какое слово повторял жилин попав к своим
Какое слово повторял Жилин попав к своим?
Ответ:
В произведении «уроки французского» учительница играет в азартные игры со своим учеником, чтобы он мог купить себе молока
Надежда, что сверхъестественные силы могут прийти на помощь человеку. В поэме мрачные мысли девушки противоречат ее молодости, ее лучшим надеждам и чувствам.
** *
Однажды в крещенский вечер девушки решили погадать. Одну из девушек звали Светлана. Подруги заметили, что она на редкость грустна. Ее стали расспрашивать. Подруги решили, что у Светланы случилось что-то плохое. Оказалось, что девушка тоскует по своему милому другу. Он находится очень далеко. И девушка переживает, что ее судьбой будет одиночество. Светлана сообщила подругам, что прошел уже целый год, как она не получала вестей от своего любимого. Это было веским основанием задуматься о том, что с ним произошла беда. Девушка сказала, что думает только о своем милом друге; без него немил белый свет. Подруги дают совет Светлане обратиться к такому магическому средству, как гадание. По их мнению, именно так можно призвать любимого. Светлана, преодолев свою робость, воспользовалась советом. Она выполнила все условия, необходимые для гадания. И вот примерно в полночь девушка услышала стук двери. Кто-то посмотрелся в зеркало. Светлана увидела своего любимого. И сразу же стали происходить чудеса. Возлюбленный позвал девушку с собой. Он сказал, что в церкви уже все готово для венчания.
Светлана безропотно пошла за своим любимым. Глубокая ночь. Они едут вдвоем. Возлюбленный Светланы молчит. Она также не в силах задать ни единого вопроса. Вдруг они видят церковь. Девушка заходит внутрь. Она видит гроб. Священник проводит обряд погребения.
Вокруг летает черный ворон, олицетворяя собой печаль. Обстановка зловещая. Внезапно девушка понимает, что все исчезло. Она осталась одна. Вокруг метель и вьюга. Светлана идет и вдруг видит маленькую избушку, в которой горит одно окно. Девушка, читая молитву, открывает дверь. И видит белый гроб и свечу, горящую перед иконой. Светлана упала перед иконой и стала молиться. Совершенно неожиданно на грудь девушке сел белый голубь.
Тут же Светлане показалось, что мертвец начинает шевелиться. Светлана в ужасе. Но голубь перелетел на грудь мертвецу. Тут же мертвый потерял силы и упал в гроб. И девушка поняла, что в гробу — ее милый. Она в ужасе.
Внезапно все закончилось. Светлана проснулась в своей комнате. И увидела в окно, что к дому подъезжает ее любимый.
* * *
Картина, которую рисует поэт, то есть сцена гадания настраивает читателя на романтический лад. В поэме много деталей, которые тесно связаны с мистикой, — лунная ночь, зловещие предчувствия. Однако финал произведения показывает, что надежда на лучшее всегда может осуществиться. Любые предзнаменования могут оказаться пусть тревожным и страшным, но всего лишь сном. В этом произведении голубь является олицетворением Божественной силы, чистой и светлой. Девушка не ропщет на свою несчастную долю, она обращается за помощью свыше и получает ее. «Ямолюсь и слезы лью./Утоли печаль мою/ Ангел-утешитель!» Пробуждение становится счастьем. Все дурное уходит куда-то далеко, девушку ожидает настоящая жизнь, полная радостей и веселья.
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Анализ произведения
Толстой и его друг Садо сопровождали обоз в крепость Грозную, но двигались очень медленно. Заскучав, друзья решили обогнать обоз и поехать чуть быстрее. Оторвавшись от остальных, молодые люди попали в засаду к чеченцам. Эта история закончилась бы намного хуже, если бы чеченцы не планировали взять товарищей живыми и не стреляли. Лошади подо Львом и Садо были резвые и смогли ускакать от неприятеля. К сожалению, из верховых, сопровождающих обоз, пострадал молодой офицер, лошадь которого подстрелили. Животное упало и своим телом придавило юношу, а подъехавшие чеченцы изрубили верхового на куски. Произошедшее событие запало в сердце писателю, и в 1872 году в журнале «Заря» впервые был напечатан рассказ «Кавказский пленник».
Главная мысль рассказа — яркое противопоставление храброго, умного и оптимистичного мужчины своему товарищу — человеку пассивному, жалеющему себя, быстро сдающемуся и вялому. Один герой в любой ситуации остаётся мужчиной, старается найти выход из страшного положения и, в конце концов, добивается своего — освобождается из плена. Второй же персонаж сдаётся сразу же, как только попадает в плен, и только чудо помогает ему выбраться из плена еле живым. Мораль произведения: никогда не стоит сдаваться, желаемое будущее мы творим только собственными руками.
«Кавказский пленник». Краткое содержание
События «Кавказского пленника» разворачиваются во время Кавказской войны (1817-1864; военные действия Русской императорской армии, связанные с присоединением районов Северного Кавказа). Офицеру Жилину приходит письмо от матери, в котором женщина зовёт его домой. Выехать одному просто так нельзя — ведь легко можно попасть в засаду, поэтому Жилин отправляется домой, попутно сопровождая обоз. Вместе с ним едет и другой офицер — Костылин. Обоз едет медленно, с остановками, день стоит жаркий, и Жилин предлагает попутчику ехать одним, без сопровождения.
Едва оторвавшись от обоза, молодые люди встречают горцев. Костылин бросает товарища и уезжает, а Жилина захватывают в плен. Привезя пленника в аул, один татарин продаёт Жилина другому — Абдул-Мурату — теперь русский офицер принадлежит другому «хозяину». Позднее выясняется, что и Костылина тоже пленили. Жилин выторговывает себе право прилично питаться, жить вместе со своим собратом по несчастью и ночью быть свободным от колодок.
В.А. Поляков. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Кавказский пленник», 1900
Татары не планируют убивать русских — они требуют, чтобы офицеры написали письма домой с требованием за них выкупа. Костылин пишет письмо с требованием уплаты в пять тысяч рублей, Жилин же специально пишет неверный адрес, чтобы письмо точно не дошло до матери. Он понимает, что у пожилой женщины нет столько денег и если она попытается собрать выкуп, то вконец разорится.
Днём пленникам позволяют выходить на улицу, правда передвигаться они могут только в колодках. Костылин предпочитает сидеть и жаловаться на жизнь или спать, Жилин же проводит время на свежем воздухе, изготавливает детям куклы. Благодаря своему таланту офицер устанавливает почти что дружеские отношения с тринадцатилетней дочерью Абдул-Мурата — Диной. Девочка боится пленника, но в то же время он ей и интересен. Она с радостью играет в его куклы и даже тайком приносит ему молоко и лепёшки. Тем временем Жилин не только помогает татарам чинить вещи и делает игрушки детям, но и осматривается по сторонам, планируя свой побег.
Костылин долго не решается бежать, но в конце концов соглашается. Пленники долго бредут в темноте по камням, чужие, подаренные татарами сапоги, мешают им идти, и юноши вынуждены идти босиком. Обессиленные, с изрезанными от камней ногами, они продолжают двигаться по направлению к своим, но Костылин всё сильнее и сильнее отстаёт. Внутренне Жилин понимает, что в одиночку он двигался намного бы быстрее, но не может оставить товарища. Когда Костылину совсем уже невмоготу, Жилин несёт его на закорках.
В.А. Поляков. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Кавказский пленник», 1900
Среди всех обозлённых татар лишь маленькая Дина хорошо относится к Жилину. Она продолжает приносить ему лепёшки, а вскоре рассказывает, что к аулу приближаются русские и татары хотят избавиться от пленных, не дожидаясь выкупа. Костылин окончательно отчаивается, беспрестанно ноет и заболевает.
Жилин понимает, что теперь ему может помочь только Дина, и просит девочку принести ему длинный шест. Он полагает, что девочке не хватит смелости, но в одну из ночей она приносит палку и спускает в яму к пленным. Понимая, что в прошлый раз они попались татарам только из-за Костылина, Жилин всё же предлагает своему товарищу по несчастью бежать вместе с ним. Но Костылин настолько пал духом, что и переворачивается с трудом, а уж о побеге и речи быть не может.
Дина помогает Жилину выбраться из ямы, даёт ему в дорогу лепёшек и в слезах прощается с ним. Обессиленный, в колодках, офицер с огромным трудом добирается до своих, под конец чуть было не попав в ещё одну засаду к татарам. Через некоторое время освобождается и Костылин — татары получают за него выкуп и отпускают. Однако пленный Костылин к этому времени находится уже почти при смерти.
Главные герои
В плен Жилин попадает из-за трусости своего напарника, но он не винит другого офицера. Несмотря на то, что побег возможен только благодаря усердному труду Жилина (именно он делает подкоп и учится ориентироваться на местности), герой не бросает в трудную минуту своего «товарища» и уговаривает бежать вместе. В лесу, когда Костылин совершенно теряет силы, Жилин также не бросает его, а во время второго побега продолжает подбадривать и уговаривать его совершить вторую попытку вырваться на свободу.
Русский офицер Жилин — это герой, до конца остающийся благородным по отношению ко всем.
Костылин — офицер, выходец из богатой семьи, грузный, слабый и в моральном, и в физическом плане. Из-за его трусливого побега во время атаки горцев, татары захватывают в плен обоих офицеров. Костылин смиренно принимает условия жизни в плену, постоянно жалеет себя и надеется только на выкуп. Моральная скудость мужчины точит и его физические силы — он заболевает не от полученных ран, а от того, что уже давно сдался.
Получив второй шанс на побег, Костылин так и не решается снова побороться за свою свободу. В итоге, благодаря полученному выкупу, Костылин покидает плен, хотя сам уже находится почти при смерти.
Офицер Костылин — это трусливый и подлый персонаж, не способный найти в себе силы, чтобы противостоять врагу и бороться за собственную жизнь. Его слабая воля и трусость становятся не только причиной пленения русских офицеров, но и провала совместного побега. Тем самым Костылин не только ухудшает своё положение, но и усложняет путь к спасению другого человека.
Жилин и Костылин. Анализ героев
«Кавказский пленник» Л.Н. Толстого построен на сравнении и противопоставлении двух центральных персонажей. Жилин и Костылин являются антагонистами не только по внешности, но и по характеру.
Жилин соответствует собственной фамилии — сухощавый, мускулистый; ловкий и выносливый.
Костылин также «получает» свою фамилию не просто так — но, к сожалению, он не является костылём-помощником другим, наоброт, он мешает здоровым сильным людям, они в нём не нуждаются. Костылин — мужчина в теле, грузный и неуклюжий.
Костылин богат, его родственники могут выплатить за офицера выкуп в пять тысяч рублей.
У Жилина нет богатых родственников (или он не желает к ним обращаться). У него только мать, для которой пятьсот рублей для выкупа — неподъёмная сумма.
Жилин оптимистично смотрит на любую ситуацию и, даже попав в плен к горцам, сразу же решает, что сможет сбежать от своих «хозяев».
Костылин смиряется с судьбой пленника и ничего не делает, чтобы улучшить своё положение.
Несмотря на то что офицеры находятся в плену и ждут выкупа (а Жилин тайком готовит побег), Жилин всё равно находит себе занятие на каждый день — он мастерит куклы детям, чинит разные вещи, рукодельничает.
Костылин всё своё время уделяет сну и жалобам на жизнь.
Поведение в экстренной ситуации
Как только татары нападают на офицеров, Костылин тут же бросает своего напарника и пытается спастись бегством.
Жилин, несмотря на подлость товарища, не только берёт его с собой во время побега, но и тащит на себе офицера, когда тот уже не может идти. Во время второго побега Жилин также зовёт с собой пленника.
Смысл названия рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»
В своём произведении Л.Н. Толстой выступает в роли рассказчика, повествующего об истории человека, храброго сердцем и сильного духом. Его притча-быль доказывает, что человек — творец своего счастья, и каждый из нас получает то, чего достоин.
Название рассказа Л.Н. Толстого является отсылкой к поэме А.С. Пушкина с таким же названием. Однако помимо некоторых общих мотивов, «Кавказский пленник» Толстого имеет собственный глубокий смысл. Причём значение словосочетания «кавказский пленник» можно рассмотреть с нескольких сторон.
Первый смысл, самый очевидный: кавказский пленник — это любой пленённый человек. В данном случае это офицер, попавший в плен на Кавказе.
Второй смысл названия «Кавказский пленник» заложен в персонаже Костылина — он находится в плену Кавказа и сложившихся обстоятельств. Он был и будет оставаться пленником по своей сути, так как ничего не делает, чтобы стать свободным, чтобы улучшить своё положение, чтобы бороться за жизнь.
Кавказским пленником является и Жилин, но не только потому, что попал в плен, но и потому, что никак не может «вырваться» с Кавказа. У него была попытка поехать к матери и, возможно, найти в родном месте себе невесту и остаться там. Но он попадает в плен и вновь возвращается в крепость, думая о том, что, видимо, Кавказ — и есть его судьба.
Пленниками являются и сами горцы. Они не могут отдать свою родную землю чужакам, им приходится бороться за свободу и убивать людей — даже тех, к которым они относятся с симпатией. Даже Дина — маленькая добрая девочка — вынуждена покориться власти семьи и продолжать жить так, как заведено в её ауле.
Все персонажи рассказа «Кавказский пленник», по сути, являются пленниками Кавказа — каждый по-своему, но пленён горами и обстоятельствами, несмотря на личные особенности и характер.
Какое слово повторял жилин попав к своим
Уроки литературы в 5 классе[1]
Уроки 47-51
УРОК 47
Л. Н. ТОЛСТОЙ. «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК»:
РУССКИЙ ОФИЦЕР В ПЛЕНУ У ГОРЦЕВ
Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Историческая основа и сюжет рассказа. Основные эпизоды. Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Русский офицер Жилин. Жилин в плену у горцев. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Фрагменты рассказа в актёрском исполнении.
Основные виды деятельности учащихся.
Чтение статьи учебника о Толстом и составление плана статьи. Сообщения об участии Толстого в кавказской войне. Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение рассказа (в том числе по ролям), пересказ и инсценирование его фрагментов. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Прослушивание фрагментов рассказа в актёрском исполнении. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.
Практическая работа. Анализ эпизодов рассказа по вопросам учителя.
Самостоятельная работа. Устный рассказ о писателе. Устные рассказы о Жилине и о Костылине (по группам). Поиск иллюстраций к рассказу и написание отзыва об одной из иллюстраций. Создание собственных иллюстраций и подготовка к их презентации и защите.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности)
1. Рассказ учителя о Толстом и показ презентации, включающей портреты писателя, изображения литературных мест, связанных с его именем (Москвы и Ясной Поляны).
В рассказ учителя включаются сообщения учащихся об участии Толстого в кавказской войне (задание 2 из раздела учебника «Толстой и Ясная Поляна»).
2. Чтение статьи учебника о Толстом, ответ на вопрос 1 из раздела «Толстой и Ясная Поляна», обобщающая беседа и составление плана статьи:
II. Историческая основа и сюжет рассказа «Кавказский пленник»
Сообщение учителя об исторической основе рассказа «Кавказский пленник» сопровождается чтением цитаты Б. Эйхенбаума о Толстом из раздела «Из истории рассказа „Кавказский пленник“» и фрагментов из воспоминаний Ф. Ф. Торнау. (см. материал ниже)
Обобщающая беседа:
Как Ф. Ф. Торнау приручил хозяйскую собаку?
Каким творчеством он занимался в плену? Почему черкесы соскабливали его рисунки?
(Краткое сообщение учителя о запретах на изображение человека в исламе.)
Как Торнау подружился с черкесскими детьми?
Какие факты из воспоминаний Торнау отразились в рассказе «Кавказский пленник»?
(На этот вопрос можно ответить и в конце урока.)
III. Основные эпизоды. Жилин в плену у горцев.
Фрагменты рассказа в актёрском исполнении
1. Прослушивание фрагментов главы I «Кавказского пленника» в актёрском исполнении. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
Беседа по содержанию главы I:
Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Почему Жилин и Костылин решили ехать одни, без обоза?
Как поступил Костылин, увидев татар? Как это его характеризует?
Что думал и предпринимал Жилин, чтобы не попасть в плен? Какие черты его характера в этом проявились?
Почему Жилин всё-таки попал в плен?
Какое чувство вызывает описание гибели лошади?
Подумайте, что при этом чувствовал Жилин.
Озаглавьте главу I.
2. Выразительное чтение главы II с начала до слов «Поговорили по-своему».
Ответ на вопрос 3 из раздела «Размышляем о прочитанном». Какие черты кавказского быта описал Толстой?
(В каких жилищах жили кавказские горцы? Как они одевались? Что употребляли в пищу?)
Чем отличались красный татарин и чёрный татарин?
Как выглядела Дина? Как она себя вела? Почему?
3. Чтение по ролям эпизода «Разговор о выкупе» со слов «Потом один из гостей-татар повернулся к Жилину, стал говорить по-русски» до слов «Сам думает: „Я уйду“».
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников.
Прослушивание эпизода в актёрском исполнении.
Рецензирование актёрского чтения и выполнение задания 3 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
Обобщающая беседа:
Как встретились Жилин и Костылин?
Почему Жилин отказался заплатить большой выкуп?
Как он себя вёл в разговоре с татарами? Почему?
Почему он неправильно написал адрес на письме?
Озаглавьте главу II.
IV. Русский офицер Жилин. Жилин и Дина.
Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Душевная близость людей из враждующих лагерей
1. Перечитывание про себя главы III с начала до слов «. а которые всё как на зверя косятся».
Беседа по содержанию:
Чем занимался Жилин в плену? Как это его характеризует?
Почему «прошла про Жилина слава, что он мастер»?
Что было его главным желанием в плену и что он делал для его осуществления?
Как относились к Жилину татары? Как Дина относилась к Жилину? Почему она помогала ему? Что можно сказать о характере Дины?
Как в отношениях Жилина и Дины проявилась душевная близость? Почему между ними не было вражды?
Чтение и анализ эпизода «Старик Хаджи» со слов «Был ещё у них старик. » до конца главы.
Как в портрете старика отразился его характер?
Почему он выстрелил в Жилина?
Озаглавьте главу III.
2. Беседа по содержанию главы IV.
Как Жилин готовился к побегу? Зачем он ходил на гору?
Что необычного было в обряде погребения и поминовения убитого татарина?
Почему Жилин и Костылин решились на побег?
Озаглавьте главу IV
Обобщающая беседа:
Каково авторское отношение к национальной вражде?
Почему в рассказе рядом со сценами войны и вражды показаны эпизоды, изображающие душевную близость людей из враждующих лагерей?
Домашнее задание
Подготовить устный рассказ о Толстом. Дочитать рассказ до конца.
Групповое задание.
Составить устные рассказы о Жилине и о Костылине (по группам).
Индивидуальные задания.
Найти в Интернете иллюстрации к рассказу «Кавказский пленник» и написать отзыв об одной из иллюстраций.
Нарисовать к рассказу собственные иллюстрации и подготовиться к их защите.
УРОК 48
Л. Н. ТОЛСТОЙ. «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК»:
ЖИЛИН И КОСТЫЛИН
Основное содержание урока
Жилин и Костылин: два характера — две судьбы. Смысл названия рассказа. Поучительный характер рассказа. Утверждение гуманистических идеалов. Развитие представлений об идее, сюжете, рассказе.
Основные виды деятельности учащихся.
Устные сообщения о главных героях рассказа. Сопоставление персонажей рассказа и составление плана сравнительной характеристики героев. Прослушивание фрагментов рассказа в актёрском исполнении (см. фонохрестоматию). Устное рецензирование чтения актёров. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия идея, сюжет, рассказ. Устное иллюстрирование. Обсуждение иллюстраций учебника к рассказу или иллюстраций, найденных в Интернете. Презентация и защита собственных иллюстраций. Викторина по вопросам и заданиям практикума «Читаем, думаем, спорим. ».
Самостоятельная работа. Письменная сравнительная характеристика героев.
Проект. Составление под руководством учителя электронной презентации «Жилин и Костылин: два характера — две судьбы»
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Устные рассказы о Жилине и о Костылине (по группам).
II. Обобщающая беседа и составление плана сравнительной характеристики героев.
Прослушивание фрагментов главы VI в актёрском исполнении
и выполнение заданий 5—6 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение»:
III. Развитие представлений об идее, сюжете, рассказе
Работа со словарём литературоведческих терминов.
Чтение определений и комментирование понятий идея, сюжет, рассказ.
В чём смысл рассказа «Кавказский пленник»?
Что осуждает в нём автор, а что приветствует?
Что такое идея литературного произведения?
Какова идея рассказа «Кавказский пленник»?
Озаглавьте главные эпизоды, составляющие сюжет рассказа «Кавказский пленник».
Какое литературное произведение называется рассказом?
Назовите рассказы, прочитанные вами в этом учебном году.
IV. Смысл названия рассказа. Поучительный характер рассказа.
Утверждение гуманистических идеалов
Ответы на вопросы 1 и 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Каково авторское отношение к героям? Подтвердите свою позицию цитатами из рассказа.
В чём проявился поучительный характер рассказа? Какие мысли и чувства он вызывает у читателей?
Выполнение заданий 6—7 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Знакомство с материалами практикума «Читаем, думаем, спорим. » о рассказе «Кавказский пленник».
Какие гуманистические идеалы утверждает Толстой своим рассказом?
V. Обсуждение иллюстраций учебника к рассказу или иллюстраций, найденных в Интернете,
и выполнение заданий из раздела «Литература и изобразительное искусство».
Защита рисунков, выполненных учащимися.
VI. Викторина по вопросам и заданиям практикума «Читаем, думаем, спорим. ».
Домашнее задание
Составить письменную сравнительную характеристику Жилина и Костылина по плану.
Выполнить задания из раздела учебника «Совершенствуем свою речь» (по выбору).
Групповое задание.
Составить под руководством учителя электронную презентацию «Жилин и Костылин: два характера — две судьбы» с использованием книжной графики к рассказу «Кавказский пленник» и цитат из рассказа.
УРОК 49
Л. Н. ТОЛСТОЙ. «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК».
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Основное содержание урока
Защита проекта. Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос.
Основные виды деятельности учащихся.
Защита учебного проекта «Жилин и Костылин: два характера — две судьбы». Составление планов (цитатных планов) письменных ответов на вопросы и подбор цитат для подтверждения своих суждений (по группам). Составление устного и письменного ответа на проблемный вопрос. Подбор цитат по заданной теме.
Контрольная работа. Письменный ответ на один из проблемных вопросов:
1. Каковы друзья и враги пленного Жилина?
2. Почему у Жилина и Костылина разные судьбы?
3. Какие мысли Л. Н. Толстого в рассказе «Кавказский пленник» мы называем гуманистическими?
Самостоятельная работа. Подготовка к контрольной работе по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Защита проекта.
Защита учебного проекта — составленной учащимися электронной презентации «Жилин и Костылин: два характера — две судьбы».
II. Прослушивание и обсуждение устных сочинений на темы из раздела «Совершенствуем свою речь».
III. Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос
1. Составление планов письменных ответов на вопросы и подбор цитат для подтверждения своих суждений (в группах):
Каковы друзья и враги пленного Жилина?
Как Жилин оказался в плену?
Виноват ли в этом Костылин?
Кто в татарской деревне стал врагом Жилина?
(Красный татарин, старик Хаджи, дети, которые бросали в него камни.)
Почему они ненавидели Жилина?
Был ли врагом Жилина татарин Абдул? Свой ответ подтвердите текстом.
С каким чувством автор изображает национальную вражду?
Как Дина помогала пленному Жилину?
Почему оказалась возможной дружба людей из враждующих лагерей?
Г р у п п а 2.
Почему у Жилина и Костылина разные судьбы?
Как вели себя Жилин и Костылин перед попаданием в плен?
Как они общались с татарами в плену?
Чем они занимались? Почему?
Какие качества характеров этих героев изобразил Толстой?
Почему не удался первый побег? Виноват ли в этом Костылин?
Почему Жилин не бросил его в лесу?
Чем рисковал Жилин, отправляясь во второй побег?
Влияет ли характер и поведение человека на его судьбу?
Г р у п п а 3.
Какие мысли Л. Н. Толстого в рассказе «Кавказский пленник» мы называем гуманистическими?
Почему возникла кавказская война?
Что заставило Толстого обратиться к теме войны и плена?
Что такое гуманизм, гуманистические мысли?
Какие факты и картины жестокости изображает писатель? Зачем он это делает?
(Вспомните эпизоды «Гибель лошади Жилина», «Жилин в сарае», «Старик Хаджи».)
С каким чувством писатель рисует картины национальной вражды?
Какие качества характера Жилина воспевает писатель?
Как Жилин относился к татарам? Что этим хотел сказать Толстой?
Почему писатель уверен в возможности примирения и дружбы враждующих сторон?
2. Выступление групп с устными рассказами по своим темам.
II. Викторина по вопросам из практикума «Читаем, думаем, спорим. ».
Домашнее задание
Письменно ответить на один из проблемных вопросов.
Подготовиться к контрольной работе по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого.
УРОКИ 50—51
УРОКИ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
Основное содержание урока.
Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого.
Основные виды деятельности учащихся.
Создание письменных высказываний различных жанров: описание, сочинение по картине, характеристика героев, в том числе сопоставительная; отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, ответ на проблемный вопрос, выполнение тестов.
Самостоятельная работа. Завершение выполнения заданий творческого характера. Чтение рассказа А. П. Чехова «Хирургия» и других рассказов писателя. Подготовка выразительного чтения по ролям (или инсценирования) фрагментов рассказов. Подготовка сообщения о псевдонимах Чехова и их происхождении.
I. Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого
Тестирование и выполнение заданий для проверки уровня литературного развития пятиклассников и развёрнутых ответов на вопросы (5—10 предложений).
Рекомендуется взять не менее одного задания каждого типа. Выбор и количество заданий для текущего контроля определяет учитель (задания можно дать дифференцированно по вариантам).
Задания для проверки знания содержания изученных произведений (по выбору)
1. Объедините в пары авторов и их произведения:
«Муму», «Бородино», «Заколдованное место», «Крестьянские дети», «Кавказский пленник».
Толстой, Тургенев, Гоголь, Лермонтов, Некрасов.
2. Какому событию посвящено стихотворение «Бородино»?
К какой дате оно написано? Назовите чин офицера, храбростью которого восхищается старый солдат. Каким словом он называет защитников Москвы?
3. Почему повесть Гоголя называется «Заколдованное место»?
Что помешало деду сплясать «козачка»? Какой предмет извлёк дед из земли? Чем дед велел закидать заколдованное место?
4. В каком городе происходит действие рассказа «Муму»?
Как звали женщину, которую полюбил Герасим? Кем служил Герасим у барыни? Куда ушёл Герасим после гибели Муму?
5. Сколько раз в рассказе «Кавказский пленник» Жилин бежал из плена?
Кто и как помог ему бежать? Куда поместили Жилина и Костылина после первого побега? Какое слово повторял Жилин, попав к своим?
6. Какое прозвище было у мальчика Власа, помогавшего отцу, в стихотворении «Крестьянские дети»?
Чем занимались крестьянские дети летом? Как звали собаку охотника? Каким словом называет автор сарай, где собака даёт представление?
Задания для проверки навыков письменной монологической речи (по выбору)
1. Описание.
Опишите каморку Герасима. (Минимальный уровень сложности.)
2. Сочинение по картине.
Опишите одну из иллюстраций учебника к повести «Заколдованное место». (Средний уровень сложности.)
3. Характеристика героев.
Дайте характеристику старому солдату из стихотворения «Бородино». (Средний уровень сложности.)
4. Сопоставительная характеристика героев.
Сопоставьте Жилина и Дину из рассказа «Кавказский пленник». (Высокий уровень сложности.)
5. Почему Некрасов называет крестьянских детей «счастливый народ!»? (Высокий уровень сложности.)
Задания для проверки теоретико-литературных знаний (по выбору)
1. Что такое сравнение?
Приведите примеры сравнений из рассказа «Муму».
(Для выполнения заданий этого типа можно дать цитаты из текстов.)
2. Что такое гипербола?
Приведите примеры гипербол из повести «Заколдованное место».
3. Что такое эпитет?
Приведите примеры эпитетов из стихотворения «Крестьянские дети».
4. Что такое звукопись?
Приведите примеры звукописи из стихотворения «Бородино».
5. Что такое юмор?
Приведите примеры юмора из повестей Гоголя.
6. Что такое портрет?
Приведите примеры портретных деталей из рассказов «Муму» или «Кавказский пленник».
7. Что такое пейзаж?
Приведите примеры пейзажных описаний из повести «Заколдованное место» или стихотворения «Крестьянские дети».
8. Что такое идея литературного произведения?
Сформулируйте идею рассказа «Кавказский пленник».
9. Что такое сюжет?
Перечислите главные сюжетные эпизоды рассказа «Муму».
10. Объедините в пары названия произведений и их жанр:
«Муму», «Заколдованное место», «Бородино», «Крестьянские дети», «Кавказский пленник».
Рассказ, фантастическая повесть, стихотворение.
Задания на выявление уровня нравственно-этических качеств личности (письменные ответы на проблемные вопросы по выбору)
1. Что побуждало русских солдат на подвиг в Бородинском сражении? Объясните свою точку зрения. (По стихотворению «Бородино».)
2. Почему Некрасов в стихотворении «Крестьянские дети» главной жизненной ценностью считает труд?
3. Почему человек должен задумываться о столкновении нечистой силы и Бога? (По повести «Заколдованное место».)
4. Какие поступки Жилина достойны восхищения? (По рассказу «Кавказский пленник».)
5. Какие душевные качества личности воспевает автор в облике Герасима? (По рассказу «Муму».)
Домашнее задание
Завершить дома выполнение заданий творческого характера.
Индивидуальные задания.
Индивидуальные задания. Прочитать рассказы Чехова «Жалобная книга», «Экзамен на чин», «Налим» и подготовить выразительное чтение смешных эпизодов из этих рассказов.
Подготовить сообщение о 3—4 псевдонимах Чехова и их происхождении.
Подготовить чтение по ролям (или инсценирование) диалога фельдшера и дьячка.
Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. – М.: Просвещение, 2016.
ИЗ ИСТОРИИ РАССКАЗА «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК».
Рассказ «Кавказский пленник» был написан Л. И. Толстым в 70-е годы XIX века.
«События рассказа происходят во время войны русских с горцами, но рассказчик не сообщает никаких исторических сведений, ограничиваясь одной короткой фразой: „На Кавказе тогда война была». Впервые у Толстого рассказ построен на самих событиях, на самом сюжете — на самом простом интересе к тому, чем дело кончится.
От читателя не требуется ничего иного, кроме сочувствия к герою, которому грозит гибель.
Материалом для рассказа послужили события из жизни самого Толстого на Кавказе (преследования чеченцами, чуть не взявшими его в плен) и некоторые книжные источники, описывающие кавказскую войну и плен».
Б. Эйхенбаум. «Лев Толстой»
Из воспоминаний Ф. Ф. Торнау[2]
«Для того чтобы чужой не подкрался ночью к моей тюрьме, Тамбиев (хозяин) приучил лежать возле дверей принадлежавшую ему очень злую большую чёрную собаку, наводившую страх на весь околоток. Сначала она при моём появлении скалила зубы, ворчала и даже собиралась уцепиться за ноги, но скоро я завёл с нею самую тесную дружбу, разумеется, тайным образом, для того, чтобы не возбудить подозрительности Тамбиева. Я был не очень сыт, но бедная собака была ещё голоднее: тайком я уделял ей что только мог от моего проса, и Ха-краз, как её звали, завидев меня, более не злилась, а только махала хвостом, глядя на меня самыми нежными глазами.
Добыв кусочек карандаша, я рисовал на ставне и на строганых столбах всё, что приходило на ум; о бумаге нечего было и думать. Животных, цветы и виды черкесы переносили, но не хотели терпеть человеческих фигур и всегда их соскабливали. Суреты, как они их называли, наводили на них суеверный страх. „Откуда берешь ты смелость, — сказал мне однажды Тамбиев, — так сходно изображать человека, созданного по подобию Аллаха? Души ты не можешь ведь дать твоему изображению. Смотри, когда умрёшь, на том свете твои суреты отнимут у тебя покой, требуя для себя бессмертной души; а откуда ты её возьмёшь?» Потом я занялся резьбой из кизилового дерева палок, употребляемых черкесами для ходьбы в горах. Это им очень нравилось, и многие просили украшать их палки, что мне всегда удавалось, к их удовольствию.
Детское любопытство взяло верх над страхом. Смотря на детей Тамбиева, давно привыкших ко мне, другие дети начали подходить поближе, потом одна из девочек решилась влезть в мою башню, и кончилось тем, что мы очень подружились. Чаще всего меня навещали две молодые девочки. Кучухуж и её служанка Хан. Пользуясь каждою свободной минутой, они прибегали ко мне с какими-нибудь детскими рассказами или расспросами, приносили мне яиц, ягод, табаку, приводили за собой других девочек, пели хором абазехские песни или, видя меня нерасположенным и задумчивым, сидели молча в ожидании от меня ласкового слова». (вернуться к уроку)
1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2016. — 252 с.
Методическое пособие «Уроки литературы в 5 классе» соответствует рабочей программе по литературе и переработанному в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования учебнику.
Пособие способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций пятиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 5 класса: учебника, фонохрестоматии, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим. ».
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников, содержатся ссылки на интернет-источники.
Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к Государственной итоговой аттестации и Единому государственному экзамену по литературе. (вернуться)
2. Барон Фёдор Фёдорович Торнау (1810—1890) — русский офицер, дипломат, писатель, разведчик, участник Кавказской войны, автор документальных литературных произведений: «Воспоминания кавказского офицера», «Воспоминания о кампании 1829 года в европейской Турции», «От Вены до Карлсбада» и других. (вернуться)