какое развитие у человека прямое или непрямое
Виды постэмбрионального развития: прямое, непрямое, отличительные черты
Что такое постэмбриональное развитие
Вслед за эмбриональным развитием организмов наступает постэмбриональный период.
Постэмбриональным (постнатальным) развитием называется процесс онтогенеза живого организма, который начинается с рождения или выхода из яйцевых оболочек и продолжается до самой смерти.
С точки зрения биологии, вся жизнь человека с самого рождения — это постэмбриональный период развития индивида.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Постэмбриональное развитие всегда характеризуется ростом организмов. В зависимости от вида живые организмы могут расти в течение определенного срока или всю жизнь.
По типу роста животные делятся на две группы:
В биологии выделяют два вида постэмбрионального развития:
Прямое развитие
Прямое развитие происходит тогда, когда появляется живой организм, во всем похожий на взрослую особь, но меньшего размера. Дальнейший онтогенез таких организмов состоит из:
Присуще животным с внутриутробным и яйцекладным типом онтогенеза: птиц, пресмыкающихся, млекопитающих, некоторых видов беспозвоночных (пауков, малощетинковых червей и др.).
Непрямое развитие (с метаморфозами)
Непрямое развитие характеризуется появлением организма (личинки), который по своему строению, внешнему виду и образу жизни разительно отличается от взрослых организмов своего вида. Чтобы личинка стала выглядеть как взрослая особь, в ее организме должен произойти ряд метаморфоз.
Метаморфозами называют быстрые изменения, происходящие при переходе от стадии личинки к формированию взрослой особи.
Непрямое развитие у насекомых бывает двух видов:
Процесс непрямого постэмбрионального онтогенеза характерен для большинства беспозвоночных (насекомых, плоских червей, двустворчатых моллюсков и др.), а также для земноводных и рыб.
Основные периоды развития человека
В постэмбриональном развитии человека четко прослеживаются 3 основных периода:
Ювенильный
Длится с рождения и до 21 года у девушек и до 22 лет у юношей. В нем можно выделить несколько стадий:
Новорожденный
Периодом новорожденности называют первый месяц внеутробной жизни ребенка. В это время все системы организма приспосабливаются к новой среде. Малышу помогают в этом врожденные рефлексы. Он еще пытается сохранять позу эмбриона. Большую часть времени ребенок на первом месяце жизни проводит во сне.
Грудной
Возраст ребенка с 1 до 12 месяцев.
На этой стадии развития происходят активные изменения в двигательном аппарате малыша. В 1 месяц ребенок пытается распрямить ножки; в 1,5 — учится держать головку, в 6–9 месяцев — приобретает навыки сидения, к 12 — большинство детей осваивает первые шаги. Повышенная двигательная активность ускоряет обмен веществ и регулирует нервную систему ребенка.
В этот период у ребенка стремительно развивается психика. На 2 месяце жизни малыш пытается улыбнуться, в 4 — может хватать предметы и сосать их, узнавать людей, с 6 месяцев ребенок начинает понимать отдельные слова и фразы. С 6 до 12 месяцев совершенствуются его органы чувств и моторика.
Развитие ребенка в грудной период — это индивидуальный процесс, который зависит от множества факторов. У одних детей навыки развиваются чуть раньше указанных сроков, у других — позже.
Раннее детство
Период с года до трех лет.
Важнейший этап в психофизиологическом развитии ребенка, который характеризуется активным ростом, привыканием ко взрослой пище, формированием основных свойств личности. Это время бурного психоэмоционального и речевого развития. Ребенок способен испытывать весь спектр человеческих эмоций, а процесс познания мира и приобретения навыков строится на подражании взрослым людям.
Дошкольный
Возрастной период с трех до семи лет.
Время интенсивного развития мозга. Малыш любознателен, активно познает мир, стремится к общению с другими детьми. Важным элементом приобретения навыков и познания окружающего мира является игра.
Школьный
Период развития ребенка от семи до семнадцати лет делится на 3 этапа:
Юношеский
Завершающая стадия ювенильного периода, характеризующая развитие подростков в период с 17 до 21-22 лет.
Человек достигает физиологической, социальной и психологической зрелости.
Зрелый
Зрелый период подразделяется на две стадии:
До 35 лет
Период с 21-22 до 35 лет характеризуется остановкой интенсивного роста организма, наступлением физиологической зрелости. Эта стадия развития связана с деторождением и репродуктивной функцией человека, люди создают семьи, обзаводятся детьми.
От 35 до 60 лет
В организме человека начинают происходить физиологические изменения, замедляется обмен веществ. После 45 лет происходят значительные изменения в функционировании эндокринной системы. А после 50 лет в организме запускаются процессы, которые являются началом старения.
Период старения
Старение живых организмов — это закономерность биологического процесса, которая заключается в деградации и разрушении систем организма. От старости у человека страдают как физиология, так и психика.
Период старения — это стадия в развитии человека, которая начинается с 55 лет у женщин и с 60 — у мужчин и длится до самой смерти.
Выделяют 3 возрастные группы людей, находящихся в этом возрасте:
Чем старше становится человек, тем слабее становятся все функции в его организме.
Признаки старения делятся на:
К внешним признакам старости относятся:
Внутренние признаки старения:
Биологическое значение постэмбрионального развития
Основное значение постэмбрионального онтогенеза заключается в репродуктивной функции организмов. В связи с этим иногда периоды постнатального развития называют:
Главная задача любого живого организма — созреть, дать потомство, вырастить его и умереть, освободив место на планете для других организмов.
Постэмбриональное развитие
Период от выхода организма из яйцевых оболочек или рождения до смерти называется постэмбриональным. Мы с вами находимся в этом периоде. Для него характерен дальнейший рост и развитие организма.
У животных рост ограничен, у растений и грибов возможен неограниченный рост (он ограничен лишь условиями среды, субстратом).
Особенно активный рост и развитие организма, половое созревание.
Функционирование взрослого, сформированного организма. Размножение.
Постепенное угасание процессов жизнедеятельности, старение.
Прямое и непрямое развитие
В этом случае взрослая особь отличается от молодой только бо́льшими размерами. Молодая особь ведет тот же образ жизни, что и взрослая. Такой тип развития свойственен наземным позвоночным.
Непрямое развитие отличается от прямого тем, что из яйца появляется личинка, которая сильно отличается от взрослой особи. Непрямой тип развития характерен, например, для всех насекомых.
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Биология. 10 класс
Конспект урока
Урок 12. «Постэмбриональное развитие организма. Определение пола. Саморегуляция и гомеостаз. Стволовые клетки.»
3. Перечень вопросов, рассматриваемых в теме;
На этом уроке будут раскрыты особенности периодов онтогенеза организмов.Вы познакомитесь с характеристикой и значением ювенильного, пубертатного и сенильного периодов в жизни человека и животных. Узнаете о прямом и непрямом развитии. Механизмы регуляции процессов становления организма. Как гормоны влияют на организм. А ещё мы узнаем о новых победах в борьбе с болезнями и старением организма.
4. Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке);
Онтогенез, типы онтогенеза, эмбриональный и постэмбриональный периоды, метаморфозпериоды постэмбрионального развития: ювенильный, пубертатный, старение; прямое и непрямое развитие.
5. Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц);
Учебник «Биология.10-11класс», созданный под редакцией академика Д. К. Беляева и профессора Г. М. Дымшица / авт.-сост. Г.М. Дымшиц и О.В. Саблина.- М.: Просвещение, 2018г., стр.75-78
1.А.А.Кириленко «ЕГЭ. Биология. Раздел «Генетика» , Учебно- методическое пособие.- Ростов н/Д: Легион, 2009г. С 68-70
2.А.Скворцов, А. Никишов, В. Рохлов. Универсальное учебное пособие. Биология, 6-11 классы
Школьный курс. М. «АСТ-Пресс», 2000 г.стр. 394-395
3.О.Л.Ващенко»Биология. Интерактивные дидактические материалы. 6-11 классы (+CDpc)
6. Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии);
7. Теоретический материал для самостоятельного изучения;
Онтогенез – индивидуальное развитие организма. Делится на два периода.
Постэмбриональное развитие – период от рождения или выхода их яйцевых оболочек до смерти организма.
Подразделяется на три периода – ювенильный, пубертатный и период старения.
Первый период, ювенильный, продолжается до окончания полового созревания.
Мало кто задумывается о том, что каждый этап жизни имеет свое название. Так, науке известно эмбриональное и постэмбриональное развитие. Данные периоды сильно отличаются друг от друга и имеют разные характеристики
Тот момент, когда эмбрион покидает плодные оболочки, является переходным из эмбрионального периода в постэмбриональный. В народе это время называется рождением. Стоит отметить, что у разных живых организмов данный процесс сильно отличается. Виды развития живого организма
Постэмбриональный период может характеризоваться двумя видами развития. Науке известно прямое и непрямое преобразование живого организма. Прямое развитие К данному виду относится преобразование организма, который очень похож на взрослый. Так, постэмбриональное развитие человека имеет прямой вид. Сюда же можно отнести развитие животных и некоторых пресмыкающихся. После появления на свет эмбрион очень сильно похож на взрослый организм. Однако он отличается размерами и отсутствием навыков. характеристика постэмбрионального периода
Непрямое развитие, или метаморфоз. Постэмбриональный период может иметь непрямой вид (метаморфоз). В этом случае из плодных оболочек появляется организм, который сильно отличается от взрослого. Сюда можно отнести некоторых беспозвоночных, моллюсков и пресмыкающихся. В качестве примера можно взять обычную бабочку. Постэмбриональное развитие организма в этом случае характеризуется нахождением в виде личинки. Лишь после этого бабочка становится похожей на взрослую особь. постэмбриональное развитие человека Характеристика постэмбрионального периода (прямое развитие) Как уже говорилось выше, сразу после того, как новый организм покидает плодные оболочки, начинается новый этап в развитии.
Постэмбриональное развитие человека делится на несколько ступеней. Завершающим этапом является половое созревание. Рассмотрим основные ступени постэмбрионального периода.
1. Первый этап развития: от рождения до полугода На этом этапе малыш приспосабливается к новой окружающей среде. Он учится слышать и фокусировать свой взгляд на определенных вещах. Питание на этой ступени развития исключительно жидкое. Малыш еще не может самостоятельно кушать взрослую пищу и полностью зависит от матери. Некоторые дети более быстры в развитии, чем остальные. Они переходят на следующую степень постэмбрионального периода быстрее. Так, некоторые малыши в полгода уже могут стоять, сидеть и ползать. Однако это лишь физические навыки. Науке неизвестен еще случай, когда ребенок на данном этапе начал изъясняться понятным взрослому языком. Стоит отметить, что многие животные и пресмыкающиеся, которые проходят прямой путь постэмбрионального развития, живут примерно так же. Однако у них данный период может проходить гораздо быстрее, чем у человека.
2. Второй этап развития: до одного года На этом этапе маленький человек учится сидеть ползать и ходить. Данная ступень характеризуется приобретением физических навыков. Также молодой организм начинает постепенно привыкать к новой пище. Многие детки на этом этапе начинают издавать новые звуки. Так они учатся разговаривать на понятном взрослому человеку языке. Если ребенок развивается быстрее, то на данном этапе он может уже говорить некоторые слова или даже простые предложения. Пресмыкающиеся и животные в этот период уже полностью готовы ко взрослой жизни. Они сами могут добывать себе еду и уже не зависят от взрослых особей. постэмбриональный период
3. Третий период: рост и обучение Человеческий организм характеризуется самым длительным постэмбриональным развитием. На данной ступени ребенок уже вполне может сам себя обслуживать, однако прожить без родителей ему еще очень трудно. В обычной жизни дети на этой ступени посещают дошкольные, а потом и школьные учреждения. Они растут, развиваются и обучаются всему, что пригодится им во взрослой жизни. Млекопитающие и животные на этом этапе уже полностью прошли постэмбриональный период и считаются взрослыми особями.
4. Четвертый период: половое созревание Итак, какое развитие называют постэмбриональным, вы уже знаете. У человека оно заканчивается примерно в 16-20 лет. На данной ступени начинают работать важные части организма. Гипофиз и надпочечники вырабатывают определенные гормоны. У женщин начинают функционировать яичники и появляется менструация. Мужчины же приобретают половую зрелость и способны продолжать свой род. Завершается постэмбриональный период переходом во взрослую жизнь. Человек уже в состоянии самостоятельно жить и создавать собственную семью.
Подведение итогов и заключение теперь вам известно, какое развитие называют постэмбриональным. Стоит отметить, что непрямое преобразование происходит значительно быстрее, нежели прямой постэмбриональный период. Человек претерпевает самое долгое течение данного этапа. Однако человеческие навыки позволяют выжить даже в самых трудных условиях. Этого нельзя сказать о пресмыкающихся или животных. За развитием человека в постэмбриональном периоде следят некоторые врачи: педиатр, невролог и другие. Также особенно внимательно наблюдают родители малыша. Каждый человек должен знать, что такое постэмбриональный период.
8. примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий).
Выделите цветом правильные утверждения в тексте
Тип вариантов ответов: (Текстовые,Графические, Комбинированные):
1)Онтогенез – процесс индивидуального развития живых организмов.
2) Внутриутробное развитие заканчивается выходом особи из яйца.
3)Метаморфоз – это процесс превращения личинки во взрослую особь.
4) Образование плаценты характерно для яйцекладущих животных.
5)В онтогенезе выделяют эмбриональный и постэмбриональный периоды.
6) Головастик – личиночная стадия развития лягушки.
7) Постэмбриональный период начинается с оплодотворения.
1)Онтогенез – процесс индивидуального развития живых организмов.
2) Внутриутробное развитие заканчивается выходом особи из яйца.
3)Метаморфоз – это процесс превращения личинки во взрослую особь.
4) Образование плаценты характерно для яйцекладущих животных.
5)В онтогенезе выделяют эмбриональный и постэмбриональный периоды.
6) Головастик – личиночная стадия развития лягушки.
7) Постэмбриональный период начинается с оплодотворения.
Выделите цветом правильные утверждения в тексте
Тип вариантов ответов: (Текстовые,Графические, Комбинированные):
1)Онтогенез – процесс индивидуального развития живых организмов.
2) Внутриутробное развитие заканчивается выходом особи из яйца.
3)Метаморфоз – это процесс превращения личинки во взрослую особь.
4) Образование плаценты характерно для яйцекладущих животных.
5)В онтогенезе выделяют эмбриональный и постэмбриональный периоды.
6) Головастик – личиночная стадия развития лягушки.
7) Постэмбриональный период начинается с оплодотворения.
1)Онтогенез – процесс индивидуального развития живых организмов.
2) Внутриутробное развитие заканчивается выходом особи из яйца.
3)Метаморфоз – это процесс превращения личинки во взрослую особь.
4) Образование плаценты характерно для яйцекладущих животных.
5)В онтогенезе выделяют эмбриональный и постэмбриональный периоды.
6) Головастик – личиночная стадия развития лягушки.
7) Постэмбриональный период начинается с оплодотворения.
Соберите мозайку, что бы получился ответ на вопрос «Как называется процесс превращения личинки во взрослую особь?»
Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):
Какое развитие у человека прямое или непрямое
Биология | ЕГЭ 2022 | Вебиум запись закреплена
ПРЯМОЕ И НЕПРЯМОЕ РАЗВИТИЕ
Многие студенты обходят стороной эту тему, она кажется им сложной. Но не бойся! Сегодня мы расскажем всё максимально просто и разложим информацию по полочкам
ПРЯМОЕ РАЗВИТИЕ
• Рождение особей, которые похожи по строению на взрослый организм.
• Потомство отличается от взрослой особи только размерами, пропорциями и недоразвитием некоторых органов.
• Характерно для пресмыкающихся, птиц, млекопитающих и некоторых беспозвоночных.
НЕПРЯМОЕ РАЗВИТИЕ
• Рождение особей, которые по строению и образу жизни отличаются от взрослых организмов. Дальнейшее развитие с МЕТАМОРФОЗОМ.
• Из яйца выходит личинка, которая устроена проще взрослого организма.
• Личинки и взрослые особи занимают разные экологические ниши — это снижает внутривидовую. конкуренцию
• Характерно для некоторых насекомых и земноводных.
Непрямое развитие насекомых делится на 2 варианта:
1) С НЕПОЛНЫМ превращением (метаморфозом)
Делится на 3 стадии:
• яйцо
• личинка
• имаго (взрослая особь)
Отряды насекомых:
• стрекозы
• таракановые
• прямокрылые (кузнечики)
• полужесткокрылые (клопы)
2) С ПОЛНЫМ превращением (метаморфозом)
Делится на 4 стадии:
• яйцо
• личинка
• куколка
• имаго (взрослая особь)
Отряды насекомых:
• перепончатокрылые (пчелы)
• жесткокрылые (жуки)
• чешуекрылые (бабочки)
• двукрылые (мухи)
• блохи
Если у тебя есть классная запоминалка отрядов насекомых, то можешь поделиться ей в комментариях
Постэмбриональное развитие
Постэмбриональное развитие начинается с момента рождения или выхода организма из яйцевых оболочек и продолжается вплоть до смерти живого организма. Постэмбриональное развитие сопровождается ростом. При этом он может быть ограничен определенным сроком или длиться в течение всей жизни.
Различают 2 основных типа постэмбрионального развития:
При развитии с метаморфозом из яйца появляется личинка, порой внешне совершенно не похожая и даже отличающаяся по ряду анатомических признаков от взрослой особи. Часто личинка ведет иной образ жизни по сравнению со взрослыми организмами (например, бабочки и их личинки гусеницы). Она питается, растет и на определенном этапе превращается во взрослую особь, причем этот процесс сопровождается весьма глубокими морфологическими и физиологическими преобразованиями. В большинстве случаев организмы не способны размножаться на личиночной стадии, однако существует небольшое кол-во исключений. Например, аксолотли-личинки хвостатых земноводных амбистом-способны размножаться, при этом дальнейший метаморфоз может и не осуществляться вовсе. Способность организмов размножаться на личиночной стадии называется неотенией.
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Постэмбриональное развитие» в других словарях:
ПОСТЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ — ПОСТЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, развитие организма после рождения или после вы» лупления из яйца. У низших животных П. р. бывает сравнительно длительным и сопровож дается весьма значительными преобразованиями. Т. к. в этом случае молодое… … Большая медицинская энциклопедия
ПОСТЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ — (от лат. post после, позже и эмбрион), период развития животных организмов после выхода из оболочек или рождения до половозрелости. Продолжительность П. р. у человека составляет 13 16 лет. П. р. может включать осн. процессы органогенеза, роста и… … Биологический энциклопедический словарь
постэмбриональное развитие — развитие организма после рождения … Большой медицинский словарь
Постэмбриональное развитие — (от лат. post после и греч. émbryon зародыш) послезародышевое развитие, период онтогенеза многоклеточных животных, следующий за периодом зародышевого развития (См. Зародышевое развитие) и заканчивающийся обычно наступлением половой… … Большая советская энциклопедия
постэмбриональное — развитие [лат. post после + эмбриональный] – развитие организма после рождения или после вылупления из яйца Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007 … Словарь иностранных слов русского языка
Развитие — биологическое: 1) необратимый, закономерно направленный процесс тесно взаимосвязанных количественных (рост, увеличение числа клеток и т. п.) и качественных (дифференцировка, созревание, старение и т. п.) изменений индивида и особи с момента… … Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов
Индивидуальное развитие — Онтогенез (от греч. οντογένεση: ον существо и γένεση происхождение, рождение) индивидуальное развитие организма от оплодотворения до смерти. У многоклеточных животных в составе онтогенеза принято различать фазы эмбрионального (под покровом… … Википедия
ЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ — (зародышевое развитие, эмбриогенез, эмбриогения) охватывает протекающие под защитой яйцевых или зародышевых оболочек первоначальные стадии развития новой особи из яйца, вплоть до ее вылупления из оболочек или рождения. Длительность эмбрионального … Большая медицинская энциклопедия
Послезародышевое развитие — то же, что Постэмбриональное развитие … Большая советская энциклопедия
Онтогенез — (от греч. οντογένεση: ον существо и γένεση происхождение, рождение) индивидуальное развитие организма от оплодотворения (при половом размножении) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении) до смерти … Википедия