какое произведение передает плавный ритм течения воды

План- конспект беседы о музыкальном произведении Эдварда Грига «Утро»(2 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

—Э́двард Хагеруп Григ (1843 – 1907) – известный норвежский композитор и дирижер, популяризировавший народную культуру своей страны, приверженец романтизма. Он является автором музыки 125 песен и романсов, двух сюит, одного полноценного концерта и более чем 20 музыкальных пьес.

—В 1874 году Григ получил письмо от Ибсена с предложением написать музыку к постановке драмы «Пер Гюнт». Сотрудничество с талантливейшим писателем Норвегии представляло для композитора огромный интерес. По собственному признанию, Григ был «фанатическим почитателем многих его поэтических произведений, в особенности „Пера Гюнта“». Горячая увлеченность произведением Ибсена совпала у Грига со стремлением к созданию крупного музыкально-театрального произведения. В течение 1874 года Григ написал музыку к драме Ибсена.

—Одним из самых знаменитых произведений Грига считается вторая сюита — «Пер Гюнт», в которую вошли пьесы: «Жалоба Ингрид», «Арабский танец», «Возвращение Пера Гюнта на родину», «Песня Сольвейг»,» ««Танец Анитры»,» ««В пещере горного короля»,» ««Утро»».
Как раз с последней мы сегодня познакомимся.

Этой пьесой-пейзажем начинается первая сюита. В спектакле она звучала как воспоминание Пера о родине.

Мелодия, напоминающая незатейливый пастуший наигрыш, спокойна и светла, передаёт не только краски рассвета, но и то душевное настроение, которое возникает при виде восходящего солнца. В ней ощущается состояние покоя и безмятежности. Музыка рисует картину постепенного пробуждения природы – солнце, прорывающееся сквозь облака, нежное щебетание птиц, шелест ветра в листве, журчание прозрачного родника.

Вслушаемся в развитие темы «Утра». Растёт звучность от piano к forte, в музыкальную ткань включаются все новые инструменты. Звучание становится мощным и ярким. Особенно красочна середина пьесы. Будто под лучами восходящего солнца из предутренней мглы все ярче проступают очертания и цвета предметов. Эту картину композитор нарисовал с помощью гармонии. Каждый раз тема как бы заново «расцветает».

Источник

Лингвистический анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Фонтан».

Тютчев написал стихотворение “Фонтан” в свой самый плодотворный творческий период. В нем он много рассуждает о человеческой душе. Краткий анализ “Фонтан” по плану раскроет учащимся 10 класса все грани этого замечательного произведения. Использовав разбор на уроке литературы, можно значительно упростить объяснение материала на эту тему.

какое произведение передает плавный ритм течения воды

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Фонтан.
История создания – Федор Иванович написал это стихотворение в 1836 году, когда на его поэзию оказывало значительное влияние творчество немецких романтиков.

Тема стихотворения – предопределенность человеческой судьбы.

Композиция – произведение разделено на две равноценные части. В первой поэт описывает фонтан, во второй раскрывает свою метафору, говоря, что таким образом он описывает стремление души человека к небу.

Жанр – романтическая элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Эпитеты – “сияющий фонтан”, “живое облако”, “влажный дым”, “заветная высота”, “огнецветная пыль”, “непостижимы закон”, “упорный луч”.

Метафоры – “фонтан клубится облаком”, “лучом поднявшись к небу”, “осужден пасть на землю”, “смертной мысли водомет”, “длань преломляет луч”.

История создания

1820-1840-е годы 19 века — это период расцвета творчества писателя. На этом этапе его творчество достигло «пика» успеха, его стали узнавать. И в 1839 году, в 36 лет, он написал данное стихотворение.

Сам автор в тот момент находился на дипломатической службе в Германии. Поездка по Европе помогла ему повысить свой уровень мастерства. Однако, несмотря на то, что ему нравилось за границей, он начинает чувствовать себя одиноким. Вследствие чего он все больше погружается в себя, размышляя и философствуя над разными темами. В результате он начинает находить в природе что-то глубинное, поистине завораживающее. Уединение подарило ему остроту внутреннего восприятия действительности.

Композиция

Произведение делится на две части. В первом восьмистишии Тютчев создает образ фонтана, настолько яркий и выразительный, что кажется живым. Для него он использует многочисленные метафорические эпитеты, которые отождествляют фонтан с разными природными явлениями.

Вторая часть построена на контрасте между мыслью человека, который стремится постичь тайну бытия, и ограниченностью сознания, которое на это неспособно. Именно в этом восьмистишии использованные художественные образы передают эмоциональный настрой лирического героя.

Темы и проблемы

Это философская элегия, посвященная вечному движению, которое олицетворяет собой фонтан. Человеческая мысль, как считает автор, подобна его струям: она всегда поднимается к нему и, достигнув определенной высоты, обречена вернуться к земному.

Тютчев неспроста использует такой стихотворный размер, как трехстопный ямб с пиррихием: с его помощью он создает эффект движущихся струй. В кольцевая рифма дополняет его метафорический образ, представляя строфы как бесконечное движение воды фонтана по кругу.

Образы и символы

Средства выразительности

Поэт насытил стихотворение разнообразными средствами выразительности, использовав:

Все они помогают ему выразить в художественной форме идею о бунтарской силе человеческой души, а также мысль о том, как неразрывно человек связан с тем миром, который его окружает.

Смысл

Основная мысль стихотворения – это необходимость смирения и принятия закономерностей бытия. Тютчев говорит об ограниченности людей, о предопределенности их судьбы и самих поступков. Человек одержим стремлением познать мир, прочувствовать на себе высшие законы мироздания, но существуют границы, пересечь которые просто невозможно. Сколько бы человек не пытался, ему не удастся достичь самой вершины. Данная идея лежит в основе христианского мировоззрения, и автор передал ее в лирике. Та же мысль, например, заложена в библейском предании о Вавилонской башне, где людям не удалось достроить город, достающий до неба. Их честолюбивые помыслы рассыпались в прах, ведь все строители стали говорить на разных языках. Так, по мнению теологов, появились разные алфавиты, ибо Бог покарал своих созданий за чрезмерное любопытство. В стихотворении «Фонтан» Тютчев закладывает ту же мораль, но более примирительно: нам свойственно рваться ввысь, но нужно смириться с тем, что мы все равно упадем и не достанем до идеала.

И в своих размышлениях Тютчев находит точки соприкосновения человека с фонтаном. У этого созданного явления ход одинаковый. Струйки воды поднимаются наверх, достигают определенной высоты, но потом все равно падают. Также и в жизни человека, за взлетом идет падение.

«Фонтан» А.Фет

Ночь и я, мы оба дышим, Цветом липы воздух пьян, И, безмолвные, мы слышим, Что, струей своей колышим, Напевает нам фонтан.

— Я, и кровь, и мысль, и тело — Мы послушные рабы: До известного предела

Все возносимся мы смело Под давлением судьбы.

Мысль несется, сердце бьется., Мгле мерцаньем не помочь; К сердцу кровь опять вернется, В водоем мой луч прольется, И заря потушит ночь.

Анализ стихотворения Фета «Фонтан»

В произведении, созданном летом 1891 г. необычное наполнение приобретает лирическое «мы», от лица которого моделируется художественное пространство. «Ночь и я» — одинаково «безмолвные», спокойные и неторопливые участники летней сцены. Их окутывает пьянящий аромат цветущей липы, ставший яркой обонятельной приметой наступившего тепла.

Образ, давший заглавие стихотворению, не только оживлен, но и наделен даром речи. Герой и окружающая его гармоничная картина ночи слушают мудрую «песню» фонтана, которая занимает два из трех пятистиший.

Одушевленный персонаж напоминает о пределах познания и конечности земного бытия, обозначая общей формулой «послушные рабы» и потоки воды, и человеческие устремления. Аллегорический смысл речи уподобляет мысли и эмоции водяной струе, поданной под давлением. Какими бы грандиозными ни были желания и планы, всему суждено влиться в естественный круговорот, заданный божественным началом.

Лирический субъект «Фонтана» осознает драматизм земного существования, но не обостряет его до трагических нот. Произведение, появившееся примерно за полтора года до кончины поэта, подводит философский итог его творческим исканиям. Принять гармоничные законы природы, вписать в ее вечный цикл развитие человеческого общества — такова суть поэтического завещания Фета.

Метафора, ассоциирующая жизнь с бурлящими струями фонтана, организует аллегорический план и определяет особенности идейного содержания стихотворения. Важная роль отведена и олицетворениям: образ ночи, способной дышать, слышать и ощущать липовый аромат, придает поэтическому пространству динамичность и выразительность.

Спокойные интонации, оттененные светлой грустью, поддерживаются на уровне стиля. В его основе — приемы аллитерации и плавное движение, заданное при помощи четырехстопной хореической строки.

Аллегорическую картину, в центр которой помещен фонтан, за полвека до появления фетовского текста создал Тютчев. Его лирического героя привлекли не звуки, а зрительное великолепие «облака живого» из «огнецветной» водяной пыли. Детализованный, насыщенный яркими метафорами художественный мир тютчевского творения скрывает в себе трагическое содержание. Крушение надежд и желаний связано с мотивом высшего суда, грозного и неумолимого. Его атрибутом выступает карающая рука, обозначенная сложным эпитетом «незримо-роковая».

Анализ стихотворения Тютчева «Фонтан»

Стихотворения Ф.И.Тютчева, даже если они посвящены описанию природы, все проникнуты философскими мотивами-размышлениями о смысле жизни, о чувствах, о предназначении человека. Фонтан – это прирученная человеком природа. Его игра дает поэту очередную возможность вновь задать свои вечные вопросы.

Стихотворение состоит из двух строф, и это деление не случайно. Первая строфа – это наблюдение за взлетом и падением водного потока, «лучом» поднимающегося вверх и» падающего вниз. А вторая – это размышления о «смертной мысли» человеческой личности, о том, какие силы нею управляют и «какой закон непостижимый тебя стремит, тебя мятёт?».

Бесчисленные глаголы-олицетворения — «ниспасть», «рвешься» — дают возможность сразу же провести параллель между фонтаном и человеком, который также рвется ввысь, но редко достигает желаемого, разбиваясь при падении. Человек может стремиться к «высоте заветной» силой духа, силой воли, мыслью. Его движение вверх можно также понять и как познание высшего мира, мира Бога. Но всегда появляется «длань незримо-роковая», которая останавливает этот порыв.

Как и многие стихотворения поэта, «Фонтан» напрямую обращен к читателю — «смотри» — тем самым сразу же вовлекая его в активное наблюдение и размышление. При этом автор не прибегает к назидательно-поучительным интонациям – наоборот, он разными приемами подводит читателя к внутреннему монологу и глубокому осмыслению. В качестве таких приемов можно назвать множество эпитетов: «облаком живым», «фонтан сияющий», «водомет неистощимый», «луч упорный».

Особенно ярко и неожиданно воспринимаются метафоры, где водная стихия сравнивается со стихией огненной: «пламенеет», «влажный дым», «пылью огнецветной», «клубится». Дважды поэт использует слово «луч», причем в обеих частях. Но если относительно фонтана этот луч был на подъеме, то в отношении человека – уже на изломе.

На главную идею работают и приемы стихосложения, которые использует Ф.И.Тютчев. Так, повторяя бесконечное движение фонтана вверх-вниз, поэт использует кольцевую рифму. Размер стиха – трехстопный ямб: как будто вода набирает скорость и поднимается вверх, но безударные стопы разбавляют этот жесткий ритм философской элегии Ф.И.Тютчева.

Текст «Фонтан» Ф.Тютчев

Ниспасть на землю осужден.

О смертной мысли водомет, О водомет неистощимый!

Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя мятет? Как жадно к небу рвешься ты!. Но длань незримо-роковая Твой луч упорный, преломляя, Свергает в брызгах с высоты.

Анализ стихотворения Тютчева «Фонтан»

Ранний период творчества Федора Тютчева напрямую связан с пейзажной лирикой. Однако в отличие от таких своих современников, как Аполлон Майков или же Афанасий Фет. Тютчев пытается не просто запечатлеть красоту окружающего мира, но и найти логическое объяснение тем или иным явлениям. Поэтому неудивительно, что стихи молодого дипломата, которые он публикует под различными псевдонимами, носят философский характер. Впрочем, в них присутствует и изрядная доля романтики, ведь в первой половине 19 века Тютчев живет в Европе и знакомится со многими немецкими поэтами. Их творчество оказывает на него определенное влияние, и очень скоро сам начинает считать себя одним из представителей русского романтизма.

Тем не менее, произведения Тютчева в этот период отличаются некой «приземленностью», ведь за красивыми эпитетами улавливается глубинный смысл. Автор постоянно проводит параллели между человеком и природой, постепенно приходя к выводу, что все в этом мире подчиняется единым законом. Подобная мысль является ключевой и в стихотворении «Фонтан», написанном в 1836 году. Сегодня уже трудно сказать, как именно родилось это стихотворение. Однако не исключено, что автор попросту наблюдал за фонтаном, пытаясь разгадать его загадку. Именно по этой причине первая часть стихотворения носит описательный характер и изобилует метафорами.

Так, поэт сравнивает фонтан с «облаком живым», которое «клубится», словно дым, но при этом переливается на солнце всеми цветами радуги. Однако поэта интересует не столько красота фонтана, сколько та сила, которая заставляет водную струю подниматься вверх до какого-то предела. Затем, по мнению поэта, с точки зрения простого обывателя и вовсе происходит нечто непонятное, так как некая невидимая сила возвращает поток воды, который «пылью огнецветной ниспасть на землю осужден».

Конечно, законы физики никто не отменял, и найти объяснение подобному явлению не составляет труда. Однако Тютчев не собирается этого делать, так как не хочет лишать самого себя того неуловимого очарования, которое дарит ему самый обыкновенный. Под мерное журчание воды поэт пытается постичь суть вещей и приходит к весьма неожиданным выводам, которые излагает во второй части своего стихотворения.

В ней он находит неоспоримое сходство между фонтаном, который именует «неистощимым водометом», и человеком, чья жизнь так напоминает водную струю. Действительно, начиная свой земной путь, каждый из нас поднимается вверх по невидимой лестнице. Кто-то делает это медленно и неуверенно, а для кого-то подобное восхождение можно сравнить с мощной струей фонтана, выпущенной под напором. Обращаясь к невидимому собеседнику, поэт о. Однако рано или поздно наступает тот момент, когда силы человека иссякают, а жизнь поворачивает вспять. «Но длань незримо-роковая твой луч упорный, преломляя, свергает в брызгах с высоты», — подчеркивает автор. При этом он отдает себе отчет, что через этот жизненный рубеж проходят практически все люди. Поэтому их сходство с фонтанами кажется Тютчеву неоспоримым. И подобные выводы лишь убеждают поэта в том, что и живая, и неживая природа подчиняются единой силе. которая на высшем уровне управляет миром. Нам же остается только подчиниться, ведь все давно уже предопределено. Можно пытаться достигнуть незримых высот или же считать себя непобедимым, но рано или поздно все равно наступит тот момент, когда период восхождения сменится падением. И чем стремительнее человек поднимался вверх, тем быстрее он будет падать, подобно брызгам фонтана.

Источник

Урок музыки по теме «Утро». Программа Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой

Разделы: Музыка

Класс 3

Цель урока: познакомить учащихся с образами природы в музыке русского композитора П.Чайковского и норвежского композитора Э.Грига.

Задачи:

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Музыкальный материал: П. Чайковский “Утренняя молитва” из “Детского альбома”.Э. Григ “Утро” из сюиты “Пер Гюнт”. М. Мусоргский “Рассвет на Москве реке”. Музыкальная игра “Слово на ладошках”, песня “Светит солнышко” А. Ермолова, сл. В. Орлова.

Используемое оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, CD-диск, инструмент фортепиано.

Наглядный материал: портреты композиторов П. Чайковского, Э. Грига, М. Мусоргского, презентация.

ХОД УРОКА

I этап. Организационный момент

Вход под музыку Э. Грига “Утро”. Музыкальное приветствие. Презентация. Слайд 1

2 этап. Повторение пройденного материала

Учитель: Сегодня мы с вами переходим к освоению содержания нового раздела учебника “День, полный событий”. Напомню, что в рамках этого раздела во втором классе мы встречались с музыкой двух русских композиторов: П. И. Чайковского и С. Прокофьева. Это были пьесы из “Детского альбома П. Чайковского и из альбома “Детская музыка” С. Прокофьева. В этих сборниках композиторы рассказали музыкой о том, как протекает день маленького человека с утра до вечера с играми, танцами, песнями, событиями и переживаниями прожитого дня. В эти сборники композиторы включили и пьесы, рисующие образы и картинки природы.

3 этап. Изучение нового материала

Презентация. Слайд 3

Учитель: Разворот учебника, с которым мы сегодня работаем, называется “Утро”. Открывается он пьесой, которую мы слушали во 2 классе. Это “Утренняя молитва “ П. Чайковского. На развороте учебника представлен портрет маленького Пети Чайковского. Он был глубоко верующим человеком.

Учитель. С чего начинался день верующего человека?

Учитель. Действительно, раньше день любого человека, и взрослого, и ребенка, начинался и заканчивался обращением к Богу. Послушайте “Утреннюю молитву”. Какое настроение, душевное состояние ребенка передается в этой пьесе?

Приложение 1. (Звучит “Утренняя молитва” П. Чайковского).

Учитель: Итак, какое настроение, душевное состояние ребенка передается в этой пьесе?

Дети. Спокойное, умиротворенное, светлое, безмятежное. “Утренняя молитва” светлая, чистая, безоблачная. День только начинается, на душе спокойно и радостно.

Учитель. Какими средствами музыкальной выразительности передается это настроение? Какая мелодия? Как она звучит?

Дети. Напевная, плавная, широкая, мягкая, похожая на песню.

Учитель. Действительно, мелодия песенная, она останавливается на длинных, выдержанныхзвуках. Мелодия звучит один раз или повторяется?

Учитель. В каком ладу звучит пьеса?

Дети. В мажорном, светлом.

Учитель. Что происходит с динамикой, как она развивается?

Дети. В начале музыка звучит тихо, затем громче, потом затихая и в конце очень тихо.

Учитель. На начало, середину или окончание пьесы приходится кульминация, наивысшая точка эмоционального развития?

Дети. Кульминация в середине пьесы, на самом высоком, ярком звуке.

Учитель. Вспомните окончание пьесы. Как она заканчивается? Что мы слышим в конце?

Дети. Повторяющийся звук в низком регистре, очень тихо.

Учитель. Что он изображает, на что похоже это звучание?

Дети. На мерные удары большого колокола, который возвещает об утреннем богослужении.

Учитель. А о чем молился ребенок утром?

Дети. В утренней молитве ребенок благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы день его прошел благополучно. Он молился о здоровье родных и близких, и чтобы он не огорчал своих родителей.

Учитель. Ребята, обратите внимание на рисунок художника в учебнике на стр. 24. Что там изображено?

Дети. На рисунке показана детская комната, ребенок сидит у окошка, смотрит вдаль, думает, размышляет, мечтает. За окном тихая, спокойная погода.

Учитель. Как вы думаете, сходны ли настроения музыки и картины?

Дети. Да, они созвучны. И музыка, и картина тихие, спокойные, умиротвореные.

Презентация. Слайд 4

Послушайте эту пьесу. Какие образы и картины можно представить, слушая музыку, какое утро “нарисовал” композитор? Можно представить себя в роли дирижеров, передавая характер музыки выразительными жестами рук.

Слушание с пластическим интонированием.

Учитель. Итак, какие образы и картины можно представить, слушая музыку, какое утро “нарисовал” композитор?

Дети. Утро, спокойное, светлое, безмятежное, доброе. Можно представить картину наступления нового дня, пробуждения природы. Вся природа просыпается: встает солнце, поют птицы, шелестит легкий ветерок в листве, журчит прозрачный ручей. И, слушая музыку, словно можно увидеть легкий туман и утреннюю дымку.

Учитель. Какими средствами музыкальной выразительности создается эта картина? Какая мелодия?

Дети. Мелодия песенного характера. Она звучит очень мягко, плавно, ласково, нежно, распевно. Она звучит много раз, повторяясь у разных инструментов: у флейт, у гобоев и волторн.

Учитель. А почему именно деревянные духовые солируют, на что похоже это звучание?

Дети. Тембры духовых инструментов напоминают звучание пастушеской свирели, а волторна звучит как охотничий рог.

Учитель. В учебнике представлена нотная запись основной мелодии. Вся мелодия словно вырастает из основного мотива, основной интонации, как колос из зернышка. Давайте споем эту мелодию (пение с опорой на нотную запись мягко, не форсируя звук).

Учитель. Как развивается музыка?

Дети. Она начинается очень тихо, затем постепенно нарастает, в музыку включаются все новые инструменты. Звучание становитсявсе более мощным и ярким и доходит до кульминации.

Учитель. Почему именно такое развитие, что изобразил композитор?

Дети. Музыка словно рассветает, показывая, как встает солнце.

Учитель. Вот что сказал сам Э. Григ об этой музыке: “Это настроение утренней природы, где, как мне кажется, при первом же форте солнце прорывается сквозь облака”.

Учитель. А что дальше происходит с музыкой?

Дети. Звучность постепенно ослабевает, становится все более прозрачной и тихой.

Учитель. Ребята, музыка Грига, рисуя картины природы, одновременно выражает и чувства человека, который любуется красотой природы. А какие чувства или душевные состояния человека передаются в этой музыке?

Дети. Радость наступления нового дня, восторг и восхищение красотой природы, душевный подъем. И, в то же время, спокойствие, умиротворение, любовь к родной природе.

Учитель. Музыка Грига созвучна норвежским народным стихам:

Ту песню пою я, услышат ее
Все люди от края до края,
И правду о северной дивной земле
Расскажет им песня родная.

Презентация. Слайд 5

Эдвард Григ родился в прекрасной северной стране с живописной, хотя и суровой природой. Это Норвегия – страна неприступных скал и диких горных ущелий. Берега ее изрезаны причудливыми заливами – фьордами. Густые хвойные леса покрывают склоны гор и побережье.

В течение долгих лет Норвегия находилась в подчинении у Дании, позже Швеции. Экономический и политический кризис тормозил развитие страны. Но в середине 19 века в Норвегии начала развиваться культура, живопись, музыка. Широчайшую популярность в конце 19 в. завоевала музыка Э. Грига. Он родился в небольшом городке Бергене 15 июня 1843г. Отец его был широко образованным человеком. В его доме часто звучала музыка. Он играл на рояле и скрипке. Мать была отличной пианисткой, хорошо пела. В доме часто устраивались музыкальные вечера.

Музыкальность родителей унаследовали и дети. Эдвард был четвертым ребенком в семье. Первой учительницей Эдварда была его мать, Госпожу Гезину радовали успехи сына, но она редко хвалила его. Эдвард любил сказки, которые ему рассказывала мать.

Презентация. Слайд 6

Горы, леса и реки населяли диковинные существа. В горах жили странные великаны тролли. Под землей обитали гномы – хранители великих богатств. В лесу можно было встретить эльфов – прекрасных сказочных существ.

Впечатления детства отразились и в творчестве Грига. В своей музыке он стремился к использованию своеобразного норвежского фольклора. Композитор изучал норвежские народные песни и танцы. И, конечно, вся музыка его проникнута норвежскими народными интонациями. Очень любил Григ родную северную природу и воспевал ее в своей музыке.

Презентация. Слайд 7

Учитель. Ребята, а если мы сравним “Утреннюю молитву” Чайковского и “Утро” Грига, что общего мы отметим?

Дети. И русский и норвежский композиторы обращаются к образам родной природы, рассказывают о мыслях и чувствах людей, любующихся ее красотой. В музыке обоих композиторов чувствуется согласие между миром природы и миром людей.

Учитель. А в чем отличие?

Дети. Музыка Чайковского больше отражает душевное состояние ребенка утром, а музыка Э. Грига рисует картину утренней природы и выражает отношение человека к ней. Учитель. Ребята, вспомните знакомое музыкальное произведение, в котором композитор так же нарисовал картину утра, наступления нового дня.

Звучит фрагмент вступления к опере “Хованщина” М. Мусоргского “Рассвет на Москве реке”. Ребята угадывают.

Презентация. Слайд 8

Учитель. Сравните основную мелодию Мусоргского с мелодией пьесы “Утро” Э. Грига. Что между ними общего?

Дети. Обе эти мелодии звучат плавно, как песня, протяжно, мягко, повторяясь несколько раз с динамическим нарастанием.

Учитель. А в чем различие?

Дети. Мелодия Мусоргского звучит в духе широких, протяжных русских народных песен, в ней слышны переклички петухов. В средней части – колокольный звон, возвещающий о начале утреннего богослужения. Это утро в городе. А мелодия Э. Грига имеет норвежский колорит. В ней – картина бескрайних просторов Норвегии.

Учитель. Итак, вот такая разная может быть “утренняя” музыка в творчестве различных композиторов.

4 этап. Вокально-хоровая работа

Презентация. Слайд 9

Учитель. Ребята, сейчас я предлагаю вам музыкальную игру “Слово на ладошках”. А вы не слышали такого, что разные слова можно встретить везде: и на небе, и в воде, на полу, на потолке? (Учитель поет 1 часть песни-игры?).

Учитель. А сейчас вы как эхо будете повторять слова, которые я вам предложу.

(Учитель исполняется вторую часть песни-игры, дети повторяют как эхо слова).

Учитель. Ребята, слова можно находить везде. И места, где мы можем находить эти слова, могут быть самыми неожиданными. Они легко отыскиваются на носу, в шляпе, в кастрюле, они могут петь и кружится. Мы можем найти такие слова и в утреннем пейзаже. Они могут быть, например, такими (учитель поет 2 часть песни с другими, “утренними” словами, а дети как эхо повторяют).

Утро (утро) – доброе (доброе)

Птицы (птицы) – звонкие (звонкие)

Солнце (солнце) – яркое (яркое)

Учитель. А дома вы сами можете найти слова к этой песенке.

Учитель. В песнях современных композиторов тоже часто показываются образы утренней природы. Одна из таких песен, “Светит солнышко” композитора А. Ермолова на слова В Орлова. (Дети исполняют песню под минусовую фонограмму).

(Работа над четкой дикцией, пофразным дыханием, легким, полетным звуком, выразительностью исполнения).

5 этап. Подведение итогов

Учитель. Итак, ребята, мы с вами познакомились сегодня с музыкой утра в творчестве разных композиторов. И музыка эта передавала не только краски рассвета, но и те душевные настроения, которые возникали при виде восходящего солнца. Каждый композитор пользовался своим музыкальным языком, не требующим перевода. А какие произведения особенно понравились и запомнились вам? (ответы учащихся).

Домашнее задание. Ребята, дома нарисуйте иллюстрации к понравившимся произведениям. И те образы, которые вы “увидели”, слушая музыку, передайте в своих рисунках.

Спасибо, наш урок окончен. Пусть всегда ваше утро будет добрым!

Презентация. Слайд 10

(Выход под звучание песни “Светит солнышко”).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *