какое развернутое сравнение помогает понять трагедию мцыри

Урок литературы 8 класс Художественные особенности поэмы «Мцыри»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ПОЭМА «МЦЫРИ». ЗНАЧЕНИЕ ЭПИГРАФА

Знания на уроке: сюжет поэмы, роль эпиграфа.

Словарная работа: мятеж.

Мятежный дух как бы наполнил собой все пространство Лермонтова. Но нигде еще не воплотился он с такой силой, как в поэме 1839 г. «Мцыри». Основной мыслью этой поэмы является мысль о неистребимости человеческого стремления к свободе и счастью.

I . Обсуждение глав 1—5.

Задание. Ответьте, используя слова поэмы, на вопрос: в чем трагедия Мцыри?

Я мало жил, и жил в плену.

Я никому не мог сказать

Священных слов «отец и мать».

А у себя не находил

Не только милых душ — могил!

У героя отняты Родина, дом и родные, история, имя.

(О значении слова «мцыри» см. сноску 2 на с. 132 учебника.)

II. Обсуждение глав 6—15.

1) Что значило жить в понимании Мцыри?

2) Зачем Мцыри бежит из монастыря?

3) Что узнал о себе Мцыри за «три блаженных дня»?

4) Почему в рассказе Мцыри о трех днях свободы так много пейзажных зарисовок?

Жить, в понимании Мцыри, — значит «ненавидеть и любить»; узнать и преодолеть подлинную опасность, чтобы «сердце билося живей».

Мцыри бежит из монастыря, чтобы испытать все эти чувства, чтобы

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы.

Познание себя начинается с обретения Отечества. Вот почему Мцыри говорит:

Пройти в родимую страну —

Бежав из монастыря, обретя физическую свободу, Мцыри освобождается и духовно: он вспоминает родной аул, семью, перед ним, как живой, предстает отец. Перенесенные испытания позволяют герою с гордостью сказать о себе:

. быть бы мог в краю отцов

Не из последних удальцов.

Идее свободы созвучны картины природы в поэме: лес без берегов, небесный свод, в котором герой тонет «глазами и душой». Гроза для Мцыри уже не кара Божия, как учили в монастыре, а нечто созвучное вольной мятежной душе. В природе за стенами монастыря все проникнуто дорогой для Мцыри идеей единения: деревья словно «братья в пляске круговой», скалы «жаждут встречи каждый миг».

III. Обсуждение глав 16—26.

Но ситуация бегства оборачивается для Мцыри возвращением. Герой с горечью говорит:

На мне печать свою тюрьма

1) Какое развернутое сравнение (глава 21) помогает понять трагедию Мцыри? (Сравнение с темничным цветком.)

2) Почему Мцыри называет спасительный монастырь то тюрьмой, то пленом? Ведь монахи дважды пытаются спасти ему жизнь, дают ему кров и пищу? (Образ жизни в монастыре дан в поэме как образ покоя, доходящего до бездумного, равнодушного прозябания.) Такой образ покоя возникает в песне золотой рыбки:

Усни, постель твоя мягка,

Прозрачен твой покров.

Пройдут года, пройдут века

Под говор чудных снов.

Пребывание в монастыре превращается в затворничество, в «узничество». Вот почему Мцыри бежит из монастыря в настоящую жизнь.

Смерть Мцыри тоже осознает как освобождение. Но примириться с такой свободой не желает:

Увы! — за несколько минут

Между крутых и темных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я б рай в вечность променял.

История эпиграфа раскрывается в учебнике (стр. 155, вопрос 2 и сноска 3, стр. 132).

Современникам Лермонтова хорошо был известен сюжет, согласно которому во время одной из битв воины почувствовали себя утомленными. Саул, их предводитель, сказал, что казнит всякого, кто отведает пищу до тех пор, пока он не отомстит врагам своим. И никто из народа не вкусил хлеба. Только Ионафан, сын Саула, отведал меда. Правда, он самовольно вступил в сражение, разгромил врага и не знал о заклятии отца. Однако Саул решил казнить Ионафана и с горечью спросил: «Что сделал ты?» — «Я отведал немного меда, и вот я должен умереть», — ответил герой. В самом ответе Ионафана подчеркнута нелепость происходящего. Народ не дал совершить казнь.

Почему должен гибнуть человек? — таков смысл эпиграфа. Это восстание против судьбы, бога, «с небом гордая вражда», это оправдание непокорности, защита права на свободу.

Источник

Урок по литературе «Дитя неведомой страны» (Образ главного героя поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри») 8 В класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11» г. Тамбова

Урок по литературе

«Дитя неведомой страны»

( Образ главного героя поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»)

какое развернутое сравнение помогает понять трагедию мцыри

Учитель: Муравьева Нина Викторовна

образовательная – провести идейно-тематический анализ лирического произведения, проанализировать поэму Лермонтова, показать художественные открытия поэта;

развивающая – создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и интеллектуальных навыков сравнения, обобщения, готовить учащихся к исследовательской деятельности;

воспитательная – прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства, учить понимать авторскую позицию, философские идеи, формировать интерес к филологическому анализу как особому виду творческой деятельности, учить чувствовать, не быть эмоционально глухими.

Оборудование: репродукции картин, иллюстрации к поэме, музыкальные произведения Ф.Шопена и Николаса Ганна, ИКТ.

— Ребята, сегодня мы продолжаем работу над произведением М.Лермонтова «Мцыри». Тема нашего урока: «Дитя неведомой страны». Мы рассмотрим образ главного героя поэмы.

Цель урока: увидеть красоту подвига человека во имя свободы, силу воли человека и целеустремлённость

Это произведение появилось на Кавказе, и действие происходит на Кавказе.

Вопрос. Почему Лермонтов выбрал Кавказ?

( Действие происходит среди вольной кавказской природы, родственной душе героя. Лермонтов любил Кавказ, его природу, его гордых, вольнолюбивых людей).

( Звучит мелодия Николаса Ганна. На экране слайды)

Лермонтов любил Кавказ – страну гор и её величественную природу. Встречи с Кавказом были отдельным этапом в жизни и творчестве Лермонтова. Кавказ для поэта – это символ вольной самобытной природы и вольнолюбивых людей.

Лермонтов писал: « Тот, кому случалось, как мне, бродить по горам пустынным, и долго-долго всматриваться в их причудливые образы, и жадно глотать животворящий воздух, разлитый в этих ущельях, тот, конечно, поймёт

моё желание передать, рассказать, нарисовать эти волшебные картины».

Мятежный дух наполнял собой всё пространство Лермонтова. Но нигде не воплотился он с такой силой как в поэме «Мцыри».

Не случайно Лермонтов разворачивает действие своей поэмы в местах хорошо ему знакомых и любимых. Этим он подтверждает, что Мцыри – отражение его души.

( Ученики. Это судьба сильного, смелого героя, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в монастыре, его стремление к свободе, к Родине)

На прошлом уроке мы говорили, что эпиграф к поэме Лермонтов взял из библейской легенды

Первоначально он хотел взять французское изречение «Родина бывает только одна»

Почему поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии?

( Ученики. Мцыри не обрёл Родину. Поэма ставит вопросы о судьбе и правах личности, о смысле существования. Смысл эпиграфа в вопросе: почему должен погибнуть человек? В ответе Ионафана подчёркнута нелепость происходящего. Это восстание против судьбы, Бога. Это оправдание непокорности, защита права на свободу)

— Как тема поэмы перекликается с темой библейской легенды?

(Ученики . Ставит вопросы: волен ли человек свободно распоряжаться собой, своей жизнью, имеет ли он право на независимость, должен ли он подчиняться вопреки своей воле)

Такой вопрос задаёт и Мцыри.

Узнать: для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы…(8 гл)

1 вариант домашнего задания. Проблемный вопрос.

Что, кроме смертельной раны, приобрёл Мцыри за «три блаженных дня»?

Учитель. Именно в этом заключается основная мысль (идея) произведения, в утверждении безусловной ценности свободы и счастья.

— Подумайте, что больше – тема или идея – зависит от личности автора, его мировосприятия?

— Есть ли связь идеи с эпиграфом?

IV . Учитель. Три дня настоящей жизни на воле Мцыри не променял бы на многолетнее заключение в монастыре.

Без этих трёх блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей. (8 гл)

В своей исповеди Мцыри говорит монаху

Тебе есть в мире что забыть.

2 вариант домашнего задания. Проблемный вопрос.

Что значит жить в понимании Мцыри?

V . Образ главного героя

1. Лермонтов не даёт описания монастырской жизни Мцыри. Жизнь в монастыре означает уход от людей, от мира. Служение Богу, посты и молитвы. Главное условие – послушание.

— Что монастырь для Мцыри? ( тюрьма. «душные кельи», плен, покой, затворничество.)

— Что означало остаться в монастыре? (навсегда отказаться от Родины и свободы, быть обречённым на вечное рабство, послушание и одиночество)

— В чём трагедия Мцыри? ( « Я мало жил, и жил в плену..»(3гл), « Я видел у других Отчизну..»(4гл). «И смутно понял я тогда, что мне на родину..(20гл). «Я сам, как зверь, был чужд людей..» (9гл)

— Только ли в монастыре Мцыри чувствовал себя чужаком?

Мцыри ребёнком попал в плен, был отлучён от Родины, своего народа, забыл родной язык. У героя отняты дом, родные, история, имя. Мцыри в переводе с грузинского – неслужащий монах, пришелец, чужеземец, чужак, одинокий человек, не имеющий родных, близких. «Я был чужой…»(15гл). Он чувствовал себя чужим не только в монастыре)

Какое развёрнутое сравнение (21гл) помогает понять трагедию Мцыри? ( «цветок темничный»)

3. Работа с текстом.

Чтобы понять характер Мцыри, нужно всё пережить вместе с ним: неволю, радость свободы, отчаяние оттого, что не попал в родную страну…

Есть прямая авторская оценка поведения мальчика. Автор говорит о его могучем духе, унаследованном от отцов.

— Найдите слова, подтверждающие авторскую оценку.

2гл. « Но в нём мучительный недуг…»

3гл «Она мечты мои звала…»

7 гл. «А мой отец? Он как живой…»

16гл «Что быть бы мог в краю отцов…».

20 гл. «Про милых ближних и родных…»

Учитель. Мцыри долго прожил в монастыре, но эти годы не стёрли в его памяти образ родной страны.

С чем сливается Родина на воле?

В рассказе Мцыри о трёх днях свободы много пейзажных зарисовок. Как они связаны с переживаниями юноши и как помогают раскрыть образ героя.

VI . Презентация учащихся «Роль пейзажа в раскрытии образа героя».

Работа в парах. Работа с карточками «Художественные средства и их роль в создании образа героя. Сравнить описание природы и чувства Мцыри в 11 и 22 главах. ( Звучит музыка Ф.Шопена. Ноктюрн №2)

Образ Мцыри. Каким вы представляете Мцыри?

(Звучит лирическая музыка Николаса Ганна. Две девочки (сами изъявили желание) рисуют картины, которые подсказывают их воображение)

Учитель. Лермонтов воплотил в Мцыри страстную мечту о герое, гордом, свободном и сильном человеке. Лермонтов воспевает в образе Мцыри свои идеалы.

Мцыри – это чувства и переживания самого поэта

Мцыри навсегда остаётся в нашем сознании символом мужества, воли, свободы.

Домашнее задание. Творческая работа

Нет ничего худшего, чем блуждать, в чужих краях (Гомер. 12-7 век до н.э.)

Лучше умереть, чем маяться в неволе (Леонардо да Винчи. Итал. 15в)

Воля – то же одиночество (Камю А. франц. 20 в)

Как слова этих великих людей соотносятся с образом Мцыри.

Источник

Мцыри: краткое содержание и анализ поэмы Лермонтова. О каких горах идет речь в произведении?

какое развернутое сравнение помогает понять трагедию мцыри

«Мцыри» рассказывает о мальчике-горце, который во время Кавказской войны попал в плен к русским, а затем рос в грузинском монастыре. Уже юношей он сбегает из обители в надежде добраться на родину.

какое развернутое сравнение помогает понять трагедию мцыри

«Мцыри» считается одним из последних образцов классического романтизма в русской поэзии.

«Мцыри»: кратчайшее изложение поэмы М.Ю. Лермонтова

Русский генерал во время Кавказской войны возвращается из похода и везет с собой пленного мальчика. Ребенок болен, и его оставляют на попечение монахам в неназванном грузинском монастыре.

У главного героя нет имени, по заглавию поэмы его называют Мцыри («послушник» по-грузински). Мальчик все время томится воспоминаниями о родине, воспринимает монастырь как тюрьму. О себе он говорит:

Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.

Перед смертью юношу тяготит то, что он так и не повидал родной край:

И я как жил, в земле чужой
Умру рабом и сиротой.

Мцыри просит похоронить его в дальнем углу монастырского сада, где на его могилу будут взирать горы Кавказа, и обещает, что это принесет ему успокоение.

Слушать поэму М.Ю. Лермонтова «Мцыри» в формате аудиокниги:

Что значит «мцыри» по-грузински? Перевод на русский

какое развернутое сравнение помогает понять трагедию мцыри

О каких горах идет речь в произведении Лермонтова?

В поэме Лермонтова «Мцыри» речь идет о горах Кавказа. Сам автор указывает конкретное место:

Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь.

Очевидно, что Лермонтов вдохновлялся храмом Джвари, расположенным близ Мцхеты, у впадения Арагви в Куру.

какое развернутое сравнение помогает понять трагедию мцыри

В конце произведения Мцыри называет горы, на которые будет смотреть его могила:

Когда я стану умирать,
И, верь, тебе не долго ждать,
Ты перенесть меня вели
В наш сад, в то место, где цвели
Акаций белых два куста…
Трава меж ними так густа,
И свежий воздух так душист,
И так прозрачно-золотист
Играющий на солнце лист!
Там положить вели меня.
Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!

какое развернутое сравнение помогает понять трагедию мцыри

Рассказ старого монаха. Был ли Мцыри на самом деле?

Если верить первому лермонтовскому биографу П.А. Висковатову, Лермонтов якобы услышал историю о побеге молодого послушника на Кавказе в 1837 году, во время первой ссылки.

Путешествия по Военно-грузинской дороге, поэт «наткнулся в Мцхете на одинокого монаха», сообщает Висковатов. И «узнал от него, что родом он горец, плененный ребенком генералом Ермоловым. Генерал его вез с собою и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырем, тосковал и делал попытки к бегству в горы. Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы. »

какое развернутое сравнение помогает понять трагедию мцыри

какое развернутое сравнение помогает понять трагедию мцыри

Что касается история о схватке Мцыри с барсом, то это отражение грузинского фольклорного сюжета. Известны полтора десятка вариантов древней песни «Юноша и тигр», этот же сюжет использовал в поэме «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели.

«Мцыри»: анализ произведения

Таким образом, автор смотрит на происходящее с высоты вечности. И это примиряет читателя с жизненной трагедией, дает успокоение.

Если вы хотите глубже понять поэму «Мцыри», послушайте, как вдохновенно о ней рассказывал ведущий советский лермонтовед Ираклий Андроников:

Источник

М. Ю. Лермонтов «Мцыри»: анализ

какое развернутое сравнение помогает понять трагедию мцыри

Мцыри – романтическое произведение М. Ю. Лермонтова, навеянное легендами и пейзажами Кавказских гор и впервые опубликованное в 1840 году. Лермонтов долго вынашивал замысел поэмы.

Главный герой поэмы, юноша, плененный в горном (возможно, черкесском) ауле, и увезенный русским генералом. Из-за тяжелой болезни ребенок был оставлен в монастыре, где вырос среди монахов. Авторское отношение к Мцыри легко понять, если прочитать поэму. В ней показан идеал свободного духа. Юноша не желает покоряться судьбе, мечтает вернуться на родину, обнять близких, и потому бежит из монастыря.

какое развернутое сравнение помогает понять трагедию мцыри

История создания

История написания поэмы «Мцыри» представляет собой интересные факты, которые помогут читателю лучше понять замысел автора.

В качестве основы сюжета поэмы Лермонтов взял случай из реальной жизни. Во время своей первой ссылки на Кавказ поэт встретил монаха из горцев, который рассказал ему, что ещё ребёнком был пленён генералом Ермоловым, но был оставлен в монастыре из-за болезни. Юноша долго не мог прижиться в непривычной для себя обстановке и неоднократно пытался сбежать. После очередной попытки он заболел и едва не умер, а в итоге смирился со своей судьбой и остался монахом.

Работу над поэмой писатель начал в 1873 году, взяв за основу, но изменив историю жизни монаха и разнообразив повествование элементами кавказского фольклора, вроде боя главного героя с тигром. Эту историю юный поэт узнал еще в детстве, путешествуя по Кавказу вместе с бабушкой.

Еще одной историей из жизни, вдохновившей поэта на славный труд, могла быть биография художника П.З. Захарова, которого в детстве тоже похитили из родного края и зачем-то привезли в Тифлис. Сделал это все тот же генерал Ермолов все с теми же непонятными целями.

Создание «Мцыри», точнее, его планирование заняло почти 10 лет. Лермонтов думал о сюжете уже в 17 лет, что мы узнаем из его дневника:

«Написать записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре, кроме священных книг, ничего не читал. Страстная дума таится – Идеалы».

какое развернутое сравнение помогает понять трагедию мцыри

Жанр, направление и размер

Художественное направление произведения «Мцыри» можно определить, как романтизм.

Размер «Мцыри» — четырехстопный ямб.

Конфликт

Сюжет романтической поэмы строится на конфликте между идеальным во всех отношениях героем и несовершенным миром.

Место действия. Порочной цивилизации противопоставляются экзотические южные края, в которых живут простые и искренние люди.

Сюжет

Герой вступает в безнадёжное противостояние с самой судьбой, но терпит полное поражение.

Мцыри обретает в естественном мире долгожданную свободу и реализует себя. Только в лесу за стенами монастыря он обретает радость жизни. Также природа Кавказа манит его сквозь детские воспоминания. Она воплощает идеал красоты и вольности.

Жанр творения Лермонтова «Мцыри» можно определить, как поэму. Это объёмное произведение, имеющее стихотворную форму. Характер поэмы — лиро-эпический, ведь в основе лежит сюжетная линия, а не просто описание. Текст обогащён яркими выразительными средствами.

Художественные средства

какое развернутое сравнение помогает понять трагедию мцыри

Литературоведы замечают, что это произведение изобилует множеством средств художественной выразительности. Заметней всего эпитеты, легко определяющиеся в словосочетаниях; «сумрачные стены», «сладостные имена» и «разгульная юность».

В тексте много сравнений. Наиболее запоминающиеся среди них: «люди вольны, как орлы», «обнявшись, будто две сестры», «я сам, как зверь, был чужд людей». Есть в нём и метафоры, и сравнения. Все они служат тому, чтобы убедительно передать поэтическую картину окружающего мира, а заодно и подчеркнуть тяжесть переживаний главного героя.

Организация поэмы использует четырехстопный ямб, из-за чего она звучит резко и мужественно. В ней встречаются риторические вопросы и восклицания. В устах хорошего чтеца «Мцыри» приобретает особенную страстность и живость.

Композиция и конфликт

Поэма «Мцыри» разделена на две неравные части.

Конфликт, лежащий в основе сюжета поэмы, заключается в противостоянии героя и общества. О выборе, который он делает между жизнью невольным рабом и смертью свободным человеком.

Смысл названия

какое развернутое сравнение помогает понять трагедию мцыри

В качестве названия для своей поэмы Лермонтов использовал грузинское слово «мцыри», которое переводится, как послушник, таким образом писатель сразу же обозначает главного героя произведения, за которым и должен следить читатель. Главный герой даже не имеет имени, его так и зовут по статусу, который он имеет в монастыре. Это говорит об универсальности образа: все мы находимся в плену цивилизации, навязанном нам с рождения.

Однако слово «мцыри» имеет несколько значений, и одно из них – чужеземец. Таким образом, поэт в очередной раз подчёркивает свою основную идею, обозначая отчуждённость и потерянность своего героя в чужом для него мире.

Суть: о чём поэма?

Поэма начинается с того, что недалеко от горного монастыря русский генерал вёз захваченного им мальчика-горца. Мальчик заболел, и генерал вынужден был оставить его на попечении монахов.

Монахи выходили героя и оставили его в обители. Сначала мальчик не мог ужиться в незнакомой ему обстановке, но со временем выучил русский язык и даже проникся православием. Ребенок превратился в прекрасного юношу и, казалось бы, был уже готов посвятить свою жизнь служению Богу, но однажды он бесследно исчез.

Героя находят через три дня в лесу, израненного и больного. Уже фактически на смертном одре юноша рассказывает о тех трёх днях, которые он провёл в горах, и в итоге приходит к выводу, что те три дня свободы были для него гораздо ценнее жизни в неволе. После этого главный герой умирает.

Главные герои и их характеристика

какое развернутое сравнение помогает понять трагедию мцыри

Мцыри

Юный послушник– горец, пленённый в детстве русским генералом и воспитанный православными монахами. Прекрасен и душой, и телом. Горд, свободолюбив и принципиален. Готов умереть за свои идеалы, но никогда не примет чужие. Любит родину и тоскует по семье. Тяготится своим одиночеством. Жаждет упокоиться в родной земле. На протяжении всей жизни терзался сомнениями, где ему будет лучше — в монастыре или на родине. В итоге юноша решает для себя этот вопрос и умирает счастливым, хоть и жалеет о том, что не добрался до родных мест, чтобы найти покой среди своих гробниц.

Монах

Перед смертью юношу исповедует спокойный, терпеливый и молчаливый старик. Он составляет контраст с пылким и страстным юношей. Характер монаха передает атмосферу монастыря — родную для старца, но чуждую для юного сердца. Там спокойно и мирно, но не того нужно юноше от жизни.

Генерал

Мы не знакомы с генералом и не знаем, зачем ему понадобился мальчик. Однако очевидно, что герой довольно легкомысленно и эгоистично вырвал птенца из его гнезда и отправился в рискованный путь, в ходе которого ребенок еще и заболел. Словом, дальновидным и отзывчивым генерала точно не назвать.

Грузинка

Прекрасная, тонкая и веселая девушка в бедном наряде, которую повстречал Мцыри в своем странствии.

какое развернутое сравнение помогает понять трагедию мцыри

Свобода – основная тема поэмы. Независимость и стремление к ней провозглашаются Лермонтовым истинными человеческими ценностями. Только тот, кто стремится к свободе, может считаться настоящим человеком, который не зря проживает свою жизнь. Этот идеал возвышает душу.

Гордость – Лермонтов ставит в пример гордость своего героя, который за много лет не забыл, кто он такой. Даже на пороге смерти герой не раскаивался и встретил свой конец достойно. Особенно поражает то, что Мцыри горд с детства, ведь уже в плену у генерала он отказывался есть и «тихо, гордо умирал».

Природа – мир дикой Кавказской природы в поэме противопоставляется мрачному монастырю. Лермонтов осуждает цивилизацию, которая сковывает человека, превращает в его раба. Каждый из нас должен вырваться из порочного круга обыденной жизни и вернуться к своим корням.

Надежда – всю свою недолгую жизнь юноша надеялся вернуться домой, вновь ощутить себя частью родной земли. Только надежда помогла ему не сломаться окончательно и в итоге бросить вызов судьбе. Это источник великой силы и нравственная опора.

Вера – Лермонтов весьма прохладно относился к церкви, ведь именно монастырь стал для его героя тюрьмой на всю жизнь, из которой он смог вырваться, заплатив своей собственной жизнью. Поэт был верующим человеком, но все же считал, что никто не может навязывать свою культуру другим народам. Да и смирение подходит старикам, которые пожили и увидели все на своем веку, но не юношам, которые еще ничего не видели.

какое развернутое сравнение помогает понять трагедию мцыри

Мечта – герой Лермонтова всю жизнь мечтал о свободе и шел к своему идеалу, несмотря ни на что. Он осуществил свою мечту, но заплатил за это жизнью. Однако как по мнению как героя, так и поэта, это стоило того.

Проблемы

Одиночество – основная проблема в поэме. Герой Лермонтова зажат между двумя мирами: мрачным, но безопасным монастырём и прекрасным, но смертельно опасным Кавказом. В итоге для него не находится места ни в одном из этих миров. Больше всего в своей исповеди Мцыри сетует на то, что лишен семьи и родины, братьев и единомышленников. Если монахи сделали свой выбор отречения сознательно, то за героя все решили обстоятельства.

Побег Мцыри и бунт против тюрьмы – борьба главного героя против системы и своей собственной судьбы заранее обречена на поражение, однако Лермонтов показывает, что только этот путь правилен, и человек, если он действительно человек, а не животное, выберет его.

Война – на примере своего героя, поэт показывает, как война на Кавказе ломает судьбы людей, не несёт ничего, кроме несчастий — не только для отдельных людей, но целых народов. Судьба Мцыри — наглядный пример того, как боевые действия отражаются на жизни мирного населения. В плен попадают даже дети, которые и не воевали вовсе.

Смысл жизни – герой Лермонтова искал смысл своего существования. В итоге он понял, что именно к свободе и родному краю он стремился всю свою жизнь и перед смертью обрёл покой.

какое развернутое сравнение помогает понять трагедию мцыри

Основная идея

Лермонтов противопоставил безопасную, но порочную цивилизацию, превращающую людей в рабов, дикой, но прекрасной природе, которая освобождает человека от лжи и иллюзий. Поэт провозглашает идею свободы, которая стоит любых жертв. В этом и заключается смысл поэмы «Мцыри». Мы не должны смириться с тем, что кто-то выбирает судьбу за нас.

Чему учит?

Поэма «Мцыри» учит нас никогда не сдаваться, не впадать в отчаяние и постоянно бороться за свои идеалы. Даже если свобода требует жертв, нужно идти за нею, что бы это ни означало, иначе человек теряет всего себя. Мораль истории заключается в том, что жизнь в рабстве не имеет смысла.

Автор превозносит такие идеалы, как стремление к свободе и любовь к родине, даже если они в итоге могут привести человека к гибели. Нравственные уроки «Мцыри» говорят о святости патриотизма и о важности исторических корней в жизни каждого из нас.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *