какое символическое значение образов дуба и березы

Символическое значение древа жизни и других деревьев

Детская художественная школа № 2 прикладного и декоративного искусства имени В.Д. Поленова, e-mail: irina.mironova.68@mail.ru

В прикладном искусстве старые формы, мотивы, символы, эмблемы и отдельные композиции бесконечно долго сохраняют свою живучесть, переходя без особых внешних изменений из одной культурной эпохи в другую. «Изучение язычества – это не только углубление в первобытность, но и путь к пониманию культуры народа» – Б.А. Рыбаков.

Практически всегда Древо жизни связывает три мира: наш, рай и ад, или является связующим звеном между верхним миром, миром смертных и нижним, подземным, то есть потусторонним миром. В кроне Древа обитают птицы, души и святые, у корней хтонические и демонические существа (змеи, бесы и т.д.). Также, оно может являться символом человеческой жизни, как процесса рождения, непосредственного существования, смерти и возрождения (новое рождение). В первую очередь, значение Древа жизни заключается в связи и гармонии между землей и небом, человеком и божественной сущностью. Древо Жизни – источник жизни, символ возрождения, счастья, благополучия. Троичная система космогенеза представляет мир из трех классов существ (птицы, животные, земноводные), включает временные понятия (прошлое, настоящее, будущее), три части тела (голова, туловище, ноги), три стихии (огонь, земля, вода).

В мифологических и религиозных системах особенно подчёркивается восходящая линия жизни – от рождения к максимальной стадии роста – цветению и плодоношению. Наиболее наглядный образ жизни был найден в растительном мире, точнее, среди деревьев, особенно таких, чей срок жизни значительно превышал сроки человеческой жизни (дуб, явор – клен белый, произрастает на Украине, ива, лиственница, кедр, сикомор – фикус семейства тутовых, родина Египет, на Ближнем Востоке дерево неприкосновенное, баньян – индийский фикус из семейства тутовых с самой большой кроной, тис – самое долгоживущее дерево, возраст самого древнего тиса оценивается в девять тысяч лет).

В христианстве – особое дерево, посаженное Богом посреди Эдемского сада. Приносит плоды 12 раз в год, которые давали человеку бессмертие, вечную молодость и исцеляли любые болезни. Древо жизни служило образцом блаженной и полной благодати жизни с Господом. В христианстве древо жизни также символизирует развитие духовных качеств каждого человека, его стремление познать Всевышнего и связь каждого человека с тем, к кому он обращается с молитвами.

Мифологический сюжет спасения с помощью дерева как обретения жизни ещё более расширяет сферу, в которой выступает Древо жизни. Примером послужит исключительно широко распространённый сказочный мотив, где герой – победив змея, спасается из подземного царства смерти, взобравшись на вершину чудесного дерева, откуда его уносит птица (орёл); характерно, что обычно герой освобождает царевну, будущую свою жену, и приносит с собой на землю живую воду.

Узоры с Древом жизни и сидящими на нем или около него птицами встречаются в прикладном искусстве Древней Руси в средневековой вышивке, распространены они были и в крестьянском искусстве России XIX века. Они присутствуют в резьбе по дереву, росписи по дереву, ткачестве, русском рисованном лубке. В языческой древности рай, называемый «ирей» или «вырий» находился на небе, где царство птиц. Поэтому дерево в окружении птиц на ветвях, с мотивом конских голов в основании дерева, служившие оберегами, символами домашнего очага и солярным знаком на вершине воспринималось как изображение райского древа, вечного символа Древа жизни (рис. 1). Указанием на Древо жизни может служить и треугольная горка (мировая гора), из которой произрастает дерево (рис. 2). Порой изображение Древа жизни становится совсем миниатюрным – листик с птичкой на его вершинке.

какое символическое значение образов дуба и березы

Рис. 1. Прялка-«терем». XIX век. Ярославская губерния

какое символическое значение образов дуба и березы

Рис. 2. Лопасть прялки. Конец XIX века. Мезенский уезд, Архангельская губерния

Крестьянское искусство всегда подпитывалось фольклорными поэтическими образами, где Древо жизни один из любимых мотивов, цветущее и плодоносящее дерево, как символ красоты природы, радости, оптимизма.

Мотив Древа жизни можно видеть в различных композициях в народном искусстве. Часто птица Сирин изображается с веткой, что символизирует Древо жизни, а Алконост с цветком в руке (рис. 3). какое символическое значение образов дуба и березы

Рис. 3. Русский лубок. Конец XVIII – начало XIX века

Процветший хвост льва – это тоже Древо. На парадном украшении «Суздальское оплечье» конца 12 – первой четверти 13 века древнерусские златокузнецы изобразили орнамент в виде процветшего креста (рис. 4). А на русских вышивках порой трудно точно определить мотив богини-женщины, рожаницы или Древа. Но по смысловому значению все эти символы близки и относятся к плодородию. какое символическое значение образов дуба и березы

Рис. 4. Суздальское оплечье (парадное украшение). Конец XII – первая четверть XIII века. Владимирская губерния

В русском рисованном лубке встречается «Древо разума», на котором назидательные изречения заключались в орнаментированные круги или были написаны на широких изогнутых листьях дерева-куста, как древо мудрости с полезными советами и наставлениями

Дуб – в традиционной культуре славян одно из самых почитаемых деревьев, символизирующее силу, крепость и мужское начало, а также олицетворяющее объект и место совершения религиозных обрядов и жертвоприношений. У славян дуб соотносился с верхним миром. Ему приписывались положительные значения. В славянских языках и диалектах слово «дуб» часто выступает в значении «дерево», например, сербы говорили, что дуб – царь дерево. Мировое дерево в славянской мифологии похоже на дуб, только растут на нем не желуди, а семена всех растений земли. Отголоски этих представлений о дереве, растущем на земле, но достигшем небес, сохранились в многочисленных сказках.

Яблоня – не простое дерево для русского человека. Не случайно она упоминается во многих свадебных песнях и сказках. Народная мудрость рассудила правильно: на Древе жизни должны быть плоды, дарующие бессмертие или вечную молодость. Плод, приносящий бессмертие в сказке должен быть красивым, золотым, вкусным и сладким. Наш народ выбрал в качестве плода бессмертия яблоко. Но ведь яблоки не растут на дубах, так священный дуб, дерево Перуна-громовержца в сказках превратился в яблоньку.

В некоторых народных заговорах наряду с дубом, березой выступает как Мировое дерево верба, центр мироздания. Верба являлась олицетворением грозы, молнии, облаков, несущих дождь. Отсюда представление о том, что верба может защитить от бури, молнии, грозы, грома и имеет власть над погодой.

Ель и сосна – древнейшие деревья русских лесов. Сосна – вечнозелёное дерево, символ вечности, долголетия и бессмертия, стойкости и преодоления неблагоприятных обстоятельств. На Руси ель была священным деревом, отражающим сразу два мировоззренческих подхода: первое – добро в дом, защиту дома, защиту от болезней, исцеление и т.д.; второе – приём покойников, их поминовение, похоронная обрядовость. Происхождение слова «ель» – ель, острая, колючая. Для культурного применения и символики ели существенны её природные свойства как вечнозелёного, острого, колючего, пахнущего, «женского» дерева. Характеризуются пирамидальной, доходящей почти до земли, кроной. С елью Русы сопоставляли символизм вечной жизни.

Орешник или лещина – священное дерево, в народных поверьях связанное с загробным миром, использовалось в качестве оберега от нечистой силы.

Осина – в народной традиции «нечистое» дерево, проклятое Богом. Вместе с тем, осину использовали и как средство против нечистой силы.

Рябина – дерево-оберег, используемое в магии и народной медицине. Особую роль рябина играла в свадебных обрядах как защита от сглаза.

У западных и восточных славян липа тесно связана с христианскими легендами: дерево считалось древом Богородицы, говорили, что когда Богородица спускается с небес на землю, она отдыхает именно на липе. На липу вешали иконки и образки, существовали поверья, что именно на липе чаще всего являлись чудотворные иконы. Одна их христианских легенд гласит, что липа стала убежищем для Богородицы, когда она с маленьким сыном бежала в Египет.

Символическое значение Древа жизни не так однозначно, как представляется на первый взгляд. Хотя в мифологии разных культур символ Древа жизни имеет схожее значение и описание. Древо жизни – символ плодородия, вечного возрождения и обновления. Древо жизни, один из вариантов образа Древа мирового – мировой оси, центра мира и воплощения мироздания в целом. Образ Древа Мира устанавливается для разных традиций со времени бронзового века.

Литература

Источник

какое символическое значение образов дуба и березы

Дерево символизирует единение неба, земли и воды; динамичную жизнь как противопоставление статичности камня; «срединное древо», соединяющее три мира, делающее возможным сообщение между ними и дающее доступ к солнечным силам; центр мира.

Дерево как древний символ

Дерево как древний символ также означает женское начало; питание, убежище, защиту и поддержку, предоставляемые Великой Матерью; силу неистощимых и дарующих плодородие вод, которые она контролирует. Деревья часто стилизуются под женскую фигуру.

Погруженное корнями в недра земли, соприкасаясь с водами в ее центре, дерево растет в мире Времени, наращивая кольца как показатель своего возраста, а ветви его достигают небес и вечности, символизируя различия в плане проявлений материального мира.

Вечнозеленое дерево означает бесконечную жизнь, неумирающий дух и бессмертие.

Дерево, как древний символ, подобно роще, горе, камню и водам, может символизировать космос во всей полноте его связей.

Древними символами дерева являются колонна, шест, зазубренный шест, ветка и т. п. Они часто изображаются в сопровождении змеи, птицы, звезд, фруктов и различных лунных животных.

В христианстве дерево является образом человека, так как родит одновременно плоды и добра, и зла.

Крест иногда отождествляется со Срединным Древом, как вертикальной осью сношений между Небом и Землей.

В средневековой христианской символике было известно Древо живых и мертвых, приносящее плоды добра и зла, вырастающие на его разных сторонах.

Его стволом был Христос как древний символ центрального креста на Голгофе. Это дерево было эмблемой святой Зенобии.

Древо Жизни и Древо Познания растут в Раю.

Во многих традициях это соотносится с первочеловеком и его утратой райского состояния, а также с фазами убывания и нарастания луны, смертью и возрождением.

Древо Жизни как древний символ символизирует также начало и конец цикла: оно имеет двенадцать плодов (иногда десять), которые являются формами солнца и которые появятся одновременно в конце цикла как проявления Единого.

Бессмертие можно обрести, отведав плод с Древа Жизни либо выпив влаги, полученной из этого Дерева. Древо Познания часто изображается как лоза (in vino Veritas).

Мировое Древо

По этому дереву спускаются и поднимаются боги, по нему можно проникнуть в другие миры.

В «Слово о полку Игореве» говорится о легендарном певце Бояне, который путешествовал по древу, превращаясь в мышь (она же белка, соответствует среднему, т. е. земному, миру), в орла (соответствует небу) и в волка (преисподней).

В традиционном жилище обязательным элементом был шест (в культурах кочевников) или столб (у оседлых народов), который также символизировал ось мироздания.

В восточнославянских орнаментах мировое древо как древний символ изображалось условно. Крона-в свернутом, еще не распустившемся виде, отростки посередине ствола, два корня и между ними зерно, из которого выросло дерево.

Что символизируют ветви и корни

какое символическое значение образов дуба и березы

Ветвь

Значение этого символа тесно переплетается с символизмом Древа Жизни, которое часто изображалось одной ветвью и являлось символом жениха и невесты.

Корни

Символ связи с землей, с семьей. «Человек, имеющий корни»-говорят о человеке, который твердо стоит на ногах. «Смотреть в корень»-обращать внимание на самое существенное, вникать в суть.

«Корень зла»-источник, сердцевина зла. «Вырвать с корнем»-лишить жизни, перерезать доступ к питанию, радикально решить проблему.

В орнаменте корни как древний символ представлены переплетениями в виде шестигранника, буквы «Ж» («живите» по древнерусски). Переплут-бог корней.

Что символизирует лес

Олицетворяет женский принцип. Место инициации, неведомых опасностей и тьмы.

Войти в темный или заколдованный лес означает переход, когда душа встречается с чем-то гибельным и неведомым; область смерти; секреты природы, в которые человек должен проникнуть, чтобы понять их смысл.

Лес как древний символ может также означать нехватку духовного видения и света; человечество, потерянное во тьме, не направленное Богом.

какое символическое значение образов дуба и березы

Береза

Символ плодородия и света. Защищает от ведьм, отгоняет злых духов, поэтому лентяев и лунатиков кормили березовой кашей. «Стоит дряво кудряво, на этом дряве сусло, масло, глазам светло и всем тепло».

Эта загадка про березку говорит о том, как необходима была она нашим предкам. В бане попариться, колесо смазать, лучину зажечь, весенним днем собрать целебный сок, очищающий кровь и восстанавливающий силы после долгой зимы.

В то же время Она символизировала переход от зимы к весне, как первое дерево, выпускающее почки. Первый месяц весны в Украине носит название «березень».

В этот день водили хороводы вокруг березки (знаменитая русская народная песня «Во поле березка стояла. »), только после этого дня разрешалось рубить березу.

На семик и на Троицу березу освящают в храмах.

Береза как древний символ связана со сказаниями о Берендеевом царстве. Есть сведения, что в некоторых племенах, живших на территории России и Белоруссии, хоронили людей в бересте.

Береза почиталась как вместилище душ умерших. Береста в Древней Руси заменяла бумагу, и по сей день она используется в традиционных ремеслах (плетение коробов, туесков).

Верба

В России верба, как символ весны, заменила священные пальмовые ветви (листья вайи) в праздник памяти входа Иисуса Христа в Иерусалим (праздник вайи отмечается в последнее, шестое, воскресенье Великого поста, перед Пасхой).

В этот день ветки вербы освящались в церквах.

Принесенные домой после службы ветви ставили в красный угол, веточками били детей, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез. Бьем, чтоб быть здоровым», и домашнюю скотину.

Одно из самых сакральных деревьев, с которым связано много символических пластов. Означает силу, защиту, долговечность, мужество, верность, мужчину, человеческое тело.

Дуб часто бывает связан с богами-громовержцами и громом и считается эмблемой богов Неба и плодородия, поэтому может также символизировать молнию и огонь.

Индоевропейский корень слова «дуб» тождественен корню слова «дерево».

В честь Перуна постоянно жгли костры из дубовых веток.

Под сенью мамврийского дуба Аврааму явился Господь.

Священное дерево у кельтов и у славян. Под ним приносились жертвы. Поклонялись отдельным деревьям и целым священным рощам.

С введением христианства началось безжалостное истребление дубов по всей Европе, как главного предмета языческих культов.

Символизирует смелость, цельность и честность. Символизировала вечную жизнь. Символика ели получила свое воплощение в двух непересекающихся значениях:

2) как древний символ жертвенности и похоронного знака употребляется еловый лапник, гирлянды из еловых лап или еловые веники.

Часто лапник специально мелко рубят и набрасывают на свежую могилу, чтобы подчеркнуть частность, обрывочность человеческой жизни.

какое символическое значение образов дуба и березы

Яблоня

Символ материнства, плодородия, материнского благоговения. Это значение яблони сохранилось в народных сказках «Гуси-Лебеди» и «Хаврошечка».

С античных времен яблоко, а точнее гранат, фигурировавший у народов Европы под этим значением, считался древним символом совершенства и эмблемой Божественного дара.

В действительности же символическое значение граната и яблока имеет более древнее происхождение и коренится в том удивлении, которое испытывали древние перед внешним видом этих плодов.

Яблоко

Подобно цветку апельсина (символ плодовитости), цветок яблони использовался как украшение для невест.

В европейской и русской символике яблоко часто заменяет понятие «плод». Является символом искушения, соблазна, недозволенного плода и делания.

В христианстве имеет двойственное значение. С одной стороны означает зло и является плодом совращения Адама и Евы.

С другой стороны, изображенный с Христом или Девой Марией, оно указывает на нового Адама и на спасение. Обезьяна с яблоком во рту означает грехопадение.

Источник

Деревья и Древняя Русь: дуб, береза, калина, липа, яблоня, ива, клен. Образ дерева в русских сказках. Свадебное дерево на Руси. Деревья оберегающие дом, семью, здоровье. Из какого дерева делали на Руси дома, посуду, детские колыбельки?

«Леса украшают землю, (…) они учат человека понимать прекрасное».

Жизнь человека неразрывно связана с природой. Утратив эту связь, затерявшись в каменных джунглях городов, мы будто упускаем из рук невидимую ниточку, соединяющую нас с окружающим миром, перестаем замечать красоту Природы, становимся потерянными и одинокими.

Наши предки умели «дружить» с растениями и животными, обращаться и прислушиваться к ним. Само их мировоззрение предполагало тесную взаимосвязь всех живых существ, ведь в каждой частичке мироздания живет Бог, иными словами — все вокруг им и является (см. описание творения мира из тела Бога в древнейшем памятнике русской словесности «Голубиной книге»). Особенно тесной была связь славян с деревьями — их наделяли душой, характером, волшебными свойствами, они становились героями сказок наравне с людьми и животными. Невозможно представить жизнь, обряды, праздники и песни наших предков без милых сердцу березок, дубов, яблонь, рябинок, ивушек. Что же шепчут они нам, шелестя листвой? Давайте прислушаемся…

какое символическое значение образов дуба и березы

. Декорации к балету «Весна священная». Поцелуй земле.

Отношение к деревьям в Древней Руси

Деревья воспринимались славянами как одушевленные существа, с которыми можно общаться, взаимодействовать. Природа для наших предков была живой в полном смысле этого слова — она дышала, разговаривала, защищала, печалилась и радовалась. Вот как об этом пишет русский историк, литературовед и поэт Николай Иванович Костомаров (1817–1885) в своем труде «Славянская мифология», ссылаясь на русский фольклор:

«Деревья и травы часто говорят и меж собою, и с птицами, и людьми, и имеют символическое применение к человеку».

Деревья часто становятся пусть и не главными, но значимыми героями русских сказок. Зачастую они играют ключевую роль в развитии сюжета и помогают людям добрым, игнорируя злых. Деревья справедливы и беспристрастны, мудры и величественны.

какое символическое значение образов дуба и березы

какое символическое значение образов дуба и березы

Всеволод Иванов. В царстве Овсенича. Вечер

Ветви священных деревьев по традиции украшались ленточками, платками, полотенцами. Так крестьяне молили священное древо об избавлении от болезни или благодарили за исцеление. Особо почитались старые деревья с расщепленными стволами и выступающими земли корнями, с наростами и дуплами. Все так же, как у людей: чем старше человек, тем он опытнее, мудрее, тем больше может поведать остальным.

Вплоть до конца XIX века в русских деревнях наблюдался обычай ритуального кормления деревьев, корни которого уходят в историю Древней Руси. Жены и девицы собирались «под древа, под березы» и приносили «яко жертвы пироги и каши и яичницы». Об этом читаем у Левкиевской: автор приводит в пример челобитную нижегородских священников 1636 года.

Примечание: впрочем, есть и иное мнение — о полном неприятии самого культа поклонения у наших предков и о гораздо более глубоких знаниях о природе вещей, нежели мы себе представляем. Так, доктор исторических наук профессор Александр Владимирович Пыжиков (2003–2004 зам.министра образования РФ), исследуя обряды разных регионов страны, связанные с травами и деревьями, обратил (в одном из своих видео) внимание на такой: для того, чтобы помочь молодой девушке излечиться от бесплодия, часто использовалась береза. Группа женщин уходила в лес, где наиболее мудрая и пожилая выбирала нужное дерево по… вибрациям (!), прислоняясь к нему спиной. Затем она уступала место девушке, мечтавшей о ребенке, остальные заключали ее и березу в круг хоровода и пели песни определенной тональности. Можно предположить, что вибрации песни и вибрации березы создавали определенный резонанс, необходимый и достаточный для того, чтобы решить женскую проблему. Но самое интересное заключается в том, что после успешно выполненного обряда — данное дерево обязательно срубалось. Для чего? Чтобы неразумные люди впоследствии не создали из него объект поклонения! Будет другая девушка — для нее в нужный день непременно найдут другую березу. Потому что Сила заключена не в данном конкретном дереве, а в Природе и в Знании.

Интересен и всеобъемлющий образ Древа жизни, который красочно живописал русский историк и фольклорист Александр Николаевич Афанасьев (1826–1871).

«Дождевые тучи, потемняющие небесный свод широко раскинутою и многоветвистою сенью, в глубочайшей, незапамятной древности были уподоблены , обнимающему собою весь мир, — дереву, ветви которого обращены вниз — к земле, а корни простираются до самого высокого неба».

какое символическое значение образов дуба и березы

Деревья в русских сказках

и начинается самое интересное. Ехал мимо молодой человек. Стал он заигрывать с Хаврошечкой и ее сводными сестрами: мол, кто «мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет» (пересказ Алексея Толстого).

какое символическое значение образов дуба и березы

О.Миронова. Иллюстрация к сказке

К слову, в славянских преданиях наделенные чудодейственной силой деревья зачастую вырастали на именно на месте захоронения: таким образом душа усопшего переселялась в растения. Таким деревьям даже давали имена. Например, Левкиевская вспоминает любопытную легенду XIX века: некогда в Пензенской губернии росла священная липа Исколена, которая выросла из колена убитой на этом месте юной девушки.

какое символическое значение образов дуба и березы

В сказке «Белая уточка» (в пересказе ) появляется другой персонаж — березка. И снова дерево чудесным образом содействует человеку, на сей раз князю: белая береза становится у него позади, а красная девица впереди. И — о чудо: к заколдованной ведьмой княгине, белой уточке, возвращается человеческий облик. Волшебные силы природы помогают семье вновь обрести счастье.

Русские песни, былички, предания пестрят обращениями к деревьям. Так, в сборнике «Русский фольклор», составленном Владимиром Прокопьевичем Акининым (1924–2018), читаем следующие строки из лирической любовной песни:

Ты дуброва моя зеленая,

Ты к чему рано зашумела,

Там же — ласковое обращение к иве:

Что же ты, ивушка, не зелена стоишь?

Или те, ивушку, солнышком печет!

Солнышком печет, частым дождичком сечет…»

Люди и деревья у наших предков — добрые друзья и соседи, к которым можно обратиться за советом, помощью. В этой поэтической взаимосвязи человека и природы заключается особое обаяние фольклорного наследия славян.

какое символическое значение образов дуба и березы

Josephine Wall. Древо жизни.

Образ дуба на Руси

какое символическое значение образов дуба и березы

Андрей Клименко. Перун

Предание о мировом древе, по Афанасьеву, славяне также относили преимущественно к дубу, сохранилось и сказание о дубах, существовавших еще до сотворения мира.

В сказках о смерти Кощеевой, сундук с иглой- также обычно привязан именно к ветвям великого дуба, возможно потому, что в самой этой истории заключен некоторый символический смысл, связанный с междумирьем и мировым древом. Есть свидетельства (также у Афанасьева), что раньше дубом у славян называлось любое дерево вообще, отсюда и слова «дубец», «дубчик», «дубина» в значении палки.

О культовой роли дуба у восточных славян, рассказывает Левкиевская, свидетельствуют и археологические находки. Так, в 1975 году на дне реки Днепр обнаружили огромный древний дуб, в стволе которого нашли девять челюстей кабанов.

Обратившись к приметам: срубить дуб — значило накликать на себя беду.

Образ березы на Руси

Береза, поэтический символ России, в представлении славян воплощала образ чистой , о чем свидетельствует Костомаров.

Любопытно рассказывает о березе и славист Валерия Васильевна Усачева (род.1938). Береза — это благословенное дерево с мощной защитной силой, в которое никогда не ударяет молния, это доброе дерево: белая кора сближает березу с понятиями «чистый», «здоровый». Она имела не меньшее значение в культовых славянских практиках, чем дуб и липа, часто высаживалась у дома и приносила людям добро. Считалось, что души умерших девушек вселяются именно в эти «хорошие» светлые деревья.

какое символическое значение образов дуба и березы

Образ яблони на Руси

Яблоня на Руси, согласно Агапкиной, всегда соотносилась с комплексом положительных образов. Она символизировала плодородие, счастье, красоту и любовь. В песенном фольклоре яблоня — наряду с дубом — предстает как одно из воплощений Мирового Древа. В то же время, если дуб — сугубо «мужское» дерево, то «яблоня» — женское, символ Матери, а ее плод — яблоко одновременно символизирует и ребенка, и новую жизнь, и новый мир, а значит — и бессмертие.

С яблоками связаны волшебные птицы — Сирин, Алконост и (читать подробнее про волшебных птиц в русском фольклоре). Так, в русских сказках пение возвращает зрение ослепшим, питается же она молодильными яблоками, которые даруют вечную молодость, здоровье, красоту и бессмертие.

какое символическое значение образов дуба и березы

Виктор Корольков. Сад Ирий

Считалось, что накануне Яблочного Спаса (19 августа см. статью про приметы августа) в сады прилетают из мира Прави (то есть мира Богов и Правды) волшебные птицы Сирин и Алконост. Сирин — считается, что она поет песни печали — прилетает первой, поэтому сначала яблоки наполнены горем ее песен и есть их нельзя. А как раз 19 августа (Яблочный Спас) прилетает птица Алконост, поющая песни радости и счастья. Яблоки становятся напитанными энергией жизни, света и любви, буквально приобретают целительные свойства. Именно поэтому их рекомендуется собирать точно на Яблочный Спас. Люди дарят их друзьям, родственникам и просто людям в качестве пожелания добра — как бы делятся частицами божественного света и благодати.

какое символическое значение образов дуба и березы

Виктор Корольков. Дары Алконоста

Именно яблонька становилась обязательным участником славянских ритуалов, связанных с продолжением рода. Например, во время беременности женщинам полагалось любоваться этим деревом, чтобы родить здорового румяного малыша. А при первых шагах крохи мать «вынимала» следы его ступней из земли и зарывала под яблоней — чтобы ребенок вырос красивым.

какое символическое значение образов дуба и березы

Родионовы Н. и В. Яблочный Спас

Образ калины на Руси — дерево любви, лада и радости. Свадебное дерево. Калина у погребений.

Калина издавна считалась на Руси свадебным деревом, деревом лада, любви и радости. Не потому ли, что ее ягоды и зимой под снегом горят огнем и сохраняют все свои свойства? Перед свадьбой невеста вручала жениху расшитое полотенце с ягодами и листьями калины. Цветами этого дерева украшали девичьи венки, праздничные столы и караваи. Пучки плодов связывали алой лентой и клали на свадебные угощения.

какое символическое значение образов дуба и березы

Алексей Анатольевич Кононенко (род. 1957), писатель, заслуженный деятель искусств Украины, цитирует слова свадебной песни, посвященной калине:

Очевидно, что со свадебными ритуалами тема любви и лада в жизни не заканчивается, поэтому перед избой всегда сажали калину, как символ счастья и согласия, призванный уберечь семью от сглаза и несчастий. Ее же, как рассказывает Костомаров, «селили» и на кладбищах: алые гроздья калины над усыпальницей символизировали любовь в широком смысле этого слова.

Здесь стоит сказать несколько слов о погребальных обрядах наших предков. Бытует мнение, что в древнейшие времена на Руси умерших всегда сжигали и только с принятием православия обряд сожжения был заменен на погребение — однако, это не совсем так. Хотя сожжение и было более массовым ритуалом у славян, но и погребения также встречались в древний период — свидетельство тому сохранились в былинах, где для умерших нередко строят , достаточно просторную, где можно «и лежа лежать, и сидя сидеть, и стоя стоять» (былина «Михайло Потык») — затем ее засыпают землей. Опять же в каждой местности непременно найдется несколько курганов, где по преданиям покоятся либо богатыри, либо великие воины или правители.

какое символическое значение образов дуба и березы

Наконец, интереснейшую аналогию, которая проливает свет на то кого сжигали, а кого хоронили можно найти в скандинавских источниках, а именно в «Саге об Инглингах»: там, указывается, что сожжение придумал бог Один (полный аналог славянского Перуна), чтобы душа наиболее быстрым и легким путем смогла перейти в высшие миры, где живут боги. Погребение же придумал , скандинавский бог любви и плодородия — чтобы сила этой души сохранилась на земле и обеспечила защиту целому племени или роду. Именно поэтому хоронили в земле особые, можно сказать Великие души. Именно поэтому курганы единичны и всегда ассоциируются с героями.

Впрочем, стоит добавить еще и то, что после традиционного сожжения прах нередко собирался и закапывался — такое место называлось жальником и состояло из множества небольших холмиков. На подобных жальниках в отведенные для этого дни всем родом проводились обряды угощения предков или тризны, причем это всегда был радостный праздник с песнями и плясками, так как считалось, что «мертвые любят, когда вспоминая о них люди веселятся». В иных регионах прах мог быть развеян по ветру, или сам погребальный костер представлял собой ладью (деревянную колоду), которую отправляли в море. Наконец, еще один способ захоронения сожженного праха — в небольшом домике на приподнятых сваях, который есть ни что иное как избушка на курьих ножках. Видимо, изначальное ее назначение — уберечь прах от диких животных и дождя, а Бабу Ягу «определили» в такой домик именно потому, что она и есть наполовину мертвец — посредник между Явью, миром живых, и Навью, миром Мертвых.

какое символическое значение образов дуба и березы

Всеволод Иванов. Алтарь леса

Возвращаясь к деревьям и к калине в частности, подытожим, что обычай сажать у погребений предков это дерево вряд ли возник после Крещения, гораздо вероятнее, что он существовал издревле — как видим, даже при преобладании в древности обрядов сжигания, было множество мест, где наши предки могли бы посадить калину на радость предкам. А обычай сажать ее перед домом в качестве оберега, обеспечивающего семье лад и любовь, и стойкая связь со свадебными обрядами, является еще одним косвенным свидетельством того, что на могилах калина появилась не в поздние времена как «дерево печали», а в самые стародавние, как «дерево радости», когда по ушедшим предкам не плакали, а устраивали веселые тризны, когда люди на бытовом уровне ощущали тесную связь между мирами Яви и Нави и твердо знали, что со всеми умершими близкими они не только увидятся после смерти, но могут общаться и при жизни.

Образы других деревьев в представлении славян

Не обходили вниманием на Руси и другие деревья, с каждым были связаны определенные силы, обряды, поверья.

Так, ель фигурирует в свадебных обрядах наряду с калиной. Она считалась символом супружеской верности. Из еловых веточек изготавливали свадебное деревце, которое украшали и ставили на праздничный стол.

какое символическое значение образов дуба и березы

Николай Фомин. Серия «Деревья в женских образах». Рябина

Фольклорный образ рябины, рассказывает Агапкина, в древних преданиях часто встречается в сюжетах о превращении человека в дерево после смерти. В то же время, кудрявая тонкая рябина ассоциируется, в первую очередь, с женским началом и красотой. Поэтому возле домов, где подрастала девушка, нередко сажали это деревце — чтобы красавица была стройной.

Ива (верба) — дерево, символизирующее плодовитость, способное передавать ее женщине, земле, домашней птице и скотине. Коров погоняли веточками ивы, чтобы они давали больше молока. Ими же опоясывались девушки в Юрьев день, чтобы вскоре забеременеть.

какое символическое значение образов дуба и березы

Николай Фомин. Серия «Деревья в женских образах». Ива

Клен и липа воспринимались славянами как брачная чета, пишет Костомаров. Клен (явор) связывался с реинкарнацией, а также считался деревом правды. Если к сухому клену прикасался честный добрый человек, он расцветал. Делать гробы и складывать погребальные костры из клена запрещалось.

какое символическое значение образов дуба и березы

Сосна появляется в фольклоре на могилах праведников и несчастных влюбленных — об этом упоминает Усачева. Это дерево — символ души и вечности. Священные сосны встречались преимущественно на Русском Севере — в Карелии, Архангельской губернии. Часто они становились частью культовых комплексов, в которых также участвовали камни и источники. (Читать подробнее — мегалиты Соловецких островов).

На кладбищах нередко встречался можжевельник, правда, это дерево связывалось в представлении наших предков с «особенными» покойниками: под ним хоронили некрещеных детей.

Дерево в быту славян

Деревья помогали славянам не только духовно — они неизменно окружали наших предков и в быту — из дерева изготавливали буквально все от жилищ до предметов повседневного обихода: лавки, детские колыбельки, посуда, посохи, сельскохозяйственный инвентарь, обувь…

Дома славяне возводили в «чистых» местах, неподалеку от леса и питьевых источников. Одни деревья считались пригодными для строительства, другие приносили беду. Традиционные верования смешивались с чисто практическими соображениями: имело значение, какими особенностями обладает древесина, легко ли обрабатывается, не боится ли влаги.

В строительстве применялись преимущественно деревья хвойные — лиственница, сосна. Для возведения дома использовали разные породы древесины. Культовые постройки возводились из священного дуба. А осину, напротив, строители никогда не трогали.

какое символическое значение образов дуба и березы

Всеволод Иванов. Цикл «Афанасий Никитин». Ширков погост.

Посуду на Руси изготавливали из осины или дуба: считалось, что эта древесина сохраняет целебные свойства лекарственных отваров.

Люльки и колыбельки славяне сплетали из ивовых прутиков, или других быстрорастущих деревьев — например, ореха, чтобы ребенок хорошо подрастал, или боярышника, сулящего долгую жизнь. Очеп, то есть шест, с помощью которого колыбель крепили к потолку, делали из березы, чтобы сон у крохи был крепким. Брать для него ель избегали, иначе ребенок мог покрыться коростой, рассказывает российский лингвист Софья Михайловна Толстая (род.1938).

Подведем итог — как мы видим, деревья играли важнейшую роль в жизни славян: они сопровождали наших предков в радости и горе, в повседневности и в праздничные дни, в здравии и болезни. Можно сказать, что у людей и деревьев были одни корни.

Вспомним басню «Листы и корни», в которой сказано: «А если корень иссушится, не станет дерева, ни вас».

Так будем же чтить свой Род и бережно растить Дерево своей души — так, как испокон веков делали наши мудрые предки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *