какое событие положило конец политике разрядке напряженности

Разрядка международной напряжённости

Политика разрядки – это вынужденное сближение политических позиций по ограничению ракетно-ядерного потенциала СССР и США. Процесс разрядки достиг больших результатов, но остановился на новом витке Холодной войны.

Исторические предпосылки «политики разрядки»

Вышедший из-под контроля Москвы Китай заявил претензии на лидерство в третьем мире. Альянс КНР с США представлял серьёзную угрозу СССР. США же в свою очередь не хотели допустить сближения Западной Европы с Советским Союзом. Обе сверхдержавы пришли к идее ослабления накала противостояния для решения более важных внешнеполитических задач. Эта идея ослабления международной напряжённости реально воплотилась в политике разрядки.

Разрядка, как процесс в международных отношениях

Широко разрекламированная в СМИ разрядка международной напряжённости – это политическое явление, направленное на понижение уровня агрессивного противостояния капиталистического и социалистического лагерей. Термин разрядка во внешнеполитическом контексте используется для определения положений взаимодействия в области сокращения вооружений между СССР и США в 70-ё гг. века.

Первая попытка разрядки отношений (1953-1961 гг.)

После смерти И. В. Сталина новые лидеры СССР (Маленков и позднее Хрущёв) предложили Западу политику мирного сосуществования. Советская дипломатия начала отход от конфронтационности. В 1953-1954 гг., во многом, благодаря усилиям США и СССР закончились войны в Корее и Индокитае. СССР нормализовал отношения с Югославией, ФРГ и Японией.

Предпосылки разрядки

Преодолев кризис, США и СССР не отказались от своих геополитических интересов во всём мире. На политические давили военно-промышленные комплексы обеих стран, уже почувствовавшие вкус в гонке вооружений. Масла в огонь вражды подлила Вьетнамская война с прямым участием США и опосредованно СССР. Новый тупик в международной политике опять назрел, требовалось разрядить ситуацию. США подталкивали к разрядке факторы:

СССР разрядка была нужна из-за:

Осознания опасности нарастания застойных явлений в социально-экономической, политической и духовной жизни в СССР.

Необходимости корректировки дисбаланса промышленности от группы «А» (в основном военно-промышленный комплекс), к группе «Б» (производство товаров народного потребления).

Ухудшения отношений с КНР и рисках оппортунизма в европейских странах социалистического лагеря (Чехословакия, Албания и др.).

Сложившаяся ситуация открыла «окно возможностей» для СССР и США существенно уменьшить опасность третьей Мировой войны.

Развёртывание реальных процессов политики разрядки

Договорная база разрядки напряжённости охватывала краеугольные сферы международного сотрудничества:

Договор между Великобританией, СССР и США.

Переговоры делегаций СССР – США в Хельсинки

17 ноября – 22 декабря 1969 г.

Договор между СССР и ФРГ.

2 августа 1970 года

Признание европейских границ.

Договор между СССР, США, Великобританией и Францией

3 сентября 1971 года

Закрепление статуса Западного Берлина.

Соглашение между СССР и США

30 сентября 1971 года

Уменьшение опасности советско-американской ядерной войны.

Договор между СССР и США

Ограничение советских и американских систем ПРО.

Предварительный договор между СССР и США

ОСВ-1 (ограничение стратегических вооружений).

Бессрочное соглашение между СССР и США

Договор между СССР и США

Ограничение испытаний ЯО под землёй.

ОСВ-2 (контроль за сокращением ядерного оружия).

Введение Советским Союзом войск в Афганистан

Формальный повод для свёртывания политики разрядки международной напряжённости.

Стабилизация системы международных отношений

Разрядка международной напряжённости имела развитие в Хельсинском процессе, стабилизировавшем все прошлые достижения на общей договорной основе. 32 страны (Европы и США) приняли участие в подготовке, проведении Общеевропейского форума. Переговорный процесс в рамках совещания проходил с ноября 1972 года и закончился подписанием всеми участниками процесса, Заключительного Акта совещания 1 августа 1975 года.

Процесс стабилизации системы межблоковых и межгосударственных отношений выражался так же в:

В Венских переговорах между представителями ОВД и НАТО об обоюдном сокращении войск и вооружения в Европе.

Создание 1 июля 1973 г. и эффективная работа Трёхсторонней комиссии по диалогу Западной Европы, США и Японии.

Впервые в XX веке принцип «статус-кво» признан на международном уровне.

Таким образом, в мире сложилась цельная система стабильности, сочетавшая внутри себя элементы, как сотрудничества, так и регулируемой конфронтации.

Противоречия и кризис разрядки международной напряжённости

После договорённостей по Европе в советско-американских отношениях особую остроту стали приобретать проблемы остального мира. СССР и США столкнулись в зонах, где их интересы пересекались:

Ближний Восток, «Африканский рог» (Сомали, Эфиопия) и Южный Йемен;

СССР обозначил своё присутствие в южной Африке (Ангола, Гвинея-Бисау, Мозамбик);

Помощь властям в Никарагуа и просоветским группировкам в других странах.

Налаживание отношений Японии и Китая под эгидой США (американо-китайская дружба против СССР);

Помощь СССР афганской революционной власти.

Советско-американское сотрудничество застопорилось с приходом в 1977 г. Д. Картера к власти. Белый дом решил дозировать процесс разрядки. Подписание ОСВ-2 затягивалось, а потом ещё и не ратифицировалось. Чрезмерно раздувался вопрос о правах человека, оправдывавший вмешательство во внутренние дела СССР. Москва была раздражена и после введения ограниченного контингента советских войск в Афганистан политика разрядки закончилась, продолжилась Холодная война.

Итоги, последствия и историческое значение «политики разрядки»

Карибский кризис 1962 года – это верхняя точка противостояния СССР и США во второй половине XX века. Он показал всем сложность и взаимозависимость мира в ядерную эпоху. Силовое решение международных проблем создаёт опасность глобальной ядерной катастрофы.

Основные события политики разрядки приходятся на 70-ё годы XX века. Всему миру было продемонстрированы возможности партнёрских отношений СССР – США. Достижения были велики, но плодотворное сотрудничество привели к кризису:

Полная политическая, экономическая и особенно идеологическая несовместимость социализм и капитализма;

Отсутствие всестороннего систематического диалога между сверхдержавами;

Постоянная периферийная конфронтация, региональные конфликты и локальные войны;

Отсутствие постоянного контроля за исполнением уже подписанных договоров.

Тем не менее, значение политики разрядки трудно переоценить: во-первых, она уменьшила риск третьей Мировой ядерной войны на уничтожение человечества. Во-вторых, снизила темпы гонки вооружений и, в-третьих, создала благоприятные условия для развития торгово-экономических отношений между Западом и Востоком. Однако разум недолго торжествовал, в конце 1970-х годов снова возобладали стереотипы Холодной войны.

Источник

РАЗРЯДКА МЕЖДУНАРОДНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ

Политика сверхдержав (США и СССР) и их союзников в 1970-е гг., направленная на нормализацию отношений между ними.

Предпосылки разрядки

В середине – второй половине 1960-х гг. существовавшая на тот момент биполярная система мира стала претерпевать существенные изменения. Карибский кризис 1962 г., поставивший мир на грань ядерной войны, заставил обе сверхдержавы стремиться к недопущению таких ситуаций в дальнейшем. Кроме того, между СССР и США к этому времени складывался паритет в области ракетно-ядерных вооружений. В мире стали возникать новые центры силы. Китайская Народная Республика стала проводить собственный внешнеполитический курс без оглядки на СССР. Безусловно, в интересах Москвы было не допустить формирования альянса Вашингтона и Пекина. С другой стороны, Соединенным Штатам было важно пресечь наблюдавшуюся в странах Западной Европы тенденцию, направленную на улучшение отношений с СССР без контроля со стороны Вашингтона. СССР стремился оставить в неприкосновенности (а по возможности и расширить) сферу своего влияния, Вашингтон же с помощью политики разрядки рассчитывал на ослабление связей стран социалистического содружества с СССР. Все эти факторы привели в начале 1970-х гг. к ослаблению международной напряженности.

Улучшение советско-американских отношений в начале 1970-х гг. Договоры по ПРО и ОСВ-1

Активизация контактов советского и американского руководства началась в 1971 г. Помимо предотвращения ядерной войны и ограничения стратегических вооружений, на повестке дня стояли такие вопросы, как региональные конфликты, включая положение на Ближнем Востоке, и проведение общеевропейского совещания по безопасности. В 1972 г. состоялся визит президента США Р. Никсона в Москву. Итогом этого визита стало подписание документа под названием «Основы взаимоотношений между СССР и США».

В нем была подтверждена общая позиция сторон, согласно которой единственной альтернативой ядерной войне является мирное сосуществование. Отношения между двумя сверхдержавами, подчеркивалось в документе, должны быть основаны на принципах равенства и невмешательства во внутренние дела друг друга. Руководители СССР и США взяли на себя обязательства прилагать совместные усилия не только в сфере предотвращения военной конфронтации, но развивать двусторонние связи в области экономики, науки, техники и культуры.

Первым конкретным шагом в области ограничения гонки вооружений стало подписание Р. Никсоном и Л. Брежневым 26 мая 1972 г. Договора об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). Согласно Договору по ПРО, обе сверхдержавы взяли на себя обязательство не развертывать такие системы, которые обеспечивали бы защиту всей территории страны от ракетного нападения. Запрещалось развертывать противоракетные системы морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования. Каждому участнику договора разрешалось прикрыть системами ПРО по два района (столицу и одну базу мобильно-наземного базирования) с радиусом размещения противоракет не более 150 км и с их количеством в каждом районе не более 100. Договор носил бессрочный характер, однако в 2002 г. США вышли из него в одностороннем порядке.

Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1) предусматривало отказ обеих сторон в течение пяти лет сооружать новые пусковые установки межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования и пусковые установки ракет, размещенных на подводных лодках. На тот момент по количеству боезарядов на стратегических носителях США превосходили СССР более чем в два раза (5700 против 2500), поэтому Вашингтон пошел Москве на уступки, согласившись на превосходство СССР по межконтинентальным баллистическим ракетам и по баллистическим ракетам подводных лодок. СССР и США создали постоянную консультативную комиссию для содействия осуществлению целей соглашений об ограничении стратегических вооружений.

Дальнейшее укрепление советско-американских отношений

После подписания договоров по ПРО и ОСВ-1 позитивные изменения в отношениях между Москвой и Вашингтоном продолжили нарастать. В июне 1973 г. Л. Брежнев нанес визит в США. Там было подписано соглашение о предотвращении ядерной войны, согласно которому обе сверхдержавы обязались воздерживаться от угрозы силой или ее применения против другой стороны или ее союзников. В 1974 г. состоялся визит президента США Р. Никсона в СССР. Руководители двух государств подписали протокол к Договору по ПРО, согласно которому только один район в каждой из держав мог быть защищен противоракетной обороной. СССР выбрал в качестве такого района г. Москву, а США базу для запуска своих межконтинентальных баллистических ракет в штате Северная Дакота.

Одним из важных вопросов, который предстояло решить Москве и Вашингтону, стало заключение постоянного договора об ограничении стратегических наступательных вооружений. Общие принципы будущего соглашения были определены на очередной встрече Л. Брежнева с президентом США Д. Фордом в ноябре 1974 г. Новый договор должен был установить одинаковые пределы для общего числа носителей стратегических вооружений (2400 единиц с каждой стороны). Переговоры по этому вопросу продолжались до конца 1970-х гг. СССР и США достигли прогресса и в рамках сотрудничества в политической сфере: в частности, это касалось проведения Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Позитивным итогом развития торгово-экономических связей двух стран стало советско-американское соглашение о торговле, заключенное в 1972 г. Но реализовать это соглашение не удалось, поскольку члены конгресса США потребовали взамен упростить режим выезда советских граждан за рубеж. Благодаря т.н. «поправке Джексона-Вэника» торговое соглашение между США и СССР так и не было реализовано на практике.

Тем не менее, советско-американское сотрудничество развивалось и в других сферах, в частности, в сфере культуры и науки. Благодаря политике разрядки удалось воплотить в жизнь советско-американский космический эксперимент – стыковку советского и американского космических кораблей «Союз» и «Аполлон» на орбите в июле 1975 г. Происходило расширение культурных связей между двумя странами: обмен художественными выставками, организация гастролей театральных коллективов.

Политика разрядки в Европе. Двустороннее сотрудничество европейских стран. Хельсинкский процесс

На европейском континенте к концу 1960-х гг. одной из основных являлась проблема безопасности. Во-первых, противостояние между двумя военно-политическими блоками – Организацией Варшавского договора (ОВД) и Североатлантическим альянсом (НАТО) – не способствовало укреплению стабильности на континенте. Еще одной проблемой было отсутствие мирного договора с Германией по итогам Второй мировой войны, что означало отсутствие международно признанных границ между европейскими государствами. Существование ФРГ и ГДР, двух германских государств с различным политическим строем, также являлось поводом для противоречий. Власти ФРГ претендовали на роль объединительного центра для всех немцев и отказывались поддерживать дипломатические отношения со странами, признавшими ГДР. Кроме того, в Бонне считали Западный Берлин частью своей территории, с чем были не согласны в СССР.

В этих условиях началу разрядки на европейском континенте способствовали отдельные европейские страны по обе стороны «железного занавеса». В 1966 г. появилась т.н. Бухарестская инициатива. В Декларации, принятой Политическим консультативным комитетом ОВД в Бухаресте содержался призыв к организации общеевропейского совещания, посвященного вопросам безопасности. С другой стороны, многие страны Западной Европы стремились к большей независимости от США и укреплению своих позиций как независимых игроков на мировой арене.

Одной из таких стран была Франция во главе с президентом Ш. де Голлем. В 1966 г. Франция объявила о выходе из военной организации НАТО, и в том же году Ш. де Голль посетил с официальным визитом СССР, в ходе которого речь шла о снятии напряженности в двухсторонних отношениях. В те же годы меняется и политика ФРГ. В 1969 г. к власти в Западной Германии приходит коалиция социал-демократической партии и партии свободных демократов. Новый канцлер ФРГ В. Брандт считал необходимым ослабление конфронтации между восточным и западным блоками.

Разрядка в Европе проходила в нескольких форматах. Одним из них был формат двусторонних отношений. Во время упоминавшегося визита Ш. де Голля в СССР в 1966 г. было подписано несколько двусторонних документов, в том числе Протокол о политических консультациях, в которых конкретизировались области сотрудничества двух стран в международных вопросах. В 1972 г. аналогичный протокол с СССР подписала Италия, в 1975 г. Великобритания, а в 1976 г. Дания. В 1970 г. между СССР и ФРГ был подписан Московский договор, согласно которому признавались нерушимыми границы между ФРГ и ГДР. Аналогичные договоры ФРГ заключила с ГДР,
Польшей и Чехословакией, а также установила дипломатические отношения с Венгрией и Болгарией. Таким образом, послевоенные границы в Европе получили частичное правовое оформление.

Предпосылки кризиса разрядки. Договор ОСВ-2.

На вторую половину 1970-х гг. приходится активизация советской внешнеполитической активности. СССР оказывал активную поддержку режимам в некоторых странах третьего мира, оказывал им военную и экономическую помощь (Ангола, Мозамбик, Эфиопия, Афганистан). Кроме того, СССР произвел оснащение советских стратегических ракетных сил боеголовками с разделяющимися головными частями индивидуального наведения, а с 1977 г. в западных районах СССР были размещены ракеты средней дальности РСД-10 (SS-20). Производилось дальнейшая переброска в места расположения советских войск в Европе новейшей бронетанковой и авиационной техники. Все эти меры формально не нарушали подписанные СССР международные соглашения, но воспринимались странами западного блока как желание Москвы изменить в свою пользу существующее равновесие сил. В свою очередь США также осуществляли шаги, направленные на ослабление позиций СССР в мире, начиная от поддержки антиправительственных сил в странах, лояльных Москве (к примеру, в Анголе) и заканчивая сближением с Китаем, главным соперником СССР на Дальнем Востоке. Мирный договор между Израилем и Египтом был заключен в 1979 г. под эгидой США без участия СССР, что было нарушением двусторонних договоренностей между Москвой и Вашингтоном. Недружественным по отношению к СССР шагом стало принятие в 1978 г. решения Совета НАТО о ежегодном увеличении на 3% военных расходов всех стран-участниц блока.

Одним из последних положительных изменений в рамках политики разрядки стала встреча Л. И. Брежнева и президента США Дж. Картера в июне 1979 г. в Вене, в ходе которой был подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2). Договор предусматривал равенство Советского Союза и США по сумме всех компонентов стратегических вооружений. Согласно договору, количество стратегических носителей было ограничено до 2400 единиц, а к 1981 г. планировалось сократить их до 2250 единиц. Вводились ограничения на количество ядерных зарядов, устанавливаемых на баллистических ракетах. Обе стороны обменивались данными о своих ядерных силах.

Однако после ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. американская администрация отложила рассмотрение договора ОСВ-2 в сенате США. В 1980 г. новый президент США Р. Рейган сделал ставку на ужесточение противостояния с СССР и провозгласил целью победу в «холодной войне». Период разрядки был завершен.

Источник

Разрядка международной напряжённости

какое событие положило конец политике разрядке напряженности

какое событие положило конец политике разрядке напряженности

Разря́дка междунаро́дной напряжённости (в средствах массовой информации часто просто разрядка) — политика, направленная на снижение агрессивности противостояния стран социалистического и капиталистического лагерей.

Содержание

Политические предпосылки разрядки

какое событие положило конец политике разрядке напряженности

какое событие положило конец политике разрядке напряженности

Ко второй половине 1960-х в мире сложилась достаточно стабильная биполярная политическая система: Восточный и Западный блоки, возглавляемые СССР и США, достигли стратегического равновесия, основанного на доктрине гарантированного взаимного уничтожения (MAD, англ. Mutual Assured Destruction ) — СССР догнал США в мощи ядерных сил. В свою очередь США в ходе выполнения программы Аполлон совершили в 1969 г. высадку на Луну, продемонстрировав свой выигрыш — в «космической гонке».

Европа

В ФРГ приход к власти социал-демократов во главе с Вилли Брандтом ознаменовался новой «восточной политикой», результатом которой стали Московский договор между СССР и ФРГ 1970 г., зафиксировавший нерушимость границ, отказ от территориальных претензий (Восточная Пруссия) и декларировавший возможность объединения ФРГ и ГДР.

Эскалация администрацией Линдона Джонсона войны во Вьетнаме привела как к экономическим, так и политическим последствиям: растущие затраты на ведение войны поставили под сомнение выполнение программ «новых рубежей» Кеннеди и «государства всеобщего благоденствия» Джонсона, растущая внутренняя оппозиция и антивоенное движение в США привели к поляризации общества и призывам к отказу от политики жёсткой конфронтации холодной войны.

Курс Никсона на «вьетнамизацию» войны не смягчил ситуацию: отмена отсрочки призыва студентов в армию привела к массовому уклонению от военной службы и активизировала массовые студенческие выступления; наиболее известным инцидентом стал расстрел студенческой демонстрации в Кентском университете в 1970 г.

Восток

Советско-китайский разрыв. Пограничный конфликт на острове Даманский. Китайские переговоры Никсона (см. Визит Никсона в Китай (1972)). Опасения СССР о создании китайско-американского альянса.

Источник

Какое событие положило конец политике разрядке напряженности

Разрядка — смягчение напряжённости в международных отношениях (вторая половина 1960-х — середина 1970-х гг).

Причины разрядки:

Политика «разрядки» (основные даты и направления)

какое событие положило конец политике разрядке напряженности

«Новое политическое мышление»

Политика перестройки, начавшаяся в СССР в середине 1980-х гг., существенно повлияла на характер международных отношений. М. Горбачёв был сторонником «нового политического мышления», которое подразумевало взаимный отказ главных фигурантов холодной войны от продолжения гонки вооружений; установление диалога Восток — Запад; разрешение локальных конфликтов исключительно дипломатическими методами; отказ СССР от силовой поддержки просоветских режимов в странах социалистического блока. Эта политика признавала многообразие и целостность мира. Окончательно новая концепция советской внешней политики была сформулирована М. Горбачёвым в декабре 1988 г. во время выступления на сессии Генеральной Ассамблеи ООН, подчёркивавшим приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми.

С середины 1980-х гг. регулярно стали проводиться советско-американские переговоры на высшем уровне. Состоялись встречи М. Горбачёва и Р. Рейгана в Женеве (1985) и Рейкьявике (1986). В итоговых протоколах говорилось о недопустимости ядерного конфликта, в котором не может быть победителей. В результате были подписаны договоры об уничтожении на территории Европы ядерных ракет среднего и малого радиуса действия (8 декабря 1987), а также об общем сокращении стратегических вооружений.

Во время встречи на о. Мальта с президентом США Дж. Бушем-старшим в конце 1989 г. М. Горбачёв выступил с инициативой о том, что СССР не будет рассматривать США в качестве своего потенциального противника. В свою очередь, американский президент гарантировал, что Соединённые Штаты в будущем не будут представлять угрозу для безопасности СССР. В июле 1991 г. состоялось подписание Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1). Другим важным аспектом советско-американского сотрудничества стало налаживание взаимовыгодных контактов в гуманитарной и экономической сферах.

Потепление отношений с США, выведение советских войск из Афганистана в феврале 1989 г. благоприятно отразились и на связях с ведущими европейскими государствами: Великобританией, ФРГ, Францией. В июле 1990 г. СССР поддержал идею объединения ФРГ и ГДР, не возражая против членства единой Германии в НАТО. 12 сентября 1990 г. состоялось подписание Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии. В этом же году при участии СССР была достигнута договорённость о сокращении обычных видов вооружений в Европе. Советский Союз стал членом Международного валютного фонда (МВФ).

Произошла нормализация отношений со многими странами Юго-Восточной и Южной Азии. В 1989 г. М. Горбачёв осуществил визит в Китай, что способствовало восстановлению в полном объёме советско-китайских межправительственных связей и скорейшему разрешению всех спорных вопросов. В апреле 1991 г. М. Горбачёв посетил Японию. Во время визита в центре внимания сторон оказались условия подписания мирного договора и интенсификации межгосударственных контактов. Советская сторона официально признала наличие территориальных споров с Японией, порождённых изменениями границ после завершения Второй мировой войны. В это же время устанавливаются дипломатические отношения с Южной Кореей и восстанавливаются с Израилем.

Распад мировой социалистической системы

Изменилось и отношение Советского Союза к своим восточноевропейским партнёрам. М. Горбачёв дал понять своим восточным партнёрам, что СССР не собирается продолжать действовать в рамках «доктрины Брежнева». Начался вывод советских воинских контингентов из стран Восточной Европы, что привело в 1989-1990 гг. к череде «бархатных революций» (процесс ненасильственного реформирования социалистических режимов в странах Восточной Европы), в результате которых на смену местным коммунистическим режимам пришли представители демократической оппозиции, начались реформы в духе рыночной экономики.

Эти изменения поставили под сомнение целесообразность существования Организации Варшавского договора и Совета экономической взаимопомощи, которые были распущены летом 1991 г. Это привело к значительному сокращению экономических контактов СССР со странами Восточной Европы. Их доля во внешнеторговом обороте к началу 1990-х гг. сократилась с 52 % до 16 %.

Конспект урока по истории «Разрядка. Политика «разрядки»». Выберите дальнейшее действие:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *