какое риторическое восклицание дважды звучит в стихотворении

Какое риторическое восклицание дважды звучит в стихотворении

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

4) риторическое восклицание

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 10–16.

О письма женщины, нам милой!

От вас восторгам нет числа,

Но в будущем душе унылой

Готовите вы больше зла.

Когда погаснет пламя страсти

Или послушаетесь вы

Благоразумья строгой власти

И чувству скажете: увы!

Отдайте ей её посланья

Иль не читайте их потом,

А то нет хуже наказанья,

Чем задним горевать числом.

Начнёшь с усмешкою ленивой,

Как бред невинный и пустой,

А кончишь злобою ревнивой

Или мучительной тоской.

О ты, чьих писем много, много

В моём портфеле берегу!

Подчас на них гляжу я строго,

Но бросить в печку не могу.

Пускай мне время доказало,

Что правды в них и проку мало,

Как в праздном лепете детей.

Но и теперь они мне милы –

Поблёкшие цветы с могилы

Погибшей юности моей!

К какой тематической разновидности лирики относится данное стихотворение Н. А. Некрасова (прилагательное в именительном падеже)?

Любовная лирика — лирика, главной темой которой является любовная тема.

Мотив бытия, скоротечности времени перекрывает тему любви, ну или как минимум находится в равном положении. Поэтому мб все же это философская лирика?

О любви можно и пофилософствовать. Это стихотворение относится к «Панаевскому циклу», посвящённому А.Я Панаевой, поэтому и относим его к любовной лирике.

В чём состоит противоречивость чувств, которые испытывает лирический герой Н.А. Некрасова?

Стихотворение «О письма женщины, нам милой» написанное в 1852 году, посвящено А.Я. Панаевой. Лирический герой не решается сжечь письма, полученные от обожаемой женщины. При этом он понимает, «что правды в них и проку мало», сравнивая послания с праздным детским лепетом. Почему же герой не в силах избавиться от писем? Почему по-прежнему бережно хранит их в портфеле? Ответ прост — они служат напоминанием о прекрасном прошлом, выступают в роли «поблекших цветов с могилы погибшей юности». Вот почему чувства лирического героя столь противоречивы.

В каких произведениях русских поэтов звучит мотив ушедшей любви и в чём сходство и различие этих произведений со стихотворением Н.А. Некрасова?

Лирический герой Некрасова испытывает противоречивые чувства. Он не решается сжечь письма, полученные от обожаемой женщины, при этом понимая, «что правды в них и проку мало». Однако письма напоминают о прекрасном прошлом, выступая в роли «поблекших цветов с могилы погибшей юности». Любовь прекрасна, хоть от неё и остались лишь воспоминания.

Лирический герой стихотворения Ф.И. Тютчева «Я встретил Вас…» находится под властью поздней любви. Он уже не молод, поэтому нахлынувшее чувство сравнивает с дуновением весны «поздней осенью». Чувство захватило лирического героя целиком, без остатка, он подчеркивает, что жизнь стала какой-то нереальной: «как во сне». Любовь в понимании Тютчева – самое большое потрясение в жизни человека.

Именно любовь наполняет смыслом, внутренним горением, заставляет содрогаться человеческое сердце, способствует взлету человеческого разума и опустошению после разлуки – об этом писали Тютчев, Некрасов, Блок.

Источник

Урок литературы на тему:Средства художественной выразительности в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино». Риторическое восклицание».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Конспект урока по литературе.

Тема: «Средства художественной выразительности в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино». Риторическое восклицание».

Учитель: Ускова С. Г.

— Выявление художественной идеи стихотворения М, Ю. Лермонтова «Бородино».

— Формирование навыка чтения наизусть.

— Формирование навыка исследовательской работы с текстом.

— Воспитание патриотических чувств в ходе выявления художественной идеи произведения.

1. Организационный момент.

Слушайте друг друга внимательно, следите за звуками.

2. Повторение пройденного материала.

Откройте тетради, вспомните, о каких средствах художественной выразительности речи мы говорили с вами на предыдущем уроке.

— Метафора, Сравнение, Ассонанс, Инверсия

А) Скажите, что повышает точность поэтической речи?

Приведите примеры метафор из стихотворения.

Какова роль метафор в тексте?

Б) Скажите, что оживляет поэтическую речь?

Приведите примеры сравнений.

Какова роль сравнений в тексте?

В) Скажите, что усиливает выразительность поэтической речи?

Приведите примеры ассонанса?

Г) Скажите, что подчеркивает смысловую значимость глаголов, меняет интонацию стихотворения?

Приведите примеры инверсий.

3)Объяснение нового материала.

Риторическое восклицание – приём передачи кульминации (подъёма) чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение, оканчивающееся восклицательным знаком. Риторическое восклицание усиливает эмоциональность высказывания.

Я скажу слова из стихотворения. Если вы услышите слово, отвечающее на вопрос КТО, подпрыгнете, а потом ровно встаньте. Если слово, отвечающее на вопрос ЧТО – присядьте.

Богатырь, кивер (головной убор), полковник, драгуны (воины кавалерии), бивак (привал), булат(нож), мундир, редут, уланы (кавалеристы, вооруженные пикой), бусурманы, штык.

5) Работа с текстом стихотворения.

Задание: найдите строки с риторическим восклицанием.

-Прочитайте наизусть отрывок, где встречаются риторические восклицания.

6) Работа с таблицей.

Задание: работая с каждым риторическим восклицанием, мы ответим с вами на вопрос, с какой целью в каждом случае оно употребляется?

Вы должны выбрать правильный ответ, записать в таблицу.

Цель употребления данного риторического восклицания

Источник

Какое риторическое восклицание дважды звучит в стихотворении

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе стихотворения. Ответ запишите в виде последовательности цифр (цифры укажите в порядке возрастания, без пробелов).

3) риторические восклицания

Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы после текста.

Монастырь на Казбеке.

Высоко над семьею гор,

Казбек, твой царственный шатер

Сияет вечными лучами.

Твой монастырь за облаками,

Как в небе реющий ковчег,

Парит, чуть видный, над горами.

Далекий, вожделенный брег!

Туда б, сказав прости ущелью,

Подняться к вольной вышине!

Туда б, в заоблачную келью,

В соседство бога скрыться мне.

Картина Казбека в первой строфе создаётся при помощи образных определений царственный и вечными. Как в литературоведении называются такие определения?

В литературоведении такие определения называются эпитетами. Дадим определение.

Эпитет — художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность; образная, эмоционально-выразительная характеристика предмета, явления, лица или события. Эпитет обычно выполняет в предложении синтаксическую функцию определения, поэтому его можно считать образным определением.

Что позволяет причислить стихотворение А.С. Пушкина «Монастырь на Казбеке» к философской лирике?

Философская лирика — стихотворения задумчивого, мечтательного настроения, главной темой философской лирики являются размышления о смысле бытия, о ценностях человеческой жизни.

Кавказ издавна считался символом свободной, счастливой, спокойной жизни, мира, где можно подумать о душе, можно спокойно говорить с Богом, жить по его заповедям и даже творить:

…Далекий, вожделенный брег!

Туда б, сказав прости ущелью,

Подняться к вольной вышине!

Но лирический герой Пушкина находится на другом берегу, в «уще-лье», где нет воли, трудно дышать, со всех сторон надвигаются горы и давят своей тяжестью и мощью. Ущелье – это Россия. Здесь, в ущелье, мрачно, темно и тесно. Нет возможности ощутить радость жизни и свободы.

Два реальных образа в данном стихотворении противостоят друг другу (хотя должны находиться в гармонии) – это человек (лирический герой) и окружающий мир.

Мотив отсутствия воли, свободы у лирического героя (и если говорить точнее – у самого Пушкина), а также у всех мыслящих людей, живущих в России, проходит красной нитью через все стихотворение. Монастырь для лирического героя – «далекий, вожделенный брег». Мы все когда-нибудь приплывем к этому «вожделенному брегу» и обретем вечный покой. Но он пока еще далеко, и надо жить, надо преодолевать преграды.

Таким образом, размышления о смысле бытия, о жизненных идеалах дают основания причислить стихотворение Пушкина к философской лирике.

Источник

Какое риторическое восклицание дважды звучит в стихотворении

Каким термином обозначается стилистическая фигура, основанная на использовании одинаковых слов в начале смежных строк («За слово лживое, что истины нежней, / За сладкую тоску восторженных мучений!»)?

О, женщина, дитя, привыкшее играть

И взором нежных глаз, и лаской поцелуя,

Я должен бы тебя всем сердцем презирать,

А я тебя люблю, волнуясь и тоскуя!

Люблю и рвусь к тебе, прощаю и люблю,

Живу одной тобой в моих терзаньях страстных,

Для прихоти твоей я душу погублю,

Всё, всё возьми себе – за взгляд очей прекрасных,

За слово лживое, что истины нежней,

За сладкую тоску восторженных мучений!

Ты, море странных снов, и звуков, и огней!

Ты, друг и вечный враг! Злой дух и добрый гений!

Укажите род литературы, к которому относится произведение К. Д. Бальмонта?

Предметом лирики являются личные переживания и настроения поэта, не требующие событийной мотивации, описания поступков и действий. В лирике рисуется определенное состояние человека в наиболее напряженный момент его переживаний.

Ответ: лирика ИЛИ лирический.

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении.

Впишите соответствующие номера в таблицу.

1) риторическое восклицание

1) Риторические восклицания — построение речи, при котором в форме восклицания в повышенно эмоциональной форме утверждается то или иное понятие;

2) Ассонанс — многократное повторение в стихотворной речи (реже — в прозе) однородных гласных звуков. Иногда ассонансом называют неточную рифму, в которой совпадают гласные звуки, а согласные — не совпадают (огромность — опомнюсь; жажда — жалко). Усиливает выразительность речи.

5) Инверсия — необычный порядок слов в предложении.

Какие противоречия сталкиваются в душе героя этого стихотворения?

В стихотворении К.Д. Бальмонта «О, женщина, дитя, привыкшее играть» лирический герой испытывает противоречивые чувства. Герой влюблён и готов отдаваться своему чувству без остатка, несмотря на то, что терзает себя подозрениями о неискренности чувств любимой:

Всё, всё возьми себе – за взгляд очей прекрасных,

За слово лживое, что истины нежней.

Когда человек по-настоящему влюблен, он не хочет замечать ничего, кроме своей любви, потому что любовь делает его счастливым. Таков и герой Бальмонта:

А я тебя люблю, волнуясь и тоскуя!

Люблю и рвусь к тебе, прощаю и люблю,

Живу одной тобой в моих терзаньях страстных.

Противоречивость чувств лирического героя только подтверждает силу его любви, полностью завладевшей героем, заставляющей его мучиться и, несмотря на мучения, любить, потому что иначе он жить уже не может.

В каких произведениях отечественных поэтов звучит любовная тема и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением К. Д. Бальмонта?

Тема любви занимает ведущее место в русской поэзии. Любовь как страдание мы видим у Лермонтова. Любовь как возвышающее чувство звучит у Пушкина. Путь в мир, по Блоку, должен осуществляться при помощи любви.

Когда человек по-настоящему влюблен, он не хочет замечать ничего, кроме своей любви, потому что любовь делает его счастливым. Таков герой Бальмонта:

А я тебя люблю, волнуясь и тоскуя!

Люблю и рвусь к тебе, прощаю и люблю,

Живу одной тобой в моих терзаньях страстных.

Противоречивость чувств лирического героя только подтверждает силу его любви.

Похожие чувства находим и в стихотворении Владимира Маяковского «Лиличка!», адресованном Лиле Брик, роковой любви поэта. Герой рассказывает о своих чувствах. Стихотворение проникнуто глубоким лиризмом и нежностью, ведь адресат для поэта — сама жизнь:

ни один не радостен звон,

кроме звона твоего любимого имени.

Стихотворение «Я вас любил» Пушкина созвучно посланию Маяковского и признанию Бальмонта, несмотря на разность стиля, эпох. И Пушкин, и Маяковский, и Бальмонт готовы на все ради любимой, и даже если судьба приводит к расставанию, для них любимая остается образом светлым и желают они ей только добра. У Пушкина читаем:

Я вас любил так искренне, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

Маяковский любит, отдавая себя без остатка, и даже вслед уходящей возлюбленной готов «последней нежностью выстелить твой уходящий шаг».

Охваченный любовной страстью, лермонтовский Демон отрекается от самого себя и восклицает:

Я дам тебе все, все земное —

По накалу страстей эти слова созвучны строкам Маяковского: есть что-то демоническое в его поклонении возлюбленной:

Кроме любви твоей, мне

И у Бальмонта находим созвучное:

Люблю и рвусь к тебе, прощаю и люблю,

Живу одной тобой в моих терзаньях страстных,

Для прихоти твоей я душу погублю,

Всё, всё возьми себе.

Любовь — попытка найти выход из пустыни одиночества, создать гармонию в душе и мире.

Источник

Какое риторическое восклицание дважды звучит в стихотворении

3.1. В чём и почему находит утешение лирический герой стихотворения?

3.2. Какую роль в данном стихотворении играют риторические обращения и восклицание?

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание 3.1 или 3.2, а также задание 4.

Медлительно влекутся дни мои,

И каждый миг в унылом сердце множит

Все горести несчастливой любви

И все мечты безумия тревожит.

Но я молчу; не слышен ропот мой;

Я слёзы лью; мне слёзы утешенье;

Моя душа, пленённая тоской,

В них горькое находит наслажденье.

О жизни час! лети, не жаль тебя,

Исчезни в тьме, пустое привиденье;

Мне дорого любви моей мученье —

Пускай умру, но пусть умру любя!

Сопоставьте стихотворения А. С. Пушкина «Желание» и А. А. Фета «Нет, я не изменил. До старости глубокой…». В чём тематическая близость приведённых стихотворений?

При чтении обоих стихотворений возникают схожие чувства. С первых строк «Желания» А.С. Пушкина проникаешься грустью, которую испытывает лирический герой от несчастной любви:

И каждый миг в унылом сердце множит

Все горести несчастливой любви..

Однако у Пушкина скоро грусть сменяется светлым чувством, ведь герой принимает любовь такой, какая она есть, и счастлив от того, что ему выпала возможность любить.

Мне дорого любви моей мученье —

Пускай умру, но пусть умру любя!

− восклицает лирический герой. Любовь для него — это и мучение, и утешение одновременно, потому что только так можно жить полноценно.

. вот-вот тебя я узнаю;

И нежности былой я слышу дуновенье,

И, содрогаясь, я пою.

Та же жизнеутверждающая нота: как бы ни были порой мучительны любовные переживания, но именно любовь заставляет петь, жить, идти вперёд.

Таким образом, нельзя не заметить тематической близости стихотворений Пушкина и Фета.

3.1. При чтении стихотворения возникает двоякое чувство. С первых строк проникаешься грустью, которую испытывает лирический герой от несчастной любви:

И каждый миг в унылом сердце множит

Все горести несчастливой любви..

Однако скоро грусть сменяется светлым чувством, ведь герой принимает любовь такой, какая она есть, и счастлив от того, что ему выпала возможность любить.

Мне дорого любви моей мученье —

Пускай умру, но пусть умру любя!

− восклицает лирический герой. Любовь для него − это и мучение, и утешение одновременно, потому что только так можно жить полноценно.

3.2. Риторические обращения и восклицания используются для привлечения внимания читателя к особым моментам в повествовании. В стихотворении А.С. Пушкина «Желание» лирический герой обращается к текущему моменту своей жизни: «О, жизни час!». Этим обращением предвосхищается кульминационный итог размышлений, который выражен в форме риторического восклицания: «Пускай умру, но пусть умру любя!»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *