какое растение изображено на картине яблонской утро
Яблонская «Утро» описание, сочинение
Описание картины «Утро» Т. Яблонской, а также сочинение для 6 класса и план сочинения.
История картины Яблонской «Утро»
Картина «Утро» была написана известной советской и украинской художницей Татьяной Ниловной Яблонской (1917-2005). Работа считается настоящим шедевром советской живописи, примером уровня мастерства художников XX века.
Картина была написана в 1954 году в Киеве. Холст, масло. Размеры: 169 × 110 см. Находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Жанровая картина создана в духе соцреализма. Здесь мы можем увидеть девочку, которая делает утреннюю зарядку. Солнечное утро, беззаботность происходящего говорят зрителю не только о радости детства. Несмотря на небогатое убранство квартиры, во всём чувствуется счастье обычного советского человека, который радуется каждому новому дню и с надеждой смотрит в будущее.
Об этой картине известно достаточно много, так что мы точно можем представить, что здесь изображено. На картине «Утро» Татьяна Яблонская изобразила за утренней зарядкой свою дочь — Лену, которой на тот момент было 13 лет. Отцом девочки является первый муж художницы — художник Сергей Отрощенко.
Действие происходит в одной из комнат в коммуналке, где жили сама художница и её дочь, в доме No 46 на Красноармейской улице в Киеве.
Интересна и личная история той самой девочки с картины. Во время обучения в Московской государственной художественно-промышленной академии она познакомилась с казахстанским художником Арсеном Бейсембиновым, который, как оказалось, ещё в детстве влюбился в героиню картины «Утро». Впоследствии они поженились. Сама Елена, взявшая фамилию мужа, переехала в Казахстан и стала художницей. Художником стал и её сын — Зангар.
Яблонская «Утро» описание
Картина «Утро» буквально дышит свежестью и прекрасным настроением. В этой картине всё навевает добрые чувства и эмоции.
Перед нами обычная комната, которая по-скромному обставлена, но во всём чувствуется хороший вкус и семейная обстановка. Солнце только-только начинает вставать, однако уже успело согреть комнату тёплыми лучами. Двери комнаты распахнуты настежь, так как уже ранним утром на улице стоит тёплая погода.
Постель на кровати скомкана — девочка встала совсем недавно и тут же принялась делать гимнастику. На столе с полосатой скатертью её ждёт скромный завтрак. На деревянном стуле лежит школьная форма девочки, на спинке — красный галстук.
По воспоминаниям самой девочки, её только что приняли в пионеры и она искренне радовалась этому событию своей жизни. В то время она занималась балетом и гимнастикой, и в тот момент, запечатлённый художницей-мамой, разминалась перед гимнастической позицией «ласточка».
Картина замечательна атмосферной составляющей. За окном можно увидеть яркий свет который врывается в распахнутое окно. Тёплые лучи солнца ложатся на деревянный пол, просвечивают сквозь листья комнатного растения. Фигура девочки здесь словно аллегория радости от наступившего утра. Вся её фигура в движении — будто стремление в новый день, желание впитать всё его тепло и счастье.
При этом картина является простой, будто художница выхватила обыденную сценку, которую можно видеть каждый день. В обычной сцене она увидела столько вдохновения и красоты, что смогла запечатлеть одно единственное мгновение, ставшее впоследствии шедевром. Картина нравится зрителю именно благодаря тому, что является простой, реалистичной и жизненной. В этой сцене зритель может увидеть самого себя или своих родных, вспомнить свои собственные солнечные деньки, когда с самого утра хотелось танцевать, петь и радоваться самой жизни.
По мнению некоторых искусствоведов и критиков, в этой картине очень ярко проявлен соцреализм. В образе самой девушки представлена не просто юность и аллегория утреннего счастья, но подрастающее поколение профессиональных советских спортсменов. На картине Елена стоит в достаточно сложной гимнастической позе.
За окном раннее солнечное утро. Всё это символизирует расцвет советской эпохи, в которой подрастает молодое поколение спортсменов, учёных, деятелей, которые должны сделать страну по-настоящему великой.
Картина Яблонской «Утро» план сочинения 6 класс
Яблонская «Утро» сочинение 6 класс
Автором картины «Утро» является известная советская и украинская художница Татьяна Ниловна Яблонская. Наиболее известными её работами стали «Хлеб», «Весна», «Лён», «Вечер. Старая Флоренция» и, конечно же, «Утро».
На картине мы можем увидеть раннее утро. Судя по тому, что на стуле висит школьная форма, здесь представлено не лето, а весна, возможно, последние школьные деньки перед каникулами. Яркие лучи света врываются в комнату сквозь настежь распахнутое окно. Утро обещает тёплый и радостный денёк, и вся атмосфера картины будто радуется этому.
Главным персонажем картины является девочка. Известно, что девочка на картине — дочь Татьяны Яблонской — Лена. Здесь ей 13 лет. В будущем она сама станет художницей, но тогда она ещё обычная школьница, которую только что приняли в пионеры. Лена занималась балетом и гимнастикой, и здесь выполняет одно из упражнений.
На девочке белая майка и чёрные шорты. Её образ говорит нам о том, что она радуется такому тёплому утру, когда вставать с кровати — это настоящее наслаждение.
Девочка, делающая гимнастику, стоит посреди обычной комнаты. Позади неё деревянная кровать, постель на которой скомкана, так как её ещё не успели заправить. На переднем плане круглый стол, на котором стоит завтрак девочки и красивый кувшин. Дальше мы можем увидеть стул, на котором находится школьная форма. Особенно в этой картине привлекает высокий проём со стеклянными дверями на балкон. Дверь и окно красиво обрамляет зелёное комнатное растение. В свете яркого солнца оно будто переливается различными оттенками зелёного.
Мои личные ощущения от картины тёплые и светлые. Работа наполнена ярким светом раннего утра. Тёплый день будто ворвался в жизнь этой девочки и всех зрителей, дарит радость и обещает прекрасный день. Обстановка на картине достаточно простая, видно, что семья живёт небогато, но при этом в ней столько простого и искреннего счастья, которые говорят, что радоваться всей душой и сердцем можно даже таким простым мелочам, как солнечное утро.
Сочинение-описание картины Утро Яблонской Т.Н.
Вариант 1. Кратко для 6 класса
Примерный план сочинения:
1. Вступление
— краткие сведения о картине;
— жанр;
— год создания.
2. Основная часть
— сюжет полотна;
— описание деталей переднго и заднего планов;
— описание главной героини;
— интересные детали;
— цветовая гамма;
— какие средства выражения применил автор.
3. Заключение
— мое впечатление о картине;
— чем хотел с нами поделиться автор.
Раннее утро. Девочка недавно проснулась. Она пока не успела заправить постель, решив сначала сделать зарядку. Подтянутость и грациозность подростка, сквозящая в каждом движении, говорит о том, что Лена давно занимается танцами или гимнастикой. На ее хрупкую фигурку падают яркие лучи теплого, утреннего солнца. Чувствуется, что ей очень хорошо и она рада всему, что ее окружает, и ждет в пробуждающемся дне.
На переднем плане, чуть сбоку, находится небольшой столик, на котором стоят кувшин и тарелка с куском пирога. Наверное, родители уже ушли на работу. Поэтому завтракать Лена будет одна.
Возле стены стоит стул с отутюженной школьной одеждой. Над ним висит круглая тарелка с голубым орнаментом. Все детали на картине светлые, они как бы пропитаны солнечными лучами.
На заднем плане — открытые настежь двери балкона. Под потолком — густые ветви вьющегося комнатного растения. От этого создается ощущение, что весна бушует в самой квартире. Грани между улицей и комнатой стерты.
На холсте преобладают яркие, жизнерадостные оттенки: желтый, нежно кремовый, синий, оранжевый. Это связано с тем, что художница очень хотела нам передать тепло утренних лучей, свежий ветерок, веющий с балкона и то чувства которое испытывает каждый из нас после пробуждения.
Мне понравилась картина «Утро» своей свежестью, ощущением свободы и детской безмятежности. Она напоминает мое утро, когда я жду скорые летние каникулы. Тогда каждый новый школьный день радует меня! Видно, что и автор хотел поделиться жизнерадостностью и позитивным настроением своей дочери, готовой легко шагнуть в светлое солнечное утро.
Примерный план сочинения:
1. История создания картины.
2. Описание главной героини.
3. Использование художественных деталей для передачи настроения.
4. Светлая палитра как способ увеличение пространства.
5. Собственное мнение о картине.
Татьяна Яблонская писала картины, посвященные жизни простых советских людей. На полотне «Утро» (1954) изображен элемент бытового соцреализма, а именно дистанционная утренняя зарядка. Моделью для художницы послужила ее дочь, 13-летняя Лена. Она мечтала стать гимнасткой или балериной, занималась хореографией.
На переднем плане мы видим сосредоточенную девочку в белой майке и черных шортах, которая разминается перед выполнением позы «ласточка». Хрупкая и нежная, со слегка растрепанными волосами, она словно расправляет крылья навстречу новому дню.
Полотно наполнено мельчайшими деталями, которые воссоздают праздничное настроение. Они передают естественную красоту, казалось бы, обыденных мелочей. Поток солнечного света проникает через балкон. Через распахнутые балконные двери и окна просматриваются размытые очертания города. На стене висит подвесной комплект из вазона и декоративной тарелки, расписанный цветами и птицами. Ветви плюща, аккуратно закрепленные на стене, образуют природную арку – символ весны и свежести.
Героиня сюжета только что проснулась. Об этом свидетельствует еще не заправленная постель. Она – школьница, пионерка: на стуле есть пионерский галстук и школьная форма. Справа от нее изображен круглый стол. На скатерти голубого цвета девочку «ожидает» простой завтрак, заботливо приготовленный мамой. Это кувшин с молоком, хлеб и масло.
Комната, залитая майским солнцем, кажется большой и просторной на вид, с высокими потолками и дорогим паркетом. Пространство визуально увеличивают яркие блики на мебели, «утренние» зеленовато-желтые и тепло-кремовые оттенки. На самом деле художница с дочерью ютились в маленькой комнатке киевской коммуналки. Передавая безоблачное настроение девочки, Т. Яблонская использовала самую светлую, пастельную палитру. Я думаю, что полотно символизирует солнечное утро, радость девочки-подростка, начало ее жизни и уверенность в завтрашнем дне.
Вариант 3. Пример подробного сочинения для старших классов
1. Татьяна Ниловна Яблонская – известная советская и украинская художница ХХ века. Она выросла в творческой семье. Училась живописи у известного портретиста Фёдора Кричевского. Её называют мастером жанровой живописи. Художница работала в стиле соцреализма. Её живописная манера носит отпечаток традиций народной настенной росписи.
2. Картина «Утро» – это жанровый портрет. Написан он в Киеве в 1954 году. Художница запечатлела свою старшую дочь Лену. Картина создана в киевской квартире художницы, где она жила после Великой Отечественной войны со своей семьей. Дочери на тот момент исполнилось 13 лет.
II. Основная часть (описание картины):
3. На картине изображена девочка. Она рано поднялась с постели и делает утреннюю зарядку. Художница написала героиню картины среди уютной домашней обстановки. Изображенные события происходят в просторной комнате городской квартиры. Девочка встречает майское утро.
4. Героиня картины – обычная советская школьница. Это худенькая, но хорошо сложенная, спортивная девочка. Можно предположить, что ей 11 или 12 лет. Скорее всего, она занимается танцами. Её движение напоминает танцевальную фигуру. Девочка в тёмных шортах и светлой майке. У неё русые волосы, заплетённые в косички. Видно, что косички были заплетены вчера и растрепались во сне. Девочка ещё не успела причесаться. Движение её рук, похоже на взмах крыльев. Героиня картины устремлена вперёд и вверх. Это подразумевает её жизненный разбег для полёта в будущую жизнь. Девочка занимает центральное место в композиции картины.
5. На переднем плане живописного полотна расположены покрытый лёгкой голубой скатертью стол, деревянная кровать. На столе ждёт своей очереди завтрак, оставленный заботливой мамой. Кровать ещё не заправлена. Чуть дальше стоит стул, на котором одежда девочки. Это школьная форма и пионерский галстук. Обстановка в комнате довольно простая, но всё подобрано с художественным вкусом. Высокий потолок, паркетный пол, окно и дверь на балкон в виде арок – всё это говорит о том, что квартира находится в старинном многоэтажном доме.
6. На заднем плане картины светлая стена и дверь на балкон, увитая зеленью домашнего цветка. Распахнутая в майское утро дверь словно впускает в картину ветер и много солнечного света. Эта утренняя свежесть и солнечный свет так же очаровательны, как юное существо в центр картины. Задний план продолжает городской пейзаж вдали. Город просыпается навстречу новому дню, новой жизни. Он уже залечил нанесённые войной раны, встал из разрухи. Впереди прекрасная жизнь, как у города, так и у девочки. Дверь и очертания городского пейзажа вдали символичны в картине. Они говорят о будущем девочки, о её пути в большой мир.
7. В цветовой гамме картины преобладают теплые тона – желтые и светло-коричневые (пол, мебель, стены). Они придают жизнерадостное настроение картине. Светлый синий и алый добавлены яркими вкраплениями, чтобы освежить картину (скатерть, галстук, голубые росписи на декоративной тарелке, кувшине и цветочном горшке). Листья, обрамляющие балконную дверь, художница написала насыщенным зеленым цветом. Это цвет весны и юности. Он необходим в картине, чтобы усилить ощущение молодой энергии героини полотна.
8. Среди говорящих деталей на картине нужно отметить алый галстук. Он – символ детской пионерской организации. Девочка – пионерка. В убранстве комнаты немало красиво оформленных предметов: керамическая тарелка и цветочный горшок на стене, кувшин с росписью на столе, яркая скатерть с кистями. Этими деталями автор картины хотел показать, что хозяева квартиры ценят красоту и уют в быту.
9. Все элементы композиции в картине создают у зрителя ощущение радости бытия. Построение имеет направленность вверх. Это и взмах рук девочки, и вертикальные белые полосы балконных дверей, и высокий комнатный потолок. Такая композиция символизирует безграничную свободу юности, перед которой открыты все пути.
10. Замысел автора подчёркнут названием картины. Здесь утро не только время суток, но и начало жизни юного существа. Автор также хотел показать красоту окружающего мира в самых простых вещах: в мирной жизни, уютной обстановке комнаты, утренних тёплых лучах через балконную дверь. Художница также приглашает полюбоваться девочкой, её стремлением радостно начать день.
11. От просмотра картины создаётся умиротворяющее, жизнерадостное настроение. Она полна оптимизма и уверенности в завтрашнем дне. Я чувствую, что у девочки всё будет хорошо в будущем. Картина у меня вызвала такое чувство, будто я наполнилась радостью.
Картина Яблонской «Утро» — описание, впечатление, критика и пример сочинения
Среди русских и украинских художниц не так много личностей, которые заслуживают особого внимания ценителей этого вида искусства. Одной из таких считается Татьяна Ниловна Яблонская. Сочинение по картине «Утро» ученики пишут в 6−7 классе. Это простое полотно, которое вызывает массу впечатлений и эмоций. Каждый составляет о нем собственное мнение. Однако для анализа творчества необходимо ознакомиться с биографией художницы.
Сведения о художнике
Татьяна Ниловна родилась в Смоленске в феврале 1917 года. Отец ее был художником, а также совмещал это с преподавательской деятельностью. Яблонский был талантливым человеком, который смог передать свои способности дочери. Среднюю школу Таня закончила в Луганске в 1933 году. После этого поступила в Киевский художественный техникум.
Уже в детские годы девочка знала, что ее призвание — заниматься живописью. После техникума Яблонская поступает в институт и оканчивает его, получив специальность художник-живописец. В студенческий период Татьяна пишет довольно интересные картины, которые производят на многих сильное впечатление. К концу учебы на ее счету было около 30 выставок не только в Москве, но и в Будапеште, Лондоне, Киеве.
Однако слава и многочисленные награды не повлияли на творчество и личность самой художницы. Ее главной целью оставалась живопись Уже после окончания института она мечтала только писать. Дважды Татьяна была замужем за художниками, имела трех дочерей. Самая старшая причастна к истории создания картины «Утро».
На все Яблонская имела собственный взгляд и открыто протестовала против режима, если появлялась возможность. Жизнь женщины нельзя назвать простой:
После откровения Татьяны Ниловны ее сняли со всех руководящих должностей, но через некоторое время восстановили. Много лет Яблонская работала в Киевском государственном художественном институте, была наставницей для многих известных живописцев. В 1999 году у Татьяны случился инсульт, через 6 лет она скончалась.
История создания
Художественные критики и сегодня не могут точно сказать, что вдохновило автора на создание полотна. Жанр картины Яблонской «Утро» неопределенный, ведь сама художница не была довольна работой. Несмотря на это, многие специалисты пытались создать репродукцию этого полотна, чтобы наиболее точно передать настроение автора и девочки, изображенной на нем.
Картина была написана в 1954 году. В этот период Яблонская была довольно популярна, ведь за 5 лет до этого ее полотно «Хлеб» стало основой в экспозиции Третьяковской Галереи. Художница давала название свои работам спонтанно, они в большинстве случаев передавали ее настроение и отношение к написанному. Ее пейзажи заслуживали особого внимания.
Однако эта работа стала одной из наиболее популярных. На холсте были использованы масляные краски. В центре сюжета находится старшая дочь Яблонской — Елена. В то время семья жила небогато, поэтому убранство комнаты более чем скромное. Уже взрослая Елена вспоминает, что стеснялась приглашать подруг в свою коммунальную квартиру из двух комнат. Она говорит, что на тот момент картины матери висели на выставках рядом с шедеврами Репина и Шишкина, но никакого дохода это не приносило.
Описание картины
Холст имеет довольно большой размер. В высоту достигает 169 см, в ширину — 110 см. На нем изображена девочка в первые минуты после пробуждения. За окном теплое утро, солнечные лучи проникают в небольшую комнату, освещают ее, делая праздничной. Несмотря на скромное убранство, героиня не унывает. Она способна радоваться со всей своей детской непосредственностью.
Скорее всего, девочка учится в 6−7 классе средней школы, в это утро ей необходимо идти на занятия. Можно увидеть неубранную постель, простой завтрак, который располагается на столе рядом с кроватью. Недалеко от стола стоит стул. На нем находится одежда, аккуратно сложенная.
Если ценитель искусства обратит внимание на балконную дверь, то увидит, что она открыта. Сама же девочка одета в простую белую футболку и короткие черные шорты. Именно это наводит на мысль о теплой погоде. Скорее всего, за окном теплый май или сентябрь, когда погода радует своей мягкостью и постоянством. Возможно, именно это стало причиной радости, которую излучает героиня полотна. Помимо этого, стоит обратить внимание на некоторые нюансы:
Подобную информацию нельзя узнать из описания картины Яблонской «Утро». Такое может увидеть только человек, который ценит и понимает искусство, способен смотреть сквозь полотно и видеть то, что художник имел в виду, но не написал.
Отдельно стоит выделить искусственные ветви, прикрепленные над окном и балконной дверью. Они создают уютную атмосферу. На двери и окне нет штор или гардин, что лишний раз показывает скромную жизнь девочки и ее семьи. Пол также без коврового покрытия, но школьница стоит на нем босыми ногами и не ощущает дискомфорта.
Об аккуратности девочки свидетельствует скатерть на столе и правильно расставленные тарелки. Фрагмент стены, расположенный между дверью и окном, привлекает внимание, поскольку на нем расположены незатейливые украшения, делающие простую комнату веселой. Деталь является очень важной для понимания всего сюжета.
Цвета картины не отличаются яркостью, они приглушенные, но у ценителя не возникает мысли о незаконченности. Кажется, автор специально так раскрасил полотно, чтобы не затмить яркими оттенками его настроения.
Мысли автора
Сама Татьяна Ниловна после написания картины рассказывала, что запечатлела свою дочь во время разминки перед позицией «ласточка». Если обратить внимание на стул, можно увидеть, что на нем покоится отглаженный пионерский галстук. Елену только недавно приняли в пионеры, и она буквально парила, самостоятельно просыпалась с пением птиц, делала зарядку и завтракала, после чего убегала в школу.
В длинноногой девочке несложно узнать гимнастку и танцовщицу. Елена на тот момент занималась танцами и гимнастикой. Ощущение радости очень хорошо передано на картине. Сама дочь Яблонской это отметила в одном из интервью. Она говорила, что в тот период была абсолютно счастлива. Первые лучи солнца нагревали пол перед кроватью, поэтому она вскакивала, чтобы ощутить тепло.
Несмотря на успех картины, Яблонская не была ею довольна, считала, что ей не удалось запечатлеть и передать все эмоции, владеющие дочерью в то памятное утро. Однако дочь всегда утешала мать, твердила о ее исключительном таланте и способностях.
Скрытый смысл
Большинство школьников при написании сочинения составляют план по картине Яблонской «Утро». Обычно в него входит описание полотна, детали и собственное видение смысла, который хотела передать художница. Обычный холст превратился в произведение искусства, его своеобразие поражает поклонников живописи и сегодня.
Красивый пейзаж на полотне отсутствует. В этом также есть скрытый смысл, как считают некоторые критики. Картина стала первой работой Яблонской после смерти Сталина и наступления «хрущевской оттепели». Заграничные специалисты утверждали, что на простом холсте увидели весь народ, осознающий важность эпохи, в которую он живет. Оттепель стала сложным периодом для многих.
Через несколько лет после смерти вождя люди стали осознавать, насколько давил на них старый режим, как приятно вновь вернуться к свету. Балконная дверь как бы открывает народу путь к просветлению, лучшей жизни, переменам. Некоторые их опасаются, но большинство считает необходимыми. Простота интерьера — символ жизни рабочего класса в период правления Сталина, а поза девочки — знак скорых перемен к лучшему и стремление людей к этим событиям.
Впечатления от просмотра
Если внимательно рассмотреть красивый сюжет, изображенный на холсте, можно написать характеристику и изложение собственных мыслей, сформированных под впечатлением от просмотра. Картина несет добрый настрой, поэтому большинство учеников с удовольствием делают ее зарисовки в своих альбомах.
Часто сочинения о работе Яблонской пишут на украинском языке, но это не изменяет их основной смысл. Не каждый поймет его с первого раза, ведь необходимо не просто посмотреть на полотно, но и изучить его историю, а также события, которые стали толчком для создания. Однако большинство учеников и преподавателей сходится во мнении, что картина несет только позитив.
Глядя на нее, хочется открыть свое окно, увидеть лето, красоту природы, услышать пение птиц, тихое журчание ручья и шелест листьев в саду. На положительный лад настраивает каждый штрих, ведь холст пропитан не только красками, но и надеждой, гордостью автора, стремлением к осуществлению желаний главной героини. Она как будто говорит всей своей позой, что не намерена сдаваться, готова к любым препятствиям и успешно их преодолеет.
Картину можно использовать в качестве мотивации для тех, кто потерял надежду. Она каждой линией и тенью призывает к действию, не позволяет расслабиться и опустить руки.
Мнение критиков
После появления картины Татьяны Ниловны в галереях и на выставках тема ее стала активно обсуждаться среди критиков. Некоторые высказывались кратко, не давая оценки творчеству художницы, другие пытались анализировать каждый мазок, обращая внимание на скрытый смысл сюжета. Мнения разделились:
О’Махоуни был одним из специалистов, которые высказывали мнение о картине, он говорил, что сюжет олицетворяет переход от старого политического строя к новому, происходящий в ранний период оттепели. Многие критики и художники согласились с мужчиной, считая мысль единственно верной.
Картина «Утро» — одна из наиболее популярных работ Татьяны Яблонской. Художница прожила 88 лет, но так и не смогла снова передать на холст свое настроение, переживания, планы и надежды. Глядя на картину, каждый может ощутить тепло, исходящее от полотна.