какое самообразование подразумевает наличие учреждений и организаций обеспечивающих процесс

Семейное образование, самообразование и экстернат

С учетом потребностей и возможностей личности общее образование может быть получено:

Допускается сочетание различных форм получения образования.

Форма получения общего образования определяется родителями, при этом должно учитываться мнение ребенка.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, а также форм получения образования этими детьми. Если родители выбрали семейное образование, то они должны проинформировать об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которого они проживают.

Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

При выборе для ребенка формы семейного образования родители (законные представители) заключают договор с образовательным учреждением на организацию семейного образования.

Образовательное учреждение обязано:

Если задолженность не была ликвидирована в срок, то ребенок продолжает получать образование в образовательной организации.

См. также:

какое самообразование подразумевает наличие учреждений и организаций обеспечивающих процессЕсть вопросы, на которые вы не смогли найти ответы по ссылкам выше? Задавайте их на форуме или по электронной почте eduweb@garant.ru. Мы постараемся на них ответить.

Пользователи соцсети «ВКонтакте» могут обсудить проблемы общего образования в нашей группе «ГАРАНТ. Образование». Специально для вас мы открыли обсуждение «Общее образование». Обсуждайте, задавайте вопросы, помогайте отвечать. Добро пожаловать!

Источник

Непрерывное образование как условие развития самообразования

Следовательно, начиная со школы, мы должны заботиться о привитии учащимся умений самостоятельно овладевать знаниями, формировать у них потребность в самообразовании, учить применять приобретенные знания и умения на практике.

Под системой непрерывного образования понимается комплекс государственных и общественных образовательных учреждений, обеспечивающих организационное и содержательное единство, преемственную взаимосвязь всех звеньев образования, совместно и скоординировано решающих задачи воспитания, общего и среднего профессионального образования, а также профессиональной подготовки каждого человека с учетом актуальных и перспективных общественных потребностей, удовлетворяющих его стремление к самообразованию, всестороннему и гармоничному развитию на протяжении жизни.

Ориентированность личности на самообразование способствует индивидуализации образования, культивированию навыков самостоятельного получения знаний, умению в больших потоках информации находить необходимые источники и работать с ними. Самообразование должно стать эффективным средством, способствующим выработке у личности психологической установки на постоянное обучение в течение всей жизни. Всем специалистам необходимо обладать хорошей подготовкой в области фундаментальных наук и способностью постоянно, на протяжении всей жизни учиться и переучиваться. Критериям проверки качества такой работы в большинстве случаев выступает жизнь, то есть повседневная деятельность человека, применяющего полученные знания. Очевидно, что человек, не нуждающийся в новых знаниях, самообразованием заниматься не будет.

Никто не может гарантировать, что, окончив профессиональное образовательное учреждение любого уровня, получив звание специалиста, человек будет заниматься самообразованием.

В обобщенном виде можно выделить следующие причины повышения роли самообразования:

• Информационное общество базируется на производ­стве нового знания, его широком распространении и потреблении.

• В новом информационном способе развития источник производительности заключается в технологии генери­рования знаний, обработки информации и символи­ческой коммуникации.

• Знания являются неисчерпаемым ресурсом, в отличие от природных и человеческих. Реорганизация произ­водства и распространения знаний, изменение спосо­бов коммуникации позволяет преобразовать горы ин­формации в эффективные знания.

• Индивидуально-личностный процесс преобразования информации в знания (самообразование) становится ве­дущим видом деятельности в информационную эпоху.

• В информационном обществе резко возрастает роль образования, которое обеспечивает получение нового знания и обучает человека навыкам самообразования.

• Социальная структура информационного общества ха­рактеризуется высоким удельным весом групп, прямо связанных с процессами производства, распределения и потребления информации.

• Ведущим видом деятельности в информационном об­ществе становится работа с информацией, которая по своей природе является разновидностью самообразо­вания.

Новые информационные и коммуникативные средства меняют принципы организации и функционирования са­мообразования. С их помощью оно в качестве активной составляющей внедряется во многие виды деятельности. Компьютерные технологии не только обеспечивают дос­тупность и разнообразие информации, но и активизируют самообразовательные процессы, сопутствующие производ­ственной, научной, управленческой, организационной, образовательной, досуговой деятельности.

Однако проблема управления и социального контроля самообразовательной деятельности несет в себе инегатив­ные черты. Самообразование может сопровождаться уси­лением информационной зависимости, углублением про­цессов отчуждения личности, т.к. в рамках инфор­мационного общества, «давления» на человека новой техники и технологии предполагается значительное ослабле­ние самоидентификации и сведение личности к набору ро­лей в сфере производства, обмена и потребления знаний.

Самообразование имеет противоречивую природу, особенно при переходе к информационному обществу:

1. этот вид деятельности свободен и демократичен, по­скольку он является следствием свободного выбора субъек­том видов самообразовательной деятельности.

2. самообразовательная деятельность может оказы­ваться в информационной зависимости, учитывая фено­мены власти и контроля над информацией.

Сущност­ные характеристики самообразования:

• самообразование — это вид свободной, творческой де­ятельности;

• самообразование — внеинституциональная деятель­ность;

• самообразование имеет тесную связь с образованием как системой и социальным институтом, являясь компонен­том образования, видом специально организованной, систематической, институциональной деятельности;

• самообразование — вид непрерывного образования;

• самообразование — способ самоконструирования лич­ности.

С точки зрения социологического подхода, самообразо­вание есть вид свободной деятельности личности (социаль­ной группы), характеризующийся свободным выбором заня­тий, связанных с повышением культурного, образователь­ного, профессионального, научного уровней и направлен­ных на удовлетворение ее духовных потребностей и реали­зацию потребностей в социализации и самореализации.

Функции самообразования различных уровней имеют свою специфику на разных уровнях общества как соци­альной системы. В индивидуально-личностной сфере самообразование воздействует на формирование структуры знания и деятельности личности. Это достига­ется посредством процессов индивидуализации, индивидуально-личностной идентификации, самореализации, са­моразвития и саморегуляции.

какое самообразование подразумевает наличие учреждений и организаций обеспечивающих процесс

На уровне социальной общности (группы) функции са­мообразования проявляются двояко:

1. через воз­действие социальной общности на личность (функции со­циализации, социальной идентификации);

2. через влияние самообразовательной деятельности личнос­ти на жизнедеятельность самой социальной общности (фун­кции регуляции ее нормативных, структурных характерис­тик, системы деятельности).

Виды самообразования:

1.по критерию временной локализа­ции самообразование осуществляется:

Самообразование в рабочее время связано с достижением каких-либо профессиональных, производственных целей и задач, тогда как самообразование в свободное время может быть связано либо с ними, либо с решением проблем совсем иного характера (общегуманитарного, культурного, получения наслаждения от чтения, работы над собой и т. д.).

2. по кри­терию направленности самообразования:

Они связаны с достиже­нием целей: производствен­но-профессиональных либо общегуманитарных, культур­ных, гедонистических и т.д.

3. временная характеристика самообразования может различаться в зависимости от посвящаемого ему объема времени. Близкими к приведенным видам являют­ся:

4.с точки зрения пространственной локализации самообразование может осуществляться на работе, дома, в общественных учреждениях, предназначенных для этой дея­тельности (библиотеки и т.д.).

5. по типу организации:

В первом случае имеется в виду наличие учреждений и организаций, обеспечивающих Процесс самообразования именно в них. Во втором — этот процесс протекает вне рамок таких учреждений и организа­ций, то есть в контексте повседневности.

6. по сферам самообразования: профессиональ­ным, социокультурным, религиозным, нравственным, эконо­мическим, правовым, семейно-бытовым и пр.

Временная и пространственная локализация самооб­разования лишь задает условия и формыего осуществле­ния, главными же критериями служат содержательные и субъектные.

Среди содержательных критериев выделим целевые, показывающие, ради достижения каких целей осуществля­ется самообразование. Эти цели могут относиться к профессиональному росту, повышению культурного уровня, выход на новые рубежи осведомленности в какой-либо сфере знания. Содержательным критерием классификации самообра­зования может стать любой элемент структуры личности: потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, установки, обусловливающие самообразовательную деятель­ность личности.

Среди субъектных критериев выделяют:

· социальные группы и слои, для которых этот вид деятельности является необходимым, поскольку без него они не в состоянии выполнить свои главные социальные роли — педагога, предпринимателя, ученого, журналиста, учащегося, художника (артиста) и др.

· социальные группы, для ко­торых самообразование как вид деятельности, как элемент их образа жизни не характерен. Это не значит, что оно во­обще не присутствует в способе деятельности людей, за­нятых на работах с монотонным или тяжелым физическим трудом. Их основные профессиональные роли не требуют самообразования, но в образе жизни представителей таких групп оно может иметь место.

· социальные группы и сло­и, для которых самообразование является средством соци­альной (профессиональной) мобильности, перехода в новый социальный (профессиональный) статус.

Возрастной критерий, в соот­ветствии с которым выделяются особенности самообразо­вания детей, подростков, молодежи, взрослого населения. Самообразование характеризуется как система видов деятельности социаль­ного субъекта:

• прогностическая — когда самообразование субъекта ори­ентировано на прогнозируемые результаты, вести к бу­дущему развитию системы отношений и характера зна­ния в любой сфере жизнедеятельности личности;

• адаптивный — в его основе лежат инструментальные потребности в приспособлении к сложившимся соци­альным условиям;

• «самореализационный» — ведущая цель которого са­моразвитие субъекта;

• конструктивистский — как форма самоконструирова­ния субъекта самообразованиия.

Институциональное получение профильного образования:

— профессиональная подготовка, получение новой профессии

Источник

Как организовать работу воспитателя по самообразованию по ФГОС

какое самообразование подразумевает наличие учреждений и организаций обеспечивающих процесс

Работа по самообразованию воспитателя по ФГОС

Работа по самообразованию характеризуется:

Из профессионализма педагогического коллектива складывается престиж детского сада в целом. Родители в наше время тщательно подбирают учебное заведение для своего ребенка, изучают отзывы, результаты деятельности, личностные характеристики сотрудников, способы педагогических воздействий. Многие разбираются в тонкостях организации дошкольного образования, в программах и технологиях. Поднять уровень учреждения возможно только комплексным подходом к системе повышения квалификации.

Педагогическое мастерство складывается из уровня подготовки, творческого подхода к реализации планов, владения современными методами и приемами. Всего этого можно достичь при ответственном и осознанном подходе к самообразованию

Ведущая роль в формировании потребности к самообразованию принадлежит администрации учреждения. Создание условий для ответственного отношения к уровню своей подготовки и степени владения профессией – первоочередная задача при создании творческой и мобильной команды.

Необходимые условия для успешной работы

Важно определить адекватный срок для реализации задуманного, чтобы с вниманием подойти к деталям и успеть качественно проанализировать результаты.

Предстоящая работа должна увлекать, а не тянуть тяжким грузом. Доставлять удовольствие радости познания для педагога и подопечных. Быть интересной и необычной, креативной и полезной.

Материальное стимулирование также имеет значение для подкрепления мотивации коллектива.

какое самообразование подразумевает наличие учреждений и организаций обеспечивающих процесс

Для успешного усвоения знаний, воспитатель должен обладать следующими качествами:

План работы по самообразованию воспитателя

Организационный период включает в себя:

Все разделы выполняются с соблюдением требований ФГОС.

Освоение теории и практическая реализация:

Источник

Виды самообразования

Л Е К Ц И Я № 8

САМООБРАЗОВАНИЕ КАК ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ ХХIв.

1. Понятие самообразования.

2. Субъект самообразования.

3. Функции самообразования.

4. Виды самообразования.

5. Самообразование в информационном обществе.

6. Проблемное поле исследований самообразования.

Понятие самообразования

Если обобщить встречающиеся в литературе дефиниции «самообразования», то в рамках социологического подхода можно выделить такие его сущностные характеристики:

• самообразование — это вид свободной, творческой деятельности;

• самообразование — внеинституциональная деятельность;

• самообразование имеет тесную связь с образованием как системой и социальным институтом, являясь компонентом образования, видом специально организованной, систематической, институциональной деятельности;

• самообразование — вид непрерывного образования;

• самообразование — способ самоконструирования личности.

С точки зрения социологического подхода, самообразование есть вид свободной деятельности личности (социальной группы), характеризующийся свободным выбором занятий, связанных с повышением культурного, образовательного, профессионального, научного уровней и направленных на удовлетворение ее духовных потребностей и реализацию потребностей в социализации и самореализации.

Самообразование интересует социолога как реальный феномен жизни людей (социальных групп) в системе общественных отношений. Социологический подход к самообразованию касается определения социальной роли и социальных функций самообразования, его места среди других форм деятельности, субъектно-объектных характеристик и др.

Субъект самообразования

Приведенное выше определение показывает, что субъектом самообразовательной деятельности выступает личность. Однако использование микро- и макро-подходов выявляет несколько уровней регуляции этой деятельности:

3. социетальный (уровень крупных социальных систем, включающий общество в целом):

на индивидуальном уровне самообразование как вид деятельности определяется потребностями, целями, интересами личности как субъекта самообразования;

социальная группа является носителем типичных стратегий самообразовательной деятельности, которые задаются через систему групповых норм и социальных ролей, и это позволяет говорить о социальной группе как о субъекте самообразования;

крупные социальные системы (семья, общественное производство и др.) порождают исторически востребуемые и социокультурно обусловленные технологии самообразования, поэтому социум — и носитель самообразования и его социальная среда.

Применение микро- и макро- подходов показывает роль и значение индивидуальной самообразовательной деятельности для социальной группы и общества в целом, с одной стороны, а с другой — показывает зависимость са­мообразовательных процессов от социальных условий.

Функции самообразования

Функции самообразования различных уровней имеют свою специфику на разных уровнях общества как социальной системы (см. рис.1).

В индивидуально-личностной сфере самообразование воздействует на формирование структуры знания и деятельности личности. Это достигается с помощью процессов индивидуализации, индивдуально-личностной идентификации, самореализации, саморазвития и саморегуляции.

Рис. 1. Социальные функции самообразования

На уровне социальной общности (группы) функции самообразования проявляются двояко. Во-первых, через воздействие социальной общности на личность (функции социализации, социальной идентификации) и, во-вторых, через влияние самообразовательной деятельности личности на жизнедеятельность самой социальной общности (функции регуляции ее нормативных, структурных характеристик, системы деятельности).

Личность в процессе самообразования усваивает образцы поведения социальных групп (общностей), в которые она входит, соотнося свое поведение с их нормами и ценностями. Социализируясь, личность меняется сама, идентифицирует себя с определенными социальными ролями и статусными характеристиками. В тоже время, самообразовательная деятельность членов социальной общности (группы) видоизменяет систему групповых ценностей и норм, воздействуя на социальную саморегуляцию данного вида социального объединения. Регулятивная функция самообразования в отношении социальной общности (группы) совмещается с функцией социального развития ведущего вида деятельности данной общности и системы социальных отношений в ней

Формирование специфической для общности сферы знания является основной функциональной характеристикой самообразования ее членов. В свою очередь социальная общность задает социально-типические стратегии самообразовательной деятельности личности, отличающиеся субкультурными характеристиками.

Для самообразования на социетальном уровнехарактерны функции развития социальных институтов (образования, культуры, науки, рынка и пр.), регуляции социальной структуры общества и социальной мобильности.

Характеристика функций самообразования должна соотноситься с функциями образования.

Тенденция развития цивилизации ведет к тому, что самообразование будет оказывать все большее воздействие на развитие общества через изменение его экономических, социальных, культурных подсистем, влиять на процессы социокультурной динамики в целом.

Рассмотрение функций самообразования предполагает дальнейшую разработку методологии его исследования, осуществлять которую следует через анализ его видов.

Виды самообразования

При выделении видов самообразования используются различные критерии. С точки зрения временной локализации, самообразование может осуществляться либо в рабочее, либо в свободное время. При этом самообразование в рабочее время, как правило, связано с достижением каких-либо профессиональных, производственных целей и задач, тогда как самообразование в свободное время может быть связано либо с ними, либо с решением проблем совсем иного характера (общегуманитарного, культурного, получения наслаждения от чтения, работы над собой и т. д.).

С этой классификацией тесно связана другая — по критерию направленности самообразования. Здесь можно говорить о таких его видах, как профессиональноеи общеразвивающее самообразование, которые связаны с достижением тех же, что и в первом случае, целей: производственно-профессиональных либо общегуманитарных, культурных, гедонистических и т.д.

Временная характеристика самообразования может различаться в зависимости от посвящаемого ему объема времени. Весьма близкими к приведенным видам являются регламентируемоеи нерегламентируемое самообразование.

С точки зрения пространственной локализации самообразование может осуществляться на работе, дома, в общественных учреждениях, предназначенных для этой деятельности (библиотеки и т.д.).

С пространственной локализацией самообразования связана классификация по типу его организации. Можно говорить об институционализированноми неинституционализированном самообразовании. В первом случае имеется в виду наличие учреждений и организаций, обеспечивающих процесс самообразования именно в них. Во втором — этот процесс протекает вне рамок таких учреждений и организаций, то есть в контексте повседневности.

К указанной классификации примыкает еще одна, критерием которой служат сферы самообразования. По отношению к ним самообразование может быть профессиональным, социокультурным, религиозным, нравственным, экономическим, правовым, семейно-бытовыми пр.

Временная и пространственная локализация самообразования лишь задает условия и формы его осуществления, главными же критериями служат содержательные и субъектные.

Среди содержательных критериев выделим целевые,показывающие, ради достижения каких целей осуществляется самообразование. Эти цели могут относиться к профессиональному росту, повышению культурного уровня, выход на новые рубежи осведомленности в какой-либо сфере знания. Выделение видов самообразования в соответствии с его целями может быть довольно широким по спектру.

Содержательным критерием классификации самообразования может стать любой элемент структуры личности: потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, установки, обусловливающие самообразовательную деятельность личности.

Говоря о субъектных критерияхвыделения видов самообразования, необходимо отметить глубокие различия в его содержании, обусловленные тем, какие социальные группы и слои являются его «носителями». Для анализа самообразования проблема его субъекта приобретает очень важное значение. Обезличенный, «бессубъектный» подход к самообразованию является бесперспективным, более того, тупиковым, хотя бы в силу того обстоятельства, что в образе жизни далеко не всех групп и слоев общества присутствует самообразование.

С точки зрения названного критерия можно говорить, во-первых, о социальных группах и слоях, для которых этот вид деятельности является необходимым, поскольку без него они не в состоянии выполнить свои главные социальные роли — педагога, предпринимателя, ученого, журналиста, учащегося, художника (артиста) и др.

Во-вторых, существуют социальные группы, для которых самообразование как вид деятельности, как элемент их образа жизни не характерен. Это не значит, что оно вообще не присутствует в способе деятельности людей, занятых на работах с монотонным или тяжелым физическим трудом. Их основные профессиональные роли не требуют самообразования, но в образе жизни представителей таких групп оно может иметь место.

В-третьих, можно говорить о социальных группах и слоях, для которых самообразование является средством социальной (профессиональной) мобильности, перехода в новый социальный (профессиональный) статус.

Выделение субъектов самообразования не ограничивается приведенными тремя типами социальных групп и слоев.

Еще один, значимый для социолога критерий классификации видов самообразования, — возрастной, в соответствии с которым выделяются особенности самообразо­вания детей, подростков, молодежи, взрослого населения. В контексте деятельностного подхода самообразование характеризуется как система видов деятельности социального субъекта:

* прогностический — когда самообразование субъекта ориентировано на прогнозируемые результаты, вести к будущему развитию системы отношений и характера знания в любой сфере жизнедеятельности личности;

* адаптивный – в его основе лежат инструментальные потребности в приспособлении к сложившимся социальным условиям;

конструктивистский — как форма самоконструирования субъекта самообразованием.

Приведенные выше функциональные и видовые характеристики самообразования служат важными ориентирами в социологическом изучении проблематики образования в целом, в социально-практической деятельности по развитию сферы образования в современном обществе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *