какое произведение стало символом эпохи возрождения
Литература эпохи Возрождения
Литература эпохи Возрождения – это произведения, созданные с конца XIII по начало XVII столетия. В этот период сформированы основы современной литературы. Для текстов Ренессанса характерны гуманизм, жизнерадостность, опора на античность, гармония мироощущения, эмоциональность. Сочинения эпохи Возрождения характеризуются обновлением, обращением писателей и мыслителей к культуре и искусству античности, подражанием ее высоким идеалам.
Особенности литературы Ренессанса
Понятие «гуманизм» ввели в обиход ученые XIX века, но сформировался он именно в эпоху Ренессанса. В Средневековье процветала религиозная и феодальная идеология, в период Возрождения наметился переход к идеологии, направленной к человеку, духовной культуре и человеческой природе. Возникли идеи раскрепощения личности, ее достоинства. утверждения высокого достоинства человека, как свободного творца земного счастья.
Гуманизм — это мировоззрение светского характера, антидогматическое и антисхоластическое.
Формирование гуманизма начинается в XIV веке в творчестве знаменитых деятелей: Данте, Петрарка, Боккаччо; Пико делла Мирандола и пр. В XVI столетии процесс созревания нового мировоззрения замедляется из-за влияния феодально-католической реакции. На смену гуманизма приходит Реформация.
Гуманистические идеалы стали характерной чертой литературы Возрождения. В данный период возникли новые жанры и зародился ранний реализм, который получил собственное название «ренессансный реализм».
«Реализм Возрождения» во многом отличается от более поздних форм – критического, просветительского, социалистического реализма. Для него характерна масштабность образов (Гамлет, король Лир), их поэтизация, склонность к большому чувству. При этом ему присущ высокий накал трагического конфликта («Ромео и Джульетта»).
В работах таких творцов, как Шекспир, Петрарка, Сервантес, Рабле, отображено новое понимание жизни человеком, которое отвергает рабскую покорность, пропагандирующуюся религией. Данные авторы представляют человека как высшее создание природы, раскрывая физическую красоту облика и богатство ума, души.
Словесность Ренессанса кардинально трансформировала жанровую систему. Некоторые литературнные жанры, знакомые с периода античности, были возрождены и переосмыслены с точки зрения гуманизма, иные образованы заново.
В литературе данной эпохи доминировали определенные литературные формы. Самым популярным был жанр новеллы, типологические основы которого заложил Боккаччо. Широкое распространение получила пастораль. Эпос был представлен в разных формах: эпическая поэма, рыцарский и плутовской роман. Специфическим ренессансным жанром стал диалог.
Для поэзии эпохи Возрождения характерно преобладание лирической тематики. Характерной стихотворной формой становится сонет (строфа из 14 строк: 4–4‑3–3 с определенной рифмовкой). Из античных жанров поэзии возрождаются ода и гимн, а также мадригала. Развитие получают также эпиграмма, элегия, баллада.
Драматургия переживает большое возрождение трагедии и комедии. Широко распространена публицистика и философская проза. В число писателей этого периода попадают и коронованные особы. Герцог Лоренцо Медичи пишет стихи, а Маргарита Наваррская, сестра французского короля Франциска I, стала автором сборника «Гептамерон».
С эпохой Возрождением связано возникновение целого ряда поэтических форм, названных в честь их создателей – дантовские терцины, октава Ариосто, спенсеровская строфа, сонет Сидни и др. Вместо превосходства стиля утвердилась доминанта жанра. Теоретики литературы этого времени почти каждому жанру посвятили отдельное исследование.
Литература Возрождения отталкивалась от античных достижений. Например, возникла «ученая драма» как подражание античной драматургии. В это же время ренессансная литература творчески развила народные традиции средневековой литературы, черты которой в той или иной степени были свойственны каждой национальной литературе.
Литературное Возрождение в разных странах
Рассуждая о Возрождении, имеют в виду непосредственно Италию и Северный Ренессанс, который развивался в странах северной и западной Европы: Франция, Германия, Англия, Нидерланды, Испания и Португалия.
Италия – колыбель Ренессанса
Зарождение идей гуманизма в итальянской литературе можно проследить уже у Данте Алигьери на рубеже XIII и XIV веков, однако полного расцвета новое движение достигло в середине XIV века. Италия считается колыбелью всего европейского Ренессанса, поскольку здесь для этого были созданы все социально-экономические предпосылки.
В Италии раньше всех начали созревать капиталистические отношения, для развития которых необходим был выход из-под гнета феодализма и опеки церкви. Участниками политических событий стала буржуазия с широким кругозором, образованная, владеющая несколькими языками.
Культурные деятели боролись со схоластикой, мистикой, аскетизмом, с подчинением искусства и литературы религии. Писатели итальянского Возрождения прочитывали и исследовали целые произведения ранних эпох, обращая внимание на их существо.
Они обращались и к народному творчеству – фольклору. Первыми гуманистами признаны Франческо Петрарка – автор цикла сонетов в честь Лауры, и Джованни Боккаччо — создатель «Декамерона» и сборника новелл.
Для литературы того времени характерно то, что главным предметом изображения является человек, наделенный сильным характером. Другой отличительной чертой считается широкий показ жизни со всеми ее противоречиями.
По-новому авторы начинают воспринимать и природу. Если у Данте она еще является символом психологических настроений и красок, то у более поздних авторов природа приносит радость своей реальной прелестью.
Более поздний Ренессанс дает целую плеяду солидных представителей литературы: группа поэтов-петраркистов, Макиавелли, Лудовико Ариосто, Пьетро Аретино, Торквато Тассо, Саннадзаро, Бернардо Довици и др.
Франция – развитие абсолютизма
Если итальянская буржуазия была передовой и состояла из людей отдельных республик Италии, то во Франции была монархия, в которой активно развивался абсолютизм. Буржуазия большой роли не играла. Кроме того, здесь происходило становление новой религии – протестантизма прогрессивного, а затем реакционного.
Во французской литературе Возрождения чувствуется большое влияние итальянской культуры. Король Франциск I, правивший в первой половине XVI века, чтобы создать свой образцовый двор, привлек на службу множество известных итальянских писателей и художников, в том числе и Леонардо да Винчи, который умер на руках у короля.
Для писателей французского Возрождения характерно существенное расширение кругозора, огромный круг умственных интересов, реалистический подход к действительности.
В развитии литературы Франции эпохи Ренессанса выделяют два этапа. Ранний – с преобладанием гуманистических идей и оптимизма, и поздний – с проявлением сомнений и разочарований, вследствие политического и религиозного раскола.
Самыми яркими представителями французского Возрождения считаются Франсуа Рабле («Гаргантюа и Пантагрюэль») и Пьер де Ронсар, который возглавлял группу поэтов «Плеяда».
Англия: Тюдоры и буржуазия
В Англии прогресс капиталистических взглядов проистекает быстрее, чем во Франции. Возникает мощная сведущая буржуазия, формируется новое дворянство, которое противостоит старой, нормандской верхушке.
Главной особенностью английской литературы того периода является отсутствие единого языка. Знать, которой были потомки норманнов, разговаривала на французском, горожане и крестьяне общались на многочисленных англо-саксонских диалектах, а в качестве официального языка использовалась латынь.
Многочисленные труды выходили на французском языке. К середине XIV века начинает созревать английский литературный язык на основе лондонского диалекта.
В конце XIV века лишь у Джефри Чосера ощущается влияние итальянского Возрождения. И только в конце XV столетия идеи гуманизма прочно закрепляются в английской культуре. Ренессанс в Англии почти полностью совпадает с временем правления Тюдоров (1485–1603). Литература Англии тоже подвергается влиянию других стран. В XVI веке она испытывает расцвет во всех областях творчества и мысли.
Самыми значимыми представителями английской литературы Возрождения являются Шекспир, Томас Кид, Кристофер Марло в драматургии; Эдмунд Спенсер и Джефри Чосер в поэзии; Джон Лили и Томас Нэш в области романа; а в области гуманистических работ – Томас Мор.
Германия – ученый гуманизм
В XV-XVI веках Германия испытывает экономический подъём, однако развитие на ее территориях проходило неравномерно. Сильно ощущались и классовые противоречия. Знать усиливала свою власть за счет императора, а дворянство разорялось. В городах происходила борьба между патрициатом и мастерами-ремесленниками.
Немецкая литература тоже характеризовалась разнородностью. Гуманисты творили, как правило, на латыни, поскольку они были обособленными от жизни и нужд простого народа. Ярчайшие представители ученого гуманизма — Иоганн Рейхлин и Ульрих фон Гуттен.
Развивалась также реформаторская литература, представителями которой были Мартин Лютер и Томас Мюнцер. Лютер, который выступал против римской церкви, поддерживал сначала народные массы, а потом князей. Мюнцер же, наоборот, поддерживал крестьянское движение до конца, призывая рушить монастыри и замки, конфисковать и разделить имущество.
В этот же период происходит становление народно-бюргерской литературы, которая хранит средневековые черты с оттенком провинциализма. Представителем и родоначальником бюргерской сатиры считается Себастьян Брант. Его «Корабль дураков» по характеру близок «Похвале глупости» Эразма Роттердамского. Другой крупный представитель – поэт Ганс Сакс, написавший множество стихов, песен, басен, шванки, фастнахшпили (масленичные фарсы).
Нидерланды: народный Ренессанс
В Нидерландах становление литературы Возрождение совпало с национальным освобождением и реформацией. Она развивалась прежде всего на латыни: знаменитым поэтом был Иоанн Секунд, автор «Поцелуев»; а крупнейшим прозаиком и гуманистом — Эразм Роттердамский, автор знаменитой «Похвалы глупости», посвященной Томасу Мору.
В этот же период закладывались основы народного литературного языка Нидерландов. Величайшим поэтом и драматургом был Йост ван ден Вондел, автор трагедий на библейские и исторические темы, чьи пропитанные духом времени произведения способствовали дальнейшему формированию национального самосознания.
В период «Золотого века Нидерландов» (XVII век) в Амстердаме создался «Мёйденский кружок», в который вошли многие писателей и художников, в том числе ярчайший деятель Питер Хофт, написавший прозаическую «Историю Нидерландов». Хофт также создал много драм и любовных поэзий, соединив в них простоту голландской средневековой народной песни с изысканностью веяний Ренессанса.
Испания и Португалия – плутовской роман
В этих странах литература развивалась своеобразно. Абсолютизм (при Изабелле и Фердинанде) сложился поздно. Тормозилось развитие промышленности и формирование буржуазии.
Однако, литература испанского и португальского Возрождения богата, и представлена довольно крупными именами. К примеру, Мигель Сервантес де Сааведра, оставивший серьёзное наследие, как прозу, так и поэзию. В Португалии крупнейшим представителем Возрождения является Луис де Камоэнс, автор «Лузиад», исторического эпоса португальцев.
Испанская драматургия Возрождения связана была с процессом секуляризации театра. Начало расцвета испанского театра обязан творчеству Лопе де Вега, который, по сути, создал новый испанский театр. Ему приписывали более 2000 пьес, из которых до нас дошло 468, в том числе 426 комедий. Именно он определил характер испанской драмы, соединяя в пьесах элементы комического и трагического.
Его лучшие произведения: комедии «Собака на сене», «Учитель танцев», «Девушка с кувшином», пьесы «Звезда Севильи», «Глупая для других, умная для себя», «Наказание без мщения», «Овечий источник» с усилением трагического начала, во многом предвосхищается развитие театра эпохи барокко.
Развивались, как поэзия, так и жанры романа и новеллы. Тогда появился типично испанский жанр плутовского романа. Образцы: «Жизнь Ласарильо с Тормеса» (без автора), «Жизнь и похождения Гусмана де Альфараче» Матео Алемана.
Значение произведений Ренессанса
Литература считается одним из главных достижений культуры Возрождения, именно в ней в наибольшей степени проявились новые представления о человеке и мире, присущие Ренессансу. Объектом литературы стала земная жизнь во всем ее многообразии, динамике и подлинности, что принципиально отличает литературу Возрождения от средневековой литературы.
Особенностью литературы Ренессанса был глубочайший интерес к личности и ее переживаниям, проблеме личности и общества, прославление красоты человека, обостренное восприятие поэзии земного мира.
Как и гуманизму, литературе этого периода было присуще стремление откликнуться на все актуальные вопросы человеческого бытия, а также обращение к национальному историческому и легендарному прошлому. Отсюда невиданный со времен античности расцвет лирической поэзии и создание новых поэтических форм, а впоследствии подъем драматургии.
Именно культура Ренессанса поставила поэзию и занятия языком и литературой, выше других видов человеческой деятельности. Сам факт провозглашения на заре Возрождения поэзии как одного из способов познания и осмысления мира определил место литературы в культуре Возрождения.
С развитием литературы Возрождения связан процесс становления национальных языков в европейских странах, гуманисты в Италии, Франции, Англии обозначаются как защитники национального языка, а во многих случаях и как его создатели. Особенностью литературы Ренессанса было то, что она создавалась как на национальных языках, так и на латыни, однако почти все высшие ее достижения оказались связаны с первыми.
Культ слова и острое осознание гуманистами собственной личности впервые поставил вопрос об оригинальности и самобытности литературного творчества, что привело и к поиску новых художественных поэтических форм.
Литература эпохи Возрождения в полной мере отразила все особенности данной культуры, ее светский характер, устремленность к человеку и его чувствам, интерес к земному миру. Литература Ренессанса стала классической, создала новые жанры и определила пути ее дальнейшего развития.
Литература эпохи Возрождения: характеристика, темы, авторы и произведения
Содержание:
В литература эпохи Возрождения Он возник в эпоху Возрождения, культурного феномена, произошедшего в Европе в 15 и 16 веках. До этих дат были некоторые авторы, чьи произведения обладали характерными чертами этого типа литературы, особенно в Италии XIII и XIV веков.
Возрождение не только привело к трансформации искусства, но и повлияло на другие сферы общества. В общем, интеллектуалы того времени пытались восстановить знания из классической Греции и Рима. Вдобавок религиозный догматизм, типичный для средневековья, уступил место новой философии, которая ставила человека и разум выше веры.
Этот гуманизм стал одной из основ литературного творчества. Изменения коснулись как форм, так и темы. Были восстановлены истории из классической мифологии, и природа стала одной из самых обсуждаемых тем. С другой стороны, литература частично утратила морализаторское предназначение предыдущего этапа.
Исторический контекст литературы эпохи Возрождения
Средние века уступили место новому историческому этапу в 15 веке, изменению, отмеченному такими историческими событиями, как падение Константинополя (1453 г.), открытие Америки (1492 г.) или изобретение печатного станка.
В те времена появилось новое видение реальности, которое заменило теоцентризм средневековья гуманизмом, философией, которая восстановила философию классической Греции и сделала человека и разум наиболее важными элементами.
От средневековья до эпохи Возрождения
Философски эпохи Возрождения характеризовал антропоцентризм. То есть центром жизни, общества или искусства стал человек.
Это культурное движение взяло за основу культурное, философское и художественное наследие греко-римской древности. Начиная с Италии, Возрождение распространилось по всему континенту в 15-16 веках и затронуло все области искусства и образования.
В этот век разум стал самым важным атрибутом среди тех, что Бог дал людям. Таким образом, современное мышление стало основываться на прямом наблюдении для объяснения реальности. В этом смысле стало развиваться более научное и рационалистическое видение.
Сам термин «ренессанс», хотя и был придуман позже, отражает то, что этот период рассматривался как выход из средневековья, считавшегося темным веком.
Идеи, литературные произведения или исследования были одобрены изобретением современного печатного станка Иоганном Гутенбергом в 1440 году.
Исторические и социокультурные изменения
В 16 веке Европа претерпела важные изменения в своем обществе, которые явились результатом исторической эволюции, начавшейся в 13 веке.
В политической сфере произошло исчезновение феодализма и централизация власти монархий. Это означало полное изменение экономической, военной и административной сфер стран континента.
С другой стороны, открытие Америки и различные экспедиции на другие континенты расширили ожидания как человека как отдельного человека, так и общества в целом.
Торговля начала расти, и предприниматели, посвятившие себя этой деятельности, приобрели значение и богатство.
В религиозном отношении церковь потеряла влияние на королей, а государство стало сильнее.Это также повлияло на мир искусства и культуры, поскольку раньше он почти полностью контролировался церковью. Более того, протестантская Реформация стала большим потрясением в католической Европе.
Многие из этих изменений были связаны с развитием нового социального класса: буржуазии, купцов и ремесленников, живших в бургах (городах). Дворянство потеряло власть, а буржуазия смогла навязать новый менталитет.
Характеристики литературы эпохи Возрождения
Антропоцентрическое видение
Locus amoenus
В locus amoenus он определяется как литературная тема, относящаяся к райскому и идеализированному окружению природы. В литературе эпохи Возрождения большое значение придавалось природе, которая была представлена как символ совершенства. Эти настройки стали обычным явлением в поэзии и в произведениях, посвященных любви.
Однако авторы эпохи Возрождения изображали контролируемую человеком, а не дикую природу.
Идеальная женщина эпохи Возрождения
Женщина, часто являвшаяся объектом любовного интереса главных ролей, была представлена в литературе эпохи Возрождения с особыми чертами. Это была идеализация, описывающая идеальных женщин как блондинок со светлыми глазами и светлой кожей.
Появление лирической поэзии
Ясное и простое выражение
В поэзии эпохи Возрождения, как и в некоторых других жанрах, автор обычно говорит от первого лица о своих мыслях и эмоциях. Таким образом, письмо становится отражением человека и его чувств.
Стилистически это означало, что тексты отошли от мракобесия, характерного для средневекового периода. Конструкции стали проще и понятнее.
Снижение нравственности
Одно из главных различий между литературой этого периода и литературой средневековья заключалось в том, что морализаторская функция была снижена.
В средние века писания предназначались для наставления читателей и наставления их в религии. В эпоху Возрождения, напротив, целью было передать чувства и помочь лучше понять человека.
Провозвестник
В литературе Возрождения появился новый голос: провозвестник. Он был главным человеком в произведении, когда общался со своими читателями, чтобы объяснить историю.
Темы, освещенные в литературе эпохи Возрождения
Люблю
Природа
Как уже отмечалось, природа сыграла основную роль во многих произведениях этого периода. Таким образом, пейзаж с его красотой и чувствами, которые он вызывает, становится еще одним главным героем многих стихов и повествований.
Это значение привело к появлению нового литературного жанра: буколического или пасторального, с такими примерами, как АркадияЯкопо Санназаро, или Кармен буколикумпользователя Petrarca.
Классическая мифология
Ренессанс попытался возродить философию и искусство классической греко-латинской античности. Литература не была исключением, и мифологические персонажи из Греции и Рима или ссылки на них появляются в таких произведениях, как Лузиадыпользователя Luis de Camoes.
Рыцарские романы
Одна из самых известных тем в литературе эпохи Возрождения была посвящена приключениям странствующих рыцарей. Они путешествовали по всему миру, защищая слабых и встречая злых, будь то люди или монстры.
Орландо в яростиработы Людовико Ариосто, был одним из лучших примеров этой темы. Однако самой важной работой на эту тему была пародия на рыцарские книги: Гениальный джентльмен Дон Кихот из Ла-Манчи.
Социальная критика
Некоторые авторы резко критиковали несправедливость общества того времени. В Лазарильо-де-ТормесНапример, отражены неравенство, лицемерие или пороки, которые преследовали Испанию в те века.
Критика церкви
Протестантская Реформация и ее ответ, Контрреформация, потрясли Европу до такой степени, что спровоцировали несколько религиозных войн.
Литература посвящена религии и силе церкви в таких книгах, как «Элогио де ла Локура» Эразма Роттердамского или «Утопия» Томаса Мора.
Религиозное чувство
Несмотря на гуманизм и антропоцентризм, характерные для эпохи Возрождения, религиозные темы продолжали играть важную роль в литературе. Чувство к божественному было главным героем произведений, подобных работам Святого Иоанна Креста.
Авторы и выдающиеся работы
Николас Макиавелли (1496-1527)
Флорентийский Николас Макиавелли был одним из самых выдающихся мыслителей своего времени. Лично он был сторонником республики, но считал присутствие монарха лучше анархии.
В литературной сфере его самая выдающаяся работа была Принц, считается одним из важнейших политических исследований в истории. Его влияние было настолько велико, что его фамилия превратилась в прилагательное, макиавеллианское, которое в своей первоначальной концепции относилось к идее, что разум государства стоит выше любых этических соображений.
Эразм был одним из самых выдающихся авторов эпохи Возрождения. Он родился в Голландии и считается одним из великих последователей гуманизма.
Мольер (1622-1673)
Жан-Батист Поклен, более известный как Мольер, был французским драматургом, чьи произведения характеризовались отражением действительности в сатирическом стиле.
Созданные этим автором персонажи были легко узнаваемы телезрителями того времени, поскольку представляли собой карикатуры на обычных личностей французского общества.
Его работы включаютНелепо драгоценный, о мечтах молодых женщин из провинции; Скряга, вдохновленный пьесой Плавта и отражающий крайнюю жадность; или Воображаемый пациент среди прочего.
Уильям Шекспир (1564-1616)
Возможно, он самый известный автор в истории литературы. Его пьесы были представлены во всем мире благодаря своей универсальной тематике.
В произведениях Шекспира вы найдете образцы практически всех тем эпохи Возрождения, от любви к Ромео и Джульетта, даже драма Макбет или Гамлет.
Помимо того, что он автор комедий вроде Летняя ночь мечта или Веселые жены ВиндзораШекспиру удалось идеально описать состояние человека, в хорошем и в плохом, в своих великих трагедиях, среди которых, помимо упомянутых, есть и другие, такие как Отелло, Венецианский купец или Антоний и Клеопатра.
Мигель де Сервантес Сааведра был испанским драматургом, поэтом и писателем, чей шедевр был Гениальный джентльмен Дон Кихот из Ла-Манчи. Эта книга, пародия на рыцарские книги, считается первым современным романом и стала самой редактируемой в истории после Библии.
Помимо Дон Кихота, Сервантес был автором произведений, охватывающих все жанры повествования того времени: пасторальный роман, пикареск, византийский или сатирный. Такие названия, как Галатея, Образцовые романы или Произведения Персилеса и Сигизмунды.
Другие авторы и работы
— Томас Мор, Утопия (1516)
— Людовико Ариосто, Орландо Фуриозо (1532 г.)
— Франсуа Рабле, Гаргантюа и Пантагрюэль (1534)
— Бальтасар Кастильоне, придворный (1549)
— Пьер Ронсар, Одес (1551-52)
— Аноним, Лазарильо де Тормес (1554)
— Луис де Камоэнс, Os lusíadas (1572)
— Торквато Тассо, Аминта (1573)
— Мишель де ла Монтень, Очерки (1580)
— Эдмунд Спенсер, Королева фей (1590)
— Сан-Хуан-де-ла-Крус, Темная ночь
Ссылки
Седьмое поколение компьютеров: характеристики, оборудование, программное обеспечение