какое произведение написал фонвизин

Денис Иванович Фонвизин

Детство Фонвизина прошло в патриархальной обстановке в доме отца-чиновника ревизион-коллегии. Образование получил в университетской гимназии и на философском факультете Московского университета 1760. По окончании университета Фонвизин поступил в иностранную коллегию в качестве переводчика, но уже в 1763 перешел на службу чиновником при кабинет-министре Елагине. С 1769 до 1783 Фонвизин служил у гр. Панина П. И., в коллегии иностранных дел в качестве секретаря. В 1785 Фонвизина разбил паралич.

Лит-ая деятельность Ф. началась еще в бытность его студентом Московского ун-та. В 1761 он перевел с немецкого басни Гольберга, затем ряд нравоучительных сатирических произведений: «Торг семи муз», «Жизнь Сифа, царя египетского» Таррасона, «Альзиру» Вольтера и др. В 1762 Ф. переехал в Петербург и здесь развил усиленную лит-ую деятельность. Он был постоянным гостем кружка Козловского. В результате сближения с этим кружком Ф. написал «Послание к слугам», в котором обнаружил религиозный скептицизм и дал резкую характеристику духовенства. Хотя в дальнейшем замечается отход Ф. от атеистических взглядов, однако он навсегда остался врагом клерикализма, религиозного обскурантизма, всякого рода суеверия (см. Письма к родным, 1768). В 1764 Ф. выступил впервые с самостоятельным драматическим произведением, с комедией «Корион» (переделка Грессетова «Сиднея»). Через несколько лет после «Кориона» появляется социально-бытовая комедия «Бригадир» (написана 1766-1769, напечатана 1786).

В развитии действия Ф. следовал французской классической теории, обрисовке характеров учился у Мольера, Гольберга, Детуша, Скаррона; толчок к созданию комедии на национальные темы был дан Лукиным (его комедией «Мот, любовью исправленный» и его критическими замечаниями о том, что нужно писать комедии «в наших нравах»).

Ф. был ближайшим в данном отношении предшественником Пушкина, Гоголя. Жизненность, типичность Скотининых, Митрофанушек, Простаковых не раз отмечались в позднейшей русской лит-ре: на балу у Лариных выступает «Скотининых чета седая»; Лермонтов в «Казначейше» показывает «времен новейших Митрофана»; Арина Петровна Головлева несомненно прямой потомок Простаковой.

При создании своей комедии Ф. использовал огромное количество источников: и статьи лучших сатирических журналов 70-х годов, и произведения современной ему русской литературы (произведения Лукина, Чулкова, Эмина и др.), и произведения английской и французской литератур XVII-XVIII вв. (Вольтер, Руссо, Дюкло, Лябрюйер и др.), но вместе с тем Ф. остался вполне самостоятельным.

В комедии «Недоросль» Ф. в значительной степени освободился от правил французской классической комедии. В комедии, правда, соблюдены единство места, времени, имеются резонеры, но развитие действия идет по-новому, приемы обрисовки героев иные. Ф. дает всестороннюю обрисовку действующих лиц, дает типические характеры в определенной исторической обстановке. Ф. вывел в комедии значительное количество лиц из «низов» (Тришка, Еремеевна, учителя), причем даны они по-новому, не для потехи слушателей, как это было во французской классической комедии; наоборот, он показывает их на сцене, чтобы вызвать к ним или сочувствие (Еремеевна, Тришка, Цифиркин), или отрицательное отношение (Вральман, Кутейкин). Первоначальный вариант комедии Ф. «Недоросль» (70-е гг.) говорит о длительной, упорной работе Ф. над нею. Этот вариант заключает в себе ряд нравоописательных картин, без социально-политической заостренности и по характеру своему стоит ближе к «Бригадиру», чем к «Недорослю». В 1783 Ф. принимал деятельное участие в журнале «Собеседник», напечатал в нем «Опыт российского сословника», «Челобитную Российской Минерве от российских писателей», «Вопросы сочинителю былей и небылиц», «Поучение, говоренное в Духов день». Кроме того Ф. готовил к печати «Всеобщую придворную грамматику». В своих «смелых вопросах» (Добролюбов) автору «Былей и небылиц» Ф. дал резкую критику современных ему государственных порядков и общественных пороков: фаворитизма при дворе, морального упадка дворянства и т. п. Смелые вопросы Ф. вызвали у Екатерины большое недовольство.

В последнее десятилетие своего царствования Екатерина II открыто пошла по пути жестокой реакции, жертвой к-рой стал и Ф. Несмотря на тяжелую болезнь, Ф. рвался к деятельности. В 1788 он задумал издавать журнал «Стародум», получил разрешение и стал готовить материал, но по распоряжению Екатерины журнал был запрещен. Незадолго до смерти Ф. обращался с просьбой к Екатерине о разрешении ему издать перевод Тацита, но разрешения не было дано.

Материалы, предназначенные Фонвизиным к печатанию в журнале «Стародум», дают нам основание утверждать, что Фонвизин до конца своей жизни остался верен передовым взглядам.

Лучшие произведения Ф. ярко и правдиво отражали жизнь, будили умы и помогали народу бороться за изменение своего тяжелого положения.

Источник

Денис Фонвизин

русский писатель, автор комедий

какое произведение написал фонвизинДенис Иванович Фонвизин

Денис Иванович Фонвизин, писатель, создатель жанра русской бытовой комедии родился (3) 14 апреля 1745 года в Москве, в дворянской семье. Обучался он в гимназии при Московском университете, а после и в самом университете на философском факультете.

В 1756-1759 годах участвовал в любительских представлениях университетского театра Михаила Хераскова, а затем и в Публичном театре профессиональных актёров. В период с 1769 по 1782 год работал секретарём графа Панина в коллегии иностранных дел. В 1777-1787 годах Фонвизин проживал во Франции.

Деятельность Фонвизина как литератора началась ещё в его студенческие годы, когда он делал ряд переводов басен и сатирических произведений с немецкого языка. Всего за свою творческую жизнь писатель перевёл 226 басен.

Первым произведением Фонвизина, написанным именно им, было «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке». В 1769 году написана комедия «Бригадир» (напечатана лишь в 1786 году), а в 1783 напечатана его самая известная комедия «Недоросль», которая впервые была поставлена годом ранее.

Есть легенда, что после премьеры «Недоросля» в Петербурге к Фонвизину подошёл князь Потёмкин и сказал: «Умри, Денис, лучше не напишешь». По другой версии, эти слова принадлежат Державину, а не князю Потёмкину.

Комедия «Недоросль» до сих пор с большим успехом ставится на сценах театров. По классической традиции, героям даны «говорящие» имена: Простаковы, Скотинины, Митрофан, Софья, Цыфиркин, Вральман и т.д. Во время обучения в Нежинской гимназии Николай Гоголь играл в студенческих спектаклях роль Простаковой.

В последние годы жизни Фонвизин работал над своим автобиографическим произведением «Чистосердечное признание», но закончить его не успел.

Денис Иванович Фонвизин умер (1) 12 декабря 1792 года в Петербурге.

Источник

Денис Фонвизин

краткая биография

какое произведение написал фонвизинРоль и место в литературе

Денис Иванович Фонвизин был литератором екатерининской эпохи, публицистом, драматургом, переводчиком, создателем национальной бытовой комедии. Он занял особое место в литературе как автор литературной сатиры, поражающей глубиной постижения нравов.

Неоценимый вклад Фонвизина в русскую литературу и искусство заключалось в интенсификации идеи классицизма. Созданная им комедия «Недоросль», тесно связана с особым течением в литературе и искусстве (живописи и архитектуре), которое зародилось в некоторых европейских государствах в век подъема абсолютизма (полная власть монархов, олицетворявшая единство, суверенитет и целостность государств) в начале XVII века и обретшее название классицизма.

Произведения Фонвизина повлияли на весь литературный мир того времени. Фонвизин, как и Радищев, стремился реалистически изобразить жизнь простого народа. Осуждение крепостнического режима, почитания дворянской знатью культуры западного общества, взяточничества находят место в его сочинениях. После него такие же мысли отображал и Крылов.

какое произведение написал фонвизин

Некоторые приемы сатиры, а также образы, которые использовал Фонвизин, находят место и в некоторых произведениях Пушкина. Фонвизин в своих произведениях показал, как крепостное право оказывало растлевающее влияние на помещиков и крестьян. Просуществовав до 1861 года, крепостное право еще сильнее разлагало личность человека, чем это было во времена Фонвизина.

Фонвизин своими литературными работами показал новый этап роста национального искусства. Литературные труды Фонвизина подаренные им для будущих поколений, входят в сокровищницу русской литературы.

Происхождение и ранние годы

Родился будущий писатель 14 апреля 1745 года в Москве, в семье дворян, происходившей из старинного немецкого рода ливонских рыцарей. Его предки переехали из Лифляндии при правлении царя Ивана Грозного. Фамилия его прадеда в то время писалась раздельно на немецкий манер с приставкой фон (барон Петр Фон Визин). Слитное написание было установлено позднее.

У Дениса Ивановича Фонвизина было трое братьев и четыре сестры. Отец писателя, Иван Андреевич Фонвизин, во время царствования Петра I обучался морскому делу. Он прослужил во флоте девять лет, затем перевелся служить в сухопутные войска, а потом был на гражданской службе.

Образование

Фонвизин, пока ему не исполнилось 10 лет, воспитывался дома. Отец будущего великого писателя, был не очень образованным человеком, но, несмотря на это, обучением всех своих восьмерых детей занимался сам. После домашнего обучения Дениса и его брата Павла отправили на учение в гимназию для дворянских детей, которая была открыта при университете Москвы.

какое произведение написал фонвизин

Учеба маленькому Фонвизину давалась хорошо, и он был на прекрасном счету в гимназии; ему много раз давали награды, даже дважды выступал с речами на русском и немецком языках на публичных актах.

Как лучший ученик гимназии в 1758 году Фонвизин едет в Петербург, где его представляют покровителю университета того времени, И. И. Шувалову, и императрице Елизавете.

Роскошный дворец, а также увиденное им театральное представление производит на мальчика огромнейшее впечатление.

В 1759 г. Фонвизин стал студентом философского факультета Московского университета, и через 3 года, когда ему исполнилось семнадцать лет, заканчивает университет.

Творчество

Первые свои литературные произведения Фонвизин написал, будучи еще студентом университета. Над переводами нескольких басен и других сочинений немецких авторов он начинает работать с 1761 года. Фонвизин постоянно посещал литературный кружок Козловского. В 1764 году он выступает со своим драматическим произведением «Корион», написанным в комедийном стиле. В 1786 году впервые вышла в свет социально бытовая комедия, которую Фонвизин назвал «Бригадир». В 1883 году опубликована вторая комедия «Недоросль», которая и стала самым известным произведением писателя.

Главные произведения

В 1782 году в самом известном произведении литератора, комедии «Недоросль», во всей своей полноте и блеске проявляется талант Фонвизина как драматурга. Эта пьеса, так же как и «Бригадир», дает конкретное изображение русской действительности.

какое произведение написал фонвизин

Фонвизин читает «Бригадира»

какое произведение написал фонвизин

«Недоросль» известна всем не только, как «комедия нравов», но и как первая общественно-политическая комедия. Драматург мастерски сумел сделать из приусадебного уголка дворянского поместья общественную трибуну и показать в ней «злонравия плоды». В этом произведении зазвучали вопросы, волновавшие русских свободомыслящих людей, живших в «веке Просвещения»: ответственность государя за народ, обязательное ограничение самовластия помещиков, воспитание достойных граждан своей страны. Невежество и злой нрав были основными пороками, которые были осмеяны в комедии. Одной из центральных тем в «Недоросле» является тема воспитания, на первом месте которой стояла образованность. Эта пьеса, которую Фонвизин написал более чем двести лет тому назад, не утратила свою актуальность и в теперешнем времени. В ней звучит предостережение для нынешней молодежи от повторения ошибок Митрофанушки. Комедия «Недоросль» одаренного Фонвизина всегда будет для народного чтения и будет всегда удерживать почетное место в истории русской литературы.

Последние годы

Литературной деятельностью Фонвизин занимался до последних дней своей жизни, невзирая на то, что был тяжело болен (паралич), но в лице императрицы Екатерины II, он встретил резкое неодобрение. Ему было запрещено опубликовывать пятитомный сборник сочинений, журнал «Друг честных людей, или Стародум», и не получил разрешение на перевод Тацита. В конце жизни великий писатель работал над автобиографической работой «Чистосердечное признание», но окончить ее не успел.

1 декабря 1792 года Дениса Фонвизина не стало.

Хронологическая таблица (по датам)

Год (годы)Событие
1745Год рождения Дениса Фонвизина
1777-1778Жизнь и деятельность во Франции
1779Снова на Родине
1781Служба статским советником
1782Успешно прошла премьера произведения «Недоросль»
1783Пьеса «Недоросль» была поставлена в Москве
1792Не стало Дениса Фонвизина

Интересные факты

Память о писателе

Именем великого драматурга в России названо 15 улиц и 1 переулок (по данным 2013 года). Улицы Фонвизина есть и в Украине. В 2016 году в столице России открыли станцию метро Фонвизинская.

Источник

Русская литература Фонвизина

Вы будете перенаправлены на Автор24

Известный литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский так писал он Фонвизине: «Русская комедия началась задолго до Фонвизина, но началась только с Фонвизина: его «Бригадир» и «Недоросль» наделали страшного шума при своем появлении и навсегда останутся в истории русской литературы, как одно из примечательнейших явлений».

Начало литературного творчества

С шестнадцати лет Фонвизин занимался переводческой деятельностью. Первым переведенным им произведением стал сборник басен немецкого автора Хольберга. За этой работой последовали переводы античной классики и произведений писателей-просвещенцев, например, Вольтера.

Любимым писателем Фонвизина был Жан-Жак Руссо, французский философ эпохи Просвещения.

Фонвизин был человеком живым и остроумным, обладающим удивительным чувством юмора и природным даром иронии. Все эти качества позволяли ему создавать поразительные по своему содержанию комедии, высмеивающие пороки общества. Раннее творчество Фонвизина отличалось ярко выраженной сатирической направленностью.

Готовые работы на аналогичную тему

Комедия «Бригадир»

В 1769 году из-под пера Фонвизина в свет выходит комедия «Бригадир», премьера которой увенчалась большим успехом. Успех этот был настолько велик, что писатель был приглашён в Петергоф, чтобы лично прочитать «Бригадира» императрице Екатерине Великой.

В «Бригадире» заметен огромный интерес Фонвизина к национальному русскому быту, русским характерам и нравам, к русской ментальности.

Существует, однако, и другое мнение, которое гласит, что действием в комедии является любовная интрига. Против данной теории говорит тот факт, что в «Бригадире» есть сцены, совершенно не связанные с любовными разговорами. Для классической комедии XVIII века наличие лишних сцен и персонажей было недопустимо.

Сложно определить, посвящена ли комедия описанию счастья умных, таких как Софья и Добролюбов, или же описанию горя глупых, таких как Бригадир и Советница, Советник и Бригадирша. Но ясно, что Фонвизин в своём произведении создаёт образы людей, говорящих на одном языке, но совершенно друг друга не понимающих. Бытовой и разговорчивый мир порока противопоставляется миру молчаливой благодетели.

Зрелое творчество

В «Рассуждении. » Фонвизин довольно резко критиковал деспотизм режима правления Екатерины II и требовал конституционных преобразований, угрожая в противном случае провести эти преобразования силой.

После написания «Рассуждения. » писатель уезжает во Францию, где пристально наблюдает за политической и общественной жизнью страны, чтобы лучше понять российскую действительность и найти пути к улучшению жизни русского народа.

По возвращении на родину Фонвизин пишет «Рассуждение о непеременных государственных законах», адресованное будущему императору Павлу Петровичу. В этом произведении Фонвизин отмечает, что государству необходимо ограничить крепостное право, поскольку Россию охватывал безграничный произвол.

Эта же тема отразилась в написанной в 1783 году комедии «Недоросль».

Комедия «Недоросль»

В «Недоросле» автор поднимает следующие темы:

Герои этой комедии делятся на «бытовых» и «героев-идеологов». Бытовые герои порицаются Фонвизиным. Это Простакова и Простаков, Скотинин, Митрофан. Те, кто погряз в застое и неподвижности, люди, тянущие Россию назад. Герои-идеологи же, напротив, являют собой образы идеальных дворян и людей, способных к духовной эволюции. Это Стародум, Софья, Милон и Правдин.

Существует легенда, после премьеры «Недоросля» князь Потёмкин сказал Фонвизину: «Умри, Денис, лучше не напишешь».

Императрица Екатерина была так недовольна «Недорослем», который, по её мнению, покушался на государственные устои, что запретила дальнейшую публикацию любых произведений Фонвизина.

Последние годы жизни

Под конец своей жизни Д.И. Фонвизин вышел в отставку, но продолжил заниматься литературным трудом вопреки сковавшему его параличу. Поздние произведения писателя были встречены большим неодобрением императрицы, запретившей публикацию пятитомного собрания сочинений Фонвизина.

В эти годы Фонвизин занимался по большей части публицистикой и драматургией. Он писал для журналов, а также создал комедию «Выбор гувернёра», драматический фельетон «Разговор у княгини Халдиной» и автобиографию «Чистосердечное признание».

Источник

Творчество Дениса Фонвизина в русской литературе

Д. И. Фонвизина нередко называют подлинным родоначальником русской комедии. Ведь еще его современники были в восторге от театральных пьес, которые ставились по мотивам произведений драматурга и писателя. Однако старомодным творчество Фонвизина назвать никак нельзя, ведь в своих произведениях он высмеивает главные пороки человека. А они, к великому сожалению, не из столетия в столетие изменений не претерпевают.

Немного интересных фактов из биографии Фонвизина

Фонвизин становится частью литературной жизни в тот период, когда императрица Екатерина II проявляла существенный интерес к работам мыслителей, творивших в русле европейского Просвещения. Правительница уделяла внимание работам Дидро, Вольтера и других. Однако либерализм и снисходительность императрицы очень скоро сошел на нет, а Фонвизину было суждено оказаться в гуще дворцовых сплетен и политической борьбы. Денис Фонвизин, пристально наблюдавший за дворцовой жизнью, быстро сумел занять место сатирика, который саркастически высмеивал пороки тогдашнего общества. К таковым относятся, в первую очередь, продажность, взяточничество, нарушение закона. А также столь часто практикуемый при дворе фаворитизм, который приводил к падению нравственного облика многих вельмож. Кстати, тяга к критике низменных черт характера, столь распространенных среди чиновников, у Фонвизина сформировалась еще с детских лет, так как его семья принадлежала к дворянскому классу.

Творчество Фонвизина в русской литературе

В русской литературе Фонвизин известен, в первую очередь, в качестве автора знаменитой комедии «Недоросль». Однако Денис Иванович также писал и прозаические произведения, поскольку в его литературном даровании талант сатирика сочетался с импульсивностью публициста. И правда, очень немногие смогли избежать бичующей, не знающей никаких граней фонвизинской сатиры. Ее побаивалась сама Екатерина, а о мастерстве писателя восторженно выражался сам А. С. Пушкин. И по сей день читательскую аудиторию удивляет этот дар выдающегося писателя и драматурга. Многие предпочитают читать Дениса Фонвизина онлайн, ведь это удобно и современно.

Комедия «Недоросль»

Основной посыл данного произведения состоит в том, что воспитание должно быть направлено на то, чтобы сформировать в человеке высокие идеалы. Своему главному герою Фонвизин не просто так дал фамилию Скотинин (равным счетом, ее также носит и супруга персонажа). Ведь характеры этих действующих лиц в действительности делают их похожими на животных. Они стремятся только лишь к получению выгоды, демонстрируя глупость и недалекость. Читать комедию Недоросль рекомендуется в ее полном изложении; только в таком случае можно узнать все тонкости и сюжетные повороты данного произведения Фонвизина.

Смех Фонвизина справедливо называли уничтожающим, сокрушительным. Его мишенью становились теневые стороны как отдельно взятой личности, так и всего самодержавного строя. Полагаем, что произведения Фонвизина будут актуальными еще не одно столетие.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *