какое прозвище было у жана кальвина

Великие реформаторы в реалиях: Жан Кальвин

Жан Кальвин как и все другие великие реформаторы оставил неоднозначный след в истории религии. Его мировоззрение во многом способствовало появлению на Западе протестанткой этики (она, в свою очередь, повлияла на промышленный и экономический бум в Европе) и развязало преследование инакомыслящих. Предпринятые им искания в сфере духа обернулись физическими и моральными страданиями многих современников этого теолога-революционера.

какое прозвище было у жана кальвина

Жан Кальвин (латинизированное имя Кальвинус) родился 10 июля 1509 года в семье французов-католиков. Фамилия реформатора по-французски звучала как Cauvin (Ковен). Дед был простым бочаром, но отец занимал должности епископского секретаря, фискального прокурора и синдика соборного капитула в городе Нуйаон, в Пикардии.

Мать умерла очень рано, а поскольку отец воспитанием детей не занимался, опеку над Жаном взяло одно аристократическое семейство. Под сенью этого дома Кальвин получил не только азы образования, но и изысканные манеры.

В 1523 году он начал изучать теологию в парижском коллеже Монтегю, как и Лойола. Это заведение, расположенное на столичной площади Св. Женевьевы, славилось своей грязью и жуткими условиями проживания. Его воспитанники вечно голодали.

«Мавры и татары лучше обращаются с каторжниками, в уголовной тюрьме лучше обращаются с убийцами, и, уж верно, в вашем доме лучше обращаются с собаками, чем с этими горемыками в коллеже Монтегю. Черт возьми, будь я королем в Париже, я бы сжег коллеж, а с ним и его начальника и всех его надзирателей, коль скоро они допускают такое зверское обращение!» — так отзывался об этом месте писатель Франсуа Рабле, который был на 15 лет старше Жана Кальвина.

Когда Кальвин-старший разругался со святошами, он посоветовал Кальвину-младшему оставить богословие и заняться юриспруденцией. Жан поехал в Орлеан, где занимался у известного юриста Петра Стеллы, а затем перебрался в Бурж, привлеченный славой знаменитого миланца Альциати.

Благочестивый Жан вел уединенную жизнь и не принимал участия в дурацких проделках своих сверстников и одноклассников, часто подвергая зарвавшихся студиозусов суровой отповеди. В отместку студенты наградили юного моралиста прозвищем Аккузатив («винительный падеж» по-латыни).

В 1531 году, уже после смерти отца, Кальвин под руководством немецкого гуманиста Мельхиора Вольмара изучал греческий язык. Вольмар был адептом новых реформационных идей и, как считают его биографы, оказал на Кальвина огромное влияние. В отличие от Лютера и даже апостола Павла, Кальвин никогда не рассказывал, каким образом произошло его обращение.

В предисловии к комментарию Псалмов он лаконично заметил: «Я понял, в какой бездне заблуждений, в какой глубокой тине погрязала до тех пор моя душа. И тогда, о Боже, я сделал то, что было моим долгом, и со страхом и слезами, проклиная свою прежнюю жизнь, направился по Твоему пути». В то время в Париже пребывала небольшая евангелическая община сторонников Реформации. Молодой Кальвин завоевал среди них авторитет и вскоре стал их духовным лидером.

Кальвин знал латинский, древнегреческий и древнееврейский языки, как и большинство тогдашних интеллектуалов. Это позволяло читать в оригинале Святое Писание. В молодости Кальвин разделял идеи христианского гуманизма и был близок по взглядам к Эразму Роттердамскому и Лефевру д’Этаплю.

Первые проповеди в реформаторском духе Кальвин начал произносить в большой лавке одного парижского купца. Однажды Жан уговорил своего друга и единомышленника ректора Парижского университета Николая Копа сначала произнести, а потом и распространить в печатном виде написанную им речь «О христианской философии». В тексте Кальвина содержались неприкрытые призывы к устранению злоупотреблений в церквах, к признанию равенства всех людей перед Богом.

Властям не составило большого труда выяснить, кто на самом деле был автором ректорского послания. Кальвин через окно успел бежать от пришедшей за ним стражи и вскоре сумел тайком покинуть Париж. В поисках подходящего убежища Жан всего на одну ночь заглянул в Женеву. Специально в гости к Кальвину пришел знаменитый проповедник Евангелия Вильгельм Фарель. Только такой блестящий организатор и талантливый проповедник сумел заручиться поддержкой Кальвина, который искренне мечтал засесть за изучение Библии.

Вместо кабинетного ученого человечество получило еще одного церковного реформатора. На свет появилась разновидность протестантизма — кальвинизм. Его родиной стала чистенькая, в отличие от парижского смрада, Женева, в которой Кальвин прожил до конца своих дней. Хотя сначала и был оттуда изгнан вместе с небезызвестным Фарелем.

1538-1541 годы Кальвин провел в протестантском Страсбурге, где стал пастором в церкви для французских эмигрантов. В 1540 году Кальвин женился на Иделетте де Бюр, вдове обращенного им анабаптиста. Трое их детей умерли в младенчестве. Когда почила его супруга, Кальвин не изменил своего обычного распорядка дня. Между тем, к 1541 году сторонники Реформации вновь начали править бал в Женеве. Городской совет издал постановление: «Ради величия и славы Божьей употребить все средства, чтобы иметь здесь Кальвина проповедником».

На протяжении всех этих лет Кальвин не только пишет главный труд своей жизни «Наставление в христианской вере» (им написано примерно 57 томов, среди них почти три тысячи одних только проповедей), но и борется с либертинами — сторонниками вседозволенности. Молодые повесы устраивали шумные пирушки и предавались безудержному разгулу в пику господину Аккузативу, наивно пытавшегося превратить Женеву в образцовый протестантский город.

В первые четыре года правления Кальвина в Женеве было вынесено 58 смертных приговоров, 76 граждан изгнаны из города. Судопроизводство отличалось чрезвычайной жестокостью. За несколько месяцев 1545 года от пыток во время следствия погибли 34 человека. Под юрисдикцию драконовских законов попадали не только местные граждане, но и приезжие. В 1553 году по дороге в Италию в Женеве остановился известный врач и вольнодумец Михаил Сервет. Кальвин добился его ареста и осуждения. В октябре того же года Сервет был публично сожжен на костре. Очень интересные подробности можно вычитать у Стефана Цвейга в его произведении «Совесть против насилия: Кастеллио против Кальвина».

С 1559 года, после того как Кальвин перенес на ногах лихорадку, состояние его здоровья сильно ухудшилось. В феврале 1564 года во время одного из выступлений у него пошла горлом кровь. Последние месяцы он безропотно сносил нечеловеческие боли и в краткие минуты облегчения вновь возвращался к своим трудам. Умер Жан Кальвин 27 мая 1564 года.

Читайте также:

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

Жан Кальвин

французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинизма

какое прозвище было у жана кальвинаЖан Кальвин

Жан Кальвин (фр. Jean Calvin), выдающийся деятель Реформации и основатель кальвинизма, родился 10 июля 1509 года в городе Нуайон во французской провинции Пикардия. Он получил образование в лучших учебных заведениях Парижа и Орлеана, изучая теологию, искусство и право.

Первый теологический трактат был написан им в 1534 году, а уже в 1536 году он опубликовал свое основное произведение «Наставления в христианской вере», в котором дал систематическое изложение теологического обоснования Реформации.

В своих теологических изысканиях Кальвин в отличие от духовных лидеров ранней Реформации переносил центр внимания с Нового на Ветхий Завет. Он разработал учение об абсолютном предопределении, согласно которому все люди по непознаваемой божественной воле делятся на избранных и осужденных.

Вместо заботы о спасении души Кальвин предлагал придерживаться нравственно-этических принципов мирского аскетизма, что позволяло человеку и даже обязывало его в земной жизни все свои силы посвящать трудовой деятельности.

В Женеве Кальвину удалось провести церковную реформу на основе выдвигаемых им идей. Он добивался, чтобы новая Церковь следила за религиозными и общественными нравами жителей города, а светские власти неукоснительно выполняли соответствующие церковные предписания.

Борьба между протестантскими фракциями в женевском магистрате вынудила Кальвина в 1538 году покинуть Женеву на 3 года, но уже в 1541 году Кальвин возвращается, и с удвоенной энергией берется за строительство новой Церкви. Он добивается строгого и неукоснительного соблюдения религиозно-нравственных предписаний, создает диктатуру реформатской консистории и подчиняет ей городской магистрат.

С этого момента начинается эволюция Кальвина к догматизму и крайней нетерпимости в отношении идейных и политических противников. К 1555 году Кальвин физически уничтожает, подчиняет или изгоняет из города оппозицию и становится непримиримым «женевским папой» Реформации.

Он ввел строгую дотошную регламентацию религиозной, общественной и даже личной жизни горожан. Нарушение дисциплины каралось различными мерами наказания вплоть до смертной казни. Были запрещены многие светские развлечения, громкий смех на улице, введены ограничения в еде и одежде.

В 1559 году Кальвин основал в Женеве университет, в котором начали готовить протестантских теологов-проповедников для всех европейских стран. Благодаря деятельности Кальвина Женева превратилась в духовный центр и оплот европейской Реформации.

Идеи Кальвина положили начало широкому развитию индивидуализма, содействовали в различных странах приобретению политической независимости.

Умер Жан Кальвин 27 мая 1564 года в Женеве (Швейцария).

Источник

Жан Кальвин Женевский папа

Ироническое прозвище «Женевский папа» Жану Кальвину дали современники. В этом прозвище заложено глубокое содержание. Человек, который отчаянно боролся с папством, сам сделался чем-то вроде римского папы, причем далеко не лучшего. В то же время нельзя отрицать его удивительной харизмы, которая вела за ним многих людей. Он превзошел в убежденности и энергии борьбы за обновление церкви всех великих деятелей Реформации: Яна Гуса, Джона Виклифа, даже самого Мартина Лютера.

Важно, что Кальвин родился именно в ту эпоху, которая в нем очень нуждалась. Начало XVI века — это раннее Новое время, когда мучительно протекает расставание с тысячелетием средневековья, когда происходят революции не только политические, но и технологические, культурные и духовные, меняется картина мира, формируется гуманистическая философия. Одной из величайших революций в умах стала Реформация.

Жан Кальвин появился на свет 10 июля 1509 г. в провинциальном городе Нуайоне на севере Франции. Его так и называли — нуайонец, что звучало сначала презрительно, а потом — гордо: настолько очевидны были его способности и успехи в учебе. Отца звали Жерар Ковен (Кальвин — та же французская фамилия, но в латинизированном варианте). Он был секретарем епископа, фискальным прокуратором, синдиком соборного капитула в Нуайоне.

У этого небогатого служащего было шестеро детей — четыре сына и две дочери. Денег на такую большую семью не хватало. Выручало то, что Жерар был человеком общительным и обзавелся нужными связями. В частности — с богатым и знатным семейством Момор. В их доме охотно принимали талантливого мальчика Жана. Позже он говорил, что время, проведенное у Моморов, — это лучшие воспоминания его детства и юности. Учился он вместе с младшими Моморами.

В 1521 г., когда Жану было двенадцать лет, отец добыл для него пребенду — нечто вроде небольшой средневековой стипендии, содержание для духовного в счет его будущей службы. Два года Жан существовал на пребенду, а в 1523 г. отец под предлогом того, что Нуайону грозит чума, отправил сына в столицу для продолжения образования.

В Париже Жан учился вместе с Моморами в коллегии Ламарше, затем его за успехи перевели в одну из лучших школ — коллегию Монтегю. Он всюду продвигался благодаря талантам и необыкновенному усердию. Кальвин блистал в учебе, но в коллегии его не любили. Он казался однокашникам слишком фанатичным. Ему дали кличку Аккузатив, то есть «Винительный падеж».

Ирония истории состоит в том, что через несколько лет в той же коллегии Монтегю предстояло учиться Игнацию Лойоле. Кальвин и Лойола — два великих харизматика времен Реформации, носители противоположных идейных зарядов. Если Кальвину предстояло стать знаменем Реформации, то Лойоле — одним из ее главных врагов.

какое прозвище было у жана кальвина

Рене Буавен. Жан Кальвин в возрасте 53-х лет. 1562. Женевская библиотека, Женева

Казалось очевидным, что Жана ожидает духовное поприще, но отец приказал ему заняться юриспруденцией. Этот путь давал надежду на хороший заработок. На заре капитализма составлялось много документов, и адвокаты были востребованы.

Жан был покорен воле отца, хотя из его позднейших писем следует, что он не хотел становиться юристом. Впрочем, со временем юридическая грамотность очень ему пригодилась. А тогда, в юности, он отправился сначала в Орлеан, к известному юристу Петру Стелла, а затем в Бурж, к еще более знаменитому юристу Альциати, приглашенному во Францию самим Франциском I. Этот монарх как будто пытался перенести во Францию итальянское Возрождение.

Лекции в Бурже Альциати иногда читал в стихах. Это был важный пример для Кальвина, который со временем стал пламенным проповедником. Слушал он и лекции известного немецкого гуманиста Мельхиора Вольмара, отличавшегося любовью к древнегреческому языку, античной культуре, но при этом сочувствовавшего Реформации, идеи которой уже носились по Европе. После занятий Вольмар не раз брал Кальвина под руку и на зависть другим ученикам прогуливался с ним в саду. Заметив интерес талантливого юноши к античности, учитель посоветовал ему тем не менее идти в теологи. Знание выученного в Бурже греческого языка понадобилось Кальвину, чтобы с легкостью читать Новый Завет. Для него это было особенно важно, поскольку он, как и все протестанты, призывал вернуться к истокам христианства.

какое прозвище было у жана кальвина

Джон Гарретт. Свеча зажжена, мы не можем прорваться (Кальвин справа от Лютера, сидящего в центре). После 1673. Национальная портретная галерея, Лондон

какое прозвище было у жана кальвина

Авторство приписывается Гансу Гольбейну Младшему. Портрет мужчины (считается, что изображен Жан Кальвин). ок. 1550. Местонахождение неизвестно

какое прозвище было у жана кальвина

Неизвестный художник. Молодой Жан Кальвин. XV или XVI век. Женевская библиотека, Женева

В трактате «О кротости» Сенека размышлял не только о христианском смирении, но и о недостатках абсолютной власти. Он осторожно намекал на то, что правителю надо избегать крайней жестокости, бороться со злоупотреблениями и добиваться любви подданных. Кальвину оказалась очень близка мысль Сенеки о том, что республика и коллегиальность лучше, чем тираническая власть. Это, правда, не помешало ему со временем превратиться в страшного тирана.

Уже в эти годы, только собираясь обратиться к теологии, Кальвин пришел к мысли, что Бог возложил на него миссию учительства. И хотя в дальнейшем он резко критиковал представление католической церкви о том, что папа действует от имени Бога, он подобным же образом толковал собственную роль.

В 1532 г. Кальвин получил в Орлеане докторскую степень и тогда же открыто перешел к протестантизму. Он продолжил критику католической церкви, которая велась со времен Яна Гуса: осуждал систему индульгенций, пышную обрядовость, претензии на посредничество между Богом и людьми. По мнению Кальвина, человек должен общаться с Господом непосредственно. Обратись с молитвой и искренней верой — и тебя услышат.

Во Франции начала 30-х гг. XVI века сделаться протестантом еще не было опасно. Родная сестра короля Маргарита Наваррская, страстная поклонница культуры Возрождения, относительно широко мыслила и покровительствовала мыслителям, выдвигавшим смелые религиозные идеи.

Кальвин стал заметен, когда написал текст речи для нового ректора Сорбонны, своего друга Николя Копа. В ней содержалась критика университетских теологов. После того как Копа выступил с этой речью, ему пришлось немедленно спасаться бегством от инквизиции. Друзья предупредили Кальвина, что за ним тоже придут. Так и произошло. Но пока представители инквизиции рылись в его бумагах, он бежал из дома через окно. Так началась новая полоса его жизни — долгие и тяжелые странствия.

Сначала он отправился на юг Франции, где жил под чужим именем. Возвращение в Париж стало невозможно: с 1535 г. там начались преследования протестантов. Был сожжен друг Кальвина Этьен Делафорж, в чьей лавке он проповедовал. Маргарита Наваррская постепенно перестала им покровительствовать. В 1546 г. был обвинен в богохульстве и казнен один из ее ближайших друзей Этьен Доле, талантливый человек, издатель книг Франсуа Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэля» он печатал без смягчающих поправок, которые внес сам автор, боясь инквизиции. Тучи сгущались и над другими членами кружка Маргариты Наваррской.

Понимая, что во Франции оставаться нельзя, Кальвин уехал в Швейцарский союз. Кантоны враждовали между собой, особенно Берн и Женева, но у них был общий враг: швейцарцы не желали покоряться герцогам Савойским. Женева даже изгнала католического епископа. В этом бурлящем кусочке Европы, где никогда не было сильной центральной власти, можно было сохранять некоторую личную независимость.

В швейцарском Базеле Кальвин написал и издал в 1536 г. свое главное произведение — «Наставление в христианской вере». Многое из того, что он проповедовал, отвечало устремлениям зарождавшейся в Европе буржуазии. Кальвин утверждал, что человек должен быть трудолюбив и экономен, жить в строгости — и обязательно процветать. Материальное благополучие — это очень хорошо, потому что оно доказывает: Бог избрал тебя для спасения.

Книга была посвящена Франциску I. Кальвин, безусловно, старался сохранить себе жизнь и даже обрести шанс вернуться во Францию. Он сформулировал посвящение так: «Христианнейшему Франциску, первому из носящих это имя, своему государю и верховному господину, Жан Кальвин, с пожеланием мира и спасения в Господе нашем Иисусе Христе». А в самом тексте, составляющем двадцать страниц, есть такое утверждение: «Наши враги, если бы они оказались перед необходимостью запечатлеть их собственное учение кровью и жизнью, тогда мы увидели бы, высоко ли они ценят свое учение. Но наша вера другая, она не боится ни смерти, ни Божьего суда». Это ключевые слова. Таким оставался пламенный Кальвин до последней минуты своей жизни.

какое прозвище было у жана кальвина

Тициан. Портрет Жана Кальвина. XVI века. Реформатская церковь Франции, Париж

В том же 1536 г. он перебрался из Базеля в итальянскую Феррару и недолгое время жил при дворе герцогини Феррарской Рене, дочери французского короля Людовика XII.

Это была одна из тех редких женщин, что приняли Реформацию. Находиться в Италии, относительно недалеко от Рима, от центра инквизиции, было опасно. И Кальвин вернулся в Швейцарию. Он жил в Женеве, затем вновь в Базеле, наконец в 1539 г. поселился в Страсбурге, где принял гражданство, записавшись в цех портных. Принадлежность к цеху была обязательным условием страсбургского гражданства.

В Страсбурге Кальвин пришел к мысли о необходимости завести семью. Он писал другу: «Ищу невесту. Мне может понравиться только женщина кроткая, скромная, бережливая, хорошая хозяйка, заботящаяся о здоровье своего мужа». Ему предлагали в невесты красивую состоятельную девушку. Его смутили ее красота и богатство. Но он нашел деликатную форму отказа: заявил, что женится только тогда, когда она выучит французский язык. Девушка обиделась, и брак не состоялся.

Но подходящая кандидатура все-таки нашлась. Это была Иделетта Штордер — бедная вдова с тремя детьми. Она точно соответствовала программе Кальвина: была заботлива, скромна, трудолюбива, никто слова худого о ней сказать не мог.

какое прозвище было у жана кальвина

Доменикино. Святой Игнаций Лойола. 1622. Музей искусств округа Лос-Анджелес, Лос-Анджелес

какое прозвище было у жана кальвина

Неизвестный скульптор. Сенека, часть двойного портрета с Сократом. Античное собрание, Берлин

Изгнанный однажды из Женевы, Кальвин вернулся туда вместе с новым соратником Фарелем и стал членом Малого совета — консистории, управлявшей городом. Современники говорили, что Женева начала превращаться в протестантский Рим. В 1559 г. Кальвин даже основал протестантскую академию.

В теории Кальвин был против абсолютизма и любой жесткой власти, но его безусловный авторитет сделал его тираном. Это доказывает самый печальный эпизод его жизни — прямое участие в 1553 г. в расправе с Мигелем Серветом. Это был испанский мыслитель, врач, математик, правовед, географ, издатель и комментатор «Географии» Птолемея — истинный человек Возрождения. Сервет не выступал ни за католицизм, ни за Реформацию. Он был пантеистом и утверждал, что Бог и природа тождественны, Христос — человек, а учение о Троице ложно. За эти греховные мысли его преследовали и католики, и протестанты.

Между Серветом и Кальвином начались горячие письменные дебаты. Видимо, Кальвина не только возмущало отступничество Сервета — задевала сама его личность, во всем ему противоположная. Сухой, аскетичный, мрачный Кальвин, который осуждал пышные прически и требовал разбивать зеркала, чтобы они не вводили в грех, не мог выносить своего красивого, обаятельного, доброго, веселого оппонента.

какое прозвище было у жана кальвина

Франсуа Клуэ. Маргарита Наваррская. Дата неизвестна. Национальная библиотека Франции, Париж

какое прозвище было у жана кальвина

Неизвестный художник. Реформация. Ок. 1683.Национальная портретная галерея, Лондон

Сервет был приговорен в Вене судом инквизиции к казни, но ему удалось спастись. Почему по пути в Италию он приехал в Женеву? Видимо, потому, что в это время против Кальвина объединились так называемые либертины — оппозиция, добивавшаяся освобождения от духовных оков. Далеко не всем женевцам нравилось, что им запретили петь, танцевать, устраивать пирушки, посещать театры, нарядно одеваться.

И в такой обстановке появился жизнерадостный и независимый Сервет. Его узнали, и секретарь Кальвина доложил начальнику о его появлении. Сервет был схвачен. Его содержали в адских условиях и страшно мучили. Кальвин принимал активное участие в суде, который приговорил Сервета к сожжению на костре. Либертины просили как о милости, чтобы ему отсекли голову.

Но его все же сожгли на медленном огне, связав мокрыми веревками и положив в костер мокрые дрова. А еще туда добавили его собственные книги. А Сервет даже в последние минуты не терял иронического взгляда на мир. Он сказал: «Вы отобрали у меня столько денег, что могли бы купить сухие дрова».

Расправа с Серветом — страшное пятно на биографии Кальвина. У него была колоссальная духовная, да и политическая власть. В Женеву приезжало очень много эмигрантов-протестантов, бежавших от преследования со стороны католиков, и все шли к нему на поклон. Он превратился в их глазах в некое протестантское божество. В выигрыше было и женевское купечество: с ростом числа приезжих оживилась торговля. При всей строгости бытового поведения финансово город процветал. Но жить там делалось все страшнее: при Кальвине было вынесено 58 смертных приговоров, принято 76 решений об изгнании тех, кто себя неправильно вел.

какое прозвище было у жана кальвина

Жан Кальвин. Наставление в христианской вере (главная работа Кальвина). 1559. Этническая библиотека христианской классики,?

какое прозвище было у жана кальвина

Жан Бафье. Сервет. 1908. Франция, Париж

Иногда доходило до смешного. Специально нанятые люди, которые следили по поручению консистории за тем, кто чем занимается, подглядели за какими-то плотниками, которые во время обеда позволили себе съесть слишком много сладких булочек. Им вынесли порицание за неумеренность.

Всякий фанатизм страшен. Но фанатизм Кальвина был еще и в некотором смысле самосожжением. Перечисление болезней этого человека просто пугает. Он с детства страдал мигренями. Может быть, это стало результатом постоянного умственного перенапряжения. Его мучила лихорадка (так в те времена называли чуть ли не любую болезнь). Была у него и подагра. С годами появилась одышка. Есть подозрение, что он был болен туберкулезом.

6 февраля 1564 г. Кальвин не смог завершить проповедь: у него пошла горлом кровь. Его унесли домой. Господь не послал ему легкой смерти — до 27 мая он мучительно умирал и наконец отошел, заранее приняв все христианские обряды в той форме, которую считал правильной.

Похороны, по его завещанию, были скромными. Наследство, оказавшееся мизерным (в основном это были книги), досталось племянникам.

Кальвин ушел, но остались тысячи общин, которые он основал. Под знаменем его идей в Нидерландах велась борьба за свободу от испанского владычества, а в следующем столетии армия Оливера Кромвеля в Англии шла в бой, распевая протестантские псалмы. Кальвинистами были и многие из первых американских колонистов. Протестантские лозунги сыграли важную роль и в выступлениях французских мыслителей XVIII века против крайностей абсолютизма. Трудно сказать, каким все-таки был Жан Кальвин — «хорошим» или «плохим», но его роль в мировой истории нельзя недооценивать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *