующего государя, кому оной хочет, тому и определит наследство, и определенному, видя какое непотребство, паки отменит, дабы дети и потомки не впали в такую злость, как выше писано, имея сию узду на себе».

1) Царь, о котором говорится в тексте, в течение всего правления проявлял милосердие в отношении своих «холопов».

2) Современником событий, описываемых в тексте, был Алексей Адашев.

3) Автор данного документа впервые учредил министерства в России.

4) Через поколение после царя, о котором говорится в документе, в Московском государстве пресеклась правящая династия.

5) Данный документ стал одной из причин дворцовых переворотов.

6) Автор данного документа упразднил в России патриаршество.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Документ А относится к Ивану Грозному.

Документ Б — к указу о престолонаследии Петра I.

1) Царь, о котором говорится в тексте, в течение всего правления проявлял милосердие в отношении своих «холопов» — нет, неверно.

2) Современником событий, описываемых в тексте, был Алексей Адашев — да, верно, относится к документу А.

3) Автор данного документа впервые учредил министерства в России — нет, неверно.

4) Через поколение после царя, о котором говорится в документе, в Московском государстве пресеклась правящая династия — да, верно, относится к документу А.

5) Данный документ стал одной из причин дворцовых переворотов — да, верно, относится к документу Б.

6) Автор данного документа упразднил в России патриаршество — да, верно, относится к документу Б.

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

А) «Пришёл Святополк с печенегами в силе грозной, и Ярослав собрал множество воинов и вышел против него на Альту. Ярослав стал на место, где убили Бориса, и, воздев руки к небу, сказал: «Кровь брата моего вопиет к тебе, Владыка! Отомсти за кровь праведника сего, как отомстил ты за кровь Авеля, обрек Каина на стенание и трепет: так обреки и этого». Помолился и сказал: «Братья мои! Хоть и отошли вы телом отсюда, но молитвою помогите мне против врага сего – убийцы и гордеца». И когда сказал так, двинулись противники друг на друга, и покрыло поле Альтинское множество воинов… К вечеру же одолел Ярослав, а Святополк бежал. …Не мог он вытерпеть на одном месте, и пробежал он через Польскую землю, гонимый Божиим гневом, и прибежал в пустынное место между Польшей и Чехией, и там бедственно окончил жизнь свою. “Праведный суд постиг его, неправедного, и после смерти принял он муки окаянного…”

Ярослав же сел в Киеве, утёр пот с дружиною своею, показав победу и труд велик».

Б) «После смерти великого князя Всеволода Константин не захотел княжить во Владимире, но пожелал жить близ чудотворцев и церкви пречистой Богородицы в Ростове. Поэтому и захотел присоединить он Владимир к Ростову, а не Ростов к Владимиру, и замыслил, чтобы здесь был стол великокняжеский; но не допустила этого пречистая Богородица. И завещал великий князь Всеволод престол свой младшему после Константина сыну своему Юрию. Тогда Константин разгневался на брата из-за его княжества, а великий князь Юрий начал войну против Константина…

Так великий князь Юрий многократно приходил во владения брата, но возвращался посрамлённый.

…А затем на Ярослава Переяславского пришёл Мстислав Мстиславич, тесть его, и другие князья, и привлекли они на свою сторону Константина, а на стороне Ярослава, своего брата, выступил великий князь Юрий. И был у них бой на Липицах и на Юрьевой горе, и здесь все полки великого князя Юрия погибли… Победив князя Юрия, посадили на престол во Владимире Константина».

1) В данном фрагменте летописи говорится о событиях XIII в.

2) Князь, победивший в результате описанной в тексте борьбы, получил прозвище «Мудрый».

3) Современником событий, описываемых в фрагменте летописи, был Сергий Радонежский.

4) События, о которых повествует летопись, происходили в период политической раздробленности Руси.

5) Братья князя, победившего в результате описанной в тексте борьбы, стали первыми русскими святыми.

6) В том же веке, к которому относятся описываемые в тексте события, произошёл неудачный поход новгород-северского князя Игоря против половцев.

Документ А — Усобица Ярослава и Святополка 1015—1019 гг.

Документ Б — Политическая усобица между сыновьями Всеволода Большое Гнездо 1216 г.

1) В данном фрагменте летописи говорится о событиях XIII в. — да, верно, относится к документу Б.

2) Князь, победивший в результате описанной в тексте борьбы, получил прозвище «Мудрый» — да, верно, относится к документу А.

3) Современником событий, описываемых в фрагменте летописи, был Сергий Радонежский — нет, неверно.

4) События, о которых повествует летопись, происходили в период политической раздробленности Руси — да, верно, относится к документу Б.

5) Братья князя, победившего в результате описанной в тексте борьбы, стали первыми русскими святыми — да, верно, относится к документу А.

6) В том же веке, к которому относятся описываемые в тексте события, произошёл неудачный поход новгород-северского князя Игоря против половцев — нет, неверно.

Извините, может я ошибаюсь, но насколько я поняла, речь идет о Юрии Долгоруком, а время его правление 12 век, а не 13. Мне кажется, правильный ответ 2546

Вы ошибаетесь, прочитайте пояснение.

Правильный ответ не 2514, а 254. 13 век это 1200-е года, а Ярослав умер в начале 11 века.

Это Ярослав Всеволодович, сын Всеволода Большое Гнездо. Удачи.

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

А) «Божьим гневом, ради грехов наших, пленил землю Русскую царь Тахтамыш. Послал слуг своих во град, называемый Болгар, который на Волге, и повелел русских купцов грабить и суда их с товаром отнимать… И пошёл изгоном на [московского] великого князя… своим злохитрием… И то услышав князь Дмитрий Константинович Суздальский, послал к царю Тахтамышу двух сыновей своих, Василия да Семёна… А князь Олег Рязанский [встретив] царя Тахтамыша ещё до прихода в землю его, бил ему челом, и был помощник и поспешник во вред христианам, и рассказал, …как без труда взять каменной град Москву и князя… захватить».

Б) «Когда же приблизились немцы, то проведали о них стражи. Князь же… приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов. Отец [князя], Ярослав, прислал ему на помощь младшего брата Андрея с большою дружиною. Да и у князя… было много храбрых воинов, как в древности у Давида-царя, сильных и стойких…

Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замёрзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью.

А это слышал я от очевидца, который поведал мне, что видел воинство Божие в воздухе, пришедшее на помощь [князю]. И так победил врагов помощью Божьей, и обратились они в бегство, [Князь] же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться».

1) Документ повествует о событиях XI века.

2) Московский великий князь, о котором говорится в тексте документа, — Дмитрий Донской.

3) Князь, о котором говорится в тексте документа, княжил в Новгороде.

4) Автор документа отмечает предательские действия некоторых русских князей.

5) Отец князя, о котором говорится в документе, одним из первых принял ярлык из рук золотоордынского хана.

6) Современником событий, описанных в тексте, был князь Владимир Мономах.

Документ А — о походе Тохтамыша в 1382 г.

Документ Б — о Ледовом побоище 1242 г.

1) Документ повествует о событиях XI века — нет, неверно.

2) Московский великий князь, о котором говорится в тексте документа, —Дмитрий Донской — да, верно, относится к документу А.

3) Князь, о котором говорится в тексте документа, княжил в Новгороде — да, верно, относится к документу Б.

4) Автор документа отмечает предательские действия некоторых русских князей — да, верно, относится к документу А.

5) Отец князя, о котором говорится в документе, одним из первых принял ярлык из рук золотоордынского хана — да, верно, относится к документу Б.

6) Современником событий, описанных в тексте, был князь Владимир Мономах — нет, неверно.

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

А) «Лета 7058 июня царь и великий князь всеа Русии [с] своею братьею и з бояры сесь Судебник уложил; как судити бояром, и околничим, и дворецким, и казначеем, и дьяком, и всяким приказным людем, и по городом наместником, и по волостем волостелем, и тиуном и всяким судьям.

1. Суд царя и великого князя судит боаром, и околничим, и дворецким, и казначеем, и дьяком. А судом не дружыги и не мстити никому, и посулу в суде не имати; також и всякому судье посулов в суде не имати.

2. А которой боярин, или дворецкой, или казначей, или дьак просудится, а обвинит кого не по суду безхитростно, или список подпишет и правую грамоту даст, а обыщется то в правду, и боярину, и дворецкому, и околничему, и казначею, и диаку в том пени нет; а истцом суд з головы, а взятое отдати.

3. А которой боярин, или дворецкой, или казначей, или дьяк в суде посул возмет и обвинит не по суду, а обыщется то в правду, и на том боярине, или на дворецком, или на казначеи, или на дьяке взята исцов иск, а пошлины царя и великого князя, и езд, и правда, и пересуд, и хоженое, и правой десяток и пожелезное взяти втрое, а в пене что государь укажет».

1) Отрывок содержит обращение царя Ивана IV к своему ближайшему приближенному.

2) Данный отрывок содержит материал, взятый из Судебника 1550 г.

3) Данный документ был принят при царе Федоре Иоанновиче.

4) Послание было написано в год поражения русских войск на реке Улё.

5) Князь, участвующий в данных событиях, дважды ходил на Византию.

6) Согласно данному документу расширялись права служилого сословия.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *