какое разрешение у vhs кассет
Правда об оцифровке в HD
Нередко в рекламе услуг можно увидеть обещания оцифровки аналоговых видеокассет (таких как VHS), не в привычный DVD-video или Mpeg2, а в видео высокой чёткости: 720 (HD ) и даже 1080 (Full HD). Окружающий мир давно приучил нас считать, что чем выше разрешение чего-либо — тем лучше продукт (или услуга). Это совершенно не так в отношении оцифровки аналоговых видеокассет.
Плохие новости для тех, кто верит в магию превращения SD (видео стандартной чёткости) в HD (видео высокой чёткости): никакого улучшения качества такая конвертация не принесёт. Даже наоборот, скорее всего станет хуже: потеря резкости, «мыльная» картинка — и это при немалом увеличении размера файла видео (в сравнении с оцифровкой в SD).
Захват видео
Стандарт VHS ограничивает разрешение 240 ТВЛ (характеристика чёткости, используемая для аналогового изображения). Если говорить о цифровом эквиваленте 240 ТВЛ, наиболее близким является разрешение 320×240px.
В цифровом кадре изображение формируется точками (пикселями) — размер матрицы из этих пикселей определяет разрешение.
Если производить захват с настройками разрешения меньшими, чем у исходного видео — потери качества (резкость, детализация) неизбежны. Но в случае захвата с настройками разрешения выше, чем у исходного видео, улучшения качества не происходит, на «выходе» будет то же самое, что и на «входе». Дополнительной детализации неоткуда взяться — «деталей» просто нет на исходнике.
Вывод видео
В кадре SD (720px×576px) есть совершенно определённое количество пикселей и их точно не хватит для того, чтобы заполнить кадр формата HD: 720 (1280px×720px) или 1080 (1920px×1080px). Если же программным способом «увеличить» разрешение SD-видео до HD качества — пиксели «растягиваются» (апконверт) — качество изображения ухудшится, теряется четкость границ объектов и некоторые мелкие детали, появляется эффект «замыленности».
Хорошая новость в том, что конвертировать SD в HD вообще нет необходимости — все современные HD телевизоры содержат собственные средства для масштабирования изображения с меньшим разрешением – чтобы можно было подключать старые DVD плееры, видеомагнитофоны и прочие не-HD устройства.
Конечно, масштабирование не может сделать из стандартного изображения SD изображение высокой четкости (HD), но всё же позволяет просматривать не-HD видео достаточно комфортно.
Выводы
Оцифровка аналоговых видеокассет в HD — абсолютно бессмысленная и избыточная процедура, ведущая к потере качества изображения. Следует с осторожностью относится к людям, обещающим HD качество с VHS кассет — их компетентность под вопросом, либо они пытаются привлечь клиентов ложными преимуществами своих услуг.
Вся представленная на сайте информация, касающаяся характеристик и стоимости товаров и услуг, носит информационный характер и не является публичной офертой.
Древности: невероятная видеокассета
Сейчас, в 2019 году видеокассета потеряла всякую актуальность. Когда год назад я решил оцифровать свои старые записи, и не без труда вывел картинку с видеомагнитофона на современную метровую ЖК-панель, это был опыт, сравнимый с прослушиванием грамофонных пластинок на 78 оборотов. Пожалуй ни один старый аналоговый носитель не разделяет с современным вариантом такая пропасть: от аудиокассет можно добиться весьма приличного звучания, катушечные магнитофоны некоторые считают эталоном теплого-лампового звука. Фото и кинопленка используются фотографами и мейнстримными режиссерами до сих пор.
Поэтому главным поводом написать эту статью стала память. Видеомагнитофон во многих семьях в девяностые стал первым артефактом нового мира. Видеомагнитофон, а у кого-то еще и видеокамера, фиксировали моменты нашей жизни, медиасреду того времени, и сейчас, четверть века спустя я впервые смотрю эти записи не с легким ощущением неловкости, а с интересом. Прошло достаточно времени, чтобы было интересно смахнуть пыль с заброшенных кассет, добыть рабочий аппарат и ненадолго дать мыльноватой видеокартинке вторую жизнь. Для сравнения с современным цифровым видео, и чтобы зафиксировать детали этого уникального опыта взаимодействия с аналоговой техникой (пока не забылись). Ну и просто так, для ностальгии по молодым временам.
Дневник коллекционера старых железок я веду в режиме реального времени в Телеграмме.
Мое знакомство с домашней видеотехникой начинается в 1992 году, и это значит, что половину истории формата я пропустил. Магнитофоны системы Video Home System поступили в продажу в 1976 году. VHS успешно пережил войну форматов с Sony Betamax и менее известным стандартом Video 2000 (про него есть хорошее видео на канале Techmoan), сменил более древние кассетные технологии начала семидесятых. Причины успеха VHS — изначально большая длительность записи на одну кассету, по сравнению с Betamax, и удачные бизнес-решения, например — рынок аренды видеомагнитофонов (а не только кассет). Такой вариант делал дорогое устройство доступнее, а главное — производитель брал на себя риски поломки изначально не самых надежных устройств.
Разработка всех этих форматов в принципе стала возможной после решения проблемы записи большого объема информации на магнитную ленту. Ранние попытки приспособить к этой задаче механизм катушечного магнитофона с фиксированными магнитными головками были неудачными: ленту нужно было пропускать через механизм буквально километрами в час. Вращающийся барабан с двумя (и более) магнитными головками, расположенный под углом, позволял более эффективно использовать всю площадь магнитной ленты. Метод наклонно-строчной записи, изобретенный в пятидесятых, до сих пор используется в ленточных накопителях данных.
В девяностых годах прошлого века видеомагнитофоны добрались до нас уже в зрелом виде: компактные, функциональные и достаточно надежные. Примером «как оно раньше было» служил легендарный советский видеомагнитофон Электроника ВМ-12: огромный, не уступавший по размеру советским же телевизорам, с вертикальной загрузкой кассеты (горизонтальная требует больше движущихся частей), с ручной настройкой принимаемых каналов и механическими переключателями между ними. У меня же был качественный четырехголовый видеомагнитофон Toshiba V-312G, с быстрой перемоткой ленты (важно для постоянных клиентов видеопроката) и широкими возможностями программирования записи в автономном режиме.
А вот телевизор был все еще советский, что порождало две проблемы. Во-первых, у этого «Горизонта» не было композитного видеовхода, и магнитофон подключался к входу антенному, с небольшой потерей в качестве. Во-вторых, изображение было черно-белое: телевизор понимал только французский (и советский) стандарт цветного ТВ SECAM, в то время как большинство видеокассет были записаны в стандарте PAL. Покупка декодера PAL/SECAM была профинансирована путем продажи ваучеров.
По сравнению с эфирным ТВ качество картинки на кассете из видеопроката казалось божественным. Но круче всего были новые горизонты потребления контента: можно смотреть какие угодно фильмы, когда угодно, и больше не зависеть от программы телепередач. Появившиеся в то же время видеопрокаты предлагали типовой ассортимент из 3-4 сотен кассет, на каждой обычно по два фильма, и первые несколько недель было нормой брать три кассеты сразу (и смотреть их до утра). Запись собственного видео первоначально была на втором плане, хотя именно благодаря ей массовым домашним видеоформатом в конце двадцатого века стала видеокассета, а не лазерные видеодиски.
Уже позднее на чистые кассеты (или как повезет) стали записывать фильмы с ТВ, и здесь можно было поэкспериментировать с «длинным» форматом записи. По сравнению со стандартным качеством SP (скорость движения ленты 2,34 сантиметра в секунду, чуть быстрее в странах с форматом NTSC), режим LP удваивал стандартную емкость кассеты — вместо трех часов можно было записать шесть, с терпимой потерей качества изображения и значительным ухудшением качества звука. Процесс проходил в реальном времени: надо было не забывать ставить запись на паузу во время рекламных блоков. Сейчас приоритеты другие: те же фильмы и музыкальные передачи обычно доступны в гораздо лучшем качестве, и рекламные ролики было бы интереснее посмотреть.
Назад в будущее
В прошлом году я купил относительно современный видеомагнитофон LG L274. Модель начала двухтысячных, эпохи резкого заката популярности видеокассет. Это заметно: простой дизайн, в принципе нет дисплея на корпусе, информация выводится только поверх видео на экран телевизора. При этом по технической части это весьма совершенная реализация стандарта VHS. Подключение к современному ЖК-телевизору поначалу было неудачным: изображение регулярно пропадало, как будто где-то был плохой контакт. Но дело не в нем: цифровые по своей сути устройства ожидают точной синхронизации кадров. Для вывода на новые ТВ требуется дополнительное устройство, известное как Time Base Corrector. По сути оно заново синхронизирует видеосигнал, так, чтобы современные девайсы (включая платы видеозахвата) не сходили с ума.
Справедливости ради, некоторые устройства для захвата аналогового видео (и телевизоры тоже) корректируют ошибки в сигнале самостоятельно, но не в моем случае. Профессиональные корректоры стоят дорого, но есть простой и бюджетный способ совместить старое и новое: DVD-рекордер. Они сейчас продаются подчас дешевле видеомагнитофонов, и полностью решают проблему. Пришлось добавить в коллекцию раритетов DVD-рекордер LG DRK898, сейчас совершенно неактуальный из-за отсутствия выхода HDMI. Я не использовал его для записи: просто подключал к нему видеомагнитофон с одной стороны, а с другой — телевизор и внешнюю карту видеозахвата Blackmagic Intensity Shuttle. Для оцифровки видео использовал программу OBS Studio.
Перед тем, как наслаждаться теплым ламповым видео, давайте заглянем внутрь. Интересно, что девять лет назад я уже постил на Хабре статью про разбор видеомагнитофона — но тогда это еще была малополезная железка из недавнего прошлого, без особой ностальгической составляющей. Особенностью механизма видеомагнитофона (и любого устройства с барабанной вращающейся головкой для записи и чтения) является необходимость вытаскивать ленту из кассеты, чтобы обеспечить необходимую площадь прилегания головок к ленте.
Внутри, помимо основной головки есть еще одна (не считая малоинтересной стирающей головки перед барабаном). Она пишет на ленту звук и техническую дорожку для синхронизации видеосигнала. Из-за того, что скорость движения ленты меньше, чем даже у компакт-кассеты, качеством звука VHS никогда не отличалась (особенно в режиме Long Play), до момента изобретения VHS Hi-Fi.
Мне хотелось сравнить качество современного видео, и качество VHS так же, как я это делал для старого фотоаппарата на дискетах. Взять качественное цифровое видео в формате 4К, записать его на видеокассету, оцифровать обратно, и сравнить. Здесь есть еще одна проблема: теперь мы снимаем и смотрим видео в широкоэкранном формате 16:9 (для кино — бывает и еще «длиннее»). VHS создавался под телевизионное соотношение кадров 4:3. Писать на видеокассету видео с черными полосами — значит уменьшать и без того низкое вертикальное разрешение (576 видимых линий для стандарта PAL). Большая часть фирменных видеокассет с кинофильмами из-за этого представляла собой адаптированную для ТВ версию, где часть «широкого» кадра просто отбрасывалась. В качестве исходника я взял отсюда свободно распространяемое видео:
Размер исходного файла — 95 мегабайт, длительность 32 секунды, разрешение — 4К. Достаточно много деталей, чтобы сравнение получилось наглядным. В видео нет звука, поэтому я не только обрезал его до формата 4:3, но и добавил музыкальный трек из свободной библиотеки. На видео выше кадр поделен на две части. Слева — оригинал, справа экспорт в MPEG2 в DVD-качестве с достаточно высоким битрейтом. Падение разрешения уже заметно, но, поверьте, дальше будет гораздо хуже. Из DVD-источника нарезаю диск, вставляю в DVD-проигрыватель и переписываю на магнитофон.
Вот она, наша мыльная юность! В процессе я наверняка сделал несколько ошибок, которые немного повлияли на качество. Прежде всего заметна разница в скорости обновления кадров. Исходник в 24 кадра в секунду трансформируется в стандартные 25 кадров в секунду для стандарта PAL, оцифровывается с фреймрейтом 60 кадров в секунду. Из-за этого в процессе оцифровки и дальнейшего апскейла до разрешения 4К появляются вот эти дергающиеся артефакты на VHS-половине видеоролика. Но сравнить качество «видео сейчас» и «видео тогда» вполне возможно. Несмотря на косяки моего метода, это пожалуй один из лучших вариантов записи на кассету.
В реальности девяностых мы либо переписывали одну кассету на другую с обязательной потерей качества, либо писали с эфирного ТВ, которое качеством вообще не отличалось (отдельный квест — разместить правильно антенну относительно ближайшей телевышки). Видеокассетным видео высшего класса считалась копия с лазерного диска, формата не цифрового, но хотя бы не подверженного деградации. «Лазерные копии» отдельно рекламировались продавцами кассет с фильмами. В видеопрокатах как правило было доступно что-то вроде десятой копии с экранки, с гуляющими перед экраном людьми, закадровым смехом и одноголосым креативным переводом.
Закат VHS и призраки из прошлого
Убийцей видеомагнитофонов считается цифровой стандарт DVD (поступил в продажу в 1997 году), но в моем случае на смену видеокассетам сразу пришло компьютерное видео начала двухтысячных. Сначала — на CD в формате Mpeg4, чуть позже, с появлением выделенного интернета, появилась возможность вовсе отказаться от физического носителя. Второе десятилетие двадцать первого века делает необязательным даже хранение видеозаписей оффлайн: все можно смотреть напрямую из сети.
Несколько этапов развития видеокассеты я просто пропустил. Это, например, усовершенствованный формат S-VHS 1987 года. К сожалению мне не удалось воспользоваться народной системой записи данных на видеомагнитофон «Арвид», и если исследовать эту сторону VHS, то она точно достойна отдельного материала. На самом закате формата, в начале двухтысячных, существовал довольно экзотический стандарт D-VHS. В магнитофонах системы использовался механизм Super VHS, но на ленту писались данные — до 50 гигабайт на кассету. Это, до появления Blu-Ray и HD-DVD в 2006 году, был единственный способ просмотра фильмов в формате высокой четкости (не считая еще более экзотического формата MUSE LD на лазерных дисках).
Пожалуй, самым полезным апгрейдом традиционного видеомагнитофона стала поддержка записи стереозвука. Для этого в барабан магнитофона добавляли еще две магнитных головки (всего получалось шесть), которые писали звук достаточно высокого качества параллельно с видео. Здесь указаны спецификации стандарта VHS Hi-Fi: динамичесчкий диапазон до 80дБ — это меньше, чем теоретический потолок компакт-диска (96дБ), но заметно выше, чем у компакт-кассеты. Самое интересное, что VHS Hi-Fi — это аналоговый формат записи аудио, который по характеристикам приближается к хорошим катушечным магнитофонам. Он дешевле обходится, но в реальности на качество звука может влиять и реализация электрической схемы в конкретном видеомагнитофоне. А создавались они все-таки не для того, чтобы на них переписывать винил. Но возможность есть!
Ладно, в моем случае видеомагнитофон — это в первую очередь машина времени на 25 лет назад. Перебирать старые кассеты — довольно трудоемкий процесс. Нет возможности быстро просканировать запись, да и контент в большинстве своем не интересный: фильмы и телесериалы в довольно унылом качестве. Если они записаны аккуратно, то у вас на руках скорее всего будет плохая копия того, что можно скачать в интернете. Самое интересное начинается, когда в процессе записи 25 лет назад происходит какой-то сбой. На одной кассете у меня записан эфир одного канала со звуком от другого. Как так вышло? Тайна! На другой — запись сериала, сделанная автономно, а значит там есть мозговзрывающая реклама и другие интересные артефакты девяностых. На видео выше — пример такого «недосмотра» оператора. Он позволяет оценить качество записи на хилую антенну, а в конце есть пример того, что происходит, когда одна запись пишется поверх другой. Полезно отсматривать все кассеты ближе к концу — там может быть фрагмент предыдущей записи, которая будет интереснее основного содержимого.
Конечно наибольший интерес представляют собственные записи с VHS-видеокамеры. В отличие от конкурирующих стандартов (Video8, например), запись с такой камеры можно было посмотреть дома прямо на видеомагнитофоне. Небольшая кассета длительностью 45 или 60 минут вставлялась в адаптер, где лента вытягивалась для использования в домашнем устройстве. На практике все, что сохранилось — это вторые и третьи копии с оригинала. Компактная кассета VHS-C как правило имелась в наличии в единственном экземпляре, и после очередной сессии нужно было сбрасывать съемку на большую кассету. На видео выше я вырезал куски из моего собственного видео. Звук убрал, он ужасный.
Долгое время эти записи не представляли особого интереса. Видео снимали потому, что была видеокамера, и не задумывались о том, как снимать. В результате в архивах лежат застолья, съемки из отпусков с длинными панорамами красот и чрезмерным использованием зума. Моим кассетам нужно было отлежаться, и теперь это интересно: город без машин, а если попадаются, то преимущественно отечественного производства. Дома без сайдинга, улицы без рекламы. Квартиры с советской мебелью, и родственники, молодые, и ты сам еще не старый.
У аналоговых носителей есть большое преимущество: если не выкидывать их бездумно, они лежат и ждут своего часа, и случайно испортить такую запись очень сложно. Культуры хранения цифровых зарисовок нашей жизни пока нет, мы часто полагаемся на популярные социальные сервисы, которые, увы, не вечные, и уж точно не озабочены хранением ваших данных в течение многих лет. Видеокассета в нашей стране прошла путь от безумно дорогой игрушки до универсального стандарта домашнего видео. Потом она долгие годы пылилась в чулане, и вот только сейчас превращается в невероятную машину времени. Четверть века — большой срок. Просматривая записи из прошлого я сделал немало открытий, находил съемки, про которые уже успел напрочь забыть. И теперь думаю о том, можно ли создать аналог такой вот капсулы времени в цифровой среде, зафиксировать время, и оставить на хранение, надолго, так, чтобы еще пару десятилетий этот архив сохранился бы также хорошо, как записи на VHS.
Древности: второй подход к VHS, Hi-Fi Stereo и мыльное видео
2020 год. Качество видеоматериала последние лет пять настолько высокое, что кажется, будто круче уже и не надо. На подходе формат 8К, 32 миллиона пикселей в каждом кадре, уже можно купить подходящий монитор или ТВ, но маловато контента. Лет через пять я куплю новый смартфон, сделаю 8К-видео-селфи, и во всей красе рассмотрю пачку новых морщин, седые волосы и помятые текстуры лица.
По мере взросления ты нагоняешь прогресс, какое-то время движешься по рельсам жизни вровень с ним, а затем отстаешь: здоровье уже не то, эмоции потускнели, сила привычки берет свое. Все чаще в ответ на любую новинку, технического или культурного плана, ты ворчишь: напридумывали там, зачем, разбрасываются на фигню, а вот в наше время… Так вот, в наше время кино смотрели не на компьютере. Не было ютюба, ценность движущихся картинок была выше — это же еще надо добыть видеокассету.
Дневник коллекционера старых железок я веду в Телеграмме.
В начале был телевизор
Все началось с того, что в апреле 2020 года я купил ЭЛТ-телевизор. Ну как купил, забрал бесплатно у желающего освободить пространство владельца. Это был такой момент в моем ретрохобби, когда ты сначала что-то делаешь, а потом об этом жалеешь: 28-дюймовый широкоформатный Sony был совершенно неподъемным. Но раз так вышло, придется покупать и видеомагнитофон, и не только. Да, я уже имел представление о «качестве» VHS, и даже наглядно сравнил его с DVD и 4К в предыдущей статье по теме. Мне стало интересно, почему видеокассеты — такие?
Где-то в глубине специализированных знаний это сводится к параметрам, похожим на таковые у аудиокассеты: соотношение сигнала и шума, допустимый диапазон частот, разнообразные помехи в процессе магнитной записи. Корректно все это обосновать, а тем более измерить не на глаз, а по приборам — пока такое остается за пределами моих возможностей. Но можно провести эксперимент.
Фото выше сделано на современную цифровую фотокамеру и обрезано до соотношения сторон 4 к 3. Вертикальное разрешение я привел к стандарту 4К — 2160 пикселей. В начале двухтысячных я купил первую компьютерную видеокарту с ТВ-выходом и еще тогда удивлялся, насколько унылое получается изображение на телевизоре, по сравнению с монитором. Хотя вроде и там, и там на тот момент была похожая электронно-лучевая трубка.
Действительно мониторы тех лет получали изображение с компьютера в аналоговом виде, но тип подключения был компонентным: по отдельным проводам передавались красные, зеленые и синие компоненты видеосигнала, плюс синхронизация. Это обеспечивало высокое разрешение и достойное качество изображения. Даже сейчас ЖК-мониторы с подключением через VGA дают картинку немногим хуже DVI и HDMI. Бытовые телевизоры работали с композитным сигналом: он передается по одной паре проводов, и содержит две наложенных друг на друга составляющие: яркость и цвет. Формат видеосигнала соответствует стандарту аналогового телевещания, и давайте сегодня даже не будем вспоминать про то, что этих стандартов было много. Не стоит лезть в эту тему.
Остановимся на стандарте PAL: он обеспечивал передачу 625 строк изображения, из них 576 видимых. Возьмем наше эталонное фото, уменьшим до разрешения 768×576 и запишем на DVD с максимальным битрейтом. На фото выше — захват композитного видеосигнала с DVD-плеера. Это наш исходник для VHS. Я хотел показать, что прежде чем наслаждаться качеством видеомагнитофона, нужно понимать, что и на входе в него был вовсе не идеал по нынешним временам. Из теоретических 576 ТВ-линий реальное разрешение композитного сигнала составляет 400, после записи на VHS оно падает до 200-250.
Записываем картинку на VHS, воспроизводим и оцифровываем обратно с помощью DVD-рекордера (слева — композитный выход с DVD, справа — VHS). Параметры сигнала на магнитной ленте те же, что и для входящего видеосигнала: 625 строк, 50 полукадров в секунду. Уменьшается полоса пропускания, эквивалент «разрешения» для аналогового сигнала. В композитном исходнике полоса пропускания — 5 мегагерц, на VHS — 3 мегагерца. Количество строк не меняется, но, как видно на картинке выше, страдает четкость изображения, а больше всего — передача цвета. Добавим к этому традиционные последствия записи на магнитную ленту: больше шума, проникновение помех из соседнего кадра. Получим теплое ламповое изображение.
Финальное сравнение (исходник). Справа — настоящее время. Слева — то, как мы смотрели видео 30 лет назад. VHS никогда не был лучшим носителем композитного видео. Даже если забыть про профессиональную аппаратуру, существовали и потребительские форматы с куда более достойными характеристиками. Но VHS был дешев и удобен в использовании, а это очень часто оказывается важнее, чем «качество». Впрочем, выбирая видеомагнитофон к себе в коллекцию, я хотел подобраться поближе к тем временам, когда VHS стоил дороже автомобиля.
Когда видеомагнитофоны были большими
Если уж покупать видеомагнитофон в 2020 году, то надо брать лучший. Технологии домашнего видео на VHS развивались вплоть до появления DVD в 1996 году, но мне категорически не нравится внешний вид той «поздней» техники. Приведу фото аппарата из предыдущей статьи. Он вообще из начала нулевых, но тенденция понятная:
Скучно, просто, нет экрана. Окей, возьмем что-нибудь из второй половины девяностых:
Фото отсюда. Чуть получше, но все равно не то. Хочется праздника, а тут его нет, какие-то серые будни. Даже нельзя сказать, что VHS-устройства пережили упрощение — можно найти начиненный фичами аппарат эпохи заката. Возможно я просто не фанат дизайна девяностых. Нужно забираться дальше в прошлое, но возникает другой риск: чем старше аппарат, тем больше шансов, что он сломан. Тем меньше устройств в приличном состоянии. Тем больше некомплектного, протухшего за годы хранения в сарае хлама. Вероятность получить неработающий кирпич серьезно повышается.
А купил я в итоге магнитофон Sony SLV-815. Топовую модель 1991 года, аппарат с бомбическим дизайном, с деревянными панельками по бокам и по-максимуму начиненный фичами. Серьезный видеомагнитофон для монтажа видео, сделанный так, чтобы хорошо смотреться в стойке с Hi-Fi.
Видеомагнитофон продавался с пометкой «estate», как правило это означает, что первого владельца с нами больше нет, а за распродажу вещей отвечает наемный менеджер, который ничего проверять не будет. Отсюда два вывода: внешнее состояние скорее всего будет хорошее, а насчет работоспособности придется сыграть в ebay-лотерею.
Так и вышло. Обнадеживала наклейка сервисного центра Sony, намекающая на обслуживание или ремонт в апреле 2002 года. Внешне аппарат выглядит новым, экран — рабочий, только заметно потускнели сегменты, горящие постоянно (часы). К моему глубокому удовлетворению, видеомагнитофон заработал почти сразу, хоть и не с первой попытки, но со второй.
Только при воспроизведении хорошо слышен хруст шестерней — смазать бы. Магнитофоны этой эпохи страдают от перелома пластмассовых элементов механизма, высохших конденсаторов, упиленных голов (если использовался постоянно). И еще они попросту сложные, требующие при восстановлении определенного опыта и квалификации.
Чем этот магнитофон хорош? Какие вообще были важные критерии выбора VHS в те времена? Кое-что сейчас вообще не актуально, например гибкое программирование записи на год вперед. Базовое разделение видеотехники было такое: полноценный видеомагнитофон (оснащен собственным ТВ-приемником, может записывать телепрограммы в режиме реального времени и по расписанию), видеоплеер (только воспроизводит кассеты) и пишущий видеоплеер (может записывать, но не оснащен тюнером — им должен работать телевизор, нет программирования записи).
А что тут еще есть? Возможности редактирования. На панели есть энкодер с вращающейся центральной частью и поворотным кольцом — почти как в профессиональной технике. С его помощью можно с разной скоростью контролировать видеозапись, в режиме медленной перемотки или покадрово. Точно выставить ленту на нужное место и включить запись, с бесшовным переходом между фрагментами. Можно наложить на видео другую звуковую дорожку. Или даже подключить микрофон и добавить к записи похода в баню режиссерский комментарий.
Магнитофон оснащен интерфейсом LANC для взаимодействия с другими устройствами. Например, он может подавать команду на включение спутникового ресивера и переключать его на нужный канал. Либо можно купить специальный монтажный пульт, как на картинке выше, и одновременно рулить двумя видеомагнитофонами (или магнитофоном и камерой). Да, этот аппарат можно контролировать с помощью Arduino.
В общем, получается довольно функциональная, хоть и потребительская штука для небедного энтузиаста. Для монтажа видео с видеокамеры, креативной записи и редактирования с ТВ или другого источника. Добавлю к описанию фич еще пару интересных находок. Это система Video Programming System — более древняя реализация стандарта PDC. Как минимум на европейском телевидении передавались кодовые сигналы начала трансляции. Видеомагнитофон умел их принимать и подстраивать расписание так, чтобы не записывать кусок предыдущей передачи или следующей.
Еще один термин конца восьмидесятых — Simulcast. Это когда трансляция телепередачи по ТВ сопровождается синхронизированной передачей стереозвука по радио на FM-частотах. Для этого случая в SLV-815 предусмотрен специальный режим: видео пишем с эфира, а звук — с внешнего радиоприемника.
Экранное меню в 1991 году было еще в новинку. Рекламный слоган «Digital Picture» в SLV-815 относится к нему, цифровой обработки изображения тут нет. Но есть режим «картинка в картинке» (смотрим видеокассету, следим за ТВ, когда там начнется нужная передача). В экранное меню убрана настройка телеканалов и пара полезных функций: «перемотать кассету на начало и выбросить» (для сдачи в прокат), «перемотать на нулевую отметку счетчика» и так далее. Кроме того, как и требуется от функционального видеомагнитофона, этот Sony умеет предсказывать остаток ленты. Все это очень круто, но мыльноватый VHS ретроэкспириенс был бы не полон без еще одного неизбежного аксессуара.
Царь-пульт
Он огромный! Созданный для энтузиастов, пульт управления обеспечивает контроль над всеми функциями видеомагнитофона. А если вам этого кажется мало, достаточно поднять крышку. Кажется, тут есть кнопка для всего.
Значительная часть пульта отведена под программирование записи. Для этого же предусмотрен ЖК-дисплей: задавать интервалы начала и окончания записи можно прямо на пульте, а потом передавать на видеомагнитофон одним нажатием. Разобраться во всех этих фичах без инструкции невозможно, хотя мне много и не требовалось — установить на видеомагнитофоне правильное время.
Я конечно разобрался, как это делать, но не сильно помогло. Дата на пульте выставляется максимально кривым способом: «перемоткой» по дням начиная с января 1991 года. Причем календарь ограничен сверху 2006 годом — видимо разработчики посчитали, что через 15 лет никто этим аппаратом пользоваться уже не будет. Не угадали!
Пульт расчитан на работу в сложной дорогой домашней системе. С его помощью вы можете управлять тремя видеомагнитофонами одновременно, и включать-выключать телевизор. По факту он красив, но неудобен: чаще всего я пользуюсь пультом от телевизора. Он поменьше и позволяет управлять базовыми фичами магнитофона.
Hi-Fi Stereo и посрамление бобин
В предыдущем обзоре видеотехники режим Hi-Fi Stereo я лишь упомянул, а теперь решил изучить его внимательнее. Стандарт VHS предусматривал запись звука на отдельную монофоническую дорожку, с использованием стационарной головки. Соответственно, качество звука зависело от скорости протягивания ленты, а она в VHS мала — 2,339 сантиметра в секунду, в два раза меньше, чем у аудиокассеты. В 1984 году придумали другой способ: записывать звук с помощью двух дополнительных головок на вращающемся барабане, так же, как видео.
Это было непростой задачей, так как дорожки с видео расположены максимально плотно. Сделали так: звук пишется на ленту до видео. Видеосигнал частично стирает звуковые дорожки, но из-за различия в азимуте головок и мощности сигнала, звук можно прочитать и декодировать. А он именно что закодирован: с помощью частотной модуляции аналоговый сигнал «загнан» в область частот около одного мегагерца, для снижения помех от цветовой и яркостной составляющей видео. Распределение частот с использованием VHS Hi-Fi показано на графике выше.
Несмотря на все эти манипуляции, аудиосигнал в режиме Hi-Fi Stereo остается аналоговым. А вот его параметры серьезно повышаются. А раз так, хочется их как-то объективно измерить. Получилось это не сразу: видеомагнитофон не дружит с десктопом, принимая от него массу помех (и кажется, не любит наличия поблизости импульсных блоков питания). Пришлось измерить с помощью ноутбука, работающего от батареек.
Слева направо: VHS Hi-Fi, стандартная аудиодорожка, она же в режиме LP, и для сравнения — аудиокассета первого типа и современный цифровой аудиоплеер, служивший источником для всех тестов. Hi-Fi трек показывает результат как минимум не хуже очень хорошего катушечного магнитофона на 19-й или 38-й скорости. Теоретический динамический диапазон стандарта — 80дБ или лучше. На практике у меня получилось 77дБ, и учитывая возраст аппарата это достойно. На традиционной магнитной ленте такой результат возможен только с системой шумопонижения. Но главное — ровная амплитудно-частотная характеристика и низкий уровень искажений. Кстати, а ограничена ли у видеомагнитофона АЧХ? Что если подать на него тестовый сигнал в диапазоне до 48 килогерц?
Вообще не ограничена — в пределах обычных плюс-минус 3дБ верхняя граница АЧХ заканчивается почти ровно на 30 килогерцах. Можно записывать звук высокой четкости, если кому-то вдруг придет такое в голову. Получается, VHS Hi-Fi — лучший (и последний) носитель теплого лампового звука на магнитной ленте?
Нууу почти. Проблема в том, что запись аудио происходит кусками по 1/50 секунды. Малейший сбой синхронизации — и появляется ужасно надоедливый треск. На видео выше я привел пример таких характерных искажений. Их просто вызвать искусственно, достаточно «сбить» синхронизацию сигнала ручной регулировкой. Но иногда они появляются и сами по себе: дефекты ленты, изношенность механизма, бури на Марсе. Уж лучше кассета, но без этих артефактов.
В восьмидесятые и девяностые VHS Hi-Fi был привлекательной темой для меломанов и аудиофилов. Характеристики звука никак не меняются даже при переходе на более низкую скорость записи LP. Можно записать на трехчасовую кассету шесть часов музыки. Если даже удастся избежать помех, это не очень удобно. Формат получается строго стационарный. Навигация затруднена, хотя видеомагнитофон умеет ставить маркеры и перемещаться между ними. В общем, не совсем мой выбор.
Зато VHS Hi-Fi серьезно улучшает впечатление от просмотра фильмов на видеокассетах. Да, картинка слегка нечеткая, но звук в порядке, ничем не хуже цифрового саундтрека. На видео выше я записал сравнение VHS Hi-Fi со стандартной дорожкой в режимах SP и LP. В первом случае — достойный звук без претензий. Стандартное аудио — монофоническое (некоторые модели магнитофонов умели записывать туда стерео) и терпимое. Звук в режиме LP больше похож на звучание радиоточки. Записывать винтажные видеоклипы со стереозвуком — одно удовольствие. А еще можно записать кассету с двойной или даже тройной аудиодорожкой. Например, пишем оригинальный звук фильма без перевода на Hi-Fi. Потом отдельно — перевод на стандартный аудиотрек. В настройках Sony SLV-815 предусмотрена возможность произвольного переключения между аудиотреками, вывода одного из каналов стерео или микширования всего сразу.
Фирменное видео или чего не хватало в детстве
В VHS-реальности начала девяностых я находился на самом дне видеомагнитофонного экспириенса. Видеокассеты у меня были либо самописные (с помехами), либо прокатные (ужасного качества и непонятного происхождения), либо покупные (чуть лучше, но все равно пиратские). Я постарался это исправить, тем более сейчас это вообще не представляет проблем. VHS по-прежнему расценивается большинством людей, как старый ненужный хлам.
Релизов на видео было выпущено очень много, их можно найти бесплатно, с самовывозом, или дешево, или чуть подороже, но запечатанные. Я приобрел несколько кассет из Европы, с оригинальной звуковой дорожкой. Это поздние издания, обычно широкоформатные, в стандартном пластиковом кейсе, или даже коллекционные — в коробке и с красивой полиграфией.
Смотреть на видео театральную версию фильма — спорная идея. Вспомним про разрешение в 200-250 реальных ТВ-линий. Черные полосы широкого формата сожрут треть небольших возможностей формата, на выходе получится картинка, которую грубо можно сравнить с цифровым видео в разрешении 335×100. Поэтому обычный релиз на VHS обрезает изображение по краям, чтобы избавиться от черных полос. Теряется примерно половина театрального кадра. Иногда, правда, бывает наоборот.
Знаменитый кадр из «Дня независимости», известный как ТУЧА ФЗНАМЗОН, представлен во всей своей красе именно в телевизионной версии. В широком формате половина надписи на плохом русском обрезана.
Так как я по ошибке купил сразу два издания первых трех фильмов про Индиану Джонса, я могу сравнить широкоформатное издание и обычное. Они так и продавались: на выбор, смотреть замысел режиссера во всей полноте, но с черными полосами, или без полос, но как повезет. Здесь вы можете заметить, что изображение не занимает всю площадь кадра. Дело в том, что правильный, винтажный ЭЛТ-телевизор ее и не показывает (явление, известное, как overscan).
Мы уже давно привыкли, что современные ТВ и мониторы показывают изображение целиком, с идеальной геометрией. А тогда и картинка на ТВ проецировалась с запасом, и шум от переключения головок в нижней части кадра надо было убрать. Возвращаясь к «строкам» или «ТВ-линиям»: мало того, что разрешение у VHS низкое. Так вы еще часть полезного сигнала просто не увидите.
Хочется показать мой новый тридцатилетний видеомагнитофон в работе, но выкладывать фильмы на Ютюб — не очень хорошая идея, даже в научно-исследовательских целях. Одна из кассет в моей коллекции — из видеопроката. Они отличаются наличием трейлером «новых» фильмов в начале. Вот один из трейлеров и покажу. Здесь захват видео произведен другим рекордером, который учитывает феномен overscan и дополнительно обрезает края изображения. По традиции преобразовал исходную картинку в стандарте PAL в формат 4К.
И еще раз посмотрим на кадр из кино. Почти все фильмы сейчас доступны в разрешении FullHD или даже 4К. Еще один способ оценить прогресс за последние три-четыре десятка лет. Адекватен ли формат VHS в 2020 году? Он интересен только если вы, как и я, увлекаетесь ретротехникой. Я невероятно впечатлен и дизайном, и возможностями своего видеомагнитофона. Но и ограничения магнитной видеозаписи не самого высокого качества очевидны. Даже если смотреть приведенные выше примеры видео на телефоне.
Скажу так: VHS не надо смотреть на ЖК-дисплеях в принципе. Только ЭЛТ, только хардкор и соответствующее эпохе оборудование. Старый телевизор добавляет к искажениям видеомагнитофона свои, но делает картинку сочной, создает именно то настроение, с которым мы смотрели видео в восьмидесятых и девяностых. Для таких винтажных ощущений, собственно, я и добываю весь этот хлам.
Аутентичные фильмы той эпохи, желательно с характерным одноголосым переводом, воспринимаются на VHS прекрасно даже в 2020 году. Видеоклипы восьмидесятых часто записаны в «композитном» качестве изначально, и выглядят мыльными даже после переиздания на цифровых носителях в 4К, как видеоклип выше. Вот это правильный контент, для которого я приобрел правильный набор аппаратов. В отличие от аудиокассет, которые звучат нормально, винила, что переживает ренессанс, возраст аналогового видео сейчас очень заметен. Возврат к VHS — это сродни покупки «Спектрума» или раннего IBM PC, путешествие в прошлое, заплыв по волнам памяти. Изучение древних артефактов, и заодно попытка разобраться в самом себе. Или просто нелогичный способ достижения душевного комфорта путем построения у себя в кабинете капсулы времени.