какое слово относится к лексике ограниченного употребления а бежать б четыреста в гипотенуза г время
ЕГЭ. Задание 24. Тест по теме «Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления»
Тест по теме «Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления».
Просмотр содержимого документа
«Тест по теме»
Тест по теме «Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления»
1. Какое слово относится к лексике ограниченного употребления?
1) бежать
2) четыреста
3) гипотенуза
4) время
2. Какое из слов-синонимов относится к общеупотребительной лексике?
1)клевый
2) классный
3) крутой
4) отличный
3. Какое слово не относится к книжной лексике?
1) абсолютно
2) конференция
3) учитель
4) перпендикуляр
4. Какое из слов является разговорным?
1) планетарий
2) начертать
3) картошка
4) усыновитель
5. Какое из слов является просторечным?
а) голова
2) глава
3) головушка
4) башка
6. Укажите предложение, в котором есть просторечное слово.
1) (27)Казалось бы, что за беда?
2) (24)А те, что вытиснены, враньё.
3) (25)Плавали, знаем, успели распробовать.
4) (33)А есть книги, без которых жить трудно.
7. Укажите предложения, в котором есть просторечные слова.
1) (4)Придёшь домой, берёшь газету, глядь — на первой странице сообщение «Кур$ валют».
2) (13)Модная певица и производители автосигнализаций, вернее — их агенты по рекламе, используют латинские буквы в формировании и раскрутке образа чаще всего в погоне за оригинальностью.
3) (18)Варианты Zемфира (равно как и ГЛЮКOZA) И «Аllигатор» есть выпендрёж и ненужное искажение письменной формы.
4) (19)Применяя иностранные слова, не стоило заниматься порчей языка.
8. Укажите предложения, в котором есть книжная лексика.
1) (13)Во-первых, потому, что прёодолённая трудность приносит маленькое, но достаточно сильное, яркое счастье, вызывает желание повторить собственный подвиг и вновь испытать сладость победы.
2) (15)В-третьих, потому, что настоящий учёный получает удовольствие от самой черновой, собственноручно выполняемой работы.
3) (16)Предмет познания неисчерпаем не только для разума, но и для нашей любви, наших чувств.
4) (27)Наукой приятно заниматься потому, что она, как зонтик над головой, уберегает от мелких, въедливых, обвальных неприятностей, не позволяя им властвовать душой.
9. Укажите предложение, в котором есть эмоционально-оценочные слова.
1) (1)Почему-то многие современные эстрадные «звёзды» с особенным удовольствием говорят о том, как плохо они учились в школе.
2) (3)Можно по-разному относиться к подобным откровениям наших «звёзд»: одних эти рассказы об озорном детстве приводят в умиление, другие начинают ворчливо сетовать на то, что сегодня путь на сцену открыт только бездарям и невеждам.
3) (5)У них возникает стойкое убеждение, что наиболее короткий путь к известности пролегает через детскую комнату милиции.
4) (15)Что осталось в душе тех, кто слушал артиста?
10. Укажите предложения, в котором есть эмоционально-оценочные слова.
1) (8)Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие.
2) (9)Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером.
3) (11)Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия.
4) (12)Сплетник вынужден был осторожничать.
11. Укажите предложение, в котором есть термин.
1) (11)И этот шум никак не соотносится с достигаемым благодаря ему результатом.
2) (15)Грохот трамваев, треск и шипение фабрик, рёв мотоциклов, визг тормозящих автомобилей, хлопанье кнута, отбивание косы, резкие звуки мусорных машин и, ах, так часто. рёв радио — это шум, докучливый шум, так ничтожно мало значащий в духовном смысле.
3) (24)Говоря языком современной психологии, он прививает человеку «экстравертную установку», ничем не возмещая ему это.
4) (34)Шум, так сказать, «ослепляет» восприятие, и человек становится духовно «глух».
12. Укажите предложения, в котором есть термины.
1) (2)Не означает ли это, что наше письмо возвращается вспять, к пиктографии, то есть рисуночному письму?
2) (4)Но в то же самое время, создавая новые символы-идеограммы, человечество не отказывается и от достижений тысячелетий — от фонетического письма.
3) (7)Преимущество его по сравнению с алфавитом очевидно.
4) (12)Не удивительно, что учёные не в состоянии прочесть всю выходящую литературу даже по их узкой специальности.
13. Укажите предложение, в котором есть разговорное слово.
1) (23)В первый год к нему пришло всего шесть слушателей, в последний — целых двенадцать!
2) (25)А дальше начались поистине сказочные события.
3) (12)В этом смысле показательна история одного ныне знаменитого языковеда.
4) (17)Большинство учёных если и прочитали книжку де Соссюра, то сочли её чепухой.
14. Укажите предложения, в котором есть разговорное слово.
1) (15)Мелочь, казалось бы, но я никак не могу её позабыть.
2) (36)Ломался, как дурак, говорил какие-то плоские слова.
3) (38)А потом, когда я уже спустился в метро, у меня вдруг как будто сердце оборвалось.
4) (43)Когда я заскочил в вагон, проводница уже никого не впускала.
15. Соотнесите термины и определения (например, 1-А, 2-В и т.д.)
1) Лексическая единица, которая включает в себя элемент оценки.
2) Лексика, связанная с книжными стилями речи, употребляющаяся в научной литературе, публицистических произведениях, официально-деловых документах и т. п.
3) Лексика на грани или за пределами строго нормированной лексической литературной речи, отличающаяся большей стилистической сниженностью.
4) Специальное понятие, искусственный знак, используемый в той или иной области знаний, мышления, практической деятельности.
5) Слова, использующиеся при неформальном стиле общения.
А) Разговорные слова
Б) Термин
В) Эмоционально-оценочное слово
Г) Книжная лексика
Д) Просторечные слова
Тест по теме «Лексика»
Для проведения самостоятельной работы.
1. Какое из перечисленных слов имеет значение «чувство нравственной ответственности за свое поведение перед определенным лицом, обществом»?
а) совесть
б) долг
в) стыд
г) благородство
2. Какое из перечисленных слов имеет значение «направленный на благо других, человеколюбивый»?
а) порядочный
б) гуманный
в) преданный
г) добрый
3. В каком варианте лексическое значение слова указано неверно?
а) дискуссия — спор, обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати, беседе
б) имитация — воспроизведение чего-либо с возможной точностью, подражание
в) аналогия — противоположность чему-либо
г) привилегия — преимущественные права, льготы
4. Какое из выделенных слов употреблено в прямом значении?
а) черное платье
б) черная душа
в) черный вторник
г) черные мысли
5. Какое из слов в предложении употреблено в переносном значении?
В Генуе, на малой площади перед вокзалом, собралась густая толпа народа.
а) площадь
б) вокзал
в) собралась
г) густая
6. Какое из слов в предложении употреблено в переносном значении?
Летний вечер тих и ясен; посмотри, как дремлют ивы; запад неба бледно-красен, и реки блестят извивы.
а) летний
б) дремлют
в) бледно-красен
г) блестят
7. Какое из приведенных слов имеет омонимы?
а) идиллия
б) брак
в) линейка
г) давление
8. В каком варианте пары слов не являются синонимами?
а) деликатный — тактичный
б) вульгарный — корыстный
в) чуткий — отзывчивый
г) гуманный — человечный
9. Какое из данных слов является антонимом к слову «страдание»?
а) печаль
в) смятение
б) праздник
г) блаженство
10. В каком предложении нет антонимов?
а) Книга учит различать добро и зло.
б) Корень учения горек, да плод его сладок.
в) Недруг поддакивает, а друг спорит.
г) Ученье способно и украшать, и утешать.
11. Какое слово относится к лексике ограниченного употребления?
а) бежать
б) четыреста
в) гипотенуза
г) время
12. Какое из слов-синонимов относится к общеупотребительной лексике?
а) клевый
б) классный
в) крутой
г) отличный
13. Определите, в каком варианте значение фразеологизма указано неверно.
а) считать ворон — бездельничать
б) в час по чайной ложке — медленно
в) тертый калач — опытный (о человеке)
г) седьмая вода на киселе — близкие родственники
14. Какой фразеологизм не соответствует значению «много»?
а) куры не клюют
б) семь пятниц на неделе
в) тьма тьмущая
г) хоть пруд пруди
15. В каком предложении не используется фразеологизм?
а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.
б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун.
в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника.
г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.
16. Какой из фразеологизмов относится к разряду книжных?
а) раскрыть карты
б) попасть впросак
в) смотреть сквозь пальцы
г) камень преткновения
Какое слово относится к лексике ограниченного употребления?
а) бежать
б) четыреста
в) гипотенуза
г) время
2. Какое из слов-синонимов относится к общеупотребительной лексике?
а) клевый
б) классный
в) крутой
г) отличный
3. Какое слово не относится к книжной лексике?
а) абсолютно
б) конференция
в) учитель
г) перпендикуляр
4. Какое из слов является разговорным?
а) планетарий
б) начертать
в) картошка
г) усыновитель
5. Какое из слов является просторечным?
а) голова
б) глава
в) головушка
г) башка
6. Какое из слов является диалектным?
а) солнце
б) ратник
в) зеленя
г) меломан
7. Какое из слов является устаревшим?
а) священник
б) кочевник
в) нигилист
г) бражник
8. Какое слово является термином?
а) зачетка
б) камзол
в) инъекция
г) писатель
Ответ:
вот ответ пользуйся на здоровье
Из дома, к дому, о доме, из деревни, к деревне, по деревне, с озера, к озеру, об озере
Итоговая контрольная работа по русскому языку в 10 классе по теме «Лексика. Фразеология»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Контрольная работа по разделу «Лексика. Фразеология» в 10 классе
1. Какое из перечисленных слов имеет значение «стремление к практически неоправданной организации чего-нибудь в очень крупных размерах»?
2. В каком значении употреблено в предложении слово СЛАБЫЙ?
Увы, ваш реферат очень слабый.
3. Какая пара слов не является антонимами?
2) выкинуть, принести
4. Какая пара слов является синонимами?
1) гуманист — конформист
2) чахнуть — колебаться
3) бездонный — глубокий
4) обезличить — замаскировать
5. Какая пара слов не является антонимами?
1) жадность, бескорыстие
2) первый, окончательный
3) выбившийся, освободившийся
4) частично, полностью
6. Каково лексическое значение устаревшего слова ОКОЛИЧНОСТИ?
1) косвенные намеки, скрывающие суть дела
2) специальная охрана царя в XIV—XVIII вв.
3) публичные жалобы арестованных или сидящих в тюрьме
4) близкий круг одноклассников, однокурсников, сослуживцев
7. Какой из синонимов слова УКРАСТЬ имеет стилистическую окраску просторечия?
8. В каком предложении фразеологизм употреблен правильно?
1) Жизнь входит в нормальную колею.
2) Эта статья до глубины души меня удивила.
3) Как и все медсестры, она дневала и ночевала в госпитале.
4) Мастер взял себе львиную часть заработанного.
9. Отметьте слова, толкование которых дано неправильно.
1) Абажур — настенный светильник.
2) Менталитет — склад ума; мироощущение, мировосприятие.
3) Коммюнике — официальное сообщение после встречи представителей двух или более стран.
4) Фолиант — подборка наиболее представительных сочинений (чаще стихотворных) разных авторов.
Практикум по теме «Стилистически ограниченная лексика»
1. Какое слово относится к лексике ограниченного употребления?
1) бежать
2) четыреста
3) гипотенуза
4) время
2. Какое из слов-синонимов относится к общеупотребительной лексике?
1) клевый
2) классный
3) крутой
4) отличный
3. Какое слово не относится к книжной лексике?
1) абсолютно
2) конференция
3) учитель
4) перпендикуляр
4. Какое из слов является разговорным?
1) планетарий
2) начертать
3) картошка
4) усыновитель
5. Какое из слов является просторечным?
1) голова
2) глава
3) головушка
4) башка
6. Укажите предложение, в котором есть просторечное слово.
1) Казалось бы, что за беда?
2) А те, что вытиснены, враньё.
3) Плавали, знаем, успели распробовать.
4) А есть книги, без которых жить трудно.
7. Укажите предложения, в котором есть разговорное слово.
1) (15)Мелочь, казалось бы, но я никак не могу её позабыть.
2) (36)Ломался, как дурак, говорил какие-то плоские слова.
3) (38)А потом, когда я уже спустился в метро, у меня вдруг как будто сердце оборвалось.
4) (43)Когда я заскочил в вагон, проводница уже никого не впускала.
8. Соотнесите термины и определения (например, 1-А, 2-В и т.д.)
1) Лексическая единица, которая включает в себя элемент оценки.
2) Лексика, связанная с книжными стилями речи, употребляющаяся в научной литературе, публицистических произведениях, официально-деловых документах и т. п.
3) Лексика на грани или за пределами строго нормированной лексической литературной речи, отличающаяся большей стилистической сниженностью.
4) Специальное понятие, искусственный знак, используемый в той или иной области знаний, мышления, практической деятельности.
5) Слова, использующиеся при неформальном стиле общения.
т
А) Разговорные слова
Б) Термин
В) Эмоционально-оценочное слово
Г) Книжная лексика
Д) Просторечные слова
Решите тесты
1. Какое слово относится к лексике ограниченного употребления?
1) бежать 2) четыреста 3) гипотенуза 4) время
2. Какое из слов-синонимов относится к общеупотребительной лексике?
1)клевый 2) классный 3) крутой 4) отличный
3. Какое слово не относится к книжной лексике?
1) абсолютно 2) конференция 3) учитель 4) перпендикуляр
4. Какое из слов является разговорным?
1) планетарий 2) начертать 3) картошка 4) усыновитель
5. Какое из слов является просторечным?
а) голова 2) глава 3) головушка 4) башка
6. Укажите предложение, в котором есть просторечное слово.
1) Казалось бы, что за беда? 2) А те, что вытиснены, враньё.
3) Плавали, знаем, успели распробовать. 4) А есть книги, без которых жить трудно.
7*. Укажите предложения, в котором есть просторечные слова.
1) Придёшь домой, берёшь газету, глядь — на первой странице сообщение «Кур$ валют».
2) Модная певица и производители автосигнализаций, вернее — их агенты по рекламе, используют латинские буквы в формировании и раскрутке образа чаще всего в погоне за оригинальностью.
3) Варианты Zемфира (равно как и ГЛЮКOZA) И «Аllигатор» есть выпендрёж и ненужное искажение письменной формы.
4) Применяя иностранные слова, не стоило заниматься порчей языка.
8. Укажите предложение, в котором есть эмоционально-оценочные слова.
1) Почему-то многие современные эстрадные «звёзды» с особенным удовольствием говорят о том, как плохо они учились в школе.
2) Можно по-разному относиться к подобным откровениям наших «звёзд»: одних эти рассказы об озорном детстве приводят в умиление, другие начинают ворчливо сетовать на то, что сегодня путь на сцену открыт только бездарям и невеждам.
3) У них возникает стойкое убеждение, что наиболее короткий путь к известности пролегает через детскую комнату милиции.
4) Что осталось в душе тех, кто слушал артиста?
9. Укажите предложение, в котором есть термин.
1) И этот шум никак не соотносится с достигаемым благодаря ему результатом.
2) Грохот трамваев, треск и шипение фабрик, рёв мотоциклов, визг тормозящих автомобилей, хлопанье кнута, отбивание косы, резкие звуки мусорных машин и, ах, так часто. рёв радио — это шум, докучливый шум, так ничтожно мало значащий в духовном смысле.
3) Говоря языком современной психологии, он прививает человеку «экстравертную установку», ничем не возмещая ему это.
4) Шум, так сказать, «ослепляет» восприятие, и человек становится духовно «глух».
10.В каком слове напишете О:
1) отл…жить 2) изл…гать 3) предл…гать
11.В каком слове напишете А:
1) изл…жение 2) предл…жение 3) прил…гать
12.В каком слове напишете А:
1) сл..жить 2) сл…гать 3) зал…жить
13.В каком слове напишете О:
1) распол…житься 2) распол…гаться 3) сл…гаемое
14.В каком ряду во всех словах напишете А:
1) отл…жить, пол…жить 2) распол…гаться, зал…жить 3) прил…гать, изл…гать
15.Укажите номер предложения, в котором напишете А:
1) Л…жился на поля туман. 2) Недалеко от школы распол…гался парк.