какое слово является вершиной стихотворного текста его кульминацией проводила друга до передней

Внеклассное мероприятие «Вопросы словесности»

Цель мероприятия: пробудить в учащихся интерес к изучению литературы, русского языка, риторики.

Правила проведения мероприятия

В ходе игры участвуют 3 команды. С помощью отборочных вопросов выбираются две команды, принимающие участие в первом туре.

Командам предстоит набрать 6 баллов, на обсуждение вопроса отводится 1 минута.

Если команда не дает ответа, то право хода передается другой команде. Оставшаяся команда играет с победителем первого тура.

1. Кто из градоначальников города Глупова из романа “История одного города” “оказался с фаршированной головой, в чем и уличен местным предводителем дворянства” (Прыщ Иван Пантелеевич, майор).

2. Из какого произведения Некрасова взяты эти строчки:

русский народ.
Вынесет все – и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе. (“Железная дорога”).

3. Как зовут сына Кабанихи? (Тихон Иванович Кабанов).

4. Кто из героев Чехова А.П. отправил письмо с адресом: “На деревню дедушке”? (Ванька Жуков).

1. Какое слово текста относится к устаревшим словам?

Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы! (Ф. Глинка). (Посады)

2. Кого назвал поэт африканцем?

Я люблю вас,
но живого,
а не мумию.
Навели
хрестоматийный глянец.
Вы
по-моему
при жизни
– думаю –
тоже бушевали.
Африканец! (В.Маяковский). (А.С. Пушкин).

3. Об этой музыке ее первые слушатели, почитавшие себя самыми несчастными на свете, говорили так:

Нет повести печальнее на свете,
Чем музыка Прокофьева в балете.
По какому литературному произведению был написан балет Прокофьева? (Шекспир ”Ромео и Джульетта”)

4. Назовите литературного героя, чей портрет вы услышите:

Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне. (Ольга Ларина)

5. Какое определение следует добавить к слову ”карась”, если речь идет о герое сказки Салтыкова – Щедрина? (Карась – идеалист).

6. О каком городе написал Ф. Глинка?

Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град! (Москва).

7. В каком чине состоял отец Маши Мироновой? (Капитан).

8. В каком значении употреблено выделенное сочетание слов?

По синим волнам океана,
Лишь звезды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несется,
Несется на всех парусах. (М.Лермонтов) (переносное значение)

9. Из какого произведения М. Горького взята эта строчка: ”Рожденный ползать – летать не может!” (“Песня о Соколе”).

10. К какому пласту лексики относится слово ярем?

Один среди своих владений,
Чтоб только время проводить,
Сперва задумал наш Евгений
Порядок новый учредить.
В своей глуши мудрец пустынный,
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил. (А. Пушкин) (архаизм)

11. Отметьте в тексте диалектное слово.

Утро на пряслинской усадьбе начиналось с птичьего гомона. Едва только из–-за реки брызнут первые лучи солнца, как вся пернатая мелюзга, прижившаяся возле нового дома на угоре, принималась славить жизнь. На все голоса, на все лады. (Ф.Абрамов).

12. Профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит, и хвост подвернул, и не горячится. А стало бы, и очень бы стало на прогоны; нет, видишь ты, нужно в каждом городе показать себя! Добро бы было в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка простой! О ком это говорится? (Хлестаков).

13. О ком это говорится?

Лгунишка он, картежник, вор.
Я от него было и двери на запор;
Да Мастер услужить: мне и сестре Прасковье
Двоих арапченков на ярмарке достал;
Купил, он говорит, чай в карты сплутовал;
А мне подарочек, дай бог ему здоровье! (Загорецкий).

1. Автором сюжета этого произведения была сама История. Имя человека, рассказавшего эту историю, неизвестно. Но рассказана она была настолько хорошо. что один известный русский химик написал к ней музыку. О каком произведении русской литературы идет речь? (“Слово о полку Игореве”).

2. Этот человек в оперетте “Птички певчие” играл нотариуса, в пьесе Островского

“Лес” – лакея. В “Бесприданнице” он носит имя Робинзон. А как его зовут на самом деле? (Аркадий Счастливцев).

3. Какое слово является вершиной стихотворного текста, его кульминацией?

Проводила друга до передней.
Постояла в золотой пыли.
С колоколенки соседней
Звуки важные текли.

Брошена! Придуманное слово –
Разве я цветок или письмо?
А глаза глядят уже сурово
В потемневшее трюмо. (А.Ахматова). (Брошена)

4. К какому стилю речи относится данный отрывок?

Не дай мне бог сойти с ума.
Нет, легче посох и сума;
Да вот беда: сойти с ума,
И страшен будешь как чума,
Как раз тебя запрут,
Посадят на цепь дурака,
И сквозь решетку, как зверька,
Дразнить тебя придут. (А.С.Пушкин) (низкий)

5. К какой лексике относятся выделенные слова?

Село, значит, наше – Радово,
Дворов, почитай, два ста
Тому, кто его оглядывал
Приятственны
наши места.
Богаты мы лесом и водью,
Есть пастбища, есть поля.
И по всему угодью
Рассажены тополя. (С.Есенин) (просторечие)

6. У госпожи Простаковой – Митрофанушка, у Андрея Петровича Гринева – Петруша, у Тараса Бульбы – Остап и Андрий, у Манилова – …? (Алкид и Фемистоклюс)

7. Подберите синонимы к слову стесняется.

8. Найдите поговорку в данном тексте.

– Ну, нет, старуха надвое сказала. Купецкий сын-то женится честь – честью. А у тебя. я знаю во дворе-то все краденые девки да молодки: и я в таких же буду.

9. Этот человек утверждал, что ему довелось быть начальником департамента, что его однажды приняли за главнокомандующего, что он написал “Роберта-Дьявола”, “Норму”, “Женитьбу Фигаро” и что его лучший друг – Пушкин. А какой пьесы ему не “написать” никогда? (“Ревизор”)

10. Назовите произведение, в котором Достоевский описал свое пребывание на каторге в Омске? (“Записки из мертвого дома”).

11. Ориентируясь на стиль, назовите автора стихотворения.

Лишь свет блеснет звезды далекой,
На берег скальный и пустой
Плезавр выходит одинокой
Из вод, объятых темнотой.

С усмешкой желчной всюду рыщет,
Зубами чувственно скрыпит.
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Он жаждет грусти и печали;
Страданья, муки, боль и зло
Его давно избаловали
И слишком сгладили чело.

И дух мой, прежде усыпленный,
Летит туда, где средь зыбей
Обрел приют плезавр забвенный
В горах Шотландии моей.

Зачем же, скрывшись под водою,
Ты не вступаешь в разговор?
Я не унижусь пред тобою,
Знай: мы чужие с этих пор.

Как знать, быть может, те мгновенья,
Что протекли в пенатах сих,
Я отнимал от вдохновенья!
А чем ты заменил мне их?

Ты притворялся так искусно,
Со мною мысля заодно.
Все это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно. (Лермонтов М.Ю.)

Ода по случаю тезоименитства Несси

Коль многим смертным неизвестны
Творит натура чудеса,
Где густостью плезаврам тесны
Стоят подводные леса!
Склонили главы там пред Несси
Шотландски города и веси
И вознесли блаженный клик.
Внимай, восторженна вселенна:
Се хощет лира восхищенна
Воспеть ее пресветлый лик.

Сия тебе единой славы,
Лох-Несса дщерь, принадлежит,
Твоя озерная держава
О как тебя благодарит!
Породой славной ты богиня,
Делами всюду героиня,
Но Россам путь не преступить.
Плезавр Российский, через воды
Спеши в неведомы народы
Свои доброты возвестить!

О вы, которых ожидает
Отечество от вод своих
И видеть таковых желает,
Каких узрело от чужих!
Явитесь взору дерзновенны,
Моею лирой ободренны,
С толикой пользой показать,
Что может собственных плезавров,
Лишенных коль облыжно лавров,
Российская земля рождать. (Ломоносов М.В.)

2. Тридцать лет и три года этот человек удил рыбу. Но однажды ему неожиданно для себя пришлось сменить профессию. Кем он стал? (Конюхом).

Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благославил..

А кто мыслится под этим обобщающим “нас” и кого благославляет Державин? (Поэта и музу).

4. У кого хранится письмо Татьяны? (У автора и у Онегина).

6. Установите жанр текста.

Приехать в Петербург тоже хочется и в Аполлоне побывать! Но крестьяне обещали уничтожить Слепневскую усадьбу 6 августа, потому что это местный праздник и к ним приедут “гости”. Недурной способ занимать гостей. Я хожу дергать лен и пишу плохие стихи. (А.Ахматова) (Письмо).

7. К какому пласту лексики относится слово водь?

Слишком я любил на этом свете
Все, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь! (С. Есенин). (Авторский неологизм).

8. В названии вымышленного литературного произведения соединены фрагменты реальных заголовков разных произведений автора. Восстановите подлинные названия литературных произведений, укажите имя их автора.

А) Выстрел покойного гробовщика в станционную барышню. (“Выстрел”, “Гробовщик”, “Станционный смотритель”, “Барышня – крестьянка”, “Повести покойного

Ивана Петровича Белкина”).

Б) Три человека с собакой и дядя Ваня с футляром. (“Три сестры”, “Человек в футляре”, “Дама с собачкой”, “Дядя Ваня”).

В) Преступление оскорбленного братьями подростка в селе Степанчиково. (“Преступление и наказание”, “Униженнные и оскорбленные”, “Братья Карамазовы”, “Подросток”, “Село Степанчиково и его обитатели”).

Источник

Сопроводительная карточка

какое слово является вершиной стихотворного текста его кульминацией проводила друга до передней

Дидактический раздаточный материал дляподготовки к ЕГЭ

по русскому языку (анализ текста). Класс: 10

, учитель русского языка и литературы 1 кв. категории МОУ Казачинская СОШ, с. Казачинское, Казачинско-Ленского р-на Иркутской обл. Дом. Тел.: 2-16-55

Дидактический раздаточный материал дляподготовки к ЕГЭ

по русскому языку (анализ текста). Класс: 10

учитель русского языка и литературы 1 кв. к.:

КАРТОЧКА N 1.Анализ текста.
Задание 1. Чем объясняется наличие ударения на втором слоге слова колыхнет?

Как тихо веет над долиной Далекий колокольный звон, Как шорох стаи журавлиной,-И в шуме листьев замер он. Как море вешнее в разливе, Светлея, не колыхнет день,-И торопливей, молчаливей Ложится по долине тень.

1. Норма литературного произношения этого слова в XIX веке.

2. Индивидуально-авторское образование.

Объясните правописание глаголов.

Задание 2. Установите, к какой части речи относится слово то в нижеприведенном тексте.

Объясните правописание наречий.

КАРТОЧКА N 2. Анализ текста.

Задание 1. Можно ли заменить слово задвижется словом задвигается в следующем тексте? Свой выбор обоснуйте.

Каким членом предложения является слово всё?

Задание 2. Можно ли назвать индивидуально-авторскими единицами выделенные в стихотворении

Минута: минущая: минешь! Минута: мающая! Мнимость

Минута: мерящая! Малость

Обмеривающая, слышь: 1. Индивидуально-авторские образования.
То никогда не начиналось, 2.Общеупотребительные образования.
Что кончилось. Так лги ж, так льсти ж.

Назовите начальную форму глагола (инфинитив), от которого образованы причастия. Определите залог и время причастий.

КАРТОЧКА N3. Анализ текста.
Задание 1. Каким «тихим словом» развязана трагедия десяти лет?

Десять лет замираний и криков,

Все мои бессонные ночи

Я вложила в тихое слово

И сказала его напрасно.

Отошел ты. И стало снова

На душе и пусто и ясно. (А. Ахматова.)

Объясните правописание безударных гласных в словах.

Задание 2. Какое слово является вершиной стихотворного текста, его кульминацией?

С колоколенки соседней А глаза глядят уже сурово

Звуки важные текли. В потемневшее трюмо. (А. Ахматова.)

3. Цветок или письмо.

По толковому словарю установите значение слова в золотой (пыли).

КАРТОЧКА N4.Анализ текста.
Задание 1. Кому принадлежит своеобразный стихотворный месяцеслов?

Я в январе была подругой. Мне жаль, что ваше тело

* Растает в марте, хрупкая Снегурка.

Памятным мне будет месяц вьюжный, *

Северный, встревоженный февраль. Нежна апрельская прохлада.

1. М. Цветаева. Как ты до мая доживешь?

Объясните наличие запятой между определениями северный, встревоженный (февраль). Задание 2. Почему слово нанять воспринималось как иностранное?

В 1924 году, говорят, из Владикавказа в Тифлис можно было проехать просто: нанять автомобиль во Владикавказе и по Военно-Грузинской дороге, где необычайно красиво. И всего 210 верст. Но в 1921 году само слово «нанять» звучало во Владикавказе как слово иностранное.

1. Оно только осваивалось нерусскими во Владикавказе.

2. Оно использовалось в сочетании с новым словом автомобиль.

3. Оно меняло свою стилистическую окраску: из разговорного переходило в состав литературных единиц.

КАРТОЧКА N5.Анализ текста.

Задание 1. В каком значении употребил слово странною (любовью) в стихотворении «Родина»?

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья,

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

1. Не похожая ни на какие другие чувства любовь.

2. Страсть, захватывающая всего поэта.

3. Чувство, не объяснимое самим поэтом, неясное для него, непонятное ему. Установите функции отрицательных частиц не и ни в этом отрывке.

Задание 2. О каком городе написал Ф. Глинка?

Процветай же славой вечной, Город храмов и палат! Град срединный, град сердечный. Коренной России град!

Используя толковый словарь русского языка, установите значение слов срединный, сердечный. В чем они схожи? А. чем различаются?

КАРТОЧКА N 6.Анализ текста.
Задание 1. В каком значении употребил слово державное (теченье) в своей поэме?

Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит.

2. Спокойное, важное, неторопливое.

Произведите синтаксический разбор этого предложения.

Задание 2. В прямом или переносном значении употребил слово пастырь в стихотворении «Кавказ»?

. А там уж и люди гнездятся в горах, И ползают овцы по злачным стремнинам. И пастырь нисходит к веселым долинам, Где мчится Арагва в тенистых брегах.

Используя толковый словарь русского языка, установите значение слова по злачным (стремнинам). Возможна ли замена этого слова в данном тексте? Почему поэт использовал именно это слово?

КАРТОЧКА N 7.Анализ текста.

Задание 1. Какую функцию выполняют музыкальные термины бас, тенор, дискант в повести «Степь»?

1. Номинативная (для называния) функция.

2. Стилистическая функция.

3. Изобразительно-выразительная функция.

Произведите морфологический разбор всех союзов в данном тексте. Установите функцию тире.

Задание 2. Охарактеризуйте выделенное слово с точки зрения его исторического изменения.

Мы долго бродили с Касьяном по ссечкам. Молодые отпрыски, еще не успевшие вытянуться выше аршина, окружали своими тонкими, гладкими стебельками почерневшие, низкие пни. (И. Тургенев.)

КАРТОЧКА N 8.Анализ текста.

Задание 1. Замените в тексте слово ссечки другим словом. Какое слово является более близким по смыслу?

Мы долго бродили с Касьяном по ссечкам. Молодые отпрыски, еще не’ успевшие вытянуться выше аршина, окружали своими тонкими, гладкими стебельками почерневшие, низкие пни. (И. Тургенев.)

Объясните, почему определения в данном тексте являются однородными.

Задание 2. Установите функцию выделенного слова в тексте.

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. (М. Пришвин.)

1. Номинативная (для называния) функция.

2. Стилистическая функция. ‘

3. Изобразительно-выразительная функция.

Произведите морфологический разбор слова кладовая (солнца).

КАРТОЧКА N 9.Анализ текста.
Задание 1. Установите функцию тире в тексте.

1. Интонационное тире.

2. Тире в неполном предложении.

Определите, к какому лексико-грамматическому разряду относятся имена существительные.

Задание 2. Какую форму имени существительного чай следует использовать в тексте?

После ча. я уходил на охоту за перепелками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками.

Просклоняйте имя существительное чай.

КАРТОЧКА N10. Анализ текста.

Задание 1. Установите, к какой лексике современного русского языка относится выделенное слово в тексте.

С отрадой многим незнакомой

Я вижу полное гумно.

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно. (М. Лермонтов.)

Произведите морфологический разбор слова покрытую.

Задание 2. Установите значение слова выя в тексте.

Ты не гнула крепкой выи

В бедовой своей судьбе;

Разве пасынки России

Не поклонятся тебе. (Ф. Глинка.)

По толковому словарю русского языка установите значение слова пасынки.

КАРТОЧКА № 11.Анализ текста.

Задание 1. Замените слова саженей и версты словами метров и километра. Изменится ли смысл сказанного?

Наши невысокие, отлогие холмы, на которые въезжаешь, почти их не замечая, подымающиеся много что на сто или полтораста саженей, и по скатам которых мы видим все одни и те же поля, леса, рощи, села и деревни, конечно, мало походят на высокие горы, вершины которых покрыты вечным снегом и льдом и, подымаясь на три, на четыре версты кверху, уходят далеко за облака. (К. Ушинский.)

Объясните правописание глаголов и глагольных форм.

Задание 2. Существует ли в современном русском языке выражение из приведенного выше текста: подымающиеся много что на сто или полтораста.

Объясните постановку знаков препинания в этом тексте.

КАРТОЧКА N12. Анализ текста.
Задание I. К какой лексике современного русского языка относятся слова в тексте?

Выделите словообразовательные суффиксы книжного характера.

Задание 2. Отметьте в тексте диалектное слово.

Утро на пряслинской усадьбе начиналось с птичьего гомона. Едва только из-за реки брызнут первые лучи солнца, как вся пернатая мелюзга, прижившаяся возле нового дома на угоре, принималась славить жизнь. На все голоса, на все лады. (Ф. Абрамов.)

Замените выражение славить жизнь своим словом. Сравните тексты. Сделайте вывод о выразительности выражения в тексте и его замене.

КАРТОЧКА N13.Анализ текста.

Произведите морфемный разбор слова водью. Общеупотребительное это слово или индивидуально-авторская единица?

Задание 2. Какие слова текста вступают в синонимические отношения? Скрипка издергалась, упрашивая, и вдруг разревелась Так по-детски,

Что барабан не выдержал: «Хорошо, хорошо, хорошо!» А сам устал,

не дослушал скрипкиной речи, шмыгнул на горящий Кузнецкий и ушел. (В. Маяковский.)

Определите характер изобразительно-выразительных средств (тропов и фигур), использованных автором в этом тексте.

КАРТОЧКА N14. Анализ текста.
Задание 1. Какое слово текста является индивидуально-авторским неологизмом?

В смокинг вштопорен, Побрит, что надо, по гранд

красавка на красавице. (В. Маяковский.)

Выделите заимствованные слова. По словарю иностранных слов установите, из какого языка они заимствованы. Являются ли слова грандом, (по) гранд (по опере) омонимами?

Задание 2. Укажите разряд выделенных имен существительных.

Кто Царь-колокол подымет?

Кто Царь-пушку повернет? (Ф. Глинка.)

Просклоняйте имена существительные Царь-колокол, Царь-пушка.

КАРТОЧКА N 15. Анализ текста.
Задание 1. Какое слово текста относится к устаревшим словам?

Ты вместил в свои концы

И посады и деревни,

И палаты и дворцы! (Ф. Глинка.)

Используя толковый словарь русского языка, установите значение слова палаты. Совпадает ли одно из значений со значением этого слова в тексте?

Люблю воинственную живость Потешных Марсовых полей, Пехотных ратей и коней Однообразную красивость.

4. Стилистическая функция.

Объясните отличие слов красота и красивость с точки зрения разных уровней языковой системы.

Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей,
Пехотных ратей и коней
Однообразную красивость.

3. Связанные с военными зрелищами.

4. Связанные с парадами, в которых принимали участие дети.

Используя толковый словарь современного русского языка, отметьте разные значения этого слова. Какое значение является наиболее употребительным в современном русском языке-?.»

Безмолвное море, лазурное море, Открой мне глубокую тайну твою: Что движет твое необъятное лоно? Чем дышит твоя напряженная грудь?

1. Глаголы I спряжения.

2. Глаголы II спряжения.

3. Глаголы разных спряжений.

Назовите эпитеты. Какую функцию они выполняют?

КАРТОЧКА N17. Анализ текста.
Задание 1. Установите стиль текста.

Подумайте, можно ли данный текст отнести к научному стилю.

Задание 2. Какая форма слова является устаревшей в современном русском языке?

Всем любиться на свете должно,

И в семнадцать лет не можно

Сердцу без другого жить.

Что же делать? Где искать?

И кому люблю сказать? (Н. Карамзин.)

4. Все три формы являются устаревшими.

Вопросительные предложения разберите как простые предложения.

КАРТОЧКА N 18.Анализ текста.
Задание 1. Установите тип текста.

Древние египтяне фиксировали события, связанные с хозяйственной, строительной и дипломатической деятельностью, однако ни один хозяйственный документ, касающийся строительства Сфинкса, нам не известен.

Египтяне украшали стены заупокойных храмов надписями, повествующими о деяниях усопшего. Но ни на Сфинксе, ни в его храме упоминаний о Хафре нет

В Египте в разное время побывало немало греческих, а также римских историков и географов, но никто из них не упоминает о Сфинксе. Спрашивается: что за многовековой заговор молчания?

И наконец: исследования техники обработки камня в Древнем Египте показали, что во времена правления Хафры обработка скал еще была неизвестна, своего расцвета она достигла только во времена XVIII династии. Именно в это время превращение громадной глыбы известняка в замечательную статую Сфинкса было вполне реальным. (А. Войцеховский.)

Выпишите из текста слова иностранного происхождения.

Задание 2. Какой частью речи являются выделенные слова?

Ах, не с того ли за селом

Так плачет жалостно гармоника:

Висит над белым подоконником. (С. Есенин.)

Произведите морфемный и словообразовательный разбор слова подоконником.

КАРТОЧКА N 19. Анализ текста.
Задание 1. Установите стиль текста.

Выпишите слова иноязычного происхождения, запомните их написание. Установите, к какой сфере человеческих знаний они относятся.

Задание 2. Чем объясняется употребление автором слова сожигая вместо сжигая?

Предание гласило, будто бы трое старцев из лесов олонецких, с озера Толвуя, по разорении тамошних скитов никонианами, следуя за чудотворной иконой Божьей Матери, шедшей по воздуху, пришли в те места, поставили малую хижину там, где икона опустилась на землю, и начали жить пустынным житием. и, сожигая лес по кряжам, сеять под гарью.

1. Стилистическая функция (средство исторической стилизации).

2. Ритмика и мелодика текста.

3. Контекст, в целом церковно-славянский по своему содержанию.

Выделите слова, церковно-славянские по происхождению. Установите их функцию в данном тексте (стилистическая, номинативная, художественная).

КАРТОЧКА N20. Анализ текста.

Задание 1. С какой целью использовал В. Хлебников однокоренные слова в этом тексте?

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехами, что смеятельствуют смеяльно,

О, засмейтесь усмеяльно!

смех усмейных смехачей!

1. Экспрессивное изобразительно-выразительное средство.

3. Средство пародии.

Установите способы образования различных слов, включающих в себя корневую морфему

Задание 2. Как интонация связана со смысловыми особенностями текста? Здесь матери, дитя заспав.

— Мосты, пески, кресты застав!-

Здесь, младшую купцу пропив,

-Кусты, кресты крапив.

1. Понижением или повышением тона.

2. Сменой интонации.

4. Всеми средствами интонации.

Восстановите текст на месте многоточия. О чем умолчал автор?

КАРТОЧКА N21. Анализ текста.

Задание 1. Какой тип простого предложения использовал автор в качестве изобразительно-выразительного средства?

Имя твое. (М. Цветаева.)

1. Односоставное неполное предложение.

2. Двусоставное неполное предложение.

3. Простое полное предложение.

Разберите простые предложения по членам предложения.

Задание 2. Какое слово употребил поэт в словосочетании со словом язык? Почему?

Шуми, шуми, зеленый лес!

Знаком мне шум твой величавый,

И твой покой, и блеск небес

Над головой твоей кудрявой.

Я с детства понимать привык

Твое молчание немое

Как что-то близкое, родное. (И. Никитин.)

Установите функции союза и в тексте.

КАРТОЧКА N 22. Анализ текста.

Задание 1. Установите лексико-грамматический разряд слова язык в тексте.

Шуми, шуми, зеленый лес!

Знаком мне шум твой величавый,

И твой покой, и блеск небес

Над головой твоей кудрявой.

Я с детства понимать привык

Твое молчание немое

Как что-то близкое, родное. (И. Никитин.)

Произведите фонетический разбор слова язык.

Задание 2. Чем является выделенная запятыми синтаксическая единица текста?

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид. (.)

3. Вводная конструкция.

Объясните постановку запятой между определениями.

КАРТОЧКА N23. Анализ текста.

Люблю, военная столица,

Твоей твердыни дым и гром,

Когда полнощная царица

Дарует сына в царский дом.

Установите стилистическую функцию слова дарует.

Задание 2. Какова основная мысль текста?

1. Весна пробуждает духовные силы человека.

2. Человек и природа едины.

Выделите эпитеты. Установите их характер (постоянные, индивидуально-авторские).

КАРТОЧКА N24.Анализ текста.
Задание 1. Какими языковыми средствами автор передает алогизм ситуации?

Волки двинулись с горы.

Наум уже развернулся, крикнул:

Иван выскочил из саней, насилу втолкал коня в оглобли. Упал в сани.

Наум был уже далеко.

Волки серыми комками податливо катились с горы, наперерез подводам.

2. Экспрессивно окрашенная речь.

3. Лексическая единица грабю-ут, которую герой использовал по отношению к настигающим его волкам.

Отметьте разговорные и просторечные слова, формы, синтаксические конструкции, назовите признаки, которыми различаются разговорные и просторечные единицы.

Задание 2. Как называется прием использования однокоренных слов в стихотворении М. Цветаевой?

Друг! Не кори меня за тот Так вплясываются. (Велик

Так вглатываются в глоток: Так дети, вкрикиваясь в крик,

Так, в ткань врабатываясь, ткач Так жалом тронутая кровь

Так дети, вплакиваясь в плач. Так вбаливаются в любовь:

Вшептываются в шепот. Впадываются в: падать.

1. Повтор однокоренных слов.

Произведите морфемный разбор однокоренных слов.

КАРТОЧКА N 25. Анализ текста.

Задание!. Из скольких смысловых частей состоит стихотворение М. Цветаевой?

— На дне она, где ил На дне она, где ил:

И водоросли. Спать в них Ил. И последний венчик

Ушла,- но сна и там нет! Всплыл на приречных бревнах.

— Но я ее любил, Как сорок тысяч.
Как сорок тысяч братьев Меньше
Любить не могут! Все ж, чем один любовник.
— Гамлет!

Прокомментируйте, как разными знаками препинания автор передает сменяющиеся чувства героя.

Задание 2. Какой прием использовала М. Цветаева в своем стихотворении?

Я глупая, а ты умен,

Живой, а я остолбенелая. 1. Антитеза.
О вопль женщин всех времен: 2. Сравнение.
«Мой милый, что тебе я сделала?» 3. Уточнение.

Установите функции тире.

КАРТОЧКА N 26. Анализ текста.

Задание 1. Установите жанр текста.

31 июля Приехать в Петербург тоже хочется и в Аполлоне побывать! Но крестьяне обещали уничтожить Слепневскую усадьбу 6 августа, потому что это местный праздник и к ним приедут «гости». Недурной способ занимать гостей. Я хожу дергать лен и пишу плохие стихи.

1. Дневниковые записи.

Объясните употребление прописных букв.

Задание 2. Установите стиль текста.

Августа 5-го дня 1921 г. В Чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией Горохова,2

По дошедшим до издательства «Всемирная литература» сведениям, сотрудник его, Николай Степанович Гумилев, в ночь на 4 августа 1921 года был арестован. Принимая во внимание, что означенный Гумилев является ответственным работником в издательстве «Всемирная литература» и имеет на руках неоконченные заказы, редакционная коллегия просит о скорейшем расследовании дела и при отсутствии инкриминируемых данных освобождения от ареста.

Председатель редакционной коллегии Секретарь

Произведите морфемный разбор всех причастий, встретившихся в этом тексте.

КАРТОЧКА N 27.Анализ текста.
Задание 1. Установите жанр произведения.

Могла ли Биче словно Дант творить,

Или Лаура жар любви восславить?

Я научила женщин говорить.

Но, Боже, как их замолчать заставить! (А. Ахматова.)

Произведите морфологический разбор (как часть речи) собственных имен существительных.

Задание 2. Какой из трех эпиграфов использовала А. Ахматова к «Полночным стихам»?

1. Только зеркало зеркалу снится, Тишина тишину сторожит.

2. Ты опять со мной, подруга осень!

3. Против воли я твой, царица, берег покинул.

Произведите синтаксический разбор предложения.

КАРТОЧКА N28 Анализ текста.
Задание 1. Кому посвятила стихи А. Ахматова?

И в сердце то уже не отзовется

На голос мой, ликуя и скорбя.

Все кончено. И песнь моя несется

В пустую ночь, где больше нет тебя.

Выделите простые предложения. Разберите их по членам предложения.

Задание 2. К какой лексике относится слово песнь в вышеприведенном тексте?

Произведите морфологический разбор слова кончено.

КАРТОЧКА N 29. Анализ текста.

Задание 1. Установите жанр текста.

Как-то, во время первой беседы, Ахматова обратилась ко мне и с веселым любопытством спросила: «А вы думали, Ахматова такая?» Я ответил совсем искренно: «Да, такая». Но, может быть, я был бы еще правдивее, если бы сказал: «Нет, такого я не ожидал». Да, я знал, что встречу в первый и, вероятно, в последний раз в жизни великого поэта. Но из Англии писали, что Ахматова уже не та, надломленная, больная. Там ее видели на пьедестале, надменной, неприступной. А передо мной предстал не только великий поэт, но и замечательный, необыкновенный, великий человек. Великий в своей простоте. (Н. Струве.)

2. Эпистолярный жанр.

Передайте текст от 3-го лица, сохранив в своей речи слова книжные, высокие, слова с повышенной стилистической окраской.

Задание 2. Установите стиль текста.

В 4 часа дня служащий Ежиков предстал перед кассиром и получил от него один свеженький хрустящий червонец, один червонец потрепанный с желтым пятном, шесть великолепных разноцветных дензнаков и сизую бумагу большого формата. (М. Булгаков.)

Установите функцию определений в данном тексте (номинативная, стилистическая, художественная). Какие определения являются эпитетами? Почему?

О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. Оно страшно красиво, красиво и ласково, глядит томно и манит к себе, а от ласки его кружится голова.

Произведите морфемный разбор слова необъятной.

КАРТОЧКА N31. Анализ текста.
Задание 1. Установите стиль отрывка из повести «Степь».

А когда восходит луна, ночь становится бледной и томной. Мглы как не бывало. Воздух прозрачен, свеж и тепел, всюду хорошо видно и даже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна.

Произведите синтаксический разбор простых предложений.

Задание 2. Определите тип текста.

Море с голой степью говорило:

«Это ты меня солончаками

Жарко дуя жесткими песками!

Я ли не господняя криница?

Да не пьет ни дикий зверь, ни птица

Из волны моей солоно-жгучей,

Где остался твой песок летучий!» (И. Бунин.)

Передайте содержание поэтического текста прозой, заменив прямую речь косвенной.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *