какое размножение обеспечивает генетическое разнообразие растений
Какое размножение обеспечивает генетическое разнообразие растений
Размножение − это воспроизведение генетически сходных особей данного вида, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни. Бесполое размножение осуществляется следующими способами: непрямым делением ядер материнской и каждой из последующих клеток надвое; вегетативно − отдельными органами или частями тела (растения, кишечнополостные); почкованием (например, дрожжи и гидра); спорообразованием.
В результате бесполого размножения возникает генетически однородное потомство. Только в тех случаях, когда споры образуются в результате мейоза, потомство, выросшее из этих спор, будет генетически разным.
При половом размножении объединяется генетическая информация от двух особей. Особи растений или животных разного пола образуют гаметы − яйцеклетки и сперматозоиды (или спермии), содержащие по одинарному (гаплоидному) набору хромосом. При слиянии гамет происходит оплодотворение и образование диплоидной зиготы. Зигота развивается в новую особь, все соматические клетки которой содержат диплоидный (двойной) набор хромосом. Всё вышеперечисленное справедливо только для эукариотических клеток. Таким образом, при половом размножении происходит смешивание геномов двух разных особей одного вида. Существуют организмы-гермафродиты, у которых развитие женских и мужских половых клеток происходит в теле одной особи.
Используя содержание текста «Размножение», ответьте на следующие вопросы.
1) О каких двух способах размножения организмов идёт речь в тексте?
2) Что происходит в процессе полового размножения?
3) Какой недостаток характерен для полового размножения? Свой ответ аргументируйте.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) бесполое и половое
2) объединение генетической информации от двух особей
3) Половое размножения характерно только для эукариотических клеток.
Необходима энергия на поиски партнера, происходит потеря гамет. Так же требуется время для достижения половозрелости, нужны определенные условия для скрещивания.
Критерии оценивая выполнения задания | Баллы | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
3 | |||||||
2 | |||||||
1 | |||||||
Половое | Бесполое |
Участвует два организма | Участвует один организм |
Участвуют половые клетки (гаметы), полученные путем мейоза | Участвуют соматические клетки, размножающиеся митозом. |
Дети получаются разные (происходит перекомбинация признаков отца и матери, повышается генетическое разнообразие популяции) | Дети получаются одинаковые, копии родителя (в сельском хозяйстве – позволяет быстро увеличить численность организмов, сохраняя все признаки сорта) |
Способы бесполого размножения
1) Деление одноклеточных (амеба). При шизогонии (малярийный плазмодий) получается не две, а много клеток.
3) Почкование: дочерние особи формируются из выростов тела материнского организма (почек) – у кишечнополостных (гидра), дрожжей.
4) Фрагментация: материнский организм делится на части, каждая часть превращается в дочерний организм. (Спирогира, кишечнополостные, морские звезды.)
5) Вегетативное размножение растений: размножение с помощью вегетативных органов:
Способы полового размножения
1) С помощью гамет, сперматозоидов и яйцеклеток. Гермафродит – это организм, который образует и женские, и мужские гаметы (большинство высших растений, кишечнополостные, плоские и некоторые кольчатые черви, моллюски).
2) Конъюгация у зеленой водоросли спирогиры: две нити спирогиры сближаются, образуются копуляционные мостики, содержимое одной нити перетекает в другую, получается одна нить из зигот, вторая – из пустых оболочек.
3) Конъюгация у инфузорий: две инфузории сближаются, обмениваются половыми ядрами, потом расходятся. Количество инфузорий остается тем же, но происходит рекомбинация.
4) Партеногенез: ребенок развивается из неоплодотворенной яйцеклетки (у тлей, дафний, пчелиных трутней).
Ещё можно почитать
Задания части 1
Выберите один, наиболее правильный вариант. Размножение, при котором дочерний организм появляется без оплодотворения из клеток тела материнского организма, называют
1) партеногенезом
2) половым
3) бесполым
4) семенным
БЕСПОЛОЕ
Выберите три варианта. Бесполое размножение характеризуется тем, что
1) потомство имеет гены только материнского организма
2) потомство генетически отличается от материнского организма
3) в образовании потомства участвует одна особь
4) в потомстве происходит расщепление признаков
5) потомство развивается из неоплодотворенной яйцеклетки
6) новая особь развивается из соматических клеток
Выберите три варианта. Размножение малины корневыми отпрысками способствует
1) повышению её урожайности
2) изменению массы стебля
3) увеличению территории распространения
4) сохранению наследственных признаков
5) увеличению численности особей этого сорта
6) развитию корневой системы
БЕСПОЛОЕ КРОМЕ
1. Все перечисленные ниже термины, кроме двух, используются при описании бесполого размножения. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) шизогония
2) партеногенез
3) фрагментация
4) почкование
5) копуляция
2. Все приведенные ниже термины, кроме двух, используются для описания бесполого способа размножения живых организмов. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) фрагментация
2) семенное размножение
3) спорообразование
4) партеногенез
5) почкование
3. Все приведенные ниже примеры, кроме двух, относятся к бесполому размножению организмов. Определите два примера, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) размножение спорами папоротников
2) размножение дождевых червей фрагментацией
3) конъюгация инфузории-туфельки
4) почкование пресноводной гидры
5) партеногенез пчел
2. Установите соответствие между характеристиками и способами размножения: 1) бесполое, 2) половое. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) Сливаются гаплоидные ядра.
Б) Образуется зигота.
В) Происходит с помощью спор или зооспор.
Г) Проявляется комбинативная изменчивость.
Д) Образуется потомство, идентичное исходной особи.
Е) Генотип родительской особи сохраняется в ряду поколений.
3. Установите соответствие между этапами жизненного цикла растений и способами размножения: 1) бесполое, 2) половое. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) образуются споры
Б) сопровождается слиянием гамет
В) размножается спорофит
Г) размножается гаметофит
Д) образуется зигота
Е) происходит мейоз
4. Установите соответствие между характеристиками и типами размножения: 1) бесполое, 2) половое. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) Размножение осуществляется с помощью побегов.
Б) Происходит сочетание генов двух родителей.
В) Организм развивается из неоплодотворённой яйцеклетки.
Г) Размножение происходит без участия гамет.
Д) Размножение происходит путём почкования.
Е) Образуется зигота.
2. Установите соответствие между конкретным примером и способом размножения: 1) бесполое, 2) половое. Запишите цифры 1 и 2 в правильной последовательности.
А) спорообразование папоротника
Б) образование гамет хламидомонады
В) образование спор у сфагнума
Г) почкование дрожжей
Д) нерест рыб
3. Установите соответствие между конкретным примером и способом размножения: 1) бесполое, 2) половое. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) почкование гидры
Б) деление клетки бактерии на двое
В) образование спор у грибов
Г) партеногенез пчел
Д) образование усов земляники
4. Установите соответствие между процессами и способами размножения организмов: 1) половое, 2) бесполое. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) откладывание яиц ящерицами
Б) спорообразование пеницилла
В) размножение пырея корневищами
Г) партеногенез дафний
Д) деление эвглены
Е) размножение вишни семенами
5. Установите соответствие между примерами и способами размножения: 1) бесполое, 2) половое. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) черенкование малины
Б) образование спор у хвоща
В) спорообразование у кукушкина льна
Г) фрагментация лишайника
Д) партеногенез тлей
Е) почкование у кораллового полипа
Г) деление амебы обыкновенной
Д) фрагментация мицелия у грибов
Е) корневые отпрыски у малины
7. Установите соответствие между примерами и способами размножения: 1) бесполое, 2) половое. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам
А) культурой ткани
Б) неоплодотворенными яйцеклетками
В) клубнями
Г) яйцами
Д) соматическими клетками
Е) участками корневища
8. Установите соответствие между характеристиками и способами размножения: 1) половое, 2) бесполое. Запишите цифры 1и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) развитие организма, полученного из черенка растения
Б) образование зиготы при слиянии гамет
В) развитие организма из группы соматических клеток
Г) сочетание в организме потомка признаков двух родителей
Д) выращивание растения из культуры клеток
Е) образование новых растений из вегетативных почек
А) образование спор у мухомора
Б) размножение клубники усами
В) слияние гамет млекопитающих
ВЕГЕТАТИВНОЕ КРОМЕ
1. Все приведённые ниже приёмы растениеводства, кроме двух, относят к вегетативному размножению. Определите два приёма, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) деление клубней
2) размножение корневищем
3) получение проростков из семян
4) искусственное оплодотворение
5) формирование отводка
ПОЛОВОЕ
1. Выберите три признака, характерных для полового размножения семенных растений, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В размножении участвуют спермии и яйцеклетки
2) В результате оплодотворения образуется зигота
3) В процессе размножения происходит деление клетки пополам
4) Потомство сохраняет все наследственные признаки родителя
5) В результате размножения у потомства появляются новые признаки
6) В размножении участвуют вегетативные части растения
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для полового размножения?
1) генетическое разнообразие потомства
2) простое деление клеток
3) почкование
4) развитие потомков после оплодотворения
5) партеногенез
6) обеспечивает рост, дробление, регенерацию
ПОЛОВОЕ КРОМЕ
Все приведённые ниже термины, кроме двух, используются для описания полового размножения организмов. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) гонада
2) спора
3) оплодотворение
4) овогенез
5) почкование
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В чем состоит отличие полового размножения от бесполого?
1) способствует появлению модификаций
2) повышает численность потомства
3) усиливает генетическое разнообразие потомства
4) увеличивает плодовитость особей
5) формирует новые сочетания генов
6) ведет к разнообразию комбинаций аллелей в гаметах
===============================
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Споры бактерий, в отличие от спор грибов,
1) служат приспособлением к перенесению неблагоприятных условий
2) выполняют функцию питания и дыхания
3) НЕ служат для размножения
4) обеспечивают распространение (расселение)
5) образуются путем мейоза
6) образуются из материнской клетки путем потери воды
Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 10 класс. 2020-2021 уч. г.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады по биологии
2020-2021 учебный год.
Время выполнения 90 минут.
Уважаемые участники олимпиады, теоретический тур олимпиады включает 4 задания. Внимательно познакомьтесь с характером каждого из них и определите для себя последовательность выполнения работы. Ответы каждого из них запишите в листе «матрица ответов».
Начинать работу можно с любого задания, однако, рекомендуется выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах которых вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.
Максимальное количество баллов – 65.
Часть 1. Задание включает 25 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один правильный ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. В матрице ответов впишите букву правильного ответа.
Использование в цитологии современных методов исследования позволило изучить строение и функции:
А) организма растений; В) органоидов клетки;
Б) органов животных; Г) систем органов.
Отсутствие в клетке митохондрий, комплекса Гольджи, ядра указывает на её принадлежность к:
А) вирусам; Б) прокариотам; В) эукариотам; Г) бактериофагам.
Какое размножение обеспечивает генетическое разнообразие растений?
А) побегами; Б) семенами; В) корневищами; Г) корнями.
Сложные формы поведения, обусловленные наличие коры головного мозга, проявляются у:
А) пресмыкающихся; Б) рыб; В) земноводных; Г) млекопитающих.
В организме человека освобождение крови от продуктов обмена веществ осуществляется в:
А) мочеточниках; Б) нефроне почек; В) кишечнике; Г) почечной лоханке.
Если в пробирку с кровью добавить концентрированный раствор поваренной соли, то эритроциты сморщиваются вследствие:
А) выделения из них воды; В) поступления в них воды;
Б) повреждения ЭПС; Г) сокращение числа рибосом.
К железам внутренней секреции относят:
А) гипофиз и щитовидную железу; В) слюнные железы и железы желудка;
Б) слезные железы и печень; Г) потовые железы и железы кишечника.
У нетренированных людей после физической работы появляются болезненные ощущения в мышцах, что связано с:
А) истончение мышечных волокон; В) накопление в мышцах молочной кислоты;
Б) накопление в мышцах гликогена; Г) увеличением ядер в мышечных клетках.
У человека, в отличие от человекообразных обезьян:
А) есть ногти; В) отсутствуют волосы на лице;
Б) имеется свод стопы; Г) конечность хватательного типа.
Какой признак у человека считают атавизмом?
А) хватательный рефлекс; В) обильный волосяной покров;
Б) наличие аппендикса в кишечнике; Г) появление зубов мудрости.
Употребление продуктов или специальных лекарственных препаратов, содержащих витамин D :
А) увеличивает массу тела; В) улучшает зрение;
Б) предупреждает рахит; Г) увеличивает содержание гемоглобина.
Почему водоросли в экосистеме пруда относят к организмам-производителям?
А) потребляют готовые органические вещества;
Б) разлагают органические вещества;
В) создают органические вещества из неорганических ;
Г) участвуют в круговороте вещества.
Взаимные влияния организмов одного или разных видов друг на друга относят к факторам:
А) абиотическим; Б) биотическим; В) антропогенным; Г) ограничивающим.
Биосфера – открытая система, так как в ней
А) используется энергия Солнца;
Б) организмы объединены биотическими связями;
В) биогеоценозы связаны между собой;
Г) однородные условия существования для организмов.
Верны ли следующие суждения об обмене веществ?
Пластический обмен представляет собой совокупность реакций расщепления органических веществ в клетке, сопровождающихся выделением энергии.
Хлорофилл растительных клеток улавливает солнечную энергию, которая аккумулируется в молекулах АТФ.
А) верно только 1; В) верны оба суждения;
Б) верно только 2; Г) оба суждения неверны.
16. Дрожжи, развиваясь без доступа кислорода на сахаристых средах, вызывают брожение:
А) молочнокислое; Б) маслянокислое; В) спиртовое; Г) уксуснокислое.
17. Мицелий гриба рода Пеницилл:
А) неклеточного строения; В) одноклеточный многоядерный;
Б) одноклеточный одноядерный; Г) многоклеточный.
18. Для взрослых листьев всех растений характерно наличие:
А) черешка и листовой пластинки; В) основания и листовой пластинки;
Б) прилистников и листовой пластинки; Г) только листовой пластинки.
19. Формула цветка крестоцветных:
20. Клеточная оболочка отсутствует у:
А) корненожек; Б) жгутиконосцев; В) инфузорий; Г) всех простейших.
21. Основной хозяин малярийного плазмодия:
Б) личинка малярийного комара;
В) малярийный комар;
Г) отсутствует, т. к. малярийный плазмодий не является паразитом.
22. Заражение дизентерией происходит:
А) через укус насекомого, переносчика заболевания;
Б) при употреблении в пищу плохо прожаренного мяса больного животного;
В) воздушно-капельным путем;
Г) при заглатывании цист дизентерийной амебы с пищей или водой.
23. У кишечнополостных медуза и полип являются:
А) различными стадиями бесполого размножения;
Б) соответственно личинкой и взрослым животным;
В) проявлением чередования поколений;
Г) различными видами кишечнополостных.
24. Одной из проблем на войне было также лечение желудочных заболеваний, получивших распространение из-за недоброкачественной пищи, антисанитарных условий. Для их лечения использовались лекарственные травы. Какие?
А) соплодия ольхи; Б) соцветия одуванчика; В) корни петрушки; Г) почки берёзы.
25. Самым важным фактором регуляции такой сезонной миграции птиц как перелет является:
А) изменение среднесуточной температуры окружающей среды;
Б) уменьшение обилия кормовой базы;
В) изменение длины светового дня;
Г) образование брачной пары.
Часть 2. Задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в бланке ответов.
1. Бактерии являются возбудителями болезней:
1) чума; 2) холера; 3) амёбная дизентерия; 4) оспа; 5) туберкулёз.
2. Из перечисленных грибов съедобными являются:
1) лисичка; 2) бледная поганка; 3) мухомор; 4) рыжик; 5) валуй.
3. Видоизменениями побега являются:
1) клубни картофеля; 2) клубни георгина; 3) клубни топинамбура; 4) клубни батата; 5) луковицы лилии.
4. В строении бабочек на разных стадиях развития можно обнаружить ротовой аппарат:
1) грызущий; 2) сосущий, 3) лижущий; 4) колюще-сосущий; 5) лакающий.
А) только 1, 2; Б) только 2, 3; В) только 1, 3, 4; Г) только 2, 4, 5; Д) 1, 2, 4, 5.
5. Чтобы занять наземную среду обитания, животные были должны:
1) приспособиться использовать для дыхания кислород воздуха;
2) приспособиться к возросшей силе тяжести;
3) выработать механизмы защиты от высыхания;
4) изменить характер передвижения;
5) усложнить органы чувств.
6. Для осуществления свёртывания крови необходимы вещества:
1) калий; 2) кальций; 3) протромбин; 4) фибриноген; 5) гепарин.
7. Для условных рефлексов характерно то, что они:
1) врождённые; 2) стереотипные; 3) исчезают и возникают в течение онтогенеза; 4) возникают на основе безусловных; 5) индивидуальные.
8. Систематическими группами (категориями), используемыми при классификации животных и неиспользуемыми при классификации растений, являются:
1) тип; 2) род; 3) семейство; 4) отдел; 5) отряд.
9. ДНК в клетках эукариот находится в:
1) цитоплазме; 2) ядре; 3) митохондриях; 4) лизосомах; 5) рибосомах.
10. В молекуле ДНК комплементарными являются следующие пары нуклеотидов:
1) А – Т; 2) А – Г; 3) А – Ц; 4) А –У; 5) Г – Ц.
Часть 3. Задание в виде суждений, с каждым их которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
1. Паразитический гриб пыльная головня обычно поселяется на листьях злака.
2. В процессе эволюции кровеносная система впервые появилась у плоских червей.
3. В отличие от змей крокодилы и черепахи не линяют.
4. В регуляции работы желёз внутренней секреции принимает участие только нервная система.
5. Рибосомы имеются в клетках всех живых организмов.
6. Популяционные волны практически никак не влияют на генофонд.
7. Ультрафиолетовые лучи обладают мутагенным действием.
8. Относительное большое количество рибосом наблюдается в клетках, специализирующихся на синтезе белков.
9. Молекула крахмала состоит из двух остатков глюкозы.
10. У человека и млекопитающих животных митохондриальный геном всегда наследуется от матери.
1. Соотнесите бактерии (1-5) с описанием формы их клетки (А-Г):
БАКТЕРИИ ОПИСАНИЕ ФОРМЫ КЛЕТКИ
1) кокк А) палочковидная
2) бацилла Б) извитая
3) спирилла В) в виде запятой
4) вибрион Г) шарообразная
Описание формы клетки
2. Сопоставьте болезнь (1-5) и переносчика возбудителя (А-Д):
БОЛЕЗНЬ ПЕРЕНОСЧИК ВОЗБУДИТЕЛЯ
1) чума А) собаки, лисы
2) энцефалит Б) комары
4) эпидемический сыпной тиф Г) вши
5) бешенство Д) блохи
3. Распределите перечисленные научные методы (1-5) по группам методов (А-Б), к которым их можно отнести:
НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ГРУППА МЕТОДОВ
1) обзор (анализ информационных А) теоретические
источников Б) практические
2) обобщение полученных данных
5) сравнение полученных данных
4. Сопоставьте названия белков (1-5) с их функциями в организме человека (А-Д):
1) трипсин А) структурная
2) миозин Б) каталитическая
3) гемоглобин В) защитная
4) тубулин Г) двигательная
5) гамма-глобулин Д) транспортная
Матрица ответов на задания школьного этапа Всероссийской олимпиады
2020/21 учебный год
Описание формы клетки
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Номер материала: ДБ-1392381
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов
Время чтения: 0 минут
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
МГУ с 8 ноября переходит на смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
В Башкирии школьные каникулы продлили до 14 ноября
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
- пустырник при аритмии сердца можно ли принимать
- какое слово можно составить корзина