какое слово образовано суффиксальным способом подготовка одноклассник подписать неожиданный
Суффиксальный способ образования слов. Примеры
Суффиксальный способ образования — это создание производного слова путем присоединения к производящей основе словообразовательного суффикса. Суффиксальный способ употребляется для образования существительных, прилагательных, глаголов, наречий.
Новые слова появляются на основе уже существующих слов и словосочетаний с помощью различных морфем и их комбинаций. Если в этом процессе пополнения словарного запаса русского языка участвует суффикс, то речь идет о суффиксальном способе образования.
Суффикс — словообразовательная морфема
Суффиксальный способ образования новых слов заключается в том, что к производящей основе слова присоединяется суффикс.
Различаем формообразующие и словообразовательные суффиксы.
Формообразующие суффиксы, как уже следует из самого их названия, образуют только формы слов:
Здесь нет словообразования. Слово приобретает другую грамматическую форму, оставаясь по сути одной и той же лексической единицей языка.
Словообразовательные суффиксы, присоединяясь к производящей основе исходного слова, создают новые лексемы.
Сравним:
Суффиксальный способ действует в образовании слов всех основных частей речи. Каждой части речи присущи свои словообразовательные суффиксы. Суффиксальный способ востребован в образовании слов внутри определенной части речи. Но чаще он образует слова другой части речи:
Суффиксальный способ образования существительных
Целый ряд словообразовательных суффиксов создают новые слова на базе производящих основ существительных, прилагательных и глаголов.
Наименования предметов и приспособлений, скопление однородных предметов обозначают существительные, образованные с помощью суффикса -ник-/-ниц-:
Множество существительных, обозначающих предмет, процесс действия или его результат, образуются от глагольных основ с помощью продуктивного суффикса -к-:
Обратим внимание, что такие отглагольные существительные имеют в морфемном составе приставку, которая досталась им от производящего глагола. Важно правильно определить суффиксальный, а не префиксальный способ образования, в чем поможет составленная словообразовательная цепочка:
Множество отвлеченных существительных образует от бесприставочных и приставочных глаголов суффикс -ни-/ени-:
Суффиксальный способ образования прилагательных
Суффиксальный способ используется в образовании однокоренных прилагательных со значением признака или свойства, относящегося к предмету:
Слова этой части речи активно образуются от имен существительных с помощью суффиксов:
Огромный пласт прилагательных образован суффиксальным способом от однокоренных глаголов несовершенного и совершенного вида:
Суффикс -л- продуктивен в образовании прилагательных от глаголов, обозначающих процесс:
Суффиксальный способ образования глаголов
От существительных и прилагательных с непроизводной основой суффиксальным способом образованы глаголы:
Суффикс -ова-/-ева- участвует в образовании глаголов от существительных:
Бесприставочные глаголы совершенного вида образуют парные им глаголы несовершенного вида:
Суффиксальным способом от приставочных глаголов совершенного вида образуются глаголы несовершенного вида:
Ряд глаголов образовано с помощью суффиксов от междометий и звукоподражательных слов:
Суффиксальный способ образования наречий
Многие наречие являются производными от существительных, прилагательных, числительных и местоимений.
Суффиксальным способом образуются качественные наречия от прилагательных:
От прилагательных с суффиксом -ск- образуются наречия с помощью суффикса -и-:
Архаичный суффикс -жды образовал следующие наречия от количественных числительных:
Видеоурок «Суффиксальный способ словообразования»
Проверочная работа по русскому языку в 10 классе по теме «Словообразование»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Проверочная работа по русскому языку
по теме «Словообразование»
Исакова Марина Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ « Алябьевская СОШ»
СОСТАВ СЛОВА (МОРФЕМИКА). СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Укажите неверные утверждения:
а) Морфемика изучает состав и строение слова;
б) Неизменяемые слова могут иметь нулевое окончание;
в) Окончание является формообразующей морфемой;
г) В русском языке существует один тип основы: производная.
д) Приставки могут быть синонимичными.
2. Какой ряд состоит из однокоренных слов?
а) ведущий, осведомлённый, товаровед б) водитель, вождь, газопровод
в) кора, корить, укор г) накормить, кормчий, (над) кормой
3. В каком слове есть приставка, корень, один суффикс, окончание?
а) возведённый б) сверкают в) издалека г) увидевший
4. Какой суффикс НЕ МОЖЕТ иметь значение ЛИЦА, названного по профессии?
5. Какое слово неправильно разобрано по составу?
а) с-прав-а б) стрел-к-ов-ый в) вежлив-ость- г) об-дум-ыва-я
6. Какое слово образовано суффиксальным способом?
а) подготовкаб) одноклассник в) подписать г) неожиданный
7. Какое слово образовано сложением основ с одновременным прибавлением суффикса?
а) скоропортящийся б) старшеклассник в) электромонтёр г) быстроходность
8. В каком ряду во всех словах пропущена корневая безударная гласная, проверяемая ударением?
а) симм..трично, стро..вой, перел..вать, орг..нический
б) л..песток, веч..ром, изв..щение, матем..тический
в) л..петать, зар..зительно, распор..жение, ч..столюбивый
г)заст..влять, предпоч..тать, просв..щение, посв..щённый
9. Укажите ошибку в подборе проверочного слова для выделенной орфограммы.
Прочитайте текст и выполните следующие задания.
Стоять на полу было нельзя, потому что из-под двери дуло, а все болезни начинаются, если застудить ноги. Балансируя, я старался не упасть, а бабушка меня вытирала. Сначала голову. Её она тут же завязывала полотенцем, чтобы гайморит не обострился. Потом она вытирала всё остальное.
10. Выпишите два слова с нулевым окончанием.
11. Выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
12. Определите способ словообразования: лесостепной,читка,собеседник,уехать , нагрудный , немосквич , тотчас , ход , травля , ученый (сущ.) , нефтепродукты
СОСТАВ СЛОВА (МОРФЕМИКА). СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
1. Укажите верные утверждения:
а) Морфемика изучает состав и строение слова;
б) Неизменяемые слова могут иметь нулевое окончание;
в) Окончание является формообразующей морфемой;
г) Суффиксы могут быть синонимичными;
д) В русском языке существует один тип основы: непрозводная.
2. Какой ряд состоит из однокоренных слов?
а) инспектор, испечь, пекарь б) сбор, прибор, борная (кислота)
в) летний, летать, полёт г) сток, течение, текущий
3. В каком слове есть приставка, корень, один суффикс, окончание?
а) избегая б) прибежавшийв) сближениег) устланный
4. Какой суффикс отличается от остальных по значению?
5. Какое слово неправильно разобрано по составу?
а) по-человеч-еск-и б) проч-н-ее в) до-вер-ие г) рас-тер-я-вши-сь
6. Какое слово образовано приставочным способом?
а) направо б) направить в) направлять г) направиться
7. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
а) размышление б) расколоть в) раздумывать (о чём) г) развернуться
8. В каком ряду во всех словах пропущена корневая безударная гласная, проверяемая ударением?
а)изм..нённый, сув..нир, отг..лосок, разгор..чённый
б)ог..рчение, мет..д, созд..вая, пропол..скать
в)безнаказ..нно, объ..снение, ласк..во, т..жёлый
г)прил..скать, разг..раться, по..с, т..рговец
9. Укажите ошибку в подборе проверочного слова для выделенной орфограммы.
а)вЕсть– извЕстие б)свежЕсть–жЕсть
в)бИзнесмен– бИзнес г)олИмпиада–ОлИмп
Прочитайте текст и выполните следующие задания.
Надо было придумать клесту имя. Я долго прикидывал так и эдак и назвал клеста – Капитан Клюквин.
11. В тексте есть глаголы, образованные приставочно-суффиксальным способом. Выпишите любые 2.
12. Определите способ словообразования: колхозник, шариковый, безденежье, подстанция, по-осеннему, прибежать, сейчас, пуск, брань, дежурный (сущ.), железобетон
старался, гайморит (любые 2 слова)
Суффиксальный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный (преффиксально-суффиксальный), приставочный (префиксальный), приставочно-суффиксальный (преффиксально-суффиксальный), приставочный (префиксальный), сложение слов (лексико-синтаксический), безаффиксный, безаффиксный, переход из одной части речи в другую (морфолого-синтаксический), сложение основ (лексико-синтаксический).
соскочил, разлетелось, пришпорил (любые 2 слова)
Суффиксальный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный (преффиксально-суффиксальный),приставочный (префиксальный), приставочный (префиксальный),приставочный (префиксальный),сложение слов (лексико-синтаксический),безаффиксный, безаффиксный, переход из одной части речи в другую (морфолого-синтаксический),сложение основ (лексико-синтаксический).
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДБ-338522
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии
Время чтения: 0 минут
Школьники Свердловской области с 8 ноября перейдут на дистанционку
Время чтения: 0 минут
В Тюменской области студенты и школьники перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В Ульяновской области продлили школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Состав слова (морфемика). словообразование
а) Морфемика изучает состав и строение слова;
б) Неизменяемые слова могут иметь нулевое окончание;
в) Окончание является формообразующей морфемой;
г) В русском языке существует один тип основы: производная.
д) Приставки могут быть синонимичными.
Просмотр содержимого документа
«Состав слова (морфемика). словообразование»
СОСТАВ СЛОВА (МОРФЕМИКА). СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Укажите неверные утверждения:
а) Морфемика изучает состав и строение слова;
б) Неизменяемые слова могут иметь нулевое окончание;
в) Окончание является формообразующей морфемой;
г) В русском языке существует один тип основы: производная.
д) Приставки могут быть синонимичными.
2. Какой ряд состоит из однокоренных слов?
а) ведущий, осведомлённый, товаровед б) водитель, вождь, газопровод
в) кора, корить, укор г) накормить, кормчий, (над) кормой
3. В каком слове есть приставка, корень, один суффикс, окончание?
а) возведённый б) сверкают в) издалека г) увидевший
4. Какой суффикс НЕ МОЖЕТ иметь значение ЛИЦА, названного по профессии?
5. Какое слово неправильно разобрано по составу?
а) с-прав-а б) стрел-к-ов-ый в) вежлив-ость- г) об-дум-ыва-я
6. Какое слово образовано суффиксальным способом?
а) подготовкаб) одноклассник в) подписать г) неожиданный
7. Какое слово образовано сложением основ с одновременным прибавлением суффикса?
а) скоропортящийся б) старшеклассник в) электромонтёр г) быстроходность
8. В каком ряду во всех словах пропущена корневая безударная гласная, проверяемая ударением?
а) симм..трично, стро..вой, перел..вать, орг..нический
б) л..песток, веч..ром, изв..щение, матем..тический
в) л..петать, зар..зительно, распор..жение, ч..столюбивый
г)заст..влять, предпоч..тать, просв..щение, посв..щённый
9. Укажите ошибку в подборе проверочного слова для выделенной орфограммы.
Прочитайте текст и выполните следующие задания.
Стоять на полу было нельзя, потому что из-под двери дуло, а все болезни начинаются, если застудить ноги. Балансируя, я старался не упасть, а бабушка меня вытирала. Сначала голову. Её она тут же завязывала полотенцем, чтобы гайморит не обострился. Потом она вытирала всё остальное.
10. Выпишите два слова с нулевым окончанием.
11. Выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
12. Определите способ словообразования: лесостепной,читка,собеседник,уехать, нагрудный, немосквич, тотчас, ход, травля, ученый (сущ.), нефтепродукты
СОСТАВ СЛОВА (МОРФЕМИКА). СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
1. Укажите верные утверждения:
а) Морфемика изучает состав и строение слова;
б) Неизменяемые слова могут иметь нулевое окончание;
в) Окончание является формообразующей морфемой;
г) Суффиксы могут быть синонимичными;
д) В русском языке существует один тип основы: непрозводная.
2. Какой ряд состоит из однокоренных слов?
а) инспектор, испечь, пекарь б) сбор, прибор, борная (кислота)
в) летний, летать, полёт г) сток, течение, текущий
3. В каком слове есть приставка, корень, один суффикс, окончание?
а) избегая б) прибежавшийв) сближениег) устланный
4. Какой суффикс отличается от остальных по значению?
5. Какое слово неправильно разобрано по составу?
а) по-человеч-еск-и б) проч-н-ее в) до-вер-ие г) рас-тер-я-вши-сь
6. Какое слово образовано приставочным способом?
а) направо б) направить в) направлять г) направиться
7. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
а) размышление б) расколоть в) раздумывать (о чём) г) развернуться
8. В каком ряду во всех словах пропущена корневая безударная гласная, проверяемая ударением?
а)изм..нённый, сув..нир, отг..лосок, разгор..чённый
б)ог..рчение, мет..д, созд..вая, пропол..скать
в)безнаказ..нно, объ..снение, ласк..во, т..жёлый
г)прил..скать, разг..раться, по..с, т..рговец
9. Укажите ошибку в подборе проверочного слова для выделенной орфограммы.
а)вЕсть– извЕстие б)свежЕсть–жЕсть
в)бИзнесмен– бИзнес г)олИмпиада–ОлИмп
Прочитайте текст и выполните следующие задания.
Надо было придумать клесту имя. Я долго прикидывал так и эдак и назвал клеста – Капитан Клюквин.
11. В тексте есть глаголы, образованные приставочно-суффиксальным способом. Выпишите любые 2.
12. Определите способ словообразования: колхозник, шариковый, безденежье, подстанция, по-осеннему, прибежать, сейчас, пуск, брань, дежурный (сущ.), железобетон
Тест по теме «Словообразование»
1. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
А) приехать,
Б) читатель,
В) неизбежный,
Г) виднеться.
2. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
А) восход
Б) заповедник
В) выполнение
Г) насухо
3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
А) по-хорошему,
Б) новизна,
В) охотник,
Г) отнести.
4. Какое слово образовано суффиксальным способом?
А) прочитать,
Б) преодолеть,
В) походка,
Г) разрушение.
5. Какое слово образовано суффиксальным способом?
А) сторожка,
Б) нерешительный,
В) по-зимнему,
Г) полив.
6. Какое слово образовано приставочным способом?
А) купленный,
Б) где-нибудь,
В) доверху,
Г) размешать.
7. Какое слово образовано приставочным способом?
А) синь,
Б) управляемый,
В) распланировать,
Г) семилетка.
8. Какое слово образовано бессуффиксным способом?
А) кожаный,
Б) отлет,
В) водолаз,
Г) напольный.
9. Какое слово образовано бессуффиксным способом
А) синеть,
Б) наладчик,
В) лесоруб,
Г) подъезд.
10. Какое слово образовано способом сложения?
А) международный
Б) обороноспособный
В) перекресток
Г) сверхъестественный
11. В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?
А) пересчитать – приставочный,
Б) разбег – бессуффиксный,
В) лесоруб – бессуффиксный,
Г) зевота – суффиксальный.
12. У В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?
А) усиленно – приставочный,
Б) пробежать – приставочный,
В) выход – бессуффиксный,
Г) горение – суффиксальный.
13. кажите способ образования слова ПРИЗЫВ
А) приставочный,
Б) суффиксальный,
В) бессуффиксный,
Г) переход
14. Укажите способ образования слова ВОСХОД
А) приставочный,
Б) бессуффиксный,
В) суффиксальный,
Г) переход
15. B каком предложении есть слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую?
А) Я композитор, но сейчас выступаю как пианист.
Б) Когда я вошёл в переднюю и заглянул в залу, я увидел умилительную картину.
В) Вытряхнули из шкафа остатки хлеба, муки и крупы, чтобы не развелись мыши.
Г) Потом она надела очки и прочитала несколько слов пришедшей накануне телеграммы.