какое размещение вариантов в опыте относится к дактиль методу

Тесты по Методика и ОИА

Тестовые задания для проведения модульно-рейтингового контроля По дисциплине «Методика и организация исследований в агрономии»

Вопросы тестового контроля знаний

1. Причины непрерывного возрастания роли науки?

А) Из-за увеличения численности населения

Б) Из-за неизбежного уменьшения площади с/х угодий и пашни в расчете на 1 человека

В) Из-за неизбежного возрастания потребностей человека

Г) Из-за увеличения численности населения, неизбежного уменьшения площади с/х угодий и пашни в расчете на 1 человека, а также возрастания потребностей человека*

2. Что подразумевается под: «комплексом наук, разрабатывающих теоретические основы и практические приемы повышения урожайности, улучшение качества продукции, снижение ресурсоемкости производства и охраны окружающей среды»?

Г) Земледелие и агрохимия

3. Какая агрономия разрабатывает теоретические основы и практические приемы повышения урожайности, улучшение качества и т. д.?

В) Прикладная и научная

4. В каких направлениях проводит исследования научная агрономия?

А) Изыскание способов направленного изменения природы растений и создание новых форм и культур растений, наиболее приспособленных к условиям определенной зоны

Б) Изменение условий внешней среды в соответствии с потребностями культурных растений

В) Изыскание способов сокращения ресурсоемкости производства и охрана окружающей среды

Г) Все пункты а, б и в*

5. Какие виды познавательной деятельности использует человек?

А) Изучение и испытание

Б) Изучение, исследование и испытание*

6. Что является объектом исследования в научной агрономии?

А) Растения, среда их обитания и урожай*

В) Метеорологические показания

Г) Обработка почвы, нормы удобрений и нормы высева

7. Что означает: «свойство объектов одного класса отличаться друг от друга по одному и тому же признаку даже в однородных совокупностях»?

8. Определите вид изменчивости – урожайность озимой пшеницы?

А) Качественная двухранговая

Б) Количественная дискретная (прерывистая)

В) Количественная непрерывная*

Г) Качественная многоранговая

9. Определите вид изменчивости – количество зерен в колосе?

А) Качественная двухранговая

Б) Количественная дискретная (прерывистая) *

В) Количественная непрерывная

Г) Качественная многоранговая

10. Определите вид изменчивости – приживаемость саженцев?

А) Качественная двухранговая*

Б) Количественная дискретная (прерывистая)

В) Количественная непрерывная

Г) Качественная многоранговая

11. Определите вид изменчивости – окраска томатов перед уборкой?

А) Качественная двухранговая

Б) Количественная дискретная (прерывистая)

В) Количественная непрерывная

Г) Качественная многоранговая*

12. Что означает: «часть объектов генеральной совокупности, включенных в обследование для характеристики совокупности по нужным признакам»?

В) Определенное множество

13. Какие этапы научного планирования выделяются при проведении исследований?

А) Планирование, проведение эксперимента, формулирование выводов

Б) Планирование, закладка эксперимента, накопление первичных данных, математический анализ с последующим формулированием выводов и предложений производству*

В) Проведение исследований, математическая обработка полученных данных

Г) Планирование, накопление первичных данных, формулирование выводов и предложений производству

14. Какие методы предназначены для накопления первичных данных об объектах исследования?

А) Наблюдение и дисперсионный анализ

Б) Эксперимент и вариационный анализ

В) Наблюдение и эксперимент*

Г) Вариационный анализ и дисперсионный анализ

15. Какой из экспериментов является основным в агрономии?

Б) Лабораторный и вегетационный

В) Лабораторный, вегетационный и лизиметрический

16. В каких экспериментах для проведения исследований используются вегетационные сосуды?

17. Какой эксперимент предназначен для исследования процессов перемещения в почве воды и растворенных в ней питательных веществ?

18. Какой из методов научного исследования подразумевает «искусственное создание разных условий для исследуемых растений с целью определения наиболее эффективных в процессе учетов и наблюдений»?

19. Что называют вариантами опыта?

А) Обработку почвы и удобрения

Б) Определенная разновидность исследуемого фактора, от которого надеются получать лучшие результаты *

В) Повторения в опыте

Г) Разновидности опытов

20. Какие разновидности контрольных вариантов используют в агрономии?

А) Абсолютный и видоизмененный

Б) Опытный, производственный и видоизмененный

В) Нулевой и сельскохозяйственный

Г) Абсолютный и производственный*

21. Чем отличается абсолютный контроль от производственного?

А) В абсолютном контроле исследуемый фактор исключен из технологии*

Б) В абсолютном контроле дозы факторов рассчитываются на планируемый урожай

В) В абсолютном контроле применяются завышенные дозы исследуемого фактора

Г) На вариантах абсолютного контроля ожидают получать высокую урожайность исследуемых культур

22. Что такое схема эксперимента?

А) Размещение вариантов и повторений на опытном участке

Б) Перечень опытных и контрольных вариантов, включаемых в эксперимент для проверки гипотезы*

В) Чертеж, на котором размещены границы эксперимента

Г) Перечень методов исследования, которые планируется проводить в эксперименте

23. Что означает: «наименьшая земельная площадка определенного размера и формы на которой размещают один какой-то вариант опыта»?

24. Из чего состоит опытная делянка?

А) Из учетной площади

Б) Из учетной площади и защитной зоны*

В) Из повторений и повторностей

Г) Из учетной площади и боковой защитной зоны

25. Что такое «повторность опыта»?

А) Количество делянок с одним и тем же вариантом на всем опытном участке*

Б) Часть площади опытного участка с полным набором вариантов

В) Часть землепользования на которой один раз размещены все варианты

Г) Количество делянок с контрольным вариантом на всем опытном поле

26. Какая продолжительность во времени кратковременных опытов?

27. Какая продолжительность во времени многолетних опытов?

28. В каких опытах изучается влияние нескольких факторов?

29. Для культур с небольшой площадью питания (злаковые зерновые и др.) используются делянки учетной площадью.

30. Для пропашных культур учетная площадь опытной делянки должна составлять не менее.

31. Если на опытном участке наблюдается сильное варьирование почвенных условий, то в этом случае надо.

А) Увеличить повторность опыта*

Б) Увеличить площадь эксперимента

В) Увеличить число вариантов в схеме эксперимента

Г) Уменьшить норму высева культуры

32. Что означает: «научное предположение, истинное значение которого является неопределенным «?

33. Что означает: «целенаправленное сосредоточение внимания исследователя на явлениях эксперимента или природы, их количественная и качественная регистрация»?

В) Статистический анализ

34. Что подразумевается под принципом (правилом) единственного различия?

А) Размеры и направление делянок должны быть одинаковыми на всем опытном участке

Б) Технология возделывания и условия на опытном участке, кроме исследуемых факторов, должны быть одинаковыми*

В) При математическом анализе данные должны отличаться на определенную величину

Г) Исследуемые совокупности растений не должны значительно отличаться друг от друга

35. Что означает «воспроизводимость результатов опыта»?

А) При повторе опыта в идентичных условиях и при аналогичных методиках должны получить аналогичные результаты*

Б) Результаты опыта должны быть такими же и в других почвенно-климатических зонах

В) В следующем году исследований результаты опыта должны повториться

Г) Что даже при изменении условий опыта и методик исследования результаты опыта должны подтвердиться

36. Какие значения критерия уровня значимости приемлемы в агрономии?

37. Какие значения критерия уровня значимости используются в агрономии при исследовании эффективности гербицидов и других пестицидов?

38. Если уровень значимости 5%-ный, чему будет равен уровень вероятности?

39. Как расшифровывается НСР

А) Наибольший существенный результат

Б) Head Certain Point

В) Наибольшая средняя разница

Г) Наименьшая существенная разность*

40. Какая разновидность ошибок приводит к завышению или занижению результатов исследований под действием определенных факторов (закономерных изменений плодородия почвы и др.)?

41. Как называются ошибки, возникающие при просчетах в процессе работы?

42. В каком направлении нужно производить посев семян на опытном поле при изучении систем обработки почвы?

В) Первый и последний ярус делянок поперек основного направления, внутри опыта вдоль

Г) Делянки обработки почвы засевают вдоль проведенной основной обработки, а делянки удобрения поперек

43. С какой целью закладываются повторения эксперимента?

А) Для увеличения числа делянок

Б) Для увеличения повторности эксперимента

В) Для учета влияния почвенных условий в опыте

Г) Для уменьшения погрешности эксперимента*

44. При рендомизированном размещении варианты в опыте размещаются?

В) один вариант контроля чередуется с одним опытным вариантом

Г) один вариант контроля чередуется с двумя опытным вариантом

45. Какой из вариантов ответа относится к систематическому размещению вариантов в опыте?

46. Какое размещение вариантов в опыте относится к Дактиль-методу?

47. Чем отличается метод полной рендомизации от метода рендомизированных повторений?

А) В методе полной рендомизации не создаются повторения*

Б) В методе полной рендомизации больше вариантов

В) В методе полной рендомизации меньше погрешность опыта

Г) В методе полной рендомизации варианты внутри повторений размещаются по жребию (случайно)

48. В каком методе размещения вариантов повторения закладываются в 2-х направлениях – горизонтально и вертикально?

А) Метод полной рендомизации

Б) Метод рендомизированных повторений

Г) Латинский квадрат и латинский прямоугольник*

49. В каком методе размещения вариантов число вариантов должно равняться числу повторностей?

А) Метод полной рендомизации

Б) Метод рендомизированных повторений

В) Латинский квадрат*

Г) Латинский прямоугольник

50. Для чего используют рекогносцировочные посевы?

А) Для определения варьирования плодородия почвы*

Б) Для определения влияния сорта на урожайность культуры

В) Для снижения засоренности полей

Г) Для снижения фитопатогенной микрофлоры на поле

51. Что называют варьированием?

А) Применение различных доз удобрений в опыте

Б) Способность одних растений отличаться от других

В) Влияние неконтролируемых факторов

Г) Изменчивость свойств растений и их среды обитания*

52. Каким символом обозначается дисперсия?

53. Какая из моделей дисперсионного анализа относится к методу рендомизированных повторений?

54. Какая из моделей дисперсионного анализа относится к двухфакторному опыту?

55. Какой показатель находится по формуле: какое размещение вариантов в опыте относится к дактиль методу?

А) Стандартное отклонение

Б) Коэффициент вариации*

В) Допустимая относительная ошибка

56. Какой показатель находится по формуле: какое размещение вариантов в опыте относится к дактиль методу?

А) Head Certain Point

Б) Наибольший существенный результат

В) Наименьшая существенная разность*

Г) Наибольшая средняя разница

57. По какой формуле находится стандартное отклонение?

А) какое размещение вариантов в опыте относится к дактиль методу

Б) какое размещение вариантов в опыте относится к дактиль методу

В) какое размещение вариантов в опыте относится к дактиль методу*

Г) какое размещение вариантов в опыте относится к дактиль методу

58. По какой формуле находят погрешность выборочной средней?

А) какое размещение вариантов в опыте относится к дактиль методу*

Б) какое размещение вариантов в опыте относится к дактиль методу

В) какое размещение вариантов в опыте относится к дактиль методу

Г) какое размещение вариантов в опыте относится к дактиль методу

59. Какая будет степень изменчивости признаков при V = 12 %

60. Какая будет степень изменчивости признаков при V = 35 %

61. По этой формуле какое размещение вариантов в опыте относится к дактиль методурассчитывают?

А) Распределение Стьюдента

Б) Закон нормального распределения Гаусса

В) Распределение Фишера*

Г) Распределение Пирсона

62. Какая проявляется форма корреляции, когда при увеличении одних признаков соответственно увеличиваются другие признаки?

63. Когда исследуется связь между двумя признаками, то это корреляция?

64. Степень и особенности изменения одного из признаков (Х) на единицу другого (Y) – это.

Источник

9. Стандартные методы размещения вариантов в полевом опыте.

Стандартные методы характеризуются более частым, обычно через 1—2 опытных варианта, расположением контроля, стандарта. Стандартные методы основаны на том, что плодородие опытного участка изменяется постепенно, и между урожаями ближайших делянок наблюдается корреляционная связь. В стандартных методах каждый изучаемый вариант сравнивают со своим контролем, урожай которого вычисляют способом линейной интерполяции, находя промежуточные значения функции на основании предположения о постепенном изменении плодородия почвы земельного участка.

Стандартные методы размещения полевого опыта иногда подкупают простотой и предполагаемой возможностью устранить влияние пестроты плодородия почвы и тем самым свести к минимуму ошибки эксперимента. Кажется, что стандарт, расположенный возле каждого изучаемого варианта, даст наиболее точную оценку эффетивности сорта или агротехнического приема. Однако практика применения и сравнительной оценки стандартных методов вьрявила их существенные недостатки. Во-первых, не всегда наблюдается тесная корреляционная зависимость между урожаями рядом расположенных делянок. Во-вторых, очень трудно сравнивать опытные варианты, далеко расположенные друг от друга, что бывает при большом числе (свыше 10—12) изучаемых вариантов. В-третьих, стандартные методы характеризуются большой громоздкостью и нерациональным использованием земельной площади, особенно при большом числе изучаемых вариантов. Действительно, при размещении стандарта через два опытных варианта около 40%, а через один — более 50% всей площади опыта занято стандартными делянками. Отмеченные недостатки не способствовали широкому распространению стандартных методов в опытной, работе.

Стандартные методы иногда используются селекциоверами. Например, на первых ступенях отбора, когда из-за недостатка семян нельзя иметь делянку нужной величины и соответствующую повторность, применение стандартных методов вполне обоснованно. Размещая стандарт через один или два испытуемых, систематически проводя визуальное сравнение со стандартом, можно достаточно объективно выявить наиболее перспективные линии.

К стандартным методам относятся: Ямб-метод, Дактель-метод.

Ямб-метод. При этом методе контрольный вариант размещают через 1 изучаемый. Начинается и заканчивается размещение контролем. Делянки размещаются только одноярусно. Применяется в селекции.

Дактиль-метод. При этом методе контрольный вариант размещают через 2 изучаемых. количество вариантов обязателно должно быть четным. Начинается и заканчивается размещение контролем.

10. Систематические методы размещения вариантов в полевом опыте.

Систематическое размещение вариантов — это такое расположение опыта, когда порядок следования вариантов в каждом повторении подчиняется определенной системе. Имеется много способов размещения вариантов по этому методу. В нашей стране распространены два — последовательный в один ярус и шахматный (ступенчатый) при расположении повторений в несколько ярусов.

Наиболее простым является последовательное расположени делянок в один ярус. Варианты на делянках всех повторений располагаются в той последовательности, которая заранее установлена исследователем на основании главным образом организационно-технических причин—удобства обработки почвы, внесения удобрений, посева, ухода, уборки и т. п. Если, например. в первом повторении для опыта из пяти вариантов намечен порядок 1, 2, 3, 4, 5, то этот же порядок сохраняется во всех остальных повторениях.

При шахматном размещении порядок следования вариантон в повторениях разных ярусов сдвигается, что позволяет полнее охватить каждым вариантом пестроту плодородия участка и несколько уменьшить влияние закономерного варьирования почвенного плодородия на эффект варианта. Чтобы определить число делянок, на которое необходимо сдвинуть размещение вариантов в последующих ярусах, число вариантов опыта делят ва число ярусов. Так, при шести вариантах и двухъярусном расположении повторений делянки во втором ярусе необходимо сдвинуть на З номера (6:2=3), а при трехъярусном—на 2 номера в каждом ярусе. Первоначально в научной агрономии систематические методы размещения опытов занимали господствующее положение.

Важное достоинство этих методов — простота, а главный недостаток—возможные и часто непредвиденные искажения эффектов по вариантам, а также невадежность в статистической оценке ошибки опыта. Поэтому систематические методы размещения во многих зарубежных странах используются лишь в предварительных исследованиях, а также в демонстрационных и других видах полевых опытов, когда статистическая оценка данных не является необходимой и важной.

Источник

Основные элементы методики полевого опыта (стр. 5 )

какое размещение вариантов в опыте относится к дактиль методуИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

какое размещение вариантов в опыте относится к дактиль методу

какое размещение вариантов в опыте относится к дактиль методу

Рисунок 12. Расположение повторений опыта

Обычно в полевом опыте применяют сплошное расположение повторений на опытном участке. Второй метод используется при невозможности выделить для опыта земельный участок достаточной площади. Например, при постановке опытов на солонцах, в опытах по фитопатологии и энтомологии на естественных инфекционных фонах. Но во всех случаях при применении разбросанного метода расположения повторений в каждом повторении должен быть полный набор вариантов схемы опыта.

1. Методы расположения делянок в опыте.

2. Методы расположения повторений в опыте.

3. В каких случаях применяется разбросанное расположение повторений в опыте?

6. РАЗМЕЩЕНИЕ ВАРИАНТОВ НА ОПЫТНЫХ ДЕЛЯНКАХ

Основная цель любого метода размещения вариантов на опытных делянках – обеспечение наилучшего охвата каждым вариантом всей пестроты почвенного плодородия опытного участка, создание возможно одинаковых условий для их сравнения. Чем лучше будет выполнено это условие, тем точнее будет опыт и, следовательно, достовернее суждение экспериментатора об агрономической эффективности изучаемых приемов и сортов.

какое размещение вариантов в опыте относится к дактиль методукакое размещение вариантов в опыте относится к дактиль методукакое размещение вариантов в опыте относится к дактиль методу

Рисунок 13. Размещение вариантов на делянках полевого опыта

6.1. Стандартное размещение вариантов. Стандарт – слово английское, означает «мерило». Применительно к полевому опыту, стандартный метод размещения вариантов назван так потому, что эффективность изучаемого варианта измеряется одним и тем же мерилом – контролем (стандартом). Оценка действия изучаемого фактора проводится не со среднеарифметическим всех стандартов, а с урожайностью ближайшего контроля, или со средним двух соседних. Стандартное размещение – характеризуется более частым размещением на делянках контрольного варианта. Наиболее часто среди стандартных методов применяются ямб-метод и дактиль-метод (рис. 14). Размещение делянок всегда одноярусное, опыт начинается и заканчивается контрольным вариантом. При ямб-методе контрольный вариант располагается через один изучаемый, а при дактиль-методе – через два изучаемых варианта.

какое размещение вариантов в опыте относится к дактиль методукакое размещение вариантов в опыте относится к дактиль методукакое размещение вариантов в опыте относится к дактиль методу

какое размещение вариантов в опыте относится к дактиль методу
какое размещение вариантов в опыте относится к дактиль методукакое размещение вариантов в опыте относится к дактиль методу

какое размещение вариантов в опыте относится к дактиль методу какое размещение вариантов в опыте относится к дактиль методу– контроль; – изучаемый вариант.

Рисунок 14. Стандартное размещение вариантов

Стандартные методы размещения вариантов основаны на том, что плодородие опытного участка изменяется постепенно. Между близлежащими опытными делянками существует корреляционная связь и, следовательно, урожаи ближайших вариантов более сравнимы между собой, чем урожаи вариантов, удаленных друг от друга. Чем ближе расположены варианты друг к другу, тем более они равны по плодородию. Поэтому, предполагается, что каждый изучаемый вариант и его контроль находятся в одинаковых условиях, а разница в урожайности выражает эффективность изучаемого сорта, гибрида, или агротехнического приема. Таким сравнением через соседний контроль стараются устранить влияние неоднородности плодородия почвы опытного участка. При выравненности плодородия почвы земельного участка или при наличии на нём лишь малой пестроты, стандартные методы не имеют никакого преимущества и лишь усложняют опытную работу.

При стандартном размещении вариантов каждый изучаемый вариант сравнивается со своим контролем. При ямб-методе урожайность на контроле для каждого изучаемого варианта вычисляется, как среднее арифметическое значение двух контролей, примыкающих к изучаемому варианту. Так, контроль для варианта «b» (рис. 14, а) будет равен какое размещение вариантов в опыте относится к дактиль методу, для варианта «d» – какое размещение вариантов в опыте относится к дактиль методу.

При применении дактиль-метода контроль для изучаемого варианта вычисляется методом интерполяции между двумя ближайшими контролями, один из которых непосредственно прилегает к изучаемому варианту, а другой – через один изучаемый вариант. Например, контроль для варианта «b» равен какое размещение вариантов в опыте относится к дактиль методу, для варианта «с» – какое размещение вариантов в опыте относится к дактиль методу(рис. 14, б).

Стандартное размещение вариантов в опыте подкупает простотой и предполагаемой возможностью устранить влияние пестроты плодородия почвы. Но такое размещение имеет и существенные недостатки:

— не всегда имеется корреляционная зависимость между соседними делянками;

— трудно сравнивать между собой изучаемые варианты, далеко расположенные друг от друга, что бывает при числе вариантов в схеме опыта свыше 10 – 12;

— нерациональное использование земельной площади. При ямб-методе более 50%, а дактиль-методе – 40% площади опытного участка занято под контрольными вариантами;

— при одноярусном размещении делянок опыт получается растянутым и возникает вероятность расположить его на неоднородном по плодородию почвы земельном участке. Возникают неудобства в обслуживании такого опыта.

Учитывая достоинства и недостатки стандартного размещения вариантов на делянках опыта, в настоящее время этот метод используется в коротких схемах, при размещении опыта на пестрых по плодородию почвах. Стандартное размещение используется в селекционных опытах, на первых этапах селекционной работы, когда из-за недостатка семян невозможно иметь делянку нужной величины и соответствующую повторность. Стандартное размещение вариантов позволяет визуально, при сравнении с контролем, достаточно объективно выявить наиболее перспективные линии и сорта.

При постановке полевых опытов в условиях производства, когда необходимо иметь делянки большого размера (испытание новых сельскохозяйственных машин и орудий, изучение систем обработки почвы и систем удобрений, способов и режимов полива и др.), также возможно применение стандартных методов размещения вариантов.

6.2. Систематическое размещение вариантов. Систематическое размещение предполагает неизменный порядок размещения вариантов на делянках, в каждом повторении опыта, порядок следования которых определяется заранее экспериментатором. Имеется много модификаций этого метода, но наиболее часто применяется последовательное и ступенчатое размещение вариантов (рис. 15).

Последовательное размещение вариантов применяется при одноярусном расположении делянок. Например, если в первом повторении опыта намечен порядок размещения вариантов схемы опыта 1, 2, 3, 4, 5, и 6, то этот же порядок сохраняется и во всех остальных повторениях.

При многоярусном расположении опытных делянок применяется ступенчатое размещение вариантов. Этот метод размещения не допускает, чтобы одноименные варианты соприкасались своими длинными или короткими сторонами. Для этого схему опыта в каждом последующем ярусе необходимо сдвинуть. Число вариантов, на которое надо сдвинуть схему опыта, определяется как результат от деления числа вариантов на число ярусов. Так, при 10-ти вариантах и трехъярусном расположении делянок схему опыта необходимо сдвигать на 3 варианта (10:3=3). В первом ярусе варианты размешаются – 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, во втором – 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 1, 2, 3, в третьем – 7, 8, 9, 10, 1, 2, 3, 4, 5, 6.

1. Последовательное

какое размещение вариантов в опыте относится к дактиль методукакое размещение вариантов в опыте относится к дактиль методуа)

какое размещение вариантов в опыте относится к дактиль методукакое размещение вариантов в опыте относится к дактиль методуб)

Рисунок 15. Систематическое размещение вариантов в полевом опыте

Систематическое размещение вариантов отличается простотой, легко запомнить схему размещения вариантов на опытном участке. Первоначально этот метод занимал господствующее положение при проведении полевых опытов. Однако этот метод нельзя применять при закономерном или смешанном варьировании плодородия почвы земельного участка.

При проведении рекогносцировочных посевов на основании дробных учетов урожайности была установлена территориальная неоднородность плодородия почвы. Следовательно, в поле экспериментатор не имеет возможности выбрать для закладки опыта идеально выровненный по плодородию земельный участок. Почвенное плодородие всегда варьирует. Варьирование почвы бывает случайное и закономерное (рис. 16). При случайном варьировании, урожайность на делянках дробного учета колеблется вокруг среднего значения и разность между выборочными средними значениями, характеризующими отдельные участки дробного учета, является статистически несущественной.

какое размещение вариантов в опыте относится к дактиль методу

Рисунок 16. Случайное (ряд а), случайное и закономерное (ряд б) варьирование урожайности овса по делянкам дробного учета (, 1985)

Если на участке, выделенном для закладки полевого опыта независимо от неизбежного случайного колебания, будет закономерное варьирование, то при переходе от делянки к делянке плодородие почвы повышается и урожайность возрастает или, наоборот, уровень плодородия снижается и урожайность падает. Разности между некоторыми выборочными средними отдельных участков дробного учета еще до закладки полевого опыта статистически существенны. При размещении на таком участке полевого опыта нарушается одно из методических требований полевого опыта – принцип единственного различия. При систематическом последовательном размещении вариантов одни постоянно попадают в лучшие, другие в худшие условия. Одни варианты систематически будут давать завышенные, другие заниженные результаты. Ступенчатое размещение вариантов несколько нарушает влияние закономерного варьирования почвы, но полностью оно не устраняется. Этот существенный недостаток систематического размещения вариантов особенно сильно проявляются при числе вариантов больше 10.

Особенность варьирования плодородия почвы заключается и в том, что на одном и том же поле в разных его частях может быть и случайное, и закономерное изменение плодородия почвы. Территориальное распределение пестроты плодородия почвы меняется во времени и пространстве, зависит от возделываемой культуры, рельефа, площади опытной делянки и др. причин. Случайное варьирование в один год может смениться закономерным в последующий год. Все это вызывает затруднения при проведении полевого опыта с использованием систематического метода размещения вариантов на опытных делянках. Случайное варьирование плодородия почвы можно, в определенных пределах, уменьшить увеличением площади опытной делянки. Закономерное изменение плодородия не элиминируется увеличением размера опытной делянки. Это затруднение в варьировании плодородия преодолевается при использовании современных методов размещения вариантов, основой которых является рендомизация.

Более современный способ рендомизации – по таблице случайных чисел (табл. 7). Табулированные цифры в таблице 1 сгруппированы по две. Случайность расположенных цифр – 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 заключается в том, что нет никого закона в их расположении, но каждое число встречается приблизительно одинаковое число раз. Например, планируется заложить опыт с шестью вариантами в трехкратной повторности. Обозначим варианты цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6 и по таблице определим порядок их размещения по повторениям. По таблице случайных чисел отметим произвольно начальный пункт отсчета и просмотрим таблицу в любом направлении до тех пор пока не получим указанный набор цифр. Предположим, что мы выбрали цифру 6 в первой строке 10 столбца. Двигаясь по этой колонке вниз, получим рендомизированное размещение для первого повторения – 6, 3, 5, 2, 1, 4. Номер последнего варианта (у нас 4) проставляют автоматически, повторяющиеся цифры и цифры, превышающие 6, пропускают. Итак, в первом повторении на первой делянке размещается вариант 6, на второй – вариант 3, на третьей – вариант 5 и т. д. Для каждого повторения рекомендуется менять точку отсчета и направление движения по таблице случайных цифр (вниз, вверх, влево, вправо, по диагонали). В итоге получен, например, такой порядок размещения вариантов по повторениям опыта: I повторение – 6, 3, 5, 2, 1, 4; II повторение – 1, 5, 3, 2, 4, 6; III повторение – 2, 3, 6, 5, 1, 4.

Рендомизация имеет ряд преимуществ перед другими методами размещения вариантов:

— исключается субъективный подход к размещению вариантов на опытных делянках. Все варианты имеют одинаковую вероятность попасть на любую делянку опыта;

— сводится к минимуму влияние закономерного варьирования плодородия почвы, предотвращается накопление систематических ошибок, которые, при рендомизированном размещении вариантов, превращются в случайные;

— разрушается возможная корреляционная связь между соседними вариантами, что делает более равноточными их попарные сравнения;

— случайное размещение вариантов позволяет наиболее объективно использовать методы статистической обработки результатов опыта, т. к. методы вариационной статистики приложимы в полной мере только к случайным явлениям, и поэтому статистическая обработка результатов наиболее обоснованно применима при случайном размещении вариантов на делянках полевого опыта.

Рендомизированное размещение вариантов имеет несколько модификаций.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *