какое расстояние до горизонта на море видит человек

Какое расстояние до горизонта на море видит человек

какое расстояние до горизонта на море видит человек

Если имеется ввиду линия видимого горизонта, то расстояние до неё зависит от высоты расположения глаз наблюдателя. С ходового мостика корабля линия горизонта находится на расстоянии 5 миль.

какое расстояние до горизонта на море видит человек

какое расстояние до горизонта на море видит человек

какое расстояние до горизонта на море видит человек

какое расстояние до горизонта на море видит человек какое расстояние до горизонта на море видит человеккакое расстояние до горизонта на море видит человек

какое расстояние до горизонта на море видит человек

Знаете наверное 40км. покрайней мере Америку через пролив Беринга и в ясную погоду не посмотрел. а там до Аляски 72 км.

80 см 3.3 км 200 м 53 км
90 см 3.5 км 250 м 59 км
1.0 м 3.7 км 300 м 64 км
1.1 м 3.9 км 350 м 69 км
1.2 м 4.1 км 400 м 74 км
1.3 м 4.2 км 500 м 83 км
1.4 м 4.4 км 600 м 91 км
1.5 м 4.5 км 700 м 98 км
1.6 м 4.7 км 800 м 110 км
1.7 м 4.8 км 900 м 110 км
1.8 м 5.0 км 1.0 км 120 км
1.9 м 5.1 км 1.5 км 140 км
2.0 м 5.3 км 2.0 км 170 км
2.1 м 5.4 км 2.5 км 190 км
2.2 м 5.5 км 3.0 км 200 км
2.3 м 5.6 км 3.5 км 220 км
2.4 м 5.8 км 4.0 км 230 км
2.5 м 5.9 км 4.5 км 250 км
3.0 м 6.4 км 5.0 км 260 км
3.5 м 6.9 км 6.0 км 290 км
4.0 м 7.4 км 7.0 км 310 км
4.5 м 7.9 км 8.0 км 330 км
5.0 м 8.3 км 9.0 км 350 км
6.0 м 9.1 км 10 км 370 км
7.0 м 9.8 км 11 км 390 км
8.0 м 11 км 12 км 410 км
9.0 м 11 км 13 км 420 км
10 м 12 км 14 км 440 км
11 м 12 км 15 км 460 км
12 м 13 км 20 км 530 км
13 м 13 км 25 км 590 км
14 м 14 км 30 км 640 км
15 м 14 км 35 км 700 км
20 м 17 км 40 км 740 км
25 м 19 км 45 км 790 км
30 м 20 км 50 км 830 км
35 м 22 км 60 км 910 км
40 м 23 км 70 км 990 км
45 м 25 км 80 км 1100 км
50 м 26 км 90 км 1100 км

какое расстояние до горизонта на море видит человек

Таблица расстояния до горизонта (удаления горизонта) в зависимости от высоты глаз наблюдателя.

Высота глаз над
уровнем моря Расстояние до
горизонта Высота глаз над
уровнем моря Расстояние до
горизонта

какое расстояние до горизонта на море видит человек

какое расстояние до горизонта на море видит человек

Если серьёзно, то линия горизонта /не только морская /. это воображаемая линия! Так что воображайте себе на здоровье!

За линию горизонта можно, принят условную линию, дальше которой не видно продолжение поверхности земли или моря.

какое расстояние до горизонта на море видит человек

№ п/пВысота над поверхностью Земли (моря)
hРасстояние до горизонта
d5.20 м16 км
6.25 м17,9 км
7.30 м19,6 км
8.50 м25,3 км

Источник

Видимый горизонт и дальность видимости

Расчет видимого горизонта и дальности видимости в зависимости от высоты наблюдателя и наблюдаемого объекта.

Калькулятор ниже предназначен для расчета видимого горизонта и дальности видимости в зависимости от высоты наблюдателя и наблюдаемого объекта. Под ним, как водится, немного теории.

какое расстояние до горизонта на море видит человек

Видимый горизонт и дальность видимости

какое расстояние до горизонта на море видит человек

Видимый горизонт
Так как земля изогнута, наблюдателю, находящемуся, например, в море, представляется, что он находится в центре круга, по краям которого небо как бы смыкается с морской поверхностью. Эта окружность и называется видимым горизонтом наблюдателя. На картинке слева видимый горизонт обозначен пунктирной линией. То есть для наблюдателя, находящегося в точке А на высоте h от земли, видимый горизонт будет образован всеми точками касания лучей зрения земной поверхности (угол BCO равен 90 градусов).

Говоря о видимом горизонте чаще всего имеют в виду длину d отрезка BC. Длину d легко вывести из теоремы Пифагора.

В реальной жизни на стороне человека выступает атмосфера. Она, благодаря явлению рефракции, то есть преломлению лучей в верхних слоях атмосферы, расширяет его горизонты примерно на 6% 🙂
Формула, таким образом, принимает вид

В принципе, везде (по крайней мере, насколько я находил в Интернете) для расчетов используют упрощенную формулу, из которой исключен радиус Земли. Она, кстати, вполне выводится из верхней.
, для результата в морских милях или
, для результата в километрах

какое расстояние до горизонта на море видит человек

Дальность видимости
Дальность видимости предметов определяется наибольшим расстоянием, на котором наблюдатель увидит вершину наблюдаемого объекта на линии горизонта. Как видно из рисунка, она зависит как от высоты наблюдателя, так и от высоты наблюдаемого объекта. Собственно, это сумма дальности видимого горизонта наблюдателя и дальности видимого горизонта наблюдаемого объекта. Это довольно важный параметр для навигации.

В калькуляторе я ее вычисляю, а на практике, насколько я понимаю, дальности видимости береговых ориентиров указываются во всяческих лоциях, мореходных таблицах и тому подобном для высоты наблюдателя, равной пяти метрам. Для поправки на фактическую высоту наблюдателя используется «номограмма для расчета дальности видимости предметов в море в дневное время при среднем состоянии атмосферы».

Источник

Способы зрительного определения расстояний на море и методы борьбы с ними

Всем хороша цивилизация и сопутствующие ей технические средства. Однако при этом мы начинаем забывать, вроде бы элементарные, вещи. Такие, которым, например, учили нас на уроках начальной военной подготовке, или на курсе молодого бойца в армии. К ним относится и способ визуального определения расстояния до объекта. Особенно это актуально для АИ затрагивающий период до появления радиолокационных и лазерных дальномеров. Способ основан на принципе подобия, в данном случае – принципе подобия треугольников. Он применяется и на суше и на море. Но в данном случае интересно именно море. На гладкой, или временами не очень, водной поверхности при наличии лишь визуальных средств (глаза сигнальщика, бинокли и оптические дальномеры) – это единственный способ определить и расстояние до цели, и её скорость.

какое расстояние до горизонта на море видит человек

Так на полюбившемся нам всем расстоянии в 70 кабельтовых до большого эсминца или маленького крейсера на просторах срой Балтики, указанная цель для невооруженного взгляда сигнальщика, ведущего наблюдение, будет выглядеть серым пятном на сером фоне, диаметром около ОДНОГО миллиметра. Если же взглянуть на объект вооруженным взглядом ….

Всё будет зависеть от того чем этот взгляд вооружен. И от того классифицировал ли наблюдатель эту самую цель.

«… Оптические приборы наблюдения. Оптические приборы применяются для наблюдения за окружающей обстановкой. К ним относятся бинокли, стереотрубы и морские бинокулярные трубы. … Бинокль состоит из двух параллельных зрительных труб, соединенных с помощью шарнира так, что имеется возможность смотреть в них одновременно двумя глазами. Применяются бинокли двух типов: ночные и призматические. …. Призматический (дневной) бинокль отличается от ночного тем, что в каждой из зрительных труб (рис. 9.2) кроме линз окуляра 1 и объектива 3 имеются еще две призмы 2 и 4. … Светосила бинокля — отношение яркости изображения предмета, наблюдаемого в бинокль, к яркости предмета, видимого невооруженным глазом. Светосила бинокля зависит от количества линз и призм. Чем их больше и чем они толще, тем больше потерь света. Ночные бинокли имеют потери света 15—18%, призматические до 40— 50%. В этом заключается недостаток призматических биноклей и преимущество ночных. …. Применяемые для наблюдения призматические артиллерийские бинокли имеют в поле зрения нанесенную сетку делений (рис. 9.4), в которой промежутки между двумя соседними большими делениями равны 10 т. д. (тысячных дистанции), а промежутки между соседними большим и малым делениями равны 5 т. д. Сетка бинокля позволяет приблизительно определять расстояния до корабля. Для этого необходимо лишь знать длину или ширину наблюдаемого корабля и уметь произвести несложное вычисление. Определение расстояния осуществляется делением известной длины (ширины) корабля на число тысячных дистанции, занимаемых изображением корабля в сетке бинокля. Допустим, наблюдатель обнаружил корабль, идущий встречным курсом, т. е. виден нос корабля; ширина корабля 12 м; изображение корабля в поле зрения бинокля занимает место, равное приблизительно половине промежутка между большим и малым делениями, т. е. 2,5 т.д. Разделив 12 на 0,0025, наблюдатель получит приблизительное расстояние до корабля — 4800 м. …».

Более подробно ознакомится со «СПРАВОЧНИКОМ СИГНАЛЬЩИКА» (Редактор Л. П. Демчук. Редактор (литературный) Я. Ф. Отмахова. Технический редактор Н. Я. Богданова. Корректор Э. В. Ежова. Воениздат, 1983) можно тут- http://flot.com/publications/books/shelf/signalman/50.htm

Достаточно просто визуально определить расстояние до гражданского корабля — с его контрастной окраской он достаточно четко определяется на любом фоне. Другое дело корабль военный.

«… Более сложной задачей для сигнальщика-наблюдателя является распознавание обнаруженного объекта, т. е. определение по характерным его признакам класса и типа обнаруженного наблюдателем корабля (самолета). Для этого наблюдатель должен хорошо знать существующую классификацию кораблей и типы самолетов, их силуэты и другие признаки, позволяющие распознать обнаруженный объект наблюдения.

Ответственнейшей задачей наблюдателя является не только обнаружение во-время объекта наблюдения, но и распознавание его.

Всякие ошибки в распознавании могут повлечь за собой серьезные последствия. В прошедшей второй мировой войне было немало таких случаев. Приведем несколько примеров. Во время преследования германского линкора Bismark английские самолеты, вылетевшие с авианосца Ark Royal, заметив какой-то крупный военный корабль и предполагая, что видят линкор Bismark, сбросили на него свои торпеды, и только после этого обнаружилось, что они атакуют свой (английский) крейсер Sheffield.

Эскадрилье итальянских самолетов было приказано найти английский средиземноморский флот, который, по донесениям, находился вблизи итальянских берегов. После долгих поисков самолеты, наконец, обнаружили несколько военных кораблей и забросали их бомбами. Оставив три горящих корабля, они направились в базу, где узнали, что бомбили свои (итальянские) корабли.

Из этих примеров ясно, какое значение имеет правильное распознавание объектов наблюдения. Только при отличном знании силуэтов и характерных признаков кораблей можно избежать ошибок в распознавании». Капитан 1 ранга В. В. ПОЛОЗОК. «Зрительная связь и зрительное наблюдение».

Учебное пособие. Военное издательство министерства обороны Союза ССР. МОСКВА–1954.

Книга же лауреата Сталинской премии инженер-майора И. Б. Левитина „Видимость и маскировка кораблей” (Москва 1949 год) посвящена рассмотрению вопросов физической сущности оптической маскировки кораблей. В первой главе книги кратко излагается история возникновения и развития маскировки на нашем флоте. Вторая, третья и четвертая главы включают в себя сведения о природе дневного освещения, об оптических свойствах фонов, о зрительных иллюзиях и по теории видимости кораблей в море. Пятая, шестая, седьмая и восьмая главы посвящены изложению всех видов оптической маскировки Последняя — девятая — глава излагает способы повышения видимости.

Книга рассчитана на широкий круг морских офицеров. http://scilib-fleet.narod.ru/Levitin/mask.htm

Таблица расстояния до горизонта (удаления горизонта) в зависимости от высоты глаз наблюдателя.

Расстояние до горизонта, конечно, можно вычислить по формуле: S = [(R+h)2 — R2]1/2 где:
S- высота глаз наблюдателя в метрах
R — радиус Земли- обычно: 6367250 м
h — высота глаз наблюдателя над поверхностью в метрах

Но намного удобнее пользоваться таблицей (которая, конечно, приблизительна, да верна только для моря, но все равно — человеку с головой — дает полное представление о явлении):

Думаю. что перевести килОметры в мили и кабельтовы для коллег труда не составит;)

Источник

Как вычислить расстояние до горизонта

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 32 человек(а).

Количество просмотров этой статьи: 17 353.

Вы когда-нибудь наблюдали заход Солнца и задавались вопросом о расстоянии от вас до горизонта? Если вы можете определить высоту ваших глаз над уровнем моря, вы можете вычислить расстояние от вас до горизонта способами, описанными в этой статье.

какое расстояние до горизонта на море видит человек

какое расстояние до горизонта на море видит человек

какое расстояние до горизонта на море видит человек

какое расстояние до горизонта на море видит человек

какое расстояние до горизонта на море видит человек

• b = наизвестное расстояние до горизонта

• c = h (высота от земли до ваших глаз) + R (радиус Земли).

Источник

Содержание

Систематически наблюдая какой-либо удалённый объект на суше или на поверхности моря, можно заметить, что в некоторые моменты он виден весьма отчётливо, в другие моменты, наоборот, он виден настолько неясно, что различаются лишь его контуры или отдельные его крупные части, а иногда он становится невидимым. В таких случаях говорят о хорошей или плохой видимости. Одним из основных факторов, определяющих условия хорошей и плохой видимости, является фактор мутности и оптические свойства атмосферы.

Для разных целей нашей жизни важно знать, на каком расстоянии перестают различаться визуально очертания предметов за воздушной завесой. Обычно это расстояние называют дальностью видимости или просто видимостью. В очень чистом воздухе, например, арктического происхождения, дальность видимости может достигать сотен километров. В воздухе, содержащем много продуктов конденсации или пыли и дыма, дальность видимости может ухудшаться до десятков и даже нескольких метров.

Дальность видимости может быть определена как:

Первое расстояние называется дистанцией обнаружения объекта, второе — дистанцией потери видимости. Разность между этими двумя характеристиками видимости определяет некоторый интервал расстояний, в котором видимость объекта становится ненадёжной, — это зона неуверенной видимости. Значения видимости оценивают обычно в километрах, но при очень плохой видимости (менее 1 км) — в метрах.

Установлено, что дальность видимости зависит от большого числа факторов, в том числе:

Определение дальности видимости объектов в ночное время визуально представляет собой сложную задачу, зависящую в основном от состояния зрительных функций глаза. Наблюдения за видимостью одиночного огня в ночное время и во время сумерек определяется величиной его блеска, т. е. той освещённостью Е, которую он создаёт на зрачке глаза. Эта освещённость зависит:

какое расстояние до горизонта на море видит человек

Очевидно, что наблюдение за видимостью огня (в том числе навигационного) будет возможно до тех пор, пока E больше порога световой чувствительности глаза, т. е. той минимальной освещённости Е0, которую может воспринимать глаз. При практическом определении дальности видимости огней (сигнальных) ночью особые затруднения возникают при необходимости определения их цвета. В этом случае приобретает значение цветовой порог, под которым понимается освещённость, соответствующая моменту распознавания цвета. Красный цвет распознаётся всегда легче и притом почти одновременно с его обнаружением.

Метеорологическая дальность видимости

При выполнении наблюдений на морских судах метеорологической дальностью видимости (горизонтальной видимостью) называется:

Метеорологическая дальность видимости выражается в метрах, километрах, кабельтовых и милях.

Объекты, по которым наблюдатель определяет в море метеорологическую дальность видимости, могут быть как естественными (поверхность моря с линией горизонта, очертания берегов, отдельные мысы, горы, леса и т. д.), так и искусственными (суда, береговые сооружения, огни и пр.). Метеорологическая видимость этих объектов оценивается либо визуально (по видимому контрасту наблюдаемого объекта и фона), либо дополнительно по данным радиолокационной станции.

Наблюдения за метеорологической дальностью видимости на судах следует производить с пеленгаторной палубы в направлениях, исключающих влияние на их результаты дыма из труб судна, бликов от водной поверхности.

Если при определении метеорологической дальности видимости она неодинакова в разных направлениях, то необходимо оценивать её значение и в том направлении, где она наименьшая.

Определение метеорологической дальности видимости в открытом море (океане)

При плавании в открытом море или океане, когда в поле зрения наблюдателя отсутствуют какие-либо объекты, определение метеорологической дальности видимости осуществляется по резкости видимости линии горизонта и высоте расположения глаз наблюдателя над уровнем моря (она складывается из высоты места наблюдений и роста наблюдателя). В этом случае следует учитывать рекомендации вахтенному штурману, выполняющему наблюдения на судне, по оценке значения метеорологической дальности видимости линии горизонта, в зависимости от высоты расположения глаз наблюдателя и словесной характеристики линии наблюдаемого горизонта (табл. 6.1).

какое расстояние до горизонта на море видит человек

Если линия горизонта не видна совсем, то значение метеорологической дальности видимости следует оценивать либо по видимости деталей поверхности моря (по видимости очертаний волн, барашков, тех или иных объектов или предметов в направлении горизонта), руководствуясь развитой способностью человека к глазомерной оценке расстояния, либо по наблюдаемым атмосферным явлениям в соответствии с рекомендуемыми данными оценки по шкале значений метеорологической дальности видимости объектов в море (океане) (табл. 6.2).

какое расстояние до горизонта на море видит человек

Примеры оценки метеорологической дальности видимости в открытом море:

1. Оценка метеорологической дальности видимости производится с пеленгаторной палубы. Высота уровня наблюдения с учётом высоты расположения глаз наблюдателя равна 13 м.

При выполнении наблюдений было установлено, что:

2. Оценка метеорологической дальности видимости производится с пеленгаторной палубы. Высота уровня наблюдения с учётом высоты расположения глаз наблюдателя равна 5 м.

При выполнении наблюдений было обнаружено, что:

3. Оценка метеорологической дальности видимости производится с пеленгаторной палубы. Высота уровня наблюдения с учётом высоты расположения глаз наблюдателя равна 15 м.

При выполнении наблюдений было обнаружено, что:

Определение метеорологической дальности видимости по видимым объектам

Объекты в море (океане), попадающие в поле зрения наблюдателя (как естественные, так и искусственные), отличаются большим разнообразием контрастов и угловых размеров. Например, береговая линия, навигационные знаки, размеры видимых судов в зависимости от их курса могут изменяться в широких пределах.

При определении метеорологической дальности видимости видимыми объектами считаются те, которые различимы на фоне неба, хотя бы в виде малозаметного пятна (детали, контуры объекта при этом могут быть неразличимы).

Для определения метеорологической дальности видимости по видимым объектам необходимо:

В том случае, если объект виден чётко, то определённое до него расстояние принимается равным метеорологической дальности видимости в море (океане).

Если объект виден нечётко и трудно различить его контуры, то значение метеорологической дальности видимости будет меньше расстояния до этого объекта на одну градацию. Градации значений метеорологической дальности видимости приведены в действующем коде КН–01с (код для составления гидрометеорологических радиограмм на судах).

При визуальных оценках расстояний до видимого объекта необходимо выработать навыки такой оценки путём многократных сравнений результатов визуальных определений расстояний до объектов с результатами определений этих же расстояний по карте или РЛС.

Примеры оценки метеорологической дальности видимости по видимым объектам:

1. В дневное время на горизонте стал вырисовываться контур острова. Осадки и дымка отсутствовали. Расстояние до объекта, определённое с помощью РЛС, оказалось равным 15 км. Это расстояние принимаем равным значению метеорологической дальности видимости — 15 км, с учётом значения видимости до видимого объекта.

2. В условиях дневного освещения при следовании по курсу движения в дымке стал вырисовываться берег. По данным РЛС и прокладки курса на карте расстояние до берега составило 4 км. Метеорологическую дальность видимости в дымке в данном случае можно оценить как среднюю — с градацией от слабой до умеренной по «Шкале значений метеорологической дальности видимости (км) для объектов в море (океане)» (табл. 6.2).

Определение метеорологической дальности видимости в тёмное время суток

В сумерки и ясные ночи, а также во время белых ночей при плавании в высоких широтах Северного и Южного полушарий бывает достаточно светло и метеорологическая дальность видимости определяется в этих условиях так же, как днём. Она оценивается по степени видимости элементов поверхности моря, линии горизонта или разных объектов.

В случае определения метеорологической дальности видимости в тёмное время суток объекты для ночных наблюдений не должны являться источниками света или находиться в поле зрения других искусственных источников света (например, освещённая электрическим светом часть акватории, берега, навигационного знака или другое судно).

Объекты, которые используются для определения метеорологической дальности видимости в тёмное время суток, должны иметь естественное освещение, т. е. быть освещены отражённым светом луны или звёздами.

В тёмное время суток, когда естественная освещённость водной поверхности и других объектов в море и на суше мала, оценивать метеорологическую дальность видимости следует по виду и интенсивности наблюдаемых атмосферных явлений с помощью «Шкалы значений метеорологической дальности видимости (км) объектов в море (океане)» (табл. 6.2) или распространять на тёмное время суток сведения о метеорологической дальности видимости, полученные в последний срок наблюдений за видимостью светлого времени. При определении метеорологической дальности видимости необходимо помнить следующее:

Примеры определения метеорологической дальности видимости в тёмное время суток:

1. В 18.00 UTS (Всемирного скоординированного времени), в начале ночи, было определено, что значение метеорологической дальности видимости было 10 км. В сроке от 18.00 UTS до 00.00 UTS отмечалось следующее: ночь тёмная, линия горизонта не видна, сплошная облачность, не видно естественных источников освещения (звёзд и луны), но явлений, ухудшающих видимость (тумана, дымки, осадков), в рассматриваемый период времени не наблюдалось. Срок в 00.00 UTS совпадает с серединой ночи. В этой ситуации за метеорологическую дальность видимости принимаем её значение, определённое в 18.00 UTS, т. е. 10 км.

2. В 18.00 UTS (Всемирного скоординированного времени) было определено, что значение метеорологической дальности видимости было 10 км. В сроке от 23.00 до 24.00 UTS отмечались сильный дождь и слабая дымка, при этом видимость значительно ухудшилась. С учётом «Шкалы значений метеорологической дальности видимости объектов (км) в море (океане)» (табл. 6.2) можно определить, что при очень сильном дожде видимость может составлять от 1 до 2 км, а при слабой дымке — от 2 до 4 км. Поскольку в момент наблюдений отмечалось несколько атмосферных явлений, то при оценке метеорологической дальности видимости наблюдатель – вахтенный штурман учитывает то явление, которое больше ухудшает горизонтальную видимость в приводном слое атмосферы. Таким образом, за метеорологическую дальность видимости мы берём меньшее из отмеченных значений, которое составляет 1 км.

Зрительные средства навигационного оборудования и дальность видимости

Под навигационным оборудованием подразумевают совокупность рационально спроектированных и размещённых на берегу и в прибрежных водах различных технических средств, предназначенных для решения следующих навигационных задач:

Требования к навигационному оборудованию определяются с учётом навигационно-гидрографических особенностей в отдельных зонах открытого моря, прибрежного и стеснённого плавания.

Зона открытого моря — это акватория, лежащая за пределами зрительного и радиолокационного наблюдения естественных и береговых ориентиров. Основным способом судовождения в этой зоне является счисление пути судна с периодическими определениями его места.

Прибрежная зона — акватория шириной 30–50 морских миль, лежащая вдоль материкового берега, берегов архипелагов и отдельных островов. В пределах этой зоны возможно зрительное и радиолокационное наблюдение береговых естественных и искусственных ориентиров. Условия плавания в этой зоне требуют от судоводителя повышенной точности судовождения с учётом навигационно-гидрографических и метеорологических условий по сравнению с открытым морем.

Зона стеснённого плавания — это каналы, проливы, узкости, шхеры, устьевые участки судоходных рек, акватории портов и т. п., по которым движение осуществляется по строго определённому пути, а на особо сложных участках — только при лоцманской проводке.

Системы навигационного оборудования по месту их расположения бывают береговые, плавучие и космические.

Береговые системы навигационного оборудования представляют собой сооружения, конструкции или устройства, устанавливаемые на суше или на гидротехнических основаниях в море. Они являются стационарными и их место точно определено координатами. Оснащение этих систем представляет собой мощное и эффективное оборудование, которое обеспечивает значительную дальность действия и надёжность навигационного обеспечения (маяки, знаки, огни, бани, створы, естественные пункты, объекты и сооружения).

Плавучие предостерегающие знаки — это сооружения, способные держаться на плаву (плавмаяки, буи, бакены, вехи), устанавливаемые на якорях в пунктах с точно определёнными координатами. Они предназначены для ограждения от той или иной навигационной опасности.

В системе космического навигационного оборудования космические средства делятся на естественные (светила, которые могут определяться визуально) и искусственные источники излучения радиоволн с космических платформ.

В незамерзающих морях и районах океанов все виды средств навигационного оборудования действуют круглый год. В тех же районах и акваториях, где водная поверхность покрывается льдом в зимний период, плавучие средства навигационного оборудования выставляют в начале навигации и снимают с её окончанием. С учётом наиболее полного обеспечения безопасности мореплавания устанавливаются три режима работы средств навигационного оборудования: непрерывно, по расписанию и по заявкам.

В зависимости от технических принципов построения средства навигационного оборудования разделяются на зрительные, радиотехнические, звукосигнальные, гидроакустические и электромагнитные.

К зрительным средствам навигационного оборудования относятся:

Они устанавливаются на акваториях морей, океанов и различных участках суши, а также на внутренних водных путях с целью их зрительного восприятия как в дневное, так и в ночное время суток. Зрительные средства навигационного оборудования для использования в тёмное время суток оборудуются светооптическими аппаратами, создающими круговое направление или секторное освещение, с определённым характером или светом огня.

Зона действия любого зрительного средства навигационного оборудования — это район моря или океана, в пределах которого возможно измерение навигационных параметров по этому средству навигационного оборудования. Рабочей зоной этого средства называют ту часть зоны, в пределах которой возможно определение места судна с заданной точностью.

Зоны действия и рабочие зоны средств навигационного оборудования ограничиваются дальностью и сектором действия навигационных ориентиров.

За дальность действия навигационных ориентиров для зрительных средств навигационного оборудования принимают расчётную дальность видимости огней ночью или днём при наиболее вероятных для данного района моря значениях прозрачности атмосферы, т. е. с повторяемостью не ниже 65 %.

Обслуживаемые маяки, светящиеся знаки и огни обычно включаются с заходом, а выключаются с восходом солнца в конкретном пункте или определённой акватории. Но на некоторых обслуживаемых средствах навигационного оборудования световой сигнал действует круглосуточно. Источники света большой мощности, установленные в районах интенсивного судоходства и на подходах к некоторым портам, действуют и днём, и ночью. Для оценки дальности действия зрительных средств навигационного оборудования используются следующие характеристики видимости:

Географическая дальность видимости (Дп) — расстояние в морских милях, на котором объект заданной высоты появляется из-за линии видимого горизонта. Для маяка или навигационного знака такая дальность видимости складывается из дальности видимого горизонта с высоты е (м) глаза наблюдателя и высоты h (м) наблюдаемого маяка и определяется по известной из навигации формуле

какое расстояние до горизонта на море видит человек

При определении географической дальности видимости маяков и других навигационных знаков их высоты принимают на морях без приливов — от среднего уровня моря, на морях с приливами — от среднего уровня полных сизигийных вод. Высоту маячных сооружений определяют от основания как расстояние от уровня спланированной территории до вершины купола фонарного сооружения, а при отсутствии фонарного сооружения — до верхней площадки башни. Высотой огня от основания считается расстояние от спланированной территории до центра огня.

Метеорологическая дальность видимости (S) определяется как наибольшее расстояние, на котором под воздействием атмосферной дымки теряется видимость абсолютно чёрной поверхности, имеющей при этом расстоянии угловые размеры не менее 0,3º и проектирующейся на фоне неба у горизонта. Такая метеорологическая дальность видимости зависит от прозрачности атмосферы и порога контрастной чувствительности глаза:

какое расстояние до горизонта на море видит человек

где ε — порог контрастной чувствительности глаза (безразмерная величина), τ — коэффициент прозрачности атмосферы.

Оптическая дальность видимости — наибольшее расстояние, с которого глазу наблюдателя становится виден наблюдаемый объект. Такая дальность видимости определяется силой света огня, прозрачностью атмосферы, геометрическими размерами сооружения, яркостью фона, окраской, контрастом фона местности и маяка (знака) и остротой зрения наблюдателя.

Различают ночную и дневную оптическую дальность видимости.

Ночная оптическая дальность видимости — наибольшее расстояние от маяка, с которого освещённость, создаваемая на зрачке глаза наблюдателя маячным огнём, равна пороговой освещённости.

Дневная оптическая дальность видимости объекта — наибольшее расстояние, с которого объект, доступный для наблюдения при данных условиях погоды, полностью сливается с фоном и становится невидимым.

На навигационных картах и в руководствах для плавания приводится меньшая из дальности видимости огней (в милях): оптическая дальность видимости (ночью), полученная расчётным путём при τ = 0,8/1 милю; географическая дальность видимости (днём), вычисленная для высоты глаза наблюдателя над уровнем моря 5 м.

Для получения цветных огней на светооптические аппаратуры маяков и знаков устанавливаются светофильтры. С их помощью создаются также цветные секторы огней.

По чистоте цвета и цветовому порогу чувствительности глаза человека лучшим для определения огня является красный светофильтр и поэтому красный огонь применяется чаще всего. Зелёный светофильтр по своим качествам несколько уступает красному, но также имеет широкое применение в навигационном оборудовании. Оранжевый светофильтр применяется главным образом на буях, ограждающих кабели или обозначающих якорные и карантинные стоянки. На маяках этот светофильтр не используют по причине того, что этот цвет на значительном расстоянии или удалении трудно отличить от жёлтого или красного цвета.

В практике навигационного оборудования для определения дневной дальности видимости при проектировании маяков принимаются в расчёт только геометрические размеры сооружения — высота и ширина. На самом же деле, дневная дальность видимости маяка (Дп) зависит также от ряда других факторов — коэффициента прозрачности атмосферы τ, освещённости, цвета окраски маяка, остроты зрения наблюдателя, наличия и отсутствия облачности и явлений, ухудшающих видимость. Поэтому Дп составляет, как правило, 50–60 % от метеорологической дальности видимости S в данный момент.

Литература

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *