какое ремесло возобновляется на руси в конце 13 века

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Трансляции

Статистика

РУСЬ В КОНЦЕ 13-14 ВЕКАХ.

какое ремесло возобновляется на руси в конце 13 века КУЛИКОВСКАЯ БИТВА

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РУСИ

В социально-экономическом развитии Руси в 13 — 14 веке произошли серьезные перемены. После нашествия монголо-татар в Северо-Восточную Русь происходит восстановление хозяйства, вновь оживляется ремесленное производство. Наблюдается рост и увеличения экономического значения городов, которые в домонгольский период не играли серьёзной роли (Москва, Тверь, Нижний Новгород, Кострома).

Активно развивается крепостное строительство, возобновляется возведение каменных храмов. Сельское хозяйство и ремесло бурно развивается в Северо-Восточной Руси.

Происходит усовершенствование старых технологий и появление новых.

Подсечно-огневое земледелие продолжает вытесняться полевой пашней. Широко распространяется двуполье.

Активно строятся новые деревни. Увеличивается количество домашних животных, а значит увеличивается внесение органических удобрений на поля.

КРУПНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ НА РУСИ

Происходит рост вотчинных владений путём раздачи земель князьями своим боярам в кормление то есть в управление с правом сбора в свою пользу податей.

Со второй половины 14 века начинает быстро расти монастырское землевладение.

КРЕСТЬЯНСТВО НА РУСИ

Рядовое сельское население к 15 веку начинает именоваться крестьянами, позже этот термин закрепился в качестве его обобщенного названия. Крестьянин сидевший на земле с трехпольным оборотом имел в среднем 5 десятин в одном поле, следовательно 15 десятин в трех полях.

Богатые крестьяне брали дополнительные участки у вотчинников в черных волостях. Бедные крестьяне нередко не имели ни земли ни двора. Они жили на чужих дворах и назывались подворниками. Эти крестьяне несли барщинные повинности своим владельцам — распахивали и засеивали их землю, снимали урожай, косили сено. В счет оброка вносили мясо и сало, овощи и фрукты и многое другое. Все крестьяне уже были феодально зависимые.

Различали три категории крестьян:

общинные — работали на государственных землях, владельческие — эти могли уйти, но в четко ограниченные сроки (Филипов день 14 ноября, Юрьев день 26 ноября, Петров день 29 июня, Рождество 25 декабря) и лично зависимые крестьяне.

БОРЬБА МОСКОВСКОГО И ТВЕРСКОГО КНЯЖЕСТВ НА РУСИ

К началу 14 века сильнейшими княжествами Северо-Восточной Руси стали Московское и Тверское. Первым московским князем стал сын Александра Невского Даниил Александрович (1263-1303г). В начале 90-х годов Даниил Александрович присоединил к Московскому княжеству Можайск, а в 1300 г. отвоевал у Рязани Коломну.

Сын Даниила Юрий Данилович с 1304 года повел борьбу за великое Владимирское княжение с Михаилом Ярославовичем Тверским, получившим в 1305 году в Золотой Орде ярлык на великое княжение.

Поддержку московскому князю в этой борьбе оказал митрополит всея Руси Макарий.

какое ремесло возобновляется на руси в конце 13 века

митрополит всея Руси Макарий.

В 1317 году Юрий добился получение ярлыка на великое княжение, а спустя год в Золотой Орде главный враг Юрия Михаил Тверской был убит. Но в 1322 году князь Юрий Даниилович в наказание был лишен великого княжения. Ярлык был передан сыну Михаила Ярославовича Дмитрию Грозные Очи.

Великое княжение было передано брату Дмитрия Тверского — Александру. С ним же был послан ордынский отряд на Тверь. Бесчинства ордыцев вызвали восстание горожан, которое поддержал князь, в результате ордыцы были разгромлены.

ИВАН КАЛИТА

Эти события умело использовал новый московский князь Иван Калита. Он участвовал в карательной ордынской экспедиции на Тверь. Тверская земля была разорена. Великое Владимирское княжение было поделено между Иваном Калитой и Александром Суздальским. После смерти последнего ярлык на великое княжение почти постоянно находился в руках московских князей. Иван Калита продолжал линию Алекандра Невского в том, что держал прочный мир с татарами.

Он так же заключил союз с церковью. Москва становится центром веры, так как митрополит навсегда переехал в Москву и оставил Владимир.

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ПОЛУЧИЛ ПРАВО У ОРДЫ САМОМУ СОБИРАТЬ ДАНЬ, ЧТО ИМЕЛО БЛАГОПРИЯТНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ КАЗНЫ МОСКВЫ.

Также Иван Калита Увеличивал свои владения. У хана Золотой Орды покупались и выпрашивались новые земли. Были присоединены Галич, Углич и Белоозеро. Также некоторые князья добровольно входили в состав Московского княжества.

МОСКОВСКОЕ КНЯЖЕСТВО ВО ГЛАВЕ СВЕРЖЕНИЯ ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОГО ИГА РУСЬЮ

Политику Ивана Калиты продолжали его сыновья — Семен Гордый (1340-1359) и Иван 2 Красный (1353-1359). После смерти Ивана 2 московским князем стал его 9 летний сын Дмитрий (1359-1387). В это время ярлыком на княжение обладал Суздальско-Нижегородский князь Дмитрий Константинович. Между ним и группировкой Московского боярства развернулась острая борьба. На стороне Москвы выступил митрополит Алексей, фактически возглавивший московское правительство пока в 1363 году победу окончательно не одержала Москва.

Великий князь Дмитрий Иванович продолжал политику укпрепления Московского княжества. В 1371 году Москва нанесла крупное поражение Рязанскому княжеству. Продолжалась борьба и с Тверью. Когда в 1371 году Михаил Алексеевич Тверской получил ярлык на великое княжение владимирское и попытался занять Владимир, Дмитрий Иванович отказался повиноваться ханской воле. В 1375 году Михаил Тверской вновь получил ярлык на Владимирский стол. Тогда против него выступили почти все князья северо-восточной Руси, поддержав Московского князя в его походе на Тверь. После месячной осады город капитулировал. По заключенному договору Михаил признавал Дмитрия своим сюзереном.

В результате внутриполитической борьбы в Северо-Восточных Русских землях Московское княжество добилось ведущего положения в собирании русских земель и превратилось в реальную силу, способную противостоять орде и Литве.

С 1374 года Дмитрий Иванович прекратил выплату дани Золотой Орде. Большую роль в укреплении анти-татарских настроений сыграла русская церковь.

КУЛИКОВСКАЯ БИТВА

какое ремесло возобновляется на руси в конце 13 века

КУЛИКОВСКАЯ БИТВА

В 60-ее, 70-ее годы 14 века происходит усиливание междоусобиц внутри Золотой Орды. За два десятилетия появляются и исчезают до двух десятков ханов. Появлялись и исчезали временщики. Одним из таких, самым сильным и жестоким был хан Мамай. Он пытался собирать дань с русских земель, несмотря на то, что законным ханом был Тахтамыш. Угроза нового нашествия объединила основные силы Северо-Восточной Руси под главенством московского князя Дмитрия Ивановича.

В походе участвовали перешедшие на службу к московскому князю сыновья Ольгерда Андрей и Дмитрий. Союзник Мамая великий князь Ягайло опоздал прибыть на соединение с ордынским войском. Не присоединился к Мамаю и рязанский князь Олег Иванович, лишь формально вступившей в союз с Золотой Ордой.

6 сентября объединенное русское войско подошло к берегам Дона. Так впервые после 1223 года, со времен битвы на речке Калке, русские вышли в степь навстречу ордынцам. В ночь на 8 сентября русские войска по приказу Дмитрия Ивановича перешли Дон.

Сражение произошло 8 сентября 1380 года на берегу правого притока Дона р. Неправды, в местности, носившем название Куликова поля. Вначале ордынцы потеснили русские полка. Тогда по ним ударил засадный полк под командованием Серпуховского князя. Ордынское войско не выдержало натиски свежих русских сил и обратилось в бегство. Битва превратилась в преследование отступающего в беспорядке врага.

ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ

Историческое значение Куликовской битвы было огромным. Основные силы Золотой Орды были разгромлены.

В СОЗНАНИИ РУССКИХ ЛЮДЕЙ УКРЕПИЛАСЬ МЫСЛЬ, ЧТО ОБЪЕДИНЕННЫМИ СИЛАМИ МОЖНО ОДОЛЕТЬ ОРДУ.

Победа над Мамаем укрепила авторитет Москвы, как центра объединения разрозненных русских княжеств.

Князь Дмитрий Иванович получил от потомков почетное прозвище Донской и оказался в политической роли общерусского князя. Необычно возрос его авторитет. Во всех русских землях усилились воинственные анти-татарские настроения.

ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ

Прожив всего неполных четыре десятка лет, Дмитрий Донской сделал многое для Руси начиная с юного возраста и до конца дней своих, Дмитрий Донской был непрерывно в заботах, походах и хлопотах. Приходилось ему бороться и с Ордой и с Литвой и с русскими соперниками за власть, политическое первенство.

Улаживал князь и церковные дела. Дмитрий получал благословение игумена Сергия Радонежского, неизменной поддержкой которого он всегда пользовался.

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

Заметную роль, причем не только в церковных, но и в политических делах играли церковные пастыри. Троицкого игумена Сергия Радонежского необычно уважали в народе. В Троицко-сергиевым монастыре, который был основан Сергием Радонежским, культивировались строгие порядки согласно общежительному уставу.

какое ремесло возобновляется на руси в конце 13 века

Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского

Эти порядки стали образцом и для других обителей. Сергий Радонежский звал людей к внутреннему совершенствованию, житью по Еванглею. Он укрощал распри, примерял князей, которые соглашались подчиниться великому князю московскому.

НАЧАЛО ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ

Начало государственного объединения русских земель началось с возвышения Москвы. 1-м этапом объединения можно по праву считать деятельность Ивана Калиты, который покупал земли у ханов и выпрашивал их. Его политику продолжали его сыновья Семен Гордый и Иван 2 Красный.

Они включили в состав Москвы Кастрому, Дмитров, Стародубские земли и часть Калуги. 2-й этап деятельность Дмитрия Донского. Он 1367 году возвел белые стены и укрепления вокруг Москвы. В 1372 году добился от рязани признание зависимости, разгромил Тверское княжество. К 1380 году 13 лет не платил дань Золотой Орде.

Источник

Город. Развитие ремесла в 14 — 15 веках

Город. Развитие ремесла в 14 — 15 веках

На протяжении 14 — 15 веков росли русские города. В наиболее крупных из них проводились работы по благоустройству. В Новгороде и Москве настилались деревянные мостовые, применялась довольно сложная система дренажных сооружений.

В 14 веке получило развитие литейное дело, пришедшее в упадок в связи с нашествием монголов. Распространенным видом этого ремесла было литье колоколов. Судя по упоминанию летописи, 1382 году на Руси уже были пушки. В 15 веке на Руси получил известность тверской пушечный мастер Микула Кречетников, вместо ковки железных пушек начавший отливать медные орудия. В 1483 году русский мастер Яков отлил в Москве 16-пудовую пушку. В 80-х годах 15 века в Москве имелась особая Пушечная изба, где производилось литье пищалей.

Потребности феодальной знати обслуживало ювелирное ремесло. Сохранившиеся от 14 — 15 веков золотые пояса, иконы, переплеты книг, золотая и серебряная посуда свидетельствуют о высоком мастерстве русских ювелиров в области ковки, чекана, гравировки, черни и художественного литья. В ряде русских княжеств в середине 14 века начался чекан серебряной монеты, в связи с чем выделился особый вид ремесла — денежное дело. На большой круг заказчиков и на рынок были рассчитаны кожевенное и сапожное ремесла. Снова получило развитие гончарное ремесло. Мастера выделывали разнообразные виды посуды, а также глиняные игрушки, изготовляли строительные материалы, потребность в которых возросла с развитием зодчества.

В 14 веке происходило строительство каменных церквей в Москве, Твери и других городах. Каменные здания возводились преимущественно из белого камня. Московские зодчие Василий Ермолин и другие достигли высокой степени мастерства. В середине 15 века стала применяться забытая техника постройки кирпичных зданий. В городах устраивались башенные часы с боем. Такие часы в начале 15 века были сделаны в Москве.

Увеличивалось количество мастеров, специализировавшихся в области «книжного дела».

Труд русских ремесленников имел большое значение в деле восстановления разрушений, произведенных татаро-монгольскими завоевателями, в подготовке экономических предпосылок образования Русского централизованного государства. Ремесленники работали не только на дому, но и по найму. Число городских ремесленников росло за счет притока беглых крестьян и холопов. В городе часть их переходила в разряд тяглых посадских людей.

Городские ремесленники имели свои организации. Ремесленники отдельных профессий занимали целые улицы. Формами ремесленных объединений являлись иногда и территориальные подразделения внутри городов. Можно предполагать, что и на Руси существовал обычай, по которому требовался экзамен на звание мастера с представлением «урочных» изделий. В 14 — 15 веках среди ремесленников наблюдалось имущественное расслоение. Некоторые из них являлись даже кредиторами князей. В то же время рядовая масса ремесленников жила в бедности и многие из них попадали в долговую кабалу.

Источник

Ремесло 9-13вв. Презентация к уроку культура руси 9-13вв.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

какое ремесло возобновляется на руси в конце 13 века

Описание презентации по отдельным слайдам:

На Руси к XII веку насчитывалось свыше 60 ремесленных специальностей. Древнерусские ремесленники производили более 150 видов железных и стальных изделий. Эта продукция играла важную роль в развитии товарных связей городов с сельской местностью. В древнерусских городах были развиты такие виды ремёсел как гончарное, кожевенное, древо-дельное, камнетёсное и т. д. Своими изделиями Русь завоевала известность в тогдашней Европе. В городах ремесленники работали как на заказ, так и на рынок.

основывалась на металлургическом производстве, о высоком уровне развития которого свидетельствует применение ремесленниками сварки, литья, ков и металла, наварки и закалки стали. Часть ремёсел основывалась на металлургическом производстве, о высоком уровне развития которого свидетельствует применение ремесленниками сварки, литья, ковки, наварки и закалки стали. Часть ремёсел

Кузнецы. Самым почитаем на Руси было ремесло кузнеца, она считалась самой тяжёлой в славянском поселении. Ему приходилось работать рядом с раскалённой печью, в кузнице всегда было жарко. Сырьём для получения железа служили болотная, озёрная и дёрновая руды. Лом, клещи, молот, наковальня и горн были основными орудиями кузнеца.

Русские кузнецы производили самые Разнообразные предметы из металла: лопаты, лемеха. Ножи, долота. сковорды, удила. Ножи, ножницы и многое другое.

Изделия кузнечного ремесла получили высокую оценку не только на Руси, затейливые висячие замки с ключами сложного рисунка находили сбыт в соседних странах под названием «русских» замков.

Ювелиры Показателем высокого развития ремесла было и ювелирное производство. Ювелиры удовлетворяли потребности широких слоёв населения в украшениях, а также изготовляли предметы роскоши для знати и утварь для церкви.

Ювелирное ремесло X –XIIвв. Не ограничивалось литейным производством. Ковка, чеканка, чернь, зернь, скань, эмаль в руках русских мастеров давали изумительные образцы художественных изделий.

Скань (от старославянского глагола «съкати» — сучить, свивать в одну нить несколько прядей), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебрянной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.

Близкой к скани была зернь. Зернь — мелкие золотые, платино- вые или серебряные шарики диаметром от 0,4 мм, которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени. Эта техника Стала использоваться в Древней Руси с IX—X веков, обычно вместе с эмалью.

Чернь(см. чёрный цвет) — прием затемнения, заполнения чёрной краской какой-либо поверхности, гравированных или естественных углублений на металле, камне, дереве. Чернью называют также собственно чёрную краску, которая служит этим целям (сравн. сграффито; скальоло; шварцлот). Для чернения серебряных изделий обычно применяли порошок из смеси серебра, меди, свинца, олова и серы с добавлением буры. Русские мастера добавляли еловую смолу и чёрную краску (см. великоустюжские эмали, чернёвые и финифтяные изделия; Дагестан; кубачинские художественные ремесла). Термины «чернь», «поче́рнь» или «че́рнеть» использовали древнерусские иконописцы и фрескисты

Самый ювелирной технологии во времена Киевской Руси можно считать эмаль – финифть. Фини́фть (др.-рус. финиптъ, химипетъ, из ср. греч. χυμευτόν, то же от χυμεύω — «смешиваю») — особый вид прикладного искусства, в котором используется эмаль (в качестве основного материала) в сочетании с металлом.

Для ее изготовления на поверхности золотых предметов втискивались контуры рисунка, в которые затем впаивалися золотые перегородки. Промежутки заполнялись разноцветными порошками особого химического состава, после чего изделие подвергали термической обработке. Медленно расплавляясь, такие порошки образовывали изысканную поверхность нужного рисунка. Высоким мастерством отличаются миниатюры в отдельных рукописных книжных произведениях того времени.

Гончары Большая группа ремесленни- ков занималась гончарным делом. Гончарная глиняная посуда была основной в хозяйстве древнерусского человека. Уже в IXв. в Древней Руси преобладала посуда, сделанная на гончаром круге. Посуда орнаментовалась, сушилась, а потом обжигалась.

Сосуды различных размеров и разного назначения: для варки пищи, для хранения зерна и мёда. Изготавливались плошки, крынки, чашки, блюда, светильники, кувшины, жбаны и различные глиняные игрушки.

«Древодели» Широкое распространение в Древней Руси получила обработка дерева. В источниках неоднократно упоминаются «древодели», т.е. плотники. Они имели разнообразные строительные инструменты: топоры, рубанки, молотки, пилы, долота и др. С их помощью мастера рубили избы, делали городские укрепления, мосты и деревянные поделки.

Изделия бондаря – бочки, ведро, ладья

Особую группу ремесленников составляли люди, занятые изготовлением одежды, тканей, обработкой кожи. Прядением льна и шерсти занимались женщины. О прядении и ткачестве говорится в летописях: «достав шерсть и лён, делает всё необходимое руками своими.» Ткачи

Ткацкий станок у восточных славян был в каждой семье. Долгими зимними вечерами славянки занимались прядением и ткачеством

Узоры на одежде славянки. Традиционно для вышивки использовался красный цвет ниток

Корзина, туесок, лапти – эти изделия изготавли- вали мужчины в зимнее время, когда не было полевых работ.

Использованные ресурсы 1. Рыбаков, Б.А. Ремесло древней Руси / Б.А. Рыбаков. — М.: Издательство АН СССР, 1948. 2.СахаровА.М., МуравьёвА.В., Очерки истории русской культуры 9-17вв., М., Просвещение.1984. 3.https://ru.wikipedia.Ремёсла Древней Руси. 4.https://yandex.ru/images/search?imgХудожественное ремесло.

какое ремесло возобновляется на руси в конце 13 века

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

какое ремесло возобновляется на руси в конце 13 века

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

какое ремесло возобновляется на руси в конце 13 века

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

какое ремесло возобновляется на руси в конце 13 века

Номер материала: ДБ-024012

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

какое ремесло возобновляется на руси в конце 13 века

какое ремесло возобновляется на руси в конце 13 века

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

какое ремесло возобновляется на руси в конце 13 века

Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно

Время чтения: 2 минуты

какое ремесло возобновляется на руси в конце 13 века

Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ

Время чтения: 1 минута

какое ремесло возобновляется на руси в конце 13 века

В Туве предложили ввести антиковидные паспорта для школьников

Время чтения: 2 минуты

какое ремесло возобновляется на руси в конце 13 века

Российские педагоги чаще всего жалуются на излишнюю отчетность и низкую зарплату

Время чтения: 2 минуты

какое ремесло возобновляется на руси в конце 13 века

В Иркутской области продлили школьные каникулы

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Культура Древней Руси в XIII-XIV вв: развитие ремесел

Культурное, историческое и политическое объединение Древней Руси произошло в IX в. Развиваются ремесла, осваиваются новые техники обработки земли, постройки зданий. Непрерывный процесс культурного развития прекращается в XII в. (монголо-татарское завоевание Руси) и возобновляется только ближе к концу века XIII (частичное освобождение от ига).

Культурное развитие в XIII в.

Вплоть до начала XIV в. ни о каком значительном развитии культуры на Руси говорить не приходилось. Лучшие ремесленники, зодчие, живописцы были угнаны в Золотую Орду, секреты многих ремесел были утрачены. Но в это время развивается устное народное творчество (появляются песни, былины и сказания), продолжают писать летописи, возникает новое направление в летописании – житие (Житие Святого Александра Невского, Сергия Радонежского). В XIII грамотными были священники и некоторые горожане. Писали на берестяных грамотах (обнаружены в Новгороде), выделанной коже, пергаменте.

В конце XIII в. наблюдается глубокое культурное падение и обнищание Северо-Восточных русских земель – селения пустеют, горожане голодают, культурная жизнь сосредотачивается в основном вокруг монастырей. На юге и западе Руси, наоборот, наблюдается подъем. Так в Галицко-Волынском княжестве значительных успехов добились в развитии рукописного книжного дела. Мастера создавали прекрасные книги в роскошных переплетах с миниатюрами. Развивается летописание и зодчество. В одном только Галиче археологи нашли не менее тридцати построек из камня. В летописях прославляют подвиги русских князей.

Культура Руси в XIV в.

В XIV в. центром Древней Руси становится Москва. Постепенное объединение русских земель вокруг Москвы при Иване Калите и его приемниках становится толчком для развития русской культуры. Постепенно восстанавливаются города, увеличивается количество каменных построек, грамотных людей, мастеров, изменяется манера письма и создания литературных и живописных произведений.

Летописание и литература

Ценнейшим литературным источником, дошедшим до наших дней, считается повесть «Задонщина». Она написана под влиянием Куликовской битвы, прославляет подвиг Дмитрия Донского и сопровождавших его князей. Автор ее неизвестен. Интересным историческим и литературным памятником является сказание «О нашествии хана Тохтамыша на Москву.

В XIV в. продолжают составлять летописи, все чаще в них появляется указание на необходимость держаться вместе, сохранять единство Руси. Центром летописания по-прежнему являются монастыри. Книги все еще переписываются от руки, но в конце XIV в. на смену дорогому пергаменту приходит более дешевая бумага. Это делает летописи более доступными. В домах князей и богатых бояр появляются собственные библиотеки.

Живопись

Манера создания картин и фресок была перенята русскими мастерами от мастеров Византийских, поэтому долгое время русская живопись не содержала самобытных, присущих русскому духу элементов. Со стен храмов на православных взирали мрачные, осуждающие каждый их поступок лики святых. Значительные изменения в этом направлении искусства произошли с появлением Андрея Рублева. Написанные им фрески обладают удивительной живостью, лица святых простые и одновременно одухотворенные, они близки по духу русскому человеку. Лучшим произведением живописца считается «Троица», написанная для украшения иконостаса Троице-Сергиева монастыря. В картине живо передана любовь к человеку, стремление передать его подлинные черты и чувства. Андреем Рублевым были расписаны стены Благовещенского и Успенского соборов.

Выдающимся живописцем был Феофан Грек. Его самые известные работы — «Успение Богоматери», «Умиление». Они созданы в небогатой цветовой гамме, но отличаются особой яркостью и экспрессивностью.

Зодчество

Известнейшими творениями русских зодчих XIV в. считаются Успенский собор (Москва), Благовещенский собор (Псков) и Грановитая палата. Большинство каменных построек оставались небольшими по размеру. Для строительства использовали белый тесанный камень. Особого мастерства в использовании камня для строительства простых зданий не требовалось, но для сооружения грандиозных храмовых комплексов нужны были опытные мастера. Для обучения собственных зодчих князья приглашали заграничных архитекторов.

Крестьянская изба, быт простого народа

Крестьяне жили в простой деревянной избе, топившейся по-черному. Изба состояла из одной комнаты (горница), в которой располагалась кухня, спальное место, печь, являвшаяся еще и спальным местом. Вечером избу освещали свечи или лучины. Днем свет проникал через маленькие окна. Их затягивали бычьими пузырями или куском вымоченного в масле холста. Зимой в избе жили еще и животные – поросята, телята, гуси. Пол устилали домотканые дорожки. Посуда в доме чаще всего была деревянной или глиняной.

Крестьяне и бедные горожане одежду шили себе сами. Материалом служил домотканый холст. Зимнюю одежду шили из овчины и грубого сукна. Обувь плели из лыка, зимой носили валенки. В семье все подчинялись старшему в роду – деду, отцу, мужу.

Бояре и князья жили в хоромах из нескольких горниц, отапливаемых с помощью печи, имевшей дымоход. Одежда их была теплее и богаче, украшена камнями и драгоценностями.

Культура Древней Руси в 13-14 вв. не отличалась особым разнообразием, но повсеместно появлялись новые ремесла, развивалось летописание, простые люди обучались грамоте. Это все создало предпосылки для дальнейшего всплеска культурного развития в 15-16 вв, когда начинают печатать книги и строить величественные соборы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *