какое слово наиболее близко понятию амфотерный
Тест с ответами: “Гидроксиды и соли”
1. Какое слово наиболее близко понятию «амфотерный»:
а) двойственный +
б) неустойчивый
в) однозначный
2. Осуществите превращение: ZnO → Na2ZnO2:
а) 2ZnO + NaOH = Na2ZnO2 + Н2О
б) ZnO + 2NaOH = Na2ZnO2 + Н2О +
в) ZnO + NaOH = Na2ZnO2 + Н2О
3. Какое основание с точки зрения амфотерных свойств лишнее:
а) Ве(ОН)2
б) Zn(OH)2
в) КОН +
4. Что происходит при постепенном добавлении к раствору сульфата цинка раствора гидрооксида калия:
а) выпадает белый студенистый осадок +
б) цвет раствора изменяется на молочно-белый
в) изменений не наблюдается
5. Выберите гексагидроксоферрат натрия:
а) Na2[Fe(OH)4]
б) Na[Fe(OH)6]
в) Na3[Fe(OH)6] +
6. Укажите название элемента, который образует амфотерные соединения:
а) фтор
б) цинк +
в) натрий
7. Осуществите превращение: ZnSO4 → Zn(OH)2:
а) 2ZnSO4 + NaOH = Na2SO4 + Zn(OH)2
б) ZnSO4 + NaOH = Na2SO4 + Zn(OH)2
в) ZnSO4 + 2NaOH = Na2SO4 + Zn(OH)2 +
8. Амфотерные гидроксиды и оксиды образуются металлами, в степенях окисления:
а) 3, 4
б) 2, 3
в) 3, 5
9. Выберите тетрагидроксоалюминат натрия:
а) Na2[Al(OH)6]
б) Na2[Al(OH)6]
в) Na[Al(OH)4] +
10. Осуществите превращение: ZnCl2 → Zn(OH)2:
а) ZnCl2 + NaOH = Zn(OH)2 + NaCl
б) ZnCl2 + 2NaOH = Zn(OH)2 + 2NaCl +
в) ZnCl2 + 2NaOH = 2Zn(OH)2 + 2NaCl
11. Нитрат алюминия в растворе взаимодействует с:
а) Ca(OH)2 +
б) Fe(NO3)2
в) KCl
12. С водными растворами хлороводорода, гидроксида бария и хлорида меди (II) реагирует:
а) Na2SO4
б) K2SO3 +
в) CaCO3
13. И с железом, и с гидроксидом калия и с нитратом серебра реагирует в растворе:
а) FeCl3 +
б) MgCl2
в) Na2SO4
14. И с гидроксидом натрия, и с соляной кислотой, и с хлоридом бария реагирует в растворе:
а) Zn(OH)2
б) Na2SO4
в) (NH4)2CO3 +
15. Раствор йодида калия реагирует с каждым из этих веществ:
а) Br2 и AgNO3 +
б) HCl и Cl2
в) AgNO3 и HCl
16. Гидрокарбонат натрия реагирует с каждым из этих веществ:
а) О2 и СО2
б) NaOH и HCl +
в) CaCl2 и NaOH
17. И с хлором, и с гидроксидом калия, и с нитратом серебра реагирует в растворе:
а) FeCl3
б) NaI
в) FeCl2 +
18. Карбонат кальция при обычных условиях реагирует с:
а) гидроксидом натрия
б) углекислым газом в водном растворе +
в) раствором хлорида бария
19. Очистить воду от ионов кальция, содержащихся в растворенном в ней гидрокарбонате кальция можно при:
а) добавлении соляной кислоты
б) добавлении хлорида бария
в) кипячении +
20. Сульфид натрия в растворе не реагирует с:
а) соляной кислотой
б) сульфатом калия +
в) сероводородом
21. И с медью, и с раствором сульфида натрия реагирует:
а) раствор хлорида железа (III) +
б) гидроксид калия
в) соляная кислота
22. Реагируют друг с другом:
а) ртуть и раствор нитрата свинца (II)
б) серная кислота и сульфит натрия +
в) бром и раствор хлорида натрия
23. Карбонат калия в растворе реагирует с:
а) хлоридом натрия
б) гидроксидом натрия
в) углекислым газом +
24. Возможна реакция между:
а) хлоридом меди (II) и ртутью
б) хлоридом аммония и гидроксидом кальция +
в) сульфатом натрия и соляной кислотой
25. И с гидроксидом натрия и с разбавленной серной кислотой реагирует соль:
а) Cu(NO3)2
б) Ca3(PO4)2
в) NaHCO3 +
26. Азот выделяется при разложении:
а) NH4Cl
б) NH4NO2 +
в) (NH4)2CO3
27. Возможна реакция в растворе между:
а) нитратом ртути (II) и медью +
б) сульфатом бария и соляной кислотой
в) хлоридом натрия и нитратом калия
28. И с гидроксидом натрия, и нитратом серебра, и с хлором реагирует в водном растворе:
а) NH4Cl
б) Fe2(SO4)3
в) CuBr2 +
29. При действии раствора серной кислоты на раствор карбоната аммония выделяется газ:
а) CO2 +
б) NH3
в) SO2
30. Гидроксид натрия образуется при взаимодействии в растворе:
а) NaNO3 и Ca(OH)2
б) Na2SO4 и Ba(OH)2 +
в) NaCl и H2O
ZnSO4 + 2KOH = K2SO4 + Zn(OH)2↓.
При добавлении раствора хлорида калия к раствору нитрата серебра1) выпадает осадок2) выделяется газ3) выпадает осадок и выделяется газ4) видимых изменений не происходит?
При добавлении раствора хлорида калия к раствору нитрата серебра
3) выпадает осадок и выделяется газ
4) видимых изменений не происходит.
Серу сожгли в избытке кислорода?
Серу сожгли в избытке кислорода.
Полученный газ с резким запахом пропустили через раствор гидроксида кальция.
Полученный осадок растворили в хлороводородной кислоте.
При добавлении к полученному раствору фосфата натрия выпал осадок белого цвета.
Напишите уравнения четырех реакций, описанных в опыте.
Белый студенистый осадок сначала выпадает, а затем исчезает при постепенном добавлении раствора : правильный ответ какой 1 NaOH к ZnSO4?
Белый студенистый осадок сначала выпадает, а затем исчезает при постепенном добавлении раствора : правильный ответ какой 1 NaOH к ZnSO4?
2) ZnCI2 к AgNO3 3)AgNo3 к ZnCI2.
ПОМОГИТЕ очень прошу
При добавлении к раствору неизвестного вещества раствора хлорида бария образуется белый кристаллический осадок?
При добавлении к раствору неизвестного вещества раствора хлорида бария образуется белый кристаллический осадок.
А при взаимодействии этого вещества с раствором гидроксида натрия образуется белый студенистый осадок, который растворяется в избытке щелочи.
Определите исходное вещество составьте уравнения реакций, о которых идет речь в задании.
1)при попытке растворения сульфида алюминия в воде на дно выпадает белый студенистый осадок и появляется запах тухлых яиц?
1)при попытке растворения сульфида алюминия в воде на дно выпадает белый студенистый осадок и появляется запах тухлых яиц.
Запишите уравнения реакции.
Вещество А – порошок черного цвета?
Вещество А – порошок черного цвета.
При взаимодействии А с кислотой В образовался синий раствор С.
Если к раствору С добавить раствор гидроксида калия, выпадает синий осадок, а с раствором хлорида бария – белый осадок.
Что это за вещества А, В и С?
Запишите уравнения реакций, описанных в задаче.
К раствору сульфата металла со степенью окисления + 3 добавили небольшое количество гидроксида калия?
К раствору сульфата металла со степенью окисления + 3 добавили небольшое количество гидроксида калия.
Образовавшийся белый студенистый осадок разделили на две части.
Осадок растворился в обеих пробирках.
Определите исходное вещество и запишите уравнение реакции.
Что происходит при постепенном добавленит к раствору сульфата цинка раствора гидроксида калия?
Что происходит при постепенном добавленит к раствору сульфата цинка раствора гидроксида калия?
1) Выпадает белый студенистый осадок.
2) Белый студенистый осадок выпадает и при сильном избытке щелочи начинает постепенно исчезать.
3) изменений не наблюдается.
2Na + H2SO4разб. = Na2SO4 + H2 n(Na) = m / M = 110г / 23г / моль = 4, 78моль расчет ведём по H2SO4, т. К. в недостатке n(Na2SO4) = n(H2SO4) = 1, 7моль m(Na2SO4) = n * M = 1, 7 моль * 142г / моль = 241, 4 моль.
Vm = 22, 4л / моль (при н. У и для каждого газа) * Хл * * * * * * * * 4л * * * * * * * * CO2 + C = 2CO * 22, 4л * * * * 44, 8л * * * * V(CO2) = 4 * 22, 4 / 44, 8 = 2л.
Г)изменение энергии Гиббса системы отрицательно.
Не надо памагвть я писалаааааааааааааааааааааааааааааваааааааааааааааааааааааа.
1 : S + H2 = H2S 2H2S + 3O2 = 2H2O + 2SO2 2SO2 + O2 = 2SO3 SO2 + 2NaOH = Na2SO3 + H2O SO3 + H2O = H2SO4 H2SO4 + Zn = ZnSO4 + H2 2 : 8HNO3 + Cu = 3Cu(NO3)2 + 2NO + 4H2O.
Тест по теме «Амфотерность»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест по теме «Амфотерность»
1. Определите верно записанную химическую реакцию, которая позволяет осуществить превращение:
А). ZnCl2 + Mg(OH)2 = Zn(OH)2 + MgCl2
Б). ZnCl2 + 2NaOH = Zn(OH)2 + 2NaCl
В). ZnCl2 + 2KOH = 2Zn(OH)2 + 2KCl
Г). ZnCl2 + NaOH = Zn(OH)2 + 2NaCl
2. Выберите формулу тетрагидроксоалюмината натрия:
3. Амфотерные гидроксиды и оксиды образуются металлами, имеющими валентность?
4. Укажите элементы, которые образуют амфотерные соединения:
5. Какой гидроксид с точки зрения амфотерных свойств лишний?
6. Определите, какое уравнение правильно отражает уравнение реакции, позволяющей осуществить превращение: Zn(OH)2 →Na2[Zn(OH)4
А). Zn(OH)₂ + NaOH → Na₂[Zn(OH)₄]
Б). Zn(OH)₂ + 2NaOH → Na₂[Zn(OH)₄]
В). 2Zn(OH)₂ +4 NaOH → 2Na₂[Zn(OH)₄]
7. В ходе реакции по схеме Al ₂ O ₃ + NaOH + H ₂ O → образуется:
8. Какая из групп веществ проявляет амфотерные свойства?
Б). Ca(ОН)2,Fe2O3,, NaОН, Fe(OН)2
В). SO3, Cl2O7, WO3, Н2SO4, Н2CrO4
Г). Al(ОН)3, CuО, NaОН, Fe(OН)3
9. Какое слово наиболее близко понятию «амфотерный»?
10. С какими веществами будет взаимодействовать гидроксид алюминия Al(OH) ₃ :
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс повышения квалификации
Современные образовательные технологии в преподавании химии с учетом ФГОС
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Тест по теме «Амфотерность» включает 10 вопросов и по четыре ответа, один из которых является правильным. Тест может быть использован в качестве контроля после прохождения темы «Амфотерные оксиды и гидроксиды» в 8 классе.
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Тест по теме «Железо»
Щелочные металлы и их соединения
Презентация к уроку «Диеновые углеводороды» на тему «Каучук».
Презентация к уроку по химии «Диеновые углеводороды» 10 класс
Химия Практическая работа № 1. Тема: Приготовление раствора заданной концентрации
Урок по химии на тему «Диеновые углеводороды» 10 класс.
Урок в 9 классе Ионные уравнения (дистанционное обучение)
Презентация. Условия произрастания и видоизменения корней.
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5277547 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Жириновский предложил ввести в школах уроки полового воспитания
Время чтения: 1 минута
В Москве разработают дизайн-код для школ и детсадов
Время чтения: 1 минута
Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Химия
План урока:
Основное понятие амфотерности
Что такое металлы и неметаллы – понять нетрудно. Металлы обладают восстановительными свойствами и в химической реакции отдают электроны. При этом, гидроксиды металлов – это основания. Неметаллы, напротив, являются окислителями и забирают электроны. Гидроксиды неметаллов – это кислоты.
Амфотерные соединения могут проявлять как окислительные, так и восстановительные свойства в зависимости от реакционной среды. Гидроксиды таких атомов могут выступать в качестве кислот или оснований.
Расположение амфотерных элементов в таблице Менделеева
В таблице Менделеева положение того или иного атома сообщает значительную часть информации о строении атома этого элемента и его химических свойствах. Периодической эта система называется, потому что в разных периодах (горизонтальные строчки) и группах (вертикальные столбцы) повторяется определенное качество элементов. Так, вся первая группа является щелочными металлами, а седьмая – галогенами (неметаллами), восьмая – инертными газами. Но, это характерно только для главной подгруппы. В побочной группе располагаются амфотерные элементы.
Строение атома амфотерных элементов
Особенность химических свойств амфотерных элементов связана со строением их атомов. У них происходит предзаполнение s-подуровня, из-за этого, незаполненным оказывается всегда d-подуровень. Все представители побочных подгрупп являются p- или d-элементами. В различных условиях может происходить перескок электронов с подуровней и увеличение неспаренных электронов.
Таблица. Строение атомов некоторых амфотерных элементов
Для некоторых из них характерен проскок электрона. Это состояние, при котором электрон с последнего уровня перескакивает на следующий. По этой причине оказывается неспаренным s-электрон.
Представители амфотерных элементов
Все элементы побочных групп являются амфотерными и проявляют сходные химические свойства. Наиболее распространены в природе три элемента: Al, Zn и Cr.
Цинк как амфотерный элемент
Цинк — это относительно мягкий светло-серый металл. Является одним из самых распространенных амфотерных элементов. В природе цинк встречается в составе 66 минералов, наиболее распространенные представлены в таблице.
Таблица. Минералы, в состав которых входит Zn
Цинк является d-элементом.
Алюминий как амфотерный элемент
Al является самым распространенных элементом не только среди металлов, но и во всей таблице Менделеева. Он занимает 3 место после кислорода (O2) и кремния (Si).
Это мягкое вещество серебристо-серого цвета с низкой температурой плавления. В природе встречается как в виде минералов, так и в виде самородков. Является примесью многих минералов.
Наиболее распространенные минералы, содержащие Al:
Последний минерал в зависимости от примесей имеет разный окрас. Применяется в ювелирном деле и считается полудрагоценным камнем.
Свойства металлов Al и Zn как простых веществ
Al – сильно пластичный легкий металл с низкой температурой плавления. Обладает высокой ковкостью и электропроводностью.
На воздухе он покрывается оксидной пленкой поэтому практически не подвергается коррозии. Благодаря этому он используется при изготовлении проводов и корпусов машинной техники.
Получение алюминия и цинка
Основной способ получения металлов – выделение их из состава руды. Для этого используется наиболее богатая металлом горная порода. Алюминий получают из боксита. Этот процесс состоит из трех этапов:
Получение цинка производится несколькими методами – электролитическим (так же как и Al) и пирометаллургический. Второй способ основан на восстановлении цинка из его оксида углеродом или оксидом углерода II (угарным газом):
Достоинство этого метода в том, что продукты первой реакции могут использоваться во второй, что снижает количество выбросов в атмосферу.
Химические свойства алюминия и цинка
Оба вещества способны реагировать как обычные металлы. Так же, есть ряд специфических реакций.
Взаимодействие с неметаллами
С неметаллами и оба вещества взаимодействуют с образованием бинарных соединений – солей. Как правило, скорость течения реакции и условия зависят от активности неметалла. Так, с кислородом реакция идет реакция образования оксида при нагревании с цинком:
с алюминием в обычных условиях:
Оксид алюминия покрывает изделие плотной пленкой (оксидная пленка) и доступ кислорода прекращается, поэтому, для полной реакции его нужно брать в порошке.
Zn не реагирует с Br, N2, Si, C, H2.
Al не вступает в реакцию только с H2.
Взаимодействие с металлами
С восстановителями оба металла образуют сплавы:
Это не является химической реакцией, так как не происходит передачи электронов или изменения химических свойств веществ.
Взаимодействие с кислотами и щелочами
С кислотами и алюминий, и цинк взаимодействуют при обычных условиях с образованием солей:
Результат реакции со щелочами зависит от условий реакции: если реакция идет в растворе (в присутствии воды), то образуются комплексные соли:
В безводной среде (сплавление) образуются соли металлических кислот:
2Al + 6KOH = 2KAlO2 + 2K2O + 3H2 (KAlO2 – алюминат калия).
Взаимодействие с водой
Алюминий активно взаимодействует с водой, если очистить оксидную пленку. Реакцию нужно проводить быстро, так как пленка образуется практически мгновенно:
Zn реагирует с водой при очень высокой температуре (при накаливании до красного состояния):
Оксиды цинка и алюминия
ZnO – оксид, широко используемый в химической промышленности. Он применяется для получения солей. В реакции со щелочами образуются комплексные соли, легко разрушаемые кислотами.
Al2O3 –глинозем. Имеет очень плотную кристаллическую решетку, из-за чего практически не реагирует при обычных условиях. При экстремально высоких температурах вступает в реакцию со щелочами:
Может вступать в реакцию с кипящими кислотами с образованием комплексных солей.
Применение алюминия и цинка
Al как самый распространенный элемент широко используется в химической промышленности. Он способен вытеснять восстановители из соединений, поэтому применяется для получения металлов. Такой метод называется алюмотермия.
Благодаря оксидной пленке и низкой плотности используется в автомобиле-, самолето- и ракетостроении для снижения массы изделия. В строительстве алюминий применяется для изготовления каркасов высотных зданий.
Zn применяется для снижения коррозии металлических изделий –цинкование. Порошок этого металла используется для изготовления масляных красок с металлическим блеском. Также, оксид служит в качестве антисептика. Мази на основе цинкового порошка используются в лечении лишаев и других инфекционных поражений кожи.
Сплавы алюминия и цинка
В металлургии практически не применяются в чистом виде из-за высокой пластичности. Для того чтобы сохранить достоинства металлов, но убрать недостатки осуществляют сплавление с другими металлами.
Сплавы алюминия
Сплавы алюминия делятся на две группы:
Таблица. Характеристика основных сплавов алюминия
Сплавы цинка
Самый используемый сплав цинка – латунь (Cu — Zn). Он обладает хорошими сварными свойствами, поэтому применяется в изготовлении кухонной утвари и различных изделий интерьера.
Если к этому сплаву добавляют свинец, этот сплав называется мунц-металл. Оба сплава применяются при литье труб и каркасов.
Какое основание с точки зрения амфотерных свойств лишнее
1. Какое слово наиболее близко понятию «амфотерный»:
а) двойственный +
б) неустойчивый
в) однозначный
2. Осуществите превращение: ZnO → Na2ZnO2:
а) 2ZnO + NaOH = Na2ZnO2 + Н2О
б) ZnO + 2NaOH = Na2ZnO2 + Н2О +
в) ZnO + NaOH = Na2ZnO2 + Н2О
3. Какое основание с точки зрения амфотерных свойств лишнее:
а) Ве(ОН)2
б) Zn(OH)2
в) КОН +
4. Что происходит при постепенном добавлении к раствору сульфата цинка раствора гидрооксида калия:
а) выпадает белый студенистый осадок +
б) цвет раствора изменяется на молочно-белый
в) изменений не наблюдается
5. Выберите гексагидроксоферрат натрия:
а) Na2[Fe(OH)4]
б) Na[Fe(OH)6]
в) Na3[Fe(OH)6] +
6. Укажите название элемента, который образует амфотерные соединения:
а) фтор
б) цинк +
в) натрий
7. Осуществите превращение: ZnSO4 → Zn(OH)2:
а) 2ZnSO4 + NaOH = Na2SO4 + Zn(OH)2
б) ZnSO4 + NaOH = Na2SO4 + Zn(OH)2
в) ZnSO4 + 2NaOH = Na2SO4 + Zn(OH)2 +
8. Амфотерные гидроксиды и оксиды образуются металлами, в степенях окисления:
а) 3, 4
б) 2, 3
в) 3, 5
9. Выберите тетрагидроксоалюминат натрия:
а) Na2[Al(OH)6]
б) Na2[Al(OH)6]
в) Na[Al(OH)4] +
10. Осуществите превращение: ZnCl2 → Zn(OH)2:
а) ZnCl2 + NaOH = Zn(OH)2 + NaCl
б) ZnCl2 + 2NaOH = Zn(OH)2 + 2NaCl +
в) ZnCl2 + 2NaOH = 2Zn(OH)2 + 2NaCl
11. Нитрат алюминия в растворе взаимодействует с:
а) Ca(OH)2 +
б) Fe(NO3)2
в) KCl
12. С водными растворами хлороводорода, гидроксида бария и хлорида меди (II) реагирует:
а) Na2SO4
б) K2SO3 +
в) CaCO3
13. И с железом, и с гидроксидом калия и с нитратом серебра реагирует в растворе:
а) FeCl3 +
б) MgCl2
в) Na2SO4
14. И с гидроксидом натрия, и с соляной кислотой, и с хлоридом бария реагирует в растворе:
а) Zn(OH)2
б) Na2SO4
в) (NH4)2CO3 +
15. Раствор йодида калия реагирует с каждым из этих веществ:
а) Br2 и AgNO3 +
б) HCl и Cl2
в) AgNO3 и HCl
16. Гидрокарбонат натрия реагирует с каждым из этих веществ:
а) О2 и СО2
б) NaOH и HCl +
в) CaCl2 и NaOH
17. И с хлором, и с гидроксидом калия, и с нитратом серебра реагирует в растворе:
а) FeCl3
б) NaI
в) FeCl2 +
18. Карбонат кальция при обычных условиях реагирует с:
а) гидроксидом натрия
б) углекислым газом в водном растворе +
в) раствором хлорида бария
19. Очистить воду от ионов кальция, содержащихся в растворенном в ней гидрокарбонате кальция можно при:
а) добавлении соляной кислоты
б) добавлении хлорида бария
в) кипячении +
20. Сульфид натрия в растворе не реагирует с:
а) соляной кислотой
б) сульфатом калия +
в) сероводородом
21. И с медью, и с раствором сульфида натрия реагирует:
а) раствор хлорида железа (III) +
б) гидроксид калия
в) соляная кислота
22. Реагируют друг с другом:
а) ртуть и раствор нитрата свинца (II)
б) серная кислота и сульфит натрия +
в) бром и раствор хлорида натрия
23. Карбонат калия в растворе реагирует с:
а) хлоридом натрия
б) гидроксидом натрия
в) углекислым газом +
24. Возможна реакция между:
а) хлоридом меди (II) и ртутью
б) хлоридом аммония и гидроксидом кальция +
в) сульфатом натрия и соляной кислотой
25. И с гидроксидом натрия и с разбавленной серной кислотой реагирует соль:
а) Cu(NO3)2
б) Ca3(PO4)2
в) NaHCO3 +
26. Азот выделяется при разложении:
а) NH4Cl
б) NH4NO2 +
в) (NH4)2CO3
27. Возможна реакция в растворе между:
а) нитратом ртути (II) и медью +
б) сульфатом бария и соляной кислотой
в) хлоридом натрия и нитратом калия
28. И с гидроксидом натрия, и нитратом серебра, и с хлором реагирует в водном растворе:
а) NH4Cl
б) Fe2(SO4)3
в) CuBr2 +
29. При действии раствора серной кислоты на раствор карбоната аммония выделяется газ:
а) CO2 +
б) NH3
в) SO2
30. Гидроксид натрия образуется при взаимодействии в растворе:
а) NaNO3 и Ca(OH)2
б) Na2SO4 и Ba(OH)2 +
в) NaCl и H2O
Амфоте́рность (от др.-греч. ἀμφότεροι «двоякий, двойственный; обоюдный») — способность некоторых химических веществ и соединений проявлять в зависимости от условий как кислотные, так и осно́вные свойства.
Понятие амфоте́рность как характеристика двойственного поведения вещества было введено в 1814 г. Ж. Гей-Люссаком и Л. Тенаром. А. Ганч в рамках общей химической теории кислотно-основных взаимодействий (1917-1927 гг.) определил амфоте́рность как «способность некоторых соединений проявлять как кислотные, так и основные свойства в зависимости от условий и природы реагентов, участвующих в кислотно-основном взаимодействии, особенно в зависимости от свойств растворителя»[1].
Амфотерны гидроксиды таких элементов главных подгрупп, как бериллий, алюминий, галлий, мышьяк, сурьма, селен и др., таких элементов побочных подгрупп как хром, цинк, молибден, вольфрам и многих других. Обычно в химическом поведении гидроксидов преобладает или кислотный, или основный характер[2].
Амфотерность как химическое свойство[править | править код]
Амфотерность как химическое свойство вещества может проявляться по-разному:
1. В рамках теории электролитической диссоциации это способность вещества к электролитической диссоциации как по механизму кислот (с отщеплением ионов гидроксония, H+ ), так и по механизму оснований (отщепление гидроксид-ионов, OH– ). Электролиты, которые в растворе ионизируются одновременно по кислотному и основному типам называются амфолитами[3]. Если обозначить амфотерный электролит формулой XOH, то его диссоциацию можно описать схемой:
Например, кислотно-основные свойства азотистой кислоты определяются равновесными процессами диссоциации с образованием нитрит-аниона и нитрозильного катиона:
Идеальным амфолитом будет вода:
Также к числу идеальных амфолитов относят гидроксид галлия Ga(OH)3, вторые и третьи константы диссоциации которого по кислотному и основному типам практически одинаковы[2].
2. В рамках протолитической теории Брёнстеда-Лоури проявление амфотерности рассматривается как способность протолита выступать донором и акцептором протона. Например, для воды амфотерность проявляется как автопротолиз[4]:
Амфолитами также будут вещества, имеющие в своём составе функциональные группы, способные быть донорами и акцепторами протонов. Например, к амфотерным органическим электролитам относятся белки, пептиды и аминокислоты. Так аминокислоты имеют в своём составе, по крайней мере, карбоксильную группу –COOH и аминогруппу –NH2. В растворе эти группы подвергаются частичной ионизации:
Таким образом, молекула аминокислоты находится в двух равновесных формах, заряженной (цвиттер-ион) и незаряженной. В этих комбинациях R–COOH и R–NH3+ являются потенциальными кислотами (донорами протонов, катионов), а R–COO– и R–NH2 – сопряженными потенциальными основаниями (акцепторами протонов, катионов).
3. Амфотерность может проявляться как способность вещества к взаимодействию как с кислотами, так и с основаниями. Это характерно для оксидов, гидроксидов и комплексных соединений некоторых p-элементов и большинства d-элементов в промежуточных степенях окисления. Амфотерность в той или иной степени является общим свойством гидроксидов[3]. Например, для соединений хрома (III) известны реакции[5]:
Не соответствуют действительности традиционные представления о проявлении амфотерности гидроксидов как диссоциации по кислотному и основному типам[2]. В общем виде амфотерное поведение нерастворимых гидроксидов хрома (III), алюминия, цинка может быть описано как реакции ионного обмена ионов среды с лигандами H2O и OH–. Например, для Al(OH)3 ионные равновесия могут быть записаны следующим образом:
4. В ряде случаев важным косвенным признаком амфотерности является способность элемента образовывать два ряда солей, катионного и анионного типа[6]. Например, для цинка: ZnCl2, [Zn(H2O)4]SO4 (катионные) и Na2ZnO2, Na2(Zn(OH)4) (анионные).
Ссылки[править | править код]
Литература[править | править код]
Примечания[править | править код]
Амфотерный гидроксид (основная и кислотная форма)
Кислотный остаток и его валентность
Комплексный ион
Zn(OH)2 / H2ZnO2
ZnO2 (II)
[Zn(OH)4]2–
Al(OH)3 / HAlO2
AlO2 (I)
[Al(OH)4]–, [Al(OH)6]3–
Be(OH)2 / H2BeO2
BeO2 (II)
[Be(OH)4]2–
Sn(OH)2 / H2SnO2
SnO2 (II)
[Sn(OH)4]2–
Pb(OH)2 / H2PbO2
PbO2 (II)
[Pb(OH)4]2–
Fe(OH)3 / HFeO2
FeO2 (I)
[Fe(OH)4]–, [Fe(OH)6]3–
Cr(OH)3 / HCrO2
CrO2 (I)
[Cr(OH)4]–, [Cr(OH)6]3–
Физические свойства. Основания — твердые вещества различных цветов и различной растворимости в воде.
Химические свойства оснований
1) Диссоциация: КОН + nН2О К+×mН2О + ОН–×dН2О или сокращенно: КОН К+ + ОН–.
Fe(OH)2 FeOH+ + OH– (1 ступень) ;
2) Взаимодействие с индикаторами (щелочи окрашивают фиолетовый лакмус в синий цвет, метилоранж – в желтый, а фенолфталеин – в малиновый) :
индикатор + ОН– (щелочь) окрашенное соединение.
4) Взаимодействие щелочей с некоторыми металлами (например, Al и Zn):
В растворе: 2Al + 2NaOH + 6H2O ® 2Na[Al(OH)4] + 3H2
2Al + 2OH– + 6H2О ® 2[Al(OH)4]– + 3H2.
При сплавлении: 2Al + 2NaOH + 2H2O 2NaAlО2 + 3H2.
5) Взаимодействие щелочей с неметаллами:
6NaOH + 3Cl2 5NaCl + NaClO3 + 3H2O.
6) Взаимодействие щелочей с кислотными и амфотерными оксидами:
2NaOH + СО2 ® Na2CO3 + H2O 2OH– + CO2 ® CO32– + H2O.
В растворе: 2NaOH + ZnO + H2O ® Na2[Zn(OH)4] 2OH– + ZnO + H2О ® [Zn(OH)4]2–.
При сплавлении с амфотерным оксидом: 2NaOH + ZnO Na2ZnO2 + H2O.
7) Взаимодействие оснований с кислотами:
H2SO4 + Ca(OH)2 ® CaSO4¯ + 2H2O 2H+ + SO42– + Ca2+ +2OH– ® CaSO4¯ + 2H2O
H2SO4 + Zn(OH)2 ® ZnSO4 + 2H2O 2H+ + Zn(OH)2 ® Zn2+ + 2H2O.
8) Взаимодействие щелочей с амфотерными гидроксидами
В растворе: 2NaOH + Zn(OH)2 ® Na2[Zn(OH)4] 2OH– + Zn(OH)2 ® [Zn(OH)4]
При сплавлении: 2NaOH + Zn(OH)2 Na2ZnO2 + 2H2O.
9) Взаимодействие щелочей с солями. В реакцию вступают соли, которым соответствует нерастворимое в воде основание:
CuSО4 + 2NaOH ® Na2SO4 + Cu(OH)2¯ Cu2+ + 2OH– ® Cu(OH)2¯.