какое словосочетание связано способом примыкания сразу обратился с радостью обратился
Какое словосочетание связано способом примыкания сразу обратился с радостью обратился
1. Найдите словосочетание, соответствующее схеме: ГЛАГ.+ СУЩ. в Вин. П.:
А) относиться по-товарищески;
Б) рубить топором;
В) преодолеть препятствие;
Г) бежать по дорожке;
Д) аплодировать артистам.
3. Найдите словосочетание, соответствующее схеме «ГЛАГ.+ НАРЕЧИЕ»:
А) спрашивать совета;
Б) стучать кулаком;
В) очень темно;
Г) ехать шагом;
Д) собираться потанцевать.
4. Какое сочетание слов не является словосочетанием?
А) в течение дня;
Б) верная мужу;
В) грустный взгляд;
Г) поехал отдохнуть;
Д) женщина – врач.
5. Какое словосочетание связано способом управления?
А) чуть – чуть прикоснуться;
Б) прикоснуться к плечу;
В) к больному плечу;
Г) очень больно;
Д) сразу обратился.
6. Какое словосочетание связано способом примыкания?
А) сразу обратился;
Б) с радостью обратился;
В) обратился к подруге;
Г) к давней подруге;
Д) двое из них.
7. Какое словосочетание связано способом согласования?
А) приду поговорить;
Б) доволен одним;
В) к моему сыну;
Г) белый от боли;
Д) мало-помалу привыкаю.
8. Укажите глагольное словосочетание:
А) чуть – чуть прикоснуться;
Б) к моему сыну;
В) к больному плечу;
Г) очень больно;
Д) двое из них.
9. Укажите именное словосочетание:
А) приду поговорить;
Б) мало-помалу привыкаю;
В) прикоснуться к плечу;
Г) белый от боли;
Д) с радостью обратился.
10. Укажите наречное словосочетание:
А) чересчур быстро;
Б) любящая тебя;
В) вышла замуж;
Г) в чьих-то перчатках;
Д) нечто странное.
Ответы
1 В
2 Г
3 Г
4 А
5 Б
6 А
7 В
8 А
9 Г
10 А
Раздел: Синтаксис и пунктуация
1. Найдите словосочетание, соответствующее схеме:
А) относиться по-товарищески;
В) преодолеть препятствие;
Г) бежать по дорожке;
Д) аплодировать артистам.
2. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием:
А) Наше завтра будет прекрасно.
Б) Мы с Аликом принялись за работу.
В) Жил старик со своею старухой у самого синего моря.
Д) Вчера произошло нечто странное.
3. Найдите словосочетание, соответствующее схеме
А) спрашивать совета;
Д) собираться потанцевать.
4. Какое сочетание слов не является словосочетанием?
Г) поехал отдохнуть;
5. Какое словосочетание связано способом управления?
А) чуть – чуть прикоснуться;
Б) прикоснуться к плечу;
В) к больному плечу;
6. Какое словосочетание связано способом примыкания?
Б) с радостью обратился;
В) обратился к подруге;
Г) к давней подруге;
7. Какое словосочетание связано способом согласования?
А) приду поговорить;
Д) мало-помалу привыкаю.
8. Укажите глагольное словосочетание:
А) чуть – чуть прикоснуться;
В) к больному плечу;
9. Укажите именное словосочетание:
А) приду поговорить;
Б) мало-помалу привыкаю;
В) прикоснуться к плечу;
Д) с радостью обратился.
10. Укажите наречное словосочетание:
Г) в чьих-то перчатках;
«Словосочетание» 1в, 2г, 3г, 4а, 5б, 6а, 7в, 8а, 9г, 10а.
1 вариант – нечётные, 2 вариант – чётные – в тесте дать 1 правильный ответ.
Раздел: Синтаксис и пунктуация.
Тема: Осложнённое простое предложение.
1. Укажите предложение, в котором обособленные члены отсутствуют (знаки препинания не расставлены).
а) Мне нравилась его спокойная и ровная речь простая и ясная.
б) Солнце поднялось над горами и сгоняло ещё лежавший в тени иней.
в) Вся деревушка тихая и задумчивая имела приятный вид.
2. Найдите предложение с обособленным согласованным определением (знаки препинания не расставлены).
а) Весь мир с листвой с весенним громом для радости открылся им.
б) Литература предполагает прежде всего массового читателя.
в) Мне часто вспоминается теперь эта тёмная река затенённая горами.
3. Найдите предложение, в котором неверно выделено приложение.
а) Ходил Стенька Разин в Астрахань-город.
б) В народе её называют чудо-ягодой.
в) И вот сама идёт волшебница-зима.
4. Укажите предложение, в котором оборот с союзом как следует обособить.
а) Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как к юмористу.
б) Вы как инициатор должны играть главную роль.
в) Это событие следует рассматривать как исключительный случай.
5. Найдите правильно построенное предложение.
а) Прочитав эту роль, в первый момент мне стало даже смешно.
б) Взяв её под руку, они пошли вместе.
в) Писатель должен показывать жизнь такой, какая она есть, не приукрашивая и не ухудшая её.
6. Укажите, какую пару знаков препинания следует выбрать для оформления обособленных членов.
По фотографиям Лев Николаевич представлялся мне не только духовным (1) но и физическим гигантом (2) высоким, могучим и широким в плечах.
а) 1 – (,) 2 – (–) б) 1 – (–) 2 – (,) в) 1 – (,) 2 – (:)
7. На месте каких цифр должны стоять запятые в данном предложении?
Песчаная отмель далеко золотилась (1) протянувшись от тёмного обрывистого берега (2) в дремотно светлеющую реку (3) пропадавшую за дальним лесом.
а) 1, 3 б) 2, 3 в) 1, 2, 3
8. Укажите правильный вариант расстановки запятых в предложении.
Поспешно умываясь (1) и (2) со смирением одеваясь в самое дурное своё платье (3) и старенькую мантилью (4) содрогаясь от свежести (5) Наташа выходила на пустынные улицы (6) прозрачно освещённые утренней зарёй.
а) 1, 3, 4, 6 б) 4, 5, 6 в) 1, 2, 3, 4, 5, 6
9. В каких строках А. Блока есть обособленные обстоятельства (знаки препинания не расставлены)? Укажите верный вариант ответа.
1) Дыша духами и туманами она садится у окна.
2) Тоска дорожная железная свистела сердце разрывая…
3) И смотрю и вражду измеряю ненавидя кляня и любя. (А. Блок)
10. В каком варианте деепричастный оборот не обособляется?
а) Он работал не покладая рук. (М. Горький)
б) Чуть шумят качаясь сосны (В. Брюсов)
в) Окна разинув стоят магазины. (В. Маяковский)
11. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Откинувшись в кресле (1) он смотрел на нас (2) присмиревших ребят (3) и (4) отложив раскрытую книгу (5) казалось (6) всё ещё думал о прочитанном.
а) 1, 2, 4, 5 б) 1, 2, 3, 5, 6 в) 1, 2, 3, 4, 5, 6
12. Укажите, чем осложнено предложение (знаки препинания не расставлены).
В языке, как известно, есть одинаково звучащие и пишущиеся слова с совершенно различным значением – омонимы.
а) сравнительным оборотом, обособленным приложением
б) однородными определениями и вводным сочетанием
в) вводным сочетанием, однородными определениями и обособленным приложением
1. Укажите предложение с обособленными членами (знаки препинания не расставлены):
а) Иван Сергеевич был высокого роста и медлительный.
б) Бунина большинство знает как прозаика.
в) Она встретила сына с радостью неожиданной для него. (М. Горький)
2. Укажите условие, при котором определение не обособляется:
а) находится между подлежащим и сказуемым; б) относится к личному местоимению;
в) находится перед определяемым словом.
3. Укажите предложение, в котором приложение не обособляется (знаки препинания не расставлены).
а) Ночевала тучка золотая на груди утёса великана. (М. Лермонтов)
б) Онегин добрый мой приятель родился на брегах Невы. (А. Пушкин)
в) Вот оно объяснение. (Л. Толстой)
4. Найдите предложение, в котором следует поставить одну запятую.
а) Как стилист Чехов недосягаем! (М. Горький) б) Жизнь как подстреленная птица. (Ф. Тютчев)
в) Лишь тот кто уважает других людей имеет право на уважение.
5. В каком варианте ответа указаны предложения с обособленным приложением (знаки препинания не расставлены)?
1) Петергоф пригород Санкт-Петербурга славится парками и фонтанами.
2) В картине Левитана «После дождя» заключена вся прелесть дождевых сумерек в приволжском городке.
3) великий русский композитор после премьеры оперы «Иван Сусанин» увлёкся созданием оперы на сюжет поэмы Пушкина «Руслан и Людмила».
6. В каком варианте ответа верно указаны конструкции, осложняющие данное предложение?
Тут, в уютной квартире Мережковского на Литейной, сколько раз приходилось мне присутствовать при самых значительных, утончённых прениях, наложивших отпечаток на всю мою жизнь. (А. Белый)
а) уточнение, однородные члены, обособленное дополнение
б) приложение, однородные члены, обособленное обстоятельство
в) уточнение, однородные члены, обособленное определение
7. Как правильно продолжить предложение?
Глядя на эту картину…
а) возникает ощущение тревоги. б) мы невольно грустим. в) у многих сжимается сердце.
8. Укажите предложение без грамматической ошибки.
а) Не имея часов, можно определить время по цветам.
б) Доехав до конечной станции, нам предстояла пересадка.
в) Наблюдая экзотическую природу, возникла теория Дарвина.
9. Укажите вариант ответа, в котором верно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Музыка питается более глубокими корнями (1) и (2) опираясь на прошлое (3) она лучше видит будущее, чем мы (4) живущие в моменте и миге. а) 1, 2, 4 б) 2, 3 в) 1, 2, 3, 4
10. Укажите предложение, в котором обстоятельство не обособляется (знаки препинания не расставлены).
а) Чьи-то глаза смотрели не мигая. б) Пошумев река успокоилась. в) Казаки разъехались не договорившись.
11. Какой вариант ответа содержит предложение с пунктуационной ошибкой.
а) Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех.
б) Опять Шопен не ищет выгод, но окрыляясь на лету,
Один прокладывает выход из вероятья в правоту.
в) Гремит Шопен, из окон грянув, а снизу, под его эффект
Прямя подсвечники каштанов, на звёзды смотрит прошлый век. (Б. Пастернак)
12. В каком варианте ответа, указаны предложения, в которых деепричастные обороты не обособляются?
1) Можно прожить и не хвастая умом. 2) К работе над повестью можно приступить начиная с будущей недели. 3) Понять это произведение можно, лишь учитывая условие его создания.
1в.- 1б, 2в, 3в, 4б, 5б, 6а, 7а, 8б, 9а, 10а, 11в, 12в
2 в. – 1в, 2в, 3в, 4а, 5в, 6в, 7б, 8а, 9в, 10а, 11б, 12в
Найдите словосочетание, соответствующее схеме
«ГЛАГ.+ НАРЕЧИЕ»:
А) спрашивать совета;
Д) собираться потанцевать.
4.Какое сочетание слов не является словосочетанием?
Г) поехал отдохнуть;
5.Какое словосочетание связано способом управления?
А) чуть – чуть прикоснуться;
Б) прикоснуться к плечу;
В) к больному плечу;
6.Какое словосочетание связано способом примыкания?
Б) с радостью обратился;
В) обратился к подруге;
Г) к давней подруге;
Какое словосочетание связано способом согласования?
А) приду поговорить;
Д) мало-помалу привыкаю.
8. Укажите глагольное словосочетание:
А) чуть – чуть прикоснуться;
В) к больному плечу;
9. Укажите именное словосочетание:
А) приду поговорить;
Б) мало-помалу привыкаю;
В) прикоснуться к плечу;
Д) с радостью обратился.
10. Укажите наречное словосочетание:
Г) в чьих-то перчатках;
Ответы к «Словосочетание»
В |
Г |
Г |
А |
Б |
А |
В |
А |
Г |
А |
Простое предложение
Тест
1. Найдите простое предложение:
А) Вечереет, небо на западе порозовело.
Б) Мы шли и говорили, что самое безмолвное время суток на земле всегда бывает перед рассветом.
В) Офицер, ехавший верхом, натянул поводья, остановился на секунду и обернулся.
Г) Он сел у окна, в котором виднелся холодный красный закат.
Д) Отъехав от берега, я опустил вёсла, и меня понесло по течению.
2. Укажите односоставное предложение:
А) Оттуда несло запахом свежескошенной травы.
Б) Волга – красивейшая река России.
В) Мал золотник, да дорог.
Г) Лишь самые выносливые смогли одолеть подъём на снежную вершину.
Д) Он ловкий и быстрый.
3. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:
А) Он собирается заниматься в новой спортивной школе.
Б) Стану сказывать я сказку.
В) Я буду учителем в вашей школе.
Г) Мы предложили ему поиграть с нами.
Д) Сирень начинает отцветать в начале лета.
4. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым:
А) Дом будут строить каменщики.
Б) Я должен был признать свои ошибки.
В) Я пришел с вами поспорить.
Г) Он просил приехать нас завтра.
Д) Желание учиться овладело мальчиком.
5. Укажите предложение с составным именным сказуемым:
А) Я не мог оторвать глаз от убегающего лося.
Б) Мы будем вместе решать эту проблему.
В) В лицо мне дышит свежая трава.
Г) Ящериц кругом было много.
Д) Я хочу поговорить с ним об этом.
6. Укажите определённо-личное предложение:
А) С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты.
Б) Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горной вышины.
В) Ради розы терпят и шипы.
Г) Нигде жилья не видно на просторе.
Д) Нам теперь стоять в ремонте.
7. Укажите неопределённо-личное предложение:
А) По ниве прохожу я узкою межой, поросшей кашкою и цепкой лебедой.
Б) Кому-то принесли от мастера ларец.
В) Волка шапками не закидаешь.
Г) Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня.
Д) На пригорке то сыро, то жарко.
8. Укажите обобщённо-личное предложение:
А) Бумагу для обёртывания берут прочную.
Б) Из воды пустой масла не извлечёшь.
В) Под музыку дождя иду во тьме.
Г) Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей.
Д) Еду-еду в чистом поле.
9. Укажите безличное предложение:
А) Дни поздней осени бранят обыкновенно.
Б) В дверь негромко постучали.
В) Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю.
Г) В душу повеяло жизнью и волей.
Д) Приветствую тебя, пустынный уголок.
10. В каком предложении нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым:
А) Умный смех как прекрасный источник энергии.
Б) Эти равнины словно бескрайнее море.
В) Читать значит узнавать много нового и интересного.
Г) Жизнь прекрасна и удивительна.
Д) Бедность не порок.
Ответы к тесту
«Простое предложение»
В |
А |
В |
Б |
Г |
А |
Б |
Б |
Г |
В |
Итоговый контрольный срез
Вариант 1.
1. Выделите вариант с непроизносимой согласной:
А) словес..ный, безопас..ный,
Б) вкус..ный, прекрас..ный,
В) горес..ный, радос..ный,
Г) искус..ный, ровес..ник, чудес..ный,
Д) ше..ствие, че..ствовать, блес..нуть.
2. Определите вариант, в котором дана форма слова мести:
3. Назовите антоним фразеологизма «спустя рукава»:
Б) положа руку на сердце,
4. Когда пол- пишется через дефис с последующим существительным?
А) пол..зарплаты, пол..часа, пол..беды;
Б) пол..круга, пол..суток, пол..тарелки;
В) пол..города, пол..минуты, пол..дома;
Г) пол..Москвы, пол..арбуза, пол..литра;
Д) пол..дыни, пол..метра, пол..километра.
5. Укажите простую форму превосходной степени прилагательного:
А) самый интересный;
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Тест «Словосочетание»
1. Найдите словосочетание, соответствующее схеме:
А) относиться по-товарищески;
Б) рубить топором;
В) преодолеть препятствие;
Г) бежать по дорожке;
Д) аплодировать артистам.
2. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием:
3. Найдите словосочетание, соответствующее схеме
А) спрашивать совета;
Б) стучать кулаком;
В) очень темно;
Г) ехать шагом;
Д) собираться потанцевать.
4. Какое сочетание слов не является словосочетанием?
А) в течение дня;
Б) верная мужу;
В) грустный взгляд;
Г) поехал отдохнуть;
Д) женщина – врач.
5. Какое словосочетание связано способом управления?
А) чуть – чуть прикоснуться;
Б) прикоснуться к плечу;
В) к больному плечу;
Г) очень больно;
Д) сразу обратился.
6. Какое словосочетание связано способом примыкания?
А) сразу обратился;
Б) с радостью обратился;
В) обратился к подруге;
Г) к давней подруге;
Д) двое из них.
7. Какое словосочетание связано способом согласования?
А) приду поговорить;
Б) доволен одним;
В) к моему сыну;
Г) белый от боли;
Д) мало-помалу привыкаю.
8. Укажите глагольное словосочетание:
А) чуть – чуть прикоснуться;
Б) к моему сыну;
В) к больному плечу;
Г) очень больно;
Д) двое из них.
9. Укажите именное словосочетание:
А) приду поговорить;
Б) мало-помалу привыкаю;
В) прикоснуться к плечу;
Г) белый от боли;
Д) с радостью обратился.
10. Укажите наречное словосочетание:
А) чересчур быстро;
Б) любящая тебя;
В) вышла замуж;
Г) в чьих-то перчатках;
Д) нечто странное.
Контрольно-оценочные средства по русскому языку для студентов СПО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Комплект контрольно-оценочных средств
по дисциплине « Русский язык и литература.
Раздел: Синтаксис и пунктуация.
Тема: Словосочетание. Простое предложение.
Контрольная работа №7
Контрольный диктант с заданием.
Воропаев вступил в Бухарест с ещё не зажившей раной, полученной им в бою за Кишинёв. День был ярок и, пожалуй, немного ветрен. Он влетел в город на танке с разведчиками и потом остался один. Собственно говоря, ему следовало лежать в госпитале, но разве улежишь в день вступления в ослепительно белый, кипящий возбуждением город? Он не присаживался до поздней ночи, а всё бродил по улицам, вступая в беседы, объяснял что-то или просто без слов с кем-то обнимался, и его кишинёвская рана затягивалась, точно излечиваемая волшебным зельем.
А следующая рана, случайно полученная после Бухареста, хотя и была легче предыдущей, но заживала необъяснимо долго, почти до самой Софии.
Сделать синтаксический разбор предложений:
1 вариант – 1 предложение и выписать из него словосочетания, определить их вид и тип подчинительной связи.
2 вариант – 3 предложение.
Условия выполнения заданий:
Правильно написать текст, расставив знаки препинания.
Выполнить дополнительное задание.
Практическое занятие №7
1. Найдите словосочетание, соответствующее схеме:
А) относиться по-товарищески;
В) преодолеть препятствие;
Г) бежать по дорожке;
Д) аплодировать артистам.
2. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием:
А) Наше завтра будет прекрасно.
Б) Мы с Аликом принялись за работу.
В) Жил старик со своею старухой у самого синего моря.
Д) Вчера произошло нечто странное.
3. Найдите словосочетание, соответствующее схеме
А) спрашивать совета;
Д) собираться потанцевать.
4. Какое сочетание слов не является словосочетанием?
Г) поехал отдохнуть;
5. Какое словосочетание связано способом управления?
А) чуть – чуть прикоснуться;
Б) прикоснуться к плечу;
В) к больному плечу;
6. Какое словосочетание связано способом примыкания?
Б) с радостью обратился;
В) обратился к подруге;
Г) к давней подруге;
7. Какое словосочетание связано способом согласования?
А) приду поговорить;
Д) мало-помалу привыкаю.
8. Укажите глагольное словосочетание:
А) чуть – чуть прикоснуться;
В) к больному плечу;
9. Укажите именное словосочетание:
А) приду поговорить;
Б) мало-помалу привыкаю;
В) прикоснуться к плечу;
Д) с радостью обратился.
10. Укажите наречное словосочетание:
Г) в чьих-то перчатках;
«Словосочетание» 1в, 2г, 3г, 4а, 5б, 6а, 7в, 8а, 9г, 10а.
1. Из предложения выписать словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королёва, ни многого другого.
2. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
Писатель, истинный писатель, не поступается своей совестью, даже терпя нужду.
3. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
При том сражении русская армия одновременно потеряла лучших воинов и приобрела лучшие страницы летописи и победы.
4. Из предложения выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:
Но тогда на чём мы должны строить свои суждения о жизни общества?
5. Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ:
Весьма часто холодный, рассудочный, технический процесс работы должен прийти на помощь.
6. Из предложений 11,12 выпиши с/соч со связью СОГЛАСОВАНИЕ:
11. А глянет солнце – свет во сто крат умножается.
12. В такой час чувствуешь себя на земле именинником.
7. Из предложения выпиши с/соч со связью ПРИМЫКАНИЕ:
Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения.
1. Из предложения выпиши с/соч. со связью ПРИМЫКАНИЕ:
Другие подходят к детективу серьёзнее, признают за ним право на нравственный урок, убеждающий читателя в неизменном торжестве добра над злом, которое не остаётся безнаказанным.
2. Из предложений 10-13 выпишите с/соч со связью ПРИМЫКАНИЕ:
10. Мы говорим это в то время, когда миллионы книг печатаются и ежегодно фонтаны печатных страниц замерзают, подобно снежным горам.
11. В этом лабиринте бумажных ледников снежная слепота может поразить неопытного путника.
12. Но зорок библиотекарь, как истинный хранитель Знания.
13. Он знает, как провести ладью искателя через волны безбрежного печатного океана.
3. Из предложения выпиши с/соч со связью СОГЛАСОВАНИЕ:
Сама история и вызвала к жизни музеи.
4. Из предложения выпиши с/соч со связью УПРАВЛЕНИЕ:
Все надеялись на лучшее, однако наши надежды не оправдались.
5. Из предложения выпиши с/соч со связью УПРАВЛЕНИЕ:
Моё увлечение спортом пригодилось очень скоро.
6. Из предложения выпиши с/соч со связью ПРИМЫКАНИЕ:
Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись.
7. Из предложения выпиши с/соч со связью ПРИМЫКАНИЕ:
Открытия археологов произвели настоящую революцию во взглядах на искусство, бытовавших ранее.
Условия выполнения заданий:
В части А 1 вариант – нечётные, 2 вариант – чётные – в тесте дать 1 правильный ответ.
Самостоятельная внеаудиторная работа №3
1. Определите тип словосочетания.
Банка из-под консервов, плавание под водой, охотничьи рассказы, платье из бархата, старинные нравы, таинственно мерцающие, звали вперёд, пьесы Чехова, Кавказское побережье, никогда не узнаем, мило беседуя, чрезвычайно осторожно, работа по вечерам, хлеб из пшеницы, бесконечно далёкие, довольно точно, третий слева, чай из Индии, жизнь в деревне, цвели пышно, краса долины, сидел покачиваясь, принесли письмо, шёл навстречу, было лето.
2. Подчеркните грамматическую основу, определите вид сказуемого.
3. Поставьте, где нужно, тире.
4. Поставьте недостающие знаки препинания.
5. Поставьте недостающие знаки препинания.
6. Поставьте запятые.
1.Представляете ли вы себе скверный южный уездный городишко? 2.Крупный осанистый плечистый человек с ярко- синими глазами на всегда загорелом лице. З.Она действительно походила на берёзу молодую стройную гибкую. 4.То была первая не замутнённая никакими опасениями радость открытия. 5.Ранняя суровая зимняя заря проступала сквозь синюю дымку
Вагон для багажа, воротник из меха, карманные часы, приморские страны, смеяться заливисто, отнёсся загадочно, шёлковая подкладка, чеховские пьесы, бесконечно далёкие, выдавать замуж, кувшин из глины, стальной цвет, упражнение по орфографии, портфель из кожи, будоражили воображение, назвать сегодня, появилась когда-то, яблоки из Крыма, определить рубежи, весело размахивая, наклонив вперёд, не имели раньше, взаимное расположение, вытереть насухо.
2. Подчеркните грамматическую основу, определите вид сказуемого.
3. Поставьте, где нужно, тире.
1.Жить самое простое дело. 2.Орион четыре яркие звезды и поясок из трёх поменьше. 3.Воздух чист и свеж. 4.Горы как пышные складки на богатой одежде земли. 5.Ты друг. 6.Обман всегда обман. 7. Мой долг предостеречь тебя. 8.Волк коню не товарищ. 9.Назначение каждого человека развить в себе всё человеческое. Ю.У Акима было четверо детей, у Петра никого. 11. Познание и жизнь неотделимы. 12.Красота есть обещание счастья. 13.Самое страшное для него сейчас покинуть батарею. 14. Дубава, кажется, друг Корчагина. 15.Сегодня небо как море.
4. Поставьте недостающие знаки препинания.
5. Поставьте недостающие знаки препинания.
Вскоре мы свернули с тракта влево чтобы сократить путь и поехали по лесной дороге существовавшей только зимой. Кругом лежал саженный снег. Единственный признак жизни бесконечное кружево заячьих следов изредка пересекаемых глубокой волчьей тропой. Волчья стая бежит солдатским шагом нога в ногу. В таком лесу зимой какая-то особенно торжественная тишина как в пустой церкви. Дремучие ельники сменяются сквозными лиственными перелесками через которые брезжит синеющая даль.
6. Поставьте запятые.
1.В сундуке я нашёл пожелтевшую написанную по-латыни гетманскую грамоту. 2.Пашня заросла сильными живучими неприхотливыми травами. 3. Они привязали лошадей и стали взбираться на башню высокую четырёхугольную. 4.Вот уездный городок с деревянными кривыми домишками бесконечными заборами. 6. По мшистым топким берегам чернели избы здесь и там.
Условия выполнения заданий:
Расставить знаки препинания и их графически объяснить.
Раздел: Синтаксис и пунктуация.
Тема: Осложнённое простое предложение.
Практическое занятие №8
1. Укажите предложение, в котором обособленные члены отсутствуют (знаки препинания не расставлены).
а) Мне нравилась его спокойная и ровная речь простая и ясная.
б) Солнце поднялось над горами и сгоняло ещё лежавший в тени иней.
в) Вся деревушка тихая и задумчивая имела приятный вид.
2. Найдите предложение с обособленным согласованным определением (знаки препинания не расставлены).
а) Весь мир с листвой с весенним громом для радости открылся им.
б) Литература предполагает прежде всего массового читателя.
в) Мне часто вспоминается теперь эта тёмная река затенённая горами.
3. Найдите предложение, в котором неверно выделено приложение.
а) Ходил Стенька Разин в Астрахань-город.
б) В народе её называют чудо-ягодой.
в) И вот сама идёт волшебница-зима.
4. Укажите предложение, в котором оборот с союзом как следует обособить.
а) Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как к юмористу.
б) Вы как инициатор должны играть главную роль.
в) Это событие следует рассматривать как исключительный случай.
5. Найдите правильно построенное предложение.
а) Прочитав эту роль, в первый момент мне стало даже смешно.
б) Взяв её под руку, они пошли вместе.
в) Писатель должен показывать жизнь такой, какая она есть, не приукрашивая и не ухудшая её.
6. Укажите, какую пару знаков препинания следует выбрать для оформления обособленных членов.
По фотографиям Лев Николаевич представлялся мне не только духовным (1) но и физическим гигантом (2) высоким, могучим и широким в плечах.
а) 1 – (,) 2 – (–) б) 1 – (–) 2 – (,) в) 1 – (,) 2 – (:)
7. На месте каких цифр должны стоять запятые в данном предложении?
Песчаная отмель далеко золотилась (1) протянувшись от тёмного обрывистого берега (2) в дремотно светлеющую реку (3) пропадавшую за дальним лесом.
а) 1, 3 б) 2, 3 в) 1, 2, 3
8. Укажите правильный вариант расстановки запятых в предложении.
Поспешно умываясь (1) и (2) со смирением одеваясь в самое дурное своё платье (3) и старенькую мантилью (4) содрогаясь от свежести (5) Наташа выходила на пустынные улицы (6) прозрачно освещённые утренней зарёй.
а) 1, 3, 4, 6 б) 4, 5, 6 в) 1, 2, 3, 4, 5, 6
9. В каких строках А.Блока есть обособленные обстоятельства (знаки препинания не расставлены)? Укажите верный вариант ответа.
1) Дыша духами и туманами она садится у окна.
2) Тоска дорожная железная свистела сердце разрывая…
3) И смотрю и вражду измеряю ненавидя кляня и любя. (А.Блок)
10. В каком варианте деепричастный оборот не обособляется?
а) Он работал не покладая рук. (М.Горький)
б) Чуть шумят качаясь сосны (В.Брюсов)
в) Окна разинув стоят магазины. (В.Маяковский)
11. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Откинувшись в кресле (1) он смотрел на нас (2) присмиревших ребят (3) и (4) отложив раскрытую книгу (5) казалось (6) всё ещё думал о прочитанном.
а) 1, 2, 4, 5 б) 1, 2, 3, 5, 6 в) 1, 2, 3, 4, 5, 6
12. Укажите, чем осложнено предложение (знаки препинания не расставлены).
В языке, как известно, есть одинаково звучащие и пишущиеся слова с совершенно различным значением – омонимы.
а) сравнительным оборотом, обособленным приложением
б) однородными определениями и вводным сочетанием
в) вводным сочетанием, однородными определениями и обособленным приложением
1. Укажите предложение с обособленными членами (знаки препинания не расставлены):
а) Иван Сергеевич был высокого роста и медлительный.
б) Бунина большинство знает как прозаика.
в) Она встретила сына с радостью неожиданной для него. (М.Горький)
2. Укажите условие, при котором определение не обособляется:
а) находится между подлежащим и сказуемым; б) относится к личному местоимению;
в) находится перед определяемым словом.
3. Укажите предложение, в котором приложение не обособляется (знаки препинания не расставлены).
а) Ночевала тучка золотая на груди утёса великана. (М.Лермонтов)
б) Онегин добрый мой приятель родился на брегах Невы. (А.Пушкин)
в) Вот оно объяснение. (Л.Толстой)
4. Найдите предложение, в котором следует поставить одну запятую.
а) Как стилист Чехов недосягаем! (М.Горький) б) Жизнь как подстреленная птица. (Ф.Тютчев)
в) Лишь тот кто уважает других людей имеет право на уважение.
5. В каком варианте ответа указаны предложения с обособленным приложением (знаки препинания не расставлены)?
1) Петергоф пригород Санкт-Петербурга славится парками и фонтанами.
2) В картине Левитана «После дождя» заключена вся прелесть дождевых сумерек в приволжском городке.
3) М.И.Глинка великий русский композитор после премьеры оперы «Иван Сусанин» увлёкся созданием оперы на сюжет поэмы Пушкина «Руслан и Людмила».
6. В каком варианте ответа верно указаны конструкции, осложняющие данное предложение?
Тут, в уютной квартире Мережковского на Литейной, сколько раз приходилось мне присутствовать при самых значительных, утончённых прениях, наложивших отпечаток на всю мою жизнь. (А.Белый)
а) уточнение, однородные члены, обособленное дополнение
б) приложение, однородные члены, обособленное обстоятельство
в) уточнение, однородные члены, обособленное определение
7. Как правильно продолжить предложение?
Глядя на эту картину…
а) возникает ощущение тревоги. б) мы невольно грустим. в) у многих сжимается сердце.
8. Укажите предложение без грамматической ошибки.
а) Не имея часов, можно определить время по цветам.
б) Доехав до конечной станции, нам предстояла пересадка.
в) Наблюдая экзотическую природу, возникла теория Дарвина.
9. Укажите вариант ответа, в котором верно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Музыка питается более глубокими корнями (1) и (2) опираясь на прошлое (3) она лучше видит будущее, чем мы (4) живущие в моменте и миге. а) 1, 2, 4 б) 2, 3 в) 1, 2, 3, 4
10. Укажите предложение, в котором обстоятельство не обособляется (знаки препинания не расставлены).
а) Чьи-то глаза смотрели не мигая. б) Пошумев река успокоилась. в) Казаки разъехались не договорившись.
11. Какой вариант ответа содержит предложение с пунктуационной ошибкой.
а) Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех.
б) Опять Шопен не ищет выгод, но окрыляясь на лету,
Один прокладывает выход из вероятья в правоту.
в) Гремит Шопен, из окон грянув, а снизу, под его эффект
Прямя подсвечники каштанов, на звёзды смотрит прошлый век. (Б.Пастернак)
12. В каком варианте ответа, указаны предложения, в которых деепричастные обороты не обособляются?
1) Можно прожить и не хвастая умом. 2) К работе над повестью можно приступить начиная с будущей недели. 3) Понять это произведение можно, лишь учитывая условие его создания.
1в.- 1б, 2в, 3в, 4б, 5б, 6а, 7а, 8б, 9а, 10а, 11в, 12в
2 в. – 1в, 2в, 3в, 4а, 5в, 6в, 7б, 8а, 9в, 10а, 11б, 12в
Условия выполнения заданий:
В тестах дать по 1 правильному ответу.
Раздел: Синтаксис и пунктуация.
Тема: Сложное предложение.
Контрольная работа №9
1.Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания, графически объясните их постановку.
Иногда казалось что он на постоялом дворе что ночной дождь шумит по навесу ворот и поминутно дергается звонит колокол над ним потому что приехали воры привели в эту непроглядную темь его жеребца и если узнают что он тут убьют его. Старик ходил под окнами с колотушкой но то казалось что он где-то далеко то Буян захлебываясь рвал кого-то с бурным лаем убегал в поле и вдруг снова появлялся под окнами и будил упорно брехал стоя на одном месте. Как только доходило до того чтобы встать гуще и чаще начинал стрекотать дождь гонимый ветром из темных полей и милей отца-матери казался сон.
Молодой человек робким и трепетным шагом пошел в ту сторону где развевался вдали пестрый флаг то откидывающийся ярким блеском по мере приближения к свету фонаря то мгновенно покрывающийся тьмою по удалении от него. Сердце его билось и он невольно ускорял шаг свой. Он не смел и думать о том чтобы получить право на внимание улетавшей вдали красавицы тем более допустить такую черную мысль о какой намекал ему поручик Пирогов но ему хотелось только увидеть дом заметить где имеет жилище это прелестное создание которое казалось слетело с неба прямо на Невский проспект и верно улетит неизвестно куда.
2. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания.
Мы подумали что если сдадим вовремя зачеты то успеем подготовиться к экзаменам.
Подул сильный ветер и когда поднялся страшный столб пыли мы остановились.
Я боялся что если спрошу ее о чем-либо то она опять отвлечется в сторону.
На лугу гулял ветерок и пока мы отдыхали ни один комар не пропищал над ухом
3.Спишите, вставив пропущенные знаки препинания между частями бессоюзного сложного предложения.
Желаешь себе добра не делай зла другому.
Самое главное было сделано мы переправились через реку.
Чин следовал ему он службу вдруг оставил.
Учись, мой сын наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни.
Для рыбы нужна чистая вода будем охранять наши водоемы.
Будешь думать о хорошем мысли созреют в добрые поступки.
Свойство зеркальце имело говорить оно умело.
Лето припасает зима поедает.
Художник – зеркало своей среды в нем отражается его общество, нация и время.
Где-то собаки лают деревня, должно быть, близко.
Списать предложения, расставляя знаки препинания и графически их объясняя.
Самостоятельная внеаудиторная работа №4
Написать сочинение по литературе на предложенные темы
Условия выполнения заданий:
Написать сочинение, используя знания по литературе и русскому языку.
Оценивается грамотность при написании сочинения.
Написать подробное изложение с элементами сочинения.
Написать сочинение на литературную тему (оценивается грамотность).
Основные показатели оценки результата и их критерии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
Условия выполнения задания
1. Максимальное время выполнения задания: __________ минут