какое событие разделяет рубежную культуру и культуру хх века
Культура ХХ века
XX столетие — самое динамичное в истории человеческой цивилизации, что не могло не отразиться на всем характере его культуры.
Общая характеристика XX в.: торжество науки, человеческого интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов. Современное общество, формируя высокие идеалы любви к человеку, равенства, свободы, демократии, одновременно породило упрощенное понимание этих ценностей, поэтому процессы, происходящие в современной культуре, столь разносторонни.
Поскольку XX в. – век быстро меняющихся социальных систем, динамических культурных процессов, давать однозначные оценки развитию культуры этого периода очень рискованно и можно выделить лишь некоторые характерные особенности.
В истории культуры XX в. можно выделить три периода:
Культура — это система, в ней все взаимосвязано и взаимоопределено.
Духовная и материальная культура XX в. — это продолжение социокультурных процессов века XIX, который не оправдал надежд человечества и породил новый кризис и потрясения: противоречия, накопившиеся внутри общества, не могли решаться ходом естественных исторических изменений. В конце XIX в. произошли необратимые изменения, касающиеся нового понимания человека, его отношения к миру, нового языка искусства. Пример такого нового отношения дала французская живопись, которая стала не только активно темпераментной, но окрашенной субъективными переживаниями человека: появляется импрессионизм, главная цель которого — запечатлеть мгновение жизни.
В искусстве XX в. происходили перемены в традиционном подходе к отражению реальности. Они проявились:
Культура Европы рубежа ХІХ-ХХ веков
Культура Европы рубежа ХІХ-ХХ веков основана на предпринимательстве, бизнесе деловитости. В культуре этого периода произошли серьезные изменения:
• происходят решающие исторические события (буржуазная революция 1905 г. в России, Первая мировая война и др.);
• совершаются невероятные научные открытия (ген становится главным понятием современной биологии, квант становится ключевой категорией физики);
• создаются бессмертные произведения искусства («Тихий Дон» М.Шолохова и др.);
• осуществляются на практике смелые технические замыслы (полет человека в космос и др.);
• европейский тип культуры охватывает Америку, Австралию, другие страны и континенты.
Вот наиболее значимые достижения культуры этого периода:
1880 г. — начало применения железобетона в качестве строительного материала;
1885 г. — Даймлер и Бенц построили и запустили первый автомобиль;
1890 г. — К.Циолковский разрабатывает теоретические основы космонавтики;
1895 г. — изобретение кинематографа (братья Люмьер);
1896 г. — открытие естественной радиоактивности.
Глобальные кризисы XX века: две мировые войны, экономические катаклизмы, экологические катастрофы стали явлением, затронувшим все страны и народы. Это породило пессимистические настроения, ощущение кризиса. А.Вебер считает, что технический прогресс, материальные условия не должны диктовать свою волю человечеству, иначе произойдет утрата «духовного начала». Другой известный мыслитель современности Р.Гвардини утверждает, что кризис современной цивилизации заключается «в утрате гуманного».
Тревога не напрасна. Технический прогресс разрушает Природную среду, превращает общество в «мегамашину», подавляет личность. Это приводит к «дегуманизации» искусства, к тому, что примитивное и стандартизированное массовое искусство захлестывает общество и культуру.
Технический прогресс, «быстрые технологии» одно время вызвали веру в прогресс общественных отношений и расцвет культуры. Однако очень скоро «ускорение научно-технического прогресса» привело громадные массы людей к ощущению чуждости и абсурдности происходящих событий.
В искусстве конца XIX века формируется постимпрессионизм, такое художественно-образное видение мира (живопись), которое отличается интересом и философским, символическим началом бытия, стремлением «вжиться» в природу, овладеть глубочайшей правдой жизни, создать монументальные образы природы и человека (творчество П.Сезанна, В.Ван-Гога, П.Гогена, А.Тулуз-Лотрека).
Читайте также:
Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:
Важнейшие достижения науки
Конец XIX в. и начало нашего века ознаменовались многими важными открытиями в науке. Эти отвечали потребностям капиталистической промышленности. Дальнейший рост техники был возможен в основном лишь в результате прогресса научных знаний. Вместе с тем успехи в области естественных наук приводили к ломке старых представлений о мире.
Важные открытия были сделаны в области физики. В 1865 г. английский ученый Д. Максвелл проник в природу электромагнитных явлений и создал теорию электромагнитного поля. Позже она нашла подтверждение в экспериментах немецкого физика Г. Герца, а затем русского физика П. Н. Лебедева. Над вопросами практического применения электромагнитных волн долгое время работал русский исследователь А. С. Попов.
7 мая 1895 г. на заседании Русского физико-химического общества он демонстрировал созданный им прибор, явившийся первой в мире радиостанцией. Это был день рождения радио, которое в дальнейшем внедрилось в практику: стало средством связи, вошло в быт людей и в военное дело. А. С. Попов открыл новую страницу в научно-техническом развитии, стал основателем радиотехники.
Развивая теорию электромагнитного поля, созданную Максвеллом, голландский физик Г. Лоренц и английский физик Дж. Дж. Томсон заложили основы электронной теории.
В момент открытия ни Рентген, ни кто другой не знали, что эти невидимые лучи подобны световым, но только обладают гораздо меньшей длиной волны. Тогда никто также не догадывался, что они возникают при торможении быстро летящих электронов.
В 1896 г. французский физик А. Беккерель обнаружил, что уран и его соединения испускают какие-то особые невидимые лучи. Однако урановые лучи по своим свойствам отличались от икс-лучей.
И на этот раз ученые сначала не отдавали себе полного отчета в происхождении обнаруженных излучений. Было лишь ясно, что микромир подает о себе весть. Начинался новый этап в развитии физики.
Многие явления, с которыми столкнулась научная мысль, не получали объяснения с помощью классической физики. Первым шагом на пути создания новой физики явилась квантовая теория, разработанная Планком и Бором. Огромную роль в дальнейшем развитии физики сыграла теория относительности А. Эйнштейна. Это дало основание В.И.Ленину назвать его «великим преобразователем». Теория относительности произвела переворот в науке и наряду с квантовой и электронной теорией легла в основу всей современной физики.
В области химии огромным событием было открытие русским ученым Д. И. Менделеевым периодического закона химических элементов. Последующее развитие современного учения о веществе блестяще его подтвердило.
И. П. Павлов разработал материалистическое учение о высшей нервной деятельности животных и человека. Он доказал, что в основе их поведения лежат материальные, физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга.
Важные открытия произошли в астрономии. Достижения физики и химии привели к новым методам изучения космоса. Благодаря этому астрономия накопила множество новых сведений о движении небесных светил, о их физической природе и химическом составе, о галактиках и туманностях.
Дальнейшие исследования в области физики, астрономии, химии и биологии подтвердили представление марксизма о природе, доказали глубокую научность марксистского мировоззрения.
Состояние просвещения, его классовый характер
В связи с развитием техники капиталистическое производство требовало от рабочих определенных технических знаний. Поэтому вместе с техническим прогрессом буржуазия вынуждена была пойти на известное расширение народного образования. К этому же ее побуждали требования профессиональных и политических организаций рабочего класса. В начальной школе капиталистических стран занятия ведутся по очень ограниченному учебному плану и программам, которые не позволяют продолжать образование в средней, а затем и в высшей школе. В то же время создаются привилегированные учебные заведения для детей имущих классов, открывающие дорогу к высшему образованию. Поэтому в капиталистических государствах отсутствует единая система просвещения.
Школа в буржуазном государстве является орудием воспитания подрастающего поколения в духе вражды к идеям социализма и коммунизма. В качестве воспитателей на помощь буржуазии приходят служители церкви. Кроме того, наряду с государственными школами существуют частные, среди которых немалое место занимают церковные школы, в особенности в католических странах.
Школы обычно воспитывали молодежь в шовинистическом духе. Особенно рьяно это осуществлялось в немецкой школе. Посредством искажения истории доказывалось превосходство «германской расы», величие «германского гения». Уже с первыми буквами алфавита ученикам внушалось, что война неизбежна и необходима.
Для девочек, как правило, были отдельные школы с пониженными требованиями, с более ограниченной программой.
В США созданы особые школы для детей негров, которые по объему даваемых знаний стоят гораздо ниже школ для белых.
Между тем дальнейшее развитие промышленности, торговли, банковской системы требовало хорошо подготовленных служащих и специалистов. Поэтому в ряде стран появились школы, дающие необходимое профессиональное образование.
Империализм и усиление реакции в области идеологии
Империализм, по словам В. И. Ленина, это реакция по всей линии. После поражения Парижской коммуны реакция усилилась не только во идеологии, внутренней и внешней политике правящих классов, но и в области идеологии и культуры. Предчувствуя решающие схватки с пролетариатом, монополистическая буржуазия стремилась укрепить свое господство, полнее подчинив своему идеологическому влиянию широчайшие народные массы. Она всячески культивировала и распространяла реакционные идеи. Все делалось для отвлечения масс от революционной борьбы против капиталистического гнета.
Поскольку успехи науки ведут к распространению материалистического мировоззрения и марксизма, буржуазия стремится оживить религию, усилить религиозную пропаганду. В этих целях используется реакционная идеалистическая философия, В начале XX в. в буржуазных кругах широко пропагандировались идеи французского философа-идеалиста Анри Бергсона, утверждавшего, будто лишь с помощью интуиции человек способен познать материю, время и движение. Интуиция, учил он, инстинкт стоят выше разума и научного познания. Философия Бергсона, по существу, возвеличивала религию, мистику. Он оправдывал классовое господство и подчинение, считая его «естественным» состоянием, а захватнические войны неизбежным «законом природы». Взгляды Бергсона являются типичными для настроений значительной части империалистической буржуазии.
Наиболее реакционную и агрессивную позицию занимал другой философ-идеалист немец Фридрих Ницше. Он рассматривал мир как бессмысленную игру особых мистических сил. Мир, по его мнению, непознаваем.
Кризис буржуазной культуры
Эти элементы выражены у различных представителей декадентства в весьма многообразных сочетаниях.
Декаденты-символисты уходили от реальной действительно, заявляя что объектом изображения является мир потусторонний, воплощенный в символах. Они нередко подменяли содержание художественного произведения любованием изящной формой, отказывались от грамматических норм общенародного языка, вводили необычные слова и литературные обороты.
Однако страдания и нищета народных масс воздействуют и на многих представителей декадентства, накладывают отпечаток на некоторые из их произведений. Так, лейтмотивом созданного Уайльдом цикла сказок («Счастливый принц», «Звездный мальчик» и др.) является утверждение, что добро и служение людям несравненно выше и важнее красоты.
Как художественное течение импрессионизм возник во Франции в борьбе с процветавшей в годы Второй империи салонной живописью. Новое течение отвергало парадные и развлекательные сюжеты. Вместо этого импрессионисты обращались к новым, непосредственно взятым из жизни темам, которые в то время не считались предметом искусства.
Однако, сосредоточив внимание на чисто зрительном впечатлении, импрессионисты проявили односторонность. Все многообразие окружающей действительности сводилось к непосредственному личному впечатлению художника. В произведениях импрессионистов часто отсутствует глубокое идейное содержание, большие темы социального значения редко находили отражение в их полотнах. О слабых сторонах импрессионистов писал известный русский искусствовед В. В. Стасов: «. При своих столь важных экспериментах по части колорита, краски, воздуха, светового освещения Манэ и его школа «импрессионистов» только и занималась, что своими «импрессионами» (впечатлениями), и совершенно упускала из виду то, что было гораздо важнее внешних физических впечатлений. Они забывали и человека, и его душу, и события людские, и все, все, из чего состоит и сплетается наше существование».
Реализм в литературе
Ги де Мопассан (1850-1893) в лучшую пору своего творчества создал роман «Милый друг», обличавший прогнившие политические порядки и буржуазный быт Франции в годы Третьей республики.
Анатоль Франс (1844-1924) в «Острове пингвинов» и в других произведениях и Бернард Шоу (1856-1950) в своих пьесах обрушиваются с резким сарказмом на современное им (т. е. буржуазное) общество.
Роман-памфлет «Верноподданный», принадлежащий перу Генриха Манна, клеймит отталкивающие черты немецкой империалистической буржуазии.
Теодор Драйзер (1871-1945) в романах «Финансист», «Титан» и других подверг резкому осуждению «американский образ жизни», калечащий людскую душу, убивающий в ней все человеческое, воспевающий погоню за деньгами и успехом.
Джон Голсуорси (1867-1933) в «Саге о Форсайтах» на истории нескольких поколений убедительно показал распад буржуазной семьи, создав при этом галерею незабываемых образов.
Ромен Роллан (1866- 1944) в романе «Жан Кристоф» ставит вопрос о судьбе буржуазной культуры и общественном долге художника. Оптимизм Кола Брюньона в одноименном произведении, его идея о труде, вдохновляющем человека и вечно обновляющем жизнь, вызывали у читателя надежду на лучшее, светлое будущее.
Одно из почетных мест среди представителей критического реализма занимает Марк Твен (1835-1910). В своих романах, рассказах и памфлетах он выступал страстным, непримиримым обличителем американского империализма. В памфлете «Соединенные Линчующие Штаты» автор показывает, что расизм свойствен не только американскому Югу, но и всей системе буржуазного государства, действующей в интересах капитала. В книгах для детей «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна» Марк Твен не ограничивается увлекательным описанием похождений и проделок Тома и Гека. Он и здесь выступает в роли обличителя. Образами своих героев автор выражает протест против ханжества, лицемерия, корыстолюбия.
Крупнейшие реалисты XX в., как бы дополняя друг друга, рисуют широкое полотно жизни обреченного буржуазного общества.
В странах Востока, вопреки политике колонизаторов, направленной на подавление национальной культуры, росло стремление к ее возрождению.
Зачатки пролетарской литературы
В период 1871-1918 гг. появляются представители прогрессивного искусства, тесно связанные с рабочим движением. Парижская коммуна выдвинула Эжена Потье, автора «Интернационала». Для лирики Потье и близких ему поэтов характерны ненависть к врагам рабочего класса, вера в силу пролетариата и его победу, неиссякаемый оптимизм.
Одним из зачинателей социалистической литературы на Западе был датский писатель Мартин Андерсен-Нексе. В своих произведениях, как например «Пелле-Завоеватель», писатель ставил большие социальные проблемы, пытаясь понять историческую миссию пролетариата.
Постепенное нарастание сил пролетариата и распространение социалистических идей способствовали созданию и развитию литературы нового типа.
Распространение социалистической идеологии.
Несмотря на ожесточенное сопротивление носителей буржуазной идеологии, социалистические идеи завоевывали все новых и новых сторонников. Они привлекали к себе своей научной основой, дающей возможность не только ориентироваться в сложной, полной противоречий обстановке капиталистического общества, но и предвидеть, как будут развиваться события, увидеть контуры предстоящих поворотов истории, будущего коммунистического общества. Социалисты создали свою ежедневную прессу, культурно-просветительные организации.
В связи с усилившимся влиянием социалистического мировоззрения заметных успехов достиг научный атеизм. Все шире внедрялись научные взгляды на природу и общество.
Мировое значение русской науки, литературы и искусства.
Величайшим представителем химической науки был Д. И. Менделеев. Труд Д. И. Менделеева «Основы химии» был переведен почти на все европейские языки, выдержал много изданий.
К. А. Тимирязев в области эволюционного учения.
Убежденный материалист И. И. Мечников, вынужденный из-за преследований царского правительства покинуть Россию, возглавил одну из лабораторий всемирно известного Пастеровского института. Он прославился замечательными работами об иммунитете. Еще более значительной была в развитии науки роль И. П. Павлова.
Россия в то время быстро шла к революции. Происходивший в стране общедемократический подъем создал поразительно благоприятную почву для расцвета литературы и искусства, отстаивающих народные интересы. Русская культура прониклась пафосом борьбы за свободу, разум и счастье для всех людей без различия расы, языка и веры. Все лучшее в русской литературе и искусстве, развивавшееся в связи с революционной борьбой, оказало могучее влияние далеко за пределами нашей Родины.
На эту связь русской революции и передовой русской культуры обратил внимание В. И. Ленин, давая оценку творчеству Льва Толстого. «Его мировое значение, как художника, его мировая известность, как мыслителя и проповедника, и то и другое отражает, по-своему, мировое значение русской революции» (В. И. Ленин, Сочинения, т. 16, стр. 293).
также оказали огромное влияние на творчество ряда представителей западной литературы. Бернард Шоу черпал вдохновение в произведениях Чехова.
Русский театр был украшением русской культуры. С его сцены раздавалось взволнованное, согретое огнем вдохновения, передовое слово, зовущее к преобразованию мира.
В отличие от импрессионистов русские художники нашли в обстановке предреволюционной России и большие общественные темы, и подлинно народное содержание.
К началу XX в. в Россию переместился центр международного революционного движения. Россия становится источником передовых общественных идей.
Вполне закономерно, что после смерти Маркса и Энгельса именно в России марксизм получил дальнейшее творческое развитие в гениальных трудах В. И. Ленина.
Они являют пример творческого марксизма. Учение Маркса и Ленина составляет высшее достижение человеческой мысли.
Первая мировая война углубила кризис буржуазной культуры. У миллионов людей порожденная капитализмом кровавая бойня и хозяйственная разруха подрывали веру в разумность капиталистических порядков. Под влиянием измены руководителей II Интернационала и его краха сознательные рабочие стали отходить от реформизма.
Победа Великой Октябрьской социалистической революции усилила проникновение идей марксизма-ленинизма в широчайшие народные массы и в передовую культуру.
Культура второй половины XX века
Урок 45. История Новейшего времени. 1945 – начало XXI века
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Культура второй половины XX века»
«Искусство – это образ, а настоящее искусство – это образ, провоцирующий мысль». Стивен Дьюрен.
Вторая половина 20 века была непростой, это время политических и экономических кризисов, развития гражданских движений. Культура всегда чутко реагирует на любые изменения в обществе, она становится гласом народа. В ходе урока вам предстоит узнать о развитии науки, литературе и изобразительном искусстве.
Наука. Научные открытия после Второй мировой войны совершались на базе, созданной в довоенные годы. Основными направлениями в этой области стали изучение макромира, строения атома, клеток, космоса и использование атомной энергии.
Значительные средства выделялись на транспортное развитие и нефтехимическую промышленность. В 1949 году взлетел первый в мире коммерческий реактивный авиалайнер, получивший название «Комета».
Он принадлежал британским ВВС. В 1964 году в Японии появился высокоскоростной наземный транспорт «Синкансэн».
Первый полет человека в космос, совершенный Юрием Гагариным, дал толчок ускоренному освоению космического пространства. 21 июля 1969 года было объявлено о том, что американские космонавты высадились на Луне. До сих пор не утихают споры о том, случилось ли это на самом деле.
В 1981 году совершён первый пилотируемый полёт шаттла «Колумбия» – многоразового транспортного космического корабля.
Быстрыми темпами развивалось автомобилестроение. Немецкая компания «Мерседес-бенц» выпустила первые автомобили «Эс Эль» класса – спортивно-лёгкие машины, которые дали возможность простым водителям управлять спортивными машинами. В 1957 году «Тойота Краун» стала первым японским автомобилем, который экспортировали в страны Америки.
В 1973 году с конвейера сошёл пятимиллионный кадиллак.
Совершенно новые перспективы открывала кибернетика – наука о закономерностях получения, обработки, хранения и передачи информации. Её направлениями стали создание искусственного интеллекта и робототехники, развитие систем управления, биоинженерии.
Научные разработки позволили создавать товары массового потребления в больших количествах. В 1950-е годы в США появились первые цветные телевизоры. Цена их доходила до одной тысячи долларов, это была половина стоимости автомобиля. Только в шестидесятые годы этот товар стал доступным для большинства граждан.
Давайте узнаем, что происходило в искусстве второй половины 20 века. В первую очередь, необходимо дать определение понятию, с которым вам предстоит встретиться. Модернизм – это направление в искусстве конца 19 – начала 20 века, для которого характерен разрыв с прошлым историческим опытом, постоянное обновление художественных форм.
Литература. В послевоенное время чертами этого направления культуры были трагическое ощущение неправильности происходящего, необходимости выбора, перед которым оказывается человек.
Во Франции популярным был Жан Поль Сартр. В 1964 году вышла повесть «Слова», ставшая автобиографией писателя. В ней Сартр рассказывал о периоде 1920–1930-х годов, популярных тогда писателях, поиске собственного пути в жизни.
Ещё одним популярным французским писателем был Альбер Камю, получивший в 1957 году Нобелевскую премию по литературе. В своей повести «Падение» Камю рассуждает о свободе, абсурдности человеческой жизни, её бессмысленности.
Творчество авторов из Западной Германии было наполнено попытками избавления и преодоления фашистского прошлого государства.
Генрих Бёлль опубликовал роман «Где ты был, Адам?». В книге описаны события 1945 года. Всем уже ясно, что война проиграна. Бёлль в своём романе показал простых немецких жителей сломленными и измученными. Они полны скорби и ненависти к тем, кто развязал войну и отправил солдат умирать. Немцы представлены несчастными жертвами беспощадной борьбы.
Популярным был Эрих Мария Ремарк. В 1956 году опубликован его роман «Чёрный обелиск», описывающий Германию 1920-х годов, когда страна находилась в экономическом кризисе. В этот же период начался рост националистических настроений среди жителей государства.
Американские писатели поднимали в своих произведения проблемы своего государства. Уильям Фолкнер в трилогии «Деревушка», «Город», «Особняк» описал аристократов южных штатов, которые находились перед сложным выбором. Они могли продолжать традиционный для себя образ жизни и разориться, либо присоединиться к бизнесу северных штатов и зарабатывать деньги на прогрессе.
В 1954 году Эрнест Хемингуэй получил Нобелевскую премию за повесть «Старик и море». Это история непростого жизненного пути человека, каждый день ведущего борьбу за жизнь. При этом он старается сохранить гармонию с окружающим миром.
Известным драматургом стал Сэмюель Беккет. Он написал одно из самых значительных произведений 20 века – пьесу «В ожидании Годо».
Таким образом, вы видите, что послевоенная литература была отражением нелёгкого времени, в котором жили писатели и их читатели.
В изобразительном искусстве ведущие позиции занимали Нью-Йоркская и Европейская школы.
Нью-Йоркскую школу иногда называют «абстрактный экспрессионизм». Для неё были характерны использование различных штрихов, рисование большими кистями или каплями краски. Узнаем, какие художники являются представителями этого направления.
Джексон Поллок использовал при написании картин технику разливания или разбрызгивания красок. Это со временем стало его торговой маркой. Среди его работ можно отметить «Осенний ритм», «Номер 7», «Синие столбы».
Одним из лидеров «абстрактного экспрессионизма» был Виллем де Кунинг.
Марк Ротко писал картины, состоящие из разных цветовых плоскостей, которые словно парят.
Рассмотрим работы европейской школы. Одним из самых известных её представителей был Пабло Пикассо. Его поздние работы разнообразны. В 1954 году он начал серию портретов под названием «Сильветт». Была написана «Мастерская в Каннах». Пикассо выражал недовольство своим творчеством и начал создавать вариации на картины известных художников. Одной из них стала «Алжирские женщины. По Делакруа». Одна из версий этой картины установила рекорд по цене на аукционе «Кристис». «Алжирские женщины» были проданы за 179 миллионов долларов.
Стали популярными Фернан Леже, Ренато Гуттузо, Грэхем Сазерленд.
Жан Дюбюффе основал новое направление в искусстве, которое получило название «Ар брют», или «грубое искусство». Он собрал целую коллекцию рисунков и картин, выполненных непрофессиональными художниками, среди них были душевнобольные, инвалиды, заключённые. Дюбюффе организовывал выставки «Ар брют».
1960-е годы характеризовались массовыми движениями протеста, в которых принимала участие молодёжь. Политические события, переломное для истории время отразились и на искусстве. Появилось направление «поп-арт» – популярное искусство. Оно стало полной противоположностью абстрактному экспрессионизму. Представители поп-арта считали, что предметом искусства может стать абсолютно любая вещь. Часто использовались образы предметов массового потребления.
Первая выставка этого направления прошла в Венеции в 1962 году. Рассмотрим работы представителей поп-арта.
Роберт Раушенберг писал не только картины, но и создавал пространственные объекты, инсталляции. Однажды он стер рисунок де Куннинга и выставил работу под названием «Стёртый рисунок де Куннинга».
Одной из самых известных работ Джаспера Джонса стала «Флаг». Художник написал её после того, как ему приснился сон об американском флаге.
В 1970-е годы появилось направление «гиперреализма». Его представители стремились представить окружающий мир с фотографической точностью. Часто можно спутать картину со снимком камеры. Этим художники хотели показать бездуховность мира вещей, его абсурдность.
В 1960-е годы зародилось концептуальное искусство – это направление, которое рассматривает искусство как повод для философских рассуждений. Происходит обращение не к эмоциональному восприятию произведения, а к его интеллектуальному осмыслению.
Также в 1960-е годы появился «оп арт», или оптическое искусство – основывалось на оптических иллюзиях, которые были основаны на особенностях восприятия фигур человеческим глазом. Основателем направления стал Виктор Вазарели.
Одна из крупнейших представительниц оп-арта – Бриджет Райли. На её картине «Поток» можно увидеть течение воды, отделяющееся от плоскости.
Постоянный поиск чего-то нового привёл к зарождению кинетического искусства. Это создание сложных механических устройств. Объектами этого направления стали движущиеся, а иногда и звучащие, установки. Среди представителей кинетического искусства можно выделить Жана Тэнгли.
Давайте подведём итоги.
Основными направлениями науки стали изучение макромира, строения атома, клеток, космоса и использования атомной энергии.
В литературе заканчивалась эпоха модернизма, авторы писали о неправильности и бессмысленности происходящих событий.
В изобразительном искусстве появились новые направления – абстрактный экспрессионизм, поп-арт, гиперреализм, концептуализм, оп-арт и кинетическое искусство.