какое слово пропущено в словообразовательной цепочке вода водный подводник

Словообразовательное гнездо и цепочки к слову ВОДА?

Словообразовательными (словообразующими) бывают цепочки. а гнёзда – словарными.

Словарное гнездо – это непроизводное слово и все производные от него, то есть однокоренные, родственные слова, или, как говорят словари «группа однокорневых слов, представленных в виде одной словарной статьи».

Так как термин однокорневое слово имеет ДВА значения:
► слова, имеющие в своем составе один корень (ср.: сложные слова);
► то же, что однокоренные слова,
то напишу и слова, имеющие один корень, и слова сложные

СЛОВАРНОЕ ГНЕЗДО слова ВОДА:

► ПРОСТЫЕ СЛОВА (с одним корнем): водичка, водица, водный, водность, водяной (прилагательное и существительное), водянка, водянистый, водник, подводный, подводник, надводный, па́водок, па́водочный, па́водковый, наводнить, наводнение, обводнить, обводнение, обезводить, обезводивший, обезвоживаться, обезвоживание обезводеть, обезводевший обезвоженный, безводный, безводье.

► СЛОЖНЫЕ СЛОВА (с двумя корнями): водосток, водопровод, водопроводный, водопроводность, водоснабжение, водно-соляной, водоворот, водовоз, водовозка, водовозный, водопад, водопадик, водопадный, водоверть, водобоязнь, водолаз, водолазный, полноводный, полноводье, водобой, водобойный, водопой, водогрей, водогрейка, водогрейный, водогрейня, водо-водяной, водонапорный, половодье, пресноводный.

А вот слова ВОДКА, ВОДОЧКА из другого словарного гнезда: в них корень ВОДК-//ВОДОЧ- с чередованиями нуль звука//О и К//Ч.

У слова приводить омонимичный корень ВОД- с ВОДОЙ не связанный. Это тоже слово из другого словарного гнезда.

Словообразующие цепочки постройте сами, например:
► вода => водица => водичка;
———-=> водный => подводный;
———-=> водный => безводный => безводье;
————————-=> безводный => обезводить => обезвоженный;
———————————————=> обезводить => обезводивший;
————————-=> безводный => обезводеть => обезводевший;
———=> водный => водность;
———=> водяной => водянка;
вода => паводок => паводковый;
———-=> паводок => паводочный и т. п.
► вода + проводить => водопровод => водопроводный => водопроводность;
► вода + возить => водовоз => водовозка;
————=> водовоз => водовозный и т. п.
какое слово пропущено в словообразовательной цепочке вода водный подводник

Источник

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Е.П. Холодова,
преподаватель русского языка и литературы СПбГУ

1) юбиляр, стряпуха, оргвыводы
2) дипломник, кое-куда, медвежий
3) баловство, свежесть, безголосый
4) пароходный, птичий, поддержка

1) внеклассный, побольше, разрыв
2) заморский, пресмешной, разбитый
3) соавтор, вызывающе, изголодаться
4) сверхприбыль, подыскать, навсегда

1) надомник, втроём, мясорубка
2) бесстыдник, нарукавник, неумный
3) подбородок, размечтаться, справа
4) утомление, бескозырка, сослуживец

1) переговоры, дурь, вред
2) зелень, рассада, чертёжник
3) навар, нелегал, размен
4) вход, запрет, порка

1) местком, небесно-голубой, контригра
2) профсоюз, спецкор, бомж
3) левобережный, морозостойкий, сверхзадача
4) бетономешалка, первомайский, адъютант

1) следователь, дымок, накипь
2) накопитель, бездарь, тупица
3) вновь, пододеяльник, спецназ
4) раздача, россыпь, сенокос

1) свалка, откуда, подготовка
2) выпускник, надбровье, пощипывать
3) железнодорожный, вдвойне, ультразвук
4) перевод, небольшой, прикарманить

1) передача, соразмерный, очернитель
2) загривок, контратака, вдуматься
3) переименование, дисгармония, сбережения
4) надомный, досрочный, разрыдаться

1) новый — обновить — возобновить — возобновление
2) ум — разум — разумный — разумно
3) единый — соединить — соединимый — соединимость
4) краска — красить — окрасить — окрасочный — окраска

Источник

Словообразовательная цепь со словами три и водяной?

Словообразовательная цепь со словами три и водяной.

какое слово пропущено в словообразовательной цепочке вода водный подводник

какое слово пропущено в словообразовательной цепочке вода водный подводник

Восстановите правильную последовательность звеньев словообразовательной цепи?

Восстановите правильную последовательность звеньев словообразовательной цепи.

какое слово пропущено в словообразовательной цепочке вода водный подводник

Помогите, пожалуйста?

За каникулы у меня мозг совсем отрубился, не хочет понимать задание.

Постройте словообразовательные цепочки однокоренных слов фрагмента песенки.

Вот песенка : Я водяной, я водяной, Никто не водится со мной.

Внутри меня водица.

Ну что с таким водиться!

Заранее огромное спасибо!

какое слово пропущено в словообразовательной цепочке вода водный подводник

Напишите 5 словообразовательных цепей?

Напишите 5 словообразовательных цепей.

какое слово пропущено в словообразовательной цепочке вода водный подводник

1) Морфемный и словообразовательный разбор слова : ВОДЯНОЙ 2) Морфологический разбор слова : УМЧИТСЯ?

1) Морфемный и словообразовательный разбор слова : ВОДЯНОЙ 2) Морфологический разбор слова : УМЧИТСЯ.

какое слово пропущено в словообразовательной цепочке вода водный подводник

Морфологический разбор причастия : Просыпающиеся / словообразовательная цепь слова просыпающиеся?

Морфологический разбор причастия : Просыпающиеся / словообразовательная цепь слова просыпающиеся.

какое слово пропущено в словообразовательной цепочке вода водный подводник

какое слово пропущено в словообразовательной цепочке вода водный подводник

какое слово пропущено в словообразовательной цепочке вода водный подводник

Словообразовательный разбор следующих слов : водяной, белок, подводник, приморский?

Словообразовательный разбор следующих слов : водяной, белок, подводник, приморский.

какое слово пропущено в словообразовательной цепочке вода водный подводник

Словообразовательное древо?

Водопад, водица, водоворот, вода, водный, водопой, водянОй, водянИстый, зАводь, пАводок.

Определить способ образования каждого из них.

какое слово пропущено в словообразовательной цепочке вода водный подводник

какое слово пропущено в словообразовательной цепочке вода водный подводник

Рассветы, закаты, движения облаков, вся жизнь огромного неба, широко и бескрайно текущая, бы часть долгой жизни храма Василия Блаженного.

какое слово пропущено в словообразовательной цепочке вода водный подводник

какое слово пропущено в словообразовательной цепочке вода водный подводник

какое слово пропущено в словообразовательной цепочке вода водный подводник

Это было «Перистое» облако, оно нас предупреждает что в ближайшее время пойдёт дождь. Надеюсь что помогла).

какое слово пропущено в словообразовательной цепочке вода водный подводник

Большая туча, громадная туча, дождевая туча, страшная туча, хмурая туча, грозная туча.

какое слово пропущено в словообразовательной цепочке вода водный подводник

какое слово пропущено в словообразовательной цепочке вода водный подводник

А между ветвями снуют рыбы, большие и маленькие, совсем как птицы в воздухе у нас наверху.

какое слово пропущено в словообразовательной цепочке вода водный подводник

Если бы не знаки препинания в тексте всё было бы намного не понятней. Многие авторы показали их значение в рассказах. А поэты в стихах.

какое слово пропущено в словообразовательной цепочке вода водный подводник

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми, деепричастным и причастным оборотом.

какое слово пропущено в словообразовательной цепочке вода водный подводник

Глаголы с частицей » Не » пишется раздельно. Не бывать, не миновать. Не работает, не ест. Не горит, не тонет. Не водить.

Источник

Что такое словообразовательная цепочка?

Словообразование – одна из самых сложных, но вместе с тем и интересных тем русского языка. При объяснении этого раздела лингвистики часто всплывают такие термины, как словообразовательная цепочка, словообразовательное гнездо, словообразовательная пара, и далеко не всегда так очевидно, что же они обозначают. Попробуем вместе постичь основы словообразования и разобраться, что из этих названий что обозначает и как же понимание этого поможет в словообразовании.

Что это такое?

Первые попытки

какое слово пропущено в словообразовательной цепочке вода водный подводник

Дополнительная теория

Упражнение 1: производящее и производное

Словообразовательная пара

какое слово пропущено в словообразовательной цепочке вода водный подводник

Способы словообразования

Ни в коем случае нельзя говорить о словообразовательных цепочках, не зная основных способов словообразования. Их существует четыре:

какое слово пропущено в словообразовательной цепочке вода водный подводник

Именно при морфологическом способе словообразования наиболее чётко прослеживаются звенья словообразовательных цепочек – в остальных способах преобразования производящего слова не всегда так очевидны.

Сложение

Обращаемся к сложению. Здесь мы работаем сначала с производящим словом, образовывая его слиянием основ или же слиянием целых слов: пароход, газопровод, завуч. В этом случае словообразовательная пара будет иметь вид пар, ход пароход.

Слияние

какое слово пропущено в словообразовательной цепочке вода водный подводник

Переход одной части речи в другую

Упражнение 2: построение цепочек

Теперь, когда у нас уже есть определённое представление о том, как же образовываются слова в словообразовательных цепочках, попробуем попрактиковаться. Постройте словообразовательные цепочки, выделите в них морфемы, с помощью которых были образованы новые слова, и назовите способы словообразования:

Словообразовательное гнездо

Теперь перейдём к последнему из трёх упомянутых в самом начале терминов – словообразовательным гнёздам. Словообразовательным гнездом называют совокупность всех возможных словообразовательных цепочек от одного производящего слова. Возьмём, например, лексему «весёлый». Для начала постройте словообразовательные цепочки, которые приведут к словам «невесело», «развеселиться» и «повеселиться».

какое слово пропущено в словообразовательной цепочке вода водный подводник

Начнём проверять (в цепочках указаны способы словообразования):

Все эти цепочки вместе образуют огромное словообразовательное гнездо для слова «весёлый». То есть каждое непроизводное слово – это и есть самый центр гнезда, вокруг которого начинают обвиваться цепочки образованных слов.

Упражнение 3: восстановление цепочек

Сейчас, когда нам уже ясна и основная терминология, и способы словообразования, пришло время поупражняться. Начнём с самого простого: восстановите промежуточное слово в словообразовательной цепочке, указав при этом все способы словообразования в данной цепочке:

Упражнение 4: восстановление последовательности

Кстати говоря, в предыдущем задании есть одна небольшая ошибка. Попробуйте определить, в какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность.

какое слово пропущено в словообразовательной цепочке вода водный подводник

Да, это самая первая цепочка. Слово «тайна» является производным, а не производящим по отношению к слову «таить». Дело в том, что непроизводными словами чаще всего являются прилагательные и глаголы, тогда как все остальные части речи образуются уже от них. Давайте восстановим правильный порядок слов в словообразовательной цепочке:

1) приют, ютиться, приютить;

2) кулинар, кулинария, кулинарный;

3) белый, побелка, белеть.

Правильные цепочки выглядят следующим образом:

Упражнение 5: поиск лишнего слова

Очень важно уметь определять однокоренные слова и не добавлять в словообразовательную цепочку схожие по звучанию, но всё же совершенно отличные по своему смыслу слова. В какой словообразовательной цепочке встречаются лишние слова?

1) смех, смешить, смешенный;

2) барсучий, барсовый, барсук;

3) бассейн, басенный, басня.

Итак, в каждой из представленных выше цепочек есть одно слово, которое к ней не относится. Давайте найдём его и составим правильные цепочки:

Упражнение 6: игра с морфемами

Итак, словообразовательная цепочка слова содержит некоторое количество однокоренных слов, связанных общим корнем и изменяемыми морфемами. Теперь немного усложним задачу: попробуем создать словообразовательную цепочку, зная лишь непроизводное слово и способы образования последующих звеньев:

Возможные варианты цепочек:

Конечно, в этом задании нет универсально правильных ответов, всё зависит от конкретно использованных вами приставок.

Упражнение 7: использование морфем

А сейчас попробуем понять, как же выглядела первоначально словообразовательная цепочка. Вам даётся непроизводное слово, а потом морфемы, которые использовались при создании производных слов. Восстановите цепочку:

какое слово пропущено в словообразовательной цепочке вода водный подводник

Правильные цепочки выглядят так:

Сложность этого задания в том, что не указано, какая именно морфема (приставка, суффикс или постфикс) использована в процессе словообразования, так что здесь придётся хорошенько подумать, восстанавливая опущенные слова.

Упражнение 8: словообразовательные гнёзда

В качестве закрепления попробуем построить словообразовательное гнездо для следующих слов: зелёный; дом; вода.

Конечно, это далеко не все цепочки этих гнёзд, но всё же такая игра с различными морфемами поможет гораздо лучше понять принципы словообразования.

Заключение

Итак, мы знаем, что по итогам словообразования слова можно объединять в цепочки, умеем определять, в какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность звеньев, умеем сами составлять эти цепочки. Словообразование – отнюдь не каторга, а настоящее удовольствие. И теперь вы сами можете в этом убедиться.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *