какое произведение считают литературным дебютом шолохова а родинка б нахаленок в донские рассказы

«Донские рассказы» Шолохова: краткое содержание, идея

Творчество известного донского писателя Михаила Шолохова началось с написания им небольших рассказов, которые отражали все то, что писатель увидел или пережил сам. Его первыми сборниками стали «Лазоревая степь» и «Донские рассказы». В этих рассказах Шолохов рисует все то, что было в его эпоху, когда происходили трагические и страшные события послереволюционного периода: человек не мог найти себя, было много смертей и насилия.

История создания сборника

«Донские рассказы» Шолохов (краткое содержание по главам будет изложено в этой статье) начал писать в 1923 году. Тогда он был еще молодым и неопытным писателем. Известно, что первоначально все рассказы выходили по отдельности, и лишь только в 1926 году они вышли отдельной книгой.

Шолохов переиздал свой сборник в 1931 году. За это время изменилось в нём количество рассказов: первоначально их было девятнадцать, а во втором издании уже насчитывалось двадцать семь. После этого в течение двадцати пяти лет книгу больше не печатали.

Структура сборника

Сборник «Донские рассказы» Шолохова (краткое содержание будет представлено далее) состоит из девятнадцати произведений. Начинается этот сборник рассказом «Родинка», который является эпиграфом ко всему произведению. Вторым по счёту автор поместил свое произведение «Пастух», где показывает, как может быть беспомощен человек. Мир коров, пораженный чумой. Пастух и те, кто приезжает, чтобы помочь, остановить эпидемию не в силах.

Третий рассказ – «Продкомиссар», который обычно читатели чаще всего выбирают для прочтения. Последующие произведения обычно известны читателям: «Шибалково семя», «Алешкино сердце», «Бахчевник», «Путь – дороженька», «Нахаленок» и другие. В рассказе «Коловерть» автор показывает, как сложно и трудно складывается судьба крестьянская.

В сборник «Донские рассказы» Шолохова (краткое содержание по главам и частям будет представлено далее), вошли и такие произведения: «Семейный человек», «Председатель Реввоенсовета республики», «Кривая стежка», «Обида», «Смертный враг», «Жеребенок», «Галоши», «Червоточина» и «Лазоревая степь». Последним в этом шолоховском цикле стал рассказ «Батраки». В нем рассказывается о судьбе Федора, который сначала был в батраках, а затем решил уйти от хозяина.

Тема и идея сборника

Основной и, наверное, единственной темой всего сборника «Донские рассказы» Шолохова, краткое содержание которого будет представлено в данной статье, является описание жизни донских казаков. До Михаила Александровича в классической литературе уже были писатели, которые старались представить жизнь и быт донских казаков. Но у Шолохова это получилось правдиво и честно, потому что он сам вырос и жил среди них. Поэтому ему не надо было изучать их быт, он знал его прекрасно.

какое произведение считают литературным дебютом шолохова а родинка б нахаленок в донские рассказы

В каждом своем сюжете сборника автор пытается показать основную идею: нет ничего важнее, чем воспитание молодого поколения на традициях старшего. Стоит только разрушить старый мир кровью и смертью, потом будет трудно подняться и отмыться от этого.

Характеристики героев «Донских рассказов»

Герои сборника «Донских рассказов» Шолохова, краткое содержание которого будет интересно и школьникам, и взрослым, – чаще всего люди, которые действительно существовали. Эти реальные персонажи, о которых писал Михаил Александрович, жили в хуторе Каргине недалеко от станицы Вешенской Ростовской области. Но, несомненно, автор использует и художественный вымысел, и средства выразительности, чтобы создать более полное ощущение у читателя от той истории, которую он рассказывает.

какое произведение считают литературным дебютом шолохова а родинка б нахаленок в донские рассказы

Шолоховским героям приходится пройти испытания смертью, кровью и голодом, поэтому чаще всего это сильные личности. В рассказах Шолохова всех казаков можно разделить на два типа. Первый – это старшее поколение, которое полностью погружено в традиции. Они думают о семейном благополучии. Таких казаков в рассказах Шолохова большинство. Второй, показанный Михаил Шолоховым в «Донских рассказах», краткое содержание которых есть в этой статье, представлен молодыми и активными казаками. Они стараются разрушить тот уклад, который складывался годами.

М.А. Шолохов «Донские рассказы»: краткое содержание главы «Алешкино сердце»

Главный герой рассказа – небольшой мальчик, которому едва исполнилось четырнадцать лет. Но по своему физическому развитию он слаб и совсем не выглядит на свой возраст. И все это потому, что его семья уже давно голодает. От недоедания у него умерли близкие родственники: мать и сестра. Алексей старается бороться за жизнь, но дается ему это сложно, так как его сестру просто убили из-за похлебки. Алексей видел, как люди перестают быть человечными и гуманными, и это его страшит.

Чудовищна история гибели сестры Алеши. Полька была настолько голодна, что решилась залезть в чужой дом, чтобы найти хоть какую-то пищу. Макарчиха, хозяйка хаты, не стала терпеть воришку и, размахнувшись, ударила утюгом по голове. Из-за этого Полька умерла. А ведь эта женщина когда-то купила дом у этих детей всего лишь за кружку молока и несколько пригоршней муки.

какое произведение считают литературным дебютом шолохова а родинка б нахаленок в донские рассказы

После смерти сестры Лешка голодал уже пять месяцев. Но он все-таки еще пытался выдержать испытание и выжить. Ему некуда было идти: дом был продан, и мальчик страдал от холода. Тогда он пошел в наемные работники, но ничего и тут не получал, кроме побоев. Умер Лешка, спасая ребенка, которым хотели прикрыться бандиты.

Краткое содержание рассказа «Нахаленок»

Главным героем данного сюжета в сборнике Шолохова «Донские рассказы» (содержание по главам представлено в статье) является Минька, которому уже исполнилось восемь лет. Он живет со своей мамой и дедом. Все вокруг за его непоседливый и неугомонный характер зовут его не по имени, а Нахаленком. Есть еще один смысл в прозвище: все жители хутора знают, что родился он без отца, и что его мать никогда не была в браке.

какое произведение считают литературным дебютом шолохова а родинка б нахаленок в донские рассказы

Вскоре приходит с войны и отец мальчика. Фома до войны был местным пастухом. Очень быстро отец и сын сближаются. Вскоре Фома становится колхозным председателем. В их селе появляются люди из продотряда, которые требуют отдать пшеницу. Минькин дед добровольно отдал зерно, а вот поп-сосед не желал этого делать. Но Нахалёнок показал, где находится тайник. После этого случая поп затаил на него обиду, а все деревенские ребятишки перестали с ним общаться.

Шолохов «Донские рассказы»: краткое содержание главы «Семейный человек»

какое произведение считают литературным дебютом шолохова а родинка б нахаленок в донские рассказы

Основное содержание рассказа «Чужая кровь»

Пожилая пара однажды подобрала солдата, который был тяжело ранен. У них в семье перед этим случилась трагедия – погиб сын. Поэтому, выхаживая раненого, они привязались к нему, словно это был их сын. Но когда солдат выздоровел и немного окреп, несмотря на привязанность, он все равно вернулся в город. Дед Гавриил долго переживал, но все-таки Петр оказался чужим.

какое произведение считают литературным дебютом шолохова а родинка б нахаленок в донские рассказы

Затем товарищ присылает молодому человеку письмо с Урала, где некогда жил и сам Петр. Он предлагает тому приехать, чтобы вместе восстанавливать предприятие, где когда-то раньше они вместе работали. Финальная сцена расставания трагична. Старик просит молодого человека сказать старухе, что он вернется. Но после отъезда Петра дорога, по которой тот уехал, просто обвалилась. И это символично. Автор пытался показать читателю, что больше никогда раненый солдат не вернется в их хутор.

Анализ рассказов

«Донские рассказы» Шолохова, краткое содержание которых можно найти в этой статье, вполне реалистичны. В них автор старается рассказать о войне, но делает это правдиво. Нет никакой романтики в том, что происходит на Гражданской, и Шолохов об этом открыто заявляет. Но зато донской писатель видит красоту в другом, показывая, как красив казачий народ, его речь, жизнь и быт.

Михаил Александрович создавал свои рассказы для того, чтобы читатель смог задуматься о смысле жизни, о том, что несет война и о том, что каждый человек делает для того, чтобы она не повторилась. Поэтому эти шолоховские произведения актуальны и для современного общества.

какое произведение считают литературным дебютом шолохова а родинка б нахаленок в донские рассказы

Стоит прочитать их, так как Шолохов в «Донских рассказах», краткое содержание которых представлено в данной статье, демонстрирует главный и важный урок о том, что нельзя забывать историю, которая создавалась смертью и кровью. Автор постоянно напоминает читателю, что в любых ситуациях необходимо оставаться человеком.

Источник

М. А. Шолохов судьба и творчество. Донские рассказы

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

учитель русского языка и литературы,

МБОУ «Новоуспеновская СОШ

Название предмета Литература

УМК Русская литература 20 века. Учебник для 11 кл. в 2 ч. / под ред. В.П.Журавлева. – М.: Просвещение, 2012 г.

Уровень обучения базовый

Тема урока: М.А.Шолохов: судьба и творчество. «Донские рассказы»

Общее количество часов, отведенное на изучение темы 1 час

Место урока в системе уроков по теме 1 урок

Урок литературы в 11 классе по теме:

Цель. Дать обзор жизненного и творческого пути М.А.Шолохова.

— показать значение его творчества и общественной деятельности, определить место “Донских рассказов” в творчестве М.Шолохова;

— развивать навыки сопоставительного анализа, самостоятельность суждений учащихся;

— воспитывать интерес к творчеству М.А. Шолохова.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приёмы: использование межпредметных связей с историей (историческая обстановка 20-30-х годов); сообщение учителя о значении личности и произведений Шолохова в мировой культуре; сообщения учащихся по биографии и творчеству писателя, заполнение хронологической таблицы, показ слайдов.

Оборудование к уроку: портреты на тему: «М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, личность». Выставка иллюстративных и документальных материалов о жизни и творчестве М.А.Шолохова, компьютер, проектор.

2.Работа с группами учащихся.

Домашнее задание к уроку.

1.Прочитать “Донские рассказы”.

2.Выявить образы, темы, проблемы, изобразительно – выразительные средства.

3.Вспомнить произведения о казаках, сравнить жизнь и нравы казаков.

1. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.

(учащиеся в тетрадях записывают число и тему урока, чертят хронологическую таблицу).

Учитель показывает портрет писателя. Слайд 1.

Перед вами портрет Михаила Александровича Шолохова, выдающегося советского писателя и общественного деятеля.

Учитель читает эпиграф к уроку.

«Чем же ещё может быть оправдана жизнь и работа каждого из нас, если не доверием народа, не признанием того, что ты отдаёшь народу…, Родине все свои силы и способности».

— Объясните смысл эпиграфа? (Эти слова пронизывают весь жизненный и творческий путь писателя).

— Посмотрите на тему урока, о чём сегодня пойдёт речь?

— Какую цель мы поставим перед собой?

— Зачем нужно анализировать художественное произведение?

— Попытайтесь определить цель нашей работы на уроке.

— Подберите ассоциации со словом «война».

Учитель: Самое первое зло, поразившее человека, — война (в душе, в семье, между нациями и народами). Война заставляет одни народы истреблять другие. Самая страшная война – война гражданская. Совершенно справедливо замечание Демокрита: “Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побеждённых она гибельна”. Мы знаем уже, что писатели, не принявшие последствия революции, эмигрировали. Оставшихся несогласных с новой политикой постепенно уничтожили. Читатель видел только одну сторону событий – прославление революции и гражданской войны. Пример тому – произведения А. Фадеева, А.Серафимовича, и др..

Сегодня нам предстоит познакомиться с биографией М.А. Шолохова, выяснить, проанализировав 4 рассказа М.Шолохова («Родинка», «Алешкино сердце», «Шибалково семя», «Чужая кровь»), почему М.А.Шолохов, сражавшийся на стороне красных, так последовательно на протяжении всего цикла «Донские рассказы» доказывает бессмысленность братоубийственной войны, какова главная идея «Донских рассказов», что становится центром идейного столкновения в “Донских рассказах” М. Шолохова?

24 мая 1905 года в хуторе Кружилинском станицы Вешенской Донского округа у Анастасии Даниловны Кузнецовой и Александра Михайловича Шолохова родился сын Михаил.

Ученик рассказывает стихотворение В. Фирсова « Дом, в котором родился Шолохов».

Среди шести материков

В краю, где плещет Дон,

Стоит на стыке двух веков

Соломой крытый дом.

Я низко кланяюсь ему,

Не постучав в окно.

Другие люди в том дому

Но та же в окнах синева.

И так же помнит дом того,

Здесь начинал с трудом.

До смерти первого мужа Анастасии Даниловны в 1913 году родители будущего писателя не состояли в браке, так как церковь не признавала разводов. После венчания Миша был «усыновлён» собственным отцом.

В 1912 году Миша был принят в мужское училище по второму году обучения. В связи с болезнью глаз Александр Михайлович повёз сына в Москву, в известную глазную больницу доктора Снегирёва, там Мишу определили в частную гимназию имени Г. Шелапутина.

В 1915 году Александр Михайлович перевёл его в Богучаровскую мужскую гимназию, Воронежской губернии. В июне 1918-го немецкие войска подошли к Богучару, занятия в гимназии прекратились. Александр Михайлович забрал сына. Осенью Мишу отдали в Вешенскую смешанную гимназию. В ней он проучился лишь несколько месяцев. В 1919 году семья Шолоховых вновь переехала в станицу Каргинскую.

В середине 1920 года Шолохов работал учителем по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Почти год работал в Каргинском станичном исполкоме. В 1921 году был зачислен помощником бухгалтера заготконторы №32.

23 февраля 1922года распоряжением Доноблпродкома Михаил Шолохова в составе группы продработников командировали в Ростов на продкурсы. Окончив их 4 мая 1922 года, он 12 мая вернулся домой и сразу отправился на продовольственную работу в станицу Букановскую.

В конце 1922 года, в 17 лет, приезжает в Москву, собираясь учиться. Не смог поступить на рабфак, трудится чернорабочим, занимаясь самообразованием.

Встречается здесь с поэтами и писателями группы «Молодая гвардия». В 1923 году в газете «Юношеская правда» публикуется его первый фельетон «Испытание». В следующем году – рассказ «Родинка».

В начале 1924 года М.Шолохов вернулся на Дон, в станицу Букановскую, и женился на Марии Петровне Громославской, дочери бывшего станичного атамана, букановской учительнице. Молодые венчались в Букановской церкви. В 1924 году некоторые время молодожены жили в Москве. Шолохов ходил по редакциям, предлагал написанные им рассказы.

В 1960 году выходит вторая книга «Поднятой целины». Шолохову присуждена Ленинская премия, которую он передаёт на строительство школы в станице Каргинской.

В 1965 году М.А.Шолохову присуждается Нобелевская премия за роман «Тихий Дон».

21 февраля 1984 года Михаил Александрович Шолохов умер в станице Вешенской и похоронен в саду у своего дома, на высоком берегу воспетого им Дона. В год смерти писателя на его родине образован Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова.

В 1924 году журналах появляются рассказы Шолохова, объединенные впоследствии в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» (1926). Темы ранних рассказов – гражданская война на Дону, ожесточенная классовая борьба, место человека в социальных сдвигах, происходивших в деревне. Рассказы стали знаменитым явлением в советской литературе первой половины 20-х годов.

Первым из произведений цикла «Донские рассказы» был опубликован рассказ «Родинка».

IV . Актуализация опорных знаний

Учитель: Планирование деятельности

Работу построим следующим образом:

Каждая группа анализирует полученный рассказ по вопросам опорного листа (приложение 1), пользуясь справочным материалом, текстом рассказа. В ходе работы лист заполняется.

Представитель от группы обобщает результат работы. Остальные группы имеют право дополнять или рецензировать услышанное.

Выступление оценивается учителем. Работу остальных членов группы оценивает выступивший.

В конце занятия подводем итог.

V . Формирование новых знаний и умений на основе известных сведений

Учитель выслушивает результаты работы групп, задает, если это необходимо, вопросы, направляет работу учащихся

1) Анализ рассказа “Родинка”.

1. Поясните смысл названия. (Родинка – это не только примета, по которой узнает атаман убитого им сына, это и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами.)

2. Почему «родинка» – это счастье»? Подберите однокоренные слова. Что объединяет эти понятия? (Родинка, род, родня, родство, родина, народ)

3. Как вы определили главную тему. (Классовая борьба размежевала не только Дон, станицу, хутор, но и казачьи семьи.)

4 Что общее в душевном состоянии атамана и Николки? ( Усталость от того, что они делают, желание все изменить)

6. Каковы сокровенные мысли героев(Николка- учиться, атаман- тоска по утраченному)

7. Авторская оценка героев.

8. Согласны ли вы, что конфликт между красными и белыми уступает место другому, более важному – между нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны?

11. На чьей стороне автор?

2) Анализ рассказа “Шибалково семя”.

1. В чем, по – вашему, смысл названия? «Мой это сынишка, мое семя…»

2. Подберите родственные слова слову «семя». (Семья – семьянин)

3. Главная тема. (Утрата христианских представлений о безусловной ценности каждой человеческой жизни.)

4. Авторская оценка героев.

5. Какова, на ваш взгляд, судьба ребенка? (Судьба ребёнка — не любовь, покой и счастье для себя: “. сын будет власть Советскую оборонять”.)

3) Анализ рассказа “Алешкино сердце”.

1.Объясните смысл названия рассказа.

2. Кто изображен в рассказе негативно и кто является носителем добра?

3.Каков главный герой рассказа? Как он относится к окружающей его жестокости?

4. Можно ли говорить о высокой духовности Алешки? Его судьба?

4) анализ рассказа «Чужая кровь»

1.Объясните смысл названия рассказа.

2. Как ведёт себя дед Гаврила при новой власти?

3. Что происходит в кульминации? Как меняется психологическое состояние Гаврилы?

4. Каков теперь путь героя? Что станет смыслом жизни?

5.Может ли у рассказа быть благополучный, “сказочный” финал?

VI . Подведение итогов. Рефлексия.

«Родинка» начинает, а «Чужая кровь» завершает шолоховский цикл, посвящённый Гражданской войне на Дону.

Почему именно родинку использует автор как символ?

Что же утрачивается в междоусобных бойнях?

Возможно ли, согласно Шолохову, «в годину смуты и разврата» примирение враждующих сторон?

КОРЕНЬ/ РОД- РОДИНА- РОДНЯ-

Используя крест как символ распятой в гражданской войне России и подобранный нами ряд ключевых слов, попробуем объяснить расположение названий рассказов на кресте – символе. (приложение 2)

пониманию каких проблем сделали мы шаг на сегодняшнем уроке?
— Какие страницы «Донских рассказов» вам хотелось бы перечитать?

Что для каждого из вас на сегодняшнем уроке явилось открытием?

Какое задание было выполнить трудно?

Как бы вы оценили свой вклад в раскрытие темы урока и какую оценку поставили бы своим одноклассникам? (Устно, с возможными пояснениями)

Заключительное слово учителя.

Урок о жизни и творчестве Михаила Александровича Шолохова хотелось бы закончить словами Константина Федина, произнесёнными в честь 60-летия Михаила Александровича.

«Громадная заслуга Михаила Шолохова в той смелости, которая присуща его произведениям. Он никогда не избегал свойственных жизни противоречий… Его книги показывают борьбу во всей полноте прошлого и настоящего…» (К. Федин).

Эти слова во многом определяют характер творчества нашего великого современника.

VII . Домашнее задание.

— Определить жанр романа «Тихий Дон».

— Какие семьи находятся в центре повествования?

— Как описывает Шолохов донскую природу, казачий хутор?

-. Сообщение по истории казачества (индивидуальное задание).

VIII . Выставление оценок.

Приложение к журналу «Школьная библиотека». Серия 2, выпуск 3. «Михаил Александрович Шолохов (1905 – 1984). К 100-летию со дня рождения». Выставка в школьной библиотеке. Москва «Школьная библиотека», 2005. Автор-составитель: Московская М.В.

Использованы материалы Вешенского музея-заповедника. Портреты.

Методические рекомендации к альбому «Михаил Александрович Шолохов».

С.Н. Громцева, Т.Ф. Курдюмова. Под редакцией В.В. Гуры. Пособие для учителя. Москва. Просвещение, 1982.

Поурочные разработки по русской литературе 20 века, 11 класс, 2 полугодие. Н.В. Егорова, И.В. Золотарёва.

Источник

Урок «Донские рассказы» М.А. Шолохова. Братоубийственная война как трагедия» (11 класс)

«Донские рассказы»: анализ произведения Шолохова М.А.

Кратко:

Первым печатным произведением Михаила Александровича Шолохова (1905 — 1984) стал рассказ «Родинка» (1924). Когда в 1925 году появились «Донские рассказы», и читатели, и критики единодушно решили, что в литературу пришел новый талантливый писатель.

Страшные события гражданской войны и коллективизации становятся главным сюжетом «Донских рассказов», а ведущей темой — судьба человека, попавшего под «жернова» истории. С беспощадной правдой показал двадцатилетний писатель в своих первых произведениях суровые реалии этих лет: разъединение людей на «своих» и «врагов», классовую ненависть к «врагу», которым может стать член собственной семьи — отец, сын, брат; бессмысленную, ничем не оправданную жестокость, всплеск самых темных, мрачных эмоций, хранящихся в глубинах народного сознания. Революция разрушила сами основы народной жизни, народной нравственности. Гибнет изначальная ячейка «крестьянского мира» — семья.

В рассказе «Червоточина» от младшего сына кулака Якова Алексеевича, комсомольца Степки, отвернулась вся семья, а когда Степка разоблачает отца на собрании (тот скрыл истинную цифру площади засеваемой им земли), Яков Алексеевич совместно со старшим сыном, Максимом, убивают его зверски. Жестокое время раскрепостило в человеке звериные инстинкты, и больше всего страдают от несправедливости мира самые беззащитные — дети.

У пухнущего с голоду четырнадцатилетнего Алешки, героя рассказа «Алешкино сердце», умерли голодной смертью мать и сестренка. Богатая соседка Макарчиха убивает утюгом другую сестру — Польку — за то, что та влезла к ней в хату и стала есть остывшие в печи щи. Сам Алешка, чудом оставшийся в живых, в финале рассказа спасает четырехлетнюю девочку: не позволило ему его маленькое щедрое сердце стать свидетелем убийства.

Смертельной ненавистью пронизаны отношения между людьми: атаман Кошевой, «ликвидирующий коммунистов», заставляет старика-мельника, пытающегося спасти от бандитов зерно, есть землю, но судьба настигает и его: собственной рукой убивает атаман неузнанного им единственного сына — красного эскадронного командира Николку Кошевого («Родинка»). Убивает за измену врагу свою невенчанную жену Дарью пулеметчик Яшка Шибалок, не разрешив ей даже вскормить новорожденного младенца. Ощущение катастрофичности бытия определяет расстановку акцентов в «Донских рассказах»: герои Шолохова либо погибают в бою, либо, застигнутые врасплох, подвергаются мучениям и пыткам, либо вынуждены убивать своих близких. Но вера автора в конечное торжество жизни неистребима: несмотря на все ужасы настоящего, станет хорошим человеком Алешка, вырастет в детском доме «шибалкино семя», спасется трогательный маленький жеребенок.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Подробнее:

Крестьянско-казацкий мир в «Донских рассказах» предстает в состоянии социального и семейного раскола — отсюда пафос непримиримой классовой борьбы. Сюжетно-композиционным лейтмотивом многих рассказов становится противоборство между «отцами» и «детьми», красными и белыми, казаками и иногородними. Читатель погружается в мир казацко-крестьянской жизни между революцией и коллективизацией: отголоски Гражданской войны, драматический пересмотр внутрисемейных отношений, смена поколений, заботы и треволнения казачьего куреня, картины донской природы, трудно пробивавшиеся ростки нови. Человек и история в «Донских рассказах» изображены через призму семейно-бытовых отношений.

Шолохов показывает своих героев в кризисных ситуациях, на таком трагическом изломе истории, когда происходит разрыв самого прочного (субстанции жизни), на чем держался патриархальный казацко-крестьянский мир, — кровно-родственных связей. В результате этого разлома происходило внутреннее самоопределение героев. Суть его — в стремлении к единству природного и социального начал, парадоксально сопрягающихся в едином повествовательном движении. К этому единству идет Анна из рассказа «Двухмужняя», дед Гаврила из «Чужой крови», стремление к утверждению единства этих начал заставляет Трофима спасти тонущего жеребенка («Жеребенок»).

«Донские рассказы» открывали новый угол зрения, новый уровень нравственной прозорливости художника.

Авторской позицией Шолохова стал народный взгляд на мир. Эта позиция, сознательно избранная художником, открывала возможность народно-эпического воссоздания жизни даже в частных ее проявлениях. Рассказы включают в себя такие элементы, которые переводят повествование в область философскую. Во многих из них речь идет о жизни и смерти, о том, что такое человек по отношению к окружающему миру природы и миру социальному, расколотому революцией, требующей от всех и каждого ответа на вопрос: с кем быть? (Над этим вопросом будет мучительно биться главный герой «Тихого Дона» Григорий Мелехов.) Герои Шолохова всегда поставлены жестокими жизненными обстоятельствами в нравственную коллизию выбора.

Какие только судьбы и характеры не вписаны Шолоховым в донскую панораму: неуемный в своей жестокости Бахчевник и чуткий к чужому горю Митька («Бахчевник»), неуемный в своих благородных порывах Яков Шибалок («Шибалково семя»), милосердный Трофим («Жеребенок»), непреклонный в своей жизнестойкости Аникей («Лазоревая степь»), самоуверенный Микишара («Семейный человек»). В цикле возникает эпический образ народа, стоящего на историческом перепутье.

Создавая атмосферу безыскусственной правды в рассказах, Шолохов стремился показать связь «всего со всем». Интерес к подробности чувства заменяет у него интерес к самим событиям. Шолохов берет исповедь личности как условие безвестной правды, условие доверия читателя к тому, что рассказывает автор. Он ищет в психологии и состоянии человека такие кульминационные моменты, которые в индивидуальном сознании открывают нечто общее для казачества и вместе с тем то, что было привнесено революцией. Убеждение писателя в возможности духовного озарения человека в кризисные моменты, в минуты страшных потрясений, в периоды нравственных катаклизмов — исходное условие для шолоховского эпоса, открывающее тайны личности и бытия. «Я, — говорил Шолохов, — интересуюсь людьми, захваченными этими социальными и национальными катаклизмами. Мне кажется, что в эти моменты их характеры кристаллизуются».

В «Донских рассказах» Шолохов сумел найти свой ракурс видения жизни, открыл то, что не сразу было замечено современниками (и может быть, им самим). Этим открытием был «гуманизм непривычного масштаба» (П. В. Палиевский), выступающий в рассказах некоей «философской доминантой», определяющей все: и сюжетно-композиционный строй рассказов, и принципы изображения характеров, и систему изобразительных средств, и тональность повествования (А. И. Хватов). За «гуманизм непривычного масштаба» Шолохов подвергался всяческим нападкам критики, особенно вульгарно-социологической, в конце 20-х — начале 30-х годов. В чем только не упрекали писателя: в нагнетании физиологических подробностей смерти, биологизме, абстрактном гуманизме и т. п. Шолохову отказывали в праве называться пролетарским (то есть истинно народным) писателем. То, что в лучших рассказах донского цикла начало классовое подчинено общечеловеческому, или игнорировалось, или подавалось критиками как негативное явление. Шолохов отказывался от сведения богатства проявлений душевного мира человека к социальным побуждениям. Выражая характер целостного крестьянского миропонимания, он становился подлинно народным писателем.

«Донские рассказы» явились начальной стадией формирования художественной философии Шолохова — писателя с трагическим мировидением. Жизнь у Шолохова совершает страшный эксперимент над людьми. Тут проверяется не только отдельный индивид, но и целый народ, его человеческая природа. В «Донских рассказах» писатель испытывает эпос драмой, обретая те глубинные эпические устои, на почве которых позднее вырос роман-эпопея «Тихий Дон».

Лаконизм «рубленой прозы», инверсия, манера народного сказа и другие творческие поиски молодого Шолохова в «Донских рассказах» перекликались с литературными экспериментами в литературе 20-х годов. Новеллы писателя выделялись в литературном потоке многообразием жанровых оттенков, идейной выразительностью композиции и зрелым искусством художественного образа.

Источник: Русская литература XX века: Пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов / Под ред. Т.Н. Нагайцевой. — СПб.: «Нева», 1998

Донские рассказы М.А. Шолохова методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

1.Характеристика казачества, как особого служилого сословия

Этимология слова “казак”: Много версий. Одна из них: слово “козак” тюркского происхождения, оно означает “вольный человек”. Другая версия – слово “козак” берет начало в монгольском языке, где слово “ко” означает “броня”, “латы”, а слово “зах” – означает “межа”, “граница”. Таким образом слово “козах” – “защитник границы”. Есть и другие версии.

Первое упоминание – 1444 г.. однако собственно история вольного казачества начинается с XVI века.

С конца XVIII – нач. XIX вв. правительство установило контроль над казачеством, и уже к концу XIX в. казаки становятся опорой самодержавной власти. Но казачество не было однородным. Так революционные события в нач. XX в. в России нашли поддержку среди казачьей бедноты. Однако большинство казаков оставались верными принципу: “Дед служил верой и правдой, отец служил и я буду служить”.

После Октябрьского вооруженного восстания именно Дон стал центром формирования Добровольческой армии. Именно на Дон стекались все недовольные советской властью и властью большевиков.

3. Биографическая справка

Михаил Александрович Шолохов родился в 1905 (?)г. в станице Вёшенской, что расположилась на берегу Дона.

Годы учебы (1914-1918) пришлись на первую мировую войну. Затем он возвращается домой и видит, что “Донская область стала ареной ожесточенной гражданской войны”.

В 1920г. Михаил добровольцем вступил в продовольственный отряд. “Приходилось бывать в разных переплетах”,- позже напишет он в автобиографии. Он вспомнит себя, шестнадцатилетнего, на допросе, который вел сам Нестор Махно, и то, как, отпуская подростка, “батька” пригрозил ему на будущее жестокой расправой. Вспомнит, как его, командира продотряда, приговорили к расстрелу за превышение власти.

События того времени явились фактическим материалом, который лег в основу его первых рассказов.

Позже, в 1922 году, в Москве М. Шолохов знакомится с молодыми поэтами и прозаиками А. Безыменским, М. Светловым, А. Фадеевым, составлявшими группу “Молодая гвардия”, которые помогли молодому писателю опубликовать его первые рассказы о гражданской войне в “Журнале крестьянской молодежи” и на страницах газеты “Молодой ленинец”. Впоследствии М. Шолохов объединил эти рассказы в сборники “Донские рассказы” и “Лазоревая степь”. Первые рассказы, вошедшие в сборник “Донские рассказы”, были напечатаны в 1924г., когда автору было около 19 лет.

В 1924 г. М.А. Шолохов возвращается в Вешенскую, где и живет постоянно.

Различные трактовки авторской позиции в «Донских рассказах» М.А. Шолохова

• Литературовед В.А. Чалмаев в учебнике литературы для 11-го класса определил шолоховскую позицию в «Донских рассказах» как “совесть молчащую, благословляющую кровопролитие”. Противопоставив «Донские рассказы» «Тихому Дону», он назвал исключением лишь рассказ «Шибалково семя», где герой после собственноручного расстрела матери умоляет спасти жизнь его ребёнку.

• Американский исследователь Э.Симмонс в работе о Шолохове «Он избрал свой путь» отмечал, что “внимание к лучшим сторонам человеческой натуры в момент жестокой братоубийственной схватки” придаёт многим рассказам “гуманистическое звучание”.

• Филолог Л.Г. Сатарова в статье «Брат на брата, сын на отца…» определила особенности «Донских рассказов» так: “У донских писателей до Шолохова нет этой потрясающей душу бессмысленности и греховности братоубийства. Очень рано созревает у него мысль о том, что в этой войне неправы обе стороны. Главную тему «Донских рассказов» можно определить так: расчеловечивание и красных, и белых в ходе войны и редкие минуты торжества очень трудного обратного процесса — вочеловечивания Шолохов оценил Гражданскую войну как национальную катастрофу, в которой не было и не могло быть победителей”.

В наши дни самым массовым изданием, приобщающим читателя к «Донским рассказам», является очерк Виктора Чалмаева. Как обвинение автору «Донских рассказов» предъявлены «психоз ненависти», «романтика расстрелов», нравственная «глухота», возведение в культ насилия, идеализация методов насилия «во имя высшей правды».

• Исследователь В.В. Гура, автор книги «Как создавался “Тихий Дон”», считает, что “автор «Донских рассказов» полемизирует с упрощённым представлением о путях народа в революции и Гражданской войне. Он несёт в литературу жизненно трагические ситуации и человеческие судьбы, рассказывает о кровавых схватках минувшего времени, о трудных и противоречивых путях народа к новой жизни. Протест против ложноромантического изображения революционной схватки социально полярных миров заставлял Шолохова заострять конфликты своих рассказов, наполнять их запахами крови и пороха, драматическими столкновениями, захватившими глубины народной жизни”.

Прочитайте отрывки из диктовок М.А. Шолохова младшему сыну, приведённые в книге В.О. Осипова «Серый поток», и размышления о шолоховской позиции в романе американского слависта Э.Симмонса.

“Перед кончиной [Шолохов] многое доверил своему младшему сыну, даже такое по тем временам запретное:

“Поведение и красных, и белых с их жестокостью, безобразием, обманом, а иногда и благородством описано честно… Шолохов был слишком большим художником, чтобы пожертвовать действительностью ради идеологических соображений”.

Работа по группам—10 мин –в группах и по 3 мин — выступление

Смысл названия.
Подберите однокоренные слова к слову «родинка». Что объединяет эти понятия
Авторская оценка героев
В чём состоит самый важный конфликт?

3) Анализ рассказа “Алешкино сердце”

Работа по группам—10 мин –в группах и по 3 мин — выступление

Смысл названия.
Подберите родственные слова к слову «кровь»
Авторская оценка героев
Будущее Алешки

Работа по группам—10 мин –в группах и по 3 мин — выступление

Смысл названия.
Подберите родственные слова слову «семя».
Авторская оценка героев
Какова судьба ребенка?

4) Анализ рассказа «Чужая кровь».

Работа по группам—10 мин –в группах и по 3 мин — выступление

Смысл названия.
Подберите родственные слова слову «кровь».
Авторская оценка героев
Может ли у рассказа быть благополучный, “сказочный” финал?

Впишите в овалы названия проанализированных рассказов М.Шолохова. Подумайте, как они должны располагаться. Обозначьте местоположение автора, ориентируясь его позицией по отношению к изображаемому. Руководствуйтесь при этом тем, как разрешается конфликт.

«Трагедия народа в «Донских рассказов» М. Шолохова»

Михаил Шолохов. Каждый открывает его по-своему. Каждому нравится свой герой его произведений. Это и понятно. Ведь судьбы героев, пробле мы, поднятые Шолоховым, созвучны нашему времени. Но мой Шолохов — не только писатель. Он, прежде всего, человек интересной, яркой судьбы. Посудите сами: в 16-летнем возрасте Шолохов чудом уцелел, попав в руки к властолюбивому Нестору Махно; в 37-м не раз спасал своих друзей от репрессий. Его обвиняли в плагиате, в симпатиях белому движению. Много испытаний выпало на долю этого писателя. На он не уподобился траве, которая «растет, покорно клонясь под гибельным дыханием житейских бурь». Несмотря ни на что, Шолохов остался прямолинейным, честным, правдивым человеком. Правдивы и его «Донские рассказы». В них Шолохов выразил свое отношение к войне, явившейся трагедией народа. Она губительна для обеих сторон, приносит невосполнимые потери, калечит души. Писатель прав: недопустимо, когда люди, разумные существа, приходят к варварству и самоистреблению.

В рассказе «Продкомиссар» казак Игнат Бодягин поддерживает беспощадное решение трибунала: казнить родного отца за саботаж. Классовая ненависть выше родственных чувств. В новелле «Бахчевик» казак спасает раненого брата и расправляется с отцом-белогвардейцем. Еще мрачнее рассказ «Семейный человек»: в нем отец убивает сразу двух сыновей-красногвардейцев, дрогнув перед угрозами белоказаков.

Герои у Шолохова не рассуждают, а действуют, не задумываясь: по первому зову сердца бросаются в реку спасать жеребенка или отбивают детей у бандитов. Но так же, не задумываясь, убивают сыновей, отнимают последнее у крестьян. Они заставляют то злиться, то плакать. Читаешь, и «грусть-тоска» заполняет твое сердце.

Почему же Шолохов не мог добавить счастья в свои произведения? Он, как мне кажется, хотел хоть немного приблизить нас, читателей, к реальностям войны, когда нет ни единого счастливого человека.

Что же дает мне Шолохов? Пусть за меня скажет один критик: «Он пробуждает скрытый в наших душах огонь, приобщая к великой доброте, великому милосердию и великой человечности русского народа. Он принадлежит к числу тех писателей, чье искусство помогает каждому стать более человечным». Таков мой Шолохов. Писатель, преподавший мне уроки мужества, порядочности и честности. Я читаю и перечитываю Шолохова, каждый раз поражаясь его умением заглянуть в глубокие тайники человеческой души. Я верю своему писателю, поэтому у меня никогда не возникнут сомнения в его правдивости.

Незадолго до смерти М.А.Шолохов говорил с сыном о вечных ценностях человеческой жизни: «Веры у людей никто и никогда отнять не сможет. Без веры человек — не человек. Отними у него веру в Бога, он станет верить в царя, в законы, в вождя… Высокой только должна эта вера быть. Возвышенной. Плохо, страшно, когда предмет веры мельчится. Мелкая вера — мелкий человечек. А высшие духовные ценности можно и в культ возвести. По мне, так и нужно. Должно».

Самой высокой духовной ценностью для Шолохова было чувство любви к родине и ее народу, имеющему полное право на счастье. Но Шолохов не мог принять тех жестоких путей, которые были навязаны народу в борьбе за его счастье. Он не принимал стремление «выпрыгнуть» из истории, форсировать естественное течение исторического времени по принципу «цель оправдывает средства».

Надо окунуться в то время, чтобы понять, насколько серьезными были те условия, когда революция свершилась и коммунисты учились управлять государством, когда разворачивалась политика ликвидации кулачества как класса.

Примечателен в этом плане образ Григория Мелехова. Григорий мечется между враждующими лагерями, чувствуя узость и ограниченность противоборствующих идей. Он остро осознает, что «неправильный у жизни ход», но изменить его не в состоянии. Григорий понимает, что наивно цепляться за старое, неутомимо, как муравей, тащить все в дом, пользуясь всеобщей разрухой, как это делает его отец. Но в то же время он не может согласиться и с точкой зречия пролетария, который предлагает ему бросить все и бежать к красным, ибо у него ничего нет, а значит, и терять ему нечего. Григорий не может так просто покинуть то, что заработано тяжелым трудом, но и не хочет, отгородившись от всего мира, по мелочам улучшать свой быт. Он хочет докопаться до главного, понять, каковы те силы, которые взялись управлять жизнью. Его цепкий, наблюдательный крестьянский взгляд сразу отмечает контраст между высокими коммунистическими лозунгами и реальными делами: хромовые сапоги красного командира и обмотки рядового «Ванька». Если всего через год в глаза бросается имущественное расслоение Красной Армии, то после того, как советская власть укоренится, равенство окончательно исчезнет. Эти иронические рассуждения Мелехова поражают точностью предвидения, когда из советских чиновников сформировался новый господствующий класс — партийная номенклатура. С другой стороны, Мелехову во время службы в белой армии больно и унизительно слышать презрительные слова полковника о народе.

Таким образом, путь Григория Мелехова — это бегство здоровой, нормальной, честной натуры от всего одномерного, узкого, догматичного. Скитания и мучения шолоховского героя, его «хождения по мукам» подводят нас к мысли о том, что справедливые, гуманные призывы коммунистов к борьбе за счастье всего народа в конечном итоге свелись к истреблению этого самого народа, к борьбе за власть и установлению диктатуры.

Наоборот, многие хорошо известные сцены и эпизоды «Поднятой целины» получают сегодня иное осмысление и оценку, ибо рассматриваются с точки зрения не классовой, а общечеловеческой морали. Например, когда Шолохов описывает сцену раздачи бедноте вещей раскулаченных, то она вызывает не чувство торжествующей радости, как утверждали советские критики, а боль и жалость к плачущим детям и их матерям, у которых отбирают заработанное тяжким трудом добро.

Именно так воспринимает это событие Андрей Разметнов, которого принято было ругать за мягкотелость, отсутствие коммунистической принципиальности и беспощадной ненависти к классовому врагу.

О том, что коллективизация здесь началась относительно рано и происходила в острейшей обстановке, свидетельствует письмо Шолохова из Вешенской в 1929 году: «А вы бы поглядели, что творится у нас и в соседнем Нижне-Волжском крае. Жмут на кулака, а середняк уже раздавлен. Беднота голодает, имущество, вплоть до самоваров и полстей, продают в Хоперском округе у самого истого середняка, зачастую даже маломощного. Народ звереет, настроение подавленное, на будущий год посевной клин катастрофически уменьшится». Суть того, что происходило на донской земле в «год великого перелома», ясна и без комментариев. Но спустя некоторое время, в 1931 году, Шолохов публикует ряд очерков по вопросам коллективизации. Например, в «Правде» весьма оптимистически описывается весенний сев на Дону: «Ты, товарищ, не сумневайся, — говорит автору казак-колхозник. — Мы все насквозь понимаем, как хлеб нужен государству. Ну, может, чуток припозднимся, а посеем все до зерна». В этих бодрых интонациях уже угадываются голоса будущих героев «Поднятой целины». Напрашивается вывод о том, что автор, прекрасно знающий изображаемую жизнь, намеренно смягчал краски, чтобы его трактовка событий совпадала с политическим курсом партии.

Народ действительно стал другим после революции. Коммунистическая политика разделила его на четко выраженные группы, враждующие между собой. И если для деда Щукаря и других оборванцев изменения были положительными, то хозяйственные, умелые, трудолюбивые люди оказались вне закона.

Казаки словно утратили свое веками сложившееся вольнолюбие, характер, широкие, раздольные песни, гордую, смелую натуру. Интенсивное давление партийных деятелей приводило деревню в состояние предельной напряженности. «Жизнь в Гремячем Логу стала на дыбы, как норовистый конь перед трудным препятствием», — писал Шолохов в «Поднятой целине».

Гражданская война, которая принесла людям столько горя и бед, не кончилась, по мысли писателя, и в 1920 году. После «замирения» «прибрели потом к своим разбитым куреням да порушенным селеньям все, кто уцелел. И победители, и побежденные…» И началась мирная жизнь: «Из ворот в ворота живут, из одного колодца воду пьют, поскольку раз на день глаза друг другу мозолят… каково? Хватает воображения? Тут, по-моему, и самого небогатого хватит, чтобы мороз по коже продрал…» Этот раскол, который принесла война, продолжался долгие годы, питая взаимную ненависть и подозрительность: «Час от часу подозреньице растет; подозрение растет — страх все сильнее; страх подрос, а подозренье, глядь, уже и в уверенность выросло. Остается лишь в «дело» оформить эту подозрительную уверенность, которую тебе нашептала твоя «революционная бдительность», на собственном страхе да на ненависти замешенная. И пошло-поехало… И так — каждый хутор. Все города и веси».

Творчество М. А. Шолохова возвращает нас к трагическим страницам нашей истории, заставляя вновь и вновь осознавать простую истину, что высший смысл человеческого бытия — это созидательный труд, забота о детях и, конечно же, любовь, которая согревает души и сердца людей, неся в мир свет милосердия, красоты, человечности. И эти вечные общечеловеческие ценности ничто не способно уничтожить.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *