какое слово обозначает признак предмета по действию
Русский язык. 1 класс
Конспект урока
Конспект урока по русскому языку
Слова-названия предметов, признаков и действий предметов и явлений.
Цель: ознакомление с различными членами предложения, их ролью в нём.
Урок посвящен знакомству с разными членами предложения, их ролью в предложении. В ходе урока учащиеся научатся анализировать схему и составлять по ней сообщение, правильно классифицировать слова, называющие предметы, признаки, действия и ставить к ним вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делают? Также учащиеся приобретут опыт в различении слова, обозначающих предметы, признаки и действия по лексическому значению и вопросам.
Урок направлен на формирование у учащихся навыка классификации частей предложения.
Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017. 143 с.
Открытые электронные ресурсы по теме:
Задания тренировочного модуля:
Учащимся нужно выбрать несколько правильных вариант ответа на предложенный вопрос.
Выберите слова, который отвечают на вопрос «Что делает?». Может быть несколько правильных вариантов ответа.
Правильные ответы: А, Г, Д
Неправильные ответы: Б, В
Для правильного решения этого задания ученикам сначала нужно вспомнить правило о том, к каким словам ставится вопрос «Что делает?» (один), а к каким «Что делают?» (много). А затем надо понять, сколько человек совершают действие – один или много. Только после этого они могут выбрать правильный ответ.
Подстановка элементов в пропуски в тексте.
Учащимся нужно дополнить таблицу необходимой информацией.
Восстановите таблицу. Допишите пропущенные вопросы.
Слова, обозначающие признак предмета в русском языке, обычно изучают в 1 — 2 классе. Но далеко не все способны вспомнить то, что изучали в начальной школе. Иногда приходится обращаться к дополнительным источникам, чтобы освежить знания.
Что такое признак предмета
Признаком предмета называются его отличительные свойства, описательные слова, дающие объекту характеристику. Подбору подходящих слов способствует наблюдение за различными объектами.
Например: красный мяч. Предмет здесь обозначен словом «мяч», а отличает его от любых других подобных предметов и подчёркивает его уникальность слово «красный», являющееся его признаком.
Объекты могут различаться по цвету, по форме, по размеру, по назначению, по запаху, по вкусу, по материалу, из которого сделаны, по пространственным, временным, эмоциональным и по многим другим качествам.
Часть речи, обозначающая признак предмета
В русском языке признак предмета чаще всего обозначается именем прилагательным, отвечающим на вопросы «Какой?», «Чей?» и другие подобные. В предложениях имя прилагательное играет роль определения.
Прилагательные могут изменяться следующим образом:
по родам – синий, синяя, синее;
по падежам – зелёный, зелёного, зелёному, зелёный, зелёным, о зелёном;
по числам – белый, белые;
по форме (полная или краткая) – красный – красен.
Существуют и другие части речи, описывающие признак предмета: причастие и наречие. По школьной программе с ними ученики знакомятся позже.
Причастие характеризует объект по действию. К нему можно задать вопросы: «Какой?», «Что делающий?», «Что делавший?», «Что сделавший?».
Например: бегущий, кричавший, покрасневший.
Наречие может означать признак действия, объекта или другого признака. Оно отвечает на вопросы: «Как?», «Где?», «Куда?», «Когда?», «Какой?» и другие.
В следующих примерах признаком предмета выступает наречие и находится в связке с именем существительным: шапка (какая?) набекрень, рубашка (какая?) наизнанку.
Примеры слов, обозначающих признак предмета
Как уже было сказано, один и тот же объект может иметь множество характеристик.
Ниже приводятся некоторые примеры слов, обозначающих признак предмета, среди которых есть прилагательные и причастия:
по цвету – белый, зеленоватый, тёмно-красный, ярко-оранжевый, светло-голубой, иссиня-чёрный;
по форме – круглый, квадратный, конусообразный, трапециевидный;
по свойству – хрупкий, хороший, тёплый, явный;
по размеру – большой, увеличенный, уменьшившийся;
по назначению – хирургический, водительские, военно-воздушный, баскетбольный;
по запаху и вкусу – ароматный, пряно-душистый, пахучий, кисло-сладкий;
по материалу изготовления или составу – деревянный, полиэтиленовый, молочный, шоколадный, шерстяной;
по характеру – добрый, скромный, смешливый, грубый;
по действию – бегущий, расстроившийся;
по пространственному отношению – лесной, прибрежный, поволжский, северо-атлантический, подмосковный;
по временному отношению – вчерашний, позапрошлогодний, предрассветный;
по эмоциональной окраске – весёлый, апатичный, гневный, счастливый, равнодушный;
по принадлежности – мамин, дедушкин, кошачий, организационный, федеральный;
по количеству – трёхэтажный, двуногий, пятипалый, раздвоенный, троящийся.
Запишите по три-пять слов, которые называют : предмет : Признак предмета: Действие:
Ответ или решение 3
Предмет
Предмет в русском языке обозначает имя существительное. В своей начальной форме, существительное отвечает на вопросы «что?» и «кто?». Например: кто? – мама; что? – конфета.
Существительное в предложении может менять свою форму в зависимости от падежа и числа. Возьмем слово конфета. Давайте посмотрим на примерах, как оно может менять свою форму в разных предложениях:
Признак предмета
Имя прилагательное – есть признак предмета. Оно в начальной форме отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». То есть прилагательное дает описание чему-то или кому-то. Например: мальчик какой? – веселый; книга какая? – веселая; солнышко какое? – веселое.
Имя существительное также может употребляться в разных формах в зависимости от падежа, рода и числа слова, к которому оно относится. Проследим за этим на примере слова добрый:
Действие
В русском языке глагол обозначает действие предмета. Глагол в начальной форме отвечает на вопросы «что делать?» и «что сделать?». Например: что делать? – идти; что сделать? – сходить.
Форма глагола может меняться в зависимости от его времени и формы существительного, к которому непосредственно относится наш глагол. Рассмотрим, как может меняться слово рисовать:
Перейдем к выполнению задания
Нам необходимо придумать и записать по пять примеров слов предметов, признаков предметов, и их действий. Приступим!
Обобщение. Слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета. Русский язык. 2 класс. Разработка урока
УМК по русскому языку под ред. Т. Г. Рамзаевой.
Цель: систематизировать имеющиеся у детей знания о частях речи.
Задачи урока:
Технологии: технология сотрудничества.
Методы обучения: исследовательский, частично-поисковый, метод проблемного обучения, дедуктивный, наглядный, словесный, поощрения.
Средства обучения:
Ход урока
1. Организационный момент
– Здравствуйте! Проверьте рабочие места, все ли готовы к уроку
2. Проверка домашнего задания
Исследовательские работы «Слон». Найти в тексте 5 слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением, устно подобрать проверочные слова. Назвать имена прилагательные. Упражнение №278.
Гора – горы, кривые – криво, вытянул – тянет, вырвал – рвать, из земли – земли, целиком – целый.
На доске записаны слова: боль, больной, болеет, пыль, пылит, пыльный.
– Как вы думаете, на сколько групп можно разделить слова? По какому признаку вы распределите слова?
(Боль, пыль; больной, пыльный; болеет, пылит.)
(В первой группе имена существительные, во второй – прилагательные, в третьей – глаголы)
3. Сообщение темы и цели урока
Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока?
Тема урока: «Слова, обозначающие предмет, признак предмета и действие предмета».
– Пчёлы не только собирают мёд, но и опыляют растения. За день пчела опыляет 7 тысяч цветков. Эти пчёлы называются пчёлами-сборщицами. Итак, пчёлки в путь – опылять цветы (10 слов).
Вставить букву в слово и подобрать проверочное слово. Давайте проверим. На какое правило эти слова? Как проверить безударный гласный в слове? Разделите слова группы. (Имена существительные, глаголы)
Составьте предложение, используя эти слова.
4. Работа по теме
– Уточним представление об именах существительном, прилагательном и глаголе. Что вы можете рассказать об именах существительных, глаголах и именах прилагательных?
Дети рассказывают правила и приводят примеры,
На табличках у пчёл слова, дети распределяют слова по частям речи.
(Пчела, летать, сладкий, вкусный, собирать, носить, улей, мёд, пахучий). Дописать в каждый столбик по одному слову.
5. Уточнение знаний о частях речи
Игра «Подбери слово»
В одной тучке картинки. В другой тучке признаки предметов.
белые душистые (ландыши),
круглый, резиновый (мяч),
воздушные красивые (шары),
вкусный свежий (хлеб).
– Какую часть речи мы подбирали?
– Какая часть речи помогла описать предмет?
Диктант с предварительной подготовкой
5 человек работают по индивидуальным карточкам;
Остальные: запись диктанта с предварительной подготовкой и определением частей речи.
Диктант
Цветёт шиповник. На колючих ветвях алеют душистые розочки. Созрели сладкие ягоды. Значит, пришло лето.
6. Физкультминутка
7. Восстановление деформированного предложения и работа над ним
В лесу звонко поют птицы. (Подчеркните главные члены предложения.)
– Какие орфограммы увидели? Определить части речи.
8. Комментированное письмо
У Саши живёт собака Альма. У неё пушистая белая шерсть. Лапки и хвост серые. Саша кормит собаку и гуляет с ней. Альма скучает без Саши.
– О чём этот текст? У кого есть такой друг? А как вы ухаживаете за своим четвероногим другом?
– Определите части речи.
13. Игра «Подбери слово»
– Подберите к именам существительным подходящие глаголы и запишите.
Собака, волк, гусь, кузнечик, овца, свинья, утка.
14. Итог урока
– Какие части речи вы знаете?
– Что называют имена существительные?
– Что называют имена прилагательные?
– Что называют глаголы?
– Ребята, что вам понравилось на уроке? Молодцы!
За урок получили оценки следующие учащиеся: …
15. Домашнее задание
– Записать в три столбика по четыре имени существительных, имени прилагательного, глагола.
Слова — названия действий предметов в русском языке
Слова, которые обозначают названия предметов и явлений природы, отвечают на вопросы КТО? или ЧТО? Что это? Слова, которые обозначают признаки предметов, отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКОЕ? КАКАЯ? КАКИЕ? Зелёный, интересный, маленький, забавный.
В нашем языке есть слова, которые рассказывают о том, какие действия совершают предметы. Поговорим о них подробнее. Приведём примеры таких слов. Двигаться, ходить, поворачивать голову, издавать звуки.
Слов, которые обозначают названия действий, в нашем языке много. Учёные считают, что по частоте употребления они занимают второе место после слов-предметов. Это и не удивительно, ведь они всё время рассказывают о том, что происходит с предметами, людьми, животными, растениями и прочим, что существует в мире, как мы трудимся или чем занимаемся. Вспомните любой урок в школе. Расскажите с помощью слов-действий, что на уроке происходит.
Учитель объясняет, рассказывает, спрашивает, хвалит, пишет, показывает. Ко всем этим словам можно задать вопрос: ЧТО ДЕЛАЕТ учитель? Ученики слушают, пишут, отвечают, пересказывают, спрашивают, смотрят, читают. Ко всем этим словам можно задать вопрос: ЧТО ДЕЛАЮТ ученики? Что заметили? Почему вопросы различались? Учитель один, а учеников много.
Сделаем вывод, слова, обозначающие действия предметов, могут рассказывать о действии одного предмета, человека, животного, о действии одного явления природы и о нескольких сразу. Если слово обозначает действие двух или нескольких предметов, то оно отвечает на вопрос: что делают? Если действие одного – то на вопрос: что делает?
Один ученик решил рассказать о том, как он собирался в школу, только с помощью слов-действий. Прочитайте его рассказ. Сможете ли вы его понять?
Зазвенел. Разбудил. Проснулся. Встал. Умылся. Позавтракал. Собрался. Оделся. Вышел. Спешил. Бежал. Опаздывал. Добрался. Вошёл. Разделся. Успел.
Представили о чём речь? Даже если использовать в речи только одни слова-действия, вы поймёте суть происходящего. Вы, конечно, догадались, что ученик рассказывал о том, что он делал утром, как спешил в школу и успел до звонка. А ко всем ли словам-действиям можно задать вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ? Какой вопрос нужно задать к словам ученика? Вопросы: ЧТО ДЕЛАЛ? или ЧТО СДЕЛАЛ?
Почему так? Вспомните, какой предмет помогает нам планировать, не опаздывать, делать всё вовремя? Часы. Часы показывают нам время. Именно часы сообщают, который час на данный момент. А всё, что было до этого момента, уже прошло. И действия, которые совершались, тоже остались в прошлом. Ученик рассказывал о том, что уже было. О том, что уже было, произошло, спрашивают: ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЛА? ЧТО ДЕЛАЛО? ЧТО ДЕЛАЛИ? или ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛА? ЧТО СДЕЛАЛО? ЧТО СДЕЛАЛИ? Вопрос зависит от того, кто выполнял действие.
Но, оказывается, слова-действия могут рассказывать и о том, чего ещё не было, а только произойдёт, может даже всего лишь через несколько секунд в будущем. Вы, ЧТО СДЕЛАЕТЕ? Досмотрите урок. Каждый из вас ЧТО СДЕЛАЕТ? Выключит компьютер, поиграет, почитает, пойдёт спать. К словам-действиям, которые произойдут в будущем надо задавать вопросы: ЧТО БУДЕТ или БУДУТ ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЕТ? или СДЕЛАЮТ?
Наверно, вы уже догадались, что у слов, которые обозначают действия предметов, есть свои часы. В них только три части. Эти часы особенные. Они могут рассказать про любое слово-действие по-разному, в зависимости от того, когда происходит это действие: сейчас, уже прошло или произойдёт в будущем. Давайте проверим, как работают эти часы. Рассмотрим слово «говорить». Если действие прошло, то скажем – говорил, действие происходит сейчас – говорит, произойдёт – будет говорить.
Продолжите сами по аналогии:
Молчать – молчал, молчит, будет молчать.
Читать – читал, читает, будет читать.
Слова-названия действий предмета могут не только называть действия какого-то предмета, человека, животного или явления природы, но и показывать силу действия – слабая, посильнее или самая сильная.
Понаблюдайте за словами.
Дождь моросит, идёт, хлещет.
Мальчик плетётся, идёт, бежит.
Мама шепчет, говорит, кричит.
Малыш улыбается, смеётся, хохочет.
Назовите сами более сильную степень действия.