На страницах нашего онлайн портала alivahotel.ru мы расскажем много самого интересного и познавательного, полезного и увлекательного для наших постоянных читателей.
1147 год — невисокосный год, начинающийся в среду по григорианскому календарю. Это 1147 год нашей эры, 147 год 2 тысячелетия, 47 год XII века, 7 год 5-го десятилетия XII века, 8 год 1140-х годов.
Содержание
События
Родились
См. также: Категория:Родившиеся в 1147 году
Скончались
См. также: Категория:Умершие в 1147 году
См. также
Примечания
Это незавершённый список года. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив его.
Полезное
Смотреть что такое «1147 год» в других словарях:
1146 год — Годы 1142 · 1143 · 1144 · 1145 1146 1147 · 1148 · 1149 · 1150 Десятилетия 1120 е · 1130 е 1140 е 1150 е · … Википедия
1145 год — Годы 1141 · 1142 · 1143 · 1144 1145 1146 · 1147 · 1148 · 1149 Десятилетия 1120 е · 1130 е 1140 е 1150 е · … Википедия
1150 год — Годы 1146 · 1147 · 1148 · 1149 1150 1151 · 1152 · 1153 · 1154 Десятилетия 1130 е · 1140 е 1150 е 1160 е · … Википедия
1148 год — Годы 1144 · 1145 · 1146 · 1147 1148 1149 · 1150 · 1151 · 1152 Десятилетия 1120 е · 1130 е 1140 е 1150 е · … Википедия
1151 год — Годы 1147 · 1148 · 1149 · 1150 1151 1152 · 1153 · 1154 · 1155 Десятилетия 1130 е · 1140 е 1150 е 1160 е · … Википедия
1149 год — Годы 1145 · 1146 · 1147 · 1148 1149 1150 · 1151 · 1152 · 1153 Десятилетия 1120 е · 1130 е 1140 е 1150 е · … Википедия
1144 год — Годы 1140 · 1141 · 1142 · 1143 1144 1145 · 1146 · 1147 · 1148 Десятилетия 1120 е · 1130 е 1140 е 1150 е · … Википедия
1143 год — Годы 1139 · 1140 · 1141 · 1142 1143 1144 · 1145 · 1146 · 1147 Десятилетия 1120 е · 1130 е 1140 е 1150 е · 1160 е … Википедия
1140 год — Годы 1136 · 1137 · 1138 · 1139 1140 1141 · 1142 · 1143 · 1144 Десятилетия 1120 е · 1130 е 1140 е 1150 е · … Википедия
1769 год — Годы 1765 · 1766 · 1767 · 1768 1769 1770 · 1771 · 1772 · 1773 Десятилетия 1740 е · 1750 е 1760 е 1770 е · … Википедия
Этот день в истории: 1147 год — крестоносцы и португальцы взяли Лиссабон
25 октября 1147 года в ходе Второго крестового похода и Реконкисты объединенное войско крестоносцев и португальцев под командованием Афонсу I Энрикеша после продолжительной осады захватило Лиссабон, принадлежавший державе Альмохадов. Падение Лиссабона стало единственной победой христиан во всем Втором крестовом походе.
В 630 году возникло арабское государство — Арабский халифат. В период 630—750 годов арабы сумели захватить весь Аравийский полуостров, значительную часть Северной Африки, южную и центральную часть Пиренейского полуострова, Персию, Армению, Грузию.
Именно с этого момента в истории Лиссабона начался исламский период. История этого города берет начало с конца II тысячелетия до н. э., когда финикийцы основали на территории полуострова торговое поселение. К моменту начала Реконкисты в конце VIII века Лиссабон уже был очень крупным портом, получая большую прибыль от морской торговли. Это был густонаселенный город со смешанным населением.
По свидетельству средневековых летописцев, в середине XII века, к моменту завоевания Лиссабона крестоносцами, население города составляло более ста тысяч человек, что кажется совершенно невероятным. Тем не менее хронисты утверждают, что в Лиссабоне в то время проживало не менее 60 000 семей, плативших подати.
Формальным поводом для начала крестовых походов стало разрушение храма Гроба Господня в Иерусалиме по приказу фатимидского халифа Аль-Хакима Безумного. В 1095 году папа римский Урбан II призвал европейских рыцарей отправиться в крестовый поход с целью освобождения Святой земли.
Армия Первого крестового похода сумела в 1099 году захватить Иерусалим. В результате крестового похода были образованы Иерусалимское королевство, Антиохийское княжество, Эдесское графство и Триполитанское графство. Однако положение крестоносцев было весьма шатким, так как их государства были окружены мусульманами.
В 1144 году правитель Мосула Имад ад-Дин Занги захватил Эдессу. Потеря города была ощутимым ударом по позициям крестоносцев на Ближнем Востоке. В ответ на это папа Евгений III провозгласил начало нового крестового похода. Первыми на призыв понтифика откликнулись германский император Конрад III и французский король Людовик VII. Однако в стане воинства Христова возникли разногласия — одни считали, что нужно первым делом брать Алеппо, а вторые настаивали на штурме Дамаска.
В итоге вторая точка зрения победила и в июне 1148 года началось наступление на Дамаск, которое обернулось провалом. К 1149 году армии Конрада и Людовика вынуждены были вернуться в Европу. Но еще за год до дамасской катастрофы, в мае 1147 года, другое крестоносное войско морем двинулось на Ближний Восток. В его составе были воины из Англии, Шотландии, Фландрии, Фризии, Бретани, Рейна, Кёльна и Нормандии.
Двигаясь вдоль атлантического побережья Европы, корабли крестоносцев причалили недалеко от Порту, который тогда был столицей небольшого графства Португалия. Его правитель — граф Афонсу I был человеком талантливым, решительным и крайне амбициозным. Воспользовавшись царившей в Кастилии и Леоне смутой, в 1139 году он провозгласил себя королём.
Теперь ему требовалось королевство, и граф положил глаз на Лиссабон, который к тому времени являлся частью государства династии Альмохадов. Их державе принадлежали земли в Северной Африке и Мусульманской Испании. Достаточных сил для войны с таким могучим противником у португальского графа не было. Поэтому, узнав о том, что на его берегу высадилось крестоносное воинство, Афонсу увидел в этом знак божьего провидения и решил не упускать свой шанс.
Он отправил в лагерь воинства Христова епископа Порту, который прочитал там пламенную проповедь о том, что война против мусульман на Пиренеях еще более угодна Богу, чем защита Гроба Господня на Святой земле. Выслушав епископа, воодушевленные крестоносцы согласились помочь португальцам.
До сих пор нет точных данных о количестве воинов и кораблей крестоносцев. Согласно дошедшим до нас хроникам, их флот насчитывал от 160 до 200 кораблей. Из этого современные исследователи делают вывод, что в войске было около 25 000 воинов, из которых 6 000 составляли англичане, 5 000 — немцы, а 2 000 — фламандцы.
Однако даже это не дает точного представления о численности армии, которая в итоге осадила Лиссабон. Вместе с крестоносцами там были отряды самого Афонсу, и при этом объединенное войско к началу осады пополнилось многочисленными добровольцами. Учитывая это, можно предположить, что Лиссабон осаждала громадная по тем временам 40-тысячная армия.
Осада началась в июле 1147 года. Город являлся отличной крепостью и был хорошо защищен, поэтому все попытки штурма успеха не имели. Но к концу сентября в городе закончились припасы — начался голод. Положение осажденных стало отчаянным, так как в густонаселенном городе возникли еще и эпидемии. В сложившейся ситуации лиссабонский эмир, не получив никакой помощи от других мусульманских государств и не имея возможности снять осаду самостоятельно, предложил Афонсу сдать город с условием свободного выхода населения.
Захват Лиссабона стал, пожалуй, единственным военным успехом христиан на протяжении всего Второго крестового похода. После взятия города крестоносцы разделились — одни продолжили свой путь на Восток, а другие остались в Португалии. Оставшиеся принесли оммаж (вассальную клятву) Афонсу I Энрикешу, который теперь был признан королем.
В этот день в 1147 году была основана Москва, по одной из версий
В 1147 году, 27 июля была основана Москва, если верить написанному в повести «Сказание об убиении Даниила Суздальского и начале Москвы». А произошло это во время трапезы на холме близ реки Москвы. В этот день князь Суздальский Юрий Владимирович Долгорукий устроил великий пир в честь своего союзника князя Новгород-Северского Святослава Ольговича. Место понравилось Юрию Долгорукому своей естественной защищенностью. И велел он заложить град мал.
По некоторым данным первое название города Кучков, по имени владевшего этими землями боярина Степана Кучки, по другим данным приглашение Юрий слал своему родственнику Святославу следующего содержания: «Прииде ко мне, брате, в Москов». То есть, та историческая встреча состоялась не на голом месте, а в уже построенном городке.
Политолог Ростислав Ищенко: Россия готовится «не к войне с Украиной, а к войне на Украине»
Собянин: Победителей конкурса проектов мостов через Москву-реку объявят в августе
Портал Avia.pro опубликовал видео из района, где располагался уничтоженный ДНР понтонный мост ВСУ у Старомарьевки
В этот день в 1147 году была основана Москва, по одной из версий
Академик Колесников: либо у Байдена слабый сфинктер, либо он переел бобовых
Корабли ЧФ отработали поиск подводной лодки условного противника
Avia.pro: переброска в Донбасс украинских ракетных систем «Точка-У» может грозить ДНР и ЛНР «штурмом новых районов»
В Москве-реке нашли тело музыканта Александра Липницкого
Утверждена новая Военная доктрина Союзного государства РФ и РБ, Пентагон возвращает в Европу 56-е арт-командование и ракеты
Мировые СМИ заинтересовались информацией о подготовке Китая к борьбе с американскими авианосцами
Baijiahao: США «пришли в ярость», узнав о разработке Россией гиперзвуковой ракеты «Личинка-МД» для истребителя Су-57
Сказ о мешке на голове Ельцина и его падении с моста
Сохранение СССР сделало бы россиян беднее
Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.
Первое упоминание в летописи о Москве. Владимир Святославич рязанский — кн. рязанский, сын кн. муромского Святослава Ярославича. В 1140 г. он помогал кн. новгород-северскому Святославу Ольговичу в борьбе его с вел. кн. киевским Изяславом Мстиславичем. Святослав обратился за помощью к Юрию Долгорукому, которого в 1147 г. с этою целью посетил в Москве; с Святославом был в Москве и Владимир Святославич. Ум. в 1161 г. В следующем году Святослав и князья черниговские соединяются с Изяславом против Юрия.
Умер Антоний преподобный, по месту рождения Римлянин, род. в Риме 1067 г. В 1086 г., оставшись после родителей, людей богатых и знатных, удалился в пустыню. В 1106 г., по сказанию жития его, приплыл по морю на камне в Новгород; основал там монастырь на Торговой стороне, на берегу Волхова, и там † 8 августа 1147 года.
Умер Иоанн Георгиевич — княжич владимиpo-суздальский, сын Георгия Владимировича Долгорукого, принимал участие в борьбе отца своего с вел. кн. киевским Изяславом II Мстиславичем и получил от отцовского союзника, кн. северского Святослава Ольговича, Курск и Посемье (земли по р. Сейму).
Сообщение отправлено: 8 мая 2006 14:29 ( Ne administrator)
Сообщение отредактировано: 5 июня 2006 10:41
Старинный плащик. Красивый 🙂
Корзно (стар.) — княжеская мантия или плащ, который накидывался сверху и застегивался большей частью на правом плече запонкой с петлицами. В «Святославовом Изборнике» 1073 г. изображено на великом князе корзно «синего цвета с петлицами и обшивкой золотыми, застежкой и подкладкой красными». В летописи впервые оно упоминается в 1147 г. Иначе оно назыв. коцем, кочем, мятлем.
1257–1259 – создание на Руси системы баскачества. Восстания в Новгороде
1262 – восстания против золотоордынцев в городах Руси
1293 – Дюденева рать
1299 – перенесение кафедры митрополита из Киева во Владимир
1301 – присоединение Коломны к Московскому княжеству
1305, 1308, 1317 – войны Московского государства с Тверью
1326 – перенесение митрополии из Киева в Москву
1327 – восстание в Твери
1362–1363 – борьба Москвы и Нижнего Новгорода за ярлык на великое княжение
1377 – битва на р. Пьяне
1378 – битва на р. Воже
1380, 8 сентября – Куликовская битва
1382 – поход Тохтамыша на Москву
1385 – война с Рязанью. Подписание вечного мира Рязани и Москвы
1385 – Кревская уния Великого княжества Литовского с Польшей
1392 – присоединение Нижнего Новгорода к Москве
1406–1408 – война с Великим княжеством Литовским
1408 – нашествие Едигея на Русь
1433–1453 – Феодальная война
1439 – Флорентийская уния
1449 – избрание Ионы митрополитом Московским и всея Руси
1453 – взятие турками-османами Константинополя
1456 – поход Василия II на Новгород. Яжелбицкий мирный договор
1463 – присоединение Ярославского княжества к Москве
1465–1469 – война с Казанским ханством
1471, 1478 – военные походы на Новгород, падение Новгородской республики, присоединение Новгорода к Москве
1472 – венчание Ивана III на Софье Палеолог
1474 – присоединение Ростовского княжества к Москве
1487 – поход Ивана III на Казань
1480 – «стояние на Угре»
1485 – присоединение Тверского княжества к Москве
1492–1494, 1500–1503, 1507–1508, 1512–1522 – «порубежные» война с Великим княжеством Литовским
1495–1497 – война со Швецией
1497 – судебник Ивана III
1501–1503 – война с Ливонским Орденом
1510 – присоединение Псковской земли к Русскому
1514 – присоединение Смоленска к Русскому государству
1521 – присоединение Рязанского княжества к Русскому государству
1547 – провозглашение Ивана Грозного царем
1547–1548, 1548–1550, 1551–1552 – походы Ивана Грозного на Казань, взятие Казанского царства
1549 – созыв первого Земского собора
1549–1560 – деятельность Избранной рады
1550 – Судебник Ивана Грозного
1550-е гг. – начало складывания приказной системы
1551 – Стоглавый собор
1551 – присоединение Чувашии
1553 – начало книгопечатания в Москве
1556 – отмена системы кормлений
1556 – взятие Астраханского ханства
1557 – присоединение Башкирии и Ногайской Орды
1580–90-е гг.– походы Ермака и царских воевод в Сибирь
1558–1583 – Ливонская война
1564 – бегство Андрея Курбского в Литву
1564 – первая книга Ивана Федорова
1569 – Люблинская уния и образование Речи Посполитой
1570, лето – массовые казни в Москве
1572 – поход Девлет-Гирея на Москву, битва у села Молодь
1581 – гибель царевича Ивана Ивановича
1582 – Ям-Запольский мир с Польшей
1583 – Плюсское перемирие со Швецией
1581– введение «заповедных лет»
1589 – установление патриаршества в России
1590–1593 – война со Швецией
1591 – гибель царевича Дмитрия в Угличе
1597 – указ об «урочных летах»
1598 – пресечение династии Рюриковичей
Какой полезный пост, терь заживём все лучше!
О, за 20 лет подвинули историю Руси еще на 200 лет назад )
К экзаменам готовишься?
Я чот не понимаю, или это сюда уже шпаргалки постить начали?
Анимированная история Руси на карте от канала Гео-КартоГрафЪ
История Руси. Часть первая. Легендарные князья.
Посмотреть видео можно на канале Гео-КартоГрафЪ
Основано на «Повести временных лет» 12 века, а также на более поздних летописных легендах и исследованиях историков.
Древнерусская государственность зародилась на Восточно-Европейской равнине, где испокон веков бок о бок в мире и согласии проживали различные славянские, тюркские, фино-угорские, а также балтские племена. Население этих территорий в основном тяготело к берегам крупных рек, коими изобиловали эти земли. Помимо источника воды и пропитания, реки выступали ещё и в качестве транспортных артерий: соединённые волоками, они связывали воедино сию огромную равнину. Крупнейшими торговыми путями были «путь из варяг в арабы» и «путь из варяг в греки», на севере проходившие по рекам и озёрам системы Невы, а на юге – по Волге, Дону и Днепру. Эти пути соединяли Скандинавию с Византийской империей и Арабским халифатом. Скандинавских путешественников, странствующих по славянским рекам, называли варягами. Эти торговцы, авантюристы и пилигримы отличались суровым нравом, и были не прочь поживиться тем, что плохо лежало, будь то домашний скот, мёд, зерно, женщины, и прочие товары, которые производились местными племенами. Раздобытое добро они продавали на рынках Византии и северного Ирана. Многие из племён были вынуждены платить дань варягам, которые уже в середине 8 века, по данным археологов, основали своё первое поселение на севере будущей Руси, в Старой Ладоге.
В начале 9 века ситуация стала меняться: славяне и финно-угры начали всё чаще противостоять варягам. Согласно поздней ИоАкимовской летописи (носящей возможно, легендарный характер), Буривой, – вождь ильменских словен, – прекратил платить дань и выдворил варяжских находников со своей территории. Развивая успех, он начал наступление на варяжские земли. Буривой прогнал варягов до реки Кумени, что в Финляндии, где попал в засаду и потерпел поражение. Ему вместе с дружиной удалось укрыться в городе Бярма, расположенном на острове, посреди озера, где он занял оборонительную позицию.
Победив Буривого, варяги вернулись к ильменским словенам и снова обложили их данью. Племя без своего вождя с дружиной не смогло дать варягам должный отпор. Долго терпеть тяготы угнетения словене не смогли, и послали людей, за помощью к Буривому. Тот прислал к словенам своего сына, Гостомысла, который стал их новым вождём. Организовав сопротивление, Гостомысл изгнал варягов. При Гостомысле, вокруг ильменских словен была создана Северная конфедерация племён, как её называют современные историки. В этот нерушимый союз, помимо словен, вошли псковские кривичи и финно-угорские меря, чудь и весь. Северная конфедерация стала серьёзным противником для варягов, которые были вынуждены с ней считаться. Гостомысл заключил с варягами перемирие, и в дальнейшем жил с ними в мире и согласии. Две его дочери, Ефанда и Умила, были выданы замуж за варяжских князей, первая отбыла к урманАм, то есть в Норвегию, а вторая в Финляндию. А мужем его старшей дочери, по всей видимости, стал вождь одного из соседних славянских племён.
Гостомысл правил почти полвека, но за своё долгое правление он так и не обзавёлся наследником. Все его сыновья умерли ещё при его жизни. В одном из своих снов, Гостомысл увидел, как из чрева его дочери Умилы прорастает необъятное древо, окутавшее своими ветвями огромный град. Волхвы истолковали данный сон как предзнаменование, что один из её сыновей должен стать его наследником.
В 860 году Гостомысл отошёл в мир иной. Сразу после его смерти в Северной конфедерации разразилась усобица, и встал род на род, кои начали сами собой владеть и стали все воевать друг с другом. Ситуация усугибилась ещё очередным вторжением варягов, которое словене, с большим трудом, но отбили и не дали им дани. Старейшины решили, что пора искать князя, который бы владел ими и судил по праву. Здесь они вспомнили про пророчество Гостомысла, касательно его дочери Умилы, у которой было три сына, Рюрик, Трувор и Синеус. Эти товарищи, проживавшие тогда с отцом в варяжских землях, вполне подходили на роль вождей.
И пошли старейшины за море к варягам и сказали: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Произошло так называемое призвание варягов.
Дальнейшая история известна уже не только по поздним легендарным источникам, но и по древней Повести временных лет, – сокращённо ПВЛ.
В 862 году Рюрик и его братья, вместе с варяжскими дружинами прибыли в Ладогу, чтобы вступить в наследство. Братья разделили власть между собой. Трувору достался кривический город Изборск с округой, Синеусу – Белоозеро в землях веси и чуди, а Рюрик стал править в Ладоге, в центре земли словен.
В те времена финно-угры, а вслед за ними и славяне всех выходцев из скандинавских стран называли русью или русами (по-фински это слово означало гребцов на кораблях). И хотя, согласно легенде, Рюрик и его братья по матери были славянами, говорили свободно на древнерусском языке, и вполне вероятно, что исповедовали славянское язычество, – родную для славян религию, – за ними и их людьми прочно закрепилось определение «Русь». А все племена, которыми они правили, назывались русскими племенами, или просто русскими. И не важно были это славянские, финно-угорские, балтские или тюркские племена, все стали русскими. Этот же этноним дал название их государству, Северная конфедерация, отныне стала называться Русью.
В 863 году Рюрик с братьями подчинили оставшиеся земли Северной конфедерации. Полочане и меря стали их данниками.
В этом же году, за тридевять земель от Руси случилось другое, весьма значимое событие. Два греческих монаха, братья Кирилл и Мефодий, во время своей Моравской миссии, где они обращали в христианство местное славянское население, изобрели новую азбуку, которую позднее назвали кириллицей. Эту азбуку придумали, чтобы переводить церковную литературу с греческого на старославянский языки. Именно эту азбуку мы используем по сей день.
После смерти братьев Рюрик перенёс свою столицу из Ладоги на юг, к истоку реки Волхов из озера Ильмень. Его княжеский дворец, ныне известный как Рюриково городище, положил начало будущему Новгороду, столицы северной Руси.
В этом же 864 году, среди правящей верхушки новообразованного государства произошли разногласия. И под предлогом похода на Царьград, часть русов, под руководством Аскольда и Дира, покинули Рюрика. Они спустились вниз по течению Днепра и захватили Киев, где на землях полян основали своё собственное государство.
Рюрик, разобравшись с восстаниями, принялся укреплять свою власть. Полоцк и Ростов окончательно вошли в состав его государства. Киевляне, в свою очередь, также не сидели без дела, и обложили данью древлян.
В то время как южное Киевское государство обрастало исключительно славянскими племенами, Рюрик, напротив, активно присоединял финно-угорские племена. В конце 864 года ему покорились мурома и мещера, восточным форпостом Руси на долгие годы стал былинный город Муром.
В 865 году, согласно Никоновской летописи, между двумя русскими государствами началось первое противостояние. Киевляне стремились установить контроль над торговым путём «из Варяг в Греки», и пытались захватить Полоцк. Впрочем, Рюрику удалось остановить их продвижение и вернуть часть потерянных территорий.
После столкновения с Рюриком, Аскольд и Дир повернули на восток, где обложили данью племена северян и радимичей.
Киевское государство Аскольда и Дира было достаточно сильным и развитым в военном отношении. Согласно Повести временных лет, в 866 году братья предприняли поход на Царьград, первый в истории Руси кстати. Они осадили город и бесчинствовали в округе. Византийцы поспешили откупиться от них и заключили с ними мирный договор, заплатив русам огромный выкуп и убедив Аскольда и Дира принять христианство.
В 869 году, согласно Никоновской летописи, киевляне пошли в поход на Смоленск. О результате этого похода ничего неизвестно, но судя по дальнейшим событиям, Смоленск отпал от державы Рюрика.
В начале семидесятых годов девятого века киевляне расширили своё влияние на донских славян, обложив их данью и взяв под свою защиту.
В 872 году сын Аскольда погиб в войне с чёрными булгарами – остатками единого племенного союза булгар, живших в Приазовье до разделения на волжских булгар и дунайских болгар. Неизвестно, были ли у Аскольда другие дети. Не исключено, что из-за первого известного столкновения Руси с кочевиниками-тюрками Киевское государство лишилось наследника и ослабло.
В 875 году, всё по той же Никоновской летописи, воины Аскольда сразились с будущей грозой Руси, тюрками-печенегами. Это был отряд разведчиков, неожиданно напавший на донских славян, в то время как основная часть печенегов кочевала в заволжских степях.
В этом же году киевляне окончательно покорили Смоленск.
В 876 году, Ефанда Урманская, средняя дочь Гостомысла, деда Рюрика, то есть его родная тётка, овдовела. Рюрик решил, что негоже такой завидной невесте пропадать задаром и взял её себе в жёны. Как говорится, запретный плод всегда сладок. У них родился сын Игорь.
В 879 году Рюрик отправился в свой последний поход. Этот поход был против карелов. Рюрику удалось обложить данью ряд земель, но в одном из столкновений с карелами он погибает.
Наследнику Рюрика Игорю, на тот момент было всего два года. У Ефанды, тётки Рюрика и матери его сына, не получилось взять власть в свои руки. И регентом при их сыне Игоре стал Олег, верный друг и соратник Рюрика. Не исключено, что именно по совету Олега, Рюрик взял в жёны свою тётю. Олег узурпировал власть, отстранив Ефанду.
Киев по сравнению с Новгородом имел гораздо более выгодное расположение и Олег сделал его столицей своего государства, назвав, по словам летописи, «матерью городов русских». С этого времени начинается история объединённой Киевской Руси, тогда как предыдущий период историки называют Новгородской или Ладожской Русью.
Так было основано Древнерусское государство.
Утвердившись в Киеве, Олег принялся расширять своё влияние. Он подчинил племя древлян, обложив их данью. А вслед за древлянами, данниками Олега стали северяне. Немного позднее радимичей постигла та же участь. Северяне и радимичи были данниками Хазарского каганата, и наверняка с радостью и добровольно предпочли данничество Руси. Впрочем, летопись умалчивает о подробностях.
После 885 года Олег пошёл войной на уличей. Исход этого столкновения не ясен, но известно, что с уличами русское государство потом ещё долго воевало. Вероятно, Олег всё же смог покорить часть уличей по Днепру, обечив безопасность торгового пути «из варяг в греки».
В 889 году, угры, то есть современные венгры, досель кочевавшие в придонских степях, под давлением печенегов, которые в свою очередь были атакованы торками, мигрировали на запад. По пути угры атаковали Киев, который смог устоять и выдержать их осаду. Неудача под Киевом вынудила угров продолжить путь далее, в Паннонию.
Часть историков считает, что Олег заключил с уграми союз, обеспечив им надёжный тыл, пока они завоёвывали свою новую родину. За это угры помогли Олегу присоединить оставшиеся восточнославянские племена.
К 898 году, когда по русским летописям угры окончательно ушли за Карпаты, волыняне и бужане стали данниками Руси. А примерно год спустя белые хорваты и тиверцы также были обложены данью. Единственные, кто продолжал упорно сопротивляться Руси, были уличи.
В начале 10 века, Олег расширил облагаемые данью земли на севере, в его племенной союз временно вошли даже легендарные вятичи, самое сильное восточнославянское племя, дольше всех прочих племён сохранявшее независимость от Руси.
На востоке, однако, в начале 10 века укрепилось тюркское государство – Волжская Булгария, включившее в себя ряд финно-угорских племён. Около 900 года был основан город Булгар. Продвижение Руси в этом направлении было остановлено.
При Олеге площадь территории Руси увеличилась более чем в 2 раза. В те времена, Русь напоминала скорее федерацию племён и городов, нежели унитарное государство. В административном отношении территория была разделена на удельные княжества, князья которых подчинялись Великому князю, то есть Олегу. Олег посадил во главе этих княжеств своих людей – родственников, свойственников и боевых товарищей.
Около того же 907 года угры, пропущенные ранее Олегом мимо Киева, окончательно разгромили Великую Моравию, некогда мощнейшее из славянских государств. На западе от Руси возник политический вакуум, который Русь с удовольствием и заполнила, укрепив свою власть над восточнославянскими племенами и начав продвижение в сторону западных славян.
В 907 году состоялся эпический поход Олега на Царьград, хвалебно описанный в русских летописях, но подозрительно не упомянутый в греческих. Из Киева выступило огромное войско, включающее в себя все племена, подчинённые Олегом.
Основная часть войска на ладьях, коих насчитывалось до двух тысяч, по Днепру, а затем по Чёрному морю, вплавь пошла на Царьград. Вторая часть войска на конях двигалась вдоль берега. Греки, испугавшись прибывшей армии, заперлись в цитадели. Олег осадил город, а его войска разграбили округу.
По легенде, перед началом штурма города, Олег поставил свои корабли на колёса, и с попутным ветром они двинулись на стены города. С военной точки зрения сие действо абсолютно бессмыслено, но греки, испугавшись, запросили мира. Они принесли Олегу отправленное вино и пищу, но Олег, почуяв угрозу, отказался их принимать, за что был прозван Вещим.
Олег заключил с греками выгодный для него мир. Греки заплатили ему и всем его князьям единоразовую выплату, и в дальнейшем обязались выплачивать дань ежегодно. Для славянских купцов, Олег выторговал беспошлинную торговлю в Византии.
Заключённый с Византией мирный договор стал первым известным письменным документом в русской истории. В рассказе о его заключении впервые упомянуты важные впоследствии города Чернигов и ПереяслАвль.
В знак победы над Византией, Олег прибил к вратам Царьграда свой щит, и с триумфом вернулся восвояси.
Друзья, надеюсь вам понравилось видео. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, пишите комментарии. Ваша поддержка даёт мне силы творить далее.
Русская душа
Описание и изображение Мары имеют свои особенности. Богиня смерти у славян — прекрасна. Ее изображали в виде молодой девушки с белой кожей в нарядных белоснежных одеяниях с ярко черными длинными волосами свободно развевающимися по плечам — это образ молодой богини в начале зимы.
Изображение в виде старухи в износившейся одежде и с косой на плече, также соответствует Маре, но символизирует окончание зимы.
События 2020 года в фотографиях
Ушедший год был очень сложным. Однако чем тяжелей ситуация в мире, тем больше работы у фотографов. Представляю вам подборку одних из лучших репортажных снимков, которые показывают каким был 2020 год. Здесь нет политики, принятия или осуждения каких-либо событий, давайте просто посмотрим на фотографии.
Фото: Антон Ваганов / Reuters, Владимир Смирнов / ТАСС
Black Lives Matter
Фото: Julia Rendleman / Reuters, Брайан Смит
Фото: Андрей Рудаков / Bloomberg, Getty Images
Протесты в Беларуси
Фото: Василий ФЕДОСЕНКО, REUTERS
Протесты в Хабаровске
Фото: Игорь Волков / AP
Фото: Валерий Мельников, Артем Микрюков / Reuters
Фото: Михаил Алаеддин
Фото: Александр Кряжев
Фото: Dan Kitwood / Getty Images
В 1702г 10 января Петр I издал указ, запрещающий падать ниц перед царем.
Александр Пересвет, прежде бывший боярин Добрянский, как герой истории и живописи
Надо сказать, что «Житие Преподобного Сергия» Епифания Премудрого эпизод с иноками не упоминает, так что вполне возможно, что они были и не из Троице-Сергиева, а из одного из Московских монастырей. Или были послушниками, а иноческий чин им дали непосредственно перед походом.
Дальше, как мы помним, из вражеских полков выезжает Челубей (Телебей и т. д.), и наш инок говорит не вполне смиренные слова: «Сой человек противника собе хощет, аз хощу с ним видетися!» и выезжает на поединок. Чем дальше, тем больше подробностей, так в одной из редакций зловредный Челубей, углядев в русской рати Пересвета и Ослябю требует у Мамая, чтобы ему дали сразиться именно с этими русскими. В этом варианте Пересвет не говорит про равного себе противника, а просто кротко просит прощения.
Известно, однако, что вся история с поединком (как и переодеванием Дмитрия перед боем), перекочевали в «Сказание» из другого произведения, очень распространенного на Руси в 15-16 вв
Как это ни печально, но в изобразительной традиции утвердилась как раз поздняя традиция. Пересвета рисуют эдаким умильным мнихом, который выезжает на бой иногда даже без доспехов (искушая Бога, что, вообще говоря, в христианстве считается в некотором роде грехом) и всем своим обликом прощая врага. Ну, с Глазуновым все понятно, он просто хреновый художник, было бы странно ожидать от него хорошей картины:
Но ведь он такой не один! Вот, к примеру, как оттрактовал бедного Пересвета Евгений Муковин:
Про креатив Рыженко все уже не раз говорили:
Не менее жестоко припечатал немолодого воина художник Сергей Ерошкин. Не удовлетворившись умильно-няшным обликом богатыря (его взгляд напоен такой любовью к ближнему, что на месте Челубея я бы к нему спиной не поворачивался), не зная, как еще унизить бедного боярина, он обрядил его в ЛАПТИ! Вот да, боярин добрянский идет на битву в лаптях! Художник, конечно, не знает, что нога в лапте тупо не встанет нормально в стремя, заточенное под сапог, ну да чего там:
Апофеозом всего этого умильнобесия идет картина художника Безукладникова Г. А.:
На ней мы видим, как доктор Айболит, укравший у грузинской княжны ее покрывало, неустрашимо идет наказывать, видимо, Бармалея, чтобы тот не хватал бы, не глотал бы, этих маленьких детей.
Однако не все так плохо. Мощный образ нашего героя создал художник А. В. Городничев:
Старина Корин очень любил рыцарские доспехи и хотел бы нарядить в них всех героев русской истории, чтобы они построились патриотическим русским клином и закатали всех недругов под асфальт. на его эскизе старый Пересвет одет в схиму поверх фуллплейта и готов накидать любому Челубею, будь он хоть сколько раз исполином:
Константин Васильев не мог не зигануть по такому поводу:
Однако, поскольку картины мастера полны всякого символизма, мы не можем точно сказать, какую фигу в кармане он держал в данный конкретный момент. Так что не исключено, что это никакой не «Пересвет и не Челубей», а, скажем, «Западный Мир из последних сил противостоит хамскому натиску красно-монгольской азиатчины».