какое расстояние должно быть между заголовком и текстом
Параметры страницы по ГОСТу в Word
Параметры по ГОСТу (поля, абзац, размер бумаги, ориентация, разметка) устанавливают перед началом работы. Размер и начертание отдельных слов или предложений редактируется по ходу написания текста.
Шрифт и межстрочный интервал
Учитывайте, что для текста рекомендуют выбирать шрифт 14 кеглей; для сносок, подписей картинок, диаграмм, графиков в тексте используют 12 пт.
Для настройки шрифтов либо откройте диалоговое окно, либо воспользуйтесь панелью инструментов. В диалоговом окне в предлагаемых разделах установите необходимые параметры и кликните «ОК». Если планируете придерживаться указанных параметров и в дальнейшем, нажмите кнопку «По умолчанию». Это позволит не вводить каждый раз значения, а использовать установленные настройки в качестве шаблона. К слову, при вызове окна «Шрифт» настройка параметров доступна в расширенном режиме.
Поля и отступы
Межгосударственный стандарт предусматривает стандартные поля для любого документа:
Чтобы вызвать окно «Параметры страницы», дважды кликните по линейке либо пройдите в раздел «Макет» и раскройте категорию «Поля». Либо выберите из предложенных вариантов, либо кликните на пункт «Настраиваемые поля» и отредактируйте значения согласно требованиям к научной работе.
Красная строка – это строка, обозначающаяся отступом слева на расстоянии 1,25-1,27 см и обычно являющаяся первой в абзаце. Устанавливается через движение бегунка на линейке либо через диалоговое окно «Абзац». Помимо этого настраивают также отступы до и после абзаца и межстрочный интервал (по стандарту допустимо 1-1,5 строки, однако этот показатель увеличивается до 2, если при издании материала на бумажном носителе или в электронном виде масштаб заметно уменьшается).
Важный параметр при оформлении документа — установка опции «Выравнивание текста». Она доступна на панели инструментов и в диалоговом окне «Абзац», также вы можете воспользоваться горячими клавишами. «Выравнивание текста» позволяет красиво оформить текст без рваных краев. По ГОСТу требуется выравнивание по ширине, т.е. растягивание заданного массива текста от левого края до правого.
Оформление заголовков и подзаголовков
По межгосударственным стандартам названия частей работы располагаются посередине строки, в конце предложения не ставится точка. И сверху, и снизу главы и более мелкие части разделяются тройным интервалом. Все настройки по отступам заголовков и подзаголовков доступны в контекстном меню.
При написании работы необходимо соблюдать ряд условий:
Согласно требованиям ГОСТ каждый раздел начинается с новой страницы, т.е. вставляется разрыв. Это необходимо для того, чтобы отделить одну часть от другой, а также чтобы редактирование информации не привело к беспорядку в нижестоящем тексте. Разрыв, выполненный инструментами Word, позволяет сместить на одну страницу целый блок, в отличие от некорректного оформленного документа (когда разрыв выполняется через нажатие на Enter), где смещение происходит на произвольный интервал.
Нумерация
Все листы в документе нумеруются, за исключением титульного, однако с него начинается нумерация. По стандарту номер в виде арабского числа проставляется в середине нижнего колонтитула без точки. Чтобы пронумеровать документ, перейдите в меню «Вставка» – блок «Колонтитулы» – «Номер страницы».
Также нумеруются картинки, таблицы и графики/диаграммы. Графическое отображение информации, как и подписи к ней, центрируются. Если изображение нормального размера, необходимо пропустить по одной строке до и после картинки. Если рисунок небольшой, допустимо его нахождение справа от текста с соблюдением пропуска в 0,5 см.
Помимо этой статьи, на сайте еще 12384 инструкций.
Добавьте сайт Lumpics.ru в закладки (CTRL+D) и мы точно еще пригодимся вам.
Отблагодарите автора, поделитесь статьей в социальных сетях.
Расстояние
В этом разделе рассказывается о том, как использовать интервал для построения вертикального ритма и правильных отношений между элементами на странице.
Интервалы между абзацами, заголовком и текстом
Интервал над заголовком
Увеличенное расстояние над заголовком помогает лучше структурировать текст и отделять части текста друг от друга. Большой пробел от абзаца или другого содержимого до заголовка создает паузу и облегчает чтение текста. Это также создает интересный ритм и добавляет разнообразия длинным текстам.
Заголовок имеет одинаковый интервал внизу и вверху:
Заголовок имеет больший интервал вверху:
Меньший интервал для меньших заголовков
Для небольших заголовков лучше всего сделать меньший интервал внизу. Это сделает его ближе к следующему тексту. Таким образом, заголовок не будет визуально отделен от текста и получит хорошую связь с ним.
Небольшой заголовок слишком далек от текста:
Небольшой заголовок близок к следующему тексту:
Больший интервал для больших заголовков
Хорошо, когда внизу заголовков больше места. Это создает легкость чтения текста и хороший баланс. Если расстояние слишком мало, заголовок давит на текст своим контрастом.
Большой заголовок слишком близко к тексту:
Большой заголовок и текст имеют хороший баланс интервалов:
Интервалы между абзацами
Допустимый интервал между абзацами составляет 0,5..1 межстрочного интервала. Таким образом, если межстрочный интервал составляет 24 пикселя, то хороший интервал между абзацами будет 12..24 пикселя. Это помогает отделить абзацы друг от друга и облегчить чтение текста.
Интервал между абзацами слишком мал:
Допустимые интервалы между абзацами:
Интервалы между абзацами и списками
Не рекомендуется уменьшать интервал перед списком. На первый взгляд это может показаться хорошим трюком для улучшения связи между списком и предыдущим текстом. Но такой шаг скорее нарушает вертикальный ритм, вводит ненужные паузы и ухудшает читабельность текста.
Неравный интервал до и после списка нарушает ритм:
Список вверху и внизу имеет тот же интервал, что и между абзацами:
Расстояние между текстом и изображением или таблицей
Рекомендуется увеличить интервал между изображением или таблицей до следующего содержимого. Это поможет создать динамику текста за счет паузы между этими элементами и их различными типами данных.
Интервал после изображения такой же, как и между абзацами:
Увеличенный интервал после изображения:
Расстояние между текстом и цитатой или строкой
Это хороший способ добавить дополнительный акцент к тексту и цитате или горизонтальной строке, добавив интервал внизу и вверху. Это создает интересный визуальный ритм, позволяющий читателю делать паузы до и после этих элементов.
Кавычки и строки имеют тот же интервал, что и между абзацами:
Цитата и строка имеют увеличенный интервал вверху и внизу:
Вертикальный ритм, основанный на 8-кратной или базовой сетке, имеет мало значения
Равное расстояние между элементами или расположение всех блоков текста на основе базовой линии или сетки размером 8 пикселей не делает текст визуально более привлекательным или легким для чтения. Как и в музыке, так и в типографии, паузы и изменения ритма важнее, чем что-то скучное и однообразное. Хороший вертикальный ритм достигается за счет контрастирования заголовков и текстов, за счет разного расстояния между заголовками, текстом и другим контентом.
Базовая линия или сетка размером 8 пикселей автоматически не обеспечивает хорошего вертикального ритма:
Работа с расстоянием и контрастом создает уникальный и интересный вертикальный ритм:
Напишите пожалуйста в комментариях:
А какие вы используете значения CSS (стилей) на своих сайтах?
Оформление заголовков в дипломной работе по ГОСТу
Почему важно обращать внимание на мелочи? Кажется, ведь неправильный курсив или не тот размер отступа никак не влияет на глубину проведенного исследования и научную новизну работы. Так почему же на них обращают столь пристальное внимание?
Всё дело в том, что комиссия не изучает диплом так же тщательно, как вы его писали. Первое, что бросится им в глаза, — такие мелочи, как размер шрифта и прочие незначительные моменты.
О других особенностях оформления дипломной работы мы уже многое рассказали на нашем телеграм-канале. Сегодня давайте уделим внимание правилам оформления заголовков и подзаголовков в дипломе по ГОСТу.
С чего начать: общие положения
Независимо от темы диплома, все работы имеют одну и ту же структуру:
Это важно знать, чтобы спланировать красивое оформление заголовков. Для этого взгляните на содержание всех разделов. Продумайте, как сделать так, чтобы каждый заголовок был в рамках одного предложения.
Короткие заголовки смотрятся красивее и презентабельнее. Придется приложить немало усилий, чтобы короткий заголовок сделать ёмким.
Следите за тем, чтобы заголовки и подзаголовки не совпадали с названиями учебных пособий, книг, статей, особенно, если даете ссылку на них в библиографии.
В разделе не может быть лишь 1 пункт с заголовком. Иначе это свидетельствует о том, что в нем нет необходимости Не давайте одинаковые заголовки названию раздела и подраздела. В противном случае комиссия может подумать, что вы не проработали должным образом диплом или решили схитрить и сплагиатить у самого себя.
Уже определились с названиями пунктов плана? Отлично, теперь можно приступить к их оформлению.
Обязательно сходите на кафедру и спросите, есть ли у них методические рекомендации по оформлению диплома. Там могут быть особенности, отличные от общегосударственных стандартов.
Правила оформления структурных составляющих
Дипломная работа имеет свой «каркас». Речь идет о разделах «Содержание», «Введение», «Заключение» и пр. Все эти слова размещают по центру строки. Главы и подглавы в дипломе пишут с новой страницы.
Ознакомьтесь с тем, что такое параграфы в дипломной работе. Обычно ими разбивают главы внутри основной части проекта. И если главы и разделы пишут с нового листа, то параграфы следуют один за одним, а при наличии свободного места – на том же листе, где заканчивается предыдущий параграф.
Во всем дипломе используют одинаковый шрифт и размер. В этом случае работа будет обладать целостностью и завершенностью. А вот «креативить» в дипломе не стоит. Это серьезный труд, в котором лишние подчеркивания и несогласованные изменения шрифта могут привести к недовольству консервативной публики.
Названия структурных элементов пишут большими буквами.
Нужна ли точка в заголовке и подзаголовке?
Согласно ГОСТам, точки в названиях к разделам и подразделам не ставят.
Правила оформления заголовков
Самой большой единицей информации в рамках дипломной работы является раздел. Если внутри раздела собрали очень много разноплановых данных, есть смысл разделить его на подразделы. Это позволит читателю (да и самому автору) лучше ориентироваться в работе.
А вот пункты помогают улучшить навигацию внутри раздела.
Разделы и их пункты принято нумеровать арабскими цифрами. При этом название структурных частиц (СОДЕРЖАНИЕ, ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ) никогда не нумеруют.
В номере пункта указывают номер раздела и порядковый номер пункта, между которыми ставят для разделения точку.
Заголовки пунктов и разделов всегда пишут с нового абзаца без подчеркивания с заглавной буквы. Если он состоит из нескольких предложений, их стоит отделить точкой.
Нумерация раздела будет выглядеть так: 5…, 6…, 7… и т.д.
Нумерация пункта/подраздела будет выглядеть так: 5.1; 5.2; 5.3 и т.д.
Нумерация подпункта будет выглядеть так: 5.1.1; 5.1.2; 5.1.3 и т.д.
Будьте внимательны: точку не ставят и после номера раздела и подраздела/пункта.
Неправильно: 1. Исследования биологической системы моллюсков.
Правильно: 2 Исследования биологической системы моллюсков
2.1 Морские моллюски
2.1.1 Кальмары
2.1.2 Осьминоги
В некоторых вузах просят дополнительно выделять заголовки дипломной работы жирным шрифтом и проставлять по центру страницы. Однако в ГОСТ это не входит, поэтому уточните этот момент на кафедре.
Правила интервалов и форматирования шрифта
Не забывайте и о том, что в заголовке недопустимо использовать переносы слов на другую строку. Кроме того, заголовки разделов и подразделов не могут располагаться внизу страницы. Если так выходит, придется сделать так, чтобы заголовок благополучно перешел на следующую страницу.
Не пугайтесь, в оформлении заголовков в дипломе нет ничего страшного. Всё это можно сделать быстро и легко. Но если вдруг у вас катастрофически не хватает времени, обращайтесь в сервис студенческой помощи. Местные специалисты готовы подставить плечо в трудную минуту и помочь не словом, а делом.
Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.
Построение
Все листы пояснительной записки должны быть сброшюрованы в папку формата А4 (210х297). Допускается применение отдельных листов формата А3 (297х420) для иллюстраций, таблиц, распечаток.
Оформление пояснительной записки в общем случае должно вестись в соответствии с требованиями государственных стандартов ГОСТ 2.105 и ГОСТ 21.101.
При написании текста пояснительной записки на листах необходимо оставлять поля следующих размеров: для подшивки слева – 20 мм, справа – 10 мм, сверху – 20 мм, снизу – 20 мм.
Текст пояснительной записки должен быть выполнен аккуратно, литературным и экономически грамотным языком на одной стороне листа бумаги А4. Компьютерным набором текста через 1,5 межстрочных интервала. Шрифт компьютерного набора – 14 Times New Roman только черного цвета. Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе выполнения записки, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской с нанесением на том же месте исправленного текста.
Абзацы в тексте начинаются отступом, равным 15 мм. Текст пояснительной записки должен быть разделен на разделы, подразделы, а в случае необходимости – пункты и подпункты.
Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всей пояснительной записки, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацного отступа. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится. «Введение», «Реферат», «Содержание», «Заключение», «Список использованных источников» не нумеруются и располагаются симметрично тексту. Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов.
Если записка не имеет подразделов, то нумерация пунктов в нем должна быть в пределах каждого раздела, и номер пункта должен состоять из номеров раздела и пункта, разделенных точкой. В конце номера пункта точка не ставится, например:
1 Типы и основные размеры
1.2 Нумерация пунктов первого раздела документа
2 Технические требования
2.2 Нумерация пунктов второго раздела документа
Если записка имеет подразделы, то нумерация пунктов должна быть в пределах подраздела и номер пункта должен состоять из номеров раздела, подраздела и пункта, разделенных точками, например:
3 Методы испытаний
3.1 Аппараты, материалы и реактивы
3.1.1 Нумерация пунктов первого подраздела третьего
3.1.2 Раздела документов
Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления.
Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис или при необходимости ссылки в тексте записки на одно из перечислений, строчную букву, после которой ставится скобка. Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, как показано в примере.
Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют.
Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов.
Заголовки разделов (глав) печатают строчными буквами, кроме первой прописной, без точки в конце с абзацного отступа. Заголовки подразделов (параграф) печатают с абзаца строчными буквами (кроме первой прописной).
Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
Расстояние между заголовками раздела и подраздела один интервал (пустой строки нет).
Каждый раздел записки рекомендуется начинать с нового листа (страницы).
Нумерация листов пояснительной записки должна быть сквозной в пределах всей записки. Первой страницей является титульный лист. На титульном листе номер страницы не проставляется.
На листах без рамки и основной надписи номер страницы, в соответствии с ГОСТ 7.32, проставляется в центре нижней части листа без точки.
Наименования, приводимые в тексте и на иллюстрациях, должны быть одинаковыми.
Текст записки должен быть кратким, четким и не допускать различных толкований.
В записке должны применяться экономические термины, обозначения и определения, установленные соответствующими стандартами, а при их отсутствии – общепринятые в экономической литературе.
Если в записке принята специфическая терминология, то в конце ее (перед списком литературы) должен быть перечень принятых терминов с соответствующими разъяснениями. Перечень включают в содержание пояснительной записки.
В тексте документа, за исключением формул, таблиц и рисунков, не допускается:
1) применять математический знак (-) перед отрицательными значениями величин (следует писать слово «минус»);
2) применять без числовых значений математические знаки, например, > (больше),
Новый гост для оформления документов
С 1 июля 2018 года вступил в силу ГОСТ Р 7.0.97-2016. В нем описано, как оформлять деловые и служебные документы: официальные письма, приказы на работе, справки для людей и запросы в ведомства. Россия составила список рекомендаций для всех и предлагает их использовать, чтобы было красиво и понятно.
Этот гост добровольный — его можно не использовать или применять частично. Но если у вас нет корпоративных стандартов, дизайнера или верстальщика, а хочется составить понятный документ, его стоит иметь в виду. Все-таки это гост, он утвержден и действует. Там есть здравые требования, но есть кое-что странное и даже опасное.
Мы прочитали его весь — вот главное.
Как составлять документы по госту
Вот несколько советов из стандарта:
Зачем гост для документов
У каждой компании и в каждом ведомстве могут быть свои правила оформления документов. Но когда в стране есть об этом гост, компании и ведомства могут основывать свои правила на нем, а не изобретать каждый раз с нуля.
Этот гост — такая опорная точка: вы можете его не придерживаться, но если нужен ответ на вопрос «Как правильно с точки зрения России?» — вот он, этот ответ.
Применять или не применять гост — решайте сами. Штрафов за это нет. Но если вы где-то публично заявите: у нас, мол, документы по госту, — тогда уже должны применять обязательно.
Когда документ на нескольких страницах
Если документ из нескольких страниц, начиная со второй, их нужно нумеровать. Номер ставят посередине верхнего поля. Отступ сверху — минимум 10 мм. Можно печатать с двух сторон листа, но тогда поля боковые должны совпадать.
У некоторых документов может быть титульный лист. Например, у устава компании, отчета или пакета документов для торгов. Если хотите оформить титульный лист по правилам, в госте есть схема.
Шрифты — бесплатные
Шрифты рекомендуют такие:
Или похожие по начертанию и размеру.
В таблицах шрифт может быть мельче. Важные реквизиты можно выделять полужирным: например, адресата заявления или заголовок документа.
Отступы и интервалы
Абзацный отступ — 1,25 см.
Заголовки разделов — с таким же абзацным отступом слева или по центру.
Вот требования к интервалам:
Минимальные поля для всех документов:
Если документ хранится больше 10 лет — левое поле должно быть минимум 30 мм. Но все это логично использовать для бумажных документов, потому что их скрепляют, прошивают, а края бумаги за годы могут истрепаться. Для электронных документов это не так важно, но гост почему-то этого не учитывает, хотя для электронных документов он тоже работает.
Выравнивание — по ширине
Документы по госту нужно выравнивать по ширине листа.
Если реквизиты пишут в углу, то самая длинная строчка должна быть не больше 7,5 см. Это примерно треть формата А4.
Если реквизиты документа не в углу, а по центру, их тоже нельзя растягивать на всю ширину. Максимум на 12 см — это половина ширины листа.
От редакции: выравнивая документ по ширине листа, включите переносы, иначе между словами будут огромные дыры. Либо люди, которые составляли гост, не знают об этом эффекте, либо у них нет глаз или вкуса
Реквизиты документа
Товарный знак или логотип — вверху посередине или слева. Можно указать название компании, магазина или бизнеса — которое неофициальное, но к нему привыкли.
В верхней части документа нужно написать, какая компания его составила, ее адрес, телефон и электронную почту, ИНН, ОГРН и другие реквизиты с учетом назначения документа.
По госту нужно написать и название документа. Это не касается только деловых и служебных писем. Если это приказ — нужно так и указать.
Дату ставят вверху. Причем не ту, когда составили документ, а когда подписали. Форматы даты такие: