какое расстояние до микрофона должно быть

Положение микрофона при записи вокала

Сейчас пойдет речь об одном из важнейших частей записи вокала, такое как расположение микрофона в домашней студии звукозаписи. От положения и расстояния микрофона до вокалиста очень сильно зависит характер и качество звука. Поэтому я расскажу обо всех правилах и принципах установки микрофона в помещении для достижения наилучшего результата в звукозаписи.

какое расстояние до микрофона должно быть

Идем дальше. Сразу скажу, что если вы в этом материале ждете таблицу с расстояниями и расположениями на все случаи жизни, то я вас огорчу. Этого вы здесь не увидите. Но расстраиваться не стоит. нужно понять следующее. Комбинаций расположения микрофона при записи вокала существует бесчисленное множество. Так же как и расположение вашего тела, к примеру. Поэтому для создания такой таблицы со всеми комбинациями потребуется большая книга. В принципе, это не так страшно. Страшнее то, что такой подход к обучению в корне неправильный.

Это все равно что если взять книгу по боксу и с ее помощью попытаться стать крутым бойцом. Согласитесь, это очень смешно. Гораздо правильнее объяснить, отчего зависит то или иное положение микрофона при записи вокала. Каким образом оно влияет на звук и как установить микрофон чтобы добиться оптимального звучания. Вот обо все этом пойдет речь в данном материале.

Установка микрофона в студии

Для начала давайте уясним, отчего зависит правильное положение студийного микрофона в самой комнате и какое его расположение будет оптимальным. Вот отчего все это зависит установка микрофона в студии звукозаписи:

Сейчас давайте на примере с картинками рассмотрим оптимальное расположение микрофона для записи вокала в домашних условиях. Сейчас я вам покажу иллюстрацию и объясню, почему я расположил именно так.

какое расстояние до микрофона должно быть

Итак, здесь я показал студийный микрофон и кардиоидную диаграмму направленности (1). Сейчас объясню, почему я поставил устройство именно так и выбрал такую диаграмму.

Первое правило установки микрофона в помещении — его следует устанавливать так, чтобы он находился подальше от стен, а сама область позади исполнителя обладала минимальными звукоотражающими свойствами. В нашем примере стоит звукопоглощающая панель (2). Поэтому отражение с этой стороны невозможно.

Также у нас находиться окно (3), дверь (4) и системный блок компьютера (4). Соответственно, микрофон повернут тыльной стороной к этим источникам шума. Благодаря кардиоидной направленности (нечувствительность к звукам с тыльной стороны) мы уже будем не так бояться проникновения шума в микрофон из окна, двери и системного блока. Вот поэтому я расположил звукозаписывающее устройство именно так.

Возможно, случиться так, что даже такое расположение кардиоидного микрофона может не так хорошо избавлять нас от посторонних шумов. В таком случае на помощь придут акустические щиты, которыми можно будет отгородить микрофон. Например, можно сделать таким образом (рисунок ниже). То есть делаем так, чтобы между стенками не возникало параллельных поверхностей.

какое расстояние до микрофона должно быть

Еще хочу предупредить владельцев сильно заглушенных помещений об одной опасности. Дело в том, что в таких комнатах излишняя звукопоглощающая обивка может эффективно поглощать частоты от 250 — 300 Гц и выше. Таким образом, в отраженном звуке остаются частоты, которые лежат ниже 300 Гц.

Все это неизбежно пролезает в устройство и приводит к бочковатому тембру записанного звука. В таком случае я всегда активирую в микрофоне или на специальном предусилителе фильтр, который удаляет частоты ниже 200 — 100 Гц.

Это распространенное явление также встречается еще и в слишком маленьких вокальных кабинах. Но в то же время вы сможете сбалансировать низкочастотные резонансы также с помощью акустических щитов. Я раньше говорил, что такие щиты, с одной стороны, необходимо оббивать звукопоглощающим материалом. А с другой стороны, звукоотражающим материалом. Поэтому вам ничего не мешает поэкспериментировать.

К примеру, вы можете расположить щиты звукоотражающей поверхностью к микрофону, а от него уже звукопоглощающей стороной. Таким образом, расстанавливая щиты относительно звукозаписывающего устройства, вы сможете довольно неплохо сбалансировать различные резонансы. В том числе и низкочастотные.

Расположение микрофона относительно вокалиста

Теперь давайте поговорим о расположении микрофона относительно вокалиста. Часто многих мучают такие вопросы, типа на каком расстоянии и под каким углом следует размещать микрофон. Однако, как мы говорили про бесчисленное множество таких вариантов, то будет правильнее, если мы узнаем, как то или иное положение влияет на характер звука.

Расстояние от вокалиста до микрофона при записи может варьироваться от пары сантиметров и до нескольких метров. Зависит оно от манеры пения каждого исполнителя и от того, какого характера звук вам нужно получить. Хотя следует понимать, что расстояние зависит не только от этих факторов. Например, от самого микрофона, от его диаграммы направленности, от уровня шума в комнате и так далее.

Но чтобы не запутывать вас, я счел правильным объяснить, как именно будет сказываться на звуке определенное расположение микрофона от вокалиста:

1 Приближая микрофон ко рту исполнителя, усиливаются низкие частоты. Это может привести как к хорошему (когда голос становится с густым и насыщенным звучанием), так и к плохому результату (когда вокал становится бочковатым). Конечно же, это зависит только от оборудования и исполнителя.

какое расстояние до микрофона должно быть

Поэтому при записи вокала с близкого расстояния я всегда перестраховываюсь и включаю обрезной фильтр. Таким образом, голос не теряет плотность низких частот, но с высокой вероятностью теряет эффект бочковатости. Если у вас нет других микрофонов, а этот эффект не пропадает при включении поп-фильтра, то самым верным решением в таком случае будет увеличение расстояния микрофона до вокалиста.

2 Эффект присутствия. При прослушивании записи возникает ощущение присутствия исполнителя в комнате. Достигается такой эффект при записи с близкого расстояния (буквально в несколько сантиметров) от микрофона.

какое расстояние до микрофона должно быть

3 Приближая микрофон к исполнителю, улучшается соотношение сигнал/шум. Это объясняется тем, что приближая устройство к вокалисту, голос звучит все громче. При этом относительно его посторонние шумы в комнате звучат намного ниже.

какое расстояние до микрофона должно быть

4 При отдалении микрофона уменьшается чувствительность его к смене расстояния исполнителя. Это очень важный момент! Если человек находиться на расстоянии, к примеру, 5 см от микрофона, то изменение этого расстояния хотя бы на несколько сантиметров существенно отразиться на уровне сигнала и на тембре вокала.

какое расстояние до микрофона должно быть

А чтобы этого не допустить, тогда вокалисту придется стоять практически неподвижно. К сожалению, на такое способен не каждый. В то же время при записи, например, в 30 см колебания уровня и изменение тембра при смене расстояния на те же несколько сантиметров будут совсем несущественными.

5 При близком расстоянии обостряется чувствительность к взрывным согласным. Именно поэтому запись вокала с близкого расстояния без поп-фильтра просто недопустима. Хотя при записи вокала с расстояния в несколько десятков сантиметров pop-фильтр может и не понадобиться.

какое расстояние до микрофона должно быть

6 Приближая микрофон к исполнителю, уменьшается отзвук комнаты. Это объясняется тем же чем собственно и уменьшение шумов. Приближая устройство к исполнителю, голос звучит все громче. При этом сам отзвук комнаты звучит относительно тише.

какое расстояние до микрофона должно быть

7 Отдаляя микрофон от исполнителя, мы получаем более естественное звучание. На самом деле, это действительно так! Даже, несмотря на то, что при этом возрастает уровень отзвука комнаты и уровень шумов, звучание получается наиболее прозрачным и натуральным.

какое расстояние до микрофона должно быть

Именно поэтому оперные голоса, где важна естественность тембра, записывают в помещениях с хорошей акустикой и ставят микрофон на расстоянии вплоть до нескольких метров до исполнителя. Для этих целей я также хочу напомнить, что лучше всего подходят устройства с круговой направленностью. Они обладают более естественной передачей тембра и наибольшей чувствительности к акустике помещения.

8 Фронтальное расположение (прямо напротив рта на одной линии с ним) дает полное звучание голоса и хорошую читаемость. Тем не менее здесь есть существенный недостаток, так как при таком расположении возрастает риск возникновения свистящих призвуков, а также есть наибольшая вероятность возникновения взрывных согласных. В очередной раз напоминаю, что использовать поп-фильтр при таком расположении просто необходимо.

какое расстояние до микрофона должно быть

какое расстояние до микрофона должно быть

какое расстояние до микрофона должно быть

Заключение

Итак, рассмотрев главные принципы размещения микрофона при записи вокала дома или в студии, стоит отметить, что здесь нет строгих правил. Также нет 100% стандартов и норм, от которых нельзя отклоняться. Положение микрофона определяется только путем эксперимента, но полагаясь при этом на базовые принципы.

В очередной раз хочу напомнить о важности использования аксессуаров для профессионального микрофона. Их отсутствие приводит к неприятным бьющих «б» и «п», посторонних призвуков, различных шумов, с которым бесполезно будет бороться в процессе обработки и сведения. Даже самодельные поп-фильтры или дешевая поролоновая ветрозащита в любом случае будет лучше чем ничего.

Источник

На каком расстоянии от микрофона надо стоять на выступлении?

Я очень люблю лёгкое волнение, когда стою на сцене перед публикой и вижу сотни глаз, уже направленных на меня, хотя я ещё не начал. Я держу перед собой микрофон, заглядываю людям в глаза, набираю воздух и начинаю с заранее приготовленной фразы.

Сто лет назад успех выступления зависел только от музыканта или оратора. Сегодня мы зависим от техники: микрофон, усилитель, колонки, наушники ­- и это только начало списка.

какое расстояние до микрофона должно быть
Микрофон – это прибор, и, как всеми приборами, им стоит научиться пользоваться. При неумелом использовании микрофон может испортить всё выступление: речь станет неразборчивой, бубнение сведет с ума или голос превратится в мультяшного героя. Могут появиться трески, хрипы, скрежет, а о заводках даже писать не хочется.

Если же вы знаете, как обращаться с микрофоном, он служит вам и облегчает выступление. Тембр голоса становится приятным и располагает послушать, внимание аудитории принадлежит только вам, и вы с легкостью добиваетесь цели выступления.

Так на каком же расстоянии держать микрофон на выступлении, чтобы голос был максимально разборчивым и тембр – изумительно приятным?

Кому эта статья будет полезна

Эту статью я написал для всех, кто пользуется микрофоном на выступлении: певцов, докладчиков, спикеров.

Поэтому вы можете смело читать её до конца: я уверен, вы откроете для себя что-то полезное, даже если уже много лет выходите на большую или маленькую сцену.

Ну а если вам предстоит первое выступление, сделайте работу с микрофоном обязательным пунктом в плане подготовки, и вы точно будете звучать на все 100%.

Я расскажу, почему певцы и спикеры по-разному держат микрофон, какими бывают микрофоны, на каком расстоянии от рта должен быть микрофон, почему вы себя не слышите на сцене, как незаметно проверить микрофон, зачем микрофон ставят выше или ниже рта, как избежать заводок и нужно ли задевать микрофон губами.

Почему певцы и спикеры по-разному держат микрофон

Как только артисты не держат микрофон: близко, далеко, ставят на стойку, направляют в рот, переворачивают, обхватывают ладонью ручку или сетку, облизывают губами. Можно подумать, что с микрофоном можно делать всё, что угодно. Однако это не так.

Я советую держать микрофон так, чтобы это было:

1. Красиво
2. Технически грамотно

Всего два пункта, их легко запомнить.

Как держать микрофон красиво, расскажет ваш тренер по выступлениям, я же буду писать о том, как это сделать технически грамотно.

Главное правило

Поставьте микрофон на стойку или держите его за ручку перпендикулярно рту на расстоянии 10-50 см и не обхватывайте ладонью сетку

По большому счету, этого достаточно. И если следовать такому простому правилу, все будет хорошо. Дальше можно не читать.

какое расстояние до микрофона должно бытьХорошее положение микрофона
Часто артист подносит микрофон настолько близко ко рту, что губами облизывает сетку микрофона. Или же держит его примерно на уровне пупка. Или держит боком и явно не направляет в рот. Скорее всего, вам очень интересно узнать, почему артисты и певцы так делают и стоит ли повторять эти трюки.

Оставшуюся часть статьи я буду объяснять, в каких случаях стоит отойти от правила, чтобы избежать некоторых проблем.

Концерты, доклады, презентации

Давайте для простоты разделим все выступления на 2 типа:

· концерт с группой, когда вы поете в сопровождении музыкальных инструментов
· выступление спикера на конференции или докладчика на презентации; вы выступаете один; у вас нет музыкантов, которые играют вместе с вами на сцене;

Какими бывают микрофоны

Микрофоны бывают разных видов и типов, но для выступления вам вовсе не надо в этом разбираться. Если интересно, можно почитать специальную литературу.

Микрофоны реагируют на силу вашего голоса и разрабатывались для поставленных голосов.

Когда вы слушаете выступление народного артиста и поражаетесь силе его голоса, возникает ложное ощущение, что вся сила заключена в микрофоне и звукоусилительной системе.

Если у артиста с хорошо поставленным голосом отобрать микрофон, вы хорошо будете слышать его голос даже на галерке. В этом легко убедиться, если купить билет театр или в оперу и посетить представление.

А если микрофон забрать у меня, то дальше метра никто ничего не услышит. Потому что мой голос слабенький.

В следующем разделе я напишу, почему это важно.

А пока я хочу, чтобы вы поняли: если вы планируете выступать больше одного раза, то позанимайтесь с хорошим преподавателем, чтобы поработать с голосом и укрепить связки.

На каком расстоянии от рта должен быть микрофон

Чуть выше я уже написал, что хорошее расстояние 15-50 сантиметров.

Почему такой разброс? Неужели нет четкого правила? К сожалению, нет.

Когда вы говорите или поете, ваши голосовые связки колеблются и приводят в движение частички воздуха. Эти частички заставляют двигаться барабанную перепонку, и вы слышите звук.

В микрофоне нет барабанной перепонки, но внутри него спрятана мембрана, которая реагирует на колебания частичек воздуха, как барабанная перепонка.

Мембрана начнет колебаться в том случае, если воздушные колебания смогут сдвинуть ее с места. Т е на очень маленькие воздушные движения мембрана не реагирует из-за своей массы. Как если вы попытаетесь сдвинуть с места припаркованный автомобиль «Жигули». Тужитесь, тужитесь, а автомобиль стоит на месте. А если в «Жигули» влетит хотя бы «Запорожец», «Жигули» продвинутся вперед. Представили?

Так отличаются сильный и слабый голос.

Внутри микрофона движения мембраны преобразуются в электрические колебания.

У преобразования есть два ограничения: если ваш голос слишком слаб, то электрический сигнал получится тоже слабым, им почти невозможно управлять. Если голос неимоверно силен, то микрофон не выдержит такую нагрузку и преобразование получается с браком.

Изобретатели делают микрофоны для артистов с сильными голосами, которые смогут раскачать мембрану на расстоянии в несколько десятков сантиметров.

У артистов поставлен не только голос, у них хорошо развита дикция. Другими словами, они активно артикулируют губами согласные звуки.

Поэтому опасно подходить близко к микрофону. Профессионалы всегда держат микрофон на достаточном расстоянии ото рта.

Почему опасно стоять близко к микрофону

Слышали бубнящие голоса, когда невозможно понять слов? Если держать микрофон близко ко рту, то в колонках увеличивается количество низких частот.

какое расстояние до микрофона должно бытьПлохое положение. Очень близко к микрофону
Отодвиньтесь подальше от микрофона, чтобы наладить звучание.

Если так просто, почему же артисты этого не делают?

Дело в том, что выступающий слышит свой голос совсем не так, как слушатель. Когда вы говорите, вы слышите себя не только ушами, но еще через кости тела.

Кости тела, и черепная коробка в том числе, вибрируют от звука собственного голоса, эти вибрации улавливает слуховая система и подмешивает их к тому звуку, который слышат уши. Это называется костная проводимость.

Другими словами, когда вы говорите, то слышите голос через уши и через кости. Вибрации костей дают низкий звук.

Ваш собеседник не улавливает вибрации костей и слышит только ушами. Поэтому вам самим свой голос кажется более низким, чем его слышат окружающие.

Артисты очень удивляются, когда впервые слышат свой голос в записи. Голос кажется высоким и писклявым. А все говорят – всё нормально. Может показаться, что сходишь с ума.

Если сделать звук таким, каким его слышит артист, то нельзя будет разобрать слова из-за бубнения.

Научитесь подавлять рефлекторное желание приблизиться к микрофону. Это желание возникает каждый раз, когда вы слышите себя из колонок.

Через какое-то время вы привыкнете, и нормальный для окружающих звук перестанет вас раздражать.

Что будет, если встать далеко от микрофона

Иногда артисты встают так далеко от микрофона, что микрофон перестает понимать, а кто же сейчас говорить. И ловит все подряд: шум кондиционера, шуршание пиджака о рубашку, анекдоты, которые рассказывают за кулисами.

какое расстояние до микрофона должно быть
Когда микрофон стоит слишком далеко, голос как бы лишается тела и увесистости. Он становится высоким, свистящим и шепелявым. Слова можно разобрать, но голос теряет свою выразительность и красоту тембра.

Почему вы себя не слышите на сцене

Когда вы говорите или поете в микрофон, может показаться, что он не работает. И тогда вы просите сделать себя погромче, пока не услышите звук собственного голоса из колонок.

Так делать не надо.

Если вы слышите себя из колонок, значит, для окружающих звук стал слишком громким.

Вот две причины, почему вы себя не слышите на сцене:

Чуть ниже я напишу, как можно незаметно проверить микрофон.

Почему певцы держат микрофон очень близко

Если вы выступаете на концерте с музыкантами, то, кроме вашего голоса, звучат и другие инструменты: барабаны, гитарные комбики. Чтобы их хорошо услышать, на сцене стоят мониторы. Звук инструментов вокалист слышит чаще всего из напольных мониторов.

Звук из этих мониторов приходит в вокальный микрофон вместе с голосом певца. Если певец поет слишком тихо, а мониторы играют слишком громко, то голос в микрофоне будет почти не слышим. Ничего не остается, как придвинуться к микрофону.

Мы с вами уже знаем, что микрофон не любит, когда его держат слишком близко. Так что же делать?

Есть всего два варианта:

Нужно ли задевать микрофон губами?

Мой ответ на этот вопрос однозначный: нет.

Во-первых, появится шум. Подвигайте пальцем по сетке микрофона и послушайте, что получится. Примерно то же самое делают ваши губы.

Во-вторых, мы уже выяснили, что микрофон не рассчитан на то, что вы будете говорить или петь в него с такого близкого расстояния.

В-третьих, когда вы говорите или поете, изо рта незаметно вылетают тоненькие капельки слюны и оседают на сетке микрофона. Вылетают они у всех, не только у вас, это нормально. Вы точно хотите слизывать с сетки микрофона слюни всех своих предшественников?

В-четвертых, сетка микрофона сделана из металла, а я бы вам советовать приучиться не прикасаться к металлическим частям любых приборов, расположенных на сцене.

Все приборы так или иначе подключены к электрической сети. В нормальной ситуации это электричество никак вас не коснется, но всякое бывает. Не хочу сейчас вас пугать, можете посмотреть в Интернете разные истории о том, как электричество убивало музыкантов. Еще раз повторю, что такое происходит крайне редко, бояться поражения электрическим током не стоит, но береженого, как говорится, Бог бережет, поэтому лучше не облизывайте губами микрофон.

Чем дальше электрический прибор от воды, сырости и влаги, тем лучше

Почему певцы по-разному держат микрофон

Многие не задумываются о том, как держать микрофон.

Кое-кто держит микрофон именно так, потому что это хорошо выглядит.

Хороший артист думает не только о том, что сказать и спеть, но и о том, как он выглядит со стороны. Научитесь красиво держать микрофон, чтобы вы с ним хорошо смотрелись.

Если вы хороший музыкант и думаете о том, чтобы ваш голос хорошо звучал, то найдите оптимальное расстояние от рта до микрофона. Именно от этого расстояния зависит тембр в первую очередь. У кого-то это 20 сантиметров, кому-то нужно 47.

Можно изменять расстояние микрофона в зависимости от фразы и громкости. Этому нужно отдельно учиться и быть очень внимательным, потому что некоторые певцы делают все наоборот. Рекомендую посмотреть живые выступления Джорджа Майкла, он отлично владел микрофоном.

Странное положение микрофона может быть художественным приемом. Вы сами можете поэкспериментировать и послушать, что получится, если держать микрофон под разным углом ко рту.
какое расстояние до микрофона должно бытьНе обхватывайте микрофон за сетку. Звук будет безнадежно испорчен
Обхватывать сетку микрофона не стоит никогда, потому что это безнадежно портит звук и вызывает заводки. Сложите ладонь трубочкой, поднесите ко рту и поговорите. Мне кажется, вам не понравится. Вот такой же звук получится, если обхватить сетку микрофона ладонью.

Держите микрофон за ручку, её для этого сделали 😉

Почему микрофон заводится или пищит?

Заводка – тот самый пронзительный писк, который время от времени сводит с ума зрителей и артистов.

Заводка появляется из-за того, что слабый звук из микрофона усиливается и через колонки снова попадает снова в микрофон, потом опять усиливается и так происходит много раз до тех пор, пока микрофон не запищит.

Сделать так, чтобы такого писка не было, входит в обязанности звукорежиссера, но порой артисты сами провоцируют такие заводки.

Вот несколько советов, чтобы избежать писка в мониторах и колонках:

Зачем микрофон ставят выше или ниже рта

Положение микрофона изменяет спектр звука. Если проще, так можно регулировать количество низких и высоких частот без дополнительных приборов.
какое расстояние до микрофона должно быть
Это довольно тонкий прием, которым обычно пользуются в студии. О нем я подробно рассказываю на занятиях по работе с микрофоном.

Сейчас отмечу, что положение выше или ниже рта может поменять тембр голоса: улучшить или безнадежно испортить. В некоторых случаях поможет избавиться от свистящих звуков на согласных «с», «щ» и других.

Как контролировать звук из микрофона

Надеюсь, я убедил вас в том, что микрофон может здорово помочь на выступлении, если им правильно пользоваться.

Следуйте главному правилу, которое я написал выше, и звук вашего голоса будет радовать и вас самих, и ваших слушателей.

Если хотите более тонко овладеть микрофоном, позанимайтесь с хорошим звукорежиссером. Дело в том, что самостоятельно контролировать свой голос из колонок не получится из-за того, что вы слышите себя еще и внутренним слухом. А человек со стороны слушает только ушами.

Как незаметно проверить микрофон

Чтобы проверить микрофон, совсем не надо говорить в него «раз-раз-раз» или «как меня слышно?» Это выглядит некрасиво и непрофессионально. Зрители пришли на шоу и жаждут зрелищ, а не это вот всё.

Не стучите пальцем или кулаком по микрофону – так он может выйти из строя, и ваше выступление сорвется

Лично я беру микрофон и цикаю в него языком, повернувшись боком к зрителям, чтобы они не видели движения губ и не подумали, что я что-то говорю. Звук получается хорошо слышимым для меня, потому что я его жду, и остается незамеченным в зале, потому что не привлекает к себе много внимания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *